Налоги на Украине

Налоги в Украине

До вступления в силу нового Налогового кодекса, перечень всех налогов и сборов, которые установлены в Украине, можно было встретить разве что в учебнике по налоговому праву. Порядок установления и взимания разных обязательных платежей регулировался разными законами. Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), являясь кодифицирующим нормативным актом, обобщил все налоги и сборы, ччто значительно упростило понимание принципов налогообложения предприятий в Украине.

В пункте 2 главы XIX «Заключительные положения» перечислены нормативные акты, которые утратили силу в связи с вступлением в силу НКУ (Законы Украины «Об акцизном сборе», «О плате за землю» и прочие).

Разделение труда – вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить – пакет БИЗНЕС – ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ – платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Как известно, налоги и сборы делятся на местные и общегосударственные (ст. 8 НКУ). Общегосударственные налоги и сборы устанавливаются НКУ и являются обязательными для уплаты на всей территории страны (если иное не предусмотрено НКУ).

Местные налоги и сборы устанавливаются местными органами власти на территории местных общин. Но их применение также регулируется НКУ. Перечень местных налогов и сборов находится в НКУ. Он является граничным, то есть местные органы власти не вправе вводить сборы, которые не указаны в Кодексе. Местные органы устанавливают тарифы местных налогов и сборов, но в пределах указанных в НКУ граничных размеров ставок.

Порядок зачисления общегосударственных и местных налогов и сборов в казну и их распределения регулируется Бюджетным кодексом Украины.

Кардинальных изменений в перечне налогов и сборов в 2020 году нет. Некоторые изменения консулись порядка и процедуры уплаты для некоторых категорий плательщиков, так, например, уточнен порядок уплаты туристического сбора, увеличен земельный налог, откорректированы рентные платежи для газодобычи, претерпел изменения порядок уплаты акцизного сбора при торгволе топливом.

Среди новшеств, которые затронут широкий слой бизнеса в Украине стоит отметить изменения порядка использования кассового аппарата.

Перечень налогов в Украине 2020

Порог выручки для обязательнй регистрации плательщиком НДС ( более 1 млн. грн).

Электронная система учета налоговых накладных и НДС-счетов.

Унифицированная ставка 22% от фонда оплаты труда. Максимальная база в 2020 году – 15 минзарплат.

Минимальный страховой платеж (доплата в ПФ) в 2020 году – 1039,06 грн.

Два вида акциза:

1. акциз на подакцизные товары

2. местный акциз на розничную торговлю подакцизным товаром

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

К общегосударственным налогам и сборам относятся: налог на прибыль предприятий, НДС, акцизный налог, налог на доходы физических лиц, экологический налог, рентные платежи (ст. 9 НКУ).

Налог на прибыль предприятий

В пункте 10 подраздела 4 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ установлена ставка налога на прибыль предприятий. Она по-прежнему продолжает снижаться. С 1 января 2017 года предприятия будут платить налог по ставке 18%. Вспомним, что нормой установлены следующие ставки:

  • с 01.04.2011. по 31.12.2011. – 23 %;
  • с 01.01.2012. по 31.12.2012. – 21 %;
  • с 01.01.2013. по 31.12.2013. – 19 %.
  • с 01.01.2015 (действует и в 2020 году) – 18 %

Из названия налога следует, что базой налогообложения является прибыль (то есть сумма после вычета расходов и доходов).

Отчетность по налогу на прибыль предприятий подается ежегодно. Что касается формы отчета, то бухгалтера хорошо запомнят прошлые годы, когда декларация менялась по два раза в году. Те, кто пользовался бухгалтерскими услугами в комплексе, вряд ли заметили изменения.

Что касается уплаты налога на прибыль, то в этом вопросе законодатель разделил плательщиков налога на две категории: так предприятия с выручкой более 20 млн. грн в год оплачивают налог на прибыль ежеквартально, остальные юрлица платят налог на прибыль по итогу подачи годовой налоговой декларации.

Новшеством 2015 года было внедрение обязательного ведения бухгалтерского учета деятельности предприятия. Налоговые органы получили право проверять правильность ведения бухгалтерского учета. Объект налогообложения напрямую связан с бухгалтерским понятием – финансовый результат читать далее

Налог на доходы физических лиц

Размер налога в 2020 году – 18%.

Порядок налогообложения дивидендов, которые выплачиваются физическим лицам-учредителям, претерпел изменения -ставка налога с доходов физических лиц при выплате дивидендов составит:

  • 5%, в случае если эмитент корпоративных прав (предприятие. выплачивающее дивиденды) пребывает на общей системе налогообложения;
  • 9% если эмитент пребывает на упрощенной системе налогообложения (плательщик единого налога).

При выплате дивидендов по привилегированных акциям и корпоративным правам, которые предусматривают выплату фиксированного обязательного размера дивидендов. Подобный доход приравнивается к заработной плате и облагается налогом по ставке 18%.

Прочие пассивные доходы, такие как проценты, роялти и т.п. облагаются по ставке 18%.

При расчете налога с дохода физических лиц-предпринимателей, находящихся на общей системе, базой налогообложения является разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в наличной и безналичной форме) и документально подтвержденными расходами читать далее

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно п. 10 подраздела 2 «Особенности взыскания НДС» раздела ХХ в период с 01.01.2011. по 31.12.2013. Ставка НДС сохраняется в размере 20 %. И только с 1 января 2014 года она 17 % (как это указано в ст. 193 НКУ), однако, законодатель отсрочил уменьшение ставки НДС – в 2020 году она составляет 20%.

Регистрация предприятия плательщиком НДС происходит, если она соответствует определенным критериям. Если годовая выручка по итогам предшествующих 12 месяцев превышает 1 млн грн., то лицо обязательно регистрируется плательщиком НДС . Кроме того, лицо вправе добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

С недавнего времени законодатель вернул налогоплательщикам право добровольной регистрации плательщиком НДС без каких-либо требований. Однако, стоит учитывать тот факт, что в случае отсутствия выручки с НДС в течении 12 мес., налоговая имеет право аннулировать свидетельство плательщика НДС.

С 2015 года устанавлена система НДС-счетов и обязательный электронный документооборот для налоговых накладных читать далее

Акцизный налог

Государство устанавливает перечень товаров, продажа которых облагается акцизным налогом (продажа алкоголя, сигарет, бензина, иных горюче-смазочных материалов и прочее).

С 2015 года введен акциз на розничную торговлю подакцизными товарами (включая пиво), а также акциз на переоборудование автотранспорта читать далее

Экологический налог

Можно встретить информацию о том, что данный налог новый, появился с вступлением в силу НКУ. Но это не совсем так, в нем легко узнается хорошо всем известный сбор за загрязнение окружающей природной среды. Специалисты шутят, что сбор «повысили в ранге» до звания налога.

Налог платят субъекты, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу, помещают отходы в отведенных для этого местах или на объектах, временно хранят радиоактивные отходы или получают их в результате деятельности.

Казалось бы, что все предельно ясно. Но опять компетентные органы разошлись во мнениях в вопросе о том, кого признавать плательщиками налога. ГНА считает, что платить налог обязаны все субъекты, выбрасывающие мусор в баки, урны, контейнеры, вне зависимости от того, заключили ли они с коммунальным предприятием договор на вывод твердых бытовых отходов. По мнению ГНА, факт временного размещения отходов является достаточным основанием признать лицо налогоплательщиком (письмо от 26.08.2011. № 23116/7/15-2117).

Желание ГНА признать плательщиками экологического налога жилищно-коммунальные организации (письмо от 07.09.2011. № 24090/7/15-2117) не было поддержано Минприроды и Минрегионом. По мнению последних, ЖЭКи не могут быть плательщиками экологического налога, поскольку осуществляют сбор и перевозку ТБО, но никак не их размещение.

