Доступная социальная работа за рубежом

Социальная работа за рубежом

Понятие «социальная работа» появилось в конце XIX в. в наиболее развитых в индустриальном отношении странах. Однако как социальный институт и профессию это понятие стали воспринимать постепенно на протяжении всего ХХ в., и впервые в этом значении оно было применено в Северной Америке и в странах Западной Европы.

Социальный статус профессия «социальный работник» обрела вначале в США, затем в странах Западной Европы, хотя первые специализированные учебные заведения, начавшие подготовку профессиональных социальных работников, были созданы сначала в Нидерландах (1910 г.), а затем уже в США, Великобритании и Германии. В период между Первой и Второй мировыми войнами учебные заведения были созданы в странах Латинской Америки и Британского содружества; после Второй мировой войны школы социальной работы были открыты во многих странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, в странах Восточной Европы и несколько позже – в странах Африки.

В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, подготавливающих профессионалов для социальной сферы. Так, только в 20 западноевропейских странах насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако существует немало и частных учебных заведений, например, только в Италии и Франции их более 120. В некоторых странах частный характер школ социальной работы обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии, например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учебных заведений.

Наибольшее число новых учебных заведений за рубежом было открыто в 60-е гг., когда социальная работа развивалась особенно бурно. Этот период характеризовался интенсификацией промышленного развития, ускоренным процессом урбанизации и перемещением населения. Одновременно происходили значительные изменения в рамках института семьи. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации, занимающиеся социальной работой, начали издаваться профессиональные журналы и специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Во многих странах Европы и Америки наряду с проведением государственных социально-политических мероприятий были созданы новые системы социальных служб, расширены возможности оказания помощи детям, создана сеть лечебно-реабилитационных заведений для лиц с ограниченными возможностями.

Социальная работа как часть социального благосостояния может быть определена как организованные действия добровольных лиц или правительственных агентств, направленные на предотвращение социальных проблем, уменьшение их последствий, или оказание помощи в решении существующих социальных проблем, или действия, направленные на улучшение благосостояния отдельных лиц, групп и общин.

Социальная работа внутренне противоречива: с одной стороны, она призвана экзистенциально помочь личности стать субъектом общественного бытия, способствовать ее индивидуализации, задействовав личностные и общественные ресурсы, а с другой стороны, как социальный институт должна выполнять социальный заказ государства, поддерживать социальный порядок в обществе.

В отечественной литературе, освещающей зарубежный опыт, принято упоминать различные организационные модели социальной работы и противопоставлять две из них – американскую и европейскую.

Различия в реализации этой концепции в основном определяются степенью участи государства в деятельности социальных служб, социального обслуживания, составляющей основу системы социального благосостояния. Часто систему социального благосостояния представляют как инструмент перераспределения общественного богатства для обеспечения равного доступа к общественным благам. Как показывает практика, это не соответствует действительности – кроме Швеции, пожалуй, нет ни одной страны, где бы это действительно делалось. В последние 20 лет социальная политика большинства западных стран, начатая Р. Рейганом в США и М. Тэтчер в Великобритании, имеет целью либо поддержать на прежнем уровне, либо даже увеличить разрыв между богатыми и бедными.

Направленность системы социального благосостояния в немалой степени зависит от традиций. Например, традиции индивидуализма и их антипод – традиции сотрудничества породили различные социальны системы благосостояния в США и Швеции. Традиции семейственности и семейно-родственных связей присутствуют в большинстве систем социального благосостояния, но в некоторых странах, особенно в развивающихся (Иран, Китай, Индия), они являются определяющимися в организации социальной поддержки.

Во всех странах мира за немногим исключением (Швеция, Финляндия, Исландия) система социального обслуживания финансируется практически по остаточному принципу, так же, как и международные программы оказания помощи слаборазвитым странам.

В настоящие время во многих странах используется смешанная модель социального благосостояния: в Германии, Франции, Швеции, Канаде, Бразилии функционируют, дополняя друг друга, государственные, неправительственные, некоммерческие и частные социальные службы; в США и Великобритании приоритет в области социального обслуживания отдан общественным, частным и коммерческим социальным службам, число которых постоянно возрастает в последние годы.

Международный опыт социальной работы убедительно свидетельствует о том, что для всех стран характерны общие стратегические проблемы социального развития, решаемые в каждой стране по-разному, а также о том, что действующие системы социального благосостояния, существенной частью которых является социальная работа, значительно улучшили качество жизни людей.

