Нужно ли подтверждать упрощенную систему налогообложения в 2020 году

Упрощённая система налогообложения для ИП 2020 год: новые ставки, лимиты, отмена деклараций + все налоги и отчетность для «упрощенцев» в таблице

Упрощённая система налогообложения для ИП в 2020 году, она же УСН, она же «упрощенка» может преподнести сюрпризы, если невнимательно с ней познакомиться. Давайте разбираться, так ли выгоден и прост этот режим для ИП, как многим кажется с первого взгляда. Что нужно знать об УСН, прежде чем вступать с ней в законные отношения: какая ставка выгодней и как не ошибиться при выборе, новые требования и льготы для «упрощенцев», сколько, когда платить, что сдавать и как работать по-новому.

5 фактов о современной «упрощенке»: так ли все просто на самом деле?

В первую очередь упрощенная система – это ограничения, которые придется соблюдать постоянно иначе искать другой режим. Что собой представляет УСН в 2020 году и кто может стать «упрощенцем»:

  1. УСН не для всех предпринимателей. Нельзя перейти на «упрощенку» производителям подакцизных товаров, добытчикам полезных ископаемых, адвокатам, нотариусам, плательщикам ЕСХН.
  2. Кроме того есть лимиты для перехода на УСН. При чем, для ИП ограничения несколько другие, чем для ООО. Если предприниматель переходит на «упрощенку» с другого режима (кроме ЕНВД), то:
  • численность его штата не должна превышать 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств не более 150 млн. руб.

Ограничения по доходам за 9 месяцев 112,5 млн. рублей для ИП не действует (только для фирм). Если же предприниматель переходит на УСН после «вмененки», то лимиты по выручке и стоимости ОС нигде не указываются, соответственно их можно не соблюдать.

  1. Лимиты чтобы не слететь с «упрощенки». В них тоже нужно вписываться, иначе придется переходить на ОСНО:
  • выручка за год не более 150 млн. руб.,
  • работников не более 100 чел.,
  • остаточная стоимость основных средств не более 150 млн. руб.

В 2020 году предусмотрены менее строгие ограничения. Так лимит по доходу можно превысить и остаться на «упрощенке», но не более чем, на 50 млн. руб., а по численности работников на 30 чел. Но, есть свои нюансы, об этом ниже.

  1. Перейти на УСН можно только при регистрации или с начала года (с 1 января). При этом уведомление нужно успеть представить до 31 декабря. Исключение дается только бывшим «вмененщикам». Они могут перейти на «упрощенку» в любой момент, если территориальные власти отменили ЕНВД или предприниматель открывает новое направление бизнеса, которое не подпадает под «вмененку».
  2. ИП самостоятельно выбирают ставку налога 6% с «Дохода» или 15% с разницы «Доходы минус расходы». И тут надо быть крайне внимательным, сменить ее можно раз в год, не чаще.

Теперь выясним в чем отличия разных ставок упрощенного налога, как выбрать выгодную и не прогадать. А гадать придется на калькуляторе.

УСН «Доходы» 6% для кого подойдет по видам деятельности

Единой, простой и 100% верной формулы для выбора нет. Чтобы определить подходящую ставку нужно знать:

  • Примерный объем выручки;
  • Состав и объем предполагаемых расходов;
  • Наличие или отсутствие сотрудников;
  • Особенности регионального законодательства.

А дальше берем калькулятор и просчитываем. Ставка «Доходы» означает, что предпринимателю нужно учитывать только денежные поступления и заносить их в Книгу учета доходов и расходов по графе «Доходы». А для расчета налога просто умножить их на 6%.

Эта ставка подойдет тем ИП, у которых нет постоянных больших расходов. Например: аренда, затраты на материалы, зарплата сотрудников и пр. Или такие расходы не могут быть подтверждены документами.

В общем случае «доходную» ставку выгодно применять, когда доля затрат в обороте менее 60-70%. Это могут быть:

  • Услуги агентов и посредников;
  • Рекламные услуги;
  • Услуги салонов красоты;
  • Ивент-агентства;
  • Аудиторские, юридические фирмы;
  • Дизайнерские фирмы и т.п.

Кроме того, в некоторых регионах власти могут снизить “Доходную” ставку до 1% для определенных категорий предпринимателей. Как это выяснить? Информацию по своему региону можно найти на сайте налоговой в разделе «Особенности регионального законодательства».

Еще нужно иметь в виду, что сам налог и авансовые платежи можно уменьшать на уплаченные в том же налоговом периоде страховые взносы как за самого ИП, так и за работников. ИП-одиночки могут снизить налог на все 100%, а вот с работниками только на 50%.

Что с другой ставкой?

УСН «Доходы минус расходы» 15% все особенности расчета

Здесь уже нас интересует не только выручка, но и все расходы. И не просто абы какие. Затраты должны быть документально подтверждены. А это значит, придется скрупулезно собирать и хранить все накладные, акты выполненных работ, товарные, кассовые чеки. А в книге учета доходов и расходов заполнять уже обе графы и «Доход», и «Расход», соответственно бумажной волокиты будет в разы больше.

Но и кроме этого расходы должны быть обоснованы. Например, нельзя считать расходами покупку путевки для семьи руководителя. Вообще все затраты для УСН указаны в ст. 346.16 Налогового кодекса. Это могут быть расходы на сырье, покупку основных средств, ремонт оборудования, аренда, зарплата работников и пр. Сюда же включаются и страховые взносы. То есть они уменьшают налоговую базу, а не сам налог непосредственно как при «доходной» ставке.

Если расходы будут слишком большие и в итоге «упрощенного» налога будет рассчитано меньше, чем 1% от выручки, то заплатить придется минимальный налог в размере как раз этого 1%.

Что касается региональных властей, то они могут снизить «доходно-расходную» ставку до 5%. Но опять же только для определенных предпринимателей. Например, для тех, кто занимается изготовлением мебели, деятельностью в области культуры, спорта, образования. По каждому региону нужно смотреть отдельно.

