Налоги нерезидента юр лица от деятельности на территории РФ

Налогообложение доходов юридических лиц (резидентов и нерезидентов)

Юридические лица- инвесторы паевого инвестиционного фонда обязаны уплачивать: налог на прибыль

Прибыль юридического лица — инвестора паевого фонда возникает при реализации инвестиционного пая как разница между ценой продажи пая и ценой его приобретения и относится на финансовые результаты. Также прибыль юридического лица может возникать при погашении пая или получения пайщиками ежегодных или промежуточных выплат дохода по инвестиционным паям.

При выплате суммы, полученной от погашения паев юридическому лицу, управляющая компания не удерживает налог на прибыль. Данный налог уплачивается юридическим лицом самостоятельно.

Операции, связанные с обращением ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Резиденты РФ — Российские юридические лица и иностранные юридические лица, имеющие постоянное представительство в России, относят прибыль от продажи инвестиционных паев на финансовые результаты года и уплачивают налог самостоятельно по ставке 20%.

Для нерезидентов РФ — юридических лиц — налоговых резидентов тех государств, с которыми у РФ нет Соглашений об избежание двойного налогообложения, налог удерживается по ставке 20% и уплачивается налоговым агентом — Управляющей Компанией самостоятельно. При этом более чем с 80 странами указанные Соглашения подписаны, и ставка налога определяется с учетом страны и соответствующего Соглашения об избежании двойного налогообложения (в некоторых случаях налог в России не удерживается и не уплачивается).

Налоговый режим, применяемый к иностранным организациям в Российской Федерации, во многом зависит от того, образует ли их деятельность постоянное представительство на территории России.

В соответствии со ст.246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Согласно п.2 ст.306 НК РФ, постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей г.25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом такая деятельность должна подпадать под один из видов, перечисленных в указанном пункте. В частности через постоянное представительство может осуществляться деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации признается приводящей к образованию постоянного представительства:

1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации,

2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации,

3) осуществление такой деятельности на регулярной основе.

Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии указанных признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (см. п.4 ст.306 НК РФ).

При осуществлении иностранной компанией на территории России для себя лично деятельности исключительно подготовительного и вспомогательного характера, без непосредственного оказания рекламных и информационных услуг (например, только подписание контрактов без исполнения обязательств), можно утверждать, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Однако совершение на территории России каких-либо иных фактических и юридических действий, направленных на выполнение обязательств по договорам или совершение подготовительных действий в интересах третьих лиц (как самостоятельный вид деятельности), образует постоянное представительство.

Соответственно, при заключении агентского договора по схеме договора поручения, когда российская организация принимает на себя обязательства представлять интересы иностранной компании в РФ и заключать от ее имени договоры на оказание рекламных и/или информационных услуг, деятельность такой иностранной компании следует рассматривать как осуществляемую через постоянное представительство на территории Российской Федерации. И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Однако при этом следует учитывать, что соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами, могут быть предусмотрены иные случаи, когда деятельность иностранной организации может рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России, либо, напротив, как исключающая его образование.

Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, по налогу на прибыль устанавливаются ст.307 НК РФ. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

* доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 НК РФ;

* доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

* другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 307 НК РФ.

Согласно пункту 3 указанной статьи 307 НК РФ, в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ, при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Применительно к указанным видам услуг, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по ставке 24 процента, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов от источников на территории РФ, с которых в соответствии со статьей 309 НК РФ был фактически удержан и перечислен в бюджет налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией в бюджет, в который перечислена сумма удержанного налога, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит в соответствии с НК РФ возврату из бюджета или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, устанавливаются ст.309 НК РФ.

Применительно к рассматриваемым вопросам, на основании пункта 2 статьи 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранной компании от оказания рекламных и/или информационных услуг на территории России через агента, действующего в качестве комиссионера (т.е. от собственного имени), не облагается налогом на прибыль организаций.

Теперь, что касается налога на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, реализация работ, услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в целях главы 21 местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение настоящего подпункта применяется в том числе при:

* оказании рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

* оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

* в иных случаях, когда деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг).

При оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Взаимозависимость российской организаций и иностранной компании не играет значения для исчисления и уплаты НДС.

Как обычно это бывает в правовой сфере, экономико-юридические вопросы в отношении деятельности юридических лиц запутаннее и сложнее вопросов, связанных с лицами физическими. Это объясняется большим количеством нормативных документов, регулирующих деятельность юридических лиц разных видов и деятельности в отношении них, тем более в случае с пересечением с иностранными правовыми нормами. Нужно отметить, что налогообложение юридических лиц – нерезидентов РФ осуществляется на базе трёх групп нормативных документов. Первую группу составляют законодательные акты общего характера, основными из которых являются Налоговый Кодекс и Закон «Об основах налоговой системы в РФ». Вторая группа включает в себя специальные законодательные акты, регулирующие деятельность юридических лиц в целом и общие вопросы их налогообложения в частности. Третья группа состоит уже непосредственно из документов, в сферу регулирования которых входит налогообложение иностранных юридических лиц. Сюда же относятся и международные договоры, которые имеют действие и на территории стран, их подписавших.

Таким образом, сложность вопросов о налогообложении юридических лиц – нерезидентов РФ обуславливается тем, что каждый конкретный случай деятельности отдельного юридического лица и взимания с него налогов нуждается в индивидуальном рассмотрении, так как регулируется особым соглашением с той или иной страной, резидентом которой является это юридическое лицо. К тому же применение международных договоров в сфере налогообложения в Российской Федерации зачастую осложняется тем, что присутствуют различные трактовки тех или иных понятий и категорий в международных договорах и инструкциях государственных ведомств Российской Федерации.

НДФЛ с нерезидентов РФ в 2020 году

Подоходный налог с нерезидентов РФ: когда применяются другие ставки

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ ставка налога на доходы нерезидентов составляет 30%.

