Дошкольное образование в США

Система образования США

Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся – как школьников, так и студентов – есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.

Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы». На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.

Однако детский сад и дошкольные классы – это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.

Система школьного образование в США

В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.

Школьное образование в США делится на три этапа:

  • начальное (1-5 классы) – дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
  • среднее: Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) – помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
  • старшие классы: High School (9-12) или Senior High School (11-12) – сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).

В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.

Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.

В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.

С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий: от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране.

Государственные и частные школы в США

По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие – материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.

Частные школы – это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.

Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки.

Высшее образование в США

В систему высшего образования США входят колледжи и университеты – частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год, на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.

Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.

Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major – основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий.

Демократичность в формировании учебного плана однако предполагает достаточно дисциплинированное отношение к учебе: это и посещение занятий, и своевременная сдача всех контрольных и исследовательских работ. Последнему в системе высшего образования США уделяется особое внимание: помимо привычных россиянам лекций и семинаров, студентам американских вузов приходится много времени проводить над исследованиями или проектами. Зачастую они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в США уверены, что обучение может строиться не только по схеме «от преподавателя к студенту», но и «от учащегося к учащемуся». Также подобная работа развивает умение трудиться в команде, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.

Наконец, не последним фактором, сделавшим американскую систему высшего образования столь почитаемой во всем мире, является финансово-материальное обеспечение. Оно позволяет не только поддерживать прекрасное оснащение вузов, но и содержать штат действительно сильных преподавателей, которые зачастую приезжают в США из других стран.

Все вместе – сильная академическая подготовка, возможность выбора дисциплин исходя из собственных профессиональных планов, ориентированность образования на реальные секторы экономики – позволяет оставаться системе высшего образования в США сильнейшей в мире.

Система образования в Америке неоднородна. Начальные и средние государственные школы США не всегда внушают доверие. Они предлагают набор базовых предметов, которых одаренному ученику, скорее всего, покажется недостаточно. Родители, прочащие своим детям успешную карьеру, предпочитают отправлять их в частные школы. Однако американские вузы и колледжи, как частные, так и государственные, из года в год венчают мировые рейтинги. В них сочетается демократичность учебного процесса и высокий уровень образования, поэтому целеустремленный студент может быть уверен, что получит от учебы именно то, что нужно.

Дошкольное образование в США

Исторический аспект дошкольного воспитания

Первый детский сад в Америке появился в 1855 г. Он был создан немцами – эмигрантами. К концу девятнадцатого века количество садов ощутимо выросло, они образовывались для детей из бедных слоев населения, где женщины занимались промышленным производством. Но до настоящего времени в Америке еще нет единой государственной системы воспитания детей. На данный момент в США большее внимание уделяется организации групп обучения и воспитания младших дошкольников (до 4-х лет) при государственных школах, сейчас в США дошкольное образование сосредоточено на советской системе дошкольного воспитания. Все же, работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно, об этом сообщают Американские специалисты. Так, в настоящее время только в 24 штатах Америки при школьных округах организованы такие «младшие дошкольные» группы.

Структура и подразделение дошкольного образования.

Система образования, в США является децентрализованной, она не имеет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Все дело в том, что вопросы об образовании не разъяснены в Конституции США, и получается, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Несмотря на это, с 1980 г. в США существует Министерство образования (это одно из самых маленьких Министерств в правительстве США, в нем около 5000 сотрудников), перед которым стоят такие задачи, как:

  • – наблюдать за выполнением федеральных законов об образовании;
  • – сбор информации об учебных заведениях Соединенных Штатов;
  • – распределение и управление внедрением федерального финансирования образовательных планов.

Министерство образования Соединенных Штатов само не воссоздает учебных заведений и ими не управляет. Его состав определён так: Национальный институт по дилеммам инвалидности и реабилитации; Управление федеральной поддержки студентам; всевозможные консультативные советы и комитеты и другие.

Среди дошкольных учреждение США существуют: дошкольные учреждения при государственных школах, при колледжах, университетах; частные детские сады; детские центры; группы развития; детские сады при церквях и национальных общинах; сады от предприятий.

Дошкольное образование в Соединенных Штатах не обязательно. Родители могут, сами определять в какое воспитательное учреждение отдать детей в возрасте 3-5 лет.

Дошкольное образование в Америке включает в себя 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) они осуществляются в таких дошкольных учреждениях, как: ясли, детсады и подготовительные дошкольные центры – общественные и частные заведения для детей ясельного и детсадовского возраста, Nursery school.

  • *В яслях находятся дети с 3-4 лет, они получают изначальные знания в чтении, счете, рисование и музыке.
  • *Children Day Care Center – центр развития детей разного возраста.
  • (Варианты названий: Child сare, babycare, daycare).

Kindergarten – в русском значении – детский сад т.е. детское учреждение, где дети проводят время, пока родители на работе, и заодно получают начальное дошкольное воспитание. Но общепринятым понятием термина Kindergarten в американском контексте является подготовительный год перед школой (с 5 до 6 лет). Если до этого возраста у семьи есть выбор, оставлять ребенка с няней или отправлять его в садик, то «подготовишку» обычно проходят все. По сути Kindergarten – это нулевой класс, где малышей подготавливают к обучению в начальной школе.

Оплата дошкольных учреждений. В любом штате и мегаполисе есть дошкольные учреждения, которые полностью или же отчасти финансируются агентствами по государственному образованию, коими правят в школах (дистриктах) или под управлением государственных и местных образовательных служб. Но большинство дошкольных заведении являются частными. Оплата в них колеблется от 1200 до 1600 долларов в месяц, сумма находится в зависимости от престижности заведения, своиств программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, естественно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в дошкольном учреждении. Существуют также программы дотаций, например, Head Start – сады для людей с невысокими доходами. В таких случаях оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а так же такие заведения могут быть и вовсе бесплатными. Необходимо отметить, что бюджет детского сада, заработная плата персонала, в основном складывается из взносов родителей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По окончании дошкольного образования, исходя из штата, родителям выдается сертификат, в котором оцениваются единые достижения ребенка. Это надобно в основном для зачисления ребенка в начальную школу.

Дошкольное образование Америки значительно отличается в разных её штатах. В большинстве случаев государственного дошкольного образования просто нет в штатах за исключением садика для малоимущих «Head Start» или же специализированных групп для дошкольников с отклонениями в развитии при государственных школах.