Но это еще не все ставки. Для некоторых «упрощенцев» в 2020 году предусмотрены повышенные тарифы: 8% и 20%. Кому придется их применять рассмотрим ниже.

Новые лимиты и повышенные ставки по УСН на 2020 год: кому придется их применять

В 2020 году правительство разработало более лояльные требования к крупным «упрощенцам» в отношении лимитов по доходам и количеству работников. Раньше, если ограничения по выручке — 150 млн. руб. и сотрудникам — 100 чел. превышены хотя бы на одну единицу, то добро пожаловать на ОСНО на весь следующий год.

С 2020 года те, кто превысил эти показатели, могут остаться на УСН в пределах новых лимитов:

  • Доходы не более 200 млн. руб.;
  • Работники не более 130 чел.

Но в этом случае «упрощенец» оказывается на «испытательном сроке» с того квартала в котором произошло превышение первой границы ограничений. Он не слетает с УСН на ОСНО сразу, но начинает рассчитывать авансовые платежи и «упрощенный» налог по повышенным ставкам.

  • 8% для «Доходов»;
  • 20% для «Доходы минус расходы».

Повышенные ставки нужно применять остаток года в котором превышен первый лимит и до конца следующего года. Если в следующем году ИП вернется в рамки по доходам 150 млн. руб. и сотрудникам 100 чел., то он переходит на классический вариант «упрощенки». То есть к ставкам в 6% и 15%.

В том случае, если превышен и второй порог ограничений, то тогда уже точно нужно переходить на ОСНО без всяких поблажек.

Упрощённая система налогообложения для ИП 2020: все, что нужно платить (таблица)

Как и любой другой специальный налоговый режим УСН предусматривает один основной вид отчислений, который заменяет несколько других. Так плательщики единого упрощенного налога освобождаются от:

Какие налоги и когда платить ИП на УСН в 2020 году:

Как автономному учреждению применять УСН в 2020 году?

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Могут ли автономные учреждения применять УСНО? Каковы плюсы данного спецрежима? Каким критериям нужно соответствовать для перехода на этот налоговый режим? Как стать «упрощенцем» в 2020 году? Давайте разбираться.

Автономное учреждение вправе применять УСНО.

Поскольку УСНО является специальным налоговым режимом, гл. 26.2 НК РФ установлен ряд ограничений по его применению, которые носят разноплановый характер: как по организационно-правовой форме, так и по виду деятельности, по доходам и остаточной стоимости основных средств, по численности работников.

У представителей автономных учреждений, как правило, вызывает вопрос об ограничении, установленном пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В указанной норме говорится, что не вправе применять упрощенную систему казенные и бюджетные учреждения.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Из чего следует, что автономное учреждение усн не является бюджетным учреждением, следовательно, ограничения пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении бюджетных учреждений к автономным учреждениям не применяются. Такого подхода придерживаются контролирующие органы последовательно на протяжении многих лет (письма Минфина РФ от 28.07.2008 № 03-11-03/15, от 22.01.2016 № 03-11-06/2/2393). Он распространяется и на случаи, когда автономное учреждение усн создано путем изменения типа существующего бюджетного учреждения.

При этом отметим, что применение УСНО является добровольным выбором всех субъектов хозяйственной деятельности, включая автономные учреждения (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Это означает, что автономное учреждение при соответствии остальным требованиям гл. 26.2 НК РФ вправе принять решение о переходе на УСНО с 2020 года или остаться на общем режиме налогообложения.

Преимущества УСНО.

Упрощенная система налогообложения имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с общим режимом налогообложения, например:

уплата одного налога при УСНО вместо налога на прибыль и НДС (ст. 346.11 НК РФ);

представление налоговой декларации по УСНО один раз по итогам налогового периода – календарного года вместо ежеквартальной отчетности по налогу на прибыль и НДС (ст. 346.23 НК РФ);

ведение одной книги учета доходов и расходов[1] вместо налоговых регистров по НДС и налогу на прибыль (ст. 346.24 НК РФ).

И еще одним существенным преимуществом обладает «упрощенка» – возможностью выбора объекта налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Ни один действующий налоговый режим не дает такого права. Тем более что при разных объектах налогообложения действуют разные налоговые ставки. Более того, при желании «упрощенцы» могут ежегодно менять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором начнется применение нового объекта налогообложения (ст. 346.14 НК РФ). Ограничение установлено только в отношении изменения объекта налогообложения в течение налогового периода: в календарном году налогоплательщик не может этого сделать – только с 1 января соответствующего года.

Но при принятии решения о переходе на УСНО надо помнить, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения в добровольном порядке (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

Критерии для применения УСНО.

Главой 26.2 НК РФ установлен ряд общих ограничений для применения данного спецрежима. Наиболее весомые из них следующие:

предельный размер доходов – 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

средняя численность работников за налоговый период – не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в течение (или по итогам) налогового периода учреждение применяет усн, превысит приведенные величины, то оно утратит право на применение «упрощенки» с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения, и должно будет перейти на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

При этом хотелось бы отметить, что Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется внести ряд изменений в упрощенную систему налогообложения. Одним из новшеств предполагается введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСНО в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением упрощенной системы налого­обложения. Но на момент подготовки данного материала никаких законодательных инициатив в данном направлении не принято.

Рассмотрим приведенные ограничения для применения УСНО подробнее.

Предельный размер доходов.

На основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, применяющего УСНО, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

При этом п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ[2] предусмотрено, что индексация на коэффициент-дефлятор указанной в п. 4 ст. 346.13 НК РФ величины предельного размера доходов налогоплательщика приостановлена до 2020 года.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов увеличение предельного дохода налогоплательщика по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 05.09.2019 № 03-11-11/68565).

Соответственно, ожидать, что в 2020 году предельный размер доходов для целей применения УСНО увеличится, не стоит.

Но для автономных учреждений важно, что согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, исчисляемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные субсидии рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, автономное учреждение должно учитывать для целей применения УСНО только доходы от приносящей доход деятельности. Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.