Перечислим все возможные случаи, когда ставка НДФЛ для нерезидентов будет составлять отличную от 30% величину:

  1. Налоговая ставка равна 15%, если любые физические лица, которые не признаны резидентами РФ, получали доходы в виде дивидендов как участники российских компаний (п. 3 ст. 224 НК РФ).
  2. Налоговая ставка равна 13%, если доходы получены от трудовой деятельности в РФ следующими категориями нерезидентов:
  • иностранцами, работающими по патенту (п. 3 ст. 224, ст. 227.1 НК РФ);
  • иностранцами, являющимися высококвалифицированными специалистами (п. 3 ст. 224 НК РФ);

Не все доходы высококвалифицированных иностранцев облагаются по ставке 13%. Подробнее об этом – в материале «По какой ставке НДФЛ облагаются доходы высококвалифицированного иностранного сотрудника?».

  • соотечественниками, ранее работавшими за рубежом и ныне являющимися участниками госпрограммы по их добровольному переселению в Россию, а также членами их семей (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • гражданами зарубежных стран или не имеющими гражданства, если они признаны беженцами или им предоставлено временное убежище в РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • членами экипажей тех судов, которые приписаны к портам РФ и ходят под ее флагами (п. 3 ст. 224 НК РФ);
  • иностранцами, если их страны входят в Евразийский экономический союз (ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, который вступил в силу с 1 января 2015 года). Важный нюанс по этой категории лиц — здесь.

Отдельно следует указать, что на нерезидентов распространяется тот же принцип, что и на резидентов: доходы, освобожденные от налогообложения для отечественных налогоплательщиков, не нужно облагать НДФЛ. Подробнее об этом — в письме Минфина России от 29.10.2012 № 03-04-05/4-1226.

О том, кто является нерезидентом и как подтверждается резидентство, читайте в статьях:

НДФЛ-2020: иностранцы продают недвижимость

Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2018 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2019 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2019, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.

Напомним минимальный срок владения имуществом:

  • для приобретенного до 2016 года — более 3 лет;
  • для приобретенного начиная с 2016 года (закон РФ «О внесении изменений…» от 29.11.2014 № 382-ФЗ) — более 5 лет, при этом для некоторых ситуаций получения имущества сохраняется 3-летний срок.

Минфин России в письме от 26.12.2018 № БС-3-11/10138 разъясняет тонкости процесса продажи квартиры нерезидентом. Если срок владения продаваемого имущества менее 5 лет, то нерезидент уплачивает налог с суммы дохода по ставке 30%. При этом имущественные вычеты применить он не вправе.

Кроме приведенного письма аналогичное утверждение содержится в письмах Минфина России от 27.05.2019 № 03-04-05/38392, от 14.06.2019 № 03-04-05/43619 и некоторых других.

Г-н Ключник С. И. продал в апреле 2019 года загородный дом, принадлежавший ему на праве собственности менее 5 лет.

Как и все физические лица, получившие самостоятельный доход, в 2020 году он должен до 30.04.2020 подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, а затем до 15.07.2020 заплатить причитающийся налог, рассчитанный по ставке 30%.

Могут ли нерезиденты воспользоваться налоговыми вычетами?

Если физические лица не признаны резидентами РФ, то имущественные налоговые вычеты им не положены. Такой вывод можно сделать, если рассмотреть в комплексе положения подп. 3 и 4 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 220, п. 3 ст. 224 НК РФ.

Более того, им недоступна элементарная операция по уменьшению дохода, полученного от продажи имущества, на величину затрат, произведенных при приобретении данного имущества. То, что нерезидентам нельзя пользоваться подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ и вычитать расходы из доходов, отражено в нескольких письмах Минфина России, например, от 08.04.2013 № 03-04-05/4-347, от 26.03.2013 № 03-04-05/4-285 и от 11.10.2010 № 03-04-06/6-248.

Авторы приводят в пользу такого утверждения следующие аргументы. Снижение величины доходов на сумму произведенных затрат, по их мнению, не что иное, как налоговый вычет. А в абз. 1 данного пункта мы уже нашли решение: вычеты нерезидентам недоступны. Значит, и операция «доходы минус расходы» тоже.

О том, надо ли взимать НДФЛ с доходов иностранных работников — фрилансеров, узнайте из материала «Дистанционный работник — иностранец: как быть с НДФЛ».

Можно ли все-таки снизить доход нерезидентов?

Судебной практики на этот счет не сложилось, поэтому альтернативная точка зрения теоретически существовать может, но нигде не проявилась и свою состоятельность не доказала.

Тем не менее приведем аргументы в пользу такого подхода. Итак, в п. 4 ст. 210 НК РФ указано, что налоговые вычеты, определяемые ст. 218–221 НК РФ, для нерезидентов не применяются. Однако эта норма не говорит, что налоговую базу нельзя уменьшить на сумму расходов, если они связаны с покупкой впоследствии реализованного имущества. То есть прямого запрета на такую операцию в НК РФ нет.

А поскольку она не носит название налогового вычета, то и ссылаться на п. 4 ст. 210 НК РФ как на содержащий запретительную норму некорректно.

Кроме того, есть еще одна говорящая в пользу такого решения позиция. Она содержится в самом определении дохода, установленном в ст. 41 НК РФ. Доход представляет собой экономическую выгоду в натуральной или денежной форме, если такую выгоду можно оценить.

Применительно к данной ситуации НДФЛ должен взиматься лишь с той части дохода, которую можно признать экономически выгодной. А оценить эту выгоду можно лишь путем вычитания из общего дохода расходов по приобретению имущества. Такое право предоставляет подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. То есть подоходный налог с нерезидентов теоретически можно взимать с чистого дохода, определение которого содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 6-П (п. 2), от 13.03.2008 № 5-П (п. 3).

