Закон о курьерской службе

Закон о курьерской службе

  • Главная
  • ДОКУМЕНТЫ
  • Основные направления деятельности
  • Вы спрашивали – мы отвечаем
  • О правах потребителей по вопросу исполнения обязательств курьерскими службами по фактам нарушения сроков доставки товара (груза)
  • В последнее время в адрес Управления Роспотребнадзора по городу Москве увеличилось количество обращений граждан относительно исполнения обязательств различными курьерскими службами по факту нарушения сроков доставки товара (груза).

    В этой связи разъясняем следующее.

    Услуги по организации перевозки груза (любого имущества), заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза являются транспортно – экспедиционными услугами.

    Условия оказания транспортно – экспедиционных услуг регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554 и иными нормативными актами, регулирующими перевозку грузов в Российской Федерации.

    Согласно п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (далее – Закон) если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) – сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе предъявить одно из четырех требований, указанных в данном пункте.

    Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

    Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

    Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 9 Федерального Закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» за нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

    На основании выше изложенного, если Вы попали в аналогичную ситуацию Вы вправе обратиться с письменной претензией (заявлением) к руководству курьерской службы.

    Если Ваше требование не будет удовлетворено добровольно, спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии с п. 3 ст. 17 того же Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

    Одновременно сообщаем, что органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

    Лицензия на курьерскую деятельность: нужна или нет?

    Лицензирование деятельности — обширная тема для практики и обсуждения, с которой связаны многие вопросы и ситуации из жизни, в частности, условия ведения предпринимательства и ответственность за ведение такой деятельности без лицензии. В случае с курьерской доставкой документов на первый взгляд может сложиться впечатление, что исходя из рода деятельности и объекта доставки по закону потребуется лицензия на оказание услуг связи (пп. 36 п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Почему это не так, подробно разберем ниже.

    Зачем нужны лицензии?

    Лицензия — это специальное разрешение на право осуществления субъектом предпринимательства конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Данный удостоверяющий документ необходим для беспрепятственного осуществления специальных видов деятельности, которые имеют свою специфику, обусловливающую необходимость получения подобного разрешения.

    Почему же в принципе так волнует вопрос получения лицензии?

    Частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

    В случае с курьерами ситуация выглядит следующим образом: компания-перевозчик желает открыть новое направление деятельности — доставка документов курьером. Поискав в интернете что-либо, связанное с пересылкой корреспонденции, собственник бизнеса либо управленец находит, что для оказания услуг связи (а что же это, если не связь — мы же передаем документы!) по закону необходимо получение лицензии. Как следствие — пошлина, подготовка документов, подача в регистрирующий орган, простой предприятия на данном направлении до момента выдачи лицензии. В противном случае при занятии такой деятельностью без государственной санкции грозит штраф административного органа.

    В этом контексте возникает вопрос: раз курьерские компании доставляют корреспонденцию, они оказывают услуги связи, на которые нужна лицензия?

    Связь или не связь?

    Основным камнем преткновения здесь будет разграничение именно содержательной части оказываемых услуг, то есть что они представляют из себя по существу.

    Согласно действующему ОКВЭД («ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 20.02.2019)) курьерские услуги находятся в разделе почтовых и собственно курьерских услуг («53. Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность»):

    • 53.20.3 Деятельность курьерская
    • 53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта
    • 53.20.32 Деятельность по доставке еды на дом
    • 53.20.39 Деятельность курьерская прочая

    Согласно статье 9 Федерального закона «О почтовой связи» в Российской Федерации действует почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом «Почта России», государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи (под которыми понимаются в том числе различные организации и индивидуальные предприниматели).

    Если же обратиться к нормативному регулированию оказания услуг почтовой связи общего пользования, то согласно тому же Классификатору для этого необходимо руководствоваться ФЗ «О связи» и уже упомянутым ФЗ «О почтовой связи».

    Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» деятельность юрлиц и ИП по возмездному оказанию услуг связи осуществляется исключительно на основании лицензии в области оказания услуг связи. Перечень услуг в данной области устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Соответствующим Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» утвержден «Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», где среди прочего последним пунктом находим:

    «20. Услуги почтовой связи». . .

    Статьёй 2 ФЗ №176 «О почтовой связи» установлено, что почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

    Под услугами почтовой связи в данной статье понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

    Почтовые отправления согласно данному документу есть адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры а письменная корреспонденция, в свою очередь, это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты. То есть как раз то, что подлежит пересылке курьером.

    Оператором почтовой связи признаётся лицо, имеющее право на оказание услуг почтовой связи, т. е. лицензию. А организацией почтовой связи — юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

    Следует обратить внимание на ключевой показатель, характеризующий именно почтовую пересылку корреспонденции — тайна переписки, или тайна связи.

