Новый закон о страховке автомобиля с 2022

Реформа ОСАГО 2022 – последние новости

  1. ДТП уже можно оформить почти полностью электронно через мобильное приложение. Но пока только в некоторых городах.
  2. Водителям стоит готовиться к индивидуализации автогражданки – тарифы на страховку станут больше зависеть от конкретного водителя, его данных и количества нарушений ПДД.
  3. Стоимость полиса ОСАГО после грядущих изменений может существенно возрасти.
  4. Не за горами объединение ОСАГО и КАСКО.

Говоря о реформе и об индивидуальных условиях в области ОСАГО для водителей, и страховщики, и Центральный Банк (регулятор рынка автогражданки) не имеют в виду предоставление каких-то особенных условий для каждого водителя в плане страхового возмещения или ремонта машин. Речь, конечно же, идет только о деньгах. А именно, о стоимости полисов после изменений в зависимости от того, кто из водителей заключает договор ОСАГО и кто будет допущен к управлению автомобилем.

Кто и сколько будет платить за полис в 2022 году?

Первый этап реформы уже прошел в 2019 году, в результате чего были скорректированы коэффициенты по возрасту и стажу, а также КБМ. Расширили и границы тарифного коридора на 20% в большую и меньшую стороны.

Но в 2022 году нас ждет уже следующее изменение границ тарифного коридора:

  • с 1 января – изменение тарифов на 40 процентов,
  • а в октябре 2022 года еще на 30 процентов.

При таких поправках стоимость договора для конкретного водителя может возрасти почти на 100%, ведь планируют еще отменить территориальные коэффициенты и коэффициент по мощности авто.

Если от процентов перейти к реальным деньгам, то к концу 2022 года верхняя граница базовой ставки после поправок может приблизиться к 9 тысячам рублей. И это только базовая ставка, без учета оставшихся коэффициентов. Таким образом, реформа ОСАГО в новом году может пойти далеко не на пользу обычным автовладельцам.

Скидки и надбавки

Коэффициенты, так или иначе меняющие конечную стоимость полиса ОСАГО, останутся. Предполагается, что в рамках реформы страхования появятся и новые, которые будут зависеть от манеры езды водителя, от количества нарушений ПДД.

Но поскольку это все еще проект, а все проекты у нас разрабатываются за закрытыми дверями, нельзя с уверенностью сказать, какие именно коэффициенты появятся, и как сильно они будут удорожать или удешевлять страховку.

Телематика в автомобилях

Много разговоров и обсуждений вызвали последние новости о том, что страховщики для нового расчета стоимости страховки ОСАГО будут применять так называемые телематические устройства. Вернее, не для самого расчета, а для определения скидки или коэффициента, применяемых при расчете.

Подобные телематические устройства уже используются страховщиками при страховании по КАСКО. Используют такие устройства не все страховщики, а, например такие, как:

  • ИНТАЧ-страхование,
  • Ренессанс страхование,
  • страховая компания УРАЛСИБ
  • ИНГОССТРАХ.

Такие “жучки”, установленные в авто, будут показывать, какой стиль езды предпочитает водитель данного авто, быстро ли он ездит и резко ли он тормозит.

Однако, эти факторы могут никак не влиять на вероятность наступления страхового случая, ведь ДТП может произойти в случае, когда нарушит другой водитель, отсюда возникает вопрос, для чего всё это придумывают.

Объединение ОСАГО и КАСКО

В сентябре 2019 года регулятор предложил и разработал проект поправок, которыми предлагается как бы объединить два полиса в один. Но пока он ещё не вступил в силу.

В основном, условия для каждого из видов страхования останутся разными, но бланк будет один. В бланке полиса ОСАГО будет указываться информация о заключении соответствующего договора КАСКО. Взаимосвязаны будут сроки действия договоров.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Новые бланки с 1 февраля 2022 года

Напомним, что с 29 октября 2019 года вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО касаемо бланков полисов.

До 1 февраля 2022 года можно будет получить полис ОСАГО на старом бланке, в котором есть и серия, и номер. После указанной даты каждому бланку будет присвоен уникальный номер, соответственно, изменится и внешний вид самого бланка.

Электронный полис и электронное извещение о ДТП

Нововведениями в Закон об ОСАГО и Правила страхования дорабатываются некоторые изменения по оформлению и использованию электронных полисов ОСАГО. Регламентируются правила запросов страховщиком данных об автомобиле и страхователе в других системах и ведомствах, а не только у страхователя, в виде сканированных копий. Копии теперь необходимо будет загружать только в случае, если страховщику не удалось получить эти данные другими способами.

Данная реформа будет проходить и дальше, планируется освободить водителей, участвовавших в ДТП, от заполнения извещений, если ДТП оформлялось сотрудниками полиции, ведь в таком случае сотрудники сами указывают все необходимые данные в выдаваемых документах.

Но пока обязанность оформлять извещения никуда не делась, а в некоторых городах водители уже могут оформлять ДТП и извещение в электронном виде.

Новый штраф за страховку с 1 января 2022 года – это правда или нет?

