Налоги в Армении

Законодательство Армении

База данных “Законодательство Армении” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Армении

Общие положения

Налоговое законодательство Республики Армения не кодифицировано и согласно закону Республики Армения от 12.05.1997 г. № ЗР-107 “О налогах” состоит из данного закона, а также законов, регулирующих применение отдельных видов налогов.

Налоговая система является двухуровневой. Все налоги подразделяются на две категории:

  • государственные налоги
  • местные налоги

Государственные налоги

Налог на прибыль(установлен законом Республики Армения от 27.101997 года №ЗР-155 “О налоге на прибыль”). Этот налог является прямым. Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – прибыль, полученная на территории государства и за его границей (для резидента), а также прибыль, поступающая из армянских источников (для нерезидента). Размер налога составляет 20 процентов от облагаемой прибыли.

Подоходный налог(регулируется законом Республики Армении от 30.12.2010 года № ЗР-246 “О подоходном налоге”). Является прямым. Плательщики – физические лица. Объект налогообложения – доходы, полученные как на территории страны, так и за ее границей (для резидента), а также доходы, поступающие к нерезидентам из армянских источников. Ставка налога прогрессивная, повышается по мере роста дохода, минимальная ставка – 24.4 процента. В некоторых отдельных случаях предусмотрена льготная ставка, равная десяти процентам.

Акцизный налог(установлен законом Республики Армения от 27.07.2000 года № ЗР-79 “Об акцизном налоге”). Является косвенным. Объект налогообложения – различные операции с подакцизными товарами. К подакцизным товарам относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты. Ставки различаются зависимости от вида продукции. Минимальная установлена для вина – десять процентов от стоимости, максимальная – пятьдесят пять процентов для ряда спиртных напитков. Для табачных изделий и нефтепродуктов акцизы устанавливается в виде твердой денежной суммы.

Налог на добавленную стоимость(установлен законом Республики Армения от 16.06.1997 года №ЗР-118 “О налоге на добавленную стоимость”). Является косвенным, уплачивается при ввозе, производстве, обращении различных товаров, а также оказании услуг на внутри страны. Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект налогообложения – стоимость определенных операций (сделок), производимых плательщиком налога внутри государства. НДС по общему правилу составляет двадцать процентов от оборота товаров (услуг).

Перечень государственных налогов является единым, обязательным на всей территории страны и не подлежит расширительному толкованию на местах.

При соблюдении ряда условий (например, осуществлении определенного вида деятельности, получении прибыли (дохода) ниже установленного максимума и т.д.) все государственные налоги, за исключением акцизного, могут быть заменены фиксированным или патентным платежами, упрощенным налогом, налогом с оборота.

Такая специальная возможность предусмотрена специальными законами Республики Армения:

Местные налоги

Согласно главе 2.1 Закона “О налогах”, местные налоги в полном объеме поступают в бюджет муниципального района, внутри которого они сформированы. Обязательными для любого муниципального образования Армении являются земельныйи имущественныйналоги, ставки по ним являются общими для всех муниципальных образований страны. По остальным налогам местного значения их виды, а также минимальный и максимальный размеры ставок устанавливаются муниципалитетами самостоятельно.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество(установлен законом Республики Армения от 30.12.2002 года № ЗР-82 “О налоге на имущество”). Является прямым. Плательщики – собственники имущества, подпадающего под налогообложение. Объекты налогообложения – недвижимость разных видов и транспортные средства. По обоим видам имущества ставка является прогрессивной. Для недвижимости она зависит от ее стоимости. Для транспорта варьируется в зависимости от мощности.

Земельный налог(установлен законом Республики Армения от 27.04.1994 г. № С-1005-1-ЗР-101 “О земельном налоге”) Является прямым. Плательщики – законные владельцы земельных участков. Объект налогообложения – кадастровая стоимость земельных участков. Ставка зависит от категории земель.

Налог на парковочное место транспортных средств

Льготы

Действующим налоговым законодательством Армении предусмотрен широкий спектр налоговых льгот:

  • льготное уменьшение объекта налогообложения
  • сокращение ставки налога и общей суммы, подлежащей уплате
  • отсрочка срока исчисления и уплаты налога
  • освобождение, сокращение, отсрочка уплаты пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства

Краткий сравнительный анализ налогового законодательства Армении и России.

Если проводить сравнительный анализ налогового законодательства двух государств – Республики Армения и Российской Федерации, то первой отличительной чертой, бросающейся в глаза, является отсутствие в Армении кодификации данной отрасли законодательства. Это обстоятельство значительно усложняет не только применение налоговых законов, но подчас и их понимание. Данная проблема существовала и в РФ, однако была решена с принятием в 1998-2000 гг. двух частей Налогового кодекса.

Различие в системах налогообложения России и Армении кроется в разных формах государственного устройства.

Так, РФ является федеративной республикой, поэтому помимо местной и федеральной власти, имеет также и региональную. В связи с этим и налоговая система в России является трехступенчатой, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Унитарная Армения поделена на муниципалитеты, поэтому налоговая система имеет только две ступени.

Видимо, в связи с этим общее количество налогов в РФ намного больше, чем в Армении (только федеральных налогов восемь против четырех государственных в Армении).

Однако стоит отметить, что ставки по некоторым российским налогам значительно ниже армянских. Так, в России минимальная ставка подоходного налога по общему правилу составляет тринадцать процентов, в Армении – 24.4 процента; минимальная ставка НДС составляет десять процентов, а в Армении – двадцать.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Сообщества › Автомобили на Армянском Учете (и все что с ними связано) › Форум › Транспортный налог в республике Армения.Кто где и как собирается платить если вообще собирается.

Если у кого информация каким образом оплачивать налог на тс в РА, а то срок уплаты ноябрь текущего года.

www.e-payments.am/en/ мне ссылку скинули с Еревана . Ну если не получится всегда можно денег перевести и там по месту заплатят.

Добрый день!
А каким образом можно проверить — уплачен ли налог/есть ли долги? Ведь направленный сайт вроде лишь электронная площадка платежей (не только налога)?

Приложение u!pay тоже площадка, но и показывает штрафы и налоги

Вот какие тут данные нужно вводить ?

Не много не понятен вопрос

www.e-payments.am/en/taxes/step3/service=1271
Как я понял, для оплаты используют эту страничку. Но вот какие данные вводить в поля… ?

Гугл переводчик страницы поможет

Вот какие тут данные нужно вводить ?

Если кто в курсе: как снять машину с учёта (утилизировать) в Армении? Спасибо!

Узнал как это сделать?

Нет, не узал. Но вопрос актуален.

Всем привет! Попробовал сегодня на сайте www.idram.am (news.am/rus/news/78544.html)! Не нашел свою машину вообще, брал в мае Финик QX4! Друг брал Теану, нашлась сразу! Регистрируешься на сайте, пополняешь с карты эл.кошелек и с него уже оплачиваешь налог!

Пост бы сделал с картинками как и что делал. Я так и не смог зайти на сайт, может работы ведут какие то.

Тоже не определил ни какую машину

Мою машину ненаходит, регистрировал в феврале в Еребуни Ереван, кум регистрировал в четертого апреля 2019г в Шенгавит Ереван, его машину показывает, ипсун 2005год 160 л.с. 19333 + штраф 130. С комиссией сайта 19,763 драмм или 2650 руб. Получается за 8 месяцев.

Там не заблудишься!

Мужики, помогите, зарегался на idrame, но пополнить счёт не получается, т.к. необходимо иметь премиум аккаунт для пополнения счёта не с армянской карты. Для данной верификации необходимо обратиться в офис idram! Может кто знает иные варианты, а то налог начислен и уже штраф 40 драмм!