    Статья 15 названного выше закона говорит о том, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

    Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

    Ей вторит статья 63 ФЗ «О связи», предусматривающая соблюдение тайны связи, также возлагая обязанность по такому соблюдению на операторов связи.

    А что делает по сути курьер? Он доставляет адресату груз в виде бумаги или иного похожего по своим свойствам носителя адресату, не обеспечивая тайны связи, т. е. как любой другой груз.

    Судебной практикой давно разъяснено, что услуги по курьерской доставке документов не относятся к услугам почтовой связи, т. е. к услугам, требующим лицензии.

    Для это необходимо обратиться к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2006 № 11803/05, где кроме уже упомянутого выше говорится том, что отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но иным способом, в том числе посредством пересылки в качестве груза (вещи).

    Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.

    В рассмотренном ВАС РФ деле общество (заявитель) приняло конверт с вложением к перевозке именно в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах. На доставку груза оформлена не почтовая квитанция, а транспортная накладная, содержащая на оборотной стороне условия договора доставки груза, права и обязанности сторон. Для целей перевозки полученный конверт был вложен обществом не в почтовую, а в специальную упаковку, отличающуюся по своим параметрам от установленных Правилами оказания услуг почтовой связи.

    Также указано, что при подобных обстоятельствах отправитель не вводится в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и отсутствия у услугодателя статуса оператора почтовой связи.

    Следовательно, квалифицировать действия курьерской организации как оказание услуги почтовой связи не представляется возможным.

    Нужна помощь в выборе юриста? – Сообщите! Найдем нужного специалиста или создадим проектную группу для Вашего заказа.

    Вывод: нужно или нет?

    Резюмируя вышеприведенное разъяснение ВАС РФ, если ваша компания занимается курьерской доставкой документов, но при этом принимает конверт с каким-либо вложением к перевозке в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах, оформляет на доставку груза не почтовую квитанцию, а транспортную накладную и вкладывает полученный конверт не в почтовую, а в специальную упаковку, то в этих случаях отправитель понимает, что он отправляет свою посылку не с помощью почты, а как простой груз с помощью перевозчика (курьера).

    Оказание таких услуг не квалифицируется как оказание услуг почтовой связи, требующее наличия лицензии.

    Говоря иными словами, при оказании услуг связи (лицензируемой) вы передаете своему адресату текст, т. е. нематериальную составляющую, какую-либо информацию, сохранность от третьих лиц которой гарантирует оператор связи, имеющий именно для этих целей лицензию, а при курьерской доставке — бумагу, материальный носитель, если проще — по существу вопроса для курьера разницы между пустым листом и исписанным нет.

    Поэтому для курьерской доставки документов, передаваемых как груз по накладной, лицензия согласно действующему законодательству не нужна.

    Закон о курьерской службе

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Курьерская служба доставки (организация) осуществляет расчеты с покупателями при доставке товара продавца, осуществляющего дистанционную торговлю, применяет ККТ.
    Может ли организация руководствоваться п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ и использовать облачную кассу, а ее сотрудник (курьер) вместо выдачи бумажного кассового чека демонстрировать покупателю QR-код? Является ли исключением в праве использования п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ осуществление расчетов за маркированные товары (как это предусмотрено пунктом 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ для торговых автоматов)?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Курьерская служба доставки товара (далее – Организация) вправе применять т.н. облачную кассу (что предполагает также право не печатать бумажный чек при условии демонстрации покупателю QR-кода) при расчетах с покупателями за товар, проданный дистанционным способом. Осуществление расчетов за маркированный товар (а также иные виды товаров, перечисленные в пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ) не является исключением для применения пп. 1 п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.
    Однако ввиду несогласованности анализируемых норм и отсутствия официальных разъяснений просим отнестись к указанному как к нашему экспертному мнению. Учитывая неоднозначность ситуации, рекомендуем обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в Минфин России и (или) в налоговый орган.
    Обращаем внимание, что у Организации сохраняются иные требования, предъявляемые Законом N 54-ФЗ. В частности, требование об указании в кассовом чеке реквизита “код товара”. То есть при применении облачной кассы данное требование также должно выполняться, поскольку исключений Законом N 54-ФЗ не предусмотрено.