  1. Согласно ряду источников, штраф за езду без полиса с 1 января 2022 года повысился в 6 раз – до 5 тысяч рублей. А за повторное нарушение водителей ждёт лишение прав.
  2. Но это всё неправда. Ссылки на официальные данные прилагаются.
  3. Тем не менее, есть ряд инициатив по изменению наказаний.

Ряд источников, не относящихся к списку официальных, сообщают о существенном увеличении штрафа ГИБДД за отсутствие страховки ОСАГО. Причём, по некоторым данным, изменения вступили в силу с 1 января 2022 года, а по другим – ещё с 20 ноября прошедшего года. Насколько вся эта информация соответствует правда, давайте выясним с отсылками на официальные законы и изменения в правилах!

Изменения штрафа за страховку – последние новости

Согласно блуждающей в интернете информации, наказание за езду без полиса ОСАГО повышается в несколько раз – до 5000 рублей на первый раз и лишения со штрафстоянкой за повторное нарушение.

Вот так выглядят санкции по новым правилам.

Новая таблица штрафов за ОСАГО

За что конкретно штраф?Сколько по-новому?Сколько было до изменений?
Отсутствие страховки ОСАГО (именно договора страхования)5000 рублей плюс штрафстоянка800 рублей
Если водитель не вписан в полис5000 и эвакуация на спецстоянку500 рублей
Повторная езда без страховкиЛишение прав на 4-6 месяцев и штрафстоянка800 рублей

Как видим, новый штраф ГИБДД за управление без договора страхования автогражданки повысился в 2022 году более чем в 6 раз. Кроме того, вводится повторная ответственность за это нарушение – до лишения водительских прав.

Правда ли это?

Нет. Ни один из пунктов таблицы новых штрафов выше не является правдой! На самом деле, ни с января 2022 года, ни с ноября 2019 не изменился ни один штраф, хотя в планах законодателей такие поправки в законодательство есть.

И вот актуальные меры ответственности за отсутствие полиса:

  • отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль – 800 рублей, все осталось по-старому,
  • если водитель не вписан в действующий полис – 500 рублей,
  • если водитель управляет автомобилем в период использования машины вне рамок, прописанных в ОСАГО – те же 500 рублей.

Хорошо! Но как убедиться, что не обманываем мы?!

На самом деле, проверить данную информацию очень просто. Мы знаем, что почти все административные наказания перечислены в Кодексе об административных правонарушениях. При изменениях штрафов обновляется он, а делается это изданием соответствующих новых федеральных законов. Они перед вступлением в силу должны быть обязательно опубликованы. И для этого есть даже несколько официальных источников:

  1. можете зайти на официальный сайт ГИБДД и посмотреть штраф за езду без страховки, здесь он значится именно в 800 рублей,
  2. ещё один авторитетный источник КоАП – сайт Консультант+, здесь вы можете также проверить информацию об изменении санкции,
  3. и, наконец, самый достоверный способ – это зайти на портал опубликования и попытаться найти федеральный закон, вносящий изменения в КоАП – не найдёте!

Вот официальная трактовка статьи 12.37 КоАП, которая отвечает за штрафы за ОСАГО:

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечёт наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Будут ли поправки?

Возможно, изменения вступят в силу, но в будущем. Не исключено, что и в рамках 2022 года. Вот только тот факт, что они уже действуют с 1 января либо с конца прошлого года – неправда.

На самом деле, есть несколько попыток внести поправки в действующее законодательство по нашей теме.

Новый штраф 5000 рублей

Ещё более года назад один депутат выступил с инициативой повысить наказание до указанной суммы.

Далее были попытки введения соответствующего нового ФЗ. Но все они не увенчались успехом для властей, и обновления в силу не вступили.

Лишение прав

Ещё один проект закона вводили как за повторное нарушение отсутствия страховки ОСАГО. А именно предлагалось к имеющимся 2 частям статьи 12.37 добавить ещё и третью часть, которая бы вводила наказание за повторную езду без полиса. И ответственность предусматривала бы 2 вида санкций:

  • либо новый штраф в размере 5 тысяч,
  • либо лишение прав (как более строгое наказание при наличии отягчающих обстоятельств) на срок от 4 до 6 месяцев.

Но и этот новый закон отклонили на втором чтении Госдумы.

Письма счастья

Между тем, уже давно технически проработана и действует в ряде городов возможность автоматической фиксации отсутствия страховки на камеры видеофиксации. А это может оказаться несколько дороже даже нового штрафа в размере 5 тысяч.

На данный момент камеры проходят тестирование в Москве и далее будут распространяться на другие города.

Законы РФ 2022

ОСАГО в 2022 году

По данным Автостата, в России по состоянию на начало 2019 зарегистрировано почти 52 миллиона транспортных средств. Из них около 80% (42 млн) – это легковые автомобили, принадлежащие рядовым гражданам (физлица). Действующее законодательство нашей страны обязывает всех владельцев страховать своих железных коней. Полис так и называется «Обязательное страхование гражданской ответственности ТС», сокращенно ОСАГО. Существует нормативный документ, в котором указаны все значимые нюансы этой процедуры. Его требования обязательны для всех городов нашей страны. Но время идет, правила меняются. Выходят новые постановления и указания. Правила получения страховки на авто не исключение. Что ждет владельцев ОСАГО в 2022 году? Сколько будет стоить стандартный полис автогражданки? Читайте далее.