Цели и задачи дошкольного образования в США.

В Соединенных Штатах нет единой системы дошкольного образования. Оно образовывается в рамках определенного рода кратковременных или долговременных программ обучения, воззванных решать определенные задачи. Поэтому в США в наличии самые разные программы, рассчитанные на дошкольников, одни на весь день, иные – на часть дня. Бывают программы с гибким графиком, который позволяет родителям избирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на ребят 3-4 лет с отличительными чертами в развитии. Обычно это платные программы, но им предоставляется возможность финансироваться и из иных источников.

Ребенок сможет в начале дня заниматься по одной из программ, а во второй половине дня совсем по другой. Участие в различных программах и мероприятиях поощряется.

Сегодня распространена задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых большая вероятность неуспешного обучения в школе. Родители таких детей совместно с педагогами принимают участие в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Зачисление в Детское учреждение происходит свободно, т.к. любое заведение из многих близлежащих готово принять новых воспитанников. О зачислении в группу можно договориться за месяц-два, до начала её посещения. Если родителям или ребенку не понравилось – можно в любой момент перейти в другой детский сад.

Обустройство. Здание детского сада может быть в отдельности стоящим, хотя наиболее часто это несколько комнат на первом этаже высотного строения или же частный дом, который открывается для малышей на несколько часов в день. Младенцы находятся в отдельном помещении от более взрослых детей. На одного совершеннолетнего педагога приходится 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже одного воспитателя к 8 – максимум к 12 детям. Группы от 8 до 12 человек часто разного года рождения находятся под опекой одного воспитателя, а то и двух – при этом в одно и тоже время. Детки, находящиеся в одной группе весь день располагаются в одной комнате – в ней они промышляют, играют, кушают и спят. В полном распоряжении детей нескончаемое количество игрушек и принадлежностей для их творчества. Для сна предусмотрены мягкие матрасы, на которых если у ребенка возникнет желание, он может отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко урочного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться перед сном. Однако, если малышу необходимо, и он стал клевать носом – ему не только расскажут сказку, но и за ручку подержат, еще и рядом полежат. Именно поэтому место для сна ребенка является удобным. Время сна ребенок определяет сам, педагоги ему могут в этом только посодействовать, когда видят, что он перевозбужден.

Питание. Американцы немало говорят о своем здоровом питании, на самом же деле им даже и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: в детских садах нет, так знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, не следит за тем, чтобы ребенок поел, провоцируя его отпустить играть только при условии чистой тарелки. Ребята в саду едят то, что приготовили и принесли родители. Чаще всего еду из ресторанов быстрого питания.

В типичном среднестатистическом частном дошкольном учреждении во Флориде органической пищи почти нет (да и в более дорогом тоже),детей кормят рыбными, куриными палочками, пиццей, в редких случаях тушеной курицей с рисом, тушеными овощами и консервированными фруктами. Прием пищи происходит в основном в обед. Почти во всех садах завтрака нет, а на второй завтрак и полдник предоставляют горстку печенья и около 150 г сока.

В группе, где собираются дети 3-х лет по закону Флориды положено на 15 детей одна воспитательница (без нянечки). Плата за 3-х леток за полный день (5 дней в неделю) от 110 до 250 долларов в неделю.

Практически во всех дошкольных заведениях изучают буквы, числа, цвета, геометрические фигуры, т.е. то, что необходимо для дальнейшего обучения в школе. По определению, устойчивой программы для изучения нет, есть лишь их названия. Эффекты данного обучения часто зависят от района проживания семьи. Групп дошкольного развития, которые не включают в себя основные знания, необходимые для школы, просто нет. Например, просто нереально разыскать художественную школу для группы детей – только частные уроки. То же самое и с музыкой. Есть частные секции футбола, гимнастики, плавания и некоторых других видов спорта (естественно все платно и недешево).

Дошкольное образование в США

Опыт многолетней статистики показывает, что детские сады в Америке являются сферой, постоянно находящейся под контролем как государства, так и различных общественных организаций. Дополнительно можно добавить семейные диаспоры, религиозные общины, а также родительские сообщества. Все они осуществляют пассивное наблюдение и всевозможную помощь, возникающую в результате функционирования данных образовательных заведений.

Система образования США довольна необычна для нас, но многие считают её идеальной.

Детский сад в США

Общая характеристика

Соединённые Штаты активно стимулируют усовершенствование образовательных программ для заведений данного предназначения. Основная помощь заключается в материальной помощи населению, испытывающему необходимость пребывания ребёнка в детских садах. На сегодняшний момент система дошкольного образования заключается в следующем:

Результатом этого становится групповое втягивание детей в процесс обучения и воспитания, которое служит повышающим фактором для улучшения уровня образованности. Таким образом реализуется следующее: способности и шансы ребёнка на успешное обучение в школе возрастают, если с раннего детства приучить его к этому и проявить в нём интерес к предметам. Всё, что не сделано в раннем возрасте, наверстать в дальнейшем очень сложно.

Дошкольное образование в США начинается с так называемых школ-ясель. Все они отличаются полной укомплектованностью всем необходимым, что создаёт идеальные условия для физических, эмоциональных или умственных занятий, улучшающих общее развитие ребёнка. Двери таких заведений открыты для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Ясли в Соединенных Штатах Америки

По достижении пятилетнего возраста американские дошкольники попадают в детские сады, которые по существу являются нулевыми классами средней образовательной школы. Здесь происходит медленный переход от игр к обучающим программам, способствующих улучшенному восприятию информации:

Наибольшую популярность имеют дошкольные отделения средних школ. Их процент существенно превышает количество обучающихся в частных дошкольных заведениях.

Полезно! Американские специалисты высказывают мнение о том, что именно это время является идеальным для получения фундаментальных знаний и формируется личность маленького гражданина.

Занятия в детском саду в США

Классификация дошкольных учреждений

Как говорилось ранее, дошкольная система американцев подразделяется на 2 категории. Каждая из них предполагает занятия с детьми определённого возраста и по индивидуальным сценариям и программам. Все эти заведения для детей, в свою очередь, делятся ещё на несколько классов.

Частные

Частные садики являются наиболее распространёнными в Соединённых Штатах в 2022 году. На них приходится около 60% американских детей. Для таких заведений свойственно разнообразие, связанное с программами занятий, организацией питания и так далее. Как правило, в них имеется собственный автобус, оборудованный для перевозки детей, на котором осуществляются туристические и экскурсионные поездки.