    Обоснование позиции:
    В общем случае контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
    При этом в силу п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) направить в электронном виде на номер телефона или электронную почту (при возможности), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ.
    Исключением из данных требований является право применять ККТ, расположенную вне места совершения расчетов (т.н. облачную кассу) и не выдавать бумажный чек*(1).
    Пользователи вправе применять облачную кассу в случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в частности при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи).
    При прямом прочтении п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ с учетом отсылки в нем на п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ получается, что пользователь не вправе при осуществлении расчетов за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров применять облачную кассу в случаях:
    1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
    2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.
    Как мы видим, формально, для разносной торговли и при дистанционном способе продажи товаров исключением, указанном в п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, является такая торговля через торговые автоматы*(2).
    В то же время полагаем, что рассматриваемые нормы являются несогласованными, поскольку разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров и торговля через торговые автоматы являются разными формами торговли (п. 2 ст. 8 главы 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, далее – Закон N 381-ФЗ).
    Поэтому нет возможности однозначно сказать, о каких именно случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, идет речь в п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, при которых организация не вправе применять облачную кассу (и не выдавать бумажный чек, соответственно) при совершении расчетов за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров.
    В п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ речь идет о том, что пользователь вправе не выдавать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе (и не направлять кассовый чек или БСО в электронной форме), а также вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) в установленных в данной норме случаях.
    При этом п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ не применяется в случае осуществления расчета с использованием торговых автоматов для реализации подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – Товары).
    Можно предположить, что данное ограничение (реализация таких Товаров) относится и к применению облачных касс при дистанционной или разносной торговле. Однако еще раз обращаем внимание, что из п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ данный вывод прямо не следует. Кроме этого, по нашему мнению, в отличие от реализации маркированного товара через торговые автоматы (когда дата реализации не известна без наличия в таком автомате встроенной ККТ с устройством считывания кода товара), при реализации дистанционным способом требование о передаче данных об обороте маркированного товара выполняется (смотрите раздел “К сведению”).
    Отметим, что Минфин России уполномочен давать письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). В связи с чем рекомендуем обратиться к данному органу с вопросом о применении п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов за подакцизную продукцию, технически сложные товары, а также товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации.

    К сведению:
    Анализируемые нормы появились в Законе 54-ФЗ в разное время, с чем, по нашему мнению, и связана их несогласованность и неоднозначность:
    – п. 5.1 добавлен в ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ 3 июля 2018 года Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ;
    – п. 5.6 добавлен 7 июня 2019 года Федеральным законом от 6 июня 2019 N 129-ФЗ.
    При этом в Пояснительной записке к проекту последнего закона указано следующее: В целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие виды деятельности, как торговля с привлечением курьеров, перевозка пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами) и оказание иных услуг, предлагается применять один кассовый аппарат, работающий удаленно. При этом в таких случаях предоставляется право не печатать бумажный кассовый чек, а обеспечить возможность покупателю (клиенту) его получение через демонстрацию QR-кода*(3).
    В августе 2019 года Закон N 54-ФЗ был дополнен нормами, касающимися передачи данных о кодах маркировки товара оператору информационных систем маркировки при осуществлении расчетов в автоматическом режиме. И теперь ККТ должна обеспечивать возможность приема кода маркировки маркированного товара, сведения о котором должны быть указаны в кассовом чеке, и передачу этих сведений в фискальный накопитель, который, в свою очередь, передает данные оператору информационных систем маркировки (п. 1.1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
    Кроме этого, пунктом 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность для пользователей ККТ, которые:
    – осуществляют расчеты за товары, маркированные средствами идентификации (далее – маркированные товары),
    и
    – которые в соответствии с законодательством РФ должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационные системы маркировки,
    В момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные Законом N 54-ФЗ*(4).
    Однако исходя из пп. 19 ст. 2 Закона N 381-ФЗ, п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 “О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров” организация, осуществляющая только доставку маркированного товара (т.е. не являющаяся производителем, организацией оптовой или розничной торговли, импортером), не признается участником оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и не обязана направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационные системы маркировки. То есть указанный п. 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ не распространяется на пользователей ККТ, которые не являются участниками оборота.
    Законодательством, регулирующим вопросы маркировки товаров и передачи данных об их обороте в информационные системы маркировки, не регламентирована ситуация, когда вывод из оборота товара вследствие его реализации физическим лицам для личного потребления осуществляется дистанционным способом. В общем случае такой вывод из оборота совершается автоматически при применении ККТ. Однако не установлены правила для ситуации, когда в силу п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при передаче покупателю маркированного товара применяется ККТ вне места расчета (т.е. не на месте такой передачи). Отметим, что в Законе N 381-ФЗ и предусмотренном им Постановлении Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 не установлены сроки передачи данных в информационную систему маркировки участниками оборота.
    В то же время, например, при выводе обувных товаров из оборота путем их продажи по образцам или дистанционного способа продажи участник оборота обувных товаров может передать данные оператору информационной системы мониторинга в течение трех рабочих дней после отгрузки товара со склада хранения для его доставки потребителю (п. 81 постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860).
    Отметим, что при дистанционной торговле заключается договор розничной купли-продажи, который считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (исходя из ст. 433 ГК РФ, пункта 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612).
    То есть если исходить из того, что ограничения, предусмотренные в пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, связаны с необходимостью своевременной передачи данных о факте реализации маркированного товара и/или указания в кассовом чеке кода такого товара, то применение курьерской службой доставки облачной кассы не означает, что у продавца (как участника оборота) отсутствует возможность своевременно передать данные о выводе товара из оборота (поскольку при отгрузке товара со склада участник уже владеет информацией о том, что товар реализован, в отличие от загрузки товара в торговый аппарат, когда дата продажи конкретного товара заранее неизвестна).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Мельникова Елена

