Образование и обучение в Монголии

Образование и обучение в Монголии

Многие путешественники, планирующие посетить или переехать в Монголию, интересуются особенностями местной образовательной системы. Отличается она, в первую очередь, самобытностью и, несмотря на советское влияние, по-прежнему остается уникальной.

История образования в Монголии

Вплоть до 1941 года основными образовательными центрами в стране являлись монастыри. Именно здесь граждане получали необходимые знания и умения. Основными предметами, которые преподавали в монастырях, являлась медицина на тибетском языке, буддийское богословие и прочие подобные дисциплины.

При этом перед началом обучения ребенок нередко проходил подготовку к нему дома, которая включала в себя обучение письменности и чтению по слогам. В роли преподавателей в Монголии выступали местное духовенство — ламы. Образование в Монголии проходило в монастыре и подразумевало посвящение ребенка в ламы, что значительно снижало число желающих получить знания.

Подобная ситуация привела к тому, что большая часть населения оставалось неграмотной, а светское образование, которое представляется наиболее востребованным в настоящее время, полностью отсутствовало.

Представители высших сословий, которые составляли не более 5%, отправляли своих детей для обучения за границу, где они могли получить нужные знания.

Под влиянием Советского Союза была проведена значительная образовательная реформа, которая предполагала использование в образовательном процессе кириллицы, заменяющей традиционные монгольские иероглифы. Данная потребность была вызвана полным отсутствием учебников на родном языке жителей страны. Реформа привела к значительному возрастанию процента грамотного населения до 93%, что дало толчок к дальнейшему развитию образования в этом государстве.

Монголия (1925 — 1928 гг.)

Дошкольное образование

В государстве наблюдается острая нехватка мест не только в столичных, но и в областных детских садах, что объясняется недостатком финансирования. Это привело к бурному развитию частных дошкольных учреждений, которые позволяют гражданам обеспечить ребенку необходимый уровень образования даже в условиях дефицита бюджетных мест.

Предпринимательская деятельность в этой сфере субсидируется со стороны властей, что позволило открыть свыше 80 частных заведений в столице страны — Улан-Баторе. Нормативы по наполнению групп соблюдаются исключительно в частных детских садах, в то время, как государственные аналоги сильно переполнены. Группы в столичных учреждениях могут предполагать до 30 детей, в то время как провинциальные сады в связи с переполненностью вмещают до 45 детей на одну группу.

Детский сад в Монголии

Государственные учреждения не осуществляют обучение на русском языке, так как местное законодательство исключает возможность преподавания ученикам дошкольного возраста каких-либо языков, кроме монгольского. Однако частные садики нередко пренебрегают подобным запретом, что позволяет ребенку еще с детства обучиться двум языкам.

Школьное образование

Начиная с 1 сентября 2008 года, все школы этой страны перешли на новую программу обучения, предполагающую сразу несколько изменений, коснувшихся образовательного процесса.

Среди них упоминания заслуживают следующие моменты:

  • срок обучения увеличивается с 11 до 12 лет;
  • обучение в начальных классах проходят в форме игры;
  • учебные дисциплины в начальных классах будут включать математику, монгольский язык, музыку, а также рисование;
  • сокращение длительности занятий до 35 минут;
  • возраст ученика для поступления в школу — 6 лет.

Однако подобные изменения характерны только для развитых регионов страны, где предусмотрено достаточное количество учреждений для получения образования. В сельской местности и малонаселенных районах практикуется отправка детей в школы-интернаты, где они проходят полный комплекс обучения, возвращаясь домой лишь на время каникул. Школьное обучение осуществляется на полностью безвозмездной основе, что делает его доступным для населения.

Смотрите видео о работе русской школы в Монголии.

Система высшего образования

Первый вуз в этой стране открылся в 1942 году, что позволило гражданам получить высшее образование. Впоследствии появилось множество как государственных, так и частных учебных учреждений, которые осуществляют обучение по всему спектру современных специальностей, начиная от высшей математики и заканчивая традиционной медициной.

Тем не менее в последние годы стандарты образования в Монголии снизились, что привело к ситуации, при которой обеспеченные граждане стараются обучать своих отпрысков за границей.

Число студентов, обучающихся в вузах составляет порядка 35 тысяч, а основной проблемой представляется плата за обучение и общежитие.

Лекционный зал в университете

Рост числа желающих получить место для проживания на время обучения привел к острому дефициту мест, породившему коррупцию в подобной сфере. Нередко студенты снимают жилье неподалеку от учебных заведений, что позволяет им решить вопрос проживания. Стоимость обучения, как правило, заметно превышает финансовые возможности граждан, ввиду чего многие берут кредит для получения образования.