Напиши им на емаил

Скачиваем приложение U!Pai на телефон.
Там и штрафы и налоги, ещё не платил, только сам узнал.
4 штрафа у меня в Армении и налог уже есть, в апреле купил авто .
www.drive2.ru/l/547719519427101959/

Скачал, установил. Не пойму где ты номер вводил. Нету вообще такой вкладки. Посмотри мой 36 AQ013

Открываем программу и нажимаем кнопку оплатить, видим меню.
В разделе штрафы пдд есть вкладка мои автомобили.
Налоги в вкладке налоги на недвижимость

Спасибо. Добавил машину, но нечего не выдает.

Через эти приложения оплатить не сможите а только посмотреть и то не все машины покажет если хоть раз заплатите то на сайтах появляться будет но оплатить не реально проверенно уже И на айдрам писал ответили что надо карту заводить премиум но чтоб её завести надо быть гражданином армении Когда был в ереване то оплатил в гаи

Можно пополнить айдрам, есть рабочий способ и уже оплатить налог.

Invest in Armenia

Налогообложение юридических лиц

Система налогообложения юридических лиц

Армянские и иностранные организации, ведущие бизнес в Армении через постоянные представительства, несут обязательства по уплате налога на прибыль. Ставка налога составляет 20%. Для инвестиционных фондов ставка составляет 0,01% от чистой стоимости активов фонда. Налогоплательщики, занимающиеся определенными видами деятельности (общественное питание, транспорт, авторемонтные мастерские и т.д.), несут обязательства по выплате фиксированных платежей или лицензионных сборов. Согласно данной системе, налогоплательщик выплачивает фиксированную сумму налога на основе критериев, установленных законом, и вправе не уплачивать налог на прибыль или НДС. Ставка налога зависит от вида предпринимательской деятельности.

Для дивидендов, выплачиваемых иностранным организациям, компании обычно рассчитывают налог, удерживаемый у источника, в размере 10%. При наличии соответствующего налогового соглашения могут применяться более низкие ставки налога. Дивиденды, полученные одной армянской организацией от другой армянской организации, не облагаются налогом.

Организации-резиденты — это юридические организации и субъекты хозяйственной деятельности, чья идентичность и существование установлены армянским законодательством. Организации-нерезиденты — это организации, чье существование установлено иностранным законодательством. Организации-резиденты должны уплачивать армянский налог на прибыль, полученную в Армении и вне ее пределов. Иностранные налоги зачитываются против армянских налоговых обязательств в размере, не превышающем сумму армянского налога, подлежащего уплате по части иностранной прибыли. Иностранные организации должны уплачивать армянский налог на прибыль из армянских источников. В общих чертах, доход считается полученным из армянских источников в следующих случаях:

  • если доход является результатом деятельности, осуществляемой в Армении, или имущества, расположенного в Армении, или
  • в случае пассивного дохода (например, дивиденды, проценты и роялти), финансовых и страховых услуг — если доход выплачивается резидентом Армении.

В Армении не существует системы налогообложения группы. Подача налоговых деклараций каждой из компаний в составе группы производится отдельно. Не имеется законодательных положений, разрешающих зачитывать убытки компаний группы против прибыли других компаний группы.

Местное определение постоянного представительства по существу повторяет определение постоянного представительства, приведенное в Модельной налоговой конвенции ОЭСР. В случае, когда иностранная компания осуществляет бизнес в Армении через постоянное представительство и ведет отдельный бухгалтерский учет для постоянного представительства, налогооблагаемая прибыль определяется на той же основе, что и для местных организаций.Согласно Закону «О налоге на прибыль», постоянное представительство облагается налогом на дивиденды, полученные от армянских компаний, и не может перенести убытки на последующие периоды, в отличие от местных организаций. Однако постоянное представительство может преодолеть данное ограничение, применив соответствующее налоговое соглашение.

Если невозможно определить налогооблагаемую прибыль «прямым» методом (налогооблагаемый доход, за вычетом не облагаемых налогом расходов), доход определяется применением метода, согласованного между налогоплательщиком и налоговыми органами. Закон однозначно признает в качестве возможного подхода метод распределения (т.е. налогоплательщик распределяет часть своей общемировых доходов и расходов на Армению).

К деятельности, осуществляемой в свободных экономических зонах, созданных на территории Республики Армения, относятся следующие льготы:

  • Производится вычет в размере 100% от суммы налога на прибыль от деятельности эксплуатирующего, осуществляемой в свободной экономической зоне на территории Армении, на период эксплуатации
  • Доходы нерезидентов из армянских источников, полученные от эксплуатирующих свободные экономические зоны, не облагаются налогом
  • Поставка товаров на территории свободной экономической зоны и предоставление услуг организатору и эксплуа- тирующему свободную экономическую зону освобождаются от НДС
  • При определении налогооблагаемой прибыли из валовой суммы прибыли налогоплательщика, который считался эксплуатирующим свободную экономическую зону в течение всего года, производится вычет в сумме дохода, полученного от деятельности в свободной экономической зоне
  • Общественные и индустриальные здания и конструкции, расположенные в свободной экономической зоне и принадлежащие или используемые эксплуатирующими свободную экономическую зону, освобождаются от налога на имущество
  • Деятельность по организации и эксплуатации зон свободной торговли не подлежит лицензированию
  • Котировка и оплата операций может быть выполнена в свободно конвертируемой валюте, независимо от стоимости, если операции осуществляются в свободной экономической зоне. Котировка и оплата безналичных операций может быть выполнена в свободно конвертируемой валюте, если операции осуществляются между операторами свободных экономических зон и юридическими лицами (частными предпринимателями), являющимися резидентами.

Налогоплательщики, занятые в сельскохозяйственном производстве, освобождаются от налога на прибыль от сельскохозяйственного производства.

Отчетный год для компаний следует за календарным годом.

Прибыль от предпринимательской деятельности

Прибыль от предпринимательской деятельности определяется как разница между валовым доходом налогоплательщика и принимаемыми к вычету расходами. Валовой доход включает всю выручку, полученную налогоплательщиком от экономической деятельности, за исключением случаев, когда для данной выручки законом однозначно предусматривается освобождение от налогов. Расходы, не облагаемые налогом, включают все необходимые и подтверждаемые документами расходы, прямым образом относящиеся к ведению бизнеса или получению прибыли, за исключением случаев, когда вычет ограничивается специальным положением в законе.

Бухгалтерский учет дохода

Доходы признаются с использованием метода начисления. Доход признается, когда существует безусловное право получения доходов или когда налогоплательщиком выполнены все обязательства по операции или контракту. Доход от услуг признается при завершении предоставления услуг.

Освобожденные от налогов доходы

Дивиденды, полученные армянской организацией от другой армянской организации, освобождаются от налогов.

Расходы по предпринимательской деятельности

Расходы, должным образом подтверждаемые документами и необходимые для осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщика, принимаются к вычету, за исключением случаев, когда специальным положением в законе предусматривается иное (см. далее).

Не принимаемые к вычету расходы

Ниже приводятся основные расходы, которые не принимаются к вычету для целей налогообложения налогом на прибыль:

  • Расходы, не подтверждаемые соответствующими документами, не принимаются к вычету.
  • Не подтверждаемые документами расходы могут вычитываться в сумме 3 миллионов армянских драмов за месяц или 300 тысяч армянских драмов за операцию.
  • Не подтверждаемые документами расходы облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 11%.
  • Для рекламных расходов, понесенных вне территории Армении, установлено ограничение в размере наибольшей из следующих величин: 3% от валового дохода или 20% от стоимости товаров или услуг, экспортированных из Армении.
  • Для обучения персонала вне территории Армении установлено ограничение в размере наименьшей из следующих величин: 4% от валового дохода за отчетный год или 3 миллиона армянских драмов (около 7690 долларов США) на каждого служащего.
  • Для командировочных расходов, связанных с поездками за рубеж, установлено ограничение в размере 5% от валового дохода за отчетный год.
  • Для представительских расходов установлено ограничение в размере наименьшей из следующих величин: 0,5% от валового дохода за отчетный год или 5 миллионов армянских драмов (около $12 800 США).
  • Для добровольных взносов в Пенсионный фонд, производимых работодателями для своих служащих, установлено ограничение в размере 5% от зарплаты служащего.