Средняя численность работников.

В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (Письмо Минфина РФ от 13.08.2019 № 03-03-06/1/60951).

Порядок определения средней численности работников установлен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 (Письмо Минфина РФ от 04.02.2019 № 03-11-11/6229).

Средняя численность работников организации включает в себя:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внешних совместителей;

среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, показатель «средняя численность работников организации» предусматривает учет работников в целом по организации, без распределения по видам деятельности. В связи с этим усн автономное учреждение применяет усн для целей применения пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ учитывает среднюю численность работников в целом по организации (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 03-11-06/2/72772).

Остаточная стоимость основных средств.

Еще одним существенным ограничением для применения УСНО является ограничение по остаточной стоимости основных средств: она не должна превышать 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В целях применения данной нормы учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях применения гл. 25 НК РФ являются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено данной главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

При этом расходы для целей налогообложения прибыли организаций – экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

В силу нормы п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, – как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Автономное учреждение, получая имущество в оперативное управление, не несет фактических затрат на его приобретение. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления на основании ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, усн автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

При этом стоимость такого имущества в целях исчисления налога на прибыль организаций не учитывается в составе налогооблагаемых доходов на основании нормы пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества, полученного автономным учреждением в оперативное управление, не формируется в связи с отсутствием расходов, осуществленных налогоплательщиком, и, соответственно, не подлежит амортизации.

Из приведенных норм следует, что стоимость такого имущества не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Соответственно, автономное учреждение при получении от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности объектов недвижимого имущества стоимостью свыше 150 млн руб. в случае соблюдения всех остальных условий, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях (письма Минфина РФ от 22.01.2016 № 03-11-06/2/2393, от 06.07.2016 № 03-11-10/39450, от 21.03.2019 № 03-11-11/18650).

Но при рассмотрении данного ограничения нужно помнить, что у автономных учреждений есть ОС, приобретенные за счет средств от приносящей доходы деятельности. Вот остаточная стоимость данных основных средств и учитывается в связи с ограничением в 150 млн руб. для целей применения УСНО.

Уведомление налогового органа.

При принятии решения о переходе на УСНО необходимо учитывать еще один момент: предельный размер дохода за девять месяцев 2019 года. Доходы не должны превышать 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Если все критерии деятельности автономного учреждения соответствуют нормам гл. 26.2 НК РФ и анализ показывает минимизацию налоговых выплат, то целесообразно принять решение о переходе на УСНО.

Важнейшим выбором при переходе на «упрощенку» является выбор объекта налогообложения. Целесообразно взять данные по текущей деятельности автономного учреждения и сравнить полученные расчетные суммы налога, уплачиваемого при УСНО, исходя из разных объектов налогообложения. И уже на основании этих данных принять решение о выборе объекта налогообложения.

Таким образом, если автономное учреждение приняло решение о переходе на УСНО с 2020 года и выбрало объект налогообложения, то остается только непосредственно перейти на данный спецрежим.

Автономное учреждение должно уведомить налоговый орган о своем решении: сделать это нужно не позднее 31 декабря 2019 года (ст. 346.13 НК РФ).

Рекомендуемая форма 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения» утверждена Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налого­обложения». Поскольку форма носит рекомендованный характер, можно уведомить и в произвольной форме.

Формат представления уведомления о переходе на УСНО утвержден Приказом ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».

Автономное учреждение в уведомлении указывает:

объект налогообложения, который будет использоваться при УСНО;

остаточную стоимость основных средств;

Данные о размере доходов и остаточной стоимости основных средств приводятся по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого осуществляется переход на УСНО, то есть на 01.10.2019 по правилам применяемого в этом налоговом периоде общего режима налогообложения.

Напомним, что в уведомлении о переходе на УСНО автономное учреждение указывает только доходы от приносящей доход деятельности (см. выше). Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные.

Соответственно, и под остаточной стоимостью основных средств в данном случае понимается остаточная стоимость основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доходы деятельности.

Согласно пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, не уведомившие о переходе на данный спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

Если автономное учреждение соответствует нормам, установленным гл. 26.2 НК РФ, и уведомление направлено в срок, то оно вправе применять УСНО с 2020 года. Никаких специальных разрешений для использования УСНО налоговый орган не выдает.

Применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСНО, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСНО и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты (Определение ВС РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705).

Ответ из налогового органа придет только в случае пропуска сроков уведомления и (или) при отсутствии права на применение УСНО у данного налогоплательщика:

сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма 26.2-5)[3];

сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения (форма 26.2-4)[4].

При получении таких сообщений автономное учреждение не имеет права применять УСНО.

Поскольку никаких отдельных запретов на применение УСНО автономными учреждениями гл. 26.2 НК РФ не установлено, автономное учреждение, проанализировав показатели своей хозяйственной деятельности, при соответствии требованиям, прописанным в гл. 26.2 НК РФ, вправе перейти на «упрощенку».

Для перехода с 2020 года доход организации за девять месяцев 2019 года не должен превышать 112,5 млн руб. В данном случае автономное учреждение учитывает только доходы от приносящей доход деятельности. Также под остаточной стоимостью основных средств для целей перехода на УСНО понимается остаточная стоимость основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доходы деятельности.

В случае принятия решения о переходе на УСНО с 2020 года и выборе объекта налогообложения автономное учреждение должно представить в налоговый орган уведомление в срок до 31.12.2019.

[1] Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н.

[2] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

[3] Утверждено Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829.

[4] Утверждено Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829.

УСН-доходы в 2019-2020 годах (6 процентов): что нужно знать?

Как перейти на упрощенную систему налогообложения по ставке 6%

Применение системы налогообложения УСН доходы 6% (это ее основная ставка, которая в регионах может снижаться до 1%) требует от налогоплательщиков соответствия ряду ограничений (ст. 346.12 НК РФ):

  • число работников — не более 100;
  • осуществление деятельности, не попадающей в перечень ее видов, делающих использование УСН невозможным;
  • остаточная стоимость ОС — не больше 150 млн руб.;

Действует ли это требование для ИП, см. здесь.

