Закон р ф о выборах наблюдатели

Закон р ф о выборах наблюдатели

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 30 января 2018 г. № 134/1110-7 “О Разъяснениях порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации”

В целях реализации положений статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Заместитель Председателя
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.И. Булаев
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В. Гришина

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 30 января 2018 г. № 134/1110-7

Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов
Президента Российской Федерации

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 19-ФЗ) каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии.

К субъектам общественного контроля в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» относятся Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.

Общественная палата Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории любого субъекта Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет Общественной палаты Российской Федерации или секретарь Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации.

Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан Российской Федерации. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ и подтверждают отсутствие указанных ограничений в направлении, выданном наблюдателю.

Наблюдателем от субъекта общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства.

2. Субъекты общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним субъектом общественного контроля.

3. При назначении наблюдателя Общественная палата Российской Федерации или общественная палата субъекта Российской Федерации, назначившие данного наблюдателя, обязаны выдать ему направление в письменной форме, которым удостоверяются полномочия наблюдателя.

В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

В направлении целесообразно указать действующий номер телефона наблюдателя для установления с ним оперативной связи в случае необходимости (например, для извещения наблюдателя о составлении избирательной комиссией протокола с отметкой «Повторный» либо о проведении повторного подсчета голосов избирателей).

Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации подписывается секретарем Общественной палаты Российской Федерации, а в период его отсутствия – первым заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации либо одним из заместителей секретаря Общественной палаты Российской Федерации и заверяется печатью Общественной палаты Российской Федерации, либо печатью Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации может быть подписано членом Общественной палаты Российской Федерации, избранным в ее состав от общественной палаты субъекта Российской Федерации (представителем общественной палаты субъекта Российской Федерации), уполномоченным Советом Общественной палаты Российской Федерации. В этом случае направление заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление наблюдателя от общественной палаты субъекта Российской Федерации подписывается председателем (секретарем) общественной палаты субъекта Российской Федерации либо иным уполномоченным лицом и заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Рекомендуемые формы направлений наблюдателя субъектом общественного контроля приведены в приложениях № 1 и № 2 к настоящим Разъяснениям.

4. Письменное направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей; в иную избирательную комиссию – с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.

Предварительное уведомление избирательной комиссии о направлении наблюдателя не требуется.

При предъявлении наблюдателем в участковую избирательную комиссию направления секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, проверяется документ, удостоверяющий личность наблюдателя, и в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя. Также в направлении проверяется наличие всех необходимых сведений о наблюдателе. В случае их отсутствия наблюдатель уточняет необходимые сведения о себе, которые вносятся в указанный список лиц, присутствовавших при проведении голосования.

Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса. Форма нагрудного знака наблюдателя при проведении выборов Президента Российской Федерации установлена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2017 года № 118/958-7.

Приложение № 1
к Разъяснениям порядка
назначения наблюдателей субъектами
общественного контроля при проведении
выборов Президента Российской Федерации

для участковой избирательной

также номер избирательного участка,

с указанием субъекта

Российской Федерации, иностранного

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января

2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”

Общественная палата Российской Федерации направляет наблюдателем в

(наименование избирательной комиссии,

для участковой избирательной комиссии – также номер избирательного

с указанием субъекта Российской Федерации, иностранного государства)

(фамилия, имя, отчество)

проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации,

иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)

контактный телефон: ____________________________________________________

Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона

от 10 января 2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской

Федерации”, в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.

Российской Федерации ____________________ _____________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Примечание. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Приложение № 2
к Разъяснениям порядка
назначения наблюдателей субъектами
общественного контроля при проведении
выборов Президента Российской Федерации

для участковой избирательной

также номер избирательного участка,

с указанием субъекта Российской

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января

2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”

(наименование субъекта Российской Федерации)

направляет наблюдателем в ______________________________________________

(наименование избирательной комиссии,

для участковой избирательной комиссии – также номер избирательного

с указанием субъекта Российской Федерации)

(фамилия, имя, отчество)

проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации,

иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)

контактный телефон: ____________________________________________________

Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона

от 10 января 2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской

Федерации”, в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.