Со своей стороны субъекты хозяйствования, дабы перестраховаться и избежать начисления налогов и штрафов за неподачу деклараций по налогу, в начале календарного года направляют в налоговый орган заявление об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога (п. 250.9 НКУ) читать далее

Рентные платежи

Налоговый кодекс технически объединил следующие виды рентных платежей:

1. Рентная плата за транспортировку нефти, аммиака по территории страны

Налог, установленный для специализированных предприятий

2. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа

Налог, установленный для предприятий, специализирующихся на добыче нефти и газа.

3. Плата за пользование земными недрами Украины

Налог уплачивают предприятия, разрабатывающие полезные ископаемые, такие как мрамор, гранит, песок и прочее читать далее

4. Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины

Налог оплачивают специализированные предприятия, которые предоставляют услуги мобильной связи, телевещания читать далее

5. Сбор за специальное использование воды

Налог предназначен для специализированных предприятий (например, коммунальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства) читать далее

6. Сбор за специальное использование лесных ресурсов

Налог для специализированных предприятий (например, государственных предприятий лесного хозяйства) читать далее

Пошлина

Как и ранее, размер пошлины за выдачу документов и совершение действий в интересах заинтересованных лиц определяются в соответствии с декретом Кабмина от 21.01.1993. № 7-93 (с последующими изменениями и дополнениями). Вопросы установления и взимания пошлины по импортно-экспортным операциям регулируются таможенным законодательством.

Надбавка за электричество – целевой сбор к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электрической энергии, которая производится квалифицированными когенерирующими установками (глава 3 раздела ХIV НКУ)

Данный сбор является элементом алгоритма (формулы) при определении тарифов на электрическую и тепловую энергии.

Надбавка за газ – целевой сбор к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности (глава 4 раздела ХIV НКУ)

Данный сбор является элементом алгоритма при определении тарифа на газ.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

К местным налогам в 2020 году как и ранее относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог;
  • парковочный сбор;
  • туристический сбор;

Налог на имущество

Законодатель под эгидой налога на имущество объединил такие налоги:

  • налог на недвижимость
  • плата за землю
  • налог на авто

Налог на недвижимость

В 2020 году физлица оплачивают налог только в случае, если совокупно принадлежащий размер общей площади превышает 120 кв.м. (для дома) и 60 кв. м.(для квартиры) и 180 кв. м. (при разнотипном владении). Ставка налога составляет не более 1,5% минзарплаты за кв. м. Предусмотрена доплата за квартиру свыше 300м2 и дом свыше 500 м2 – 25 тыс. грн.

Граждане платят налог раз в год на основании уведомления налоговой службы, а предприятия ежеквартально самостоятельно осуществляют авансовые платежи читать далее

Под эгидой земельного налога фактически объединены два вида налогов:

  • земельный налог
  • арендная плата

Объектом налогообложения этим налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности либо аренде, а также земельные паи, которые находятся в собственности. Что касается уплаты налога единоналожниками, то в случае, если земельный участок используется в целях предпринимательской деятельности, то уплата налога не осуществляется, если же не используется, то уплата налога обязательна читать далее

Новый вид налога, который подлежит уплате владельцами легкового автотранспорта, рыночная стоимсоть которого превышает 375 минзарплат. Рыночную стоимость устанавливает Минэкономики и публикует указанную информацию на своем сайте. Не подпадает под налогообложение автотранспорт возрастом болеее 5 лети читать далее

Единый налог

Плательщики единого налога разделены на 4 группы.

Первая группа – СПД, занимающиеся исключительно розничной продажей товаров. Дополнительные условия: отсутствие наемных работников, размер годового дохода – до 300 000 грн. Ставка – до 10 % размеров прожиточного минимума. В этой группе находятся лица, занимающиеся рыночной торговлей.

Вторая группа – СПД, которые осуществляют деятельность по предоставлению бытовых и прочих услуг, как населению. так и юрлицам, но только плательщикам единого налога. Дополнительные условия: до 10 человек наемных работников, размер годового дохода – до 1,5 млн. грн. Ставка – до 20 % минимальной заработной платы.

Третья группа – СПД и предприятия. Дополнительные условия (без ограничения по количеству наемных работников): размер годового дохода – до 5 млн. грн. Ставка – 3% от дохода (для плательщиков НДС), 5 % от дохода (при включении НДС в состав единого налога) больше о едином налоге

Четвертая группа – в четвертую группу могут быть отнесены исключительно производиели сельскохозяственной продукции. Четвертая группа – это результат трансформации фиксированного сельськохозяйственного налога читать далее

Украинцы заплатят новые налоги, а ставки изменятся: новая реформа коснется каждого

Украинцы будут платить меньше налогов со своих доходов, но раскошелятся за недвижимость и дорогие автомобили. Кабинет министров, Государственная налоговая служба и “Слуга народа” разрабатывают налоговую реформу.

Часть ставок снизят, другие же наоборот – повысят. Собеседники во властных кабинетах говорят: покамест реформа только разрабатывается, но уже до 1 апреля должны быть первые публичные предложения.

В разных ветвях власти озвучиваются идеи снизить НДФЛ (налог на доходы физлиц) с фактически 19,5 до 15%. Подробнее о том, кто и как хочет пересмотреть налоги в Украине – читайте в материале OBOZREVATEL.

Что предлагают

НДФЛ снизить с 19,5 до 15%;

отменить налог на прибыль;

повысить налог на недвижимость;

повысить экологический налог;

Пока среди всех обещанных новшеств официально чиновники обсуждают только снижение ставки НДФЛ – с 19,5 до 15%. “Минфин анализирует возможность снижения ставки НДФЛ до 15% (сейчас 18+1,5%). Это один из шагов, которые правительство планирует для улучшения бизнес-климата”, – заявили в пресс-службе ведомства.

Что это значит для простых украинцев? Сейчас, например, с “грязной” зарплаты в 20 тыс. грн нужно отдать государству 8,3 тыс. грн. Если налог снизят до 15%, то общая налоговая нагрузка снизится до 7,4 тыс. То есть можно будет “сэкономить” 900 грн. Вопрос в том, отдаст ли эти деньги работодатель своему сотруднику, потратит на создание новых рабочих мест или же оставит в своем кармане.

Другой пример: если вы сдаете в аренду квартиру за 10 тыс. грн и при этом не скрываетесь от налоговой, сейчас приходится отдавать 1,9 тыс., а по новым правилам – 1,5 тыс.

К чему это приведет:

работодатели смогут сэкономить на отчислениях с заработных плат;

украинцы, которые имеют дополнительный “белый” заработок, смогут сэкономить;

поступления в бюджет сократятся;

работодатели получат возможность открывать новые рабочие места.

Главный вопрос “с новым НДФЛ”, рассказывает финансовый аналитик Владимир Мазуренко– удастся ли покрыть “дыру” из-за более низких сборов. Например, в 2019-м бюджет Украины получил 109 млрд грн НДФЛ. А это 11% от всех поступлений.

Как подсчитал Мазуренко, если сами доходы не вырастут (а это как минимум первый год), поступления могут сократиться до 83 млрд. Удастся ли компенсировать “дыру” в 23 млрд повышением других налогов – большой вопрос.

“Я бы хотел обратить внимание и на другой аспект. Во многих странах НДФЛ ниже, но там и меньше уровень теневой занятости. Там люди подают налоговые декларации, а у нас это нормально – прятать доход. Если мы снижаем налоги, параллельно нужно вводить контроль. Только так можно чего-либо добиться”, – рассказывает Мазуренко.

“Если мы снижаем налоги, параллельно нужно вводить контроль. Только так можно чего-либо добиться”, – рассказывает Мазуренко.

Украинцы действительно не привыкли отчитываться о своих доходах. Совсем недавно в СМИ просочилась “утка” о том, что налоговая якобы будет взимать новый налог с пополнения банковских карточек. На самом деле речь идет только о том, что на каждую заработанную тысячу нужно заплатить подоходный налог.

Налоги в Украине

Во многих странах ЕС банки проверяют, откуда клиент взял деньги для того, чтобы пополнить свой счет. И если окажется, что это “теневые” средства, придется отвечать перед законом. У нас же никто никого не проверяет и слухи о том, что такие проверки начнутся, вызывают общественный резонанс.