ОСАГО в 2022 году

Как считается стоимость полиса? Калькулятор

Формула расчета цены страховки является обязательной для всех компаний, предоставляющих эту услугу.

ТБ – базовый тариф, размер которого устанавливает Центробанк РФ. Раннее, до 2015, величину устанавливало Правительство. ТБ определяется как ценовой коридор, включающий минимальное и максимальное значение, выйти за переделы которого страховая фирма не имеет права.

КТ – коэффициент, определяемый в зависимости от города регистрации автомобиля. Это значение также устанавливает Центробанк. Его величина сильно колеблется. К примеру, в Севастополе его значение равно 0,6, а в Москве и Мурманске – 2 и 2,1 соответственно.

КМ – зависит от мощности (лошадиных сил) авто. Значение одинаково по всем регионам, меняется лишь порог цены при увеличении количества лошадок под капотом.

КВС – коэффициент, определяемый по возрасту и стажу. Ряд значений представлен от 1,87 до 0,93. Не учитывается, если полис оформлен на неограниченное количество лиц, допущенных к управлению.

КО – ограничения по использованию автомашины. Используется, когда страховка выдается на неограниченное количество водителей.

КМБ – всем известный бонус-малус. Если водитель не имеет на своем счету аварий, то его значение равняется 1. С каждым годом, при продолжении аккуратного (безаварийного) вождения, коэффициент снижается. Минимальное значение 0,5. Максимальная же величина достигается при наличии у автовладельца от 4 выплат по страховке. Ее размер составляет 2,45.

КС – понижающий коэффициент. Его применяют, когда машина используется ограниченное количество месяцев в году (страхование не на полный год).

КН – устанавливается в двух случаях:

  • когда страхователь утаил или специально указал в заявлении при оформлении полиса неправильные данные, из-за которых стоимость страховки была снижена;
  • при организации «подставной аварии».

С 1 сентября 2017 отменили КС. Законодатели обязали автолюбителей и страховые компании заключать договора по ОСАГО минимум на 1 год.

Хотя порядок расчета выглядит весьма затруднительным, фирмы-страховщики на своих сайтах в сети «Интернет» предоставляют онлайн калькулятор. С помощью него, указав минимальное количество данных о водителе и о машине, можно получить достоверные сведения по стоимости ОСАГО.

Изменения 2022, подорожает ли полис?

Закон об ОСАГО претерпевал изменения несколько раз с 2002. Именно в этом году документ за номером 40ФЗ был принят Госдумой и зарегистрирован в Минюсте.

Впервые термин ОСАГО появился в 1920 на территории США. Через 20 лет, в 1940-х эта норма распространилась по всей Европе. В России впервые заговорили об обязательном страховании еще в 1960, но безрезультатно. Впоследствии, эту тему поднимут в 1990-х.

Давайте сначала познакомимся с наиболее важными изменениями, которые происходили до 2019.

ОСАГО в 2014

В 2014 Госдумой был принят пакет поправок к 40ФЗ. Нововведения вступили в силу 1 сентября и содержали следующие изменения.

  1. Прицепы к грузовым автомобилям теперь не нужно страховать отдельно. Теперь факт страхования прицепного транспортного устройства подтверждался в полисе на авто.
  2. Поправки в порядок оформления «европротокола».
  3. Установление тарифов (коэффициентов, надбавок) поручено Центробанку.
  4. Корректировка основных правил, направленных на возмещение убытков (страховой премии) после досрочного расторжения страховки.

Самой значимой переменой стала передача полномочий по установлению тарифов главному регулятору страны – ЦБ РФ.

ОСАГО 2017

Через 3 года, в 2017 ОСАГО снова ждет реформа, и уже более значимая, нежели в 2014. А вот какие перемены она принесла.

  1. Изменен порядок приемки и осмотра автомобиля при оценке его технического состояния после аварии. Теперь компания обязана за 5 дней провести экспертизу после того, как страхователь написал заявление о ДТП. Раньше закон устанавливал тот же срок (5 дней) но только после предъявления машины на осмотр.
  2. Минимальный срок выдачи полиса – 1 год. Ранее фирмы выдавали страховки на 3 и менее месяца.
  3. Увеличили выплаты по ДТП, оформленные с использованием «европротокола». Максимальное значение теперь равняется 100т.р.
  4. Запрещена независимая оценка состояния машины после ДТП, организованная одной из сторон страхового спора. Теперь перечень мастерских, которые могут участвовать в экспертизе, фирма выкладывает на своем сайте. При необходимости провести осмотр в другом ПТО, страхователь согласовывает это мероприятие со страховщиком.
  5. Введено натуральное возмещение. Это означает, что компания не выдает сумму ущерба наличными или банковским переводом, а производит оплату счета на ремонт, выставленного ПТО.
  6. Расширили тарифный коридор по базовой ставке на 30% в обе стороны. Изменения должны будут произойти, начиная с сентября 2019.