Однако, учитывая отсутствие судебной практики по данному вопросу, перед сдачей налоговой декларации лучше все-таки сделать запрос в налоговый орган с просьбой указать наиболее правильный путь.

Итоги

Доход нерезидентов, полученный от источников в РФ, облагается НДФЛ по ставке 30%, за исключением дохода в виде дивидендов и трудовых доходов отдельных категорий нерезидентов. При этом нерезиденты не могут уменьшить полученные доходы на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ.

Являюсь гражданкой РФ, но постоянно проживаю в Германии.

Имею недвижимость в РФ, и доход с аренды на территории РФ.
На мое заявление в ИФНС России об уплате налогов в РФ, получила ответ,
«Согласно Указу Президента РФ от 13 марта 1997 года- паспорт гражданина РФ является основным документом , удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. . Загранпаспорт, является документом, удостоверяющих личность гражданина за пределами РФ, в связи с чем внесение в базу Данных Единого Государственного Реестра Налогоплательщиков Инспекции по загранпаспорту не предоставляется возможным».

Что вы рекомендуетеб учитывая следующее:
Согласно закону РФ от 8июля 1997 года №828 выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан в России.
Граждане проживающие за пределами РФ, освобождаются от обязанности оформлять внутренние паспорта.

Заранее благодарна за помощь!

При отсутствии на момент представления декларации на территории РФ места жительства (места пребывания), но при условии наличия такового ранее декларация представляется в налоговый орган по последнему месту жительства лица на территории РФ либо, при отсутствии ранее у лица места жительства на территории РФ, по последнему месту пребывания на территории РФ.
Приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н утверждены Особенности учета в налоговых органах физических лиц – иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее – Особенности).
В соответствии с разделом VI Особенностей иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

При этом в соответствии с вышеуказанными пунктами Особенностей одними из документов, подтверждающих адрес места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, могут являться: вид на жительство; разрешение на временное проживание в Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту проживания в Российской Федерации; отрывная часть бланка Уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета.
Учитывая изложенное, постановка на учет иностранных граждан, не имеющих места жительства (пребывания) на территории РФ (за исключением собственников недвижимого имущества и транспортных средств), действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, по мнению Департамента, в целях исполнения налогоплательщиками обязанностей, предусмотренных Кодексом, иностранные граждане, не имеющие на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) и не имевшие ранее такового, в случае получения дохода от источников в Российской Федерации вправе представить декларацию по месту учета источника выплаты такого дохода.
Источник: Письмо Минфина России от 03.12.2015 N 03-04-06/70619
Более подробно, можете обсудить вопрос на форуме

Налогообложение юридических лиц нерезидентов в рф

Налогообложение иностранных юридических лиц в России

Для сравнения заметим, что в главе 21 того же Налогового кодекса, посвященной налогу на добавленную стоимость, сходный вопрос о месте реализации услуг для целей обложения НДС решен совершенно иначе. А именно, целый ряд услуг (опять же по определенному списку, включающему консалтинг и прочие «интеллектуальные» услуги), считается реализованным в России, если покупатель — российская организация. В этом случае, если поставщик услуг не зарегистрирован на НДС в РФ, то обязанность по уплате налога также лежит на покупателе как на налоговом агенте. Цель такого подхода — обеспечение экономической нейтральности НДС, но эта тема уже выходит за рамки данной статьи.

Кроме того, раньше существовал довольно длинный список работ и услуг, которые по определению признавались выполненными и предоставленными на территории РФ и соответственно попадали под налог у источника. В частности, в него входили услуги «интеллектуального» (условно говоря) характера — консультационные, управленческие, и т.п. В Налоговом кодексе такого списка нет — доходы от услуг, оказанных российским резидентам иностранной компанией, не имеющей постоянного представительства в России, не подлежат российскому налогообложению!

Налогообложение в рф нерезидентов юридических лиц

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в РФ наблюдается различие в правах и обязанностях между налоговыми резидентами и нерезидентами, что в свою очередь является нарушением п.2 ст. 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»[1].

Проанализирована система налогообложения НДФЛ для нерезидентов и резидентов РФ. Выдвинуто предположение о несправедливом налогообложении нерезидентов. Разработан ряд предложений, направленных на уравнение в правах и обязанностях налоговых резидентов и нерезидентов.

Налогообложение нерезидентов юридических лиц в россии

Порядок налогообложения физических лиц – нерезидентов РФ Главное различие в налогообложение физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами России, заключается, конечно, в ставке налога на доходы физического лица (НДФЛ). Если для резидентов РФ эта ставка составляет стандартные 13 % от дохода, то нерезиденты должны быть готовы заплатить 30 % от своих доходов.

И напротив, в случае подписания между иностранной компанией и российским обществом, действующим в рамках своей основной деятельности, агентского договора, предполагающего заключение договоров на оказание рекламных и/или информационных услуг от лица российской компании (комиссионная схема), иностранная лицо не признается осуществляющим деятельность на территории РФ через постоянное представительство. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 статьи 306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации (п.10 ст.306 НК РФ).

Налогообложение доходов юридических лиц (резидентов и нерезидентов)

Наличие представительства на территории РФ в рассматриваемом случае влияет только на порядок уплаты НДС. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации (п.2 ст.144 НК РФ). В таком случае данные организации будут самостоятельно исчислять налоговую базу, подавать налоговые декларации и уплачивать НДС по месту своей регистрации на общих правилах с российскими организациями.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Согласно п.2 ст.161 НК РФ, исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата в бюджет соответствующей суммы налога осуществляется налоговыми агентами вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц.

Особенности налогообложения иностранных юридических лиц

Во всех соглашениях, заключенных бывшим CCCР, предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное либо частичное освобождение отдельных видов доходов и имущества от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения доходов и имущества.