Бухгалтерский учет расходов

Расходы признаются по принципу начисления. Себестоимость продаж соотносится с продажами, к которым они относятся. Административные и финансовые расходы принимаются к вычету в том году, в котором они образовались.

Амортизация основных средств начисляется применением линейного метода.Установлены следующие минимальные периоды для амортизации основных средств (см. Таблицу 7). Земля не подлежит амортизации. На нематериальные активы может рассчитываться амортизация с использованием прямого метода, с распределением амортизационных отчислений на наименьший из следующих сроков: срок полезного использования актива или 10 лет.

Таблица 7. Минимальный период амортизации основных активов

Описание активовМинимальный период амортизации
Гостиницы, курорты, дома отдыха, учебные заведения10 лет
Прочие производственные и торговые здания, конструкции и устройства передачи20 лет
Роботизированное оборудование и линии сборки3 года
Счетные устройства и компьютеры1 год
Основные средства стоимостью до 50 000 армянских драмов (около 135 долларов США)1 год
Производственные и торговые здания, конструкции и устройства передачи, расположенные в обозначенной зоне бедствия (в настоящее время — Гюмри)1 год
Прочие основные средства стоимостью, превышающей 50 000 армянских драмов5 лет

Расходы на основные средства

Расходы, связанные с ремонтированием и техническим обслуживанием основных средств, принимаются к вычету, за исключением случаев, когда расход улучшает состояние основного средства. Для вычета установлено ограничение в размере 10% от стоимости актива. Сумма, превышающая установленную норму, капитализируется и включается в базовую сумму для целей амортизации.

Как правило, проценты принимаются к вычету, если сумма соответствующей задолженности используется для финансирования предпринимательской деятельности налогоплательщика. Максимальная сумма вычитываемых процентов ограничена 2-кратным размером официально установленной ставки ЦБ, что в настоящее время составляет 24%. В дополнение к существующему ограничению (2-кратный размер расчетной ставки, установленной ЦБ Армении), начиная с января 2012 года принимаемые к вычету процентные расходы, начисленные в течение налогового года, не должны превышать:

  • 9-кратный размер стоимости чистых активов налогоплательщика, если кредиты или займы получены от банков или кредитных организаций,
  • 2-кратный размер стоимости чистых активов налогоплательщика, если кредиты или займы получены от прочих организаций.

Чистая стоимость активов — это положительная разница между активами и обязательствами налогоплательщика. Стоимость чистых активов должна учитываться на основе результатов отчетного года. Ограничение не действует в отношении банков и кредитных организаций и средств, заимствованных от международных организаций, обозначенных правительством. Ограничение также не действует в отношении процентов, подлежащих уплате по средствам, привлеченным по долговым инструментам (ценным бумагам), разрешенным к обращению на фондовых биржах.

Реализованная прибыль или убыток от курсовых разниц подлежат налогообложению/принимаются к вычету.

Сомнительные и безнадежные долги

Безнадежные долги могут быть представлены к вычету.

Роялти и платы за услуги

Роялти и платы за услуги принимаются к вычету.

Лизинговые платежи по операционному лизингу подлежат вычету. Лизингодатель может представить к вычету амортизацию лизинговых активов.

Финансовый лизинг рассматривается для целей налогообложения так, как если бы была осуществлена продажа. Лизингополучатель включает стоимость имущества в соответствующую группу основных средств и представляет к вычету амортизационные отчисления. Лизингополучатель также вычитывает проценты и комиссионные составляющие лизинговых выплат в течение периода, в котором они подлежат уплате. Соответственно, лизингодатель признает налогооблагаемый доход на всю основную сумму лизинга в момент передачи актива и признает проценты и комиссионные составляющие выплат в течение периода лизинга.

Вознаграждение сотрудникам принимается к вычету.

Взносы в фонд социального обеспечения.

Налогооблагаемый доход уменьшается на сумму обязательных взносов в фонд социального обеспечения для сотрудника.

Расходы по подготовке, проектированию и исследовательской деятельности и геологические исследования по добыче природных ресурсов капитализируются и амортизируются в течение срока их полезного использования (или в течение по меньшей мере 10 лет, если срок их полезного использования не может быть определен). Расходы на научные исследования, эксперименты и дизайн могут вычитываться в момент их образования. Благотворительные пожертвования и взносы некоммерческим организациям вычитываются в сумме до 0,25% валового дохода. Армянские налоги (кроме налога на прибыль) обычно принимаются к вычету. Выручка и расходы определяются без НДС.

Компании могут перенести убытки на последующие 5 прибыльных лет.

Операции со связанными сторонами

Закон о налоге на прибыль разрешает налоговым органам корректировать цены для целей налогообложения, когда условия операции между нерезидентом и каким-либо другим лицом отличаются от обычной практики. Условия исполнения данного положения не разработаны достаточно, поэтому правило имеет ограниченное применение на практике.

Акцизный налог установлен на импорт или местное производство алкогольных напитков, табачных изделий, бензина и дизельного топлива.

Земельный налог уплачивается владельцами земель и постоянными или временными пользователями земель, принадлежащих государству. Налог на арендованную землю взимается с арендодателя. Для определения стоимости земли используется стоимость кадастровой оценки. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья рассчитывается в размере 15% от чистого дохода, определяемого кадастровой оценкой. Для прочих земель, кроме сельскохозяйственных угодий, ставка налога составляет от 0,5% до 1,0% от стоимости кадастровой оценки земли.

Имущественным налогом облагаются здания, автомобили и водные транспортные средства. Налоговую базу для зданий составляет кадастровая стоимость, определяемая на основе первоначальной стоимости и последующих переоценок, проводимых соответствующим налоговым органом раз в три года. Налоговая ставка на общественные и производственные здания составляет 0,3% от стоимости имущества в год.

Местные налоги и сборы

Земельный и имущественный налоги оцениваются местными властями. Закон, устанавливающий гостиничный налог, еще не вступил в силу.

Нет правил, позволяющих проводить группирование или консолидацию доходов и убытков компаний внутри группы. Доход от дивидендов, полученных от другой компании, не облагается налогом.

Налоговые системы зарубежных стран

Основные бюджетообразующие налоги Армении: механизм исчисления и взимания

Налоговые отношения в республике Армении регулируются:

  • налоговым законодательством;
  • постановлениями Правительства Республики Армения — в случаях и пределах, определяемых налоговым законодательством;
  • актами, принятыми Налоговой инспекцией Республики Армения.

Под налогом понимается обязательная и безвозмездная плата в целях удовлетворения государственных и общественных нужд, взимаемая с физических и юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством и в установленные им сроки. Налоги уплачиваются в государственный и муниципальные бюджеты Армении.

Под налоговым агентом понимается любое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, выплачивающие доходы налогоплательщикам, на которого в соответствии с законом при выплате доходов налогоплательщикам возлагается обязательство по исчислению, удержанию и уплате налогов с их доходов в бюджет.

Изменение ставки налога, установление либо отмена налога проводятся только с начала финансового года. Один и тот же объект налогообложения за отчетный период может быть обложен тем же видом налога только один раз. Сумма дохода налогоплательщиков в Армении, полученная за ее пределами, стоимость принадлежащего им по праву собственности имущества включаются в общую сумму дохода, общую стоимость имущества, подлежащих налогообложению в Армении, и учитываются при определении размера налогов.

В Армении установлены следующие виды налогов:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • упрощенный налог 1 См.: Данилин А.М. Анализ тенденций развития торгово-экономического сотрудничества СНГ // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. № 11. С. 41-56. .