субъекта Российской ____________________ _____________________

Федерации (подпись) (инициалы, фамилия)

Примечание. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Обзор документа

Разъяснен порядок назначения наблюдателей в избирательные комиссии Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов Федерации при проведении президентских выборов.

Общественная палата РФ может назначить наблюдателей в любую избирательную комиссию, общественные палаты субъектов Федерации – в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего региона.

Общественные палаты могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые могут поочередно вести наблюдение за ходом голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования 2 и более наблюдателями, назначенными одной палатой.

Указано, кто может быть назначен наблюдателем, как удостоверяются полномочия наблюдателя.

Предварительно уведомлять избирательную комиссию о направлении наблюдателя не требуется. Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.

Памятка для наблюдателя на выборах

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ КПРФ

УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ!

Ваша организация назначила Вас наблюдателем в участковую избирательную комиссию. От того, как Вы выполните свои обязанности, зависит успех выборов не только на Вашем участке, но и в целом по стране. Основная задача, стоящая перед Вами, заключается в обеспечении контроля за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Обязанности наблюдателя требуют знания закона о выборах, настойчивости, такта, смелости, здравого смысла и предусмотрительности. Видимо, Ваша партийная организация, доверяя Вам столь ответственную миссию, считает, что Вы вполне обладаете этими качествами. Помните, что, отстаивая права своего кандидата, Вы тем самым защищаете интересы народа.

Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель — гражданин, который находится в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день выборов от его открытия до завершения оформления документов об итогах голосования. Это одновременно и контролер, и свидетель. Он является контролером потому, что его задача – пресечь все возможные нарушения федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательного Кодекса Владимирской области. Он является свидетелем того, что происходит в течение дня на избирательном участке.

Зачем нужно наблюдение?

Наблюдение необходимо потому, что нарушения в ходе предыдущих выборов на ряде избирательных участков существенно повлияли на итоговые результаты.

Необходимо оно и для того, чтобы предотвратить возможные фальсификации в процессе голосования и подсчета голосов. Наконец, вскрытые факты фальсификации, злоупотреблений и незаконных действий должны быть пресечены, документально оформлены и переданы в соответствующие органы для принятия мер.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

I. Права. Ваше право участвовать в избирательном процессе в качестве наблюдателя гарантировано статьей 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, где сказано: «При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями».

6. Наблюдатель вправе:

– знакомиться со списками избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

– находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в дни досрочного голосования и в день голосования в любой период с момента начала работ ы участковой избирательной комиссии до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке;

– наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

– присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

– наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избира тельных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней , открепительных удостоверений;

– наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

– визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

– обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

– знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

– обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

– присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

– носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата, направившего наблюдателя в избирательную комиссию. Если наблюдатель направлен избирательным объединением, иной общественной организацией, на нагрудном знаке наблюдателя указывается их наименование. Нагрудный знак наблюдателя не должен содержать элементов, подпадающих под признаки предвыборной агитации, предусмотренные статьей 95 настоящего Кодекса. Нагрудный знак представляет собой прямоугольную карточку размером не более 85 х 60 мм, изготовленную из плотной бумаги белого цвета, которая может быть размещена в специальной пластиковой оболочке с креплением. Текст на карточку наносится машинописным, рукописным либо комбинированным способом.

Наблюдатель также имеет право вносить в участковую избирательную комиссию официальные жалобы, а также направлять свои жалобы вместе с окончательными результатами голосования в качестве приложения к протоколам, составленным участковой избирательной комиссией, в территориальную избирательную комиссию для дальнейшего рассмотрения.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и после выдачи копий протокола об итогах голосования всем потребовавшим выдать указанные копии лицам (указанным в настоящем Кодексе) , незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию…. и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются: особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения настоящего Кодекса, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии, в том числе решения о включении в список избирателей дополнительно; составленные участковой избирательной комиссией акты, в том числе первые экземпляры актов о числе избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, реестры. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами, а также ведомость о результатах проверки контрольных соотношений данных протокола передаются в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии. При указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования ».

