Образование в Узбекистане

Образование в Узбекистане

Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. В 90-е годы ХХ столетия обязательными были только 9 классов школы. Нынешняя система обучения, регулируемая законом об образовании и «Национальной программой по подготовке кадров», предусматривает последующее трехлетнее образование – профессионально-техническое в колледжах либо академическое в лицеях.

Дошкольное

У дошкольного образования имеются определенные задачи:

  • воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
  • пробудить у малышей тягу к обретению знаний;
  • раскрыть способности каждого ребенка;
  • подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу.

В Узбекистане система дошкольного образования реализует программы всевозможной направленности, предусматривающие уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности:

  • Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал.
  • Заведение дошкольного воспитания с функциями начального обучения – детский садик-школа.
  • Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое.
  • Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на оказание квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии.
  • Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера.
  • Комбинированный садик – набирает группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.

Среднее

В систему школьного обучения Узбекистана входят учебные заведения общего образования, предоставляющие бесплатные услуги для детей 6-16 лет. Школьное образование в стране делится на две ступени:

  • начальное – с 1 по 4 класс;
  • общее среднее – с 1 по 9 класс.

Начальное обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе молодые люди получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе – в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Высшее

Как и в других странах, в Узбекистане высшее образование предполагает подготовку квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства – научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий.

В вузовскую систему входят:

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации:

  1. Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.
  2. Магистратура – высшее образование, предполагающее освоение прикладных и фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности. Срок учебы – не менее 2 лет. Доступ к обучению в магистратуре имеют бакалавры, отобранные по конкурсу. По окончании выпускники получают диплом и степень магистра по определенной специальности.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования:

  • университет – предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Образование в Узбекистане

Современный мир является эпохой инноваций, в которой без соответствующего образования вряд ли удастся построить карьеру, найти работу и добиться значительных успехов. И это хорошо понимает молодежь: в стенах вузов во всем мире сегодня получает образование более миллиарда студентов. В это число входят и студенты Узбекистана.

В Республике, как и в других странах СНГ, уже осознали, что хотя советское образование и считалось одним из лучших в мире, сегодня оно утеряло свои позиции и нуждается в реформировании. В стране уже проведены масштабные изменения.

Реформа системы образования страны

Реформы образования Узбекистана в корне изменили не только содержание системы, но и ее структуру. Проводились изменения всех уровней, компонентов и направлений за небольшой период времени. Приоритетами изменений были увеличения инвестиционных вложений, способствующих тому, чтобы вырастить нового человека, главные характеристики которого – интеллектуальное развитие и высокая образованность. Благодаря этому сегодня учитель в Узбекистане – это высокообразованный интеллектуал с багажом новых знаний, имеющий к тому же практический опыт.

Система образования в Узбекистане полностью изменена за кратчайшие сроки. Начинались перемены с научных и педагогических кадров. Им было предложено пройти курсы подготовки и переподготовки.

Виды образования Республики Узбекистан

А также полностью был пересмотрен весь обучающий процесс, начиная с дошкольного и заканчивая программой обучения в вузах. Теперь он ориентируется на индивидуальный подход к каждому ученику или воспитаннику, способный выявить возможности человека, стимулировать его самореализацию, становление, самоутверждение.

В процессе того, как последовательно внедрялась Национальная программа, в республике Узбекистан была сформирована система непрерывного народного образования. Она состоит из нескольких этапов, начиная с дошкольного образования и заканчивая курсами переподготовки кадров.

Во времена Советского Союза в Узбекистане было обязательным только 9-летнее обучение. Обновленная образовательная система требует, чтобы выпускники школ прошли и обязательное трехлетнее обучение в лицее, что гарантирует получение академического образования. Как вариант – обучение в колледже, чтобы получить профессионально-техническое образование. А также реформированная система затронула и дошкольные учреждения.

Смотрите видео: Какие реформы произошли в системе образования Узбекистана.

Дошкольное образование

Предназначение дошкольного образования – обеспечение развития и воспитания здорового поколения. Оно должно раскрыть в каждом малыше способности, пробудить желание учиться, чтобы ребенок был готов к усвоению новых знаний в школе. Что же изменилось сегодня в обучении самых младших граждан республики?

Если раньше в Узбекистане функционировали однотипные детские сады, в которых велись стандартные занятия, то сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам:

  1. Ясли, ясли-сады, детские сады, в том числе и домашние, которые являются филиалом или самодостаточным учреждением.
  2. Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения.
  3. Дошкольная организация. Обычно это учреждение узкопрофильного типа. В таких заведениях изучают русский, английский или любые другие языки, занимаются художественно-эстетическим воспитанием, спортом и многими другими дисциплинами.
  4. Детские сады. В это число входят заведения, которые работают по компенсирующей методике. Ее задача – оказать квалифицированную корректирующую помощь воспитанникам, у которых имеются незначительные отклонения в физическом или психологическом развитии, чтобы максимально подготовить детей в школы.
  5. Детские учреждения, задача которых – помощь в восстановлении ослабленных детей, которые нуждаются в присмотре. В заведениях такого типа проводят профилактические, оздоровительные и гигиенические процедуры.
  6. Комбинированные детсады. В них проводят развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях.

Вернуться к оглавлению

Среднее образование

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней – начального (1–4 классы) и общего среднего образования (1–9 классы). Преподавание в школах ведется на узбекском языке.