Это компенсируется льготами, которые предоставляет администрация вузов для тех студентов, которые успешно справляются с освоением программы в течение трех семестров. В подобных ситуациях плата за обучение может быть снижена на 25-60%, что делает его доступнее. Важной особенностью считается наличие филиалов отечественных вузов, что позволяет русскоязычным резидентам и гражданам обучаться на родном языке.

Университеты и факультеты

Среди высших учебных заведений здесь есть как гуманитарные, так и технические университеты Монголии. При этом большая часть учреждений являются частными, государственные составляют меньшую часть.

Наиболее известны следующие вузы:

  • Монгольский Государственный Университет. Основан в 1942 году, включает 12 факультетов, среди которых есть как технические, так и гуманитарные специальности.
  • Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии. Ранее представлялся частью крупнейшего монгольского вуза, факультеты которого охватывали как технические, так и гуманитарные дисциплины. Однако сейчас относится к самостоятельным заведениям. Факультеты включают архитектуру, энергетику, геологию инженерию, а также прочие профильные специальности.
  • Медицинский Университет Монголии, обучающий студентов по программам традиционной медицины, стоматологического и социального направлений, фармакологии и биологии.
  • Монгольский институт производства и торговли, основанный в 1924 году. Специализируется на подготовке специалистов на факультетах экономики и предпринимательства.
  • Монгольский государственный университет образования, основан в 1951 году. Основной упор в сделан на подготовку профессионалов в области образовательной деятельности.

Данные вузы являются самыми востребованными среди граждан страны и путешественников (виза для поездки в Монголию на срок менее 90 дней россиянам не нужна), планирующих обучение. Однако помимо них существует множество частных учреждений, которые отличаются большим разнообразием специальностей и более легкими условиями поступления. Качество образования в столице — Улан-Баторе — значительно выше, нежели в провинциальных учебных заведениях.

Поиск работы в Монголии — следующий шаг для тех, кто желает остаться в стране надолго.

Узнайте 10 интересных фактов о Монголии из видео, которое мы для вас подобрали.

Образование и обучение в Монголии

В 1952 году между СССР и МНР было заключено соглашение «Об обучении граждан МНР в высших учебных заведениях СССР», согласно которому советская сторона брала на себя обязательство оплатить 50 % всех затрат на обучение монгольских граждан. Только за десять лет с 1951 по 1961 год в вузах Советского Союза было подготовлено 410 специалистов для Монголии. С 1960 года подготовка специалистов для монгольского народного хозяйства начинает приобретать массовый характер. Это было связано прежде всего с тем, что в Монголии с развитием промышленности ощущался большой дефицит квалифицированных кадров.

В октябре 1960 года между правительствами СССР и МНР было подписано соглашение об условиях взаимного обучения студентов и аспирантов в высших гражданских и научно-исследовательских учреждениях. В данном соглашении отмечалось, что расходы по обучению приезжающих, а также обеспечение их общежитием, бесплатным медицинским обслуживанием относится за счет принимающей стороны и производится на одинаковых условиях со студентами и аспирантами — гражданами своей страны.

К 1960 году обучение монгольских граждан осуществляли 148 высших учебных заведений в 19 городах Советского Союза. Значительное увеличение числа монгольских студентов в вузах СССР наблюдалось в 1970-е гг. Так, если в 1960—1961 учебном году обучалось 2083 студентов и аспирантов, то в конце 1970-х гг. — более 3 тысяч. [1] [2] [3] [4]

Образование

Дошкольное образование

Среднее образование

Высшее образование

Университеты Монголии

Монгольский Государственный Университет

Монгольский государственный университет был создан в 1942 году. Первоначально Монгольский Государственный Университет имел только 3 факультета. В 1958 году факультет зоологии и ветеринарии стал самостоятельным учебным заведением под названием Аграрный университет Монголии. В 1961 году Медицинский факультет стал Медицинским Университетом Монголии. В 1969 году факультет техники и технологии стал Политехническим институтом Монголии. В 1979 году был создан факультет Гуманитарных и социальных наук [5]

Монгольский Государственный Университет играет ключевую роль в подготовке профессиональных кадров страны. На данный момент Монгольский государственный университет имеет 12 факультетов. Число студентов — 10600. Число магистров — 1600. Число аспирантов — 600. [6] [7] [8]

Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии

В 1969 г.был создан Институт Политехники в столице Монголии. До этого это учебное заведение входил в состав Монгольского Государственного Университета. С момента создания Институт Политехники сразу открыл несколько факультетов, таких как факультет архитектуры, факультет энергетики, факультет геологии и инженерный факультет. В 1990 году по решению Правительство Монголии Институт Политехники переименовали.

Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии настоящее время имеет 15 факультетов. Число студентов — 21 000 Число магистров — 10 000. [9] [10]

Медицинский Университет Монголии

Медицинский университет был открыт в 1961 году. До этого будущих медиков подготовили на медицинском факультете Монгольского Государственного Университета. Медицинский Университет Монголии имеет следующие факультеты:

Факультеты

  • факультет традиционной медицины
  • факультет стоматологии
  • факультет социального здоровья
  • факультет биологической медицины
  • факультет фарматоциологии
  • факультет мед.сестр

Общее число учащихся 4700. [11]

Монгольский институт производства и торговли

Общее число учащихся 4700.Это учебное заведение Монголии было открыто в 1924 году как временная школа торговли. За всю историю существования это учебное заведение было несколько раз переименовано. Этот институт обучает будущих специалистов в области экономики и бизнеса.

Число студентов — 2500 Число магистров и аспиратов −1200. [12] [13]

Монгольский Государственный Университет Образования

Данное учебное заведение было основано в 1951 году под названием Педагогический институт Монголии. Первоначально был открыто только 4 факультета. В 2004 году Педагогический институт был переименован и теперь носит название «Монгольский Университет Образования». Здесь готовят будущих учителей средних школ.

Число студентов — 6900. Число магистров 1500. [14]

Монгольский международный университет

Монгольский международный университет является частным высшим учебным заведением и находится в Улан-Баторе (Монголия). Университет был основан в 2002 году и имеет 100 % иностранное участие при поддержке правительства Монголии. Все обучение проводится только на английском языке.

Монгольский международный университет осуществляет подготовку бакалавров по пяти специальностям — Международный бизнес и менеджмент (IM), Информационные технологии (IT), Биотехнологии (BT), Факультет английского языка (EE), Факультет моды и дизайна (FD). Кроме того, для студентов открыт один магистерский курс — Обучение английскому языку иностранцев (Teaching English to speakers of other languages, TESOL). [15] [16]

Факультеты

  • Международный бизнес и менеджмент
  • Информационные технологии
  • Биотехнологии
  • Английский язык
  • Мода и дизайн
  • Энергетические технологии и человеческие ресурсы
  • Обучение английскому языку как иностранному (Teaching English to speakers of other languages)

Кроме того, при ММУ работают различные языковые институты, которые предоставляют образование по разным направлениям. Языковой образовательный институт, Монгольский языковой и культурный центр, Корейская языковая школа «Пэджэ» ведут подготовку студентов на английском, монгольском и корейском языках. [17]

Образование и обучение в Монголии

Библиографическая ссылка на статью:
Очбадрах Н. Особенности развития высшего образования в Монголии // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2704 (дата обращения: 07.02.2019).

Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Современная Монголия, расположенная между двумя великими образовательными державами – Россией и Китаем, активно обновляет образовательную систему, пытаясь учесть влияние как северных, так и южных соседей. Хотя политика Монголии связана с так называемым «азиатским поворотом» в образовании: получением финансовой помощи для системы образования от азиатских стран и США, обращает на себя внимание значительное совпадение проблем, имеющихся как к России, так и Монголии. Так же как и российская система образования монгольская подверглась существенным преобразованиям.

С начала 1990-х гг. в системе образования Монголии произошли радикальным изменениям, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре, т.е. с разрывом интеграционных связей со странами прежнего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Германия, Китай и др.). Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации. [1]

Правовые основы современной системы образования сформулированы во втором разделе Конституции Монголии «Права и свободы человека». В ст. 16, п.8 закреплено право каждого человека на образование, однако бесплатность обучения гарантирована лишь на уровне общего (базового) образования.

Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, сформулированы в законе «Об образовании», принятом в 1991 г. В Законе указано, что «образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности… В Монголии образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и культурно-цивилизованные ценности человечества, на передовые наследие традиции и науку».

Согласно закону «Об образовании», право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. В результате, в Монголии появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений образования.

Структура системы образования Монголии имеет следующий вид: 1-6 лет – начальное образование; после 10 класса– базовое образование; 11-12-е классы обеспечивают полное среднее образование. Профессионально-техническое образование доступно учащимся после 10-го или 12-го классов. В вузы принимаются молодые люди, имеющие аттестат о среднем образовании, на основе конкурсных экзаменов. В таблице 1 представлена структура системы образования в Монголии.