Вы вправе находиться в помещении для голосования, что позволяет осуществлять наблюдения за всеми происходящими действиями, а именно: опечатыванием избирательных ящиков, регистрацией избирателей, выдачей избирательных бюллетеней явившимся избирателям, обеспечением тайны голосования, опусканием избирательных бюллетеней в избирательный ящик, вскрытием избирательных ящиков в конце голосования, подсчетом голосов избирателей, заполнением протоколов об итогах голосования при условии, что Вы не будете мешать действиям избирателей или работе членов избирательной комиссии.

Помните, что Вы можете обращаться к председателю участковой избирательной комиссии или другим соответствующим должностным лицам с предложениями, замечаниями по вопросам каких-либо несоответствий или нарушений, замеченных Вами, и требовать принятия соответствующих мер.

Вы имеете право заносить в прилагаемые формы отчета и другие документы, которые Вы сочтете нужными, все аспекты всех видов деятельности, за которыми Вы наблюдали в ходе голосования и подсчета голосов.

Вы вправе совещаться с другими наблюдателями, если сочтете это необходимым, а также покидать помещение для голосования и возвращаться, если сочтете это необходимым.
Вы можете обращаться с замечаниями, высказывать свое мнение, когда Вас об этом попросят, но ни в коем случае не проводить инструктаж, отдавать приказания или пытаться противодействовать решениям, принятым членами избирательной комиссии.

Вы имеете право подавать официальные жалобы, которые приобщаются к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии в том случае, если Вы обнаружили серьезные несоответствия или нарушения при наблюдении за процессом голосования и подсчета голосов на соответствующем избирательном участке.

Все замечания должны быть направлены председателю участковой избирательной комиссии.

II. Обязанности.

Ваши первоочередные обязанности как наблюдателя заключаются в следующем:

а) защищать интересы избирателей, своей организации и кандидата;

б) хорошо знать законодательство о выборах;

в) ознакомиться с избирательным участком, на котором вы будете осуществлять наблюдение;

г) изучить порядок расположения кандидатов в избирательном бюллетене;

д) воздерживаться от любых действий, которые могут помешать ходу выборов;

е) проявлять бдительность и делать подробные записи в отношении наблюдаемых Вами действий, которые Вы считаете спорными или не соответствующими установленному законодательством порядку голосования или подсчета голосов. Отмечайте время и место, где произошли такие правонарушения, а также указывайте, по возможности, свидетелей;

ж) явиться к месту для голосования до открытия избирательного участка и не покидать его до тех пор, пока все избирательные бюллетени не будут подсчитаны и все протоколы не будут заверены;

з) получить заверенную копию итогового протокола и вместе с Вашим отчетом представить в партийный комитет, направивший Вас в участковую комиссию;

е) направить жалобы и акты в соответствующие инстанции.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

I. Действия до дня голосования.

Внимательно изучите законодательство о выборах и инструкцию для наблюдателей.
Получите в своей организации документы, необходимые для работы в качестве наблюдателя.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом (при наличии письменного поручения зарегистрированного кандидата на предоставление доверенному лицу данного права), избирательным объединением, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений для назначения наблюдателем. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Представляемые наблюдателями документы действительны при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление соответствующей избирательной комиссии о направлении наблюдателя не требуется. Указанные документы могут быть предъявлены в избирательную комиссию в любое время с момента начала работы соответствующей избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей .

II. Подготовка ко дню голосования

Для того чтобы обеспечить эффективную деятельность в качестве наблюдателя на избирательном участке, Вам необходимо подготовить и иметь при себе следующие документы.

1. Удостоверение наблюдателя (направление).

2. Паспорт или удостоверение личности, его заменяющее.

3. Данное пособие, инструкцию для наблюдателя.

4. Блокнот и ручки.

5. Бланки протоколов, жалоб и заявлений, актов о нарушении (приложение: бланки заявления в прокуратуру, заявления в избирательную комиссию, акт о нарушении избирательного законодательства).

6. Список телефонов дежурного по штабу кампании.

III. День голосования

Вам следует прибыть в 7.30 утра, за тридцать минут до открытия избирательного участка, для того чтобы пронаблюдать за подготовкой участка к открытию.

Представьтесь председателю участковой избирательной комиссии (УИК). Ваше направление он оставит себе. Проверьте, внес ли Вас председатель УИК в «Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов». Уведомите председателя о Вашем намерении участвовать в голосовании вне помещения УИК (для тех, кто по распоряжению старшего группы должен участвовать в выездном голосовании).