Задача начального этапа – формирование основы знаний, которые будут необходимы в дальнейшей учебе. Задачи следующего этапа:

  1. Подача большого объема информации.
  2. Развитие самостоятельного мышления и организаторских способностей.
  3. Приобретение практического опыта для профессиональной ориентации.

Согласно законодательству в области образования, профессиональное и специальное обучение является бесплатным.

Соответственно, выпускники 9-го класса могут продолжить обучение в лицеях и колледжах, выбирая тот вид и направление учреждения, в котором они смогут получить основы знаний для поступления в вуз либо на работу. Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Смотрите видео: нововведения в системе образования Узбекистана.

Образование на русском языке

Ни для кого не секрет, что на территории Узбекистана большая часть граждан этой страны свободно разговаривают на русском языке. Данный язык в Узбекистане стал популярным сразу же после присоединения страны к составу СССР. Сегодня резиденты Узбекистана считают русский язык вторым национальным языком, поэтому отдают своих детей в русскоязычные школы, детские дошкольные учреждения и классы.

На территории Узбекистана больше 10 000 школ, 739 из которых – русские. Желание обучаться в русской школе обуславливается тем, что ребёнок сможет получить более качественное образование и найти в дальнейшем хорошую работу, ведь большая часть научной и художественной литературы написано именно на русском языке. Русский язык в Узбекистане официально считается иностранным, поэтому при поступлении в вуз или принятии на работу в дальнейшем у его носителя будут значительные привилегии.

Сдача экзаменов

В 2017 году были официально внесены поправки в сфере образования, а именно в области экзаменов. Так в 2022 году для поступления в российский вуз выпускники русских школ и учащиеся классов на русском языке должны сдавать российский ЕГЭ.

Изменения коснулись поступления не только в российские вуз, но и в узбекские. Правительством было принято решение ужесточить систему контроля за абитуриентами во время сдачи вступительных экзаменов. Согласно нововведениям вход на экзамен возможен будет только при наличии паспорта и пропуска ДТМ. Остальные предметы и материалы, необходимые для написания задания будут предоставляться самими высшими учебным учреждением. В аудиториях на каждого будет выделяться питьевая вода, ручка и тестовое задание. Пронос мобильных телефонов и других гаджетов строго запрещён.

На столь кардинальные меры Министерство образования решилось для обеспечения чистоты оценивания знаний. Каждому абитуриенту при регистрации будет выдаваться пропуск с его фотографией, где будет указываться место и время проведения экзамена. Вход будет возможен только после идентификации личности по пропуску ДТМ при помощи специальной аппаратуры.

Изменения в высшем образовании

Больше всего изменений претерпела сфера высшего образования. Основываясь на опыте мировой практики, начали применять двухступенчатую систему. Это бакалавриат и магистратура. По каждой системе разработаны и введены новые стандарты образования. Именно они помогают обеспечить все отрасли хозяйства, начиная с научной и заканчивая технической сферой, квалифицированными специалистами.

Учебный процесс устроен так, чтобы каждый студент мог систематизировать полученные знания и навыки, применять современные технологии. Именно благодаря такой постановке вопроса молодому специалисту удаётся решать теоретические и практические задачи в области своей специальности.

Структура системы высшего и среднего специального образования в Республики Узбекистан

Вузовская система включает следующие учреждения:

  1. Университеты и институты. Заведения реализуют созданные по госстандартам профессионально-академические программы высшего образования.
  2. Научные учреждения. Педагогические вузы. В них проводятся исследовательские работы, необходимые для развития высших учебных заведений.
  3. Органы, осуществляющие государственное управление подчиненными им образовательными заведениями и предприятиями.

Вернуться к оглавлению

Двухступенчатая аттестация

В учреждениях системы образования Узбекистана предусмотрена двухступенчатая аттестация:

    Бакалавриат. Является базовым высшим образованием. Пройдя обучение на протяжении четырёх лет, каждый студент овладевает основными умениями и достаточными знаниями по своей специальности. После освоения программы государственная комиссия выпускникам присуждает квалификацию «бакалавр» соответствующего профиля. Квалификацию подтверждает диплом установленного образца.

Так выглядит диплом бакалавра в Узбекистане

Диплом магистра Национального университета Узбекистана

Обладатель диплома любой ступени может продолжить обучение в любом другом вузе или заниматься профессиональной деятельностью.

Получить высшее образование можно в любой из представленных организаций:

  1. Институт. Заведение реализовывает учебные программы в границах определенной отрасли.
  2. Университет. Предлагает освоить программы широкого спектра специальностей. В заведении можно как получить высшее образование, так и пройти послевузовскую переподготовку.
  3. Академия. Реализует программы постинститутского образования разных научных сфер.

Но главное, государством начал осуществляться контроль за качеством образования. Для этого был введен жесткий стандарт обучения.

Правила обучения в ВУЗах

Теперь студентам, которые учатся на бакалавра при 54-часовой недельной учебной нагрузке, нужно посетить 36 часов аудиторных занятий. Нормативный срок обучения – 4 года. В общей сумме это равняется 204 неделям. Общее учебное время распределяется следующим образом:

  1. Для освоения теоретических знаний выделяется 60–70% учебного времени.
  2. Каникулы составляют 14–16% .
  3. Практика по квалификации занимает 6–9%.
  4. На аттестационный период отводится 9–10%.
  5. И работа над выпускным проектом 2–3%.