Законом могут устанавливаться фиксированные платежи или упрощенные налоги, заменяющие названные виды налогов. Установленные налоги уплачиваются в Государственный и (или) муниципальные бюджеты Республики Армения. Налоги уплачиваются в армянских драмах.

Налог на прибыль взимается с прибыли предприятий, имеющих статус юридического лица резиденты Республики Армения и нерезиденты, за исключением бюджетных учреждений Республики Армения и Центрального банка Армении.

Объектом налогообложения для резидентов является облагаемая прибыль — положительная разница между валовым доходом налогоплательщика (общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году, независимо от источников их получения) и установленными вычетами (расходы, потери и иные вычеты). Объектом налогообложения для нерезидентов считается облагаемая прибыль, получаемая от армянских источников.

Ставка налога на прибыль составляет 20% для резидентов Республики Армения. Ставки налога на прибыль нерезидента — 5% со страховых возмещений, платежей перестрахования и доходов от перевозок (фрахта) и 10% с дивидендов, процентов, роялти, доходов от сдачи имущества в аренду, прироста стоимости имущества и иных пассивных доходов (кроме доходов от перевозки (фрахта), а также других полученных из армянских источников доходов.

Налогоплательщики-резиденты определяют сумму налога на прибыль по итогам каждого года и представляют в орган налоговой инспекции по месту своего учета расчеты налога на прибыль, а также бухгалтерские (финансовые) отчеты до 15 апреля года, следующего за отчетным. Налогоплательщики в течение года обязаны вносить авансовые платежи налога на прибыль, которые определяются в размере 1/16 фактической суммы налога за предшествующий год, и уплачиваются не позднее 25 числа данного месяца. «Новоучрежденный» налогоплательщик может не производить авансовых платежей налога на прибыль до 25 апреля следующего года, предварительно сообщив об этом органу налоговой инспекции.

Налогоплательщик, который не имел облагаемой прибыли в предшествующем году или сумма налога на прибыль не превысила 500 тыс. драмов, может после представления расчета по налогу на прибыль не вносить авансовых платежей по налогу на прибыль. Налогоплательщик обязан уплатить сумму налога в государственный бюджет до 25 апреля (включительно) года, следующего за отчетным.

Налогоплательщики-нерезиденты определяют сумму налога на прибыль в следующем порядке: если сумма налога на прибыль за предшествующий год налогоплательщика — нерезидента, осуществляющего деятельность через подразделение, превышает 2 млн. драмов, то в течение года нерезидент раз в полугодие вносит авансовые платежи налога на прибыль в размере фактической суммы налога за предшествующий год равными долями до 1 июля и 31 декабря отчетного года. Нерезидент не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет налоговой инспекции декларацию о годовых доходах, а также отчет о своей деятельности в произвольной форме.

Исчисление налога на прибыль нерезидента, имеющего подразделение или «место» в Республике Армения, проводится органом налоговой инспекции на основе декларации. В течение 10 дней после представления декларации налогоплательщику выдается платежное извещение об окончательной сумме исчисленного налога на прибыль.

Подоходный налог взимается с доходов физических лиц (резидентов и нерезидентов). Объектом налогообложения для резидента считается облагаемый доход, получаемый на территории Республики Армения и за ее пределами. Объектом налогообложения для нерезидента считается облагаемый доход, получаемый от армянских источников. Облагаемый доход — это положительная разница между совокупным доходом (общая сумма всех доходов) налогоплательщика и вычетами (вычитаемые доходы, персональные вычеты и расходы.

Подоходный налог налоговый агент исчисляет по следующим ставкам (табл. 4.3): при месячном облагаемом доходе до 80 000 драмов ставка налога составляет 10%; при доходе свыше 80 000 драмов — сумма налога составит 8 000 драмов + 20% с суммы, превышающей 80 000 драмов. Подоходный налог от роялти, доходов от сдачи в аренду имущества и процентов исчисляется по ставке 10%, без учета вычетов. Для отдельных плательщиков и (или) видов деятельности могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие подоходный налог. Удержание налога осуществляется при каждой выплате. Расчет облагаемого дохода и налога проводится нарастающим итогом.

При выплате доходов иностранным гражданам и лицам без гражданства налоговые агенты удерживают налогу источника выплаты дохода (за исключением случая, когда выплачиваемые доходы являются результатом предпринимательской деятельности) в следующих размерах: со страхового возмещения и доходов от перевозки (фрахта) — 5%; с таких доходов как роялти, проценты, доходы от сдачи имущества в аренду, прирост стоимости имущества и других пассивных доходов, полученных от армянских источников (в том числе доходы от предпринимательской деятельности) — 10%.

При определении облагаемого дохода от предпринимательской деятельности необходимо руководствоваться Законом Республики Армения «О налоге на прибыль». Налогообложение доходов нерезидентов проводится в общем порядке. Окончательную сумму налога налогоплательщик исчисляет самостоятельно и в установленном порядке отражает в декларации о годовых доходах.

Декларация о годовых доходах должна быть представлена не позднее 1 марта следующего года. Налогоплательщик, получающий доходы от предпринимательской деятельности, обязан вносить авансовые платежи ежеквартально в размере 1/6 фактической суммы подоходного налога за предыдущий год не позднее 15 числа последнего месяца квартала. Сумма подоходного налога налогоплательщиком должна быть уплачена в государственный бюджет до 1 мая года, следующего за данным отчетным годом.

Акцизы — косвенный налог, уплачиваемый в государственный бюджет за ввоз определенных товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Армении. К товарам, подлежащим обложению акцизным налогом относятся: пиво, виноградные и прочие вина, вино материалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, табачная продукция, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа).

Для видов товаров с содержанием спирта свыше 40%, ставка налога за каждый процентный пункт, превышающий 40% содержания спирта, увеличивается на 7,5 драма. Ставки акцизного налога на табачную продукцию и бензин устанавливаются отдельными законами. Могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие акцизный налог.

Правительство Республики Армения имеет право установить порядок маркировки отдельных ввозимых в Республику Армения и производимых в Республике Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом. Сумма, уплаченная для приобретения акцизных марок, для налогоплательщика считается авансовым платежом, а для плательщиков фиксированного платежа, заменяющего акцизный налог, — суммой, подлежащей вычету из фиксированных платежей.

Акцизный налог за ввозимые в Республику Армения товары, уплачивается налогоплательщиками в течение 10 дней со дня их ввоза в порядке, установленном Правительством Республики Армения. В этом случае плательщики не представляют налоговым органам расчет по налогу. Отчетным периодом по акцизному налогу за производимые в Республике Армении товары считается месяц. Плательщики уплачивают акцизный налог и представляют в налоговую инспекцию расчеты по налогу ежемесячно до 15 числа месяца следующего за отчетным.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который уплачивается в государственный бюджет при ввозе товаров; на всех стадиях их производства и обращения, а также оказания услуг на территории Республики Армения.

Плательщиками НДС являются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность в порядке, установленном законом, и осуществляющие следующие сделки: поставка товаров, оказание услуг, безвозмездное потребление, ввоз товаров в таможенном режиме «ввоз товаров для свободного обращения» (за исключением товаров, ввозимых организациями и индивидуальными предпринимателями, включенных в утвержденный законом перечень, за ввоз которых ставка таможенной пошлины установлена 0% и которые не подлежат обложению акцизным налогом, а также товаров, ввозимых на внутреннюю территорию Республики Армения, оборот которых освобожден от НДС).