    Ответ прошел контроль качества

    23 сентября 2019 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————
    *(1) При наличии права применять облачную кассу пользователь вправе вместо выдачи покупателю (клиенту) бумажного кассового чека (и/или направления чека в электронной форме на номер телефона или и-мэйл, т.е. способами, предусмотренными п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ):
    1) направить покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности) информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети Интернет и по которому такой кассовый чек (БСО) может быть получен покупателем (клиентом);
    2) обеспечить покупателю (клиенту) возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
    *(2) Есть и иная трактовка п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ. Так, в материале “Последние изменения в порядке применения ККТ с лета 2019 года” (М.В. Подкопаев, журнал “Бухгалтер Крыма”, N 7, июль 2019 г.) указано следующее:
    Что касается расчетов при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, указанное новое правило не применяется, если в соответствии с п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь пользуется правом:
    – при осуществлении расчетов не выдавать чек ККТ или БСО на бумажном носителе;
    – в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять чек ККТ или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты;
    – применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов.
    Возможность проводить расчет отдаленно от места нахождения ККТ предоставляется пользователям при расчетах с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. Кроме того, пользователь может так поступать при расчетах за реализуемый товар*(3) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара.
    *(3) Кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
    Но и при такой трактовке, получается, что в случае осуществления расчетов за подакцизную продукцию, технически сложные товары, а также товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, организация не вправе использовать п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, но вправе использовать п. 5.6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.
    *(3) В связи с чем в информации Федеральной налоговой службы от 10 июня 2019 года было указано, что разрешается использовать облачные кассы в сфере курьерской доставки и другой мобильной торговли, транспорта и других услуг, оказываемых вне торговых точек (услуги на дому: маникюр, стрижка от салона). В таких случаях пользователи ККТ вместо выдачи кассового чека вправе ограничиться демонстрацией QR-кода на любом компьютерном устройстве (планшет, телефон и т.д.).
    Отметим, что указанная информация не является официальным разъяснением и не была опубликована.
    *(4) Данные в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой контрольно-кассовой техники оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 настоящего Федерального закона должны формироваться в момент расчета за такие товары (п. 6.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

    Закон о курьерской службе

    Федеральный закон №54 затрагивает абсолютно все сферы бизнеса. Также, должное внимание уделили организациями, чья деятельность связана с доставкой товаров. По совместительству они являются и агентами, на которых возлагаются некоторые налоговые обязательства. В частности, такие компании обязаны выдавать чек за предоставление услуг доставки конкретного товара. В целом, это требование касается и других бизнесов.

    Такое нововведение в Налоговом кодексе предполагает и обязует все организации и ИП, в не зависимости от системы налогообложения, приобретать ККТ. Такое контрольно-кассовое оборудование существенно ускоряет ход течения налогообложения, но оказывает и негативное воздействие.

    В частности, это касается существенной нагрузки, которая возлагается на бюджет компаний и ИП. Им в кратчайшие сроки необходимо приобрести кассовый аппарат и все нужное дополнительное кассовое оборудование. Эти элементы необходимы для обеспечения полного спектра работ начиная от приема платежей и заканчивая хранением фискальных данных, формированием чековых документов и отправки ФД на сервера Федеральной налоговой службы.

    Однако, зачастую, стоимость внедрения онлайн-касс крайне сильно бьет по кошельку бизнеса. Цена комплексных ККТ переваливает за 50 тысяч рублей, сюда стоит прибавить еще стоимость обслуживания:

    • ежегодную лицензию на использование контрольно-кассовой техники;
    • обновление прошивки.

    И это далеко не все затраты. Если, например, кассовый аппарат поломался не по вине производителя, тогда придется заплатить еще некоторую сумму сервисным центрам.

    Идеальная курьерская служба: какая она по ФЗ 54?

    В первую очередь, КС должна осуществлять свою деятельность в строгом соответствии всем необходимым нормам Федерального закона. Согласно последним поправкам ФЗ 54 все организации должны зарегистрировать ККТ.

    Исключения касается предприятий, который занимаются питанием общеобразовательных и высших учебных заведений – им использовать ККТ не потребуется.