Таблица 1. Система образования в Монголии

25-273-4 годаДокторантура23-241-2 годаВысшее образование – магистратура18-224-6 летВысшее образование – бакалавриат16-172 года

Полное среднее образование 11-12 кл.

Профессиональное техническое образование

12-154 годаБазовое образование 7-10 кл.6-115 летНачальное образование 1-6 кл.0-5Дошкольное образование

Высшее образование состоит из следующих ступеней: бакалавриат (4-6 лет), магистратура (1-2 лет); после окончания которого можно поступить в докторантуру.

С начала 1990-х гг. в Монголии начал осуществляться переход высшего образования на кредитную систему. Каждый кредит соответствует 36 академическим часам, курс бакалавриата составляет 120 кредитных единиц, а курс магистратуры – 150 кредитных единиц, докторантуры – 220-240 кредитных единиц.[2] Перевод организации учебного процесса на кредитную систему создает условия для активизации учебной деятельности студентов, обеспечивает качество и эффективность обучения. Однако кредитная система пока не полностью реализована в вузах Монголии.

В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений, а в 2009-2010 уч. гг. было 146 университетов, из них 42 государственных. Снижение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора. Доля негосударственных вузов постоянно растет, и государство поощряет такие вузы. Примером является присвоение в 2012 г. университетского статуса двум частным вузам – институту Улан-Батор и Монгольскому национальному институту, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом.

Государственные вузы Монголии, в отличие от российских высших учебных заведений, в основном остались в своей отраслевой нише. С одной стороны, это связано с тем, что сложившаяся система подготовки в целом отвечает уровню занятости населения. С другой – в стране не было высокотехнологичных видов промышленности, как в России, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение, нефтехимия и др.). В то же время, страна продолжает практику приглашения иностранных специалистов в свою экономику. [1]

Изменения монгольской системы образования вызвали ряд проблем, связанных с качеством образования, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда и рынке профессионального образования, массовизация высшего образования, коммерциализация образовательной услуги, снижением роли государства и т.д.

В сфере высшего образования наблюдается постепенный переход от представлений об образовании как о благе, получаемом за счет государства, к представлению об образовании как предмете экономических отношений. Поэтому основными направлениями государственной политики в сфере развития высшего образования на длительную перспективу в Монголии должны быть: выделение для государства приоритетных направлений подготовки специалистов и обеспечение рационального соотношения в подготовке специалистов с профессиональным образованием; реализация функции регламентации и контроля сферы образования и т.д.

Библиографический список

  1. Томских А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. – 2011. – № 9 (24) – С. 7-11
  2. Цэдэв, Наваанзог Х. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. – 2013. – №3. – С. 51-62

Как учат в Монголии

Сейчас многие выпускники задумались о выборе ВУЗа. Известно, что учеба в Монголии весьма популярна среди молодых бурят. А многие монголы выбирают учебу в России. Для бурят это возможность пожить в ближайшей степной стране, недалеко от родного Улан-Удэ. Для монголов, живущих рядом с Россией, – возможность получить новые профессии, не столь широко преподающиеся в Монголии.

Учитывая, что образование всегда имело огромную роль для монголов, в современных монгольских семьях часто всеми силами стараются дать образование детям. Причем, максимально качественное, начиная уже с дошкольного образования. В монгольской прессе, к примеру, несколько лет назад писали о семье монгольских интеллигентов – преподавателей, которые предпочли жить в юрте и сдавать свою квартиру, чтобы дать возможность детям получить образование в Англии.

Основательно учили лам

До того момента, как Монголия стала независимым государством, там действовали духовные школы при монастырях. В них преподавалось буддийское богословие и медицина. Как такого классического образования в Монголии не было до начала двадцатого века. Ламы подготавливались в специализированных школах, которые находились при монастырях, для того чтобы стать учителями.

Первая школа была открыта в городе Урге (Улан-Батор) в 1864 году. Ее было разрешено посещать местным детям. Там обучали нескольким языкам, в которые входили: монгольский, китайский и маньчжурский. Эти школы были двух типов: индивидуальный и домашний. Обычно обучение монгольской и тибетской грамоте проводили либо учителя, либо сами чиновники.

Духовная система образования, которая сложилась в шестнадцатый и семнадцатый век, не потерпела никаких изменений ни в этот период, ни в период маньчжурской власти. Кроме того, школы-монастыри оставались главными и, можно сказать, единственными заведениями для получения хоть какого-то просвещения. Именно поэтому жители Монголии, желая чтобы их ребенок был образованным, отправляли его в монастырь. Следствием этого стало высокое развитие так называемого института-монастыря.