Будьте внимательны, не позволяйте отвлекать себя разговорами, ложными вызовами и т. п.

ФОРМЫ ОТЧЕТОВ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Заполните соответствующие пункты прилагаемых форм отчетов и начните работу, отвечая на приведенные ниже вопросы.

Субъект Российской Федерации______________________

Организация (кандидат), выдавшая направление_____

Время открытия избирательного участка_______________

Время закрытия избирательного участка_______________

Время Вашего прибытия___________________________

Время Вашего убытия_____________________________

Ф.И.О. председателя УИК___________________________

Ф.И.О. заместителя председателя УИК_________________

Число избирателей, включенных в список___________

Число избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному (одномандатному) округам _____________________ / _______________________

Наблюдатели от других организаций или кандидатов____

__________________________________________________

Права и обязанности наблюдателя на выборах

Права и обязанности наблюдателя на выборах описываются ст. 30 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

1. Знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.

2. Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования

3. Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума.

4. Присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.

5. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней.

6. Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему просмотр в бюллетенях отметок избирателей.

7. Знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей.

8. Наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования.

9. Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.

10. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов.

11. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы.

12. Обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.

13. Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели не вправе:

1. Выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени.

2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней.

3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени.

4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.

5. Принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней.

6. Совершать действия, препятствующие работе комиссии.

7. Проводить агитацию среди избирателей.

8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Обязанности наблюдателя на выборах

1. Знать законодательство о выборах.

2. Защищать интересы избирателей, своей организации и кандидата.

3. Ознакомиться с избирательным участком.

4. Явиться к месту для голосования до открытия избирательного участка и не покидать его до тех пор, пока все избирательные бюллетени не будут подсчитаны и все протоколы не будут заверены.

5. Изучить порядок расположения кандидатов в избирательном бюллетене.

6. Воздерживаться от любых действий, которые могут помешать ходу выборов.

7. Проявлять бдительность и делать подробные записи в отношении спорных или не соответствующих установленному законодательством действий по порядку голосования или подсчета голосов.

8. Отмечать время и место, где произошли такие правонарушения, а также указывать по возможности свидетелей.

9. Получить заверенную копию итогового протокола и вместе с личным отчетом предоставить в организацию, направившую в участковую комиссию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9260 – | 7353 – или читать все.

Права наблюдателя на выборах: самое важное

Первый шаг. Подготовка к наблюдению

К наблюдению необходимо готовиться заранее, как и к любой самостоятельной работе. Подготовку надо начать с изучения нормативной базы – федеральных законов, законов Рязанской области и актов избирательных комиссий.

Обязательно ознакомьтесь с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закон о выборах, за которыми наблюдаете, а также с Рабочим блокнотом участковой избирательной комиссии. Все перечисленные нормативные правовые акты можно найти на официальном сайте Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» ( www .зачистыевыборы.рф ).

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, общественным объединением.

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Также для наблюдения потребуются:

– паспорт или документ его заменяющий,

– ручка и чистые листы бумаги,

– мобильный телефон или другое средство связи

– желательно устройство, с помощью которого можно осуществлять фото- и/или видео-съемку.

Обязательно уточните оперативные телефоны своего руководителя, вышестоящей избирательной комиссии, отделения полиции.

Позаботьтесь о своем питании во время наблюдения, потому что на избирательном участке Вы пробудете более 12 часов, а некоторые комиссии будут работать без перерыва и по 14-18 часов.

Наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования , а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ).

Направление может быть предъявлено в любое время с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей (п. 8 ст. 30 ФЗ).

Второй шаг. Начало наблюдения

В помещение для голосования необходимо прибыть за 30 минут до начала голосования. В абсолютном большинстве участков голосование начнется в 8.00 по местному времени.

Познакомьтесь с председателем и секретарем УИК, представьте им документы о назначении.

До начала голосования уточните сведения о количестве:

– избирателей, включенных в список;

– бюллетеней, полученных участковой комиссией;

Также до начала голосования необходимо проверить:

– наличие информационного стенда, содержащего сведения о кандидатах, образец заполненного бюллетеня и увеличенную форму протокола об итогах голосования;

– наличие кабин или иных оборудованных мест для тайного голосования с письменными принадлежностями (за исключением карандашей);

– отсутствие агитационных материалов в помещении для голосования, здании и помещении комиссии и на расстоянии менее 50 метров от входа в него;

– наличие веб-камер (часть избирательных участков будет оснащена двумя веб-камерами с трансляцией в Интернет).