    Какими свойствами должна обладать идеальная курьерская служба:

    • скоростное принятие звонков – диспетчер должен максимально быстро отвечать на входящие звонки;
    • сотрудники должны предупреждать клиента о сбоях и задержках в доставке товара;
    • курьеры такой службы должны строго соблюдать дедлайн – приходить к клиенту вовремя и без опозданий, иначе заказчик оформит возврат.

    Также, курьер, при передаче посылки и последующей оплаты со стороны клиента, обязан выдать чек. Чековый документ пропечатывает непосредственно в момент передачи средств сотруднику. Электронная версия отправляется на почту заказчика и в ФНС для последующей обработки.

    Качественная и профессиональная курьерская служба должна предоставлять бесплатные услуги трекинга. С их помощью, клиент всегда и из любого места сможет отследить путь, на котором находится посылка.

    Что должно быть пропечатано в чеке?

    Обязательными реквизитами, согласно ФЗ-54, являются:

    • наименование документа;
    • название товара и его краткие характеристики
    • ФИО продавца;
    • ИНН организации;
    • процент агентского взыскания за доставку;
    • размер НДС.

    Таким образом, клиент получает максимально исчерпывающую информацию о приобретении, о налоговом взыскании. Если чек не соответствует требованиям Федерального закона №54, тогда на курьерскую службу накладывается штраф. Также, КС, выступает агентом и поэтому обязана выдать клиенту чек. Отказ от выполнения обязательств влечет за собой административное наказание.

    Как законно сэкономить на покупке онлайн касс

    Покупка ККТ не сильно ударит по бюджету компании, если в штате небольшое количество сотрудников. Но, когда в компании работают свыше тысячи человек приобретение контрольно-кассовой техники уже составляет кругленькую сумму – свыше 5 млн рублей.

    Как быть? Как экономить? Законодательство разрешает прибегать к помощи облачных сервисных решений. Алгоритм работы таков:

    • заказчик покупает лицензию на использование в течении определенного срока;
    • непосредственно программное обеспечение, позволяющие работать с сервисом, устанавливается на гаджет каждого сотрудника.

    При этом, достаточно приобрести небольшое количество касс, которое никак не ударит по бюджету компании. Также, потребуется оснастить каждого курьера кассовым прибором, печатающим чек – он необходим для выполнения требований ФЗ 54. В итоге, цена переоборудования будет снижена, а закон соблюден.

    Также, есть возможность аренды б/у касс. Однако этот вариант крайне рискован ввиду того, что такие кассовые аппараты гораздо чаще выходят из строя. В результате чего, затраты на обслуживание ранее использованных онлайн-касс превысят выгоду в несколько раз. Из-за поломки касс и последующем простое, курьерская служба будет терять прибыль.

    Почему стоит использовать онлайн кассы в работе курьерской службы?

    Упрощенная схема взаимодействия с налоговыми инспекторами ФНС. Количество проверок будет снижено так, как вся информация итак будет поступать на сервера Федеральной налоговой службы. Это также обеспечит более высокую продуктивность работы за счет того, что все будут заняты своим делом, а не подготовкой документации для ФНС.

    Оптимизация деятельности организации. При помощи онлайн-касс, владельцы КС смогут проводить мониторинг успешной деятельности курьеров, проанализировать проблемные направления. И направить все усилия на устранение недочетов, разработки уникальных решений, которые усилят позиции курьерской службы на рынке.

    Применение онлайн-касс для всех обязательно. ФЗ 54 ставит все организации, работающие в одной сфере, в одно положение. В результате, компании не будут бояться того, что из-за «теневых» схем соседняя фирма переманит клиентов, устроив демпинг цен.

    Положение о курьерской службе

    В настоящем документе используются следующие понятия:

    • «Вложение» – содержимое корреспонденции, переданной клиентом курьеру;
    • «Отправление» или «Единица корреспонденции» – упакованное, готовое к отправке вложение, предназначенное к доставке по маршруту «Отправитель – Получатель»;
    • «Сопроводительный документ» – официальная форма перевозочного документа;
    • «Отправитель» – физическое лицо (частное лицо, действующее от себя лично или в интересах физического или юридического лица в силу должностного положения, договора или поручения), фамилия которого внесена в графу «Фамилия отправителя» сопроводительного документа;
    • «Получатель» – физическое лицо (действующее от себя лично или в интересах физического или юридического лица в силу должностного положения, договора или поручения), фамилия которого внесена в графу «Фамилия получателя» сопроводительного документа. В зданиях или организациях с пропускной системой – вахтер, сотрудник службы безопасности или экспедиции;
    • «Заказчик», «Клиент» – отправитель, получатель;
    • «Курьерская служба» – Исполнитель.