Обучение на магистра происходит на протяжении двух лет. В общей сложности это составляет 100 недель. Время распределяется на следующие периоды:

  • 35–40% – теоретические занятия;
  • 40–50% – научная деятельность;
  • 5–7% – аттестационный период;
  • 14–16% – каникулы.

Спрос и предложение на высшее образование в Узбекистане.

Типы учебных заведений

Каждое учебное учреждение получает лицензию по ГОС ВО. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления), высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы:

  1. Наука.
  2. Искусство. Науки гуманитарного направления.
  3. Право. Социальные науки. Бизнес.
  4. Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами.
  5. Область образования.
  6. Социальное обеспечение совместно со здравоохранением.
  7. Службы.
  8. Сельское хозяйство.

Смотрите на видео: новые специальности в вузах Узбекистана.

Во времена СССР в Узбекистане функционировании 42 вуза, сегодня у абитуриентов выбор намного шире – систему образования республики представляют:

  1. 65 вузов. В это число входит и 7 филиалов иностранных вузов и 14 отделений центральных учебных заведений Узбекистана.
  2. 800 учреждений среднего типа. Среди них 314 – заведения профессионального образования и 48 — академические лицеи. Оставшиеся 440 учреждений – это техникумы и профессиональные училища.
  3. 11 тыс. общеобразовательных школ.

Вернуться к оглавлению

Самые популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши

Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий

В ближайшем будущем еще больше расширятся возможности желающих получить высшее образование.

Для этого на базе института связи планируется создание университета, где будут изучаться информационные технологии.

Чтобы молодые ученые, студенты, преподаватели, представители архитектуры, искусства могли встречаться с единомышленниками для обмена опытом, знаниями, запланировано строительство научно-просветительского центра. Он станет не только местом общения, но и экспозиционным центром, стартовой площадкой своего рода бизнес-инкубатором для представителей всех сфер образования.

Образование в Узбекистане

Наряду с традиционными формами получения образования в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма, как заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение). Данная форма получила широкое распространение в иностранной практике проведения обучения, где было доказано ее преимущество перед традиционной.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Узбекская модель образования

Система образования и подготовки кадров, сложившаяся до провозглашения независимости в Узбекистане, не отвечала тем демократическим преобразованиям, которые начали осуществляться в республике. Коренные реформы были обусловлены также возникшим кризисом в мировой системе образования.

На протяжении последних десятилетий во многих странах была проведена реформа образования. Эти преобразования различаются по количеству и последствиям. Развитие общества предъявляет новые требования к системе образования и заставляет постоянно искать новые возможности для развития. В мире существуют различные типы и системы образования.

Существует много общих проблем, которые отражают общую для всех тенденцию развития системы образования, помогают лучше понять те конкретные задачи, которые стоят перед той или иной национальной системой образования. Важное, а быть может и центральное место здесь, занимает проблема развития высшей школы как важнейшего общественного, института несущего и научно-исследовательскую, и образовательную, и воспитательную роль.

Читайте также:

Главная особенность программы – непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют: формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие; уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей; прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Этапы обучения

Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной и состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • внешкольное образование;
  • среднее специальное, профессиональное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовка кадров.

Дошкольное образование

Предназначение дошкольного образования – обеспечение развития и воспитания здорового поколения. Оно должно раскрыть в каждом малыше способности, пробудить желание учиться, чтобы ребенок был готов к усвоению новых знаний в школе. Что же изменилось сегодня в обучении самых младших граждан республики?

Если раньше в Узбекистане функционировали однотипные детские сады, в которых велись стандартные занятия, то сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам:

  1. Ясли, ясли-сады, детские сады, в том числе и домашние, которые являются филиалом или самодостаточным учреждением.
  2. Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения.
  3. Дошкольная организация. Обычно это учреждение узкопрофильного типа. В таких заведениях изучают русский, английский или любые другие языки, занимаются художественно-эстетическим воспитанием, спортом и многими другими дисциплинами.
  4. Детские сады. В это число входят заведения, которые работают по компенсирующей методике. Ее задача – оказать квалифицированную корректирующую помощь воспитанникам, у которых имеются незначительные отклонения в физическом или психологическом развитии, чтобы максимально подготовить детей в школы.
  5. Детские учреждения, задача которых – помощь в восстановлении ослабленных детей, которые нуждаются в присмотре. В заведениях такого типа проводят профилактические, оздоровительные и гигиенические процедуры.

Среднее образование

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней – начального (1–4 классы) и общего среднего образования (1–9 классы). Преподавание в школах ведется на узбекском языке.

Задача начального этапа – формирование основы знаний, которые будут необходимы в дальнейшей учебе. Задачи следующего этапа:

  1. Подача большого объема информации.
  2. Развитие самостоятельного мышления и организаторских способностей.
  3. Приобретение практического опыта для профессиональной ориентации.

Согласно законодательству в области образования, профессиональное и специальное обучение является бесплатным.

Соответственно, выпускники 9-го класса могут продолжить обучение в лицеях и колледжах, выбирая тот вид и направление учреждения, в котором они смогут получить основы знаний для поступления в вуз либо на работу. Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Смотрите видео: нововведения в системе образования Узбекистана.