Советский период образования в Монголии

Монголия начала развиваться в социалистическом направлении в 1921 году. Потому следующие 70 лет культура и образование находились под сильнейшим влиянием Советского Союза. При детальном изучении документов тех лет прослеживается, что в образовании Монгольской Народной Республике были заложены такие же принципы обучения, как и в СССР. Были введены такие законодательные акты, как «Закон об отделении школы и церкви», «Постановление правительства об основании начальной школы».

Множество советских учителей в то время работали в Монголии. Вследствие этого изменилась сама постановка школьного дела: они оказали значительный вклад в устройство системы школьного образования. Значительное изменение качества образования наблюдалось после того, как в 1933 году Министерством просвещения МНР был введен план по советскому типу обучения. Его начали использовать в начальных и средних школах.

В тридцатых годах старомонгольский был заменен русским, в основе которого была кириллица. Вследствие того, что учебников, пособий и литературы на монгольском языке не было, в тридцатых годах было принято решение ввести русский язык в учебную программу средних школ Монголии. Впрочем, некоторые ученые, как уже писал АРД, считают это краеугольным камнем в системе образования и жизни бурят- монголов.

Впрочем, уровень грамотности в связи с этим повысился. По статистике, у людей в возрасте от тринадцати до сорока пяти лет он стал составлять 93 %. А к семидесятым годам Монголия получила статус страны сплошной грамотности.

В связи с тем, что в начале девяностых годов Монголия переходила на рыночную экономику, а в это время в России, из-за распада Советского Союза, были значительные социальные, политические и финансовые проблемы, сотрудничество стран терпело немалые испытания. Потому в 1987 году в Монголии был отменен государственный экзамен по русскому языку при поступлении в ВУЗ, а в 1988 – при окончании средней школы.

Впрочем, тот факт, что очень многие монголы зрелого возраста весьма неплохо говорят и пишут по – русски, говорит о несомненном качестве преподавания в Монголии русского языка в советский период. К примеру, автор АРД, монгол Майдар Сосорбарам отлично читает и переводит с русского языка, хотя, как он сам признается, просто учил русский в обыкновенной сельской школе, и русский язык ему и многим монголам кажется простым.

Школьное образование

Нынче один из монгольских законов запрещает обучение детей в садиках иностранному языку. Он гласит, что все дошкольные учреждения должны вести занятия исключительно на монгольском. Несмотря на это, в Улан-Баторе насчитывается немало детских дошкольных заведений, в которых преподают русский язык. Как делилась впечатлениями русский преподаватель Ирина, приехавшая поработать в Улан-Батор из Улан-Удэ, русский язык осваивается монгольскими дошколятами удивительно быстро.

“1 сентября в моем подготовительном классе никто не говорил по- русски. А к маю говорили все! И очень бегло. Почти как я”, – рассказывает учитель. Она серьезно считает, что у монголов способность к языкам – на генетическом уровне.

Вообще, в монгольской системе языкового образования чрезвычайно ценятся квалифицированные педагоги – носители языка – будь то руусский, английский или немецкий языки.

Современный уровень образованности населения Монголии равен 80-90%. Такой высокий показатель обусловлен тем, что образование после всех реформ стало более универсальным, но по-прежнему осталось бесплатным. В школах монголы обучаются в течение 11 лет. Жители районов, в которых нет школ, отправляют своих детей в так называемые школы-интернаты. Там ребята находятся все время. Они возвращаются домой только на зимние каникулы на две недели, или летние – на три месяца.

После принятия новой реформы 2008 года, ученики Монголии перешли на 12-летнее образование. Кроме основных направлений, на которые сделан акцент – математики и монгольского языка, дети нередко усиленно обучаются рисованию и музыке.

Высшее образование

Первое высшее учебное заведение – Монгольский государственный университет, был открыт в 1942 году. В течение следующих десяти лет было создано множество частных институтов. Направления в них были, начиная от вычислений, заканчивая традиционной медициной. В Улан-Баторе на данный момент насчитывается около трех десятков государственных и сорока частных учебных заведений.

Высшее образование в Монголии – платное. Только в случае, если у абитуриента оба родители пенсионеры или отсутствует один из них государство должно полностью оплатить образование. Еще на одну уступку идут сами ВУЗы, они снижают плату на 20% и более, если студент в течение трех семестров получал оценки «отлично».