    2. Курьерская служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь условиями настоящего Положения. Условия положения обязательны к исполнению сотрудниками Курьерской службы и являются неотъемлемой частью договора на оказание курьерских услуг с клиентами. Подпись клиента на гарантийном письме или на формулярах автоматически означает заключение договора с Курьерской службой на регулярное или разовое оказание курьерских услуг на условиях, определенных настоящим Приложением.

    3. Клиент гарантирует, что он уполномочен выполнять условия настоящего Положения также от имени третьих лиц и освобождает Курьерскую службу от претензий, которые могут возникнуть в результате нарушения этих гарантий.

    4. Курьерская служба осуществляет курьерскую доставку документов и другого имущества в пределах города Москвы и Московской области, а также по России и за рубежом, в соответствии с условиями и сроками, установленными в его Прайс-листе и Положении, либо в соответствии с другими предварительно оговоренными условиями.

    5. Курьерская служба работает без выходных. Возможность и сроки доставки корреспонденции в выходные и праздничные дни, установленные Правительством РФ, а также во внерабочее время оговариваются специально.

    6. Заказы на доставку принимаются с 9 до 18 часов. Доставка корреспонденции адресатам осуществляется с 9 до 20 часов.

    7. Заказы поступают в Курьерскую службу по телефону. Заказчик называет свою фамилию, имя, отчество, название организации, осуществляющей заказ, количество отправляемой корреспонденции, адреса отправителя и получателей.

    8. Максимальное время срочной доставки корреспонденции – 4 (четыре) часа. Время приезда курьера для забора отправления не более двух часов от момента вызова. Заказы на срочную доставку принимаются не позднее 16 часов.

    9. Корреспонденция, предназначенная к срочной доставке по маршруту «отправитель-получатель-отправитель», рассматривается как две единицы корреспонденции. Время возврата к отправителю в этом случае – не более 6 (шести) часов.

    10. Время срочной доставки, в том числе с возвратом к отправителю, гарантируется если:

    • объем заказа не превышает 50 отправлений;
    • количество фактически отправленной корреспонденции не превышает цифру, названную клиентом в момент поступления заказа;
    • время ожидания у клиента составляет не более 20 минут.

    11. Доставка корреспонденции в экспресс – режиме осуществляется в течении следующего дня.

    12. Курьер может ожидать получения заказа в офисе клиента не более 1 часа. Время ожидания менее 15 минут не оплачивается, 15 минут и более подтверждается специальной подписью отправителя и оплачивается из расчета 50 (пятьдесят) рублей за каждые 15 минут ожидания.

    13. Срок доставки корреспонденции в почтовом режиме при заказе не более 500 единиц – не более пяти рабочих дней. При заказе свыше 500 единиц сроки доставки могут увеличиться в зависимости от загруженности персонала Курьерской службы, но не превышают семи рабочих дней.

    14. В том случае, когда клиент назначает определенное время доставки в почтовом режиме, корреспонденция доставляется по ценам и правилам срочной доставки.
    15. Точкой отсчета сроков доставки считается время, проставленное отправителем в сопроводительном документе в момент передачи корреспонденции курьеру.

    16. Корреспонденция принимается к доставке закрытом виде, в упаковке клиента. Клиент полностью отвечает за правильную подготовку и упаковку отправления, достаточную для его безопасной транспортировки традиционными способами. Курьерская служба не отвечает за повреждение и утерю вложения, вызванные его неправильной упаковкой.

    17. Отправитель должен разборчиво указать на упаковке полные адресные данные получателя:

    • полное название организации;
    • фамилию, имя, отчество, получателя или его доверенного лица;
    • название улицы, номер дома, номер офиса (комнаты, квартиры);
    • городские номера телефонов.

    Наличие вышеуказанных адресных данных является обязательным условием. Адрес может быть дополнен сведениями, которые на взгляд отправителя облегчат поиск адресата и ускорят доставку (номер внутреннего телефона, шифр кодового замка, номер подъезда, этаж и т.п.).

    18. Отправитель обязан собственноручно заполнить соответствующие графы сопроводительного документа: вписать количество отправлений, дату и время вручения корреспонденции курьеру, свою фамилию (разборчиво) и поставить подпись, подтверждающую верность исполнения формуляра. Своей подписью отправитель одновременно подтверждает согласие с условиями настоящего Положения.

    19. Отправление может быть вручено получателю или его доверенному лицу только после того, как он собственноручно заполнит соответствующие графы сопроводительного документа или контрольного формуляра: дату и время получения корреспонденции, разборчиво свою фамилию и подпись, подтверждающую факт доставки предназначавшейся ему или его доверителю почты. Наличие подписи получателя означает, что в момент подписания ответственность Курьерской службы прекратилась.