Дата добавления: 2016-11-19 ; просмотров: 1794 | Нарушение авторских прав

15. Основные модели социальной работы за рубежом ( на примере зарубежной страны).

Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы” (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.

В развитии социальной работы последние пять де­сятилетий занимают особое место, поскольку они прошли под знаком ее широкого распространения во всем мире. Несомненно, что этому способствовала деятельность Меж­дународной федерации социальных работников, создан­ной в 1956 г. С другой стороны, в этом же году фундамент здания социализма дал первую трещину (XX съезд КПСС и восстание в Венгрии), разрастание которой привело в конце 80-х — начале 90-х гг. к его крушению.

Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: “Социальная работа – это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей”.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой – разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как “социальное государство”, зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния. Параметры социального государства – услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран, в англоязычных версиях употребляется понятие “общество всеобщего благосостояния/благоденствия)”. Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

В развитии социальной работы могут преобладать либо государственные, либо общественные и частные органи­зации, занимающиеся помощью нуждающимся. В первом случае можно говорить о патерналистской, а во втором — о либеральной модели социальной работы. Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном го­сударственными, а в Соединенных Штатах Америки — не­государственными агентствами. В силу сложившихся традиций России основным фактором, определяющим разви­тие в ней социальной работы, является государство. Именно государство инициировало введение в России профессии социального работника на основе системы со­циального обеспечения. Наряду с государственными по­явились общественные и частные социальные агентства, но их вклад в развитие профессиональной помощи нуж­дающимся оказался незначительным.

Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники – одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.
В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которые включают следующие четыре концептуальные области:
? Назначение и цели профессии;
? Система ценностей, этика и философия практического направления;
? Основа знаний практического направления;
? Методы и средства, используемые в работе.
Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно.
Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.
Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.
В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт.
Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов – сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом.
Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп.
I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых
II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых.
III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых.
IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми.
V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми.
В США создана развитая законодательная база социальной работы с пожилыми как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, причем каждый штат, в силу децентрализации социальной политики и финансирования, имеет возможность проявлять значительную самостоятельность в законотворчестве и развитии разнообразных программ. Большая роль в их реализации отводится третьему сектору, общественным организациям. Многие из этих программ имеют ярко выраженную педагогическую направленность и решаются чисто педагогическими методами. Формы и модели реализации этих программ разнообразны, но большинство из них основаны на межпоколенном подходе.
И на Западе, и в современной России (по крайней мере, она к этому стремится) действуют рыночные механизмы управления экономикой последствия, которых для социальной жизни, социальной защиты населения бывают негативными. Однако, в частности, в США, научились, в том числе и средствами социальной работы, ликвидировать или снижать негативные результаты этих последствий. Поэтому специалистам социальной сферы России необходимо знать, как решаются социально-экономические проблемы на Западе, каковы принципы, механизмы их решения, как используются сами рыночные отношения для решения социальных проблем. Известно, что на Западе бизнес широко используется в социальной сфере, основываясь на платформе строгого экономического расчета при выборе форм и методов социальной работы и определения ее эффективности. Финансируется, поддерживается лишь то, что в настоящем или будущем сулит социально-экономическую выгоду. Под социальным понимается снижение преступности, безработицы, уровня наркомании и т. п.;
исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность.
В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется. В Великобритании социальные работники имеют весьма устойчивые позиции в клиниках по работе с психическими расстройствами, в том время как в Финляндии некоторые клиники по работе с психическими расстройствами перестали брать на работу социальных работников и вместо них предпочитают психиатрических сестер.
В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях. Я знаю, что подобные примеры есть в Испании и Нидерландах.
Частнопрактикующие социальные работники не так широко распространены в Европе как в США. Значительное количество частнопрактикующих социальных работников появилось в течение последних нескольких лет. Частная практика в области социальной работы подходит вплотную к терапевтической практике. Непременным условием для подобной практики является получение социальным работником специальной подготовки в практикующейся области терапии и наличие лицензии на ведение частной практики.
Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации:
? организация вокруг имеющихся проблем (или секторов)
? организация по территориальному принципу.
Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов.
В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.
В течение 70-х годов многие Европейские страны начали процесс реорганизации функций социального обеспечения и даже всей системы муниципального управления в сторону системы, организованной по территориальному принципу. Это означает, что группа специалистов из различных областей социальной работы начинает совместную работу по обслуживанию население определенной территории. Особенно тщательная работа по планированию организации социальных услуг, основанной на территориальном принципе была проведена в Великобритании. Многие другие страны последовали ее примеру. Было подсчитано, что оптимальной является территория, где проживает 2000 жителей. Это позволяет социальным работникам узнать людей, проживающих на их территории и, в свою очередь люди, проживающие на данной территории, получают возможность познакомиться и узнать обслуживающих их социальных работников. К тому же, подобная модель позволяет усилить профилактическую работу, так как появляется возможность отслеживать проблемы на их ранней стадии. Очень часто по территориальному принципу организовываются и медицинские услуги. Все это явилось одним из результатов стратегии Всемирной организации здравоохранения, которая делала ударение на базирующихся на сообществе, межсекторальных и пропагандирующих здоровую жизни подходах.
В большинстве стран взносы в социальное страхование выплачивают и предприниматели, и работники. Однако в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды и Франция большую часть платят сами работники, в Италии же наоборот — предприниматели, в Финляндии и Швеции — только работодатели платят взносы, а в Дании финансирование социальной защиты осуществляется из средств госбюджета. В США фактически отсутствует система обязательных взносов со стороны работодателей и, как уже говорилось, главное внимание уделяется коллективным договорам.
Опираясь на данные МОТ, можно сказать, что в конце 80-х годов на социальные нужды направлялись: в Швеции 31% валового национального продукта (ВНП); в Бельгии, Германии, Дании, Нидерландах, Франции 20%; в США 10%; более низкие показатели отмечаются в странах так называемого третьего мира, а также в Португалии и Японии.
Отличаются и величины выплат. Британия, Нидерланды и некоторые другие страны Cеверной Европы используют принцип равенства социальных пособий. В Бельгии, Германии, Франции размер выплат определяется взносами в страховые фонды, а в США и Канаде выплаты в целом направляются только самым бедным и исчисляются, исходя из степени их нуждаемости.
В западных странах можно выделить две основные принципиальные системы страхования по безработице:
1. государственное страхование, находящееся в руках тех или иных органов государства. Такое положение наблюдается в большинстве стран;
2. страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные кассы страхования по безработице. Эта система распространена в основном в странах северной Европы и некоторых других, в частности, в Италии, в ее аграрном секторе.
В первом случае контрольные функции возлагаются на министерства труда, занятости, социальных дел и на их подразделения на местах. Так, например, в Британии контроль осуществляется органами Министерства социальной защиты, в Японии – системой Министерства труда, в Германии – больничными кассами, которые, в частности, занимаются аналогичной работой по всем видам страхования. Такая же практика была распространена в Белоруссии начала ХХ в. В США и Канаде сбором средств в фонды страхования занимаются налоговые ведомства.
В большинстве стран финансовые средства на реализацию программ занятости формируются за счет налога на фонд заработной платы, но в то же время в Японии на четверть они дотируются из госбюджета, в Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах обложению подлежат как работники, так и работодатели. “Взносы трудящихся от общей суммы страхового взноса составляют: в Германии – 50%, в Канаде – 42%, в Японии – 37,5%, во Франции – 36%, в США – менее 4% и в Италии – 0%”.
По истечении срока выплат пособий по безработице человек имеет право получать специальное “социальное пособие” из государственных средств, которое очень невелико: чуть выше размера доходов, официально определяемого как черта бедности. Продолжительность получения социального пособия, как правило, не ограничена.
В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, – хотя и не на пустом месте – создавать современную национальную систему социальной работы.
Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа – социальная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика”. Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

Доступная социальная работа за рубежом

Социальная работа за рубежом является крайне востребованной профессией, в то время как в постсоветских государствах соц. работники, как правило, с трудом находят работу по специальности. Оплата труда социальных специалистов в этих странах также серьезно отличается от зарубежной. Тем не менее в ХХ веке имперская Россия имела развитую модель соц. работы, которая спокойно конкурировала с зарубежной.Для того чтобы досконально разобраться в системе социальной работы в Европе и США, необходимо рассмотреть развитие профессии с самых ее истоков.

Возникновение социальной работы

Этап возникновения социальной работы как профессии — XIX-XX век. Преимущественно тогда эта профессия рассматривалась как помощь инвалидам, беднякам или детям. На сегодняшний день она включает в себя очень большое количество различных отраслей, которые направлены в первую очередь на улучшение жизни людей.