Из всех изменений, наиболее значимым стал пункт 5 о натуральном возмещении. С установлением такого правила, законодатели лишили возможности безответственных страховщиков или страхователей обманным путем увеличить/уменьшить выплаты.

Натуральное возмещение по ОСАГО

В мате 2017 В. Путин подписал закон, в который входили поправки, касающиеся страховых выплат. Теперь денежное возмещение отменено, а введено натуральное. Это значит, что фирма-страховщик будет переводить деньги на лицевой счет ПТО, которая проводила ремонт авто.

А вот перечень основных нюансов этого новшества.

  1. Полный перечень пунктов ПТО с которыми компания-страховщик работает (заключила договор), должен быть предоставлен на сайте фирмы, а также на бумажных носителях в офисе на видном месте.
  2. ПТО должны находиться не более чем 50км от ДТП или адреса жилья потерпевшей стороны. Если это расстояние больше, то доставка автомашины будет произведена за счет фирмы-страховщика.
  3. Ремонт новых авто, возраст которых не больше 2 лет, производится только у официальных ПТО данной модели.
  4. Ремонт производится с применением новых запчастей. Использовать комплектующие б/у можно только при согласовании и договоренности с владельцем ремонтируемого автомобиля.
  5. Срок ремонта установлен 1 месяц (30 суток). Если отремонтировать транспорт за этот период не получается, к фирме-страховщику применяется пеня 0,5% за каждый день просрочки.

Но денежная компенсация отменена не полностью. Существуют обстоятельства, при наступлении которых компания-страхователь обязана возместить ущерб деньгами. Это возможно:

  • когда автомашину невозможно отремонтировать;
  • при получении участниками ДТП тяжких телесных последствий;
  • когда наступила смерть одного из потерпевших;
  • стоимость ремонта больше, чем 400 000рублей (при несогласии потерпевшего доплатить);
  • если за 30 дней ремонт произвести невозможно;
  • при договоренности страховщика и страхователя.

К тем компаниям, которые нарушают правила предоставления натурального возмещения, Центробанк предъявляет санкции, запрещающие эту норму. При этом фирма возвращается на прежний порядок выплат – денежную компенсацию.

Что будет в 2022: последние новости

Главным новшеством, которое ожидают все автолюбители в будущем 2022 – это отмена двух основных коэффициентов. Речь о ставках за мощность двигателя, а также территориальном коэффициенте. В законопроекте установлено, что КТ отменят с начала 2022 (1 января), а КМ – с октября того же года.

Вместо уже прижившихся ставок, парламентарии предлагают ввести новые, более современные и «правильные» ставки. Они будут зависеть от манеры (стиля) езды а также от количества грубых нарушений ПДД.

Коэффициент стиля вождения подразумевает учет таких факторов, как:

  • резкие разгоны;
  • резкие торможения;
  • резкие перестроения;
  • длительность езды;
  • частота пользованием машины.

Чтобы собрать данные по манере езды, автомашины планируется снабжаться специальными устройствами (телематические). Но здесь возникает интересный факт: если водитель любит «полихачить», для чего ему ставить такой прибор в салон своего железного коня? Тем более что платит за устройство и установку придется из своего кармана.

Новые автомобили снабжены бортовым компьютером, на который установлена телематическая система российского происхождения «ЭРА-ГЛОНАС». Программное обеспечение, а также бесперебойная связь со спутником позволит вести учет манеры вождения. Ожидается, что чем спокойнее человек водит свое авто, тем меньший коэффициент ему назначит страховая фирма. Точных значений коэффициента законодатель пока не приводит.

Второй коэффициент зависит от наличия у водителя таких грубых нарушений, как:

  • проезд запрещающего светофора;
  • езда со скоростью большей, чем установлено на данном участке дороги на 60 км;
  • вождение в состоянии опьянения (наркотики, алкоголь);
  • выезд на «встречку».

Конкретных данных об этой величине пока нет. Парламентарии еще проводят работу в этом направлении. После того, как очередной законопроект об ОСАГО внесут в Госдуму на рассмотрение, появятся первые данные о том, чего ждать автолюбителям в 2022. В настоящий момент даже страховые компании не знают, чего ожидать в будущем. На сайтах страховщиков до сих пор функционирует прежняя формула, с помощью которой происходит онлайн расчет стоимости полиса.

Увеличение тарифного коридора

Базовый тариф ТБ определяет основную стоимость полиса. Именно от этой величины фирмы производят расчет конечной суммы. Сейчас его значение колеблется в диапазоне от 2746рублей до 4942рублей. Но реформа 2022 предполагает увеличение его рамок в обе стороны. Вот о чем речь.

  1. С начала 2022 (январь) тариф увеличат на 40%. Предполагаемые значения: от 1961рубля до 6919рублей.
  2. С октября 2022 увеличат на 30%. Предполагаемые значения: от 1508рублей до 8995.

В законопроекте указано именно расширение тарифного коридора. То есть, его нижнее значение уменьшат, а верхнее увеличат. Такое новшество позволит значительно расширить базу и получать индивидуальную ставку по ОСАГО для каждого автолюбителя.