Все виды доходов и расходов указываются в декларации в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, на день поступления средств на счет или в кассу иностранного юридического лица или его постоянного представительства в РФ, а расходы на день их осуществления.

Налогообложение физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в Российской Федерации

Пункт 3 статьи 224 НК РФ определяет налоговую ставку в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %. Понятие «Налоговый резидент» для целей налогообложения определено в статье 11 НК РФ. Под физическими лицами — налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Для того чтобы определить налоговый статус налогоплательщика, необходимо рассчитать количество дней фактического пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ.

При оказании информационных и/ или рекламных услуг, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной компании.

Налоговые резиденты Российской Федерации — это

При получении статуса резидента РФ производится перерасчет исчисленного налога за текущий период. В этом случае осуществляется возврат излишне уплаченных в бюджет страны денежных средств. До 31 декабря 2010 года данное обязательство лежало на работодателе. С 01 января 2011 года эта функция перешла к налоговому органу, в котором лицо состоит на учете по месту своего фактического проживания. Перерасчет и возврат средств происходит на основе поданной гражданином декларации. Кроме того, должна быть предоставлена справка налогового резидента. Она подтверждает переход лица в данную категорию.

Для всех переехавших в страну и имеющих здесь доход, вменяется выплата 30% от прибыли. Данное условие действует до достижения ими статуса резидента РФ. Согласно нормативным актам, на 184-й день пребывания гражданина на территории государства соответствующим органом должен быть в обязательном порядке сделан перерасчет ставки за текущий период.

Кто такой резидент и нерезидент РФ

  • присутствия на территории страны определенное время;
  • регулярное присутствие в стране (безвыездно, или же с кратковременными выездами);
  • приобретения документа, дающего право жить и работать на территории иностранного государства (вид на жительство, рабочая, учебная виза);
  • выполнения иных указанных в законодательстве пунктов.

Пример: Резидент РФ вправе передавать валютные ценности, дарить, завещать их, приобретать и отчуждать коллекционные денежные знаки, открывать счета в иностранной валюте в любом банке. В то же время нерезиденты РФ такого права не имеют, все открытые ими счета находятся в ведении одного или нескольких уполномоченных банков. Это же правило действует в отношении перечисления иностранной валюты. Деньги могут быть перечислены со счета на счет, открытый исключительно в уполномоченном банке.

Налогообложение иностранных организаций в РФ: виды и особенности

Как и другие предприятия, иностранные представительства обязаны отдавать процент дохода или конкретной суммы от него в казну государства. Однако, нужно учитывать и то, что они могут проводить в России как предпринимательскую деятельность, так и иметь другой круг потенциальных доходов, на что нельзя не обращать внимание.

Во-вторых, налог нужно будет уплатить и с доходов, которые получит нероссийская организация после использования, или даже просто из-за владения своим имуществом. Безусловно, оно должно быть зарегистрировано именно на это действующее представительство. Точно так же, как рассчитывается предыдущая сумма налога, здесь она получается аналогично: нужно от «реального дохода» отнять «затраты на его получение», например, при обслуживании машин или проводя ремонтные работы в гостинице, ресторане и подобное.

Налог с продажи квартиры для нерезидентов РФ

  1. Если нерезидент имеет постоянную или временную регистрацию на территории РФ, то подача документов и оплата производится по месту регистрации.
  2. Если регистрации у нерезидента не имеется, то он обязан исполнить налоговое обязательство по месту расположения жилья, которое он продаёт.
  3. Когда нерезидент находится за пределами РФ, а продажу осуществляет посредством доверенного лица, то допускается подача документов через почтовые службы, а оплата – через банк.
  1. Документ – декларация о доходах по форме 3-НДФЛ должен быть подан до 30 апреля следующего за годом продажи.
  2. Непосредственная оплата должна быть произведена не позднее 15 июля года подачи декларации.

30% от стоимости недвижимости не такая уж и маленькая сумма. Многие нерезиденты очень неохотно идут на исполнение данной налоговой обязанности, так как она заметно урезает их прибыль от продажи. Хотя юридического способа избежать налогообложения нет, но на практике существуют некоторые способы, которые позволяют избежать налога. В таких случаях можно заплатить стандартные 13% либо вовсе не платить его, имея основания для льготы.

Налогообложение юридических лиц нерезидентов в рф

Документ, подтверждающий резидентство. Основным условием для освобождения от налогообложения является предоставление нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство в государстве, с которым РК заключен международный договор (п.3 ст.212 НК) или его нотариально засвидетельствованная копия.

  1. В сертификате должно быть четко прописано, что данная компания, не зарегистрирована, например, в данной стране, а именно является резидентом.
  2. Сертификат резидентства выдается уполномоченным налоговым органом иностранного государства. Например, бывает сертификат выдается местным (районным, окружным) налоговым органом, а должен выдаваться центральным аппаратом органов налоговой службы.
  3. Сертификат резидентства подписывается должностным лицом уполномоченного налогового органа. При этом, апостиль должен заверять подпись лица, подписывающего сертификат резидентства от имени уполномоченного налогового ведомства иностранного государства. Очень часто встречаются случаи, когда апостиль подтверждает подпись нотариуса, который в свою очередь заверяет подпись должностного лица налогового органа. В таких случаях, налоговые органы, ссылаясь на положение Гаагской конвенции о порядке оформления апостиля, рассматривают сертификат как не апостилированный либо ненадлежащим образом апостилированный.
  4. Резидент РК – налоговый агент должен располагать надлежащим образом оформленным сертификатом резидентства в момент выплаты дохода нерезиденту (непозже). В случае, если дата сертификата или дата его апостилирования является более поздней, чем дата выплаты дохода, налоговые органы вправе признать незаконным применение налоговой конвенции в момент выплаты дохода, поскольку налоговый агент (казахстанское лицо) в момент выплаты дохода не располагал документом, подтверждающим резидентство. В этом случае нерезидент вправе применить административные процедуры после выплаты дохода нерезиденту (возврат подоходного налога за нерезидента из государственного бюджета или условного банковского вклада).