После Второй мировой войны количество школ для соц. трудящихся увеличилось. Они открылись во Франции, Германии и других странах Европы. В целом пик развития данной профессии в Европе и США можно отнести к шестидесятым годам. Именно тогда большинство государств в западной Европе и мире переживало существенные реформы, и вместе с ними изменялась структура органов соц. работы и страхования. Было создано большое количество новых организаций, не только государственных или коммерческих, в то время процветала благотворительность. Специальные организации действовали по всему миру.

Мэри Ричмонд как основоположник профессии

В каждой стране мира высшие учебные заведения готовят специалистов данной профессии, первая подобная школа была открыта еще до признания социальной работы как профессии. Произошло это в Нидерландах в 1910 году. И недаром, ведь там трудилась женщина, которая сделала для этой отрасли просто колоссальную работу, — это Мэри Ричмонд. Все началось с того, что она входила в состав добровольной организации по помощи беднякам и другим людям, попавшим в беду. Этап формирования социальной работы в США начался именно с кампании этого фонда «Дружественный визит к беднякам».

Мэри Ричмонд- одна из основательниц профессиональной социальной работы

В ее рамках волонтеры посещали дома самых малообеспеченных граждан, но не только чтобы помочь материально. Сама Ричмонд считала, что бедность — далеко не материальное положение, это «стиль жизни» человека. Именно поэтому благотворительная программа делала своей целью не просто обогатить этих людей, а адаптировать их к жизни в социуме в необходимой мере. Позже развитие социальной работы было подкреплено трудом Ричмонд, который включал в себя практическое пособие для начинающих социальных работников.

Социальная работа в Европе и США сегодня

Со времен возникновения эта профессия в Европе эволюционировала до необходимого среднестатистическому человеку уровня. Тем не менее основная проблема соц. работы на сегодняшний день в том, что она должна и поддерживать человека психологически, и быть тесно связанной с государственными структурами. К примеру, центр помощи для женщин, пострадавших от домашнего насилия, крайне тесно сотрудничает с полицией, а дома престарелых — с докторами. Очень часто проблемы, с которыми клиенты обращаются за помощью, находятся «на грани» морали и закона. Поэтому процент профессионального выгорания среди социальных работников крайне высок.

В Европе и Америке социальный работник — профессия престижная и уважаемая. Стоит отметить, что обучают социальной работе в странах западной Европы преимущественно за государственный счет. Кроме того, большое количество политиков и государственных деятелей стран Западной Европы имеют высшее образование именно в этой сфере. Найти работу в США иностранцам также проще именно в этой отрасли.

Качество соц. работы оценивают в возможности не только решать проблемы населения, но и их предотвращать. Определенно, самой интересной страной в плане данной профессии на сегодняшний день является Германия, которой удалось сформировать точную систему, занятую необходимой работой со всеми слоями населения и со всеми возрастами.

На сегодняшний день деятельность соц. служб в странах зарубежья аргументируется несколькими моделями, основа для которых была заложена в книге Мэри Ричмонд «Социальные диагнозы».

книга Мэри Ричмонд «Социальные диагнозы»

Зарубежные модели социальной работы

В большинстве стран западной Европы социальная защита населения реализуется по остаточному принципу. Однако практически каждая модель имеет свои уникальные нюансы:

  1. Социально-демократическая модель соц. работы. Она прежде всего ориентирована на средний класс населения. Сформировалась и получила широкое распространение в государствах Скандинавии, кроме того, используется в Новой Зеландии. Роль государства в данной модели достаточно велика: оно гарантирует необходимые выплаты, но и облагает налогом граждан. В социально-демократической модели качество жизни человека стоит превыше всего.
  2. Бисмарковская модель. Была сформирована Отто фон Бисмарком, ее смысл прежде всего в создании системы социального страхования, также она полностью поддерживает такие организации, как профсоюзы. Данная система действует в большинстве стран западной Европы.
  3. Бевериджская модель. Свое название она получила по имени Уильяма Бевериджа — выдающегося британского экономиста. Вся прелесть данной системы состоит в выплате пособий всему населению. Размер пособия не зависит от материального состояния гражданина, кроме того, оно не отменяет страховых выплат. Подобная система широко используется в таких странах западной Европы, как Англия и Ирландия. Как ни странно, именно она больше всего подвержена критике.
  4. Либеральная модель. В первую очередь социальная работа в данной концепции ориентирована на людей с крайне низким доходом. Государство гарантирует социальное страхование, но для того, чтобы получать пособие, как в варианте Бевериджа, необходимо предоставить документы, которые подтвердят то, что вы действительно нуждаетесь в мат. помощи. Эта модель не используется в странах Европы, но применяется в Канаде и США.
  5. Неоконсервативная модель. Эта система не распространена, как предыдущие, но тоже имеет место. Ее суть состоит в том, чтобы максимально урезать любые государственные программы и выплаты. По мнению создателей этой теории, это должно побудить граждан страны к трудовой деятельности. На практике неоконсервативная модель не применялась до сих пор.