Также он используется для дополнительной услуги, называемой в России «продлёнкой». Ситуация заключается в следующем: школы работают в среднем до 15 часов, родители ребёнка младших классов – допоздна.

В этом случае заключается договор, согласно которому ребёнка после школы будет забирать к себе садик, где он будет находиться под присмотром воспитателей. Сотрудник дошкольного заведения встречает ребёнка на крыльце школы и отвозит в сад. Для таких поездок и используется «садиковый» автобус.

Государственные

Государственные учреждения не пользуются популярностью среди населения. Это объясняется целым рядом существенных недостатков, достаточно знакомых по российским дошкольным заведениям. В первую очередь, это большое количество детей в одной группе, где внимания для всех категорически не хватает.

Огромная очередь, состоящая в большей степени из детей мигрантов или афро-американских семей, являющихся неблагополучными, делает государственные заведения ещё более невосприимчивыми для коренных американцев.

На дому

Надомные детские сады в Америке давно известны своей популярностью. В основном, они оборудуются в жилом доме, путём перепланирования одного помещения и детской уличной площадки. Помимо этого, требуется получить освидетельствование на курсах оказания первой медицинской помощи, сделать так, чтобы всё необходимое соответствовало нормативам.

Такие учреждения могут быть 2 категорий: большие и маленькие. Для последних максимальное число детей не должно превышать 10, при условии соответствующего возраста ребёнка и количества взрослых. Крупным домашним детским садам разрешается иметь до 12 детей, опять же при условии соблюдения требования, касающихся возраста и количества воспитателей.

Согласно статистике более 10% родителей предпочитает такие заведения всем остальным.

Детский сад на дому

При церкви

Церковное дошкольное образование или садик при церкви пользуется среди американцев хорошим доверием. Связано это с тем, что большая часть населения, отдающая туда своего ребёнка, уверена, что работают там только верующие люди, и ничего плохого в церкви не случится.

Дети, остающиеся в садике на весь день, кушают то, что приготовили дома его родители. Недостатком является то, что разогрева ланча там не предусмотрено. Если ребенок в 12 -13 часов забирается домой, то обедать он тоже будет там.

Вне зависимости от классификации американских садиков, особенности американского дошкольного образования заключаются в единых правилах для всех: большая часть времени, которое ребёнок здесь проводит, должна уделяться занятиям.

Для ознакомления родителей регулярно вывешивают список, какие занятия проводились с их детьми. Помимо этого, каждое утро на стенд добавляется меню на день с указанием блюд, планируемых для приготовления на текущий день (за исключением церковных садов).

Полдник в детском саду США

Условия содержания детей

Деятельность ребёнка, находящегося в детском саду, заключается в строгом ориентировании на составленное ранее расписание занятий. Оно едино для всех организаций. Приём детей осуществляется в период с 7:00 до 8:30. Далее все усаживаются на ковёр и играют с игрушками и любыми другими материалами.

Около 8:45 начинаются занятия: дети садятся вокруг воспитателя, поочерёдно здороваются, затем взрослый просит каждого из них рассказать что-нибудь.

После этого следует завтрак, который обычно приносится непосредственно в группу, затем последующие систематические занятия, настроенные на развитие определённой склонности ребёнка. Ближе к 12 часам детей кормят обедом и укладывают спать.

Перед этим они естественно идут в туалет и чистят зубы. С 12:20 до 14:00 — тихий час – время, в течение которого все дети отдыхают, а воспитатели делают анализ пройденного материала и готовятся к последующим вечерним занятиям.

Прогулка в детских садах США

После подъёма и процедур умывания наступает время полдника и ещё одного короткого занятия на свободную тему, выбранную преподавателем. При условии хорошей погоды около 15:00 все выходят гулять на детскую площадку, оборудованную таким образом, чтобы избежать проникновения на неё посторонних, не допустить выхода за её пределы детей и предотвратить возникновение несчастных случаев.

После 16:00 за детьми приходят родители. Одни сразу забирают их и уходят, другие задерживаются, чтобы поговорить с воспитателем. Закрываются американские детские сады ориентировочно в 18:00. Однако многие частные заведения могут увеличивать график своей работы по договорённости с родителями, освобождающимися позднее стандартного времени.

Работа детского садика в Америке представлена на видео.

История появления первых детских садов

Первый детский сад в США появился в середине XIX века, в 1855 году. Его организаторами стали немцы, иммигрировавшие туда в результате революции. Изначально такие заведения предназначались для детей от родителей немцев. Через 3 десятилетия, в результате борьбы женщин за равноправие, количество учреждений стремительно увеличилось.

Помимо этого причинами роста стал динамичный рост населения городов, увеличившееся количество детей граждан, не говорящих на английском языке, которых срочно нужно было «американизировать».

Основной целью первых садиков являлась благотворительная миссия, связанная с приготовлением пищи, предоставлением одежды и обуви. Помимо этого, содержание детей из неблагоприятных семей и их обучение соединённым традициям приводило к тому, что снизилось количество преступлений.

На начало XX века практически в любом крупном городе функционировали публичные детские сады и стали появляться подготовительные учреждения при средних школах.

Американский детский сад в конце 19 века

Метод Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870 — 1952) – итальянский учёный, педагог, первая женщина-врач, итальянка. В период свой деятельности она длительное время работала с детьми, имеющими отклонения в развитии. Именно она создала единственную педагогическую систему, широко используемую в данное время.

Концепция учения Марии Монтессори заключается в уверенности в том, что основной побуждающий мотив действий ребёнка является желание развиваться, которое присуще ему природой, инстинктом и физиологией. При этом каждый испытывает его по своему: у одних это проходит бурно и стремительно, для других медленно и неторопливо.

В плане автора присутствует описание различных сенситивных периодов развития — времени, когда определённая информация усваивается наиболее легко и непринуждённо. Наиболее крупными из них Мария считает следующие:

  • время развития физической активности;
  • момент развития моторики;
  • восприятие цветов, звука, запаха, веса, фактуры предметов;
  • усвоения математических знаков, геометрических форм и так далее.