В 8.00 председатель УИК должен предъявить к осмотру пустые стационарные и переносные ящики для голосования и опечатать их печатью УИК (количество переносных ящиков определяется решением ТИК).

НАБЛЮДАТЕЛИ ВПРАВЕ (п. 9 ст. 30 ФЗ):

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей и в дни досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой комиссии, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой комиссии об итогах голосования, получать от участковой комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов;

– обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

Шаг третий. Наблюдение за голосованием

После опечатывания ящиков для голосования начинается процедура голосования избирателей, которая подробно описана в ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Главе 9 Закона .

При голосовании необходимо обращать внимание на все попытки осуществить противоправные технологии: организацию «КАРУСЕЛИ», попытки вброса бюллетеней, прямую и косвенную агитацию, голосование за других лиц и т.п. Также необходимо обращать внимание на попытки отдельных лиц осуществить провокации, направленные на дестабилизацию ситуации, и четко отделять их от действительного нарушения закона.

В ходе голосования необходимо обращать внимание на следующее :

– каждый избиратель голосует лично при предъявлении паспорта или заменяющего его документа, голосование за других избирателей, в т.ч. близких родственников, не допускается (можно оказывать помощь лицам с ограниченными возможностями по их просьбе и только со стороны избирателей);

– избиратель расписывается в получении бюллетеня в списке избирателей;

– в случае, если избиратель не зарегистрирован на территории участка, он может получить бюллетень при предъявлении открепительного удостоверения (отрывной талон, а при повторном голосовании – открепительное удостоверение, изымается у избирателя);

– бюллетень заполняется избирателем тайно в кабине либо ином специально оборудованном месте;

– если избиратель считает, что совершил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему бюллетень взамен испорченного; при этом испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

В ходе голосования необходимо вести учет проголосовавших избирателей и сверять его с данными УИК.

В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НАБЛЮДАТЕЛЬ ОБЯЗАН:

– проверить все фактические обстоятельства на предмет нарушения требований действующего законодательства (при необходимости – проконсультироваться в своем штабе);

– сообщить об этом факте председателю комиссии, потребовать устранения нарушения (при необходимости в письменном виде – подать заявление),

– в случае обнаружения нарушения, которое не может быть устранено, составить акт с привлечением свидетелей, подать один экземпляр в УИК, получить отметку о приеме;

– о нарушении немедленно сообщить в штаб.

Шаг четвертый. Наблюдение за голосованием вне помещения

Избиратели, которые по состоянию здоровья не могут прийти в помещение для голосования, имеют право до 14.00 местного времени обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования.

При проведении голосования вне помещения вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели. Председатель УИК обязан объявить о проведении голосования вне помещения не менее чем за 30 минут до предстоящего выезда и обеспечить возможность прибытия к месту голосования не менее чем двум наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, общественными объединениями.

УИК вправе признать причину, указанную в заявлении, неуважительной и отказать избирателю в голосовании вне помещения, о чем незамедлительно уведомить его.

При организации голосования вне помещения для голосования необходимо контролировать исполнение членами избирательной комиссии установленных законом процедур с целью исключения возможностей искажения волеизъявления избирателей, голосующих вне помещения.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней и выписку из реестра.

Голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса в случае, если при этом присутствуют не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей. При голосовании вне помещения для голосования члены УИК могут выдать бюллетень только тем избирателям, заявления или устные обращения которых зарегистрированы в реестре.

По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования УИК составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам УИК, количество письменных заявлений избирателей, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных) бюллетеней, а также сведения о членах УИК с правом решающего и совещательного голоса, наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ВПРАВЕ (п. 10 ст. 30 ФЗ):

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии;

проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Наблюдатель, нарушающий закон о выборах, удаляется из помещения для голосования на основании мотивированного решения УИК или вышестоящей комиссии в письменной форме, копия которого должна быть ему предоставлена (п. 12 ст. 64 ФЗ).