Мы стремимся разработать персональный подход к каждому страхователю. Важно, чтобы цена полиса ОСАГО, а также порядок обслуживания для каждого клиента учитывали его индивидуальные характеристики. Например, в Германии страховые фирмы добросовестным водителям высылают деньги на карту уже через 5 минут после ДТП. Представляете, какое доверие людям. Такую систему можно наладить и в России, но только после индивидуализации расчета полиса ОСАГО.

По мнению И. Юргенса, новшества позволят снизить цену автогражданки для добросовестных водителей. Уже заметны первые плоды реформы. Средняя цена полиса снизилась на 5%.

Также законопроект предполагает увеличение выплат страхованию жизни и здоровья в 4 раза. Сейчас это значение равняется 500т.р. В будущем году ожидается рост до 2млн.р.

Но кроме положительных изменений, парламентарии предлагают ужесточить наказание за отсутствие страховки. При повторном выявлении вождения без ОСАГО, водителей предлагается лишать прав.

Пока реформа ОСАГО 2022 находится на стадии разработки. Нововведения обсуждаются, корректируются, исправляются. По итогам этих работ могут появиться новые идеи и предложения. Автолюбителям остается только дождаться 2022.

В 2022 году старые автомобили лишат ОСАГО?

Тревогу бьют как юристы, так и автоэксперты – новые изменения в порядок проведения технического осмотра по факту ставят крест на приобретении полиса ОСАГО владельцами старых автомобилей.

Федеральным законом от 06.06.2019 № 122-ФЗ внесены существенные изменения в порядок проведения технического осмотра автомобилей. Если ранее заявлялись предложения полностью отменить техосмотр, то власти решили пойти путем «от противного» и ужесточить процедуру его проведения в разы.

В частности, наибольший резонанс вызывает обязанность СТО производить фотосъемку проверяемого автомобиля с последующим тщательным контролем за достоверностью вносимых в базу ЕАИСТО сведений.

Что это значит?

  • Сотрудники СТО не смогут более проводить техосмотр «формально», надлежащей проверки всех узлов и агрегатов автомобиля;
  • Приобрести карту технического осмотра без посещения СТО станет невозможно, поэтому все «бонусные» продажи техосмотра вместе со страховкой уйдут в прошлое.
  • Все фото будут делаться с обязательной ГЕО-привязкой, поэтому сфотографировать автомобиль в Волгограде и подгрузить его в базу ТО на СТО Москвы уже не выйдет.

Поправки направлены на упорядочение процедуры технического осмотра, которая в данный момент просто не имеет смысла и превратилась лишь в кормушку недобросовестных операторов. О проблемах технического осмотра в РФ мы уже писали в рамках беседы с руководителем одной из станций ТО.

Если вкратце, то все владельцы автомобилей с проблемами предпочитали покупать диагностическую карту, нежели тратить время на визит на СТО и последующее устранение недостатков. А официальные станции технического осмотра вынуждены проводить ТО максимально комфортно и с минимальными придирками – чтобы хоть как-то выжить и не закрываться.

И вот новые правила полностью ликвидируют незаконную выдачу диагностических карт, поскольку подменить фото уже не выйдет. На выходе – ворох проблем для владельцев старых автомобилей, которые проблематично привести в адекватное техническое состояние.

Владельцы старых авто не смогут получить диагностическую карту и, соответственно, не смогут оформить полис ОСАГО — ведь прохождение ТО перед его получением является обязательным.

Какие перспективы ждут владельцев старых автомобилей?

На многих станциях технического осмотра приезжающих на проверку владельцев авто уже предупреждают: с 2022 года контроль будет в разы более жёстким и предлагают владельцам маши заранее подготовиться к следующему ТО, иначе диагностической карты им не видать.

На горячую линию наших юристов так же поступают самые разные вопросы, касающиеся ТО.

Вопрос 1: У меня «Волга» 1977 года выпуска. Машина в целом исправна, но технической осмотр она не пройдет из-за множества возрастных проблем. Получается, после новых поправок в закон я не смогу оформить ОСАГО и вынужден буду ездить без страховки?

Вопрос 2: Я владею достаточно старым автомобилем, который регулярно ломается. На ТО последний раз я кое-как прошел осмотр, но сотрудник станции указал, что в следующем году все будет записываться на видео и мне не грозит пройти технический осмотр… Правда ли это?

Подобные настроения царят среди всех автомобилистов, которые имеют автомобили с возрастом и рядом проблем. Попробуем разобраться, насколько оправдана их паника?

Комментируют юристы

Автоюрист Николай Марков: Паника по поводу недоступности ОСАГО для старых машин несколько преувеличена.

  • Во-первых, на видео процедура ТО действительно записываться может, но эти данные будут храниться на станции СТО и едва ли их кто-то будет просматривать.
  • Во-вторых, фиксируется сам факт прибытия машины на реальную СТО, но не все действия сотрудников станции.

На выходе все останется так же, как и сейчас при прохождении реального технического осмотра. Сотрудники станции проверят машину на соответствие ключевым требованиям безопасности (тормоза, шины, рулевое управление) и т.д., но на мелкие проблемы по-прежнему будут закрывать глаза, скорее всего. Или же предлагать их устранять на месте – ведь при каждой станции технического осмотра есть свой сервис, они этим и живут.