“Информация о том, что вводится новый налог и теперь будут облагаться все средства, которые поступают на частные карты, не соответствует действительности. Налогообложение будет осуществляться исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством”, – заявили в Государственной налоговой службой.

Кстати, украинцы, согласно закону, должны платить (без учета 1,5% военного сбора):

18% – доход, заработная плата;

5% – проценты по акциям или дивиденды от корпоративных прав (от украинских компаний);

9% – проценты или дивиденды от иностранных компаний;

5% – продажа второго объекта недвижимости за год.

Закон обязывает самостоятельно заполнять декларацию в налоговой. Например, в январе свои доходы показали 384 миллионера. Самый богатый из них за 2019-й задекларировал 200 млн грн, которые достались ему по наследству. Разумеется, с этого дохода пришлось заплатить НДФЛ.

Налог хотят разделить: больше получаешь – больше платишь

Так называемая прогрессивная шкала НДФЛ (налог на доходы физлиц) действует в 22 из 28 стран ЕС, и уже вскоре ее могут внедрить и в Украине. Соответствующие нововведения описаны в законопроекте “О внесении изменений в ст. 167 Налогового кодекса”. Автор – нардеп от монобольшинства Александр Дубинский.

Почти в половине стран ЕС максимальная ставка налога – более 40%, а в 4 странах ставка налога равна или превышает 50%. У нас же все платят 18%. И с миллиона, и с пяти тысяч гривен. По новым же правилам будет действовать шкала: от 18 до 54%. Подробнее можно узнать, ознакомившись с инфографикой.

Зачем Украине налоговая реформа?

И премьер-министр Алексей Гончарук, и профильные министры уже неоднократно заявляли: в Украине нужно снижать налоги. Мол, тогда бизнес будет создавать рабочие места и развивать предприятия.

К примеру, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов предлагает следующее: отменить единый социальный взнос (22% зарплаты, деньги идут в Пенсионный фонд, на страхование на случай инвалидности и т.д.), снизить НДФЛ (18% плюс 1,5% военного сбора, пополняет общую казну и местные бюджеты).

Налоги в Украине

А чтобы бюджет не оказался пуст, вместо этого хотят повысить другие налоги, например, налог на недвижимость. Источники OBOZREVATEL в Кабмине уже рассказывали, что под повышение может попасть также экологический налог, налоги на автомобили. Идея проста: за эксплуатацию ресурсов и роскошь придется платить больше, а за инвестиции и рабочие места – меньше.

“Нужно максимально снизить налоги на труд. А откуда же взять налоги на оплату учителей, врачей, пожарных, ученых и на пенсии? Я бы предложил увеличить налоги на активы – недвижимость и др.” – заявил Тимофей Милованов.

Получится ли у Кабмина внедрить эффективную налоговую реформу – вопрос времени. Однако уже очевидно – без контроля за уплатой налогов и взносов никакие снижения результата не дадут. Бизнес всегда будет пытаться минимизировать расходы, и если нет жестких штрафов и наказаний за нарушения, часть предпринимателей всегда будет идти по легкому пути.

Более того, несколько лет назад ЕСВ уже снижали почти в два раза. Это привело только к возникновению огромной дыры в бюджете Пенсионного фонда. Работодатели зарплаты не повысили, а сэкономленные деньги оставили в своих карманах.

Мы в Telegram! Подписывайся! Читай только лучшее!

Читайте все новости по теме “Налоги в Украине” на OBOZREVATEL.

Налоговая реформа. Знакомимся

16 января 2020 года Верховная Рада Украины во втором чтении приняла скандальный законопроект № 1210, который вносит ряд изменений в Налоговый кодекс Украины. За проект Закона проголосовали 283 народных депутата, 37 против, 33 воздержались, 39 не голосовали.

Министерство финансов Украины рассказало об основных моментах принятого Закона. Подробности в материале Налоговая реформа. Парламент поддержал проекты о совершенствовании администрирования налогов .

Народный депутат Нина Южанина резко осудила законопроект №1210, назвав его диктаторским законом для бизнеса. Предлагаем Вам ознакомиться с аргументами бывшего председателя Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Позиция бизнеса по принятому законопроекту неоднозначна. Мнения разделились. Европейская Бизнес Ассоциация считает, что в принятом законе нужно исправлять неточности и ошибки, а Союз украинских предпринимателей призывает Президента Украины ветировать этот закон. На какие моменты обращает внимание бизнес читайте по ссылке . А представители общественной организации “Фортеця” пишут, что 1210: лучше, чем совсем плохо.

Среди нововведений однозначно порадовала предпринимателей норма об увеличение лимитов для единщиков . В каких размерах будут определяться предельные объемы доходов физических лиц – предпринимателей I, II и III групп, смотрите здесь .

Советуем Вам ознакомиться с основными положительными и отрицательными изменениями, которые ждут налогоплательщиков в принятом законопроекти №1210. Детали по ссылке .

Если остаётся НДС, то никакая это не реформа.

Как то так, точно путанее ,закрученного,неоднозначного ,забирающего 70%раб.времени ,другого такого налога нет.

Давайте будем реалистами: от НДС мы в Вами никуда не денемся и точка! Страна взяла на себя “европейские обязы” и стратегически это должен быть глобальный разворот.

Поэтому спешу нас всех успокоить – без работы мы, очевидно не останемся! :-))))

О вот расширение лимитов по упрощенке – это огромный шаг назад, если, снова таки, смотреть в глобально! Это огромный вред для развития страны. Здесь нужна реформа, чтобы малый бизнес занимался именно малым бизнесом, а не обслуживанием крупного.

Балу, Не треба використовувати Європейську ширму для прикриття Зерошенського грабунку. В Європі ставка ПДВ нижче і вона однакова для всіх – ставки 0% не існує. ПДВ відшкодовується кінцевому споживачу.
Посилення “контролюючого” відбувається тільки в авторитарних, відсталих країнах і веде до занепаду. Приклад: збиття літака в Ірані. Такі помилки і відбуваються в країнах з диктаторськими та Рошено-корупційними режимами де контролюючи Зефіскальні мають величезні права і поза-правові можливості.

Ігор, щось Ви насипали все до купи: ширми, “цукерки з кварталом”, Іран – ми ж, наче, не на мітингу, а про ПДВ 🙂 .

Я мав на увазі те, що, здається, країна підписала багато директив, без денонсації яких неможливо відмінити ПДВ.

Особливо, коли ПДВ один з головних наповнювачів бюджету країні :-)))))

В Европі ставки з ПДВ не є однаковими для всіх, на скільки мені відомо. Більше того, вони можуть буди різними в одній країні. У Французів ПДВ, думаю, не менш геморне, ніж в Україні. Але то все не важливо. Важливо те, як адмініструть ті податки, як їх “збирають” і, найголовніше, це незмінність і, головне, рівність вимог податкового законодавства!

Далі – більше: ми вводимо і ускладнюємо ТЦО, приймаємо BEPS, вводимо IFRS з “космічними” вимогами веденню обліку (дисконтування, облік податкових різниць, резерви, забезпечення. ) і тут же підвищуємо ліміти для спрощенців.

Нижчим пунктом Зерошенко надсилає бізнесу посил: «Штрафи на бізнес є і будуть важливою складовою бюджету.» Тому не треба сумувати, що раптом життя без штрафів стане сірим та одноманітним.