Какой штраф за неуплату налогов в 2020 году

Генеральный директор чаще всего отвечает за совершение этого преступления, так как считается, что раз именно он подписывает декларацию, то и ответственность за сведения нести должен самостоятельно. При определенных обстоятельствах, когда во время проверки отдела экономической безопасности полиции появились факты, что в преступлении участвовали и другие должностные лица, к ответственности могут привлечь не только директора компании, но и бухгалтера, аудитора, юриста, учредителей и других сотрудников.

С первого дня просрочки на сумму налога начисляются пени. С 2020 года их размер равен 1/300 от установленной Центробанком ставки рефинансирования. Начисляться они будут автоматически ежедневно до дня уплаты долга. Поэтому, чтобы снова не остаться должным государству, в день внесения налога (если вы его просрочили) уточните сумму в ФНС. После этого, не откладывая, внесите средства с банковской карты или наличными. На региональные налоги (например, при несвоевременном внесении транспортного платежа) пени могут быть иными, так как это устанавливается местными властями.

Особенности налогообложения нерезидентов – юридических лиц (Г. Карлова, главный налоговый инспектор отдела международного налогообложения Налогового комитета по Алматинской области)

Особенности налогообложения нерезидентов – юридических лиц

При налогообложении доходов иностранных юридических и физических лиц применяется принцип резидентства, в соответствии с которым налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Согласно принципу резидентства все доходы хозяйствующих субъектов облагаются подоходным налогом в стране, в которой юридическое лицо является резидентом.

Резидентом признается любое лицо, которое по законодательству Казахстана подлежит налогообложению на основании юридического адреса (места регистрации), места управления, места создания. Нерезидентом является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства.

Для определения порядка расчета нерезидентов с государственным бюджетом применяется понятие постоянного учреждения. В налоговых целях термин “постоянное учреждение” означает постоянное место деятельности, через которое нерезидент осуществляет полностью или частично предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан. Место деятельности включает любые помещения, средства или установки, рудники и строительные площадки, места на рынке и другие объекты, используемые нерезидентом в бизнесе. К нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса РК применяется такой же порядок налогообложения доходов, как и порядок, действующий для резидентов. То есть юридическим лицам – нерезидентам, осуществляющим деятельность через постоянное учреждение, предоставляется право при исчислении налогооблагаемого дохода производить вычеты расходов, непосредственно связанных с получением дохода от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Казахстан или за ее пределами, за исключением отдельных видов расходов, не подлежащих вычету в соответствии с положениями Налогового кодекса. Так, исключается отнесение на вычеты нерезидентам управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных за пределами Республики Казахстан, документально неподтвержденных расходов, комиссионных доходов за услуги и т.д.

Нерезиденты, получающие чистый доход от деятельности на территории Казахстана через постоянное учреждение, уплачивают также налог на чистый доход по ставке 15 процентов. Порядок налогообложения такого дохода нерезидента, предусмотрен в статье 185 Налогового кодекса.

Доходы нерезидентов, получаемые от осуществления разовой или кратковременной деятельности без образования постоянного учреждения, определенные статьей 178 Налогового кодекса, подлежат налогообложению у источника выплаты. Суть такого взимания налога заключается в обложении подоходным налогом у источника выплаты полной суммы доходов без права осуществления вычета расходов по ставкам, определенным статьей 180 Налогового кодекса.

Юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, обязаны пройти государственную регистрацию в налоговом органе в течение десяти рабочих дней со дня прохождения учетной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан, но не позднее тридцати рабочих дней с даты начала осуществления деятельности.

При отсутствии регистрации в налоговых органах нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, Налоговый кодекс (статья 186) предусматривает уплату подоходного налога с полной суммы доходов без права осуществления вычетов расходов по ставке двадцать процентов. Несвоевременная регистрация или отсутствие регистрации в налоговых органах нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение, не исключает выполнение обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, прочих налогов и других обязательных платежей в бюджет, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения свыше тридцати рабочих дней со дня начала осуществления деятельности в Республике Казахстан в пределах любого двенадцатимесячного периода, согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 521 Налогового кодекса подлежат государственной регистрации в Республике Казахстан в качестве налогоплательщиков по месту осуществления деятельности. Кроме того, такие нерезиденты на основании пункта 3 статьи 527 Налогового кодекса обязаны пройти государственную регистрацию в налоговом органе в течение тридцати рабочих дней со дня начала осуществления деятельности в Республике Казахстан. В соответствии с пунктом 5 данной статьи Налогового кодекса датой начала осуществления деятельности нерезидента в Республике Казахстан признается дата заключения контракта (договора, соглашения). При этом постановка на государственную регистрацию юридического лица-нерезидента в качестве налогоплательщика осуществляется без наличия учетной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан.

Существенное значение в налогообложении нерезидентов имеет применение положений международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала), заключенных Республикой Казахстан с другими государствами. Положения международных договоров превалируют над внутренними налоговыми законодательствами стран, заключивших международный договор.

Рассмотрим применение международных договоров на примерах.

Компания “Филип Моррис Интернэшнл Менеджмент С.А.”, резидент Швейцарии, оказывает на своей территории консультационные услуги в области ведения табачного бизнеса ОАО “Филип Моррис Казахстан”.

В этом случае налогообложение будет осуществляться в следующем порядке. Доходы от услуг, предоставляемых нерезидентом ОАО “Филип Моррис Казахстан”, подпадают под перечень доходов, определенных подпунктом 2 статьи 178 Налогового кодекса и являются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан. Соответственно, у нерезидента возникает обязательство по уплате подоходного налога в Республике Казахстан по ставке 20% на основании статьи 180 Налогового кодекса.