Метод Марии Монтессори

Периодичность начинания определённой категории зависит от индивидуальности ребёнка, поэтому важным в этом случае является предоставить ему выбирать самостоятельно, исходя из собственных ощущений. Цель воспитателя заключается в подготовке предметной среды, с учетом потребностей развития полученных знаний.

Монтессори подготовила целый спектр дидактического материала, состоящего из огромного количества пособий, в которые добавлены современные дополнения.

Прежде всего она призывала придерживаться следующих правил:

  1. Не препятствовать ребёнку, если он хочет заниматься.
  2. После работы с материалами вернуть всё на свои места.
  3. Столкнувшись с новыми материалами, обратиться к воспитателю с просьбой показать, как с ним обращаться.
  4. При отсутствии у ребёнка желания заниматься он отправляется в игровую комнату, где можно прыгать, бегать и шуметь, не мешая другим.

В расписании занятий Марии Мотессори имеется специальное время, отведённое для прогулок и игр в таких комнатах. Все желающие могут зайти в них и заниматься чем угодно, однако для тех, кто желает остаться в группе и продолжить понравившееся занятие, делается исключение. Они остаются на месте и продолжают развивать свои проявившиеся признаки.

Именно таких нормативов и придерживается современная Америка. Учения итальянской женщины воспринимаются как своеобразный закон, нарушать который никто не имеет права. Однако главным критерием противоречащим её систематизации является классификация детей согласно IQ. Это можно назвать неравноправием, связанным с теорией об одинаковых возможностях для всех.

Интересно! Некоторые духовные направления относят Марию Монтессори к лику святых.

«Ни одного забытого ребёнка»

Одноимённый закон, принятый в 2001 году, предполагает увеличение финансирования программ, настроенных на литературную тематику Направлены они в первую очередь на то, чтобы развить навыки чтения с раннего детства. Данное законодательство оказывает финансовую помощь в разработке инструкций по обучению дошкольников чтению.

Программа развития для детей в возрасте до 6–7 лет располагает индивидуальной принадлежностью ребёнка к определённой обучающей тематике. При их составлении учитывается реалия современного американского образа жизни, которое имеет собственные прерогативы:

  • Мобильность американского общества. Проявляется это тем, что большинство родителей получают жизненный опыт во время путешествия по миру.
  • Многие дети (в большей степени из афро-американских семей) живут в неполных или нетрадиционных семьях.
  • Несколько поколений американцев выросло на телевизионных программах и компьютерных играх.

Репортаж о работе детского садика в США.

Все эти особенности американского образа жизни накладывают определённый отпечаток на программы дошкольных образовательных учреждений Соединённых Штатов в 2022 году и формулируют требования к частным целям, результатом чего становится следующее:

  1. Развивается самооценка. Ребёнок получает возможность почувствовать уверенность и полноправное участие любых процессов обучения.
  2. Усиливается ощущение комфортного посещения сада, последствием чего становится лучшее восприятие воспитателя и других детей.
  3. Поощрение детской любознательности и любви к учению с целью помочь детям выразить себя – изложить свои мысли, чувства и знание мира средствами устной речи, чтения, письма.
  4. Поощряется детская любознательность в отношении к литературе и любому проявлению собственной выразительности.
  5. Происходит обучение возможности формулировки своих мыслей на опыте средств устной речи, письма или чтения.

Программа воспитания позволяет обеспечивать жизнь ребёнка многообразными видами деятельности. Предсказуемый ежедневный режим с одинаковой последовательностью позволяет детям чувствовать себя в привычном для них круге общения. Она расширяет возможность знакомства с миром, осмысленной обработки.

В то же время это повышает чувство собственного достоинства, увеличивает уверенность в себе, проявляет способности работы в группе.

Созданная на основе индивидуальных разработок и опыта в анализе зарубежных заведений данного типа, она является сочетанием формальной и неформальной деятельности, помогает детям участвовать в исследованиях и проектах, позволяющих заниматься по одному и в группах.

В детских садах практически все виды деятельности предназначены для небольших групп. Любое занятие основано на получении результата, который учитывает интерес ребёнка, и его способность применить полученный навык и знание.

Сопоставив все плюсы и минусы американского дошкольного образования, можно отметить, что его характерная особенность — это многочисленные разнообразные подходы к занятости ребёнка. В большей степени это отражается государственными органами, диктующими свои условия:

  • определение основных направлений государственной политики, касающейся образования.
  • разработка стандартов.
  • подготовка общих требований.

Они действительны для всех действующих заведений установленного типа, а также для тех, кто планирует начать заниматься данным видом деятельности.

Помимо этого можно подчеркнуть основную цель программ, являющуюся подготовкой детей в школе, нацеленной на проявление самостоятельности, инициативности и раскрыть навыки общения.

Суммировав вышеуказанную информацию, можно отметить основную особенность системы дошкольного образования США. Главным критерием является полная поддержка государства, не зря данное направление в программе развития образования значится как «номер один».

Несмотря на то, что здесь действуют различные категории садиков, все они придерживаются единственной цели: познание первичного навыка чтения, письма и счёта. Именно эта цель с совокупностью со старанием государства направлена на подготовку к начальной школе.

Чем отличаются американские садики от российских, смотрите на видео.

Детские сады и школы США

Образование для детей – вопрос первостепенной важности для родителей. С учебой в школе все вроде бы ясно – среднее образование чуть ли не в каждой стране является обязательным. А вот как быть с дошкольной подготовкой? Посещение детских садов чаще всего – дело добровольное. Большинство родителей делают выбор в пользу дошкольных учреждений, но недостаток мест и иногда высокая плата вынуждают их отказываться от услуг детских садов.

В этой статье мы расскажем о системе дошкольного воспитания детей в США и о том, на что могут рассчитывать иностранные семьи.

Если ребенок родился на территории Соединенных Штатов, он автоматически становится гражданином этой страны. В вопросах образования это дает ему возможность бесплатно посещать государственные детские сады и обучаться в государственных школах.

К сожалению, иностранцы в США не могут обучаться за счет государственного финансирования. Поэтому, ребенок, не имеющий статуса гражданина или постоянного резидента страны, может посещать только частные учреждения дошкольного и начального образования (возрастная группа — от 5 до 14 лет, то есть до 8 класса).

Для посещения детского сада и учебы в любой американской школе детям выдаются визы категории F-1.