Студенты, которые учатся на «отлично», имеют весомые привилегии. При желании они имеют права отправиться на обучение в Америку, Россию, Германию за счет государства. Статистика показывает, что на данный момент этим правом воспользовались более 30 тысяч студентов. Основное количество из них получают образование в Китае.

Многие поступают в аспирантуру в российских вузах. Сейчас около тысячи студентов обучаются тридцати различным специальностям в двадцати разных российских высших учебных заведениях. Самым популярным у монголов долгое время считался Иркутский политехнический университет.

Существует также «президентский фонд России», где обычно число мест выделяемых для монгольских абитуриентов равнялось 210, но в последние годы это количество увеличивается. Также в Улан-Баторе есть несколько филиалов российских высших учебных заведений, среди которых одно из ведущих мест занимает филал Бурятского Государственного Университета.

В монгольских же соцсетях и форумах сейчас весьма обсуждаема тема обучения техническим специальностям в Японии. Это кажется современным молодым монголам наиболее перспективным. Впрочем, большинство студентов страны, естественно, обучается в отечественных вузах Монголии.

Университеты Монголии

Монгольский Государственный Университет был открыт в 1942 году. Изначально в нем насчитывалось всего три факультета. Впоследствии многие из факультетов стали отдельным учебными заведениями. Например, факультет зоологии и ветеринарии стал Аграрным университетом Монголии. Медицинский факультет в 1961 году отделился и стал Медицинским Университетом Монголии. После преобразования в 1969 году открылся Политехнический институт Монголии, который ранее был факультетом техники и технологии.

Сейчас в Монгольском Государственном Университете насчитывается около двенадцати кафедр, он играет важнейшую роль в подготовке специализированных кадров страны. Число студент обучаемых там равняется 10600, кроме них еще около 1600 магистров и 600 аспирантов.

Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии был открыт в 1969 году. В нем основали факультет архитектуры, геологии и инженерии, факультет энергетики. В данный момент там функционируют пятнадцать факультетов, в которых обучаются 21 000 студентов и 10 000 магистров.

Медицинский Университет Монголии. Он был основан в 1961 году после отделения кафедры от Монгольского Государственного Университета. Там обучается 4700 студентов по таким направлениям: традиционная медицина, стоматология, биология, фарматоциология, социальное здоровье.

Монгольский институт производства и торговли. Он был основан в 1924 году. Изначально он был временной школой торговли. За все время его существование он несколько раз переименовывался. Основные направления, преподаваемые там: экономика и бизнес. В институте производства и торговли насчитывается порядка двух с половиной тысяч студентов и полутора тысяч аспирантов.

Монгольский Государственный Университет Образования. Открывался он в 1951 году, имея название Педагогический институт Монголии. Изначально там было всего четыре факультета. Будущих учителей для средних школ готовят именно в нем.

Монголы охотно учатся в России

Как ранее писал АРД, Министерство образования России выделило в 2014 году для Монголии за счет средств федерального бюджета 383 места по различным специальностям и направлениям подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, дополнительное профессиональное образование. Для сравнения – в прошлом году было предоставлено 227 бюджетных мест по этим же направлениям российского образования, и набором абитуриентов традиционно занималось министерство образования и науки Монголии.

Как рассказывала в интервью АРД монголка, студентка Томского политехнического университета, Мунхгэрэл Пурэв, ей жаль, что нет возможности выбрать город в России. Государство по своему усмотрению направляет бюджетных студентов в учебные заведения России. Сейчас почему -то чаще монгольские студенты получают места в томских университетах. Сейчас здесь обучается 120 монгольскик студентов в шести крупных университетах города.

Образование

В школе реализуется следующие уровни общего образования: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Обучающиеся имеют возможность выбрать форму получения образования в соответствии с федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” (очная, очно-заочная, заочная, семейное образование, самообразование).

Обучение в школе при Посольстве ведется на русском языке.

Предусмотренные законодательством Российской Федерации документы об образовании, выдаваемые по результатам обучения в СОШ при Посольстве России в Монголии.

1.Согласно частям 4и 6 ст.60 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:

основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

2.Справка об обучении в образовательном учреждении, реализующем образовательные программы среднего общего образования и не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты.

Нормативные сроки обучения:

Начальное общее образование (нормативный срок 4 года) – стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Краткое описание основной образовательной программы начального общего образования.

Основное общее образование (нормативный срок обучения 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создание условий для воспитания, становления и формирования личности учащихся, для развития его склонностей. Краткое описание основной образовательной программы основного общего образования.