Высшее образование в Узбекистане выходит на новый уровень

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации. Бакалавриат является базовым образованием, дающим основные и фундаментальные умения по разным направлениям с длительностью обучения не меньше 4 лет. Окончание программы для выпускников ознаменовывается выводом государственной комиссии о присуждении уровня «бакалавр» соответственно профилю подготовки с выдачей диплома установленного образца.

Высшее образование с прикладными и основательными знаниями по выбранной специальности с длительностью обучения не меньше 2 лет реализует магистратура. Доступ к такому обучению осуществляется благодаря конкурсу и только по окончании бакалавриата. По окончании магистратуры выпускники получают степень «магистра» по определенной специальности с выдачей диплома предусмотренного образца. Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться деятельностью по профессии, полученной в ходе подготовки по специальности или продолжать обучение в других образовательных заведениях.

Типы организации высшего образования

В Узбекистане установлены три типа организаций высшего образования, каждое из которых выступает как юридическое лицо:

  • университет – предлагает программы для высшего образования или послевузовской подготовки по самой широкой полосе знаний, уровню и направлению;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным отраслям знаний, уровням и направлению;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Касаясь системы образования в Республике Узбекистан, отметим, что высшему профессиональному образованию в стране уделяется достаточно много усилий и средств. На сегодняшний день подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим образованием осуществляют 64 вуза республики (из которых 32 расположены в Ташкенте), а именно 24 университета и 40 институтов.

33 высших учебных заведений Узбекистана работают при ведомстве Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), а остальные находятся в ведении отраслевых министерств. На сегодняшний день в вузах республики трудятся 22228 преподавателей, около 50% из которых имеют учёные степени и звания. Сегодня вузы всей страны подключены к глобальной сети Интернет. Разработан целый ряд учебно-методических программ, изучающих тенденции мирового сообщества и учитывающих специфику рыночной экономики Узбекистана.

В Узбекистане в последние годы проводится масштабная работа по модернизации системы высшего и среднего специального образования, развитию науки, внедрению современных форм и технологий обучения.

Исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, за истекший период в регионах страны образованы новые вузы, в том числе филиалы ведущих зарубежных высших образовательных учреждений, внедрены современные уровни образования, налажена подготовка кадров по востребованным направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры.

На сегодняшний день в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2022 годах особое внимание уделяется расширению охвата молодежи высшим образованием, повышению качества образования, укреплению материально-технической базы высших учебных заведений. Расширяемое сотрудничество с зарубежными университетами играет важную роль в достижении намеченных целей.

В Узбекистане эффективную деятельность осуществляют филиалы ведущих университетов США, Великобритании, Италии, Южной Кореи, России, Сингапура, Индии. Более того, совместно с финансовыми учреждениями и развитыми странами мира успешно реализуется ряд проектов в сфере высшего образования.

Для успешной реализации реформ в сфере в июле этого года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реформированию управления в сфере высшего и среднего специального образования». В документе уделяется особое внимание организации образовательного процесса в соответствии с международной практикой внедрения новых педагогических технологий образования и методов обучения, совершенствованию учебных планов и предметных программ, качественному обновлению учебного процесса с внедрением современных форм обучения и средств информационно-коммуникационных технологий, а также оптимизации направлений образования и специальностей с учетом потребностей развития отраслей экономики, научной и социальной сфер, организации практики студентов на производственных и других предприятиях.

По данным министерства высшего и среднего специального образования, в рамках подготовки к 2022-2022 учебному году, в соответствии с «Классификатором направлений и специальностей высшего образования», в ведомстве разработаны, согласованы и реализованы в учебный процесс высших учебных заведений с привлечением отраслевых специалистов экономики государственные образовательные стандарты по четырем сферам образования, 45 направлениям образования бакалавриата и 52 квалификационных требований и учебных планов специальностей магистратуры.

В целях совершенствования предметных программ в 2022-2022 учебном году планируется обучение по 3 830 образовательным направлениям бакалавриата и более 1 910 предметов в магистратуре.

Для достижения образцового состояния Информационно-ресурсных центров (ИРЦ) высших учебных заведений в Ташкентском государственном институте востоковедения с участием директоров столичных ИРЦ состоялся учебно-практический семинар. На примере данного вуза наглядно продемонстрированы созданные в институте условия для студентов и принципы работы программных обеспечений.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с решением Попечительского совета фонда «Эль-юрт умиди» при Кабинете Министров Узбекистана в мае этого года 517 кандидатов, успешно прошедшие все этапы конкурса, утверждены стипендиатами данного фонда.

Органы управления образованием

Общее управление системой образования осуществляет Кабинет Министров. Так же Кабинет Министров осуществляет непосредственное управление отдельными высшими учебными заведениями, в число которых входят Ташкентский Исламский Университет, а также филиалы международных известных зарубежных ВУЗов (МГУ, Вестминстерский университет и т.д.).

К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:

  • осуществление единой государственной политики в области образования;
  • руководство органами государственного управления образованием;
  • разработка и реализация программ развития образования;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
  • определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
  • выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
  • определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании с соответствии с законодательством;
  • утверждение государственных образовательных стандартов;
  • утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
  • установление количества государственных гарантов и порядка приема в образовательные учреждения;
  • назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;
  • установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
  • иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Узбекистане непосредственное руководство деятельностью образовательных учреждений осуществляют два отраслевых министерства – Министерство Народного Образования (МНО) и Министерство Высшего и Среднего Специального Образования (МВССО).