Объектом обложения НДС считается вся стоимость (оборот) всех осуществляемых плательщиками НДС на территории Республики Армения сделок (операций). Ставка НДС устанавливается в размере 20% (расчетная ставка 16,67%). Ставка налога 0% применяется в отношении отдельных сделок и операций:

  • облагаемого оборота товаров, вывозимых в таможенном режиме за пределы таможенной территории Республики Армения, а также топлива для заправки воздушных судов, осуществляющих полеты на международных линиях, и поставки товаров, предусмотренных для потребления экипажем и пассажирами на воздушных судах на протяжении всего маршрута;
  • розничной продажи товаров для отбывающих по международным маршрутам пассажиров в аэропортах в специально отведенных местах за таможенной территории и территорией паспортного контроля;
  • облагаемого оборота услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты всеми транспортными средствами в части осуществляемых за пределы территории республики перевозок;
  • облагаемого оборота услуг по переработке и сборки продукции из сырья, материалов и полуфабрикатов иностранных юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, или физических лиц по их заказу, услуг по ремонту и модернизации движимого имущества на территории Армении и иных аналогичных услуг, вывозимых за пределы таможенной границы Республики Армения;
  • товаров, ввозимых или приобретаемых на территории республики в целях официального пользования дипломатических представительств и консульских учреждений, приравненных к ним международных и межправительственных организаций, оказываемых им услуг;
  • транзитных перевозок иностранных грузов через территорию республики.

Для отдельных плательщиков НДС, групп плательщиков, отдельных видов сделок и операций могут устанавливаться заменяющие НДС фиксированные платежи. Отчетным периодом для уплаты НДС считается квартал, за исключением случая, когда налогоплательщиками направляется в орган налоговой инспекции соответствующее объявление о признании себя помесячным плательщиком НДС. Платежи в государственный бюджет исчисленных сумм НДС, а также представление соответствующих расчетов по уплате НДС в органы налоговой инспекции производится до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (включительно).

Налог на имущество — прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками за принадлежащее им на праве собственности или полного (частичного) хозяйствования имущество. Налогоплательщиками налога на имущества являются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица, которым на территории Республики Армения на праве собственности принадлежит имущество (жилые строения, средства автомобильного транспорта, воднотранспортные средства), за исключением бюджетных учреждений. Центрального банка и органов местного самоуправления Республики Армения.

Объектом налогообложения считаются принадлежащие налогоплательщику на праве собственности:

  • жилые строения, строения общественного и произвола венного назначения;
  • средство автомобильного транспорта, за исключением тех средств автомобильного транспорта, посредством которых осуществляется транспортная деятельность на основании лицензий, полученных в порядке, установленном законодательством Республики Армения;
  • воднотранспортные средства.

Налогооблагаемой базой строений считается их стоимость. Оценка (переоценка) проводится раз в три года государственным органом, ведущим кадастр недвижимого имущества, по данным, учтенным по состоянию на 1 июля, принимается за основу в целях определения облагаемой базы на три года, следующие за годом оценки (переоценки).

Налогооблагаемой базой транспортного средства является мощность тягового двигателя, считающегося объектом налогообложения транспортного средства, принадлежащего на праве собственности данному налогоплательщику.

Ставки налога на имущество для строений;

  • для строений общественного и производственного назначения — 0,6%;
  • для садовых домиков и отдельно стоящих автогаражей, принадлежащим налогоплательщикам — физическим лицам — 0,2%;
  • налог на имущество по другим строениям взимается по ставкам, отраженным в таблице.

Обязательство по исчислению и уплате налога на имущество для налогоплательщика наступает с месяца, следующего за месяцем возникновения права собственности по отношению к объекту налогообложения или его части. В случае отчуждения принадлежащего физическим лицам облагаемого объекта или его части, на нового собственника переходят непогашенные на момент отчуждения налоговые обязательства по данному облагаемому объекту.

Налогоплательщики — юридические лица исчисляют налог на имущество ежеквартально и представляют расчеты в органы налоговой инспекции до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовые расчеты — до 25 февраля года, следующего за отчетным.

Упрощенный налог — налог на предпринимательскую деятельность, заменяющий НДС и налог на прибыль (подоходный налог), уплачиваемый в государственный бюджет. К плательщикам упрощенного налога не применяются налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль (подоходному налогу) и не учитываются вычеты из валового дохода.

Плательщиками упрощенного налога могут считаться лица, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) за предыдущий год не превысила 30 млн драмов. Указанное ограничение не распространяется на торговую деятельность через магазины, киоски (павильоны) и деятельность в сфере общественного питания. Некоторые лица не могут считаться плательщиками упрощенного налога (плательщики фиксированных платежей, плательщики акцизного налога, кредитные и страховые организации и др.).

Объектом налогообложения является оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг в течение отчетного периода. В оборот по реализации не включается оборот по реализации основных средств, принадлежащих плательщику упрощенного налога на праве собственности, приобретенных и учтенных в целях обеспечения осуществления его деятельности.

Ставки налога: налог в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) исчисляется по ставке 4% к обороту по реализации, а в части деятельности в сфере общественного питания — по ставке 7%; остальные плательщики упрощенного налога исчисляют налог по следующим ставкам к обороту от реализации: а) к сумме до 30 млн драмов — 7%; б) к сумме свыше 30 млн драмов — 12%.

Плательщики упрощенного налога ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган расчет налога и производят уплату налога. Для плательщиков упрощенного налога в установленных законодательством случаях сохраняется порядок уплаты налога на имущество, земельного налога, исчисления, взимания и уплаты налогов с заработной платы и приравненных к ней доходов (в том числе в качестве налогового агента), исчисления и уплаты взимаемых на таможенной границе НДС, акцизного налога, а также иных обязательных платежей в установленных законодательством случаях.

Объединение налогов, сокращение их количества, отмена многочисленных налоговых льгот позволит уменьшить уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков, упростит их администрирование, увеличит объем налоговых поступлений и не приведет к сокращению доли доходов бюджета в ВВП.

Налоги в Армении

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 19 июня 2000 года N ЗР-61

ОБ УПРОЩЕННОМ НАЛОГЕ

Республики Армения 5 июня 2000 года

С татья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой упрощенного налога, определяет круг плательщиков, ставки налога, порядок его исчисления и уплаты.

С татья 2. Понятие упрощенного налога

С татья 3. Приостановление налоговых льгот

Для плательщиков упрощенного налога в части отношений, регулируемых настоящим Законом, приостанавливаются установленные налоговым законодательством налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль (подоходному налогу), а также при определении налогооблагаемых прибыли или дохода не учитываются вычеты из валового дохода и сумма, установленная законом для признания плательщиком НДС.

С татья 4. Плательщики упрощенного налога

1. Плательщиками упрощенного налога в Республике Армения считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие налоговым органам по месту своего учета декларацию в установленные законом сроки и порядке, и удовлетворяющие условиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи.

2. Плательщиками упрощенного налога могут считаться лица, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 30 млн.драмов. Указанное в настоящем пункте ограничение не распространяется на торговую деятельность через магазины, киоски (павильоны) и в сфере общественного питания.

3. Не могут считаться плательщиками упрощенного налога:

а) лица, уплачивающие фиксированные платежи согласно Закону Республики Армения “О фиксированных платежах”, в этой части деятельности;

б) производители товаров, подлежащих обложению акцизным налогом;

в) лица, у которых остаток ввезенных в течение предыдущего года в Республику Армения и нереализованных товаров, облагаемых таможенной пошлиной по нулевой ставке, превышает один млн. драмов;

г) лица, имеющие на момент подачи заявления 100 тысяч драмов и более просроченных налоговых обязательств (в том числе сумма пеней и штрафов, установленных налоговым законодательством);

д) кредитные или страховые организации, инвестиционные фонды, специализированные участники рынка ценных бумаг, лица, осуществляющие деятельность по организации казино, игр с выигрышем или лотерей, лица, оказывающие аудиторские или консультационные услуги;

е) лица, которые в течение шести месяцев, предшествующих представлению декларации, перестали считаться таковыми.

С татья 5. Представление декларации для признания плательщиками

1. Плательщики упрощенного налога, удовлетворяющие требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона, для признания их таковыми представляют в налоговый орган по месту своего учета декларацию по форме, установленной Министерством государственных доходов Республики Армения.