  • доля участия в юрлице других юрлиц — не больше 25%;
  • отсутствие у юрлица филиалов;
  • общий объем доходов за весь текущий год — не выше 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ), а если речь идет о переходе на УСН со следующего года — не больше 112,5 млн руб. за 9 месяцев текущего года.

Подробнее о применении установленных лимитов доходов читайте в статье «Ограничения по выручке при УСН в 2019 – 2020 годах».

Условия для начала применения УСН «доходы» 6% достаточно просты. При соответствии вышеуказанным критериям достаточно сообщить в налоговую о переходе на упрощенную систему УСН «доходы».

При расчете налога при УСН 6 процентов облагаемый доход определяется по нормам гл. 25 НК РФ (ст. 249 и 250). К облагаемым не относятся операции, перечисленные в ст. 251 НК РФ, а также облагаемые налогом на прибыль операции у юрлиц и НДФЛ у физлиц-предпринимателей.

Сумма начисленного от полученного дохода налога может быть уменьшена на сумму уплаченных налогоплательщиком страховых взносов. Однако если у упрощенца есть наемные работники, таким способом можно уменьшить налог не более чем в 2 раза (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Особенности УСН «доходы» 6% в 2019-2020 годах

Упрощенную систему налогообложения (6 процентов) в 2019-2020 годах от УСН прошлых лет в плане общих принципов налогообложения ничто не отличает.

Ключевым изменением 2019 года является переход большинства упрощенцев на уплату страховых взносов по общим тарифам. Это изменение затронуло не только УСН 6%, но и доходно-расходную упрощенку со ставкой 15%. Пониженые тарифы остались лишь для небольшого числа плательщиков УСН.

Подробнее об этом важном изменении читайте в этой статье.

Что касается УСН 2020 года, то пока для нее никаких изменений нет и не планируется. Значит, можно продолжать работать по привычным правилам.

УСНО 6% и налог на имущество

Применение упрощенной системы налогообложения 6% не освобождает налогоплательщика от уплаты налога на имущество в отношении тех объектов недвижимости, базовая стоимость которых определена как кадастровая. Для ИП налогооблагаемым будет имущество, используемое в предпринимательской деятельности.

К таким объектам, в частности, относятся офисы (деловые центры либо помещения в них), торговые или административные центры, а также помещения для размещения объектов общественного питания или оказания бытовых услуг населению.

ИП на УСН 6%

Упрощенка по ставке 6% применяется индивидуальными предпринимателями на тех же основаниях, что и иными налогоплательщиками (ст. 346.12 Налогового кодекса).

Исключением является то, что для ИП не установлен предельный размер полученных за 9 месяцев года доходов для перехода на УСН со следующего налогового периода (письмо Минфина от 01.03.2013 № 03-11-09/6114). Однако при этом необходимо уложиться в общий предел допустимого за год дохода.

Для ИП тоже действует ограничение по числу наемных работников (их не может быть больше 100) и остаточной стоимости основных средств (письма Минфина России от 20.01.2016 № 03-11-11/1656, от 27.03.2015 № 03-11-12/16911, от 13.02.2015 № 03-11-12/6555, от 19.09.2014 № 03-11-06/2/47029, от 14.08.2013 № 03-11-11/32974, ФНС от 19.10.2018 № СД-3-3/7457).

Лишены права воспользоваться преимуществами упрощенной системы налогообложения те предприниматели, которые занимаются добычей и сбытом полезных ископаемых (кроме повсеместно распространенных), изготавливают подакцизную продукцию или выбрали единый сельхозналог.

Также не имеют права использовать УСНО те ИП, которые не уведомили налоговые органы о переходе на упрощенку в установленные пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ сроки.

О порядке уведомления налоговых органов при переходе на УСН читайте в статье «Заявление о переходе на УСН в 2019 – 2020 годах (образец)».

УСН 15% или упрощенка 6% — что выбрать?

Только что зарегистрированным налогоплательщикам всегда довольно трудно сориентироваться, что выгоднее — упрощенка 6% или 15%? В большинстве случаев выбор объекта налогообложения продиктован тем, какие обороты будут у упрощенца и какими видами деятельности он планирует заниматься.

Если доля затрат по деятельности на УСН значительна, выгоднее выбирать объект «доходы минус расходы» со ставкой 15%, в противном случае разумнее уплачивать налог с доходов по ставке 6%.

Также немаловажным является место ведения бизнеса, ведь многие субъекты РФ устанавливают льготные условия для упрощенцев, снижая налог для определенных категорий налогоплательщиков (либо для конкретных видов деятельности).

Подробнее о том, как рассчитывается УСН-налог при объекте «доходы», читайте в статье «Порядок расчета налога по УСН ”доходы” в 2019 – 2020 годах (6%)».

Итоги

Правила применения УСН с объектом «доходы» в 2019-2020 годах в целом соответствуют применявшимся ранее. Изменился лишь порядок исчисления страховых взносов. Прочие требования, ограничивающие применение упрощенки с основной ставкой 6%, остались неизменными.

Все про переход на УСН с 2020 года

Упрощенная система налогообложения имеет неоспоримые преимущества перед общей. Ее применение позволяет существенно снизить на законных основаниях налоговую нагрузку, значительно упростить подготовку и сдачу отчетности и т.п. Как перейти на данный спецрежим с 2020 года и какой объект налогообложения выбрать — читайте в нашей статье.