МНО отвечает за деятельность дошкольных, внешкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ. В ведении МНО находятся 5 ВУЗов и 16 институтов повышения квалификации учителей. Министерство имеет областные, районные и городские отделы народного образования, которые осуществляют функции методологического руководства деятельностью соответствующих образовательных учреждений на подведомственной территории.

Организационная структура системы МНО РУз

МВССО является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным, профессиональным образованием в Республике.

Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан. образовательный программа государственный

В систему Министерства входят Центр среднего специального, профессионального образования, Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования и подведомственные высшие учебные заведения.

Организационная структура системы МВССО РУз

Каждый гражданин имеет право получить знание, гарантированное конституцией Республики Узбекистан. Образование играет значительную роль в воспитании молодёжи Республики Узбекистан. Родина начинается с порога, образование и воспитание детей начинаются в семье. Значит, каждый из нас ответственный за подрастание полноценного, здорового, образованного, преданного Родине поколения. Для вашего внимания приводим Положения об основных органах управления, МНО и МВССО. Ваше мнение об образовании и воспитании вы можете выразить на форуме в разделе ” Образование “. Для этого обязательно зарегистрируйтесь.

Министерство народного образования Узбекистана

Государственным органом, занимающимся вопросами в сфере образования на территории Узбекистана, является Министерство народного образования Узбекистана, в полномочия которого входит осуществление следующих функций:

  1. разработка прогнозов развития образовательной системы и ее конкретных звеньев совместно с заинтересованными госкомитетами и ведомствами;
  2. установление требований для школьного, общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, переподготовки педагогов и повышения их квалификации;
  3. осуществление научно-методического руководства воспитательным и учебным процессом в учебных учреждениях;
  4. внедрение государственных стандартов образовательной деятельности;
  5. разработка и утверждение программ преподавания и учебных планов по фундаментальным, общепрофессиональным и социально-гуманитарным дисциплинам. Согласно данным, представленным на официальном сайте Министерства народного образования Узбекистана, в его полномочия также входит определение порядка выпуска учебно-методических документов;
  6. создание и внедрение передовых педагогических технологий и методик обучения.

Задачи МНО Узбекистана

Главной задачей Министерства народного образования республики Узбекистан является реализация единой политики, нацеленной на развитие и повышение качества образования.

Министерство ведет непрерывную работу над совершенствованием образовательных стандартов и требований, способствующих формированию способной, всесторонне развитой личности. С этой целью сотрудниками МНО Узбекистана разрабатываются и внедряются современные формы обучения, эффективные методы воспитания, новые информационные и педагогические технологии.

Образование в Узбекистане

Современный мир является эпохой инноваций, в которой без соответствующего образования вряд ли удастся построить карьеру, найти работу и добиться значительных успехов. И это хорошо понимает молодежь: в стенах вузов во всем мире сегодня получает образование более миллиарда студентов. В это число входят и студенты Узбекистана.

Система образования Республики Узбекистан

Система образования состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • учреждения, занимающиеся научной и педагогической деятельностью, занимающиеся исследовательской деятельностью, необходимой для функционирования вузов;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

Право на образование в Узбекистане

  • развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
  • организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства;
  • бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах;
  • равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени;
  • предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.

Дошкольное образование

Задачи дошкольного образования

  1. раскрыть способности каждого ребенка;
  2. подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу;
  3. воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
  4. пробудить у малышей тягу к обретению знаний.

Сегодня по направленности в республике работают несколько типов дошкольных заведений для детей 2–7 лет по разным образовательным программам которые предусматривают уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности

  • Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал;
  • Детский сад-школа. Заведение выполняет функцию начального обучения;
  • Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое;
  • Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на предоставление квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии;
  • Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера;
  • Комбинированный садик – в нем проводят развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях .

Среднее образование

В начальной школе обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе ученики получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Оно состоит из двух ступеней:

  • начального (1–4 классы);
  • общего среднего образования (1–9 классы).

В Узбекистане существует два типа бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе – в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Для поступления в вуз необходимо набрать нужное количество баллов по результатам тестирования. Право на образование в вузах имеет каждый гражданин страны. Согласно нововведениям в этой области, Узбекистан планирует ввести одиннадцатилетнее образование в средних школах.

Высшее образование

Высшее образование Узбекистана предназначено для подготовки кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественной деятельности, а также хозяйственных направлений: научного, экономического, технического и так далее. Процедура высшего образования анализирует полученные навыки и знания, ориентирует обучающихся на раскрытие теоретической или практической проблемы в векторах выбранной специфики с учетом творческого использования достижений современности.

В вузовскую систему входят

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.;
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования

  • университет – предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Каждое учебное учреждение получает лицензию. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления).

Высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы

  • Наука;
  • Искусство;
  • Науки гуманитарного направления;
  • Право;
  • Социальные науки;
  • Бизнес;
  • Отрасли строительства вместе с обрабатывающими и инженерными сферами;
  • Область образования;
  • Социальное обеспечение совместно со здравоохранением;
  • Службы;
  • Сельское хозяйство.

Двухступенчатая аттестация

В высшем образовании осуществлен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.