Все-таки ключевые узлы автомобиля должны быть проверены и их на СТО будут проверять тщательно, ведь в случае ДТП из-за неисправности автомобиля ответственность может понести и сотрудник станции ТО, выдавший диагностическую карту без нареканий. Особенно на фоне ответственности до 300 тыс. рублей.

Если у вас остались юридические вопросы, касающиеся ОСАГО и ТО – вы можете задать их нашим юристам в форме ниже.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Последние изменения в ОСАГО с 2022 года: свежие новости о правилах, тарифах

В области страхования регулярно появляются нововведения. В стороне не остается и обязательная страховка автогражданской ответственности (ОСАГО). Так, Центробанк часто публикует новости о смене правил составления полиса, расчете его стоимости, применяемых коэффициентах. Какие изменения в ОСАГО с 2022 года следует ожидать автовладельцам – подробный разбор в данной статье.

Реформа ОСАГО

С самого запуска ОСАГО являлось наиболее убыточным продуктом для страховщиков и несправедливым для водителей. Ведь при расчете стоимости полиса в первую очередь обращали внимание на место жительства страхователя и поверхностно рассчитывали коэффициенты возраст-стаж, бонус-малус. Поэтому с целью разрешить споры относительно неверно определенной стоимости страховки было принято решение ввести изменения в области данного вида обязательного страхования.

Предполагается, что вводимые правила расчета цены полиса ОСАГО будут направлены на максимальную индивидуализацию тарифа. Планируется увеличить стоимость полиса для «опасных» водителей (практикующих регулярное нарушение правил дорожного движения, рискованную езду) и снизить для аккуратных автолюбителей. Как заявил Габуния Филипп Георгиевич, директор департамента страхового рынка Банка России, на сегодняшний же день стоимость ОСАГО для многих несправедлива. Например, прилежному водителю из Челябинска придется заплатить больше, чем регулярно попадающему по своей вине в ДТП сочинцу – и это только из-за того, что при расчете цены страховки был взят во внимание региональный коэффициент.

В рамках реформы предполагается внести несколько кардинальных изменений:

  • увеличить тарифный коридор на 80% (по 40% в большую и меньшую сторону);
  • ввести больше значений коэффициента возраст-стаж;
  • разрешить страховым компаниям использовать при расчете стоимости ОСАГО в 2022 году новые показатели (только не выходя за рамки установленного ценового коридора);
  • перестать использовать при расчете рассматриваемой страховки территориальные и «мощностные» коэффициенты.

Важно! Изменения будут введены не одномоментно, а в течение некоторого времени. Так, часть поправок должны вступить в силу уже с начала 2022 года.

Отмена коэффициентов

В июле 2019 года на рассмотрение в Государственную думу был внесен законопроект под номером 754963-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»». Подразумевалось отменить два вида коэффициентов, используемых при расчете стоимости ОСАГО:

  • территориального – с 1 января 2022 года;
  • мощности – с 1 октября 2022 года.

Важно! Цена страховки складывается из двух составляющих: базового тарифа и различных коэффициентов. Предполагается, что отказ от указанных показателей и ввод новых позволит сделать стоимость полиса более справедливой для автолюбителей.

При этом вводимые изменения должны внести поправки и в допустимые значения базового тарифа. Так, с начала 2022 года коридор ставок должен повыситься на 40% в каждую сторону, а с октября того же года – на 30. Тем самым, страховщики смогут удорожить ОСАГО для небрежных водителей и удешевить – для аккуратных.

Внимание! На сегодняшний день (январь 2022 года) законопроект все еще находится на стадии рассмотрения. Отмена территориального коэффициента еще не осуществлена.

Как изменится цена страховки

Новость о внесенном на рассмотрение законопроекте об отмене коэффициентов и увеличении тарифного коридора стала поводом для выплеска автовладельцами отрицательных эмоций в сети. Многие считают, что цена ОСАГО подорожает для большинства водителей и жители небольших населенных пунктов, где преобладает спокойная обстановка на дорогах, будут платить столько же, сколько и коренные москвичи.

С уверенностью, согласиться или опровергнуть домыслы пользователей пока невозможно – изменения в Федеральный закон об ОСАГО еще не внесены. Пока только остается надеяться, что реформа действительно поможет максимально индивидуализировать цену полиса и сделать ее, наконец, справедливой для всех водителей.

Калькулятор ОСАГО онлайн

Понять, насколько повлияла вводимые изменения в области обязательного страхования автогражданской ответственности на стоимость полиса, позволит предложенный на сайте сервис. Следуя инструкции и вводя в указанные поля требуемые значения, можно получить информацию о стоимости страховки в различных страховых компаниях.

Итак, пользователю потребуется заполнить следующие поля:

  • Информацию о транспортном средстве: марка, модель, год выпуска, мощность автомобиля;
  • Место жительства автолюбителя (показатель актуален, так как последние изменения в законе об ОСАГО еще не вступили в силу);
  • Предполагаемый срок страхования;
  • Контакты для связи (номер телефона, адрес электронной почты).

После заполнения всех полей следует отправить запрос на определение цены полиса. В дальнейшем здесь же есть возможность приобретения страховки.