Каждая из моделей соц. работы по-своему актуальна, как можно заметить, в странах, где финансирование социальных служб происходит по первоочередному принципу, уровень жизни, как правило, гораздо выше, чем в тех, которые финансируют соц. институты в последнюю очередь.

На сегодняшний день государства характеризуются по уровню жизни граждан, именно это дает мощный толчок в развитии различных направлений в соц. работе.

Социальная работа в странах Европы и США

Введение в понимание сути социальной работы

На сегодня высококвалифицированных специалистов социальной работы, которые могли бы профессионально осуществлять работу по диагностике и прогнозирования социальных процессов, оказывать профилактическое, социально-терапевтическую, психологическую, педагогическую и правовую помощь различным категориям населения, в России не хватает. Это во многом объясняется тем, что профессиональная подготовка специалистов социальной работы началась в нашей стране только в середине 90-х годов и связана со значительными трудностями, которые обусловлены, прежде всего, отсутствием как практический опыт работы в этой области, так и весомых научно теоретических разработок по актуальным вопросам социальной работы и подготовки специалистов для социальной сферы.

В этом контексте значительный интерес для России представляет опыт различных стран мира, особенно США и Европы, где социальная работа и социальная образование имеют давнюю историю и богатые традиции, а социальная служба хорошо развита и созданы оригинальные системы профессиональной подготовки специалистов социальной работы разных уровней. Поэтому, по нашему мнению, целесообразным является изучение и творческое переосмысление зарубежного опыта, без чего интеграция Украины в европейское образовательное пространство будет невозможной.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальная работа в США

В развитых странах мира и, в особенности, в США профессия “социальный работник” очень распространен, пользуется большим уважением со стороны государства и общественности, а система разноуровневой подготовки социальных работников является динамичной и эффективной. Становление системы социальной защиты и социальных служб в США начинается с деятельности первых пансионов помощи бедным, организаторы которых выступали против беззаконного использования детского труда, городской антисанитарии, по улучшению условий труда, здоровья женщин и детей, по судопроизводства по делам несовершеннолетних, за развитие народного образования.

Термин “социальный работник” как юридическое признание профессии существует в США с 1956 г., Когда были созданы специальные высшие школы. Этот срок заменил предыдущий – “работник социального обеспечения”, “народный опекун” и другие. Критериями компетентности социального работника в США большинство специалистов (Л.Баер (L.Baer), Р.Федерико (R.Federico), Д.Хардкасл (D.Hardcastle), Х.Джонс (H.Johns), В.Ричaн (W .Richan), А.Мендельсон (A.Mendelsohn) считают:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • умение оценивать ситуацию,
  • разрабатывать план изучения социальной проблемы,
  • развивать способности человека в решении проблем, преодолении стрессов,
  • связывать людей с социальными системами,
  • квалифицированно защищать тех, кто испытывает любой дискриминации, с
  • пособствовать эффективной и гуманной действия систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами, возможностями,
  • совершенствовать эти системы, оценивать эффективность проделанной работы.

Сфера социальной работы в стране постоянно расширяется, деятельность социальных работников распространяется на различные правительственные организации, предприятия, офисы, школы, центры здравоохранения, агентства по охране семьи и ребенка, военные подразделения, церкви, тюрьмы.

Так, социальные работники церкви оказывают помощь прихожанам разного возраста:

  • беспокоятся о том, чтобы бездомные могли переночевать в церкви, а утром позавтракать в церковном дворе;
  • для тех, кто любит музыку, организуют концерты и др.

В армии социальные работники проявляют заботу о семье солдат, офицеров, помогают решать конфликтные ситуации между военнослужащими.