Шаг пятый. Наблюдение за подсчетом голосов и получение копии итогового протокола

Это наиболее ответственный и важный этап в работе наблюдателя.

Порядок осуществления избирательных процедур после окончания голосования строго регламентирован законом (ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Глава 9 Закона) . Точное соблюдение установленного порядка обеспечивает точный и правильный подсчет голосов.

В 20.00 председатель УИК обязан объявить об окончании голосования (избирателям, находящимся в помещении для голосования, предоставляется возможность проголосовать). Все действия при подсчете голосов осуществляются только членами УИК с правом решающего голоса. Непосредственный подсчет голосов производится в местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов УИК с правом решающего и совещательного голоса. Наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК. Членам УИК, кроме председателя (заместителя) и секретаря, в ходе непосредственного подсчета голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

Избирательные комиссии должны осуществлять процедуру подсчета голосов открыто и гласно в следующем порядке:

1. Подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней.

2. Подсчет итоговых данных по списку избирателей.

3. Вскрытие переносных и стационарных ящиков для голосования.

4. Сортировка избирательных бюллетеней.

5. Подсчет избирательных бюллетеней.

6. Проверка контрольных соотношений.

7. Упаковка документов.

8. Проведение итогового заседания избирательной комиссии и составление протокола об итогах голосования.

Детальная регламентация всех этих действий прописана в упомянутых в начале раздела законах. При осуществлении перечисленных процедур следует обратить внимание на следующие моменты:

– закон гарантирует наблюдателю право на полный обзор действий членов избирательной комиссии при подсчете голосов;

– все данные подсчета должны заноситься в увеличенную форму протокола;

– при подсчете голосов у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (кроме председателя и секретаря) не должно быть письменных принадлежностей;

– при сортировке бюллетеней по пачкам не допускается одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней;

– подсчет бюллетеней в пачках должен производиться последовательно.

После подписания протокола об итогах голосования наблюдателям выдаются заверенные копии протокола. Факт выдачи отмечается в реестре, где наблюдатель должен расписаться.

Необходимо оставаться в помещении УИК до получения сообщения о принятии протокола УИК вышестоящей комиссией. В случае непринятия (в связи с неправильностью составления или оформления протокола, наличием ошибок, невыполнением контрольных соотношений и др.) наблюдатель должен наблюдать за повторным подсчетом голосов и получить повторный протокол.

По завершению наблюдения на избирательном участке необходимо сдать копию протокола своему руководителю.

Недействительными признаются бюллетени, не содержащие отметок избирателей или содержащие более одной отметки (при возникновении сомнений, вопрос о действительности бюллетеня решается комиссией путем голосования).

Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Верно» или «Копия верна», расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии (п. 12 ст. 31 ФЗ).

© 2011-2022 Общероссийское общественное движение «Корпус «За чистые выборы».
Все права защищены.

Полномочия наблюдателей на выборах в России

В отношении наблюдателей Федеральные законы от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» содержат идентичные нормы, текстуально совпадающие с нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации».
Эти же положения распространяются на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и выборы в муниципальных образованиях. При этом, в законодательных актах субъектов Российской Федерации они могут не содержаться, так как положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;

д)обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

з)обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума.

Наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума

Согласно нормам избирательного законодательства России, наблюдатель не вправе:

а)выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г)предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е)совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Введенные ограничения деятельности наблюдателей введены в законодательство далеко не случайно. Они являются первым барьером на пути недобросовестного наблюдателя, желающего нарушить закон, совершить акт злоупотребления правом в избирательном процессе.

Рассматриваемые злоупотребления правом, как отмечает Иван Васильевич Советников (консультант правового управления ЦИК), возможны только со стороны участников избирательного процесса, т.е. лиц, обладающих определенными правами (правомочиями) в избирательном процессе. «К таким лицам, безусловно, относятся избиратели, кандидаты, избирательные объединения, политические партии, их уполномоченные представители и доверенные лица, избирательные комиссии, наблюдатели, субъекты агитации, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации и т.д.» 1 .