Однако между Республикой Казахстан и Швейцарским федеральным советом заключена конвенция об избежании двойного налогообложения, положения которой нерезидент вправе применить.

Нерезидент – компания “Филип Моррис Интернэшнл Менеджмент С.А.” оказывает услуги резиденту исключительно за пределами Республики Казахстан, и в соответствии со статьей 5 вышеуказанной конвенции деятельность компании не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, тогда на основании статьи 7 конвенции доходы нерезидента подлежат освобождению от налогообложения в РК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Налогового кодекса налоговый агент имеет право в момент выплаты доходов нерезиденту применить соответствующий международный договор без подачи заявления на его применение на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение такого международного договора. Следует заметить, что положение этого пункта касается доходов от оказания услуг исключительно за пределами Республики Казахстан, не связанных с контрактами (проектами), по которым работы выполняются этим нерезидентом на территории Республики Казахстан.

Налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Налогового Кодекса в нашем примере является ОАО “Филип Моррис Казахстан”, который имеет право на применение международного договора и несет ответственность за правомерность его применения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Российское ОАО “Морозко” производит обслуживание технологического оборудования ТОО “Акмарал” – резидента Республики Казахстан. Нерезидент осуществляет деятельность на территории Республики Казахстан без образования постоянного учреждения.

В этом случае налогообложение будет осуществляться в следующем порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 178 Налогового кодекса юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан производят уплату подоходного налога с доходов из источника в Республике Казахстан. Доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан признаются доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 179 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, не связанные с постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по ставке 20%. Таким образом, доход от проведения работ ОАО “Морозко”, выполненных на территории Республики Казахстан, должен облагаться подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20% без осуществления вычетов. Но с января 1998 года действует конвенция между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Согласно статье 7 конвенции доход от предпринимательской деятельности юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения облагается подоходным налогом в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, доходы ОАО “Морозко” подлежат освобождению от налогообложения в Республике Казахстан.

Налоговый агент в момент выплаты дохода нерезиденту на основании пункта 6 статьи 198 Налогового Кодекса обязан произвести удержание подоходного налога у источника выплаты и перечислить суммы удержанного налога на условный банковский вклад.

Для применения положений конвенции используется статья 198 Налогового кодекса, согласно которой нерезидент ОАО “Морозко” должен подать заявление в налоговый орган по месту регистрации налогового агента ТОО “Акмарал” по форме № 2 в порядке, определенном статьей 203 Налогового кодекса, на возврат ранее удержанной суммы подоходного налога, размещенной на условном банковском вкладе.

Налоговый орган рассматривает заявление, необходимые прилагаемые документы к заявлению и принимает решение по заявлению, которое сообщается нерезиденту и банку, в котором размещен условный банковский вклад нерезидента. После проверки и подтверждения достоверности информации, указанной в заявлении, налоговый орган заверяет заявление нерезидента, проставив сумму налога, подлежащую возврату нерезиденту в соответствии с положением международного договора, и передает заявление нерезиденту. Получив от налогового органа заверенное заявление, нерезидент представляет его в банк, который затем перечисляет нерезиденту сумму подоходного налога, размещенную на условном банковском вкладе, и начисленное банковское вознаграждение. Следует отметить, что на основании подпункта 7 пункта 3 статьи 179 указанное вознаграждение не подлежит налогообложению у источника выплаты.

Кроме того, согласно п.1 ст.221 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

Согласно пп.2 п.2 статьи 215 Налогового кодекса местом реализации услуг признается место фактического осуществления работ, услуг, если они связаны с движимым имуществом, в данном случае технологическим оборудованием на территории Республики Казахстан.

Таким образом, оборот по обслуживанию технологического оборудования должен включаться в облагаемый оборот получателя услуг ТОО “Акмарал”. Размер облагаемого оборота у получателя услуг определяется исходя из суммы, подлежащей выплате нерезиденту, с учетом суммы налога, подлежащему удержанию у источника выплаты с доходов из источников в Республике Казахстан. Сумма НДС, подлежащего уплате, определяется путем применения ставки 15% к размеру облагаемого оборота.

При этом на основании п.5 ст.221 Налогового кодекса платежный документ, подтверждающий уплату налога на добавленную стоимость за нерезидента, дает право на зачет суммы налога в соответствии со статьей 235 настоящего кодекса.

Образец заявления формы № 2 на возврат налога с дохода из источников в Республике Казахстан, получаемого юридическим лицом, являющимся нерезидентом, имеющим право на применение положений международного договора, приведен в приложении к Правилам администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан, утвержденным приказом министра финансов Республики Казахстан от 3.10.2002 г. № 469. Заявление принимается налоговым органом при выполнении требований, изложенных в статье 203 Налогового кодекса, одним из которых, вызывающим много вопросов налогоплательщиков, является подтверждение резидентства заявителя.

Согласно пунктам 76, 77 вышеуказанных правил документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, представляет собой официальный документ, заверенный компетентным органом иностранного государства, резидентом которого оно является, о подтверждении того, что иностранное лицо – получатель дохода является резидентом такого государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор.

Документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, должен быть легализован в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 78 правил. В случае отсутствия дипломатической или консульской легализации такой документ является недействительным.

При этом на основании подпункта 4 пункта 78 правил осуществление дипломатической или консульской легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, заверившего резидентство заявителя, производится в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 14.07.1997 г. “О нотариате” и Правилами консульской легализации, утвержденными приказом министра иностранных дел Республики Казахстан от 21.11.2000 г. № 264.

В случае если иностранное лицо-заявитель является резидентом страны, присоединившейся к конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в г. Гааге 5 октября 1961 г. (конвенция), то иностранное лицо вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, заверившего его резидентство, применить положения данной конвенции после вступления в силу названной конвенции на территории Республики Казахстан в соответствии с положениями конвенции.