Студентам, которые учатся на бакалавра при 54-часовой недельной учебной нагрузке, нужно посетить 36 часов аудиторных занятий. Нормативный срок обучения – 4 года. В общей сумме это равняется 204 неделям.

Общее учебное время распределяется следующим образом

  • Для освоения теоретических знаний выделяется 60–70% учебного времени;
  • Каникулы составляют 14–16% ;
  • Практика по квалификации занимает 6–9%;
  • На аттестационный период отводится 9–10%;
  • И работа над выпускным проектом 2–3%.

Магистратура – образование на базе стандартного пятилетнего вуза. Позволяет получить не только поверхностные знания, но и касающиеся выбранной профессии. Период обучения на магистра не меньше 2 лет, однако получить такую возможность могут только студенты, прошедшие специальный конкурс. После завершения учебного времени выпускник получает звание «магистра» и диплом в соответствии со специальностью.

Обучение на магистра происходит на протяжении двух лет. В общей сложности это составляет 100 недель.

Время распределяется на следующие периоды:

  • 35–40% – теоретические занятия;
  • 40–50% – научная деятельность;
  • 5–7% – аттестационный период;
  • 14–16% – каникулы.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

Сдача экзаменов

Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется путем определения уровня знания абитуриентов по результатам тестовых испытаний и других дополнительных творческих экзаменов, определяемых в установленном порядке. Обучение в высших образовательных учреждениях производится за счет государственных грантов и на платно-контрактной основе.

В аудиториях на каждого будет выделяться питьевая вода, ручка и тестовое задание. мобильных телефонов и других гаджетов строго запрещён. На столь кардинальные меры Министерство образования решилось для обеспечения чистоты оценивания знаний.

Каждому абитуриенту при регистрации будет выдаваться пропуск с его фотографией, где будет указываться место и время проведения экзамена. Вход будет возможен только после идентификации личности по пропуску ДТМ при помощи специальной аппаратуры.[/info-box]

Популярные университеты Узбекистана

Среди самых популярных вузов республики – Ташкентский университет информационных технологий. В настоящее время открыто несколько филиалов учреждения, в том числе в Фергане и Карши. Не менее востребован Национальный университет Узбекистана, бывший ТашГУ. имени Мирао Улугбека.

Центр информационных технологий, который открыт в Ташкентском университете имени Мухаммада ал-Хоразмий, интересует будущих IT-специалистов. Многие абитуриенты мечтают учиться в стенах Ташкентского государственного института востоковедения. Это единственное высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии. И это всего лишь несколько вузов республики, где можно пройти очное или заочное обучение. В скором времени будет внедрено и дистанционное обучение.

ID карты и предметы по выбору: как изменится образование в Узбекистане

Президент Узбекистана утвердил документ, который полностью изменит систему образования в республике. О том, что ждет учеников и учителей в обозримом будущем, читайте в обзоре Sputnik.

ТАШКЕНТ, 30 апр – Sputnik, Алексей Долгин. Шавкат Мирзиёев утвердил “Концепцию развития системы народного образования Узбекистана до 2030 года”, а также “дорожную карту” на текущий год. В документе говорится не только о наболевших проблемах, но и предлагаются пути их решения.

Есть над чем работать

К 2030 году Узбекистан намерен войти в 30-ку ведущих стран мира по рейтингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Для этого в республике проведут кардинальную реформу образовательной сферы.

По словам авторов документа, на подготовку будущих специалистов негативно влияют методики современного образования. Программа больше направлена на заучивание и не способствует развитию критического мышления и самостоятельного поиска и анализа информации.

В числе проблем – коррупция при приеме в школы и вузы, а также непосредственно в процессе обучения. Это особенно важно, учитывая недавнее решение президента перевести страну на 11-летнее образование, что подразумевает создание тысячи дополнительных ученических мест.

При этом школьные спортзалы и площадки не оснащены необходимым инвентарем, а в классах недостает мебели, лабораторного оборудования и компьютеров. Более 1700 школ в отдаленных районах и вовсе отапливаются с помощью самодельных печей.

Отсюда вытекает следующая задача, стоящая перед руководством – создание эффективной и прозрачной системы финансирования. Согласно документу, большая часть средств уходит на зарплаты учителям, а на обновление инвентаря и ремонт почти ничего не остается. Кроме того, отмечается низкий уровень использования IT-технологий, что приводит к излишней бюрократизации и увеличению расходов.

Новое поколение

В первую очередь будет полностью пересмотрена система подготовки преподавателей и повышено качество пособий. Ученикам разрешат использовать зарубежные пособия как дополнительный или альтернативный материал.

Важное место в системе образования займут информационные технологии. Учебники переведут в электронный формат, а в библиотеках появятся QR-коды для загрузки книг на мобильные устройства. Для некоторых пособий даже появятся собственные мультимедийные приложения. Чтобы цифровизация образования была безопасной и не нарушала учебный процесс, все школы будут объединены в единую сеть и иметь доступ только к разрешенным сайтам, а для контроля посещаемости внедрят биометрическую систему (ID-карта, NFC-метка и другие).

Преобразования также улучшат жизнь детей с ограниченными возможностями. Школы и вузы оснастят пандусами, поручнями и подъемными устройствами, а также оборудованием для обучения различным профессиям и специальной литературой. Кроме того, в образовательных учреждениях внедрят программы по предотвращению насилия среди учащихся на основе передового опыта развитых стран.

Обучать – значит вдвойне учиться

Педагоги составляют 25% от всех выпускников Узбекистана, что делает эту специализацию одной из самых массовых. К сожалению, она все больше утрачивает привлекательность в глазах молодого поколения.

В результате, сегодня республике не хватает специалистов по таким важным предметам, как математика, физика, химия, информатика, английский и другим иностранным языкам.

В концепции предлагается качественное изменение программы подготовки и переподготовки кадров. Будущие преподаватели освоят новейшие теории обучения, психологию и личностно-ориентированные подходы.

Для повышения мотивации предлагается постепенно повысить заработную плату и усилить социальную защиту, а для абитуриентов из отдаленных районов, где нужны преподаватели, установят квоты по льготному приему. Со временем планируется увеличить число учителей, имеющих степень магистра.

Обзор системы образования в Республике Узбекистан – взгляд со стороны

Инвестиции в образование являются ключевым элементом планов экономического и социального развития правительства Узбекистана, чему свидетельством является тот факт, что в 2015 году на сектор образования было выделено 33% государственного бюджета страны. Обзор системы образования Узбекистана опубликован на ресурсе exclusive.kz (Казахстан), который публикуем без сокращений.

В процессе смещения акцентов в экономике с зависимости от сырьевого экспорта (хлопка, золота и газа) с переходом на более диверсифицированную модель роста, правительству Узбекистана нужно будет учитывать потребности молодого и растущего населения страны, 29,9% которого составляют лица в возрасте 15 лет и младше, и 33,5% – лица в возрасте до 18 лет (по состоянию на 2015 год).

Правительством Узбекистана поставлена амбициозная цель – выйти к 2030 году в разряд стран с уровнем доходов выше среднего. Это потребует увеличения доходов на душу населения с 2 090 долларов США (в 2014 году) до примерно 15 000 долларов США за менее чем два десятилетия, для чего понадобится обеспечивать рост темпами в 6% в год. Лишь немногим странам в мире удавалось поддерживать такие темпы роста на протяжении длительного периода времени.

На сегодняшний день объем средних затрат на образование одного ученика в Республике Узбекистан значительно уступает аналогичным показателям в других развивающихся странах.

Нехватка инвестиций в образование негативно сказывается на материально-технической базе учебных заведений. Как отмечают эксперты, большой проблемой остается отсутствие водо- и электроснабжения, а также нехватка компьютерных классов в учебных заведениях во всех районах Республики Узбекистан.

В период с 2008 по 2015 гг. средние затраты на образование в расчете на одного ученика выросли более чем в 2 раза, однако все равно значительно уступают аналогичным показателям в других развитых и развивающихся странах.

Несмотря на наличие программ государственной поддержки и ежегодный пересмотр размера оплаты труда, заработная плата учителей в Узбекистане ниже (в 20-30 раз), чем в других странах.

В Узбекистане наблюдается общая тенденция к сокращению количества общеобразовательных учреждений и необходимость их капитального ремонта, что негативно скажется на образовательном потенциале.

В некоторых школах РУз количество учеников в классах достигает 45-50 человек, что препятствует получению качественного образования.

За последние 8 лет в Узбекистане было закрыто 72 общеобразовательных учреждения.

Недостаточное количество высших учебных заведений и наличие квот на поступление в вузы значительно замедляет развитие человеческого капитала в Республике Узбекистан. В Узбекистане не имеется частных, неправительственных высших образовательных заведений, хотя законодательство (Закон «Об образовании» 1997 года) позволяет создавать такие учебные заведения.

На сегодняшний день в Республике функционируют 96 высших образовательных учреждений и филиалов. Этот показатель в 2016/2017 учебном году составлял 77 единиц, а в 2017/2018 учебном году – 86 единиц.

Система высшего образования Узбекистана сталкивается с затруднениями в двух основных направлениях: (a) доступ; и (b) качество и актуальность.

Доступ: Общий охват системы высшего образования в Узбекистане сократился с 17% в 1991 году до примерно 9% на сегодняшний день; что значительно ниже, чем уровень, демонстрируемый соседями (Казахстан: 41%, Кыргызская Республика: 49%), Россией и странами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) с высоким уровнем доходов (примерно 75%). Проблемы, связанные с доступом, можно связать со следующими факторами:

Во-первых, охват населения государственными вузами контролируется и ограничен квотами приема, устанавливаемыми ежегодно Министерством экономики, которое выделяет менее 60 000 мест для новых студентов бакалавриата ежегодно. Конкуренция за ограниченное число мест в вузах является очень напряженной, и число соискателей на каждое место выросло с 6,7 в 2010-2011 учебном году до 9,3 в 2014-2015 учебном году.

Среднее количество человек на одно высшее образовательное учреждение в 5 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах, что негативно сказывается на доступности образования.

На сегодняшний день ученики, окончившие среднее образовательное учреждение, могут подать документы для поступления только в одно высшее учебное заведение.

Во-вторых, участие частного сектора в секторе высшего образования в Узбекистане ограничено – из 96 вузов, осуществляющих деятельность в стране, нет ни одного полностью частного вуза, и лишь три вуза представляют собой партнерские инициативы государственного и частного секторов (все в сотрудничестве с иностранными университетами).