Скидка для аккуратных водителей

Насколько положительно изменится стоимость ОСАГО для водителей благодаря отмене старых и вводу новых коэффициентов, расширению тарифного коридора, пока сказать трудно. Есть другое предложение правительства, которое точно должно снизить цену страховки для аккуратных автовладельцев. Речь идет о возможности использовать сведения с телематических устройств, позволяющих оценить манеру езды на автомобиле. Таким образом, прилежные автолюбители смогут получить скидку на приобретение полиса.

Внимание! Предположительно под телематическими устройствами понимается система Эра-ГЛОНАСС, которой оснащены все новые автомобили отечественного и зарубежного производства. Она позволяет фиксировать ускорение при разгоне и торможении. А систематически производимые плавные наборы скорости и торможения – признак аккуратной езды и, соответственно, повод страховщику сделать скидку своему клиенту.

Естественно, свежее изменение окажется актуальным только обладателям новых автомобилей, в которых уже установлено указанное устройство. Ведь снабжать машину системой Эра-ГЛОНАСС только для получения скидки по ОСАГО не совсем рационально: стоимость механизма превышает 30 000 рублей. Однако на перспективу такая поправка вполне справедлива и оправдана и, пожалуй, действительно позволит сделать цену обязательной страховки объективной.

Изменения в страховых суммах

Предложенный на рассмотрение в Государственную думу законопроект должен изменить и максимальный порог страховой выплаты. Сейчас при причинении вреда жизни и здоровья гражданину в результате дорожно-транспортного происшествия может быть выплачена компенсация в размере до 500,000 рублей. Поправки в закон должны увеличить этот показатель в 4 раза: до 2,000,000 рублей.

Страховая выплата согласно тексту законопроекта должна была увеличиться с 0101.2022 года. Однако решение по поправке еще не принято – соответственно, автолюбителям на сегодняшний день следует полагаться на прежние цифры.

Другие новшества и нюансы 2022 года

Но на вышеупомянутых поправках реформа ОСАГО 2022 еще не заканчивается. Согласно тексту законопроекта предполагается внести и другое изменение – а именно обязать пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия граждан оповестить страховщика о месте и времени проведения независимой технической экспертизы попавшего в аварию транспортного средства. Тем самым предполагается минимизировать количество злоупотреблений при осуществлении подобных операций.

Как проводится независимая экспертиза транспортного средства после ДТП можно узнать в специальной статье.

Важно! Все вышеперечисленные поправки – это еще только пункты предложенного на рассмотрение законопроекта. Возможно, при принятии решения относительно обновленного закона часть из них будет одобрена, другая – отменена, а третья вовсе изменена до неузнаваемости.

Статистика европротоколов в России

Если еще несколько лет назад столкновение автомобилей обязательно сопровождалось вызовом сотрудников ГИБДД, то, согласно изменениям в ПДД, внесенным с 1 марта 2009 года, конфликт стало допустимо разрешать с помощью так называемого «европротокола». Рассчитывалось, что такой ход решения проблемы позволит снять нагрузку с дорог (ведь водители смогут освободить проезд скорее – не нужно часами ожидать приезда инспектора на место) и, в общем, упростит процедуру оформления ДТП.

На деле нововведение не сразу было оценено автолюбителями. В первые годы очень малый процент аварий регистрировался с помощью Европротокола. Но ситуация несколько изменилась в последние годы.

Важно! Европротокол – специальный бланк, предназначенный для заполнения в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия. Он выступает своего рода извещением о произошедшей аварии. Составляется такой акт непосредственно на месте столкновения водителями пострадавших транспортных средств. Эта форма – реальное основание для получения страховой выплаты.

Более подробная информация о Европротоколе, способах его использования расписана в отдельном посте Европротокол по ОСАГО: как составить, сроки подачи, требования и варианты получения выплаты в 2022 году.

Судя по свежей статистике, большинство россиян в 2019 году предпочли отказаться от вызова на место ДТП инспектора ГИБДД и самостоятельно заполнили бланк с подробностями случившейся аварии. Так, согласно данным, приведенным на официальном сайте Госавтоинспекции России, 52,6% столкновений транспортных средств были зарегистрированы новым способом, что говорит о росте количества оформленных бланков за год (752,000 европротоколов в 2019 году против 623,400 от 2018 года).

Выводы

Подводя итоги вышесказанному о вводимых изменениях в ОСАГО с 2022 года, можно выделить следующие основные пункты:

  • Законопроект о нововведениях в области страхования автогражданской ответственности еще находится на рассмотрении – значит, новые правила расчета стоимости полиса еще не вступили в силу;
  • Наиболее значимые пункты предложенного на рассмотрение в Государственную думу законопроекта призывают к отказу от регионального и «мощностного» коэффициентов, увеличению тарифного коридора на 40% в каждую сторону, возможности страховыми компаниями создавать новые показатели для расчета стоимости ОСАГО (с целью сделать цену более обоснованной для всех автовладельцев), увеличению размера страховых выплат от полумиллиона до 2 миллионов рублей в случае причинения в ходе ДТП вреда жизни и здоровью участников аварии;
  • Кроме того, принятие нового законопроекта повлияет и на ход проведения независимой экспертизы транспортного средства после столкновения. Теперь водители будут обязаны оповещать страховщика о месте и времени проведения процедуры – это позволит избавиться от умышленно произведенных недостоверных оценок.