Названная конвенция вступила в силу для Республики Казахстан 30 июня 2001 года. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 545 от 24.04.2001 г. “О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)” устанавливается, что официальные документы, исходящие от стран-участниц Конвенции или присоединившихся к ней стран позднее, удостоверяются путем проставления апостиля на этих документах. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления уполномоченным органом по проставлению апостиля на официальных документах, исходящих из Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, является сам налоговый комитет. Приказом министра финансов Республики Казахстан № 253 от 27.05.2004 г. полномочия по проставлению апостиля на официальных документах, исходящих от территориальных налоговых органов, делегированы налоговым комитетам по областям, городам Астана, Алматы, “Астана – жана кала”, “Морпорт Актау”, Межрегиональному налоговому комитету № 1.

Много вопросов возникает у налогоплательщиков по поводу применения положений международных договоров в тех случаях, когда сроки окончания выполнения работ нерезидентом и выплаты ему дохода значительно расходятся во времени.

Например, услуги были оказаны нерезидентом в 2003 году, а выплата дохода нерезиденту налоговым агентом произведена в 2004 году.

В соответствии со статьей 181 Налогового кодекса подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит уплате в государственный бюджет:

1) по выплаченным суммам дохода – в течение пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором производилась выплата;

2) по начисленным, но не выплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты – в течение десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу.

Таким образом, исходя из этой статьи, налоговое обязательство по уплате подоходного налога у источника выплаты с доходов нерезидента возникает в 2004 году – момент выплаты дохода. Поэтому налоговый агент, выплачивающий доход нерезиденту, имеет право применить порядок администрирования международных договоров, действующий в 2004 году.

Налогообложение ООО с иностранным учредителем

Стоимость – от 3 000 руб. 10 000 руб.

Многолетний опыт работы

Гарантия на услуги

Бухгалтерское и юридическое сопровождение

Учредителем юридического лица – общества с ограниченной ответственностью – может быть гражданин РФ, гражданин иностранного государства или юридическое лицо, зарегистрированное в другой стране. Так как компания работает на территории нашей страны, налогообложение осуществляется по нормам Налогового кодекса России. Рассмотрим особенности начисления и уплаты налогов в том случае, если учредителем ООО будет житель Украины, Казахстана, и иных европейских стран.

Разница в системе налогообложения

Основным документом, устанавливающим систему налогообложения в РФ является Налоговый кодекс. Кроме того, дополнительные нормы и требования указаны в подзаконных нормативных актах федеральных и местных органов власти.

НК России не делает разницы между налогообложением компаний в зависимости от гражданства их учредителей. Количество и сумма выплачиваемых налогов остается одинаковой в обоих случаях. Разница состоит только в сумме налога на дивиденды, получаемые учредителем.

Размер отчислений в этом случае следующий:

  • Для резидентов страны ставка составляет 13%;
  • Для нерезидентов размер налога 15%.

Обратите внимание, что размер налога зависит не от гражданства учредителя, а от места его постоянного проживания. К резидентам относятся лица, которые проживают на территории страны более 183 дней в году (не обязательно подряд). Статус резидента не теряется, если человек отсутствует в России длительное время по причине лечения за границей, обучения и т.п.

Юридические лица, которые были основаны иностранцами, облагаются налогом на общих основаниях. Возможно несколько вариантов, предусмотренных законодательством.

  • Перевод паспорта, заверенный нотариально
  • Заполненная анкета на регистрацию ООО
  • Выписка из Торгового реестра страны учредителя (с апостилем)
  • Перевод паспорта директора учредителя
  • Заполненная анкета на регистарцию ООО

Стандартный вариант

ОСНО – это стандартная схема начисления и уплаты налоговых платежей для предприятий, которые не выбрали для себя упрощенный вариант (УСН). По результатам деятельности юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью – с учредителем-иностранцем платит следующие налоги:

  • НДС – ставка составляет от 0 до 20%;
  • На прибыль – ставка составляет 20% от прибыли (доход минус расход);
  • Налог на имущество компании ставка 2,2%.

Налог на добавленную стоимость имеет разную ставку в зависимости от вида деятельности компании и категорий товаров, которые она реализует или производит:

  • 20% – общая ставка – применяется при операциях купли-продажи нельготных товаров и услуг, а также импорте товаров, которые не облагаются ставкой в 10%.
  • 10% – льготная ставка, по которой облагаются налогом операции по продаже продуктов питания, лекарственных препаратов и медицинских товаров, образовательных и культурных печатных изданий. Кроме того, 10% НДС платится при импорте некоторых видов товаров и оказании услуг перевозок в пределах страны;
  • 0% – по этой ставке облагаются операции по продаже товаров на экспорт, оказание услуг международных перевозок и перевозок в Крым, Калининградскую область и Дальневосточный округ, специфические виды работ и услуг, а также ввоз товаров, которые завозятся для индивидуальных потребностей международных компаний на территории России;

Упрощенная система налогообложения

Этот вид налогообложения может применяться вновь созданными компаниями с размером дохода 150 млн рублей и действующими юридическими лицами, у которых доход за последние девять месяцев не превышает отметку в 112,5 млн. рублей. Кроме того, к подобным ООО применяются дополнительные требования:

  • Отсутствие обособленных филиалов;
  • Штат работников менее 100 человек;
  • Доля участия в других юридических лицах не более 25%;
  • Остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей.

Компания не может применять упрощенную систему налогообложения в следующих случаях:

  • Оказание финансовых, страховых, кредитных услуг;
  • Инвестиционная деятельность;
  • Оказание услуг в сфере азартных игр;
  • Иностранные компании (не путать с иностранным учредителем);
  • Производство подакцизных товаров;
  • Ведение добычи полезных ископаемых, за исключением сыпучих стройматериалов (глина, песок, щебень).