«22. визначення того, що фінансовий результат до оподаткування збільшується на «суму штрафів, пені, нарахованих контролюючими органами та іншими органами державної влади за порушення вимог законодавства», а також на суму штрафів та пені при виплаті на користь осіб, що не є платниками податку на прибуток підприємств та ін. (п.п. 140.5.11);»

Податкова реформа це зміна філософії оподаткування.Наприклад така.Грошовий оборот через банківську систему 25трлн. грн. в рік.Якщо взяти з кожної трансакції з нього по 3,5% отримаємо суму збору більшу чим дає теперішня система оподаткування-0,875трлн грн.(тепер-0,86трлн грн.)При такій системі вартість адміністрування буде набагато дешевшою.При тому така система буде оподатковувати і рух коштів тіньової економіки котрої є тепер біля 40% ВВП. Простота адміністрування дозволить скоротити кількість фіскалів на котру витрачається біля12млрд грн. в рік.Крім того зніме з судової системи купу справ по податкових суперечках .зменшить потребу у тіньових витратах на готівку і суттєво скоротить корупцію.Щоб був невигідний готівковий оборот варто збільшити суму податку за переведення безготівкових грошей в готівку і навпаки- зменшити від переведення готівки в безготівковий.Цей варіант підходить, якщо розглядати податки тільки з фіксальної точки зору. Податки ще й повинні виконувати регулюючу функцію і тому виходячи з цього необхідно ще залишити податок на ресурси .на забруднення навколишнього середовища .а також акциз на спиртні напитки і тютюнові вироби.Перехід на нову модель оподаткування можна поступово ,замінюючи ним податки від котрих набільше ухиляються. В першу чергу це з зарплати (З 62% працездатного населення не утримується ЄСВ).Обкатавши нову систему оподаткування .можна поступово замінювати нею інші податки.

економіст, мне вот интересно, а откуда взялась цифра в “62 %” працездатного населення, с которых не “утримується ЄСВ”??
Вообще-то – “утримуються” с з/п ПДФО и ВЗ, но то такое: неточность автора цитаты, и, как говорил один из классиков: “страшно далеки они от народа”.
А давайте предположим, что в Украине проживает 100млн (а вот так – просто от “фонаря” я так решил) граждан, из которых 65 млн – трудоспособные. Тогда будет не 62%, а, наверно, 90% “уклонистов” от единого взноса. Скажите точную цифру не трудоспособного населения в Украине, а трудоспособного населения, которое работает в Украине. Нет переписи, нет количества трудовых мигрантов, нет и числа “трудоспособного населения”. Предполагаю, что даже если в Украине останется жить примерно около 1000 человек (из них 450 депутатов и 300 пенсионеров), то будут говорить о 40млн граждан, уклоняющихся от уплаты налогов и ЕВ. А 250 трудоспособных граждан должны будут обеспечить уплатой своих налогов в бюджет и содержание ВР, и пенсионеров и оплату внешнего долга. Представляете – какими будут ставки налогов?

Сомневающийся Sкептиk,В Україні 26 млн.чол. працездатного віку .і тільки 10 млн платять внески через ЄСВ в Пенсійний Фонд (як заявляв міністр Рева) .Одже 62% працездатних не поповнють Пенсійний Фонд.Нарахування ЄСВ здійснує роботодавець на зарплату працівника ,не доплачуючи йому цю частину зарплати .тому з точки зору державних фінасів ЄСВ утримується а яким чином з зарплати чи на зарплату _принципіального значення немає.

економіст,Вже колись читалв від Вас подібні дурниці. Тобто як панацею для країни, Ви пропонуєте знову обкласти податками мою ЗП, з якої вже сплачено 1,5(ВЗ)+18(ПДФО)+22(ЄСВ)+20(ПДВ)= близько 62% податків. Або обкласти податками пенсії. Це ж теж транзакції, які становлять, мабуть, половину всіх транзакцій країні. А не пішли б Ви кудись подалі з такими ідеями.

Марина,Не додатково .а взамін.Наприклад від ЄСВ в даний надходить біля 250 млрд грн Щоб відмінити ЄСВ і зберегти надходження в Пенсійний Фонд досить встановити 1% збору з суми кожної трансакції.

економіст,Тобто я зі своєї картки з отриманої туди ЗП здійсню транзакцію переведення коштів своїм батькам-пенсіонерам, і з цього потрібно взяти 1% податків? А зняття коштів теж оподаткувати? Транзакція ж. А оплата контрагенту за поставлений товар/послугу з р/р на р/р? Теж відстібнути 1%? Це ж також транзакція.

Марина, ну так есть доход 1%, есть расход 1%. Итого 2%. Много, вместо кучи налогов? Экономист всё правильно посчитал. Но это будет смерть всей братии, кормящейся из гос.аппарата. Кто же это позволит?

Вячеслав, Шановні, а ви взагалі який стосунок до фінансів маєте, якщо таке підтримуєте? Яка краса. У нас на підприємстві місячний обіг грошових коштів близько 1 млн.грн. За схемою від економіста 1 млн.грн*3,5%=35 тис грн.за вхідні транзакції+ще 35 тис грн за вихідні. разом 75 тис. грн. Та ми зараз разом з ЗП працівникам у два рази менше сплачуємо. І це я ще не рахую подальше подвійне і потрійне оподаткування одних і тих же коштів після перерахування їх на ЗП картки, з яких у кінцевому підсумку візьметься 4*3,5=14% від доходу, як мінімум. А з коштів на відрядження також % відстібуватимуть? Як ви це собі уявляєте?

економіст, такая система (% от безнала) просто вывела бы огромную часть бизнеса в очень темную тень, т.е. на полную наличку

Ния, отменить наличку. Кому она нужна? Вот реально? Только теневикам и бандитам. Зато как жизнь сразу упростится! Отсутствие кассовых аппаратов чего только стоит.

Ния,звичайно така загроза існує .якщо просто ввести оподаткування тільки безготівкові трансакції. Щоб усунути цюзагрозу є кілька шляхів.Один з них оподатковувати готівкові обороти.Є інший варіант -зробити готівкові розрахунки більш невигідні чим безготівкові.Для цього зробити дорожчу готівку ,Тобто якщо тепер для переведення безготівки в готівку банки беруть біля 1% .то її збільшити у вигляді податків .Для торгових організацій зробити більш вигідним безготівковий розрахунок .Для цього існує багато різних методів.

Не тіште себе ілюзіями. Збільшення лімітів -це плата за суцільну РРОвізацію.Зверніть увагу що для першої групи ліміт збільшили на 0,7 млн ,другої-,3,5млн ,третьої-2млн.Це компенсація великим торговельним центрам для збереження ухилення від податків шляхом збереження їх продавців через оформлення як ФОПи 2групи уже з касовими апаратами. Якщо тепер для обєму торгівлі 10млн потрібно 7 продавців(але без РРО) то після збільшення лімітів досить 2 продавці (з РРО ) Якщо тепер на утримання 7продавців потрібно тільки на податок 79,3тис грн .то після для 2продавців- 45,3 тис.грн..Крім того врахуйте щей економію на ЄСВ. Введення касових апаратів для ФОПів 2групи пояснювали необхідністю боротьби з мінімізацією податків велими торг центрами . А вийшло все навпаки .раніше мінімізували податки без касових апаратів тепер будуть ще більше з касовими апаратами. А введення РРО для чесних ФОПів це по суті ліквідація для них спрощеної системи обліку і зелена вулиця для податкового рекету.

Налоговая реформа 2020: что изменится для украинцев

Пятая группа для “айтишников”, налог для богатых, новые акцизы на табак и налоговая амнистия. Какой будет налоговая реформа и когда ждать изменений – узнавал 24 канал.

В Верховной Раде уже проголосовали за законопроекты №1210 и №1209-1. Они вносят ряд изменений в систему налогообложения. Если президент Украины подпишет закон, то он вступит в действие. Однако главные решения еще должны принять до 1 июля 2020 года. Таким образом полноценно налоговая реформа заработает в 2021. Какие изменения уже приняли, а какие только обсуждают, читайте в материале.

Как изменятся налоги в Украине?