Среднее общее образование (нормативный срок обучения 2 года) – является завершающим этапом образовательной подготовки. Краткое описание основной образовательной программы среднего общего образования.

На основании приказа №1322 от 03 августа 2015 г. Федеральный службы по надзору в сфере образования и науки «О государственной аккредитации образовательной деятельности Посольства РФ в Монголии» признать Посольство РФ в Монголии прошедшим государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на 12 лет по основным образовательным программам.

Основная образовательная программа построена на основе анализа результативности реализации предыдущей образовательной программы (программы на 2008-2014 учебные годы).

Программа включает в себя следующие основные образовательные программы:

В Целевом разделе Основной образовательной программы содержится пояснительная записка, которая регламентирует ведущие целевые установки и планируемые результаты освоения обучающимися ООП, учебных программ.

В Содержательном разделе раскрываются особенности образовательной программы на уровне начального, основного, среднего общего образования, прописаны программы отдельных учебных предметов и курсов, их содержание.

В Организационном разделе описываются особенности образовательного процесса на всех ступенях обучения и системы дополнительного образования, учебного плана, системы условий реализации образовательной программы (кадровые, материально-технические, информационно-методические).

Управление процессом реализации Программы построено на основе мониторинга образовательного процесса и его результативности и осуществляется педагогическим, методическим и Советом школы. Информация о ходе реализации Программы предоставляется всем участникам образовательного процесса.

Дополнительные общеобразовательные программы разработаны для всех уровней обучения. Программы отражают практически все направленности и отвечают запросам школьников и их родителей:

Календарный учебный график

Начало учебного года: 02.09.2019 г.

Окончание учебного года: 29.05.2022 г.

Количество учебных недель в году (по ступеням образования):

1 класс- 33 учебные недели;

2-11 классы – 34 учебные недели

Продолжительность учебных четвертей:

Образование и обучение в Монголии

ОД «Якутия–Наше Мнение» начало работу в ООН

Общественное Движение «Якутия–Наше Мнение» представило План работы по взаимодействию с ООН.
Руководитель Движения Степан Петров отмечает то, что каждый гражданин может предложить свои инициативы для реализации на международном уровне.
Кроме плана работы, Движение приводит перечень ожидаемых результатов от взаимодействия с органами ООН.
Подчеркивается, что при прямом взаимодействии с органами ООН Республика Саха (Якутия) получит доступ к эффективному инструменту позитивных преобразований.

В условиях несоблюдения в России ряда международных норм возрастает роль наднационального стимулирования их реализации.
Это будет реализовано путем принятия резолюций, обращений и других правовых актов ООН и других международных организаций в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ и других органов государственной власти РФ с целью реального разрешения проблем на международном и национальном уровнях.
Таким образом, России будет предложено в добровольном порядке и кратчайшие сроки устранить нарушения норм международного права в целях реализации конституционного права на достойную жизнь.

Деятельность Движения будет осуществляться в интересах многонационального народа РФ с учетом приоритетов внешней политики РФ, но исходя из принципа доминирования норм международного права.
Установлены прямые контакты с МИД РФ.

Организация взаимодействия с ООН проводится по 5 направлениям:
1.) Организация взаимодействия с конкретными органами ООН.
2.) Продвижение рассматриваемых организацией дел.
3.) Разработка параллельных (альтернативных национальным) Докладов по соблюдению РФ международных договоров.
4.) Защита прав коренных народов РС(Я) и РФ в органах ООН.
5.) Продвижение антикоррупционных инициатив.

1.) Организация взаимодействия с конкретными органами ООН

В рамках этого направления проводится мониторинг возможностей и разработка проблемных областей, повестки и тем.
Согласно Плана участия в мероприятиях ООН планируется участие в деятельности Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по социальному развитию, Постоянном форуме по коренным народам, Экспертном механизме по правам коренных народов, Сегменте высокого уровня Экономического и Социального Совета ООН, Комитета по правам человека, Международной организации труда и других органов ООН по разрабатываемым проблемным областям, повестке и темам.
Таким образом, при прямом взаимодействии с органами ООН Республика Саха (Якутия) получит доступ к эффективному инструменту позитивных преобразований в каждой предметной области.
Заинтересованные стороны могут выступить в качестве исполнителей подрядных работ и принять участие в освоении средств ООН.