2. Для признания плательщиками налога в данном году декларация представляется в налоговый орган с 1 по 25 января включительно.

3. Независимо от положения пункта 2 настоящей статьи, для признания плательщиками в каком-либо квартале в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) и деятельности в сфере общественного питания декларация представляется в налоговый орган с 1 по 25 число первого месяца квартала.

С татья 6. Прекращение действия налога

Плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым, если он:

а) подал письменное заявление в налоговый орган по месту своего учета о переходе на систему налогообложения, учета и отчетности в общем порядке;

б) в период признания плательщиком упрощенного налога допустил более одного случая нарушений по статьям 1707, 1708, 1709, 17010 или 17011 Кодекса Республики Армения об административных правонарушениях, касающихся порядка применения контрольно-кассовых аппаратов и маркировки товаров, подлежащих обложению акцизным налогом;

в) превышает предельный размер просроченных налоговых обязательств, указанный в подпункте “г” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона;

г) осуществляет деятельность, предусмотренную подпунктами “б” и “д” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона;

д) объем импорта товаров, облагаемых таможенной пошлиной по нулевой ставке, ввезенных им в Республику Армения в течение квартала превышает на 250 тысяч драмов.

2. В случаях, указанных в подпунктах “а”, “б” и “в” пункта 1 настоящей статьи, плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым с 1 числа месяца, следующего за кварталом совершения факта, установленного в указанных подпунктах, а в случаях, указанных в подпунктах “г” и “д”, – с момента совершения указанного в них факта.

С татья 7. Объект налогообложения

1. Объектом, облагаемым упрощенным налогом, считается оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг плательщиком налога в течение отчетного периода.

С татья 8. Ставки и исчисление налога

1. Налог в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) в отношении объекта налогообложения, определяемого за каждый отчетный период текущего года, исчисляется по ставке 4 процента к обороту по реализации.

2. Плательщики упрощенного налога в части деятельности, не указанной в пункте 1 настоящей статьи, исчисляют налог в отношении объекта налогообложения, определяемого за текущий год, по следующим ставкам к обороту по реализации:

а) к сумме до 30 млн. драмов – 7 процентов;

б) к сумме свыше 30 млн. драмов – 12 процентов.

3. Отчетным периодом для налога считается квартал.

4. Плательщики налога производят исчисление упрощенного налога самостоятельно, по результатам каждого квартала, по соответствующим ставкам, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, с учетом положений, установленных статьей 9 настоящего Закона.

5. Расчетная величина НДС в общей сумме налога принимается за 60 процентов.

С татья 9. Уменьшение суммы упрощенного налога

1. Сумма упрощенного налога, исчисленная в отчетном периоде, уменьшается на сумму затрат (включая косвенные налоги), произведенных в данном периоде в целях обеспечения осуществления своей деятельности на приобретение, не являющихся основными средствами и услуг, товаров, а также на оплату труда;

а) в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) – в размере 2 процентов от этой суммы;

б) в части деятельности, не указанной в подпункте “а” настоящего пункта, – в размере 4 процента от этой суммы.

2. Если сумма упрощенного налога за данный отчетный период после вычетов в соответствии с настоящей статьей в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) составляет менее 2 процентов оборота по реализации, а в части остальных видов деятельности – менее 3,5 процентов, то упрощенный налог уплачивается соответственно по ставкам 2 процента и 3,5 процента, а невычтенная часть суммы налога вычитается из суммы налога, исчисленной для следующих отчетных периодов.

С татья 10. Метод учета валового дохода и расходов

При определении объекта налогообложения учет доходов и расходов осуществляется методом начисления (налогоплательщик осуществляет учет доходов и расходов соответственно с момента приобретения им права на получение дохода или признания за ним этих расходов, независимо от срока фактического получения дохода или осуществления платежей).

С татья 11. Порядок и сроки представления расчетов

Плательщики упрощенного налога до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет налога по форме, установленной Министерством государственных доходов Республики Армения.

С татья 12. Порядок и сроки уплаты упрощенного налога

1. Плательщики упрощенного налога уплачивают сумму налога в государственный бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2. Плательщики налога не производят авансовые платежи по налогу на прибыль (подоходному налогу) в части этой деятельности.

С татья 13. Уплата других налогов плательщиками упрощенного налога

2. Плательщики упрощенного налога присоединяют суммы НДС, уплаченные поставщикам за товары и услуги (а также уплаченные таможенным органам при ввозе товаров), к стоимости приобретения (затратам) этих товаров и услуг.

3. В части отношений, регулируемых настоящим Законом, плательщики упрощенного налога, освобождаются от исполнения обязательств, установленных для налогового агента подпунктом “а” пункта 1 статьи 21 Закона Республики Армения “О подоходном налоге”.

4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 15 настоящего Закона, индивидуальные предприниматели-плательщики упрощенного налога не включают в представляемую в налоговые органы декларацию о подоходном налоге в соответствии с Законом Республики Армения “О подоходном налоге” доходы от предпринимательской деятельности, облагаемые этим налогом в период признания их налогоплательщиками, а также расходы, связанные с их получением.

5. Плательщики налога в части платежей обязательного социального страхования, подлежащих уплате ими как работодателями, и за наемных работников в качестве агента уплачивают за каждого наемного работника (индивидуального предпринимателя) фиксированный платеж в размере 6 тысяч драмов в месяц, который заменяет для них платежи обязательного социального страхования, уплачиваемые в порядке и размерах, установленных законом.

С татья 14. Выписка расчетных документов плательщиками упрощенного

1. Плательщики упрощенного налога в установленном законодательством порядке выписывают покупателям (пользователям услуг) расчетные документы по поставляемым, предоставляемым, продаваемым ими товарам и оказываемым услугам.

2. Плательщики упрощенного налога не производят в выписываемых ими расчетных документах отметку о ставке и сумме НДС (не выписывают налоговый счет), в том числе и в период, установленный пунктами 2 и 3 статьи 5 настоящего Закона для представления декларации.

С татья 15. Переход от общего порядка налогообложения к обложению

упрощенным налогом и от обложения упрощенным налогом к

общему порядку налогообложения

1. Лица, ставшие плательщиками упрощенного налога, присоединяют к расходам остаток сумм НДС, выделенных в налоговых счетах поставщиков, превышающий суммы НДС, исчисленные в отношении оборота по реализации на периоды, предшествующие моменту их становления плательщиками.

2. С момента перехода на общий порядок обложения налогом на добавленную стоимость с сумм НДС, исчисленных в отношении оборота по реализации, не засчитываются суммы НДС, выделенные в налоговых счетах поставщиков в период их признания плательщиками упрощенного налога.

3. При переходе от упрощенного порядка налогообложения к общему порядку налогообложения налогоплательщики исчисляют авансовые платежи по налогу на прибыль (подоходному налогу) на основе налога на прибыль (подоходного налога) и (или) включенной в сумму упрощенного налога суммы налога на прибыль (подоходного налога), в пропорции, определяемой статьей 8 настоящего Закона, – в общем порядке, установленном законом.

5. Если лицо в течение определенного периода данного года считалось плательщиком упрощенного налога, то при переходе к общему порядку налогообложения ставка налога на прибыль (подоходного налога) определяется по установленным законами Республики Армения “О налоге на прибыль” или “О подоходном налоге” шкалам расчетной прибыли (дохода), соответствующей сумме налога, определяемой налогом на прибыль (подоходным налогом) в составе суммы налога, исчисленной в период его признания в данном году плательщиком упрощенного налога, в пропорции, определяемой статьей 8 настоящего Закона.

6. Плательщик налога может вычесть понесенные в предыдущем году убытки из валового дохода, полученного от деятельности, осуществленной с момента прекращения упрощенного налогообложения (перехода к общему порядку налогообложения). Не подлежат вычету убытки, понесенные в период обложения упрощенным налогом.