Налоговая реформа коснется жизни всех украинцев. Изменится налог на доходы: более богатые будут платить больше. Увеличатся акцизы на табак. Из-за увеличения минимальной зарплаты, вырастут налоги не недвижимость, но украинцы в дорогих квартирах/домах будут платить больше. Для ФЛП вырастут лимиты на доходы и, возможно, создадут отдельную группу для IТ-работников. Увеличат штрафы для предпринимателей, обложат налогом иностранные компании, подконтрольные украинцам. Введут налоговую амнистию и рассмотрят введение налога на выведенный капитал. Некоторые из этих изменений уже действуют, некоторые только ждут подписи Зеленского для вступления в действие, а другие лишь на этапе обсуждения в Раде. Подробнее о каждой из реформ – далее.

Налоги для ФЛП

В этом году систему начисления налогов для ФЛП не изменили. Но, так как налоги привязаны к минимальной зарплате, то сумма налогов все-таки выросла:


Сколько налогов будут платить ФЛП в 2020 / Инфографика 24 канала

За наемного работника система начисления налога тоже не изменилась, но повысился ЕСВ (единый социальный взнос). Так, за работника с минимальной зарплатой придется заплатить 1 039 гривен, а работнику в госбюджет придется отдать 920 гривен.

При ставке 4 723 платят налог 18% с зарплаты (850,14 грн) + 1,5% военного сбора (70,85 грн), а работодатель платит ЕСВ (1 039,06 грн).

Также выросли годовые лимиты доходов для всех групп. Это позволит некоторым предпринимателям изменить группу и соответственно платить меньшие налоги. Отныне лимит для 1-й группы составляет 1 миллион гривен, для 2-й – 5 миллионов, а для 3-й – 7 миллионов.

В 2020 также начнут действовать новые правила по использованию кассового аппарата. Это касается ФЛП 2, 3 и 4 группы. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

В Раде обсуждают возможность создания 5-й группы ФЛП для работников IТ-сферы. В этой области работают 158 тысяч украинских предпринимателей. Чтобы сделать их работу прозрачной, депутаты вносят различные предложения. В частности, последним было введение налога в виде 4-7% без лимита на доходы. То есть в 2021 налог бы составлял 4% и ежегодно увеличивался на 1%, пока не достиг бы 7%. Также предлагают обязать IТ-работников платить ЕСВ с двух “минималок” и 1,5% военного сбора. Изменения все еще на этапе обсуждения, но, если их примут до 1 июля 2020, то со следующего года программисты будут работать по-новому.

Мы не уверены, что это единственное правильное решение. Но, проведя часы анализа, считаем это лучшей идеей, которая позволит буквально создать индустрию, в которой будет работать не 200 000 юридически не связанных между собой ФЛП, а полноценные прозрачные компании,
– написал у себя в Facebook заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков.

Акциз на табачные изделия

Акциз на сигареты и другие табачные изделия вырос на 20% в 2020 году. С 1 января 2021 года вырастет акциз и на табачные изделия для нагрева. Он составит 1,45 гривны за штуку и будет ежегодно повышаться на 20% до 2024 года, пока не достигнет 2,52 гривны.

Акциз на табачные изделия увеличивают для того, чтобы приблизить цену к европейской.

Ежегодно у нас увеличивается акциз на 20%, что приводит к росту цены, которая должна соответствовать европейской. Это сделали для того, чтобы не было оснований для тех контрабандных вещей, которые сегодня есть,
– объясняет экономист Олег Пендзин.

До сих пор электронные сигареты не приравнивались к обычным, то есть государство не накладывало на них акциз. Табачные компании заявляли, что электронная сигарета менее вредна, а значит акциз должен быть на особых условиях. Акциз все же введут, но пока неизвестно в каком размере.

Налог на недвижимость


Налог на недвижимость / Из открытых источников

В 2020 налог за лишние квадратные метры снова увеличился из-за роста минимальной зарплаты. Теперь максимум придется платить 62,6 гривен за каждый дополнительный квадратный метр. Это зависит от города. Следовательно, платят те, чьи квартиры превышают 60 квадратных метров, особняки – 120, а квартира + особняк – 180.

Однако с 2021 года система начисления налога на недвижимость может измениться. Даниил Гетманцев, глава профильного комитета считает, что такая система несправедлива, так как недвижимость значительно отличается в цене. Несправедливо, что человек, который живет в центре Киева, и человек, который живет в небольшом селе на Закарпатье, платят одинаковый налог.

За основу хотят взять подход при налогообложении земли. Для земли есть определенная нормативно-денежная оценка, согласно которой владелец платит налог. Если эту систему применят и для недвижимости, то для владельцев дорогой недвижимости налог вырастет, и наоборот. Базу в Фонде государственного имущества уже наполняют. Именно с помощью этой базы будут оценивать недвижимость.

Налоговая амнистия

Далеко не все граждане декларируют свои доходы. Способ заставить людей это сделать власть видит в так называемой налоговой амнистии. Людям хотят предложить рассказать налоговой обо всем своем имуществе (недвижимости, транспорте, и т.д.) и теневых доходах, заплатив при этом 2,5-5%. Отвечать за уклонение от уплаты налогов при этом не придется. Обещают также не спрашивать откуда у людей были деньги на покупку всех этих вещей. Таким образом хотят вывести экономику Украины из тени.

Все же есть и противники такой инициативы. Ее раскритиковали за несправедливость по отношению к людям, которые честно платят все налоги. В частности, управляющая партнерша HLP Group Лада Кримерман предлагает 10% налога вместо предложенных 2,5-5%. Также говорят о том, что это расширит полномочия налоговой и создаст поле для давления на предпринимателей и других украинцев.

Налог для богатых и бедных

Сейчас в Украине действует фиксированный налог на доходы. Власть планирует ввести пропорциональный, то есть разный для людей в зависимости от размера их доходов. Планируют сделать три ставки на налог: обычную, повышенную и пониженную. Чем меньше доход, тем ставка ниже. Сейчас на рассмотрение внесены 2 законопроекта. Согласно одному минимальная ставка составит 15%. Согласно другому, налог будет от 18% (для доходов до 10 “минималок”) до 54% (для доходов от 20 “минималок”). Опять же, эти вопросы обсуждают в Раде и профильном комитете в частности. Это изменение – одно из ключевых в налоговой реформе 2020, а потому, вероятно, что к 1 июля примут новый закон, который вступит в действие 1 января.

Более низкие налоги, если декларируешь

Если таки введут пропорциональный налог по трем ставкам, то хотят также поощрить украинцев декларировать свои доходы. Для людей на базовой ставке декларация доходов не обязательна. Но если они пойдут на этот шаг, то получат бонус от государства. Их налоги пересчитают по минимальной ставке и пришлют “кэшбек”, то есть разницу в налоге по минимальной и базовой ставке.

Рассматривают инициативу отнимать от дохода определенные расходы перед тем, как начислять налог. В частности это касается аренды жилья, расходов на уход за родителями старше 80 лет, лечение, а также отдых в Украине.

Бизнес украинцев заграницей

Доход от иностранных компаний украинцев теперь также подлежит налогообложению. Будут две ставки налогообложения: 9%, если доход распределяется и 18%, если нет. Это прописали в законе 1210, за который уже проголосовали. Но от вступления в действие закон отделяет еще подпись президента. Если Зеленский подпишет, то новые правила начнут действовать в 2021, то есть первый отчет предприниматели должны подать в начале 2022.

Среди других изменений, за которые проголосовали…

Предприниматели должны подавать налоговую отчетность. Если они делают это не вовремя или вообще пренебрегают этим, то должны уплатить штраф в размере 170 гривен. Теперь его увеличили до 2 040 за первый раз и 4 080 за второй.

В 2021 году в Украине заработают правила BEPS. Они не позволят незаконно выводить капитал из Украины в оффшоры. Это коснется компаний, которые являются плательщиками налогов сразу двух и более стран, то есть международных компаний или группы юридических компаний из разных стран, которые связаны между собой.

Что такое BEPS? Это глобальный проект в борьбе с оффшорами и уклонением от уплаты налогов. Он начал действовать в 2013 году. К программе уже присоединились более 100 стран мира. Украина частично начала применять правила еще в 2017.