2.) Продвижение рассматриваемых Движением дел

Одной из основных направлений является правозащитная и антикоррупционная деятельность. Некоторые рассматриваемые Движением дела требуют продвижения на международный уровень.
Особое внимание отводится взаимодействию с Советом по правам человека ООН.
В ближайшее время в Управление Верховного Комиссара по правам человека (г.Женева, Швейцария) будут направлены:
1. Жалоба в СПЧ ООН в интересах Инициативной группы граждан Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) Российской Федерации по возврату 10%-ного пакета акций открытого акционерного общества «АЛРОСА-Нюрба».
2. Индивидуальная жалоба (петиция) в интересах Сотникова В.Н., подготовленная на основе Жалобы в Европейский суд по правам человека.
Для устранения системных нарушений прав человека в России на основе этих конкретных дел выработаны рекомендации по корректировке законодательства РФ.
В настоящее время формируется очередной блок конкретных дел, находящихся оперативной разработке.

3.) Продвижение антикоррупционных инициатив

Организацией подготовлен пакет антикоррупционных инициатив, касающихся корректировки нормативно-правового поля в области противодействия коррупции и создания условий для деятельности независимых антикоррупционных экспертов.
Также будет инициирован проведение Интерполом и другими международными организациями по борьбе с преступностью мероприятий по ряду дел, находящихся в оперативной разработке организации и касающихся преступной деятельности некоторых коррумпированных должностных лиц РС(Я) и РФ с особым правовым статусом.
Расследование преступной деятельности якутских и российских чиновников на международном уровне имеет важное значение в связи с массовым выводом зарубеж капиталов и активов, полученных преступным путем, и их легализацией (отмыванием) в иностранных финансовых учреждениях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОД «ЯКУТИЯ–НАШЕ МНЕНИЕ» С ОРГАНАМИ ООН

1.) Ожидаемые результаты от организации взаимодействия с конкретными органами ООН
Проведение последовательности действий: постановка проблемы – анализ ситуации – разработка мер по разрешению проблемы – реализация мер – контроль за ходом реализации и корректировка мер.
Промежуточным результатом является разработка мер по разрешению различных проблем, принятие резолюций, обращений и других правовых актов ООН и других международных организаций в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ и других органов государственной власти РФ.
Конечным результатом является устранение проблем и качественное улучшение ситуации путем корректировки законодательства РФ, правоприменительной практики и изменения государственной политики РФ.

2.) Ожидаемые результаты от продвижения рассматриваемых организацией дел
Разрешением конкретных споров между физическими и юридическими лицами.
Обеспечение доступа физическим и юридическим лицам к инструментам международного правосудия.
Устранение системных нарушений прав человека в России путем выработки рекомендаций по корректировке законодательства РФ на примере конкретных дел.

3.) Ожидаемые результаты от разработки параллельных (альтернативных национальным) Докладов по соблюдению РФ международных договоров
Стимулирование соблюдения РФ международных договоров.
Качественное улучшение ситуации путем корректировки законодательства РФ, правоприменительной практики и изменения государственной политики РФ.

4.) Ожидаемые результаты от защиты прав коренных народов РС(Я) и РФ в органах ООН
Стимулирование соблюдения РФ международных договоров в области прав коренных народов.
Стимулирование ратификации РФ Декларации прав коренных народов с целью повышения авторитета РФ, обеспечения общественно-политической стабильности и единства всего многонационального народа России.
Комплексная защита прав коренных народов на благоприятную исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование.

5.) Ожидаемые результаты от продвижения антикоррупционных инициатив
Совершенствование методологии антикоррупционной экспертизы в РФ и ее приведения в соответствии с нормами международного права.
Реализация антикоррупционных инициатив путем корректировки нормативно-правового поля и создания условий для деятельности независимых антикоррупционных экспертов.
Усиление борьбы с преступностью и расследование преступной деятельности якутских и российских чиновников, занимающихся выводом зарубеж капиталов и активов, полученных преступным путем, и их легализацией (отмыванием) в иностранных финансовых учреждениях.

Подробнее о планах работы Движения на международном уровне Вы можете прочитать в газете «Якутия–Наше Мнение» от 26 февраля 2013 года.
Вы можете купить нашу газету в газетных киосках города.

ОД «Якутия–Наше Мнение» предлагает следующие виды взаимодействия
Вы можете обратиться по конкретным фактам коррупционных правонарушений, отправив заявление в произвольной форме с обращением на имя руководителя Движения рассмотреть предоставленные материалы и провести собственное расследование.
По гражданским делам предлагается составление документов и представление интересов в суде.
За информацией обращаться по телефону 8(914)224-24-11 и на сайт Движения.
Свидетельство об аккредитации Министерства Юстиции РФ №1007

Ссылка на основную публикацию