Социальная работа в Европе

Так как методы и функции социальной работы в ЭС схожи мы рассмотрим их на примере Шведской модели оказания социальных услуг. Служба социальной работы в Швеции сформировалась в начале ХХ в. В наше время она очень многогранна. Условно можно выделить три основные группы социальных работников. Первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами и работает в основном в медицинских учреждениях. Вторая группа представлена социальными педагогами. И третья группа включает собственно социальных работников (патронаж).

Определение потребностей общества в социальных услугах осуществляется через сбор, обобщение и анализ информации о состоянии и жизненные обстоятельства отдельного лица или целевой социальной группы с целью определения потребности в социальных услугах, видах и объемах их предоставления, оценки влияния услуг на преодоление сложных жизненных обстоятельствах.

Проблемы, с которыми приходится работать:

  • проблемы алкогольной и наркотической зависимости,
  • безнадзорность детей,
  • инвалидность,
  • конфликтные отношения между мужчиной и женщиной (супружеские измены, развод),
  • насилие в семьях, особенно в отношении детей,
  • правонарушения и преступность,
  • проблемы ВИЧ / СПИДа, наркотической зависимости,
  • потребность в лечении,
  • потребность в обучении, трудоустройстве,
  • отсутствие документов,
  • отсутствие навыков ухода за ребенком,
  • проблемы воспитания детей,
  • возвращение детей из интернатных учреждений в биологические семьи,
  • суицидальные попытки,
  • отсутствие одежды, обуви,
  • неполноценное питание,
  • отсутствие жилья
  • и прочее.

Социальные работники исходят из того, что не всегда личность может справиться со своими проблемами. Иногда нужно обратить внимание людей на возникшую проблему и подсказать способы ее решения. Социальная работа строится исходя из того, что большую часть проблем можно решить только объединенными, совместными усилиями. В обществе должны присутствовать взаимная помощь, неформальный социальный контроль и общения. Функции социальной службы в плане работы с общественностью состоит в том, чтобы реализовать все возможности, имеющиеся в обществе, чтобы решить свои проблемы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальная работа за рубежом (на примере 2 стран).

Когда пишут о соцработе за рубежом, обычно имеют в виду Канаду и США.

Изучение зарубежного опыта работы предполагает использование следующих методов: исторический метод (позволяет сравнить то, как шел процесс благотворительности в разных странах на разных этапах.);

сравнительный ( позволяет выделить объекты сравнения – общественно – политическое, соц – экономическое развитие);

системный метод (позволяет изучать зарубежный опыт как целостную систему, включающую в себя такие компоненты как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели соцработы);

Социальная работа в США.

Отличительной чертой является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных соцпрограмм на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Эта система позволяет полностью и оперативно реализовывать потребности людей в каждом регионе страны.

Социальное страхование и гос. помощь являются 2 основными формами гос. системы соцобеспечения. Различие их в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся, предпринимателей, лиц свободных профессий, а гос. помощь – за счет ассигнований из средств госбюджета, бюджетов штата, местных органов власти.

В 1935г в США Законом о соцстраховании были установлены 2 вида страхования – пенсии по старости и пособия по безработице, а со временем и пенсии по потере кормильца, пособия по нетрудоспособности, медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше.

Кроме общей федеральной программы на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профзаболеваний. Компенсация за увечье на производстве составляет до 2/3 зарплаты и выплачивается в основном частными страховыми компаниями.

Помощь бедным получила распространение в 60 гг и направлена на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей, нуждающихся в продовольственной, медицинской и жилищной помощи.

Система госстрахования дополняется частными системами страхования, имеющими 2 формы коллективную по месту работ и индивидуальную. 1/3 пенсий выплачивается частными компаниями.

В США распространены дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, пособий по безработице, субсидий на продолжение образования).

Для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг.

Особое внимание уделяется жилищно – бытовому обслуживанию инвалидов и пожилых. Практикуются доставка на дом обедов, купание в ванной, стрижка, стирка, транспортные услуги, гимнастика.

Спецучреждения соцработы с детьми предоставляют следующие услуги: организация спецгрупп профессионального обучения, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей, помощь родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д.

Обслуживание умственно отсталых детей осуществляется в психиатрических клиниках, домах – интернатах. В США проводится работа с бежавшими из дома детьми, функционируют приюты и общежития, проводятся консультации, беседы с родителями; оказывается помощь таким семьям.