Плюсы перехода на УСН

  1. Налоговая нагрузка на этом спецрежиме весьма щадящая. Ведь компании не нужно перечислять такие (неподъемные для многих) бюджетные платежи, как налог на прибыль, НДС и налог на имущество (правда, тут есть определенные исключения — см. п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
  2. Возможность выбора объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы»), что позволяет фирме адаптировать фискальную нагрузку под показатели своей хозяйственной деятельности. Причем если компания ошиблась в выборе, объект налогообложения потом можно поменять (с начала нового календарного года).
  3. Не столь высокие налоговые ставки (6 и 15 процентов), которые региональные власти еще и могут понижать (ст. 346.20 НК РФ). Надо сказать, что многие субъекты РФ этим правом активно пользуются (например, в столице для ряда «доходно-расходных» упрощенцев предусмотрена 10-процентная ставка — Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 41).
  4. Стоимость основных средств и НМА, приобретенных в период применения УСН, включается в состав расходов в течение года (пп. 1 и 2 п. 3 ст. 346.16 Кодекса, письмо Минфина РФ от 14.06.2017 № 03-11-11/36922). То есть гораздо быстрее, чем на общем режиме.
  5. Налоговый учет фирмы на УСН ведут в книге учета доходов и расходов, которая довольно проста в заполнении, и не должна заверяться в ИФНС. А декларация представляется «упрощенцем» только по итогам налогового периода (то есть календарного года), что тоже не может не вызывать интерес.

О том, как грамотно перейти на УСН и какие нюансы при этом следует иметь в виду, и поговорим.

Лимиты и условия для применения УСН

Так, размер доходов фирмы за 9 месяцев 2019 года (без НДС) не должен превышать 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Необходимо соблюдение и еще одного порогового значения: бухгалтерская остаточная стоимость основных средств на 1 января 2020 года должна быть не более 150 млн рублей. Интересно, что при этом речь идет лишь о тех ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Кодекса). То есть, например, земля и иные объекты природопользования, объекты незавершенного капстроительства в расчет не принимаются (ст. 256 НК РФ).

Обратите внимание: превышение 150-миллионного лимита по состоянию на 1 октября либо на дату подачи уведомления препятствием для перехода на «упрощенку» не является. Главное, чтобы остаточная стоимость основных средств не выходила за законодательно установленный норматив начиная с 01.01.2020.

Уведомляем налоговиков

Сообщить об изменениии спецрежима надо обязательно, поскольку компании, своевременно не уведомившие налоговиков о переходе на «упрощенку», применять его не вправе (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-11/66). Иллюстрирует справедливость этого и свежий вердикт высших арбитров — Определение ВС РФ от 29.09.2017 № 309-КГ17-13365. Остановимся на нем чуть подробнее.

Гражданин, зарегистрировавшийся в качестве ИП, добросовестно применял УСН: представил декларацию и перечислил налог в бюджет. Однако в середине года фискалы потребовали от него декларацию по НДС, а до момента ее подачи заблокировали коммерсанту банковский счет. Причина — ИП до 31 декабря предыдущего года не подал уведомление о переходе на спецрежим, следовательно, права на «упрощенку» у него нет.

Интересно, что суд первой инстанции поддержал предпринимателя, указав, что он фактически применял УСН при отсутствии возражений инспекторов, а значит, требование работать на общем режиме незаконно. Однако все последующие инстанции, включая ВС РФ, встали на сторону контролеров, ссылаясь на четкое предписание нормы пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Кодекса. Тот же факт, что коммерсант подал УСН-декларацию, а инспекция ее приняла, причем без каких-либо замечаний, не говорит об одобрении применения «упрощенки» со стороны фискалов. Ведь ИФНС не вправе отказать в принятии поданной плательщиком декларации (ст. 80 НК РФ).

Схожую точку зрения ВС РФ высказывал и ранее (Определение от 20.09.2016 № 307-КГ16-11322). С ней солидарен и АС Московского округа (постановления от 02.05.2017 № Ф05-3020/2017, от 27.04.2016 № Ф05-4624/2016). Детальные аргументы в пользу рассмотренной позиции также можно найти в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.12.2014 № Ф04-11632/2014.

Важно, что кроме уведомления подавать в инспекцию иные документы в данном случае не надо. Требовать от организации какую-то дополнительную информацию ревизоры также не вправе.

И еще — предприятиям, уже работающим на упрощенном режиме, уведомлять налоговиков о продолжении применения его в следующем году не требуется. Именно так считают служители Фемиды (Постановление ФАС Московского округа от 19.09.2007, 24.09.2007 № КА-А40/9540-07).

Учтите — переход на УСН в течение года невозможен, в том числе в связи с появлением у компании новых видов предпринимательской деятельности.

Как представить уведомление в ИФНС

  • на бумаге (рекомендуемая форма утверждена Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). Отметим, что компания вправе подать уведомление и в произвольной форме с учетом требований ст. 346.13 Кодекса;
  • в электронном виде (формат утвержден Приказом ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@).

Обратим внимание на некоторые особенности заполнения организацией, переходящей на УСН с общего налогового режима, рекомендуемой фискалами формы уведомления. В поле «Признак налогоплательщика» укажите «3», а в строке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» — «1». И не забудьте, что сумма доходов за 9 месяцев нынешнего года показывается без НДС.

В целом же форма, состоящая всего лишь из одной страницы, довольно проста в заполнении. Каких-либо трудностей возникнуть с ней не должно.

Уведомление можно представить в ИФНС лично, через уполномоченного представителя или послать по почте заказным письмом. В первом и во втором случаях датой подачи будет день поступления документа в секретариат или канцелярию инспекции. В последнем — день, указанный на почтовом штемпеле.

Какой объект выбрать

Выбор объекта налогообложения — важнейшая процедура для организации. Как правило, объект «доходы» более выгоден, если расходы компании не столь значительны. Если же затраты существенны и при этом на них можно будет уменьшить базу по УСН-налогу (напомним, что перечень «упрощенных» расходов является закрытым — ст. 346.16 НК РФ), то выгоднее применять «доходно-расходную упрощенку».

Приблизительную выгоду можно просчитать с помощью сопоставления налоговых баз и ставок двух УСН-объектов, из которого следует: если расходы фирмы составляют менее 60 процентов от ее доходов, лучше выбрать объект «доходы». Если же более — то альтернативный вариант.

Однако для более точного расчета следует учесть и ряд других факторов, в том числе какие ставки единого налога установлены на 2020 год в зависимости от вида деятельности и категории налогоплательщика в вашем регионе. И лишь после детального анализа фиксировать свой выбор в уведомлении.