Отчетность о налоге на прибыль нужно подавать ежегодно или ежеквартально. Это зависит от размера прибыли. Теперь все, чей доход не превышает 40 миллионов гривен, могут подавать отчет ежегодно. Раньше граница была в 20 миллионов гривен.

Напомним, что за эти изменения депутаты проголосовали 16 января, но чтобы они окончательно начали действовать, президент Зеленский должен подписать закон. Среди предпринимателей в основном слышно недовольство относительно этого закона.

Закон 1210 негативно повлияет на итак падающий рейтинг Украины в Doing Business по направлению “Налогообложение”. За прошлый год по этому критерию Украина ухудшила свои позиции на 11 пунктов — с 54 до 65 места,
— говорят в Союзе украинских предпринимателей.

Что такое рейтинг Doing Business Это ежегодный рейтинг, который на основе 11 факторов (налоги, кредиты, регистрация бизнеса и другие) определяет насколько легко в стране открыть бизнес и вести его. Украина в 2019 году заняла 71-ю позицию.

Налог на прибыль или налог на выведенный капитал?

В Украине сейчас действует налог на прибыль. Но вот уже несколько лет обсуждают возможность перехода на другую систему – налог на выведенный капитал (ПнВК). Эстония – одна из стран, доказывающих, что налог на выведенный капитал – успешный ход. Однако, Международный валютный фонд выступает против того, чтобы Украина переходила на налог на выведенный капитал, поскольку ЕС и большинство стран мира применяют налог на прибыль, и это является мировым стандартом.

Главная разница – в объекте налогообложения. Налог на прибыль облагает операционную прибыль, то есть когда из дохода уже вычли все расходы (зарплаты работникам, закупку материалов, оборудования и т.д.). Налог на выведенный капитал между тем облагает налогом только дивиденды, то есть то, что предприниматели выводят на личные счета. То, что остается на счетах компании и тратится для ее развития, не подлежит налогообложению.

Те, кто поддерживает переход на новую систему налогообложения, говорят об упрощении для бизнеса. Главными аргументами против являются несоответствие мировым стандартам, а также дыра в бюджете. Если Украина перейдет, то нехватка денег в госбюджете будет 26-50 миллиардов гривен.

Учитывая сложность вопроса, депутаты предлагают ввести две системы в Украине для разных предпринимателей. Хотят ввести налог на выведенный капитал в ограниченных объемах.

Предприятия, которые не будут достигать лимита обращения, смогут платить ПнВК. Кто перелимитит – будет оставаться плательщиком налога на прибыль,
— рассказывает глава профильного комитета Гетманцев.

Это позволит властям уменьшить давление на государственный бюджет, а также проверить новую систему на практике.

Пока эти инициативы только обсуждают, но ни на одном предложении не остановились. Поэтому в 2020 году будет налог на прибыль.

В Верховной Раде сейчас активно разрабатывают законы и поправки в Налоговый кодекс Украины. В любом случае налоговую реформу украинцы ощутят уже в 2021 году, хотя некоторые изменения начнут действовать и раньше.

Экономика

Пятая группа для “айтишников”, налог для богатых, новые акцизы на табак и налоговая амнистия. Какой будет налоговая реформа и когда ждать изменений, сообщает материал “24 канала”.

В Верховной Раде уже проголосовали за законопроекты №1210 и №1209-1. Они вносят ряд изменений в систему налогообложения. Если президент Украины подпишет закон, то он вступит в действие. Однако главные решения еще должны принять до 1 июля 2020 года. Таким образом полноценно налоговая реформа заработает в 2021. Какие изменения уже приняли, а какие только обсуждают, читайте в материале.

Как изменятся налоги в Украине?

Налоговая реформа коснется жизни всех украинцев. Изменится налог на доходы: более богатые будут платить больше. Увеличатся акцизы на табак. Из-за увеличения минимальной зарплаты, вырастут налоги не недвижимость, но украинцы в дорогих квартирах/домах будут платить больше. Для ФЛП вырастут лимиты на доходы и, возможно, создадут отдельную группу для IТ-работников. Увеличат штрафы для предпринимателей, обложат налогом иностранные компании, подконтрольные украинцам. Введут налоговую амнистию и рассмотрят введение налога на выведенный капитал. Некоторые из этих изменений уже действуют, некоторые только ждут подписи Зеленского для вступления в действие, а другие лишь на этапе обсуждения в Раде. Подробнее о каждой из реформ – далее.

Налоги для ФЛП

В этом году систему начисления налогов для ФЛП не изменили. Но, так как налоги привязаны к минимальной зарплате, то сумма налогов все-таки выросла:

За наемного работника система начисления налога тоже не изменилась, но повысился ЕСВ (единый социальный взнос). Так, за работника с минимальной зарплатой придется заплатить 1 039 гривен, а работнику в госбюджет придется отдать 920 гривен.

При ставке 4 723 платят налог 18% с зарплаты (850,14 грн) + 1,5% военного сбора (70,85 грн), а работодатель платит ЕСВ (1 039,06 грн).

Также выросли годовые лимиты доходов для всех групп. Это позволит некоторым предпринимателям изменить группу и соответственно платить меньшие налоги. Отныне лимит для 1-й группы составляет 1 миллион гривен, для 2-й – 5 миллионов, а для 3-й – 7 миллионов.

В 2020 также начнут действовать новые правила по использованию кассового аппарата. Это касается ФЛП 2, 3 и 4 группы. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

В Раде обсуждают возможность создания 5-й группы ФЛП для работников IТ-сферы. В этой области работают 158 тысяч украинских предпринимателей. Чтобы сделать их работу прозрачной, депутаты вносят различные предложения. В частности, последним было введение налога в виде 4-7% без лимита на доходы. То есть в 2021 налог бы составлял 4% и ежегодно увеличивался на 1%, пока не достиг бы 7%. Также предлагают обязать IТ-работников платить ЕСВ с двух “минималок” и 1,5% военного сбора. Изменения все еще на этапе обсуждения, но, если их примут до 1 июля 2020, то со следующего года программисты будут работать по-новому.

“Мы не уверены, что это единственное правильное решение. Но, проведя часы анализа, считаем это лучшей идеей, которая позволит буквально создать индустрию, в которой будет работать не 200 000 юридически не связанных между собой ФЛП, а полноценные прозрачные компании”,– написал у себя в Facebook заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков.

Акциз на табачные изделия

Акциз на сигареты и другие табачные изделия вырос на 20% в 2020 году. С 1 января 2021 года вырастет акциз и на табачные изделия для нагрева. Он составит 1,45 гривны за штуку и будет ежегодно повышаться на 20% до 2024 года, пока не достигнет 2,52 гривны.

Акциз на табачные изделия увеличивают для того, чтобы приблизить цену к европейской.

“Ежегодно у нас увеличивается акциз на 20%, что приводит к росту цены, которая должна соответствовать европейской. Это сделали для того, чтобы не было оснований для тех контрабандных вещей, которые сегодня есть”,– объясняет экономист Олег Пендзин.

До сих пор электронные сигареты не приравнивались к обычным, то есть государство не накладывало на них акциз. Табачные компании заявляли, что электронная сигарета менее вредна, а значит акциз должен быть на особых условиях. Акциз все же введут, но пока неизвестно в каком размере.

Налог на недвижимость

В 2020 налог за лишние квадратные метры снова увеличился из-за роста минимальной зарплаты. Теперь максимум придется платить 62,6 гривен за каждый дополнительный квадратный метр. Это зависит от города. Следовательно, платят те, чьи квартиры превышают 60 квадратных метров, особняки – 120, а квартира + особняк – 180.

Однако с 2021 года система начисления налога на недвижимость может измениться. Даниил Гетманцев, глава профильного комитета считает, что такая система несправедлива, так как недвижимость значительно отличается в цене. Несправедливо, что человек, который живет в центре Киева, и человек, который живет в небольшом селе на Закарпатье, платят одинаковый налог.