    20. В случае отсутствия получателя по адресу, указанному отправителем, адресату оставляется извещение, подписанное курьером с указанием даты и времени попытки доставки. Повторная попытка доставлять корреспонденцию осуществляется после ответа адресата на полученное извещение или же в случае получения дополнительной информации, дающей возможность уточнить время и место доставки корреспонденции. Вторична доставка не по вине Курьерской службы и по настоянию клиента считается отдельным заказом и оплачивается отдельно.
    21. Курьерская служба не несет ответственности за отказ адресата от получения предназначенной ему корреспонденции. Клиент признает, что заказ на доставку такого отправления считается выполненным и освобождает Курьерскую службу от претензий.

    22. Отказ получателя подтвердить получение отправления своей подписью в контрольном формуляре или сопроводительном документе приравнивается к отказу адресата в получении предназначенной ему корреспонденции.

    23. Курьерская служба не несет ответственности за отсутствие отправителя и получателя по предоставленным заказчиком адресам.

    24. О любых изменениях в заказе (в том числе его аннулировании) клиент обязан дополнительно известить диспетчера курьерской службы, в противном случае претензии клиента по такому заказу не рассматриваются. Если в момент отказа клиента от заказа курьер уже находиться в пути, заказчик обязан уплатить сумму компенсации в размере 100 (сто) рублей.

    25. В случае невозможности исполнить поручение клиента по объективным причинам Курьерская служба незамедлительно информирует клиента для дальнейших указаний.

    26. По окончании рассылки Курьерская служба предоставляет клиенту не доставленную корреспонденцию и полную информацию по результатам доставки.

    27. Все формуляры являются собственностью Курьерской службы и клиентам не передаются. По требованию клиента ему могут быть предоставлены копии контрольных формуляров, заверенные подпись ответственного лица и печатью Курьерской службы. Клиенту также может быть передано уведомление по факсу.

    28. Цены на услуги Курьерской службы отражены в действующем Прайс-листе. Цены указаны в рублях. Каждая цена предусматривает доставку одной единицы корреспонденции по одному адресу. Цены указаны с учетом НДС.

    29. Курьерская служба не принимает к доставке вложения, запрещенные к перевозке: материалы, предметы либо их части, перевозка которых запрещена действующими правилами перевозок или законодательством РФ, в том числе находящиеся под давлением, взрывоопасные, горючие, токсичные, подверженные коррозии, скоропортящиеся продукты и материалы; животных; золото, серебро, другие ценные металлы и камни; деньги, акции, облигации, негашеные почтовые марки, дорожные чеки и другие ценные бумаги, страховые документы и другие предметы, представляющие ценность; огнестрельное оружие и его части, боеприпасы, фейерверки, сигнальные ракеты и патроны; наркотические средства и психотропные вещества; предметы с неприятным запахом или способные каким-либо образом нанести ущерб другим вложениям; предметы искусства, антиквариат, картины; материалы, которые могут быть идентифицированы как порнография или способные нанести урон морали и политике государства.

    30. Клиент, преднамеренно или непреднамеренно передавший Курьерской службе вложение, запрещенное к перевозке, освобождает Курьерскую службу от ответственности и компенсирует все документально подтвержденные убытки Курьерской службы, связанные с этим.

    31. Вся ответственность за увеличение сроков доставки или расходов по доставке, недоставку, повреждение или утерю отправления, вызванных недобросовестностью клиента либо несоблюдением им его обязательств по настоящему Положению, возлагается на клиента.

    32. Выбор маршрута следования отправления, способа и средств его доставки является исключительной компетенцией Курьерской службы.

    33. В случае задержки или недоставки отправления по вине Курьерской службы, она полностью возвращает клиенту стоимость его доставки, но не возмещает убытки клиента, прямо, косвенно или иным образом связанные с задержкой либо недоставкой отправления.

    34. Курьерская служба имеет право предоставить отправление правоохранительным органам для его проверки на основании решения суда и не несет ответственности за задержку, недоставку, изъятие, а также за любые повреждения отправления в результате подобных проверок, при условии их документального подтверждения.

    35. Курьерская служба не несет ответственности за невыполнение своих обязательств в случае, если это невыполнение прямо или косвенно явилось следствием действий властей или ответственных лиц, забастовок, стихийных бедствий, военных действий, катастроф и других обстоятельств непреодолимой силы.

    36. Курьеры не уполномочены вести переговоры и достигать какие-либо договоренности с клиентами, делать заявления от имени Курьерской службы и принимать устные претензии клиентов. Любые отношения клиента с Курьерской службой строятся на телефонном и/или факсимильном общении с диспетчером (при необходимости, с другим ответственным сотрудником Курьерской службы) и обмене официальными документами.