Он же пишет: «Под злоупотреблениями правом в избирательном процессе следует понимать умышленные деяния субъектов избирательного процесса по реализации своих субъективных прав в противоречии с их назначением, формально не составляющие правонарушения, однако направленные на причинение вреда другим субъектам избирательного процесса» 2 .

Вред, причиняемый злоупотреблениями правом в избирательном процессе, имеет свою специфику. Он обычно представляет собой нематериальный вред, который выражается не столько в причинении прямого ущерба другим участникам избирательного процесса, сколько в создании необоснованных преимуществ одному из кандидатов, избирательных объединений. При этом злоупотребление правом в избирательном процессе зачастую имеет своим следствием ограничения в реализации своих избирательных прав другими лицами (избирателями, кандидатами, наблюдателями и т.д.).

Предвидя возможные ситуации злоупотребления правом в избирательном процессе со стороны наблюдателей, законодатель ввел указанные выше ограничения.
В случае нарушения ограничений наблюдатель может быть принудительно удален из помещения соответствующей избирательной комиссии.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих лицу осуществлять полномочия наблюдателя.

В отношении международных наблюдателей Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года содержит отсылочную норму, согласно которой их деятельность должна регулироваться каким-то иным федеральным законом.

Регламентация деятельности международных наблюдателей содержится в Федеральном законе от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

В частности, ст.31 Федерального закона «О выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ» полностью посвящена статусу иностранных (международных) наблюдателей.

Согласно этой статье иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Россию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения от Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и аккредитуются ЦИК Российской Федерации.

Приглашения могут быть направлены после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.

Центральная избирательная комиссия РФ направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период проведения выборов.

Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы РФ.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и Федеральном законе «О выборах Президента РФ» специально отмечается, что избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Специально оговаривается, что иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.

Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

Оправданным выглядит правило, согласно которому Центральная избирательная комиссия России вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

Можно заключить, что права, обязанности, запреты, предусмотренные законодательством России для наблюдателей, автоматически распространяются на иностранных (международных) наблюдателей с теми дополнениями, которые указанны в конкретных федеральных законах и адресованы непосредственно этой категории наблюдателей.

Отметим, что действие указанных федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы РФ и Президента РФ не распространяется на региональные и местные выборы. А иных федеральных законов, касающихся регламентации деятельности международных наблюдателей, нет. Тем самым российское законодательство не обеспечивает возможность участия международных наблюдателей в выборах более низкого уровня, чем федеральный, что не соответствует пункту 8 Копенгагенского документа и пункту 1 статьи 15 Кишинёвской конвенции. В условиях сложности федеративных отношений в России, многочисленности субъектов Федерации, многочисленности проводимых региональных и местных выборов и их влияния на жизнь населения, очевиден пробел в отечественном законодательстве.

В тоже время, отсутствие в региональных законодательных актах положений об участии иностранных (международных) наблюдателей в выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и выборах на уровне местного самоуправления не означает фактический запрет.

  1. Советников И.В. Злоупотребления правом в избирательном процессе – Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2006. с.16
  2. Советников И.В. Указ. соч. с.8-9

Дополнительная литература.

1. Акопов Л.В. Законодательные гарантии проведения выборов в субъектах федерации и на местном уровне // Журнал Российского права. 2004г. №1

2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – ЗАО Юстицинформ, 2007

3. Гринёва С.В. Избирательные системы и политические технологии. – Ростов-на-Дону: Типография ИУБиП», 2006.

4. Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» (постатейный) / под ред. В.И. Шкатулла, М., ЗАО «Юстицинформ», 2006.

5. Постников А.Е. Актуальные проблемы развития избирательного законодательства // Журнал российского права. – 2004. – №4.

6. Советников И.В. Злоупотребления правом в избирательном процессе – Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается значение института наблюдателей в российском конституционном праве?

2. Какие виды наблюдателей можно выделить, исходя из смысла норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.?

3. Перечислите права наблюдателей?

4. Перечислите ограничения, распространяемые на наблюдателей?

5. В течение какого периода времени в рамках избирательного процесса наблюдатели вправе осуществлять свои полномочия?

|следующая лекция ==>
Виды и статус наблюдателей на выборах в России|Тема 4.3 Прибыль и рентабельность

Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 645 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 5. Законодательство РФ о выборах

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур). Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5% голосов избирателей (по новой редакции закона — менее 7% с 2007 г.), из распределения мандатов по федеральному округу исключаются.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления: o Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; o Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; o Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»; o Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»; o другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

1. Федеральные законы о выборах и референдумах, иные федеральные законы, определяющие компетенцию ЦИК России.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее – федеральные списки кандидатов).