Детский сад

Дошкольное образование в США начинается с пяти лет и длится год – с пяти до шести лет. В некоторых штатах посещение детского сада обязательно. Для детей младше пяти лет в США нет государственных детских садов, только частные. Они достаточно дорогие: цены колеблются в зависимости от штата, образовательных программ, времени посещения (например, полный или неполный день, весь год или с сентября по май) и престижа района и самого сада. Год полного дня в детском саду в среднем может стоить от 2 до 8 тысяч долларов. А может и 25–35 тысяч – в Нью-Йорке, например. Во многих садах полным днем считается время пребывания ребенка с 9:00 до 14:45. Время с 8:00 до 9:00 и с 14:45 до 18:00 оплачивается отдельно. Частный детский сад можно выбрать абсолютно любой – здесь нет привязанности к месту жительства. Все зависит только от запросов и бюджета семьи.

Можно отдать ребенка в сад и до 2 лет, а точнее, от одного месяца, однако стоимость в таком случае увеличивается практически в два раза. И, конечно, такие сады непросто найти.

Существует несколько типов садов для детей от 2 до 4 лет. Бывают сады домашнего типа – его владелец должен получить разрешение организовать на территории своего дома детский сад и сертификат на пребывание в нем определенного количества детей. Есть и крупные сады, по организации напоминающие российские. В них идет четкое разделение по группам, возрастам.

Стоит отметить, что детские сады в различных штатах отличаются друг от друга – все зависит от законодательства конкретного штата.

Для русскоязычных малышей есть частные сады, в которых общение идет на русском языке. Чаще всего это домашние детские сады. Они рассчитаны в среднем на 8 человек, потому что именно такое количество детей может воспитывать один преподаватель, получивший лицензию. Возраст детей, принимаемых в такой детский сад, – от 2 лет и старше. Они дешевле, чем американские, в их стоимость включены завтрак и обед, в общении нет языкового барьера. Из минусов родители часто называют то, что в таких садах не так много, как им бы хотелось, уделяют внимание развивающим занятиям и творчеству (например, лепкой или рисованием), а в одной группе могут находится как месячные младенцы, так и полуторагодовалые дети.

Запись в детский сад

В первую очередь необходимо подать заявление о принятии ребенка в детский сад. Администрация детского учреждения рассматривает заявление один месяц и подтверждают или отклоняют его. Подача заявления платная – примерно от 100 до 300 долларов.

Оплата услуг детского сада обязательна и производится за все дни, включая праздники и выходные, а также дни, когда ребенок не посещает детский сад (например, в случае болезни). Если ребенок находится в саду дольше времени окончания работы сада, с родительского счета автоматически снимается определенная сумма, установленная администрацией детского учреждения. Зато здесь нет никаких сборов «на обустройство класса», «день рождения воспитателя» и так далее.

Детей делят на группы по возрасту. Эти группы, в свою очередь, тоже делятся на группы полного и неполного дня. Первая группа – начальная – дети 2-3 лет, вторая группа – промежуточная – дети от 3 до 4 лет. Все занимаются по собственному расписанию, которое составляется на год вперед. Родители каждый день получают описание того, чем занимались дети на протяжении дня.

Пребывание ребенка в детском саду

Один раз в полгода воспитатели проводят аттестацию, с помощью которой оценивают языковые способности ребенка, его грамотность, знание чисел и умение считать, понимание причинно-следственной связи и окружающей среды. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка, мнения воспитателей и желания родителей ребенка переводят в старшую группу. Общение администрации сада с родителями всегда проходит в письменной форме – по электронной почте.

Чаще всего в американских садах не предусмотрено питание, всю еду ребенок приносит из дома.

Следует учитывать и то, что, поскольку каждый день в саду оплачивается независимо от того, пришел ребенок или нет, родители часто приводят детей болеющими. Только температура выше 38 градусов может заставить воспитателя позвонить родителям с просьбой забрать ребенка. По закону он должен пробыть дома не менее одних суток, так что на следующий день вернуться в сад нельзя. Но, если ребенок был на приеме у врача и получил какие-либо лекарства, он может прийти в сад через 12 часов. Причем родители обязательно должны записать дозировку и расписание приема лекарств, чтобы воспитатели могли проследить прием медикаментов.

В большинстве случаев услуги няни стоят дешевле, чем детский сад. В среднем, от 7 до 15 долларов в час в зависимости от уровня профессионализма няни (естественно, студентам, желающим подработать, платят меньше, чем профессиональным бэбиситтерам).

Школа

В США существует три ступени школьного образования:

  • начальная школа – дети 5-12 лет;
  • средняя школа – дети 13-14 лет;
  • высшая (старшая) школа – дети 15-18 лет.

Как говорилось выше, иностранные дети не могут бесплатно учиться в государственной школе. Единственное исключение – международные программы школьного обмена. В этом случае иностранный участник программы зачисляется в государственную школу на срок обучения до 12 месяцев.

В средней школе (с 9-го класса) ребенок также может учиться в государственных школах. Но тут существует то же ограничение — не более 12 месяцев. К тому же, семья школьника должна возместить полную стоимость курса обучения за одного человека.

Для перевода или записи ребенка в американскую школу необходимо предъявить:

  • свидетельство о рождении;
  • справки о прививках и реакции на туберкулез;
  • визы;
  • так называемое «подтверждение адреса» – подтверждение места жительства в городе, в котором ребенок идет в школу.

Перед началом обучения в школе ученик должен пойти в класс ESL, где английский – второй язык. Затем его переведут в обычный класс. Какой — зависит от того, в какую школу он идет. Если это начальная (от нулевого до пятого класса) или средняя (шестой-седьмой) школа, то класс зависит от возраста.

В каждом штате есть специальные русские школы для русскоязычных детей. Несмотря на то, что занятия в них обычно ведутся на английском языке, в программу включены русский язык и русская литература. Чаще всего подобные школы открываются при православных церквах. Бывает, что и в обычных школах вводятся дополнительные занятия по русскому языку.

Дополнительно работают всевозможные студии, учебные центры и кружки для русских детей: фигурное катание, балет, танцы, рисование, гимнастика и многие другие. Здесь работают русские педагоги, занятия проходит только на русском языке.

В обычных (как государственных, так и частных) школах также есть внеклассные занятия. Это волейбол, баскетбол, группа поддержки, рисование и прочее. Чаще всего они оплачиваются отдельно.