Заранее благодарны за «лайки» и репост записи в социальных сетях!

Изменения ОСАГО в 2022 году

В июне текущего года Правительство РФ утвердило проект закона, который, в случае принятия, поменяет порядок расчета цены обязательного страхового полиса для автовладельцев. В 2022 г. в новом ОСАГО планируют отменить территориальный коэффициент и показатель мощности двигателя легкового авто. В то же время изменения в ОСАГО в 2022 году позволят страховым компаниям расширить тарифный коридор и формировать персональные коэффициенты для клиентов, что также отразится на итоговой стоимости страховки.

Планируемые изменения

Напомним, что в 2019 г. уже действуют законодательные инициативы Центробанка о тарифах на ОСАГО. Согласно новшествам, расширился на 20% (вверх и вниз) тарифный коридор по «автогражданке». Также реформировали коэффициент «возраст-стаж» — вместо 4 категорий возраста теперь действует 58 степеней. Перечисленные изменения, по мнению законодателей, шаг к справедливому формированию цены страхового полиса для собственников транспортных средств.

Новый закон, вместе с отменой перечисленных коэффициентов, предоставляет страховщикам право устанавливать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от пределов тарифного коридора на 40% (с 1 января) и еще на 30% (с 1 октября). Увеличивается лимит компенсаций за угрозу жизни и здоровью с 500 тыс. до 2 млн. р., аналогично выплатам, которые распространяются, например, на пассажиров автобусов.

С 2022 года, в процессе выдачи полиса, планируют учитывать следующие факторы, влияющие на размер коэффициента:

  • число нарушений ПДД;
  • общий стаж вождения;
  • возраст водителя;
  • число ДТП;
  • тестирование на предмет определения манеры вождения с помощью специального телепатического устройства, которое устанавливается в автомобиль (приборы уже используют при оформлении КАСКО такие компании как ИНТАЧ-Страхование, УРАЛСИБ и ИНГОССТРАХ)

Законопроект предполагает внедрение новых повышающих коэффициентов за грубые нарушения ПДД. На основе перечисленных факторов страховщики смогут самостоятельно определять вероятность попадания транспортного средства в ДТП и наступления страховых случаев.

Объединение ОСАГО и КАСКО

В сентябре 2019 года появилась новость о том, что регулятор разработал и предложил поправки, которые объединяют два полиса в один. Условия для каждого вида останутся разными при едином бланке. В документ для ОСАГО будут вноситься данные о подписании соответствующего договора КАСКО. Периоды действия соглашений также будут взаимосвязанными.

Стоимость и расчет

Последние новости говорят о том, что в следующем году для базовой ставки введут более широкий тарифный коридор, с увеличением или понижением на 20%. Для водителей с большим стажем итоговая стоимость может быть снижена из-за расширения степеней квалификации. Но после вступления изменений в силу, на первых этапах формирования цены полиса будет браться во внимание и мощность транспортного средства, поэтому сразу рассчитывать на снижение стоимости не следует.

Для уточнения общей суммы страховщикам нужно предоставлять следующие данные:

  • марка и модель авто;
  • дата начала действия полиса;
  • период страхования;
  • место оформления;
  • список лиц, которые будут управлять транспортным средством.

Расчет, как и раньше, будет осуществляться в индивидуальном порядке и пока не до конца понятно, как повлияют изменения на стоимость страховки. По мнению представителей Союза автостраховщиков, планируемые новшества, а также индивидуализация тарифов позволит снизить цену, как это произошло в текущем году в отношении грузовых автомобилей – с 8053 до 7232 р. и легковых транспортных средств – с 5635 до 5488 р. из-за снижения стоимости страховки по РФ в целом.

Другое мнение у автомобилистов, которые считают, что изменение границ коридора на 40% и 30% к концу уже следующего года приведет к увеличению базовой ставки до 9000 р., без учета других коэффициентов. Т.е. реформа будет иметь негативные последствия, прежде всего, для водителей.

Ужесточение санкций за отсутствие страховки

Ответственность за езду без полиса закреплена в ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. За первое нарушение выписывается штраф в размере 500 р. Аналогичная сумма взыскания для водителей, которые купили страховку в электронном варианте, но не распечатали документ на бумажном носителе. Штраф за просроченный документ – 800 р.

  • если водитель не вписан в документ – 500 р.;
  • отсутствие страховки – 500 р.

В Думе активно обсуждается законопроект, предусматривающий увеличение штрафов за отсутствие полиса. Особо злостных нарушителей планируют лишать водительских прав на полгода. Документ официально еще не принят, однако действующие санкции за отсутствие страховки (в 4 раза меньше, чем самый дешевый патент) склоняют автовладельцев вовсе не страховать транспортное средство. Не останавливает нарушителей и тот факт, что платить за полис гораздо выгоднее, чем самостоятельно покрывать расходы при аварии. Поэтому вероятность принятия поправок довольно высокая.

Ссылка на основную публикацию