За основу хотят взять подход при налогообложении земли. Для земли есть определенная нормативно-денежная оценка, согласно которой владелец платит налог. Если эту систему применят и для недвижимости, то для владельцев дорогой недвижимости налог вырастет, и наоборот. Базу в Фонде государственного имущества уже наполняют. Именно с помощью этой базы будут оценивать недвижимость.

Налоговая амнистия

Далеко не все граждане декларируют свои доходы. Способ заставить людей это сделать власть видит в так называемой налоговой амнистии. Людям хотят предложить рассказать налоговой обо всем своем имуществе (недвижимости, транспорте, и т.д.) и теневых доходах, заплатив при этом 2,5-5%. Отвечать за уклонение от уплаты налогов при этом не придется. Обещают также не спрашивать откуда у людей были деньги на покупку всех этих вещей. Таким образом хотят вывести экономику Украины из тени.

Все же есть и противники такой инициативы. Ее раскритиковали за несправедливость по отношению к людям, которые честно платят все налоги. В частности, управляющая партнерша HLP Group Лада Кримерман предлагает 10% налога вместо предложенных 2,5-5%. Также говорят о том, что это расширит полномочия налоговой и создаст поле для давления на предпринимателей и других украинцев.

Налог для богатых и бедных

Сейчас в Украине действует фиксированный налог на доходы. Власть планирует ввести пропорциональный, то есть разный для людей в зависимости от размера их доходов. Планируют сделать три ставки на налог: обычную, повышенную и пониженную. Чем меньше доход, тем ставка ниже. Сейчас на рассмотрение внесены 2 законопроекта. Согласно одному минимальная ставка составит 15%. Согласно другому, налог будет от 18% (для доходов до 10 “минималок”) до 54% (для доходов от 20 “минималок”). Опять же, эти вопросы обсуждают в Раде и профильном комитете в частности. Это изменение – одно из ключевых в налоговой реформе 2020, а потому, вероятно, что к 1 июля примут новый закон, который вступит в действие 1 января.

Более низкие налоги, если декларируешь

Если таки введут пропорциональный налог по трем ставкам, то хотят также поощрить украинцев декларировать свои доходы. Для людей на базовой ставке декларация доходов не обязательна. Но если они пойдут на этот шаг, то получат бонус от государства. Их налоги пересчитают по минимальной ставке и пришлют “кэшбек”, то есть разницу в налоге по минимальной и базовой ставке.

Рассматривают инициативу отнимать от дохода определенные расходы перед тем, как начислять налог. В частности это касается аренды жилья, расходов на уход за родителями старше 80 лет, лечение, а также отдых в Украине.

Бизнес украинцев заграницей

Доход от иностранных компаний украинцев теперь также подлежит налогообложению. Будут две ставки налогообложения: 9%, если доход распределяется и 18%, если нет. Это прописали в законе 1210, за который уже проголосовали. Но от вступления в действие закон отделяет еще подпись президента. Если Зеленский подпишет, то новые правила начнут действовать в 2021, то есть первый отчет предприниматели должны подать в начале 2022.

Среди других изменений, за которые проголосовали…

Предприниматели должны подавать налоговую отчетность. Если они делают это не вовремя или вообще пренебрегают этим, то должны уплатить штраф в размере 170 гривен. Теперь его увеличили до 2 040 за первый раз и 4 080 за второй.

В 2021 году в Украине заработают правила BEPS. Они не позволят незаконно выводить капитал из Украины в оффшоры. Это коснется компаний, которые являются плательщиками налогов сразу двух и более стран, то есть международных компаний или группы юридических компаний из разных стран, которые связаны между собой.

Что такое BEPS? Это глобальный проект в борьбе с оффшорами и уклонением от уплаты налогов. Он начал действовать в 2013 году. К программе уже присоединились более 100 стран мира. Украина частично начала применять правила еще в 2017.

Отчетность о налоге на прибыль нужно подавать ежегодно или ежеквартально. Это зависит от размера прибыли. Теперь все, чей доход не превышает 40 миллионов гривен, могут подавать отчет ежегодно. Раньше граница была в 20 миллионов гривен.

Напомним, что за эти изменения депутаты проголосовали 16 января, но чтобы они окончательно начали действовать, президент Зеленский должен подписать закон. Среди предпринимателей в основном слышно недовольство относительно этого закона.

“Закон 1210 негативно повлияет на итак падающий рейтинг Украины в Doing Business по направлению “Налогообложение”. За прошлый год по этому критерию Украина ухудшила свои позиции на 11 пунктов — с 54 до 65 места”,— говорят в Союзе украинских предпринимателей.

Что такое рейтинг Doing Business? Это ежегодный рейтинг, который на основе 11 факторов (налоги, кредиты, регистрация бизнеса и другие) определяет насколько легко в стране открыть бизнес и вести его. Украина в 2019 году заняла 71-ю позицию.

Налог на прибыль или налог на выведенный капитал?

В Украине сейчас действует налог на прибыль. Но вот уже несколько лет обсуждают возможность перехода на другую систему – налог на выведенный капитал (ПнВК). Эстония – одна из стран, доказывающих, что налог на выведенный капитал – успешный ход. Однако, Международный валютный фонд выступает против того, чтобы Украина переходила на налог на выведенный капитал, поскольку ЕС и большинство стран мира применяют налог на прибыль, и это является мировым стандартом.

Главная разница – в объекте налогообложения. Налог на прибыль облагает операционную прибыль, то есть когда из дохода уже вычли все расходы (зарплаты работникам, закупку материалов, оборудования и т.д.). Налог на выведенный капитал между тем облагает налогом только дивиденды, то есть то, что предприниматели выводят на личные счета. То, что остается на счетах компании и тратится для ее развития, не подлежит налогообложению.

Те, кто поддерживает переход на новую систему налогообложения, говорят об упрощении для бизнеса. Главными аргументами против являются несоответствие мировым стандартам, а также дыра в бюджете. Если Украина перейдет, то нехватка денег в госбюджете будет 26-50 миллиардов гривен.

Учитывая сложность вопроса, депутаты предлагают ввести две системы в Украине для разных предпринимателей. Хотят ввести налог на выведенный капитал в ограниченных объемах.

“Предприятия, которые не будут достигать лимита обращения, смогут платить ПнВК. Кто перелимитит – будет оставаться плательщиком налога на прибыль”,— рассказывает глава профильного комитета Гетманцев.

Это позволит властям уменьшить давление на государственный бюджет, а также проверить новую систему на практике.

Пока эти инициативы только обсуждают, но ни на одном предложении не остановились. Поэтому в 2020 году будет налог на прибыль.

В Верховной Раде сейчас активно разрабатывают законы и поправки в Налоговый кодекс Украины. В любом случае налоговую реформу украинцы ощутят уже в 2021 году, хотя некоторые изменения начнут действовать и раньше.

Подпишитесь на “Трибун” в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном

Налоги на Украине

Базовыми Законами Украины в сфере налогообложения являются: ЗК “О системе налогообложения” – “Про систему оподаткування”, ЗК “О налоге на добавленную стоимость” – “Про податок на додану вартість”, ЗК “О налогообложении прибыли предприятий” -“Про оподаткування прибутку підприємств”, “О налоге с доходов физических лиц” .

Также некоторые налоги и порядок их взымания дополнительно регулируются Декретом Кабинета Министров Украины “О местных налогах и сборах”, Законами Украины “Об общегосударственном пенсионном страховании” и другими, устанавливающими ставки налогов и сборов с зарплаты и с фонда оплаты труда (далее “на зарплату” -авт.), инструкциями и разъяснениями ГНА Украины. Изменения, как правило, также содержатся в ежегодном Законе Украины “О Государственном бюджете на 200х год”.