Примерную стоимость обучения в частной школе за предыдущий учебный год (2015-2016) в зависимости от штата можно посмотреть здесь.

Дошкольное образование в США

Дошкольное и школьное образование в Америке

Система государственного образования в Америке включает в себя четыре уровня: начальное, среднее, высшее и постдипломное. Дошкольное образование – early childhood education делится на ясли, младшую группу (с двух до трех лет) и пре-кей (pre-K), куда принимают детей с четырех лет. Среднее или школьное государственное образование является обязательным, общедоступным и бесплатным. Любому ребенку, находящемуся на территории США, гарантировано право на школьное образование независимо от его статуса, национальности, религии, пола, физического состояния и владения английским языком.

Занятия в детском саду не являются обязательными, и выбор большой – от садика при храме любой конфессии, где ребенку также будет гарантировано религиозное образование, до центров Монтессори. Все садики частные (читай: платные), причем фраза “сад работает полный день” понимается нашими эмигрантами совсем иначе, чем американцами. В традиционном для нас представлении “полный день” – это занятия с восьми утра до пяти-шести вечера, с завтраком, обедом и полдником и с обязательным перерывом на сон. В Америке же сады работают с девяти до трех часов дня (или с восьми утра до двух часов дня), завтрак и ланч родители, как правило, дают ребенку с собой. А перерыв на дневной сон есть только в группах до пре-кей.

Более того, спят малыши в той же комнате, где до этого они бегали, играли, рисовали, лепили и ели. Вместо кроваток или даже небольших раскладушек им выдают (или просят родителей купить) небольшие спортивные маты для йоги или детские спальные мешки. Спят, не раздеваясь, а только сняв обувь – таковы требования пожарной безопасности. Неподготовленных “наших” родителей, у которых представления о детских садах осталось еще с советских времен, такое несоблюдение гигиены шокирует.

Стоимость садиков зависит от штата, в котором вы живете. Например, в городе Нью-Йорк вот уже второй год занятия в группах пре-кей бесплатны. Сделано это для того, чтобы привлечь как можно больше маленьких нью-йоркцев в такие сады – это поможет им в будущем легче адаптироваться в школе.

Students in Houlton Elementary School’s pre-kindergarten program participate in a number-learning activity on April 6, 2011.

В основном в детских садах с малышами занимаются развитием мелкой моторики, поделками, изучают с ними простые геометрические формы, буквы алфавита, цвета. Но при поступлении в подготовительный класс школы – Киндергартен (Kindergarten) ваши дети сдают экзамен, на котором их не будут просить раскрасить елочку или слепить шарик – их попросят прочитать простые слова, написать свои имя и фамилию, ответить на вопросы, назвать свой домашний адрес и номер телефона. Получается, между тем, чему учат в пре-кей и что требуется при поступлении в Киндергартен, большая разница. И я сама, присутствуя на таких экзаменах в качестве переводчика для родителей, не раз видела, насколько обескуражены малыши и как расстроены взрослые, когда ребенок не готов к школе. Проблема в том, что за дошкольное и за школьное образования отвечают два разных департамента, которые никак не могут договориться между собой и выработать единые требования. Так что пока вопросы подготовки к школе ложатся, по сути, на плечи родителей.

Итак, Киндергартен, или нулевой, подготовительный класс. В него принимают детей 5-6 лет. В зависимости от того, как дети сдали вступительные тесты, их распределяют по классам и решают, нужно ли посещать ребенку бесплатную государственную программу ESL (English as a Second Language). По этой программе занимаются все дети, у которых возникают трудности с пониманием, чтением, письмом и разговорным английским. Срок обучения ESL не ограничен только лишь Киндергартеном, вполне возможно, что ученик будет получать эту программу вплоть до окончания начальной школы.

Начальная (elementary) школа обычно длится до пятого класса (иногда до четвертого, в зависимости от штата). Опять же, сталкиваемся с понятием “полный день” – в Нью-Йорке это, например, учебные часы с 8.10 утра до 2.15 дня. Дальше по выбору родителя могут быть платные кружки или дополнительные занятия.

Любопытно, что в школе вы не увидите бегающих детей. Даже в столовую или в спортзал они идут строем, прижавшись к стене. Перемен между занятиями в привычном нам понимании почти нет – вместо них в классе устраивается физзарядка. Перерыв на короткий перекус тоже проходит в классе. Большая перемена – сорок минут – во время которой дети идут в столовую, а после ланча выходят гулять на школьный двор, если позволяет погода. Ланч можно приносить с собой, можно покупать в школе, а в случае, если семейные доходы небольшие, нужно заполнить специальную форму и тогда ребенок будет получать ланч по сниженной цене. В последнее время, кстати, в школьном меню появились не только гамбургеры и начос, но и салаты в больших количествах, и фрукты.

На занятиях в классах ученики сидят по четыре-пять человек за одним столом. Что еще необычно для нас – их часто усаживают на ковер в классе, особенно во время уроков чтения. Дети привыкают – и через какое-то время вы заметите, что ваш ребенок-школьник делает домашнее задание, лежа в кровати или на полу, но уж никак не за специально приобретенным для него учебным столом.

Визит директора в класс тоже не является чем-то из ряда вон выходящим. В отличие от российских школ, где вызов к директору всегда носит негативный характер, здесь директор позиционирует себя как старший друг школьников. По утрам директора школ встречают учеников и приветствуют их родителей, в конце учебного дня – провожает и беседует со всеми желающими. Когда была очень холодная зима, директор школы, в которой учатся мои дети, на собственные деньги купила варежек, шарфов и шапок и раздавала их ученикам.

Также помню свое потрясение, когда старший ребенок с гордостью мне сообщил, что “сегодня ел ланч в кабинете у директора”. Естественно, моя первая реакция была: “Что такого ты натворил?!” Оказывается, это очень почетно и только очень хороших учеников, которые примерно себя ведут, приглашают отобедать вместе с директором или учителями. Точно так же, как тем ученикам, которые помогают убирать со столов после еды, помогают школьникам младших классов, раздают сертификаты “Хорошего гражданина школы” (Good School’s Citizen). Такое вот гражданское воспитание с самого начала.