Социальная работа с «группой риска» и с правонарушителями строится в США на основе программ: программ полиции, базовых программ судов по делам несовершеннолетних, программ школ. Программы школ разделяются на программы спецшкол и нормальных школ.

В США существует 2 формы исправительных учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. На период осуждения к подростку приставляется наставник.

Если рассматривать работу с неполными семьями , то можно отметить в стране широкое развитие групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера».

Одной из важных проблем американского общества остается проблема соцзащиты расовых и этнических меньшинств. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни (чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски). Бедность и безработица в расовых меньшинствах неблагоприятным образом влияют на структуру семей, положение детей в этих группах. Распад семей стресс дают такой импульс к негативным явлениям как алкоголизм, психические расстройства, суициды, бездомность детей, подростковая беременность, проституция. Практика соцработы в США с меньшинствами строится на ценностях, присущих соцработе, на понимании этнических реалий, на профессиональном подходе, на практическом опыте.

Социальная работа в Норвегии.

Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинаний, например пожертвований церквей, горожан, профсоюзов и т. п. Это может быть выражено в форме сиротских домов, поддержки людей с физическими недостатками, пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, и т.д.

В Норвегии можно выделить соцслужбы 3 видов: частные, частные при поддержке правительства или крупных предприятий, бюджетные.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода, каждый 10 занят в социальной сфере.

Организация общественного управления основана на 3 уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966г), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Большая часть деятельности региональных советов – это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и соцработы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми могут пользоваться люди и получать там услуги.

В муниципалитетах ведется контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах. Среди молодежи ведется работа «на улицах». Она имеет цель помочь молодым людям «завязать с наркотиками и алкоголем».

В семьях с неблагоприятными условиями ведется надзор, экономическая поддержка, помощь в устройстве детей в д/с, ит.д.

Служба здоровья несет ответственность за охрану здоровья населения, общественного питания в школах.

На муниципальном уровне есть следующие службы: центры добровольцев; службы, работающие с конфликтующими сторонами; молодежные клубы; приют для женщин; центры для беженцев; а также приюты, частные дома в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами.

В социальной работе в Норвегии выделяют 3 профессиональных уровня образования:

1. социальный работник (соционом) – работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечение социальной безопасности.

2. социальный педагог – работает с детьми в детских институтах.

3. соцработник специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных институтов.

133. Сущность, сферы и направления в организации социального воспитания.

Воспитание – одна из основных функций педагогики. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее конечной целью формирование личности полезной и нужной обществу.

Воспитание можно рассматривать как деятельность, как процесс, как ценность, как систему. Воспитание можно рассматривать в широком и в узком смысле.

Воспитание в широком социальном смысле – это процесс передачи подрастающему поколению социального опыта, накопленного человеком.

Воспитание в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, ведущий к развитию личности.

Воспитание в узком педагогическом смысле – предполагает формирование конкретных качеств, умений, навыков.

Социальное воспитание – планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-нравственной ориентации человека в процесс его социализации.

Содержание социального воспитания раскрывается через призму его основных направлений. Направления в организации социального воспитания можно определить исходя из основных сфер социального воспитания. К сферам соц. воспитания относятся образование (формальное образование, организация просвещения, стимулирование самообразования); организация социального опыта (организация работы с группами, организация работы с неформальными группами); индивидуальная помощь (оказание помощи конкретным группам людей, стимулирование саморазвития детей).

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 22 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. I. Медицинские осмотры (обследования) работников занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
  2. O не работает перехват звонка
  3. АГЗУ Спутник. Состав, работа.
  4. Агрессивный ребенок. Виды и причины агрессии. Работа психолога с агрессивными детьми.
  5. Адиабатный процесс. Уравнение адиабаты идеального газа. Работа идеального газа при адиабатическом изменении его объема.
  6. Аналитическая работа по изучению расходов на персонал
  7. АНАРХИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ М.А.БАКУНИНА.
  8. Аэробное и анаэробно-аэробное энергообеспечение мышечной деятельности, средства и методы повышения их мощности и емкости на примере избранного вида спорта.
  9. Б6.2 Назначение руководителя работ при работах по нарядам и распоряжениям в электроустановках.
  10. Б9.3 Перечислить в каких случаях запрещается работать с переносных лестниц и стремянок.