7. Из доходов, получаемых при переходе от упрощенного порядка налогообложения к общему порядку налогообложения, не вычитаются документально подтвержденные затраты налогоплательщиков в период их признания плательщиками упрощенного налога, произведенные на приобретение товаров и услуг, а также на оплату труда, по которым произведено уменьшение суммы налога в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

8. Плательщики упрощенного налога ведут учет доходов и расходов, а также записи, имеющие отношение к налоговому законодательству, в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

С татья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. За нарушение настоящего Закона плательщики налога несут ответственность в установленном законодательством порядке, если настоящим Законом не установлено иное.

2. Плательщики упрощенного налога при произведении отметки относительно внесении ставки и суммы НДС в выписываемых ими расчетных документах уплачивают в бюджет в срок уплаты налога за данный квартал отдельно указанную в расчетных документах сумму НДС без вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам за поставку этих товаров и оказание услуг.

3. Плательщики упрощенного налога при включении в предусматриваемую пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона декларацию неверных сведений:

а) о предельном размере, предусматриваемом пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона, – уплачивают штраф в размере 20 процентов от суммы, превышающей предельный размер;

б) о неосуществлении деятельности, предусматриваемой подпунктами “б” и “д” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона, — уплачивают штраф в размере 100 тысяч драмов;

в) о ввезенных и нереализованных товарах, облагаемых таможенной пошлиной по нулевой ставке, предусмотренных подпунктом “в” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона, – уплачивают штраф в размере 50 процентов от части фактического объема импорта, превышающего предельный размер.

4. Плательщики налога за недодекларирование численности наемных работников уплачивают штраф в размере 50 тысяч драмов за каждого незадекларированного работника.

С татья 17. Ведомственные нормативные акты, касающиеся Закона

Ведомственные нормативные акты по применению настоящего Закона принимаются Министерством государственных доходов Республики Армения по согласованию с Министерством финансов и экономики Республики Армения, а в части, касающейся платежей обязательного социального страхования, – также и с Государственным фондом социального страхования Республики Армения.

С татья 18. Переходные положения

1. Для признания плательщиками упрощенного налога во втором полугодии 2000 года:

а) лица, представившие декларацию, считаются таковыми с 1 июля по 31 декабря 2000 года, если представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета с 1 по 25 июля 2000 года включительно;

б) условие, предусматриваемое пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона, для плательщиков налога считается достаточным, если оборот по реализации в первом полугодии 2000 года не превысил 15 млн. драмов;

в) условия, предусматриваемые подпунктом “в” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона, для плательщиков налога считаются достаточными, если объем импорта товаров, облагаемых таможенной пошлиной по нулевой ставке, ввезенных в Республику Армения в первом полугодии 2000 года, не превышает 500 тысяч драмов;

г) требование, установленное подпунктом “г” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона, не учитывается.

2. Начиная с 1 января 2001 года ставки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 8 и пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона, на каждое следующее полугодие (в том числе первое полугодие 2001 года) увеличиваются дополнительно на 0,5 процентных пункта.

С татья 19. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Налоги в Армении 2019: акциз, земельный налог, налог с оборота

Армения – колоритная страна с неповторимыми горными пейзажами, самобытной культурой и невероятно гостеприимными жителями. Рассматривая юрисдикцию в качестве страны для ведения бизнеса и постоянного проживания, иностранцы должны учитывать колоссальные изменения в законодательных актах, прямо влияющих на повышение благополучия страны. Меры современного правительства прямо направлены на привлечение большого потока инвестиций через создание благоприятной бизнес-среды в стране.

Сегодня поговорим о налогообложении компаний в Армении, в частности, кто и сколько должен платить за акции, земельные участки и по декларациям согласно годовому обороту.

Налоги в Армении 2019: правила оплаты акциза

Иностранцам, желающим вести собственный бизнес на армянской территории, важно ознакомиться с категориями юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые обязаны оплачивать акцизный налог.

Налог в Армении под названием акциз уплачивается всеми субъектами коммерческой деятельности, которые импортируют, производят (например, разлив в бутылки или иным способом) либо отчуждают товары, облагаемые таким налогом (в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» или из государств-членов Евразийского экономического союза). Оплате акциза подлежит подача сжатого природного газа на АГНКС.

Базой для начисления акцизного налога в Армении является цена/таможенная стоимость вышеуказанной продукции/товаров либо общий объем/количество, которые выражаются в единицах. Также расчетной суммой может служить розничная цена, указанная на упаковке товаров.

Важно! Таможенная стоимость берется за основу при условии ввоза товаров/продукции из стран-участников Евразийского экономического союза.

Акцизный налог в Армении оплачивается с товаров, которые в обязательном порядке маркируются. Перечень такой продукции указан в Налоговом кодексе Республики Армения.

Взносы оплачиваются юридическими и физическими лицами ежемесячно – до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Именно в этот период расчетная сумма передается в налоговые органы страны.

Для товаров, ввозимых в Армению в соответствии с таможенной процедурой «выпуска для внутреннего потребления», сумма акцизного налога в Армении уплачивается до выпуска товаров. Одновременно для продукции, ввозимой в Армению из государств-членов Евразийского экономического союза, сумма акцизного налога уплачивается до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетный период – срок, когда осуществлялся импорт продукции, подлежащей оплате акциза. Исключением являются маркированные товары, налог с которых уплачивается до момента выпуска таможенными органами.

Экспорт товаров, облагаемых акцизным налогом в соответствии с «экспортной» таможенной процедурой, а также их транспортировка в другие государства-члены ЕАЭС предусматривает полное освобождение от акцизного налога в Армении.

В перечне товаров/продукции, подлежащих уплате акциза в Армении:

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • горюче-смазочные материалы (в том числе бензин, промышленные заменители нефти под давлением и дизельное топливо);
  • пиво, вина, спиртные напитки (исключение – коньячный спирт);
  • природный газ;
  • другие углеводороды.

Не подлежит уплате акцизного налога природный газ, который не рассматривается как находящийся под давлением.

Налоги в Армении 2019: налог на имущество

Налог на имущество в Армении не зависит от наличия или отсутствия доходов от хозяйственной деятельности, рассчитывается исключительно согласно размерам личного имущества налогоплательщиков.

Подобные начисления обязаны уплачивать созданные в Армении организации резидентов и нерезидентов, открытые армянами в других странах мира организации, международные компании с представительствами Армении или за ее пределами (если владелец – резидент Армении), частные лица независимо от статуса резидента или нерезидента.

Иностранцам, планирующим ведение бизнеса в Армении либо постоянное проживание в южно-кавказском государстве, следует помнить, что отсутствие формальной регистрации права собственности на строящиеся объекты или несанкционированные сооружения не служат основанием для освобождения оплаты налога на имущество в Армении.

В перечне налогооблагаемых объектов:

  • жилая недвижимость (квартиры, виллы и др.);
  • здания производственного назначения;
  • строящиеся сооружения, в том числе незавершенные гаражи, дачи;
  • транспортные средства – автомобили, водные и четырехколесные мотоциклы, снегоходы.

Налог на имущество в Армении в 2019-м году рассчитывается по кадастровой стоимости объекта налогообложения. Если речь идет о транспортных средствах, сумма и ставка налога зависит от объема двигателя и лошадиных сил.