Несмотря на рост числа высших учебных заведений почти на 8% в период с 2008 по 2016 гг., количество выпускаемых специалистов сократилось на 20% в результате применения квот (только 9% абитуриентов ежегодно поступают в высшие учебные заведения Республики Узбекистан).

В 51 высшем образовательном учреждении организована заочная форма обучения, в 22 вузах – специальная заочная форма, в 9 ВУЗах – по вечерней форме обучения.

В 2016/2017 учебном году введено 15 новых направлений образования и 14 специальностей, в 2017/2018 учебном году – 8 направлений и 10 специальностей, в 2018/2019 учебном году введено 66 новых направлений бакалавриата и по 48 специальностям магистратуры.

Качество и актуальность: Система высшего образования Узбекистана медленно адаптируется меняющимся потребностям экономики страны. При том, что квоты приема корректируются с учетом потребностей рынка труда с увеличением квот на инженерные, строительные и производственные программы обучения, все еще остаются и несоответствия. Эти несоответствия приводят к тому, что многие выпускники не могут найти работу по специальности, а те, кто такую работу нашел, зачастую не обладают комбинацией практических навыков должного уровня, востребованными работодателями.

Правительство признает, что во многих технических вузах не хватает как учебных, так и исследовательских лабораторий. Работодатели отмечают, что выпускникам часто не хватает технических и нетехнических навыков. Необходимо поддержать меры по приведению обучения в секторе высшего образования в соответствие с потребностями экономики, т.е. в повышении его актуальности.

Актуальность может быть улучшена путем углубления связей вузов с промышленностью, усовершенствования учебной среды посредством предоставления лабораторий и библиотечных ресурсов, а также внесения изменений в учебные планы и программы таким образом, чтобы более эффективно использовать ресурсы, и эффективного отслеживания выпускников на рынке труда.

Для улучшения предлагаемых курсов можно использовать обратную связь от промышленности, студентов и гражданского общества.

Еще один вопрос, вызывающий озабоченность, связан с обеспечением качества высшего образования. В настоящее время в Университетах отсутствует отвечающие требованиям механизмы обеспечения качества. Внешние процессы обеспечения качества ограничиваются государственной аттестацией и государственной аккредитацией, проводимыми Государственным центром тестирования один раз в 5 лет; однако, эти механизмы не соответствуют общепринятым международным стандартам.

Связи с международным академическим сообществом в системе высшего образования Узбекистана ограничены и слабые, что не позволяет обеспечить благодаря интернационализации ускоренную модернизацию учебных программ, педагогической и исследовательской практики и режимов обучения, которым славятся современные университетские системы в развитых и лучших развивающихся странах.

Увеличение числа студентов, в свою очередь, потребовало увеличение числа преподавателей. Количество преподавателей, работающих в высших образовательных учреждениях республики в 2018/2019 увеличилось на 9% по сравнению с 2016/2017 учебным годом.

Низкое качество высшего образования в Республике Узбекистан обусловлено отсутствием академической квалификации у большей части преподавательского состава.

С 2017 года были внедрены формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений. До сегодняшнего дня на этих курсах повысили квалификацию 1855 слушателей.

Лишь треть преподавателей вузов имеет академическую квалификацию.

Система мотивации не обеспечивает необходимый уровень заинтересованности в профессии преподавателя среди молодого населения.

Научный потенциал вузов на конец 2017/2018 учебного года достиг 34,2%, что на 3,1 % выше показателя на конец 2016 года, однако, все еще остается достаточно низким по сравнению с зарубежными странами, где для аккредитации необходимо иметь потенциал не менее 50%.

В феврале 2017 года был принят Указ Президента РУз о переходе на двухступенчатую систему подготовки научных кадров.

Увеличена в 2 раза квота приема в докторантуру.

Упрощены процедуры рассмотрения диссертаций. Как итог – увеличение числа диссертационных работ по сравнению с 2016 годом в 2 раза в 2017 году и в 2,5 раза по итогам первого полугодия 2018 года.

Проводимые реформы в сфере образования за последние 2 года способствовали увеличению финансирования из государственного бюджета.

Финансирование для содержания подведомственных образовательных учреждений МВССО увеличилось на 83,7%.

Управление системой. Регулирование системы образования осуществляется различными министерствами (Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования) и многоуровневыми законами, программами, постановлениями и регламентами, издаваемыми различными государственными органами. Имеют место серьезные накладки и фрагментация обязанностей между ними.

Отсутствие интегрированной стратегии:

Цели каждого из министерств определяются отдельно и не имеют единого вектора развития, закреплённого в общей стратегии;
Ряд областей для развития могут быть не затронуты ни одним из министерств;
Отсутствует единая карта «выращивания» специалистов с дошкольного до послевузовского периода.
Отсутствие контроля результатов образования
Текущая модель имеет чрезмерный фокус на построении образовательного процесса, при этом не уделяя достаточного внимания результатам образовательных ведомств;
Как результат появляется риск касательно качества получаемого образования.
Управленческий кризис в министерствах
Отсутствуют достаточные компетенции в части внедрения предложенных изменений и новых концепций;
Нехватка квалифицированных управленческих кадров;
Отсутствуют инновационные методы управления.

Кроме того, в стране не имеется современной информационной системы управления образованием, что не позволяет принимать информированные решения, и система регулирования участия негосударственного сектора в образовании является ограничительной. В результате имеет место отсутствие частных поставщиков образовательных услуг.

Ссылка на основную публикацию