Статья 4. Федеральный избирательный округ

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы

1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее – кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы избирательными комиссиями

Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 10. Право на предвыборную агитацию

Статья 11. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы

Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей

Статья 13. Образование избирательных участков

Статья 14. Порядок доведения до избирателей сведений об образовании избирательных участков

Статья 15. Составление списков избирателей

Статья 16. Порядок включения в список избирателей и исключения из списка избирателей граждан Российской Федерации

Статья 17. Ознакомление избирателей со списками избирателей

Глава 3. Избирательные комиссии

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Статья 20. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий

Статья 21. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

Статья 22. Порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий. Содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий

Статья 24. Статус членов избирательных комиссий

Статья 25. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 26. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 27. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Статья 28. Полномочия участковой избирательной комиссии

Статья 29. Гласность в деятельности избирательных комиссий

Глава 4. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации

Статья 30. Наблюдатели

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

Статья 32. Представители средств массовой информации

Глава 5. Политические партии

Статья 33. Участие политических партий в выборах депутатов Государственной Думы

Статья 34. Наименование и эмблема политической партии

Статья 35. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений

Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов

Статья 36. Выдвижение федерального списка кандидатов

Статья 37. Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий

Статья 38. Представление федеральных списков кандидатов и иных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Статья 39. Формы поддержки (обеспечения) выдвижения федерального списка кандидатов

Статья 40. Подписной лист

Статья 41. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

Статья 42. Представление избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов

Статья 43. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении федеральных списков кандидатов

Статья 44. Регистрация федерального списка кандидатов

Глава 7. Статус кандидатов

Статья 45. Равенство кандидатов

Статья 46. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

Статья 47. Гарантии деятельности кандидатов

Статья 48. Доверенные лица политических партий

Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов

Глава 8. Информирование избирателей и предвыборная агитация

Статья 50. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы

Статья 51. Информирование избирателей

Статья 52. Участие избирательных комиссий в информационном обеспечении выборов депутатов Государственной Думы

Статья 53. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения

Статья 54. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 55. Предвыборная агитация

Статья 56. Агитационный период

Статья 57. Общие условия доступа политических партий к средствам массовой информации

Статья 58. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 59. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

Статья 60. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий

Статья 61. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов

Статья 62. Ограничения при проведении предвыборной агитации

Глава 9. Финансовое обеспечение выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные фонды

Статья 63. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 64. Избирательные фонды

Статья 65. Специальные избирательные счета

Статья 66. Избирательный залог

Статья 67. Добровольные пожертвования в избирательный фонд

Статья 68. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий

Статья 69. Возврат средств политическими партиями, их региональными отделениями

Статья 70. Финансовое обеспечение избирательных комиссий

Статья 71. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях

Глава 10. Голосование

Статья 72. Помещение для голосования

Статья 73. Избирательный бюллетень

Статья 74. Открепительное удостоверение

Статья 75. Порядок голосования

Статья 76. Досрочное голосование

Статья 77. Порядок голосования вне помещения для голосования

Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 78. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования

Статья 79. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией

Статья 80. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией

Статья 81. Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации

Статья 82. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

Статья 84. Повторные выборы депутатов Государственной Думы

Статья 85. Регистрация депутатов Государственной Думы

Статья 86. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы

Статья 87. Порядок использования ГАС «Выборы»

Статья 88. Хранение избирательных документов

Глава 12. Замещение вакантных депутатских мандатов

Статья 89. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов

Глава 13. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Осуществление избирательными комиссиями контроля за соблюдением избирательных прав граждан

Статья 91. Основания аннулирования регистрации списка кандидатов, отмены решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации списка кандидатов, об отказе в регистрации списка кандидатов, исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации списка кандидатов

Статья 92. Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы

Статья 93. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы

Глава 14. Заключительные и переходные положения

Статья 94. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 95. Переходные положения

Ссылка на основную публикацию