Резиденты и нерезиденты обязаны ежегодно уплачивать налог на имущество в Армении по следующим ставкам:

Объект налогообложенияРазмер начислений
ГаражиПо кадастровой стоимости:

·; до 3 млн. AMD – 0%;

·; до 10 млн. AMD – 100 AMD +0.1% от суммы более 3 млн. AMD;

·; 20-30 млн. AMD – 7 100 AMD + 0.2% от суммы свыше 20 млн. AMD;

·; 30-40 млн. AMD – 67 100 AMD + 0.6% от суммы свыше 30 млн. AMD;

·; cвыше 40 млн. AMD – 127 100 AMD +1.0% от суммы свыше 40 млн. AMD

Здания, сооружения жилого назначения, недостроенные здания и строящиеся здания
Автомобили до 10 пассажирских местПо мощности двигателя:

·; 1-120 л.с. – 200 AMD за лошадиную силу

·; 121-250 л.с. – 300 AMD за лошадиную силу + 1000 AMD за каждую л.с. выше 150;

·; свыше 251 л.с. – 500 AMD за лошадиную силу + 1000 AMD за каждую л.с. выше 150.

Легковые и грузовые автомобили на 10 и более пассажирских мест·; 121-250 л.с. – 300 AMD за 1 л.с + 1 000 AMD за каждую л.с. выше 150 л.с.;

·; свыше 251 л.с. – 500 AMD +1 000 AMD за каждую л.с. выше 150 л.с.

Мотоциклы100 AMD за лошадиную силу
Катера, снегоходы, квадроциклы

200, 40, 150 AMD за лошадиную силу соответственно
Здания, сооружения общественного и производственного назначения0,2-0,3% от кадастровой стоимости

Налоги в Армении 2019: когда платить налог на имущество?

Согласно Налоговому кодексу РА, налог на имущество в Армении в 2019-м году допускает добровольную подачу деклараций до 01,10 отчетного (календарного) года. Однако на местные власти возлагается обязательство уведомлять физических и юридических лиц о сумме начисленных налогов, подлежащих обязательному взносу в государственный бюджет.

Налог на имущество в Армении вносится до 1 декабря отчетного года (физическими лицами), до 20 числа следующего за отчетным месяца – организациями (в этом случае отчетным периодом будет полугодие).

В отношении данного вида налогов законодательство Армении предусматривает некоторые виды льгот. А именно:

  • 0% для объектов, кадастровая стоимость которых не превышает 3 млн. AMD;
  • 0% для имущества операторов или организаторов свободных экономических зон Армении
  • снижение суммы налога с каждым годом использования транспортного средства после трехлетней эксплуатации (на 10% с каждым годом, но не более 50% от суммы налога).

Налоги в Армении 2019: земельные участки в армянской юрисдикции и налогообложение земли

Иностранцам, желающим получить гражданство и/или вести деятельность в армянской юрисдикции, следует знать, что нерезидентам крайне сложно приобрести земельный участок в Армении без специального разрешения. Если с жилой или коммерческой недвижимостью проблем нет, то фонд земли требует специальных разрешений. Например, под индивидуальное жилищное строительство или будущую сельскохозяйственную деятельность.

В обоих случаях собственник земельного участка становится налогоплательщиком и обязан вносить ежегодные взносы в казну государства. Если земля арендована, земельный налог в Армении должен оплачивать арендодатель.

Взнос представляет собой фиксированный ежегодный сбор за единицу площади земли, который не зависит от коммерческой или другой деятельности плательщиков.

Налогооблагаемой базой служит кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий или земель, не принадлежащих к фонду сельского хозяйства. В Армении применяются следующие ставки:

  • жилье в поселках и на приусадебных участках – 15% от кадастровой стоимости;
  • земли, используемые в промышленности, для транспорта или внутри населенных пунктов – 1%;
  • участки под коммуникациями, армейскими базами, водохранилищами за пределами населенных пунктов – 0,5%;
  • участки лесного фонда (неиспользуемые земли) – 1%;
    прочие – 1%.

Отчетным периодом по земельному налогу в Армении, подлежащему уплате физическими лицами, является календарный год. Местные власти обязаны направлять уведомления о размере налоговых обязательств каждому налогоплательщику. Годовой размер земельного налога уплачивается физическими лицами двумя равными частями: 1-й взнос должен быть уплачен до 15 ноября отчетного периода, 2-й взнос – до 15 апреля следующего года (отчетный период – полугодие).

Соответствующие декларации должны быть представлены до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодовым периодом.

Земельный налог в Армении в 2019-м году предусматривает следующие льготы:

  • если площадь вновь засаженных, молодых виноградников и фруктовых садов равна 0,1 га или больше, земельный налог за такие земли уплачиваться не будет до полного плодоношения саженцев;
  • для тех земель, которые используются исключительно в научных и образовательных целях, а также в целях тестирования сортов сельскохозяйственных и лесных культур, земельный налог уплачивается в размере 50%.

Налоги в Армении 2019: налог с оборота и патентный налог в армянском государстве

Иностранным бизнесменам и инвесторам важно знать, что армянское законодательство предусматривает специальные режимы налогообложения, которые позволяют снизить фискальную нагрузку на предприятие. Достойный пример – патентный налог в Армении, который служит альтернативой налога на прибыль или НДС для юридических лиц, либо только НДС для индивидуальных предпринимателей.

В рамках такого режима налогообложения в Армении:

  • взнос начисляется за каждый месяц периода, который указан в поданной организацией или ИП декларации;
  • пошлина варьируется по географическому расположению района, где реализовывается деятельность компании, умножается на исходные данные с учетом корректировок согласно Налоговому кодексу РА;
  • коэффициент корректировки обычно составляет 1, если отчетный период – 1 месяц.

Налоги в Армении 2019: налог с оборота

Налог с оборота в Армении – еще один режим льготного налогообложения для компаний, зарегистрированных в государстве. Исключением являются только предприятия на территории СЭЗ Армении. В рамках такой системы налогообложения:

  • статус такого налогоплательщика могут приобрести ИП, нотариусы и коммерческие организации-резиденты Армении после подачи соответствующего заявления (кроме компаний, выручка которых в предыдущем году составляет более 58,35 млн. AMD);
  • в перечне ограничений на присвоение налогоплательщика с оборота также:
  1. плательщики патентного налога;
  2. плательщики акцизного налога в Армении;
  3. организации и ИП с деятельностью в сфере финансовых, страховых, инвестиционных, аудиторских услуг;
  4. аффилированные компании;
  5. стороны соглашения о создании совместного предприятия, агентского договора на поставку товаров;
  6. налогоплательщики с нарушениями в использовании ККМ в течение предыдущего года.
  • налог с оборота в Армении полностью заменяет налог на прибыль или НДС для ИП, организаций, нотариусов;
  • сумма взноса рассчитывается конкретной ставкой, применяемой к сумме оборота компании/ИП (возможны некоторые вычеты);
  • налог с оборота в Армении разрешен предпринимателям, осуществляющим деятельность через членов своей семьи.

Учитывая последний пункт, обратим внимание иностранных инвесторов на систему семейного предпринимательства в Армении. Воспользоваться таким видом налогообложения микро-бизнеса вправе ИП, которые:

  • имеют доход не выше 18 млн. AMD в год;
  • самозанятые граждане с годовым доходом до 9 млн. AMD;
  • граждане, участвующие в деятельности коммерческих организаций-резидентов, уставный капитал которых распределен между членами семьи или принадлежит одному члену семьи.

Система семейного предпринимательства недоступна компаниям, занятым в импорте товаров на территорию Армении, сниженная ставка налогов может применяться при соблюдении определенных критериев.

Налог в Армении для микро-бизнеса рассчитывается следующим образом:

  • торговая и производственная деятельность – 3,5% (сниженная – 1,5%);
  • продажа газет издателями, нотариальная деятельность, доходы от аренды, проценты, роялти, отчуждение недвижимости – 25%;
  • организация лотереи и общепит – 20%;
  • продажа других активов, привлеченных плательщиками налога с оборота в общепите – 5%.

Кстати, уже с 2020-го года правительство Армении планирует ввести новое понятие – микро-предприниматель. Такой статус и льготы в налогообложении смогут получать юридические и физические лица, за исключением субъектов, осуществляющих торговую деятельность на ярмарках, в торговых центрах или вне Еревана.

Ссылка на основную публикацию