    37. Любые претензии, предъявляемые Курьерской службе, должны излагаться в письменном виде. Курьерская служба не принимает к рассмотрению претензии, полученные по истечении пятнадцати рабочих дней со дня совершения заказа.

    38. Наличие претензий к Курьерской службе не дает право клиенту задерживать оплату услуг или вычитать из нее какую-либо часть.

    Новые требования к курьерской службе в свете закона ФЗ-54.

    Начиная с февраля этого года, вступили в силу изменения к Закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Основная их цель – сделать доходы бизнеса прозрачными, вывести деньги из тени и, соответственно, увеличить поступления налогов в бюджет. Цели, конечно, благие, но многие владельцы онлайн-бизнеса не до конца разобрались с новыми требованиями закона. Что же говорит 54-ФЗ о курьерской службе?

    Особенности работы курьерской службы по 54-ФЗ

    С момента появления первых онлайн-магазинов перед их владельцами возникла задача доставки товара покупателям. И тогда им на помощь пришли разнообразные службы, которых на сегодня существует огромное множество. Но с появлением обновленного закона 54-ФЗ ценность курьерских служб, особенно для некоторых онлайн-магазинов, определенно возросла.

    Для начала необходимо вспомнить, какое основное требование нового закона. Это обязательное наличие кассового аппарата, подключенного к оператору фискальных данных, и необходимость выдачи клиенту чека в электронном виде через e-mail либо СМС. Онлайн-магазины, которые по каким-либо причинам не оборудованы такими кассовыми аппаратами, могут воспользоваться следующей схемой:

    • заключить договор с курьерской службой доставки;
    • заказанный клиентом товар передается курьерской службе;
    • покупатель лично оплачивает товар курьеру;
    • курьер выдает клиенту фискальный чек, где указан перечень покупок;
    • служба доставки пересылает данные транзакции оператору фискальных данных и далее в Федеральную налоговую службу;
    • курьерская служба перечисляет деньги в онлайн-магазин.

    В этом случае интернет-магазин может обойтись без использования требуемого кассового аппарата. Но нужно учесть психологию современных людей, многим из которых намного проще и привычнее произвести платеж онлайн. Поэтому, если вы планируете развивать свой онлайн-магазин, то все-таки подумайте о приобретении кассового аппарата.

    Кстати, согласно разъяснению Минфина РФ от 20.12.2016 № 03-01-15/76178, нет никаких ограничений по выдаче курьерам мобильных контрольно-кассовых аппаратов.

    Для выполнения требований 54-ФЗ и упрощения совместной работы курьерской доставки и интернет-магазина удобно, например, на упаковке размещать QR-код с зашифрованным перечнем покупок и их цену. А курьер мог бы считывать эту информацию при помощи специального программного обеспечения.

    Еще нужно не забывать, что заранее пробитые чеки считаются недействительными, поэтому курьеру во время доставки товара необходимо иметь с собой мобильный кассовый аппарат. В свете последних тенденций был разработан новый программно-аппаратный комплекс «Мобильный курьер», в котором мобильный фискальный регистратор не только распечатывает чек в момент оплаты товара, но также сохраняет данные транзакции и передает их оператору фискальных данных.

    Необходимо отметить, что есть некоторые виды деятельности, для которых не требуется использование кассового аппарата. Например, если вы ухаживаете за детьми, занимаетесь ремонтом обуви, продажей билетов на общественный транспорт, мороженого или газет.

    Аренда кассы по 54-ФЗ

    В июле 2017 года в правовую силу вступил Федеральный закон №54, целью которого был переход на новую контрольно-кассовую технику для полной отчетности перед налоговой.

    ФЗ-54 и PayOnline

    В этом году из-за ФЗ-54 наступает пора перемен, которые затрагивают весь денежный бизнес, в том числе и онлайн-маркеты. Они наряду с остальными магазинами обязаны использовать контрольно-кассовые машины нового образца.
    Читать далее

    ФЗ-54 и наложенный платеж

    54-ФЗ несет множество изменений. Например, теперь все предприниматели, имеющие дело с бизнесом, в основе которого лежат денежные операции, вынуждены использовать контрольно-кассовую технику нового образца.
    Читать далее

    ФЗ-54 и алкоголь

    В этом году происходит масса перемен в правилах работы абсолютно всех предпринимателей вследствие редакции ФЗ-54, который вынуждает всех использовать онлайн-кассы нового поколения, что способны передавать информацию в Федеральную налоговую службу в реальном времени.
    Читать далее

    Мобильные кассы для курьера

    Деятельность курьеров необходима для нормального функционирования интернет-магазинов. Новая реформа непосредственно затронула их деятельность, обязывая использовать онлайн-кассы. Такие действия нужны для упрощения системы налогообложения и защиты покупателей от рисков мошенничества.
    Читать далее

    Ссылка на основную публикацию