Ставки основных налогов и сборов 2019 в Украине следующие:

  1. НДС (единая ставка на все!) 20%
  2. Налог на прибыль предприятий 25%
  3. Налог на доходы физлиц 13%
  4. Пенсионный фонд-1 – сбор (+ на зарплату) 32%
  5. Социальное страхование – сбор(+ на зарплату) 2,9%
  6. Центр занятости – сбор (+ на зарплату) 1,9%
  7. Соцстрахование несчастные случаи (в средн.+ на зарплату) 1,2%
  8. Пенсионный фонд-2 (с зарплаты) 1-2%
  9. Социальное страхование(с зарплаты) 0,5%
  10. Центр занятости(с зарплаты) 0,5%
  11. Комунальный местный налог (фиксированный на зарплату) 1,7грн.

Существует также альтернативная система – единый налог: 6-10% с оборота для предприятий, единый налог с предпринимателей – физических лиц 20-200 гривен. Ее преимущества и недостатки будут рассмотренны в следующем обзоре.

Зарплатные налоги в сумме составляют в среднем около 54%. Ставка налога с зарплаты в пенсионный фонд при зарплате до 150 грн. составляет 1%, более – 2%. Налог в фонд страхования от нечастных случаев на производстве колеблется от 0.81%(сфера услуг) до 7% (строительство) и зависит от вида основной деятельности предприятия. Коммунальный налог является фиксированным и составляет 10% от налогонеоблагаемого минимума доходов граждан (в 2019 г. он составляет 17 гривен), и уплачивается по месту основной работы или 1.70 грн. Ставки отчислений “с” и “на” зарплату в Украине имеют “привычку” незначительно изменяться 1-2 раза в год, так что следите за изменениями.

Для примера: чтобы выплатить 100 гривен зарплаты на “руки”, необходимо иметь 185 гривен на счете предприятия.

Пример в за марте 2019г. (предприятие сферы производства – база расчета):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено материалов и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 50 000 гривен

СХЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ ПРИ ВЫСОКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ:

1. ПО НДС – 20% платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 30 тис = 30000/6 = 5000 гривен

3. Необходимо заплатить НДС до 20 марта 2019г = 16667-5000 = 11666 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ – 25% (платится разница между валовыми доходами и расходами без учета налога на добавленную стоимость)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 – НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

  • Закупка без НДС= 25 000 гривен
  • Зарплата = 20 000 гривен
  • Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 6400 гривен
  • Остальные три соцфонда 6%
    = 20 000 х 0.06 = 1200 гривен

Итого валовые расходы = 52600 гривен

3. Необходимо заплатить “на прибыль” 25% до 20 марта 2019г = (83333-52600)х0,25 = 7683 гривен

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

1. 20000 х 13% = 2600 гривен

2. 20000 х 3% = 600 гивен ( 3 фонда – см. список (8) + (9)+ (10))

Всего необходимо заплатить в бюджет из базовых 50 000 гривен 60% различных налогов

а именно: 11666+6400+1200+7683+2600+600 = 30149 гривен

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 20 000- 2600-600 = 16800 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 168 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 50000- 30149-168 = 19683 гривен.

Есть два способа снятия этих денег в личное пользование:

1. Выплатить дивиденды учредителю: необходимо заплатить с суммы выплат налог на прибыль предприятий по стандартной ставке (25%), если учредитель юридическое лицо (иностранное или наше).

т.е. перечислить можно только 19683 – 25% = 14762 гривен.

Если учредитель – физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%) в результате останется около 12 000 гривен чистого дохода.

ВЫВОД: ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ ОСТАНЕТСЯ 12-14 тис. (налоги составляют около 70%)

НАЛОГИ ПРИ СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ С НИЗКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

Альтернативный вариант на примере в за феврале 2019г. (база расчета – сфера торговли):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено товаров и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен ( уменьшена до 2000)

4. Дополнительная закупка товаров и услуг 65 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 5 000 гривен

СХЕМА -2 УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ

1.ПО НДС платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 95 тис = 95000/6 = 15 833 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = 16667-15 833 = 1334 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ( разница между валовыми доходами и расходами без НДС)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 – НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

– Закупка без НДС = 79167 гривен

– Зарплата = 2 000 гривен

– Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 640 гривен

– Ост 3 фонда 6% = 20 000 х 0.06 = 120 гривен

Итого валовые расходы = 81927 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = (83333-81927)х0,25 = 351 гривна

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

3. 2000 х 13% = 260 гривен

4. 2000 х 3% = 60 ( 3 фонда)

Всего необходимо заплатить в бюджет (2765/5000) x100% = 55% налогов

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 2000- 260-60 = 1680 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 16 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 95000- 2765-16 = 2219 гривен.

Те же два способа снятия этих денег в личное пользование (как в предыдущем примере).

1. Выплатить дивиденды учредителю:

2219 – 25% = 1664 гривен, деньги находятся в распоряжении юридического лица – учредителя

Если учредитель – физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2 – остаток в этом случае – 1300 гривен.

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%), сумма остатка который выплачивается как зарплата немного увеличиваеся в результате останется около 1300 гривен чистого дохода.

2219 – 53% + корректировка= 1300 гривен

Рассмотрев 2 примера, можно сделать вывод, что практически независимо от структуры затрат различные налоги с сборы в Украине составляют большую часть суммы, которая остается в результате хозяйственной деятельности.

В первом случае осталось с 50 тис = 12тис , при этом уплачено 76% различных налогов

Во втором случае осталось с 5 тис = 1,3 тис, при этом уплачено 74% различных налогов.

ВЫВОД: Изменение структуры затрат в разных отраслях незначительно влияет на сумму уплачиваемых налогов, большую долю отчислений (пропорционально) занимает зарплата – суммарные выплаты налогов по этой статье затрат составляют 53% ..

Уголовный кодекс Украины.
Статья 212 . Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей

1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплатить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах,

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Одни и те же действия, содеянные за предшествующим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в больших размерах, –

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не обложенными налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок к пяте лет, с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды в особо больших размерах,

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило действия, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

  • Значительный размер – более 17 000 гривен (1000 НМГД)
  • Большой размер – более 51 000 гривен (1000 НМГД)
  • Особо большой размер – более 85 000 гривен (1000 НМГД)

Авт.: Из судебной практики Украины: начиная с момента появления данной статьи и по сегодняшний день практически отсутствуют прецеденты осуждения по ст.212 (неуплата налогов), а также по ст.206 (фиктивное предпринимательство), так как доказать умысел должностного лица при правильно построенной защите практически невозможно.

Ситуация может измениться коренным образом, когда начнут действовать механизмы, разрешающие определение косвенными методами доходов физических лиц в Украине и соответственно определения суммы неуплаченных налогов “на вскидку”. Пока что косвенные методы в Украине распространяются только на доходы юридических лиц и частных предпринимателей, однако после выборов-2019 в 2019-2007 году ожидается введение вышеуказанного законодательства.

Остальные выводы сделайте сами.

Аналитический отдел “УБК”.

Публикация материалов данной статьи допускается только после предварительного согласования с автором
с обязательным помещением ссылки на сайт УБК®.

Ссылка на основную публикацию
упрощенная система налогообложения
единый налогВ 2020 году в Украине по-прежнему 4 группы плательщиков.
общегосударственные налоги
налог на прибыльОбязательный бухгалтерский учет с одновременным правом налоговой службы проверять правильность ведения бухучета.
ндс
ндфлУнифицированная ставка 18%
есв
экологический налог
рентные платежи, а именно:Рентные платежи объединены в один налог.
рентная плата за транспортировку нефти, аммиака по территории страны
рентная плата за добычу в Украине нефти и газа
плата за пользование земными недрами Украины
сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины
сбор за специальное использование воды
сбор за специальное использование лесных ресурсов
пошлина
сбор на хмелеводство и виноградарствоупразднен
транспортный сборупразднен
местные налоги и сборы
налог на имущество, а именно:
плата за землюСостоит из двух видов налогов: земельный налог и арендная плата
налог на автоТранспортный сбор на авто не старше 5 лет и рыночной стоимостью более 375 минзарплат.
налог на недвижимостьНалог может вводиться по решению местных советов.
парковочный сборНалог может вводиться по решению местных советов.
туристический сборНалог может вводиться по решению местных советов.
торговый патентупразднен