На практике бывают случаи, когда организация фактически применяет не тот объект налогообложения, что указан в уведомлении. ИФНС наверняка сочтет это неправомерным и пересчитает налоговые обязательства компании со всеми вытекающими последствиями. И судьи, скорее всего, согласятся с фискалами. Например, в Постановлении Шестого ААС от 01.10.2014 № 06АП-5107/2014 отмечено: переход на упрощенный режим, выбор объекта налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются плательщиком не произвольно, а с соблюдением условий и порядка, четко указанных в гл. 26.2 НК РФ. И если организация в нарушение установленного порядка фактически изменила УСН-объект, ей придется за это ответить.

Ждать ли реакции от инспекторов

Вместе с тем налогоплательщик имеет право в любой момент направить в свою инспекцию запрос о подтверждении факта применения им упрощенного спецрежима. Рекомендованную форму запроса можно найти в Приложении № 6 к Административному регламенту, который утвержден Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н. Однако запрос позволено составить и в произвольной форме.

ИФНС в соответствии с п. 93 Административного регламента в течение 30 календарных дней с момента регистрации запроса должна выслать плательщику информационное письмо по форме 26.2-7 (утв. Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). В нем в том числе фигурирует дата представления в инспекцию плательщиком уведомления о переходе на «упрощенку» — но не более того.

Таким образом, вся ответственность за соблюдение критериев, необходимых как для перехода на данный спецрежим, так и для его дальнейшего применения, полностью лежит на самой организации.

Самостоятельной реакции следует ждать от инспекторов только в одном случае: если компания нарушит срок представления уведомления. Тогда чиновники направят предприятию сообщение по форме 26.2-5 (утвержденное Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@), означающее невозможность применения «упрощенки».

Хотели перейти на УСН, но затем передумали.

По мнению чиновников, организация обязана уведомить о своем новом решении фискалов до 15 января года, с которого планировалось применение УСН. Подобный вывод сделан на основании п. 6 ст. 346.13 НК РФ, несмотря на то, что в этой норме речь идет о плательщиках, уже работающих на «упрощенке» и захотевших перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года. Итак, если компания так не поступит, она, по убеждению ведомств, не сможет в 2020 году применять ОСН (письмо Минфина РФ от 30.05.2007 № 03-11-02/154, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС РФ от 27.06.2007 № ХС-6-02/503@).

Однако служители Фемиды в этом вопросе чиновников не поддерживают. Взять хотя бы Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 № Ф04-1942/2016, в котором сказано: налогоплательщик вправе самостоятельно, в отсутствие одобрения ИФНС, до начала применения «упрощенки» изменить свое решение и остаться на ОСН вне зависимости от причины. Определяющим фактором является фактическое ведение деятельности в соответствии с выбранным с начала года режимом налогообложения.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2010 № А33-2847/2010 судьи также подчеркнули: правовое значение имеет то, что налогоплательщик, уведомив инспекцию о переходе на УСН, не начал ее применять, фактически работая на общем налоговом режиме, то есть отказался от «упрощенки» до начала ее использования. Разделяет такой подход и ФАС Северо-Кавказского округа, отметивший, что перешедшими на УСН считаются лишь компании и предприниматели, уведомившие об этом ИФНС и фактически перешедшие на данный налоговый режим (Постановление от 14.03.2014 № А53-10176/2013).

Однако во избежание излишних споров с фискалами мы советует все же уведомить их об изменении своего первоначального решения. Благо дело это нетрудоемкое, а времени и нервов может сэкономить немало.

Налоговая подготовка к «упрощенке»

Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима (для предприятий, использовавших метод начисления) на «упрощенку» (при которой применяется кассовый метод) содержатся в п. 1 ст. 346.25 Кодекса. Такие компании должны выполнить несколько правил (перечень закрытый). В частности, включить в базу по единому налогу на дату перехода суммы, полученные до 31.12.2019 в оплату по договорам, которые будут исполнены после перехода на УСН. Или же, наоборот, не включать в такую базу средства, полученные после подобного перехода, если они уже были включены в «прибыльные» доходы. В основе всех этих правил лежит главный принцип: определенный доход (расход) должен быть учтен лишь единожды — либо при общем, либо при упрощенном режиме.

В IV квартале 2019 года необходимо восстановить НДС по основным средствам, нематериальным активам и МПЗ. Восстанавливаются суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НМА — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Вместе с тем если НДС по имуществу, приобретенному до перехода на «упрощенку», к вычету не ставился, то этот налог восстановлению не подлежит (письмо Минфина РФ от 18.10.2016 № 03-07-14/60503, Постановление ФАС Центрального округа от 25.05.2011 № А54-3447/2010-С2).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.12.2011 № 10462/11 подчеркнул, что пп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса не позволяет производить такое восстановление НДС в течение какого-либо периода времени. Это необходимо в полном объеме сделать в квартале, предшествующем переходу на спецрежим.

Восстановленный налог включается в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 Кодекса (письмо Минфина РФ от 01.04.2010 № 03-03-06/1/205).

Если компания получила аванс и уплатила с него НДС, а соответствующие товары (работы, услуги) будут отгружены (выполнены, оказаны) уже в периоде применения «упрощенки», следует вернуть покупателям НДС с подобных авансов. Такой налог можно будет принять к вычету в IV квартале 2019 года, правда, только при наличии документов, подтверждающих факт возврата НДС (п. 5 ст. 346.25 НК РФ). Важно, что вышеуказанную последовательность нарушать нельзя. Если данный налог сначала заявить к вычету, а лишь потом вернуть его контрагенту, ревизоры наверняка посчитают такой вычет неправомерным, и служители Фемиды, скорее всего, их поддержат (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 № Ф08-6531/2016).

Арбитры признают подобный вычет правомерным и в следующих ситуациях:

  • перечисления денег не было, а налог возвращен покупателям путем зачета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2010 № А21-11991/2009);
  • контракт, по которому прошла предоплата, расторгнут, а полученный аванс возвращен (Постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.2008 № А65-26854/2007).