Дневников у американских школьников в привычном нам понимании нет. Два раза в год учитель присылает вам “репорт”, в котором указаны его оценки по всем предметам, включая поведение и даже общественную жизнь класса. Так же два раза в год проходят встречи с учителем, но не в присутствии всех родителей класса, как это принято в России, например, а один на один. Дни выделяются заранее и учитель назначает каждому родителю встречу в удобное для родителей время. Единственный государственный экзамен – state test – академические тесты по математике, биологии (науке) и английскому языку. Сдают такие тесты, начиная с третьего класса, в конце учебного года, а результаты приходят вам по почте ближе к августу.

Также особенность американского образования заключается в том, что каждый учебный год классы тасуются. Очень редко бывает так, чтобы дети учились вместе друг с другом, начиная с нулевого класса. Меняются каждый год и учителя. Для детей с тонкой душевной организацией такие перемены очень трудны, поэтому лучше подготовить их заранее.

С 6 класса начинается средняя (middle) школа. И это новый стресс для ребенка – помимо того, что у него опять поменяются одноклассники и учителя, он будет ходить в совершенно другую школу, ведь средняя школа находится в другом здании, отдельно от младшей. В средней школе, так же, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам, разработки тех или иных тем. Зато в каждой средней школе есть дополнительные кружки – либо спорт, либо музыкальные, возможно, театр. Участие в общественной жизни школы очень хорошо оценивается при поступлении в старшую школу и добавляет баллы при зачислении в колледж.

С 9 по 12 класс – это старшая школа (high). Старшие школы бывают разных типов, специализированные или академические, профессиональные и многопрофильные. В начале девятого класса все студенты проходят IQ-тест. Если он окажется ниже 90, то ученику советуют не идти на академическое отделение, а выбрать сразу практический курс. Академический пpофиль дает обpазование достаточное для поступления в вуз, а практический готовит к непосредственной деятельности сразу после окончания школы, например, работа в гаражах или в школьных мастерских.

Для получения диплома школьникам необходимо посетить определенное количество обязательных к изучению дисциплин. Все остальное можно выбрать самостоятельно, исходя из своих интересов – и, желательно, учитывая интересы колледжа, в который потом решит поступать ваш ребенок.

Обязательные предметы в старшей школе – математика (на выбор алгебра, геометрия или тригонометрия), один из предметов естественного цикла (физика, химия или биология), английский, иностранный язык (обычно испанский или французский), история США. Еще хотя бы один предмет нужно “взять” по выбору: компьютер, экономика, английская или мировая литература, фотография, рисование, хор, драма… Есть школы, где на выбор предлагается десятки курсов. Есть также “продвинутые” (honored) уровни изучения предметов. Чем больше таких “продвинутых” будет в табеле вашего ребенка, тем лучше для его поступления в колледж. В зависимости от выбранных предметов, ученики переходят из кабинет в кабинет, поэтому классов в старшей школе в привычном нам понимании нет. Для учеников, адаптировавшихся к таким перемещениям еще во время учебы в начальной школе, это не является проблемой.

Очень важные занятия для учеников старшей школы – благотворительность. Чтобы получить школьный диплом, каждый ребенок должен отработать определенное количество часов: либо помогать в домах престарелых, либо в общественных районных центрах, можно помогать остающим ученикам, разбирать школьную библиотеку или убирать мусор во дворе.

Есть и специальный 13 класс – Advanced Placement Program. Он для тех, кто желает глубже изучить те предметы, по которым планируется специализация в университете. Выпускники этого класса зачисляются сразу на 2-й курс университета. Далее желающие получить высшее образование могут поступать в колледжи или университеты, где получают за 4 года, степень бакалавра.

Важную роль в школе играет Родительская Ассоциация – что-то вроде нашего Родительского комитета. Ежегодно выбранные на общем родительском собрании активисты проводят различные мероприятия, собирают деньги на нужды школы, организовывают ученикам выпускных классов торжественные вечера. Родительские Ассоциации в Америке настолько влиятельны, что без их согласия нельзя даже назначить нового директора школы! Членов РА приглашают на собрания руководителей округа, они участвуют в распределении бюджета района и общаются напрямую с сенаторами штата. Да и когда ребенок поступает в среднюю или старшую школу, участие родителей в РА тоже учитывается.

Исходя из результатов тестов, складываются рейтинги школ. Чем выше рейтинг – тем, соответственно, лучше образование в этой школе. Проблема в том, что в государственную бесплатную (public) школу можно поступить, только если ты живешь в том районе, к которой она относится. Соответственно, цены на жилье в районах с хорошими школами значительно выше. Поскольку “прописки” как таковой тут нет, при поступлении в школу надо принести несколько подтверждающих твое местожительство бумаг – счет за электричество, официальное письмо из банка на твое имя и твой домашний адрес, например. Многие, конечно, пытаются мухлевать с документами, но если поймают – то штраф будет очень высоким, ребенка выгонят из школы, и в его личном деле появится соответствующая запись.

Рейтинги школ находятся в открытом доступе сразу на нескольких сайтах. Самые известные – GreatSchools и Niche

Особенности образования в США

Образование США в отличие от российского не имеет единой государственной системы. Американские дети в разных штатах учатся по определенным правилам, установленным этими штатами.

Ступени образования в США:

Дошкольное обучение

Если сравнивать систему обучения в младшей школе Европы с американской, последняя выиграет в плане демократичности. Например, во французских, английских и немецких школах детей принудительно распределяют по разным типам школ уже после первых лет обучения. Меньшее число школьников готовятся к продолжению образования в высших учебных заведениях в академических школах. Если в числах, то примерно 10-15% маленьких англичан переводят в грамматическое школы, французов — в специализированные лицеи, а немцев — в гимназии.

Остальные дети, обычно из простых семей переводятся в так называемые «школы тупики», на базе которых практически невозможно серьезно подготовиться, чтобы составить конкуренцию более удачливым ученикам из академических школ.

В Англии такие «тупики» носят название современных, в Германии — народных. Но главное не в названии, а в учебной программе. В таких учебных заведениях она на порядок слабее, чем в академических.

Дошкольное образование в США отличается. Там нет и не планируется введение иерархизированной системы. Примерно с 5 лет маленькие американцы получают начальное образование в дошкольных учреждениях, по сути, это нулевые классы школы. На этом этапе дети готовятся к первому классу сначала в игровой форме, а со временем плавно переходят к изучению основ письма, чтения и арифметики.