О выборе упрощенной системы налогообложения компания с иностранным учредителем должна уведомлять налоговый орган самостоятельно. Возможны два варианта:

  1. УСН Доходы – ставка 6%. Размер налоговых отчислений подсчитывается от общего объема поступлений на расчетный счет и в наличной форме. Расходы, которые несет компания на производство продукции, оказание услуг не учитываются.
  2. УСН Доходы минус Расходы – ставка 15%. Эта система выгодна в том случае, если компания занимается продажей товаров или производством продукции и получает небольшую прибыль от разницы между закупочной и продажной ценой или стоимостью продажи продукции и затратами на ее производство. Обратите внимание, что в расходы для налогообложения можно включать только те траты, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.

Налогообложение зарплаты

Помимо уплаты налогов с деятельности компании необходимо платить в бюджет и государственные фонды следующие платежи:

  • НДФЛ с зарплаты – составляет 13% с ЗП резидентов и 30% с нерезидентов, за исключением некоторых случаев (например, иностранцы высокой квалификации со специальным патентом);
  • Взнос в пенсионный фонд – 22% с доходов до 1,15 млн рублей и 10% с большей суммы;
  • Медицинский взнос – 5,1% от суммы;
  • Социальный взнос на случай болезни – 2,9% с зарплаты до 865 тыс. рублей для граждан России и 1,8% с зарплаты иностранцев. Если зарплата превышает указанную сумму, платеж не осуществляется.

Консультации по налогообложению

Компания ConsultGroup предоставляет иностранным гражданам консультации и помощь в открытии юридических лиц на территории России, а также помогает в выборесистемы налогообложения.

Как работать с налоговыми нерезидентами РФ?

В предыдущих статьях на юридические темы мы обсудили порядок деятельности предпринимателей, которые зарегистрированы и ведут свою деятельность в России (их обычно называют резидентами).

Теперь Вы знаете, как выставить им счет, заключить договор и вести бизнес. При этом неважно являетесь ли Вы индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Но бывают случаи, когда Ваш клиент, партнер или сотрудник является гражданином другого государства, а их компания зарегистрирована не в России, а скажем, где-нибудь в Европе (т.е. являются нерезидентами). Как в таком случае следует вести бизнес, выставлять счета, производить расчет? Ответам на эти и другие вопросы и посвящена эта статья.

Кто такой нерезидент?

Для начала, давайте разберемся, кто признается нерезидентом по нашему, российскому законодательству. Перечень таких лиц открытый, но для нас будут иметь значение только некоторые из них.

Нерезидент (англ. non-resident):

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами России;

в) организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами России.

Как видно, определяющим фактором здесь является принадлежность к государству, то есть важно, чтобы такое юридическое лицо было зарегистрировано в любом другом государстве, кроме РФ, но свою деятельность ведет или только в России, или является местным представительством или филиалом.

Расчет с нерезидентом.

Основным отличием работы с нерезидентом как раз и является осуществление расчетов.

Расчеты с участием юридических лиц – нерезидентов могут производиться как в наличной, так и в безналичной форме.

Основным отличием расчетов с участием иностранных юридических лиц является то, что они могут открывать счета не только в валюте РФ, но и в иностранной валюте. Российским юридическим лицам такое право может быть предоставлено только в порядке исключения. Именно поэтому валютные счета нерезидентов в России не подлежат валютному контролю.

Вы можете производить расчет с нерезидентом, как в иностранной валюте, так и в рублях. Но в первом случае Вам потребуется открыть счет в уполномоченном банке (банк, который имеет лицензию на совершение операций с валютой) РФ или в иностранном банке. В таком случае государственные органы могут потребовать от Вас представления документов, связанных с проведением валютных операций в целях проведения валютного контроля.

В остальном, порядок работы с иностранными организациями тот же, что и с российскими: Вы так же заключаете с ними договоры, выставляете счета (подробнее – в разделе «Деятельность компании»).

Если работник – нерезидент.

Работник, который не является гражданином РФ, имеет несколько иное положение, чем работник – гражданин. Рассмотрим подробнее.

Для того чтобы принять на работу иностранного гражданина Вам необходимо будет получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Также Вы должны поставить работника на миграционный учет. Остальные документы оформляются так же, как и на гражданина России.

Обращаем Ваше внимание, что привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без получения в установленном порядке разрешения, если такое разрешение требуется, – является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток и более строгое наказание.

Если ваш иностранный сотрудник временно пребывает на территории России, то перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Вы не обязаны. Такая обязанность (как и остальные обязанности по трудовому договору) возникает только в случае, если у Вашего работника есть вид на жительство или разрешение на временное проживание.

Что касается заработной платы, то Вы можете выдавать ее как в иностранной, так и в валюте РФ, но только в безналичной форме.

Физические лица – нерезиденты, получающие доходы от источников в России, также признаются налогоплательщиками. Ставка налогообложения (НДФЛ) составляет 30% в отношении всех доходов, получаемых такими лицами.

Таким образом, статус нерезидента влияет лишь на саму работу такой организации: на осуществление расчетов, порядок налогообложения. Для осуществления расчетов с таким юридическим лицом в иностранной валюте Вам потребуется дополнительно открыть счет в уполномоченном банке. В остальном же, порядок работы с иностранными компаниями ничем не отличается от работы с российскими компаниями. Вы также ведете с ними наличный и безналичный расчет в рублях, учитываете доходы от таких операций и платите на них налоги. Для расчетных и закрывающих документов также не предусмотрено никаких дополнительных требований. Поэтому, если Вам приходится сталкиваться с такими компаниями, смело можете вести с ними дела, предъявляя те же требования, что и к российским фирмам. Для трудоустройства иностранного работника Вам дополнительно придется оформить разрешение. Отсутствие такого документа влечет за наложение административной ответственности, поэтому настоятельно рекомендуем не пренебрегать этим требованием закона.

Ссылка на основную публикацию