«Упрощенцы» НДС не уплачивают. Поэтому необходимо скорректировать договоры, заключенные фирмой до перехода на УСН, в которых цена ее товаров (работ, услуг) установлена с данным налогом. С будущего года в договорах цену нужно будет фиксировать с пометкой: «НДС не облагается».

И последнее — если предприятие в текущем году создавало в налоговом учете какие-либо резервы (на оплату отпусков, по сомнительным долгам и т.д.), учтите их остатки на 31.12.2019 в составе внереализационных доходов (п. 7 ст. 250, пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Рассказываю, кто может применять УСН в 2020, а кто нет

Упрощённая система налогообложения или УСН очень популярна. И для этого есть причина, ведь речь идёт о самом выгодном варианте для предпринимателей. Он позволяет уменьшить налоговую нагрузку, причём заметно. И отчётности тоже намного меньше.

Поэтому многих вполне закономерно интересует, кто может работать на УСН. Поскольку он предполагает применение льгот, то такое право предоставляется далеко не всем. И это нужно учитывать.

Кроме того, с 2021 года нельзя будет применять патент. Поэтому многим индивидуальным предпринимателям также очень интересно, кто может перейти на УСН. Давайте разбираться!

Учтите: если вам сложно понять, у кого есть право на применение УСН, обратитесь в своё территориальное отделение ФНС РФ. Там вам должны всё подсказать.

Кто не может применять УСН

В первую очередь надо понять, кто не может применять УСН в 2020 году. В обсуждаемом случае ограничение распространяется на:

  • страховые компании (все, без исключения);
  • банковские организации;
  • фирмы, которые изготавливают подакцизную продукцию;
  • НПФ;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • инвестиционные фонды;
  • компании, которые добывают и реализуют распространённые полезные ископаемые;
  • фирмы, которые устраивают азартные игры (если для них это – основной вид деятельности);
  • ломбарды;
  • участники сделок, которые имеют отношение к разделу продукции;
  • частные нотариусы;
  • адвокаты;
  • юридические лица иностранного происхождения;
  • МФО;
  • компании, платящие ЕСХН;
  • фирмы, у которых есть филиалы и представительства;
  • организации, у которых доля участия других юрлиц больше 25%;
  • агентства, занимающиеся рекрутингом.

Кто имеет право применять УСН в 2020 году

Теперь осталось разобраться с теми, кто может применять УСН. Итак, даже если организации нет в указанном выше списке, это ещё не значит, что она автоматически может выбрать льготный режим налогообложения. Необходимо принимать во внимание ряд ограничений:

Есть предел дохода за отчётный период. Он не должен быть больше 150 миллионов рублей.

Стоимость основных средств на момент перехода тоже принципиальна. Ограничения – 150 миллионов рублей.

Среднесписочное количество работников – не больше 100 человек.

Учтите, что если вы превысите указанные лимиты в 2020 году, то остаться на «упрощёнке» будет можно, но только при условии, что до конца года вернётесь к соответствующим показателям.

  • Доходы могут быть больше 150 миллионов. Однако они не должны превышать 200 миллионов.
  • Предел для общего числа работников – 130 человек.

Имейте в виду, что на период превышения лимита ставки тоже будут более высокими. Вместо 6% с оборота – 8%, а вместо 15% с разницы доходы минус расходы —20%.

Условия перехода на УСН

Далеко не все понимают, как перейти на УСН. Для этого нужно не только, чтобы отсутствовали ограничения. Есть дополнительные условия:

Если нет ИП или ООО, можно подать документы одновременно с регистрацией. Но даже если вы этого не сделаете, у вас будет ещё 30 календарных дней.

Если ИП или ООО уже есть, переход разрешён исключительно с 1 января. Причём подать уведомление нужно до конца текущего года.

Разобраться в том, кто имеет право на УСН, не очень трудно. Для этого необходимо изучить текущее законодательство и установленные в нём требования. А вникнуть стоит: вы можете серьёзно сэкономить. К тому же упростите себе взаимодействие с бухгалтерией.

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Попробуй бесплатно CRM для управления франчайзинговой сетью BuroBase – все в одном месте:

  • управляй своими франчайзи;
  • обучай команду внутри площадки;
  • планируй мероприятия;
  • следи за оплатой роялти.

Попробовать бесплатно

Критерии перехода и работы на УСН в 2020 году

2020 год обещает стать для упрощенцев и тех, кто только собирается перейти на этот режим, весьма удачным. Лимиты, позволяющие применять УСН, увеличили, сделав ее доступной еще больше количеству организаций и ИП. Рассмотрим, какие критерии перехода и применения УСН установлены на 2020 год.

Условия перехода на УСН в 2020 году

Условия, позволяющие перейти на упрощенку в 2020 году, не изменились: закреплены они в п. 1, 2 ст. 346.12 НК РФ:

Условие для применения УСН

Не более 112,5 млн руб.*

* ИП ограничений по выручке не имеют

Не более 100 человек

Не больше 150 млн руб.*

* ИП при переходе на УСН стоимость ОС не учитывают

Показатель
Доходы по итогам 9 месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСН
Средняя численность сотрудников
Остаточная стоимость основных средств
Доля участия других организаций в уставном капитале (УК)Не превышает 25%*

* Ограничение не действует на:

  • организации, УК которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если ССЧ инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в ФОТ — не менее 25%;
  • НКО, в том числе организации потребкооперации;
  • хозобщества и хозпартнерства, созданные научными и образовательными учреждениями для практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности
Наличие филиалов и представительствФилиалы — запрещены

Представительства — разрешены

Вид осуществляемой деятельностиНе могут перейти на УСН:

  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • компании и ИП, производящие подакцизные товары, а также добывающие и продающие полезные ископаемые, кроме общераспространенных;
  • компании, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований;
  • компании-участники соглашений о разделе продукции;
  • организации и ИП на ЕСХН и ОСНО;
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • иностранные компании;
  • МФО;
  • частные агентства занятости

Условия применения УСН в 2020 году

С 2020 года меняются предельные лимиты по численности сотрудников и максимальному доходу, позволяющие применять УСН.