Где учатся остальные? Некоторые родители считают, что частные дошкольные учреждения могут дать ребенку больше. К ним относятся, например, удобные и безопасные школы-ясли для самых маленьких.

Система воспитания и обучения малышей построена при непосредственном участии педагогических колледжей. Основная часть школ для дошкольников от 3 до 6 лет работают на базе дошкольных лабораторий при тех же колледжах, религиозных общинах, созданных родителями кооперативов и аналогичных добровольных организаций.

Начальное образование в США

Младшая школа — независимое заведение, где с классом по всем предметам занимается один учитель.

Наибольшее количество часов отводится родному языку и чтению — почти 50% от всего учебного процесса. Все остальное время распределяется между другими предметами, причем меньше всего часов приходится на физкультуру и гигиену.

Средняя и старшая школы

Средняя школа в Америке делится на младшую и старшую. Младшая средняя школа по аналогии с начальной не предполагает единые учебные планы, методические материалы и программы государственного образца. Принципы обучения и учебники в каждом школьном округе индивидуальны, также, как и рекомендации в отношении планирования учебных часов, программ по отдельным предметам.

Среди всего этого многообразия можно отследить несколько общих точек соприкосновения. Так, например, средняя продолжительность учебного года в любой школе США составляет 170-186 дней. Независимо от штата дети учатся 5 дней в неделю – продолжительность занятий не превышает 6-ти часов – уроки начинаются примерно с 8-30 – учебный год поделен на семестры.

Начиная с 8 класса можно отсеять ненужные предметы и выбрать основные. Исключение — английский, физкультура, математика, гигиена, обществоведение, музыка, труд или домоводство и искусство.

Старшую школу дети заканчивают к 17-18 годам. В большинстве учреждений программа построена на углубленном изучении математики, естественных и социальных наук, английского языка.

Средние школы делят на:

  • профильные;
  • многопрофильные;
  • академические.

В многопрофильные школы поступают с 9-го класса. Обычно в таких заведениях представляют несколько вариантов для обучения с учетом направления будущей специализации. Самые популярные потоки: академический, индустриальный, коммерческий и общий. Реже — сельскохозяйственный.

Поступить в высшее учебное заведение можно выбрав академический профиль. При переводе в 9 класс школьники проходят тестирование для определения уровня знаний. Показатели ниже 90 указывают на нецелесообразность выбора академического направления. Таким школьникам предлагают учиться на одном из практических профессиональных курсов.

На отделении общей подготовки работает другая система. Ученики получают общие знания, но не в таком количестве, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Именно это направление в последние годы жестко критикуется и, возможно, в скором времени в программу будут внесены изменения.

Подводя итоги по разделу «американское образование в средней школе», остается отметить, что подготовка учеников по ее окончанию существенно отличается.

Помимо школ государственного образца в систему американского образования включены частные учебные заведения и учреждения, образованные при церковных общинах. В таких школах обучаются около 14% всех американских школьников. Религиозные школы курируются и финансируются религиозными организациями, обучение в них тесно связано с теологией. За последние несколько лет число таких школ заметно увеличилось.

Система оценивания

Оценки чаще всего выставляют в буквенном выражении. В большинстве школ страны это такие буквы, как:

А (отлично)— получают примерно 15% учеников. Это высокий уровень знаний, креативность мышления и безупречная подготовка.
В (хорошо) — около 25% учащихся. Уровень определяется как выше среднего.
С (средне) — 35% школьников. Считается удовлетворительным.
D (ниже среднего) — 15% учащихся, характеризуется как неудовлетворительный.
F (низкий) — 10% учеников, показывающие полное незнание предмета.

Чтобы продолжать учиться в средней школе необходимо сдавать работы на уровень С и не ниже. Желание продолжить обучение после выпуска должно подкрепляться выполненными работы с оценкой не ниже В.

Диплом в средней школе

По статистике, 9 из 10 детей после дошкольного обучения поступают в 1-й класс в 6 лет и учатся до окончания. Из них 94 % учеников продолжают обучение до 17 лет и лишь каждый третий выбирает путь с поступлением в колледжи и университеты.

Чтобы благополучно закончить среднюю школу и получить диплом, ученикам нужно сдать зачеты по основным 16 академическим курсам, включенным в программу на протяжении 4-х лет обучения.

Каждый предмет для удобства освоения разбивается на небольшие курсы. В средних школах деление на дисциплины практикуется особенно часто. Всего таких дисциплин может насчитываться до трех десятков. Так, например, только английский язык разделяют на литературу, творческое письмо, композицию, журналистику и так далее. Если это общественные дисциплины, то речь может идти о курсах по социальным проблемам, истории меньшинств в стране, коммунизме и пр.

Согласно рекомендациям комиссии по усовершенствованию американского образования, ученики в средней школе должны усилить изучение 5-ти основных предметов, составляющих базу образования. Желающие продолжать учиться в ВУЗах должны дополнительно пройти курс любого иностранного языка.

В США более трех тысяч элитных частных школ. Финансируют их отчасти меценаты , но в основном заведения существуют за счет платы за обучение. Плата за учебу в таких заведениях высокая. Обычно средний чек составляет от $20 000 в год. Учиться в частных школах в течение 10-12 лет могут только дети из обеспеченных семей. В США на такие учебные заведения приходится не более 3% учеников. Выпускники частных школ строят блестящие карьеры в сфере международных отношений, занимают в последствие руководящие должности, становятся крупными чиновниками. Диплом из подобного заведения ценится на вес золота и открывает двери в элиту американского общества.

Система высшего образования

Какие бывают колледжи

В колледжах студенты получают знания, приравниваемые к первым двум курсам в университете. Также в них предусмотрена возможность получения степени при успешном четырехгодичном обучении. В местных колледжах можно пройти курсы определенного направления:

  • профессиональные;
  • технические;
  • общие.

Каждый из этих курсов уже обеспечивает студентам специальность. Цель местных колледжей — дать возможность обучаться всем без исключения, поэтому они не предъявляют серьезных требований к поступающим, предлагают на выбор множество предметов при демократичной стоимости за обучение.

В последнее время американские университеты и колледжи работают над совершенствованием процесса обучения. Многие студенты могут учиться в ВУЗах с возможностью выбора занятий и часов. Еще один режим посещаемости носит название «неполный день». Студенты, обучающиеся по такой программе, не заинтересованы в получении академической степени в будущем.

Ссылка на основную публикацию