Напомним действующие в 2019 году лимиты:

  • по выручке — 150 млн руб. в год;
  • по штату — 100 человек;
  • по стоимости ОС — 150 млн руб.

По действующим в 2019 году правилам, упрощенец, превысивший по итогам квартала какой-либо из этих лимитов, теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО с начала квартала, в котором допущено нарушение.

Пример: Выручка ООО «Кадровик» по итогам 3 квартала 2019 года превысила 160 млн руб. Фирма автоматически переводится на ОСНО с 1 июля 2019 года.

С 01.01.2020 условия работы на УСН при превышении указанных лимитов несколько изменятся. Если утвердят разработанный Минфином РФ законопроект, то в 2020 году с упрощенцем, нарушившим лимит по выручке (150 млн руб.) или по штату (100 сотрудников), будет происходить следующее:

  • Если превышение по доходу составит не более 50 млн руб. (суммарно не более 200 млн руб.), а превышение по штату — не более 30 человек (суммарно не более 130 человек), то упрощенец продолжает работать на УСН, но платит налог по повышенным ставкам: 8% на УСН «доходы» и 20% на УСН «доходы минус расходы».

Такие ставки применяются с того квартала, в котором допущено то или иное превышение (или сразу оба).

Пример: Выручка ООО «Кадровик» на УСН «доходы» по итогам 2 квартала 2020 года превысила 170 млн руб. (сейчас и далее условимся, что штат этой фирмы — 90 человек). С 01.04.2020 она должна будет платить налог по ставке 8%.

  • Если в течение всего года упрощенец работает с увеличенными лимитами (200 млн руб. и 130 сотрудников), с УСН он не слетает, но платит весь год авансы и налог по повышенной ставке.

Пример: Выручка ООО «Кадровик» по итогам 2020 года составила 197 млн руб. Авансы за все отчетные периоды, а также налог по итогам 2020 года она заплатит по ставке 8%.

  • Если по итогам года выручка превысит лимит в 150 млн руб. (но не более 200 млн руб.) или численность сотрудников будет больше 100 человек (но не более 130), весь следующий год авансы придется платить по повышенной ставке.

Пример: Выручка ООО «Кадровик» по итогам 2021 года составила 198 млн руб. В 2022 году организация будет платить авансы по повышенной ставке.

По какой ставке ООО «Кадровик» придется платить налог за 2022 год, зависит от того, превышены ли лимиты по итогам этого года. Если они не выходили за пределы в 150 млн руб. и 100 человек — налог ООО «Кадровик» рассчитает по ставке 6% и весь следующий год будет рассчитывать авансы по ставке 6%. Если превысили — налог по итогам 2022 года придется также заплатить по ставке 8% и эта ставка перейдет на 2023 год.

  • Если по итогам отчетного периода (квартала) упрощенец превысит увеличенные лимиты (доход более 200 млн руб. и численность более 130 человек), он утратит право на УСН и перейдет автоматом на ОСНО с начала квартала, в котором допущено такое превышение.

Пример: Выручка ООО «Кадровик» по итогам полугодия 2020 года составила 210 млн руб. Начиная с 1 апреля 2020 года, фирма переводится на ОСНО и платит налоги в соответствии с этим режимом налогообложения.

  • Вернуться на УСН упрощенец сможет не ранее, чем через год после того, как он утратил право на применение данного спецрежима. При этом им должны быть соблюдены условия, позволяющие перейти на УСН.

Пример: ООО «Кадровик» слетел с УСН в 2020 году. Вернуться на этот режим он сможет только в 2022 году.

Особенности расчета лимитов для перехода на УСН в 2020 году

При определении лимитов, позволяющих применять УСН в 2020 году, необходимо учитывать некоторые особенности.

Определение размера максимального дохода

  • При подсчете предельного дохода учитывайте авансы, доходы от реализации и внереализационные доходы.
  • Доход от деятельности на ПСН также включайте в общий лимит.
  • Не учитывайте доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, временные доходы, поступления от контролируемых иностранных компаний, облагаемые налогом на прибыль, дивиденды, доходы от деятельности на ЕНВД.
  • Индексируйте предельный доход на коэффициент-дефлятор.

Обратите внимание, что, начиная с 2020 года, прекращает действовать «заморозка» индексации дохода на коэффициент-дефлятор. Это значит, что предельные лимиты для перехода и применения УСН немного увеличатся. Но произойдет это только в 2021 году.

Напомним, что с 2017 по 2020 год доход, для перехода и работы на УСН, не корректировался на ежегодный коэффициент-дефлятор. Индексацию на этот период приостановили. В 2020 году значение корректирующего коэффициента сделали равным 1, то есть лимиты на переход и применение в 2020 году остались такими же, как и в 2019 году. С 2021 года доход будет корректироваться на коэффициент-дефлятор в обычном порядке.

Определение максимальной численности

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность лиц, выполнявших работы по договорам ГПХ.

В расчете не учитывайте тех, с кем заключены авторские договоры или имущественные сделки.

Среднюю численность рассчитывайте в порядке, описанном в Приказе Росстата от 22.11.2017 № 772.

Определение остаточной стоимости основных средств

При определении остаточной стоимости учитывайте:

  • амортизированное имущество, на которое начисляете амортизацию;
  • стоимость лизингового имущества, находящегося у вас на балансе (если по условиям договора амортизацию начисляет лизингополучатель).

Подводим итоги

  • В 2020 году упрощенец, незначительно превысивший лимиты, не утрачивает право на УСН, а платит налог по повышенной ставке.
  • Повышенная ставка для УСН «доходы» составляет 8%, для УСН «доходы минус расходы» — 20%.
  • Максимальный доход для перехода и применения УСН с 2020 года нужно корректировать на коэффициент-дефлятор, однако пока он равен единице.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию