Пенсия и пособия в Молдове

Пенсия в Молдове

Задаваться вопросами о том, как оформить пенсию, когда нужно этим заниматься и на какую сумму можно рассчитывать, граждане Молдовы начинают, перед тем как пробьёт тот самый час. Но знать закон и следить за его изменениями нужно всем ответственным членам общества без исключения.

Закон о пенсии

Закон гласит, что претендовать на пенсию могут лишь граждане, постоянно живущие на территории Республики. Реализовать свое право возможно:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • когда гражданин теряет трудоспособность;
  • по потере кормилица;
  • получает статус инвалида.

Бюджет пенсионного фонда – это деньги, которые внесли сами застрахованные лица. Также взносы работодателей, небольшая часть – начисления от других фондов и средства госбюджета. Ввиду этого, сумма пенсионных выплат будет зависеть от периодов страхования, то есть от тех средств, которые он сам внес в казну фонда.

Выход на пенсию в Молдове

Период страхового стажа увеличился на полгода. Теперь, граждане, планирующие выход на пенсию после 01.07.2017 года, попадают под новые установленные законодательством сроки:

  • мужчины могут оформить пенсию, достигнув 62-х лет и четырех месяцев, при условии, что их страховой стаж не менее 33-х лет и шести месяцев;
  • женщины могут рассчитывать на пенсию с 57-и с половиной лет, имея 30 с половиной лет стажа.

Дополнительная информация! Законодательством уже предусмотрено уравнивание нормы выхода на пенсию мужского и женского населения Молдовы. Это будет осуществляться поэтапно – повышение пенсионного возраста будет происходить ежегодно.

Уже с июля 2019 года, мужчины начнут выходить на пенсию по достижению 63-х лет, а женщины догонят их к 1 июля 2028 года.

В 2017 году было установлено еще два нововведения:

  • С 1 апреля процесс оформления пенсии не требует предоставления справок о доходе за период с 01.01.1999 года, поскольку учитывается только застрахованная прибыль.
  • С 1 июня ввели поощрительный «тариф» для женщин, которые родили и воспитали пять и больше детей – они могут выйти на пенсию на 3 года раньше.

Важно! Устанавливая пенсию, нужно предоставить страховой период, который подтверждает трудовая книжка.

Досрочная пенсия

Желание граждан получить пенсию раньше срока, более чем понятно. Новый проект о пенсии включает пункт, который при определенных условиях предусматривает оформление пенсии раньше стандартного срока на 3 года.

Первым обязательным условием является наличие страхового стажа, соответствующего действующему закону. Кстати, в данном случае, не страховой стаж игнорируется.

В числе не страховых периодов:

  • срочная или сокращенная военная служба;
  • военная служба по контракту;
  • декретный отпуск;
  • временная нетрудоспособность;
  • дневное обучение;
  • и другие.

Размер пенсии остается тот же, что и при достижении пенсионного возраста, а не страховой стаж засчитывается после досрочного оформления пенсии по достижению стандартного возраста.

Расчет пенсии

А вот главным вопросом любого гражданина Молдовы остается – «какую пенсию я буду получать?» Необязательно достигать пенсионного возраста, чтобы вычислить размер бедующей пенсии.

Работодатели ежемесячно переводят в государственный фонд 6% от дохода каждого сотрудника. Полученные средства хранятся на лицевом счете каждого официально зачисленного в штат работника. Получается, что размер пенсии также зависит от размера зарплаты.

Важно! Следует учитывать, что каждый год государство индексирует пенсионные выплаты. С 01.04. 2017 года, индексация составляет 7,95%.

С 1 апреля 2017 года были введены новые реформы, в рамках которых расчет пенсии бы изменен. По новой формуле размер пенсии определяться общим трудовым стажем, ежемесячным средним застрахованным доходом и накопительным коэффициентом, который составляет 1.35%. Новая реформа обеспечит повышение пенсий до 5-25%.

Внимание! Расчет можно произвести по формуле: P = 1, 3% x Tt x Vav. Где Р- пенсия, Tt- период общего страхового стажа, Vav- средняя застрахованная ежемесячная прибыль, в то время как 1,35% – является накопительной ставкой.

Средняя пенсия в Молдове

По нынешним расчетам размер средней пенсии не достигает даже прожиточного минимума. Средняя пенсия, после индексации 2017, дотянула до 1495,72 лея, при том, что еще в начале 2017 года молдаване, получали 1356,75 лея.

В качестве прожиточного минимума была установлена сумма в 1566 леев.

Минимальная пенсия в Молдове

В самом худшем случае, молдавские пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в размере 961 лей.

Такая на сегодня «минималка» выплачивается по достижению возраста. Но в случае с группами инвалидности, дела обстоят еще хуже, пенсия для 1 группы составляет всего 720,75 лей, для второй – 672,70, для третей – 480,5 леев, что почти в 4 раза меньше прожиточного минимума.

Самые мизерные пенсии получают в Молдове в случаях потери кормильца, за выслугу лет, ввиду органичных возможностей.

Повышение пенсий

На самые высокие пенсии могут рассчитывать граждане следующих категорий:

  • Гражданская авиация. В среднем представители данной категории получают до 7 тысяч 395,8 лея.
  • Группа участвующих в ликвидационной операции последствий Чернобыльской аварии. Средняя пенсия составляет 3 тысячи 38,03 лея;
  • Военнослужащие и их семьи. В среднем пенсия достигает одной тысячи 351,98 лея;
  • Остальные категории. В среднем повышенная пенсия достигает 4 тысяч 194,13 лея.

Ожидать ли повышение пенсий? Новые реформы предполагают повышение пенсий не только путем ежегодных индексаций, но также посредствам валоризации страховых доходов и повышения «минималки».

Уже с 01.04.2017 пенсии начисляются по нововведённой формуле, которая учитывает связь между социальным страхованием и суммой пенсии. А вот с 01.04.2018 года, пенсии обещают проиндексировать на 6,8%, подняв размер «минималки» до одной тысячи 26 леев.

Пенсия в Приднестровье

В ноябре 2017 года, размер средней пенсии в Приднестровье достигает 1350 рублей. Плюс с ноября месяца пенсия повысилась за счет надбавки (российской гуманитарной помощи) на 90 рублей. Что касается минимальной пенсии, она также превышает «минималку» Молдовы. Выходит, что в Приднестровье, даже учитывая особый режим финансирования, пенсия превышает показатели соседних стран.

Вопрос получения пенсии актуален для каждого. Важно следить за изменениями и реформами в законодательстве, чтобы своевременно приступать к оформлению, а также знать свои права и уметь рассчитать свою пенсию наперед. Независимо от изменений в законе, неизменным остается одно – чем больше трудового стажа, тем достойнее пенсия.

Пенсия в Молдове в 2019 году

Молдавская пенсионная система в 2019 г. претерпела ряд благоприятных изменений: увеличение пособий примерно в 2 раза, появление возможности произвести расчет полагающейся выплаты самостоятельно. Период ухода за ребенком-инвалидом будет засчитываться в трудовой стаж его родителя.

Последние изменения, индексация

В результате принятия новых законопроектов в 2019 г. пенсия в Молдове увеличится практически в 2 раза. Проведено индексирование пособий с учетом настоящего экономического положения Молдовы. Итог – рост трудовых пенсий на 45-100 %.

Первыми пересчитаны пособия гражданам, вышедшим на заслуженный отдых в 2000-2007 гг. (порядка 83 тыс. человек). Их государственное содержание возрастет на 36,8 %. Затем увеличатся выплаты инвалидам – до 1025 леев (на 40 %).

С 2019 года все пособия в Молдове будут высчитываться по универсальной формуле. Новшество коснется оформивших пенсию с апреля 2017 г. При расчете пособия будут учитывать 3 фактора: трудовой стаж, среднемесячный страховой доход и накопительную часть.

Тем, кто вышел на заслуженный отдых ранее, перерасчет пособий будет произведен по уровню инфляции, графику снижения покупательских потребностей пенсионера. Средняя пенсия составит не меньше 27 % от прежнего дохода гражданина. Такое распоряжение позволяет увеличить размер пособия на 41 %.

Однако данное нововведение упраздняет большую часть социальных пособий. Все выплаты станут производиться только Национальной кассой соцпотребностей. По итогам перерасчета почти миллион граждан начнут получать увеличенные на 7 % пособия. На эти цели из госбюджета выделено 640 млн. леев.

Реформа 2019 г. вводит повышенную минимальную пенсию – 1030 леев (вместо прежних 950). На данную выплату претендует 140 тыс. молдавских пенсионеров. К слову, увеличение «минималки» не доводит ее до прожиточного минимума в стране (для пенсионера на 2019 год – 1530 леев).

Каждой весной пенсии в государстве индексируются на уровень инфляции (10-11 %). По результатам перерасчета выплаты увеличились следующим образом:

  • Пенсия по старости – на 130 леев.
  • Пособие по потере кормильца – на 60 леев.
  • Выплаты инвалидам – на 95 леев.

Размер пенсии

Минимальная пенсия в Молдове по старости – 960 леев. Минимальный объем социальных пособий по инвалидности иной:

  • Тяжелая категория: 720 леев.
  • Выраженная категория: 670 леев.
  • Средняя категория: 480 леев (практически в 4 раза ниже прожиточного минимума).

Самые низкие пособия – по выслуге лет и потере кормильца.

Средняя пенсия в Молдове по старости в 2019 г. – 1523 лея. Однако этот показатель оказался ниже ПМ (1530 леев).

Планируется увеличение выплат определенным категориям граждан:

  • Бывшие летчики гражданской авиации – до 6400 леев.
  • Лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на ЧАЭС – до 3350 леев.
  • Бывшие военные – до 1350 леев.

Максимальный размер пенсионного содержания (до 36 тыс. леев) получают бывшие работники следующих сфер:

  • Банковские организации.
  • Министерства.
  • Парламент.
  • Полиция.
  • Охранная система.
  • Прокуратура.
  • Судебные учреждения.

Известно, что размер пенсии для бывшего Президента Молдовы – 7 000 леев. Государственное содержание чиновников – не менее 74 % от прежней оплаты труда (порядка 4500-5000 леев).

Минимальная пенсия в Молдове на 2019 г. – 960 леев, средняя – 1523 леев. Социальные пособия инвалидам гораздо ниже.

Расчет пособий

Выплаты молдавским пенсионерам перечисляются из государственного пенсионного фонда. Его бюджет формируют сами граждане, уплачивая взносы со своих трудовых доходов. Незначительную часть составляют перечисления от иных фондов. Отсюда при расчете пенсионных пособий учитывается объем страховых взносов, перечисленных гражданином во время работы в ПФ.

Законодательные нововведения изменяют также перечень документации, необходимой для расчета пенсии. Подтверждения рабочего стажа с 1.01.1999 уже не требуется. Связано с тем, что при определении размера выплаты учитываются только зарплаты, которые были застрахованы. Период страхования отныне определяется по трудовой книжке.

Работодатели ежемесячно переводят в государственный ПФ по 5,8 % от з/п каждого трудящегося. Денежные средства учитываются на личном счете участника программы страхования.

При расчете берут во внимание три фактора:

  1. Общая продолжительность рабочего стажа (Т)
  2. Средняя месячная (только застрахованная) оплата труда (О).
  3. Накопительный коэффициент (1,36 %).

П (пенсия) = 1,36 % * Т * О.

Отныне по данному простому алгоритму каждый молдавский гражданин может рассчитать размер будущего пенсиона.

Пенсионный возраст

На пенсионное содержание в Молдове претендуют следующие лица:

  • Достигшие возраста выхода на заслуженный отдых.
  • Потерявшие трудоспособность.
  • Имеющие инвалидность.
  • Нетрудоспособные граждане, потерявшие кормильца.

Пенсионный возраст в рамках нового законодательства в 2019 г. будет повышен на 6 месяцев. С 2017 года действовали условия:

  • Для мужчин. Оформление пенсиона в 62 года с учетом трудового стажа не менее 33 лет.
  • Для женщин. Выход на пенсию в 57 лет с учетом рабочего стажа не менее 30,5 лет.

Новое законодательство увеличит пенсионный возраст для обоих полов. Нововведение будет внедрятся постепенно:

  • С 1 июля 2019 г. Мужчины смогут оформить пенсию только в 63 года.
  • 1 июля 2028 г. женский пенсионный возраст достигнет окончательного порога в 62 года.

Однако действуют льготы: за рядом молдавских граждан по-прежнему сохраняется право выйти на пенсию по выслуге лет (наработке определенного стажа). Например, сотрудники пенитенциарных учреждений могут оформить ее уже в 35 лет.

На досрочную пенсию претендуют многодетные матери (воспитавшие 5 и более детей). Они могут выйти на заслуженный отдых на 3 года раньше остальных женщин. Планируется снизить пенсионный возраст для лиц, работающих в опасных и вредных условиях. Им будет выплачиваться также пособие «по вредности» при наработке 10-летнего стажа – как мужчинам, так и женщинам.

Пенсия инвалидам

С 2017 г. в государстве упразднены прежние группы инвалидности. Вместо них введены три категории: тяжелая, выраженная и средняя инвалидность. При их определении ведущую роль играет степень трудоспособности гражданина (оценивается в 0-63 %). Однако упразднение групп не ведет за собой лишения льгот, пособий настоящих инвалидов.

В 2013 г. увеличились выплаты гражданам, ухаживающим за человеком с самой тяжелой категорией инвалидности с 290 до 490 леев. Если инвалиду по состоянию здоровья сложно передвигаться, он претендует на ежегодную компенсацию в 1500 леев.

В 2019 г. на пособия инвалидам было выделено 50 тыс. леев. Пенсия по инвалидности следующая:

  • Средний размер: 1020 леев (134 тыс. получателей).
  • По потере кормильца: 660 леев (14,5 тыс. адресатов).
  • Ликвидаторы, жертвы аварии на Чернобыльской АЭС: 2830 леев.
  • Бывшие военнослужащие, члены их семей: 960 леев.

Минимальные пенсии представлены двумя категориями: бывшим сельхозработникам – 850 леев, остальным льготникам – 960 леев.

Обновленное условие оформления пенсиона людям с ограниченными возможностями – наличие трудового стажа. Исключение – только для инвалидов с детства. Необходимая продолжительность (лет) стажа зависит от возраста назначения категории инвалидности:

  • От 42 лет – 15.
  • 38-41 год – 13.
  • 34-37 лет – 10.
  • 30-33 года – 7.
  • 24-29 лет – 4.
  • 23 года – 2.

Настоящий уровень социального пособия по инвалидности в Молдове не может обеспечить нормальную жизнь гражданину, так как даже не достигает прожиточного минимума. Для детей-инвалидов – 500 леев, для совершеннолетних – 220. Люди с ограниченными возможностями вынуждены подрабатывать, чтобы не остаться без средств к существованию.

Пенсия в Приднестровье

Средний размер пенсии в Приднестровье: около 125,9 $ (порядка 8000 рублей). В то время как в Молдове – 57,5 $ (3700 рублей). Увеличение ежемесячных пособий приднестровским пенсионером стало возможным за счет получения гуманитарной помощи от РФ.

Приднестровская «минималка» постепенно возрастает, насколько это возможно в условиях специфического финансирования региона. А средний размер пособий уже превысил практически в 2 раза молдавские показатели.

Страховой стаж для пенсии в молдове

Каких изменений ожидать

Прямым следствием вступления в силу нового закона являются более высокие выплаты для граждан, вышедших на пенсию по старости со следующего года. Некоторые случаи предусматривают удвоенный размер выплачиваемой компенсации в Молдавии.

После проведения пенсионного индексирования, при условии его утверждения в правительстве, пенсионеры с 1 января 2022 года будут получать государственную «зарплату» больше на 45-100%. Выплата предполагается в 1,5-2 раза выше, чем предусматривает нынешняя пенсионная система. Следуя реформе, пенсию в Молдове будут рассчитывать по единой формуле. Но при этом большинство социальных выплат упраздняется.

Принятие законопроекта правительством гарантирует начисление и выплату пенсий только Национальной кассой социальных потребностей. Одно из предложений в реформе предполагает увеличение возраста человека, когда должен состояться его выход на пенсию: женщины должны будут оставить работу при достижении 62 лет, а мужчины — 65. Пенсионный возраст будет повышаться поэтапно на протяжении десятка лет.

Смотрите видео: повышение пенсионного возраста в Молдове.

С начала апреля этого года Молдова начинает вторую ступень реформации своих выплат пенсионерам, которая означает:

  • перерасчеты пенсионных выплат;
  • дополнительные индексации пенсионных пособий.

Почти миллион пожилых людей ждет прибавка в размере чуть менее 7%. На индексации государственный бюджет выделяет 640 миллионов леев.

После реформы минимальная пенсия в Молдове по возрастному критерию составит 1030 леев, а была 950. Подобные выплаты будут получать 140 тысяч граждан. Но даже учитывая индексацию, такие пенсионные пособия не будут дотягивать до прожиточного минимума, на 1 человека преклонного возраста он составляет 1530 леев.

В числе первых деньги будут пересчитаны для пенсионеров, которые отправились на заслуженный отдых с 2000 по 2007 год. Речь идет о 83 тысячах человек. Для данной категории размер денежной выплаты будет увеличен на 36,8%. Государственный бюджет для этих целей выделил чуть больше 100 миллионов леев.

Население, получившее инвалидность, будет получать пенсионное пособие 1025 леев, после всех перерасчетов оно возрастет почти на 40%.

Предусматривается внесение изменения в формулу по расчету пособия. Начиная с апреля 2017, при выходе на пенсию берется в расчет общее количество проработанных лет, накопительные ставки в размерах 1,4% и среднемесячные застрахованные доходы получателя. На сегодняшний день начисление пособия прорабатывается в определенных структурных подразделениях.

Смотрите видео: мнение людей о пенсии в Молдове.

Людям, оставившим рабочее место с 2000 по 2007 год, произведут перерасчеты по текущей инфляции и последующему снижению покупательских способностей. Сейчас средняя пенсия равна 27% от размера средней заработной платы.

Новая формула предполагает, что пособие у определенной категории граждан увеличится до 41%. Начисление пособия значительно упрощается, но сохраняет критериальную базу. Если зарплата, трудовая выслуга и отчисления в фонд высоки, то гарантирован большой размер выплаты.

Вернуться к оглавлению

Закон о пенсии

Закон гласит, что претендовать на пенсию могут лишь граждане, постоянно живущие на территории Республики. Реализовать свое право возможно:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • когда гражданин теряет трудоспособность;
  • по потере кормилица;
  • получает статус инвалида.

Бюджет пенсионного фонда – это деньги, которые внесли сами застрахованные лица. Также взносы работодателей, небольшая часть – начисления от других фондов и средства госбюджета. Ввиду этого, сумма пенсионных выплат будет зависеть от периодов страхования, то есть от тех средств, которые он сам внес в казну фонда.

Сколько надо работать, чтобы получить пенсию?

Граждане, которые в ближайшее время собираются выйти на заслуженный отдых, задаются вопросом о том, имеется ли у них необходимый стаж для ее получения. Пока они проходили длительный трудовой путь и зарабатывали право на пенсию, пенсионная система неоднократно претерпевала изменения, в том числе и относительно периода трудовой деятельности.

Действительно, при отсутствии стажа работы гражданину будет отказано в установлении трудовой выплаты даже при достижении пенсионного возраста. Продолжительность стажа определяется в зависимости от вида назначаемой пенсии (страховой, государственной), профессиональных или социальных критериев.

  • При наличии определенной выработки некоторые категории граждан обладают правом на досрочное получение пенсионного обеспечения.
  • Даже в том случае, когда у человека отсутствует трудовой стаж, государство выплачивает социальную пенсию.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону

При пенсионной реформе 2015 года минимальный стаж для назначения пенсии стал увеличиваться: в 2015 году он составил уже 6 лет, вместо привычных пяти, в 2016 — 7 лет, в 2017 — 8, в 2018 предстоит его увеличение до 9 лет и так до 2024 года, пока он не достигнет 15 лет. При этом ежегодно будет повышаться минимальное количество пенсионных баллов (ИПК), необходимое для назначения пенсии — с шагом 2,4 балла каждый год, начиная от 6,6 баллов в 2015 году и заканчивая 30 баллами в 2025 году. Таким образом, переходный период для полного перехода к условиям назначения пенсии по старости по новому закону «О страховых пенсиях» потребуется 10 полных лет (см. таблицу).

Таблица — Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону (с 2015 года)

Год выхода на пенсию по старостиКакой стаж нужен для пенсии (не менее)Сколько баллов нужно для пенсии (ИПК, не менее)
20156 лет6,6
20167 лет9
20178 лет11,4
20189 лет13,8
201910 лет16,2
202011 лет18,6
202112 лет21
202213 лет23,4
202314 лет25,8
202415 лет28,2
202515 лет30

В мае 2016 года был принят закон, изменяющий условия назначения пенсии по выслуге лет также и государственным служащим. Согласно нововведениям с 1 января 2017 года начнет происходить поэтапное увеличение минимального стажа для назначения выплаты указанной категории граждан. Ежегодно, с 2017 по 2026 год, он будет увеличиваться на полгода. Если в 2017 г. стаж для назначения пенсии составлял 15,5 лет, то в 2018 г. — 16 лет, в 2019 — 16,5 лет и так далее до 20 лет в 2026 году.

Стаж госслужащего непосредственно влияет на размер его пенсии, которая составляет от 45 до 75 % среднемесячного заработка и увеличивается на 3% за каждый год службы свыше минимального стажа.

Как считается стаж для назначения страховой пенсии?

До 2015 года для получения пенсии россиянину необходимо было иметь пятилетний стаж. По новым правилам, действующим с 2015 года, для назначения пенсионных выплат учитывается не общий трудовой, а страховой стаж.

Страховой стаж — это длительность периодов трудовой и (или) иной деятельности, выполняемых на территории РФ, а также иных «нетрудовых» периодов, которые учитываются при установлении страховой пенсии, и в течение которых работодатель уплачивал взносы в Пенсионный фонд России (ПФР).

В законе «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. содержатся различные требования к наличию страховых периодов работ, которые зависят от вида полагающейся страхового обеспечения.

  • Для установления (назначения) страховой выплаты по старости необходимый страховой стаж в 2019 году должен составлять не менее 10 лет и эти требования поэтапно будут увеличиваться каждый год (до 15 лет в 2024 году).
  • Выплата страховой пенсиипо инвалидности осуществляется при наличии любого страхового стажа. Причем его продолжительность, также, как и причины, время наступления инвалидности, значения не имеют.
  • Эти же правила применяются и для пенсии по случаю потери кормильца, у которого должен быть трудовой стаж, независимо от его продолжительности.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Определенные социально значимые периоды, когда гражданин не работал и не отчислял взносы в ПФР, также учитываются при исчислении страхового стажа. Такие периоды называются «нестраховыми» (или «нетрудовыми») и за них начисляются пенсионные баллы из расчета продолжительности периода — один год.

Если нестраховой период оказался меньше 12 месяцев в соответствующем году, например 245 дней, то производится корректировка на коэффициент, равный 245/360.

Согласно ст. 12 закона № 400-ФЗ к таким периодам относятся:

  • период прохождения военной службы и приравненной к ней;
  • время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или гражданином 80 и более лет;
  • время проживания жен военнослужащих в районах, где не было возможности трудоустроиться, а также супругов работников консульских и иных учреждений за границей;
  • период ухода за 1-м, 2-и, 3-м и 4-м ребенком до полутора лет (но не более 6 лет в общей сложности);
  • время получения пособия по безработице;
  • периоды нахождения отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылки тех лиц, которых необоснованно привлекли к уголовной ответственности.

Вышеперечисленные периоды засчитываются в стаж только в том случае, если до или после них гражданин работал, и за него уплачивались взносы в фонд пенсионного обеспечения.

Если происходит совпадение по времени страховых и нестраховых периодов, то при назначении пенсии учету подлежит только один по выбору пенсионера.

Право на досрочную пенсию по старости

Правом на досрочное получение страховой пенсии по старости обладают некоторые категории граждан по профессиональным и социальным критериям. Выплата назначается ранее установленного законодательством РФ пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) при соблюдении следующих условий:

  • достижение определенного возраста;
  • наличие трудового стажа на определенных видах работ либо социальных оснований;
  • страховой стаж.

Весь перечень оснований для досрочного получения содержится в гл. 6 закона № 400-ФЗ.

Допускается досрочное назначение пенсии независимо от возраста и наличия страхового стажа. Их получателями являются, например, лица, работавшие на шахтах и рудниках, на судах рыбной промышленности, спасателями аварийно-спасательных служб, педагоги, медработники и т.д. Для них установлены требования только по продолжительности трудовой выработке. Для остальных категорий граждан, требования о страховом стаже являются обязательными.

По социальным основаниям пенсии по старости назначаются досрочно:

  • многодетным матерям;
  • инвалидам вследствие военной травмы и по зрению;
  • лицам, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севера.

Для досрочной пенсии у данной категории граждан должен быть определенный страховой стаж.

Безработные граждане, достигшие предпенсионного возраста, также могут получить пенсионное обеспечение по старости ранее общеустановленного возраста.

Досрочно выплата назначается гражданам, стоящим на учете в службе занятости населения в качестве безработных не ранее чем за 2 года до срока выхода на пенсию и при отсутствии иных оснований для назначения пенсионной выплаты досрочно.

Назначение досрочной пенсии безработным регулируется ст. 32 закона «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991 г. и осуществляется Пенсионным фондом по предложению органов службы занятости.

Особые условия для жителей Крайнего Севера

Жителям Районов Крайнего Севера (РКС) и местностей, приравненных к ним, сохранено право на досрочное установление пенсии. К ним относятся:

  • мужчины 55 лет и женщины 50 лет, проработавшие в РКС не менее 15 лет, либо в приравненных к ним районов 20 лет, при наличии 25 и 20 лет выполняемых работ соответственно;
  • женщины 50 лет, родившие двух и более детей и имеющие 12 календарных лет трудового стажа в РКС либо 17 лет в приравненных к ним местностях;
  • мужчины 50 лет и женщины 45 лет, постоянно проживающие в «северных» регионах и работавшие не менее 25 (20) лет оленеводами, рыбаками, охотниками-промысловиками.

До 01.01.2002 г. лицам, работавшим в «северных» регионах, исчисление страхового стажа происходило в льготном порядке: 1 год за 1,5 года, а после 01.01.2002 — календарно. Его подсчет, наработанного на 01.01.2002 г. осуществляется по выбору пенсионера независимо от даты назначения пенсии по одному из вариантов: календарно без учета нестраховых периодов или в льготном порядке с включением нестраховых периодов.

  • Каждый год работы в местностях, приравненных к РКС, учитывается как 9 месяцев работы в РКС при условии наличия иного стажа работы в данный районах.
  • Тем, кто проработал не менее половины требуемого «северного» стажа, и имеют не менее 25(20) лет продолжительности работ уменьшается общеустановленный возраст выхода на пенсию по России на 4 месяца за каждый календарный год работы.

Назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Назначение пенсий по гособеспечению регулируется законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. (далее закон № 166-ФЗ), который предусматривает следующие виды пенсий:

  1. за выслугу лет — федеральным гражданским госслужащим, космонавтам, работникам летно-испытательного состава и военнослужащим;
  2. по старости — гражданам, пострадавшим в радиационных и техногенных катастрофах (Чернобыльской АЭС и др.);
  3. по инвалидности — пострадавшим в результате прохождения службы или при катастрофе на ЧАЭС;
  4. по потере кормильца — нетрудоспособным членам семьи вышеуказанных лиц;
  5. социальная пенсия — инвалидам 1, 2 и 3 группы, детям-инвалидам (в. т.ч. инвалидам с детства). Также назначается гражданам, не имеющим необходимый страховой стаж для установления страхового обеспечения.

Продолжительность работ, за которые уплачивались взносы в ПФР, не влияет на назначение этих пенсий. Требования предъявляются только к общему стажу и различаются в зависимости от категории граждан и вида получаемой пенсии.

  • Так, федеральные госслужащие должны иметь не менее 15 лет стажа службы для назначения пенсии за выслугу лет (в 2019 году — 16,5 лет).
  • Военнослужащим выслуга лет устанавливается в соответствии с законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 о пенсионном обеспечении указанных лиц.
  • Для космонавтов и летчиков срок выслуги лет установлен 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин.
  • Пенсии по старости ликвидаторам Чернобыльской АЭС назначаются ранее общеустановленного возраста и при стаже 5 лет, а для пенсии по инвалидности продолжительность выработки значения не имеет.

Не жизнь, а пенсия. как власти выполняют обещания о повышении пенсионных выплат

Галина МунтянуVocea Poporului, 31.01.2018 esp.md В Республике Молдова пен­сионеры получают в сред­нем 1527 леев в месяц, то есть средняя пенсия примерно на 500 леев меньше стоимости потребительской корзины. По данным Национальной кас­сы социального страхования (НКСС), в начале 2018 года в стране насчитывалось 716015 пенсионеров – на 646 боль­ше, чем в начале 2017 года, когда было зарегистрировано 691212 пенсионеров. Тех, кто получает более высо­кие пенсии, судя по данным НКСС, не так уж и много.

Речь идет о пенсии некоторых категорий ра­ботников гражданской авиации – 598 человек, которые получают в среднем 7437 леев в месяц.

Учас­тникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а их свыше 1800 человек, выплачи­вают пенсии, которые немногим превышают три тысячи леев. До­срочная пенсия по возрасту со­ставляет в среднем 2793 лея. Та­кую пенсию получают свыше восьми тысяч человек.

СП – Новости Бельцы Молдова

Бельцкий независимый портал

Сообщить новость | Задать вопрос

Чтобы отправлять сообщения “СП”, авторизуйтесь с помощью одного из сервисов

Войти через соцсеть

Всё о начислении пенсий, пособий и распределении путёвок

  • Связь Прямая

Всё о начислении пенсий, пособий и распределении путёвок

Дамиан Русу «Каждое заявление на оформление пенсии рассматривается индивидуально». Фото из архива «СП»

В течение последних недель «СП» по почте, на сайте и по телефону принимала вопросы для начальника бельцкой Территориальной кассы социального страхования Дамиана Русу. Сегодня он и сотрудники учреждения отвечают на вопросы читателей.

«Нормативных актов о базовой пенсии нет»

Если у женщины пятеро детей и она живёт в деревне, когда ей можно выйти на пенсию? Какие документы нужно собрать и куда их отнести?
Ольга Владимировна

Начиная с 1 января 2004 г. для женщин, родивших и воспитавших до восьмилетнего возраста пятерых и более детей, устанавливается пенсионный возраст 54 года и необходимый страховой (трудовой) стаж в 30 лет (Закон о пенсиях государственного социального страхования № 156-XIV от 14 октября 1998 г.).

Для назначения пенсии по возрасту матери, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста пятерых и более детей, должны собрать и представить в Территориальную кассу социального страхования по месту жительства следующие основные документы:

— удостоверение личности, а в случае необходимости — документы, подтверждающие смену фамилии;

— свидетельство о браке, разводе или выписки из этих документов;

— свидетельства о рождении детей;

— справки о воспитании детей до достижения ими возраста 8 лет (из примарии села, МП ЖКХ, АВПК и др.);

— трудовую книжку или другие документы, которые подтверждают страховой стаж (например, выписки из приказов);

— справку о заработной плате за 15 лет, предшествующие 1 января 1999 г.;

— диплом об обучении на дневном отделении высшего учебного заведения до 1 января 1999 г.;

— другие документы по необходимости.

В 2000 году я трудилась в фирме «Глие». Работала по трудовой книжке. Сейчас этой фирмы нет. Говорят, что эта работа не войдёт в стаж при начислении пенсии. Это так?
Валентина

Страховой стаж, приобретённый после 1 января 1999 г., подтверждается сведениями, содержащимися в индивидуальном коде каждого гражданина.

Каждый гражданин в Молдове получил личный код социального страхования, который является одновременно номером счёта, на котором накапливается информация за весь период его трудовой деятельности. Независимо от того, в какой сфере деятельности трудится работник или работает одновременно в нескольких местах, вся информация фиксируется на его личном счёте социального страхования. Эти данные представляют собой основу для установления будущей пенсии и других социальных выплат за период после 1 января 1999 года.

ООО «Глие» действует и сегодня. За 2000 год предприятие сдало декларации о доходах и перечисленных взносах.

Вам необходимо обратиться в Территориальную кассу социального страхования (ул. 31 Августа, 47) с заявлением о подтверждении сведений о трудовой деятельности за 2000 год на данном предприятии.

Почему нельзя делать перерасчёт пенсий по возрасту тем, кто продолжает работать? Я пенсионер, но сейчас моя зарплата больше, чем когда я оформлял пенсию, и я бы хотел пересчитать пенсию.
Виктор Васильевич

По Закону о пенсиях государственного социального страхования (№ 156-XIV от 14 октября 1998 г., статья 33), пересмотр решения о назначении пенсии производится в случае:

а) выявления новых обстоятельств, относящихся к страховому стажу, застрахованному доходу, имевших место до назначения пенсии;

б) перевода на другой вид пенсии.

Новый размер пенсии устанавливается с месяца, следующего за тем, в котором в орган социального страхования были поданы заявление и необходимые документы.

В случае перевода на другой вид пенсии пенсия начисляется со дня подачи заявления и необходимых документов.

В других случаях пенсия не пересчитывается.

В этом году после повышения пенсий мы с женой потеряли право на 180 леев финансовой поддержки, так как пенсия стала больше 1500 леев. Позже жене вернули 40 леев, а мне — ничего. Почему?
Виталий Андреевич

Согласно Закону № 88 от 28 апреля 2016 г., если после индексации пенсии её размер превышает 1500 леев, то пенсионерам предоставляется государственная финансовая поддержка в размере разницы между размером пенсии вместе с государственной финансовой поддержкой до индексации и размером индексированной пенсии.

Иными словами, после индексации пенсии после 1 апреля 2016 г. размер Вашей пенсии стал выше, чем был вместе с надбавкой до индексации, поэтому Вам ничего не доплачивают.

Правда ли, что тем, у кого есть квоты земли, пенсия начисляется меньше, чем тем, у кого этих квот нет?
Мария Ивановна

Каждое заявление на оформление пенсии с приложенными документами рассматривается строго индивидуально.

Наличие квоты земли, за которую владелец платил взносы социального страхования, даёт ему право засчитывать данный период как страховой стаж (без дохода) при начислении пенсии по возрасту и при начислении пенсии по инвалидности.

Если в это же время гражданин работал одновременно и на другом предприятии, то при расчёте пенсии будут учитываться страховой стаж и доход на предприятии, а не наличие квоты земли.

Говорят, что с 1 июля для мужчин стаж, необходимый для получения права на полную пенсию по возрасту, увеличился. Теперь надо отработать минимум 33 года, а не 30, как раньше. Так ли это?
Михаил

Начиная с 1 июля 2011 года необходимый страховой стаж для назначения пенсии по возрасту установлен для мужчин в размере 30 лет и 6 месяцев. В каждом последующем году страховой стаж увеличивается на полгода, пока не достигнет 35 лет.

Таким образом, с 1 июля 2016 года для назначения полной пенсии по возрасту необходимый страховой стаж для мужчин устанавливается в размере 33 лет. Если человек отработал меньше 33 лет, но не менее 15, то назначается неполная пенсия пропорционально отработанным годам.

У моего отца (78 лет) пенсия в два раза меньше, чем у его коллеги-ровесника, с которым они работали в одной организации и на одной должности (просто водители). Ушли на пенсию примерно в одно время (в течение одного года) в 1997–98 гг. и при одинаковом стаже свыше 40 лет. Отсюда вопросы: 1. Как такое возможно? 2. Если человек недоволен начислением, можно ли размер пенсии оспорить и как?
Anita

Такое возможно, поскольку не бывает идеальных совпадений всех данных.
Если есть какие-то вопросы по начислению пенсий, необходимо обратиться в ТКСС (ул. 31 Августа, 47). Если после этого останутся какие-то сомнения, то можно обратиться в судебные инстанции.

Говорили, что с 1 августа всем пенсионерам добавят базовую пенсию в 200 леев. Я получил пенсию 3 августа, она не изменилась. Почему?
Георгий Иванович

Мы являемся только исполнителями принятых нормативных актов. Нравятся они нам или нет, мы должны их исполнять. Пока какого-либо нормативного акта касательно базовой пенсии нет.

Справка-Пояснение
Увеличения пенсий с августа не будет
Законопроект был пересмотрен парламентариями.
На заседании парламента 21 апреля был принят в первом чтении законопроект, который предусматривал установление базовой пенсии в размере 200 леев. Предполагалось, что реализация этого законопроекта начнется с 1 августа. Эту информацию распространили многие СМИ, в том числе и «СП» со ссылкой на «Молдпресс».
Однако уже через неделю, на заседании 28 апреля, парламент отказался от этого законопроекта, приняв более дешёвый для бюджета вариант, предложенный правительством.
В результате был принят Закон № 88, который предусматривает для пенсионеров, чьи проиндексированные пенсии после 1 апреля превысили 1500 леев и они потеряли надбавку, только компенсацию потерь, которых они понесли, вернув им сумму, которую они получали до 1 апреля.
Иначе говоря, если пенсионер до индексации пенсий получал вместе с надбавкой 1530 леев, то только эту же сумму он получает и после принятия закона, независимо от индексации.
3 августа премьер-министр Павел Филип подписал решение об утверждении концепции реформирования существующей пенсионной системы. В той мере, в которой позволят реформы и бюджетные возможности, будет предложено увеличить доходы пенсионеров не только посредством ежегодной индексации, но и с пересчётом пенсий и одновременным установлением базовой пенсии.
Когда это произойдёт, пока не известно.

Если размер отчислений в соцфонд отличается от данных, которые предоставляет бухгалтерия, кто может решить этот вопрос? Неспециалиста легко ввести в заблуждение и отфутболить, а потом пенсия будет меньше, чем должна быть.
Николай

Если Вы получили от нас выписку из Вашего лицевого счета и заметили, что заработная плата отмечена не та, которую Вы получаете на самом деле, то на предприятии, скорее всего, ведётся двойная бухгалтерия. В таком случае просим лично обратится к ТКСС (ул. 31 Августа, 47).

Мне в сентябре исполняется 62 года. Когда начинать оформлять пенсию?
Николай

Вам необходимо в течение августа подойти в ТКСС (ул. 31 Августа, 47) с трудовой книжкой и удостоверением личности для консультации по пакету документов, которые Вы должны будете представить не раньше дня рождения.

«Желающих много, а путёвок мало. »

Я инвалид с детства III группы, до сих пор работаю. Стаж работы 45 лет. Никогда не пользовался санаторно-курортным лечением. В прошлом году хотел встать в очередь на основании заключения семейного врача. Но сотрудница соцстраха сказала, что работающих не ставят в очередь, а только неработающих. Разве это правильно?
Виктор Васильевич

Право на обеспечение бесплатными санаторными путёвками один раз в три года имеют ветераны труда, за исключением работающих лиц и лиц, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности.

Это требования пункта 5 с) «Положения об условиях, порядке обеспечения, учета и распределения санаторных путевок, предоставляемых ветеранам», утверждённого Постановлением Правительства № 190 от 17.03.2010 г.

Как работающему пенсионеру получить путёвку на санаторно-курортное лечение?
Иван Петрович

Работающие пенсионеры имеют право получить санаторные путёвки по месту работы в профсоюзной организации, а если её нет, то у администрации предприятия.

Национальная касса социального страхования (НКСС) выделяет путёвки Национальной конфедерации профсоюзов, которая, в свою очередь, распределяет первичным профсоюзным организациям на предприятиях.

На тех предприятиях, где нет профорганизации, Территориальная касса социального страхования (ТКСС) выделяет путёвки непосредственно администрации предприятия.

Санаторные путёвки, выданные через ТКСС и профсоюзные организации, предоставляются только застрахованным работающим лицам, независимо от того, являются они членами профсоюза или нет.

В среднем стоимость одной путевки в санаторий составляет около 6 тысяч леев. 80 % этой суммы покрываются за счёт средств бюджета государственного социального страхования.

Один и тот же работник не может претендовать на частично оплачиваемую путёвку в санаторий чаще одного раза в три года, за исключением случаев предоставления направлений на реабилитацию для лечения больных после инфаркта миокарда и оперированных по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки или удаления желчного пузыря. Застрахованные лица, работающие на нескольких предприятиях по совместительству, пользуются правом на санаторно-курортное лечение только по основному месту работы при условии, что проработали там не менее шести месяцев.

Работаю в ИП. Путёвки в санатории нам никогда не дают. Почему?
Валентина

Ежегодно Национальной кассой социального страхования рассчитывается сумма денежных средств, которая приходится на каждое предприятие для санаторно-курортного лечения.

Количество путёвок выделяется в зависимости от сумм взносов, перечисленных экономическим агентом в бюджет государственного социального страхования (БГСС) за предыдущий год. Чем больше сумма, тем больше путёвок получит экономический агент. Малое предприятие получает путёвку, когда накапливается необходимая сумма взносов.

Перечисления вашего предприятия в БГСС недостаточны для получения путевки на санаторное лечение.

Ежегодно НКСС на сайте cnas.md публикует перечень предприятий, которым были выделены путёвки с указанием их количества.

Дочь была в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. Её пришлось выйти на работу раньше срока, но не на своё основное рабочее место, а на другое, по совместительству. Она устроилась на неполный рабочий день. Пособие по уходу за ребёнком с неё сняли. Почему?
Надежда

Если получатель пособия по уходу за ребёнком восстанавливается на работе на полный рабочий день до истечения отпуска по уходу за ребёнком или устраивается на работу на другом предприятии, право на пособие приостанавливается (пункт 3 статьи 18 Закона № 289 от 22.07.2004 г. «О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования»).

После выяснения всех обстоятельств в Вашем конкретном случае установлено, что с 17 декабря 2013 года Вашей дочери назначено пособие в связи с выходом в отпуск по воспитанию ребёнка. Она устроилась на работу на другом предприятии по совместительству на неполный рабочий день с 1 февраля 2016 г. Соответственно, выплата пособия должна была быть приостановлена с 1 февраля 2016 г.

Так как Ваша дочь с 1мая 2016 г. уволились с предприятия, где работала по совместительству и продолжает находиться в отпуске по воспитанию ребёнка до достижения им возраста трёх лет на основном месте работы, выплата пособия по её заявлению возобновлена с 1 мая 2016 г.

Сколько путёвок в год выделяется на санаторно-курортное лечение? В течение какого времени можно получить путёвку в Кагул?
NN

Ежегодно в бюджете государственного социального страхования предусмотрено финансирование на приобретение санаторных путёвок. Количество путёвок зависит от установленной стоимости одной путёвки.

Так, для ветеранов труда в 2014 году Бельцкой ТКСС было получено всего 278 путевки, в том числе в санаторий «Nufarul Alb» в Кагуле — 58. В 2015 году получено 275 путёвок, из которых в Кагул — 61. За три квартала 2016 года было получено 246 путёвок, из которых в «Nufarul Alb» — 14.

Кроме того, Бельцкой ТКСС было получено в 2014 году 162 путевки для распределения их экономическим агентам, в которых нет профсоюзных организаций, в том числе в санаторий «Nufarul Alb» в Кагуле — 29. В 2015 году — 150 путёвок, в том числе в «Nufarul Alb» — 21. В этом году — 82 путёвки, из которых в Кагул — 17.

Путевку в санаторий «Nufarul Alb» в Кагуле можно получить по назначению семейного врача один раз в три года в порядке очереди. Точно сказать, в течение какого времени можно получить путёвку в Кагул, невозможно, так как желающих много, а путёвок, как видите, мало.

В законе написано, что раз в три года даётся бесплатно путёвка на санитарно-курортное лечение. Моя жена обратилась в прошлом году, но ей ответили, что дадут только на четвёртый год, то есть в этом году. Разве это не нарушение закона?
Константин Романович

Право на обеспечение бесплатными санаторными путевками имеют ветераны труда один раз в три года. Путёвки выдаются в порядке очереди. Скорее всего, Ваша супруга была в санатории в 2013 году за периоды: 2013 г., 2014 г., 2015 г., то есть три года.

За очередные три года: 2016 г., 2017 г., 2018 г. — ТКСС выделит очередную путёвку в течение всего этого периода: с 2016 г. по 2018 г.

По вопросу получения путёвки необходимо обратиться лично в бельцкую ТКСС (ул. 31 Августа, 47) или по телефону (0231) 2-90-52.

«Каков размер пособий на детей?»

Какое теперь пособие по уходу за ребёнком и единовременное пособие по рождению ребёнка?
Наталья

На данный момент размер пособия при рождении первого ребёнка составляет 3100 леев, при рождении второго и т. д. — 3400 леев. («Положение о порядке назначения и выплаты пособий семьям с детьми», утверждённое Постановлением Правительства № 1478 от 15 ноября 2002 г., п. 6).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет для работающих матерей или других лиц, которые фактически ухаживают за ребёнком, составляет 30 % от заработной платы, но не менее чем 440 леев на каждого ребёнка с 1 октября 2015 г. и не менее чем 540 леев на каждого ребёнка с 1 августа 2016 г.

Размер ежемесячного пособия по воспитанию ребёнка до достижения им полутора лет, назначенное незастрахованным (неработающим) гражданам, составляет 440 леев с 1 октября 2015 г. и 540 леев с 1 августа 2016 г.

Статья подготовлена в рамках проекта «Транспарентность» на средства гранта, предоставленного Государственным департаментом США. Мнения, заключения и выводы принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию Государственного департамента США.

Наталья Петрусевич

Материал опубликован в № 32 (1136) «СП» от 10.08.2016.

Глава II. ПЕНСИИ

Часть 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 9. Виды пенсий

В государственной системе страхования предусматриваются следующие виды пенсий:
а) по возрасту;
b) по инвалидности;
с) по случаю потери кормильца.

Статья 10. Право на пенсию

(1) Право на пенсию имеют лица, соответствующие условиям, предусмотренным настоящим законом.

(2) Право на пенсию возникает и может быть истребовано со дня выполнения условий назначения пенсии, предусмотренных настоящим законом.

(3) Право на пенсию может быть реализовано в любое время после его возникновения.

[Ст.10 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 11. Право выбора вида пенсий

(1) Если застрахованное лицо имеет право на получение различных видов пенсий, оно может выбрать для себя один вид пенсии.

(2) Получатели пенсии, имеющие право на другой вид пенсий, переводятся на эту пенсию со дня подачи заявления и необходимых документов.

[Ст.11 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 12. Гарантированный минимум и минимальная пенсия

(1) Гарантированный минимум при назначении пенсии – это фиксированная сумма, гарантированная государством лицам, подтверждающим наличие полного страхового стажа. При неполном страховом стаже гарантированный минимум устанавливается пропорционально подтвержденному стажу. Гарантированный минимум применяется при исчислении пенсии за период, предшествовавший вступлению в силу настоящего закона.

(2) Минимальная пенсия – это сумма, ежемесячно выплачиваемая лицам, у которых размер полной пенсии, исчисленный в соответствии с настоящим законом, ниже этой суммы. Во всех случаях минимальная пенсия на 10 леев превышает гарантированный минимум, предусмотренный для соответствующей категории пенсионеров.

(3) Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца исчисляется в процентах к минимальному размеру пенсии по возрасту.

(4) Минимальная пенсия применяется только при исчислении пенсии в соответствии с настоящим законом.

[Ст.12 в редакции Закона N 146-XV от 27.03.03, в силу 01.01.03]

Статья 13. Индексация пенсий

Пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля. Коэффициент индексации составляет среднюю величину между среднегодовым ростом индекса потребительских цен и годовым ростом средней заработной платы по стране за предыдущий год, определяемыми в порядке, установленном Правительством. Индексации подлежит только часть пенсии, выплачиваемая из средств бюджета государственного социального страхования.

[Ст.13 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]
[Ст.13 в редакции Закона N 146-XV от 27.03.03, в силу 01.01.03]

Часть 2. ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Статья 14. Право на пенсию по возрасту

Право на пенсию по возрасту возникает при выполнении условий, предусмотренных статьями 41 и 42.

Статья 15. Условия назначения пенсии по возрасту

(1) Полная пенсия по возрасту назначается по достижении пенсионного возраста, предусмотренного статьей 41, при наличии страхового стажа, предусмотренного статьей 42.

(2) Застрахованное лицо, которое по достижении установленного пенсионного возраста не может подтвердить полного требуемого страхового стажа, но подтверждает страховой стаж не менее 20 лет, имеет право на неполную пенсию, исчисленную пропорционально страховому стажу.

Статья 16. Исчисление размера пенсии по возрасту

(1) Размер полной пенсии по возрасту определяется из расчета 1,2 процента застрахованного дохода, указанного в статье 8, за каждый год необходимого страхового стажа (35 лет).

(2) Лицу, имеющему страховой стаж более 35 лет, за каждый год свыше 35 лет размер полной пенсии увеличивается на два процента от застрахованного дохода.

(3) Если застрахованное лицо, имея право на пенсию в соответствии с частью (1) статьи 15, не реализовало его, размер пенсии увеличивается на два процента от застрахованного дохода за каждый страховой год, отработанный после достижения установленного пенсионного возраста.

(4) Формулы для исчисления размеров пенсий по возрасту приведены в приложении 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона.

(5) Если размер пенсии, исчисленный при наличии 35-летнего страхового стажа, ниже размера минимальной пенсии, назначается минимальная пенсия.

(6) Если размер пенсии, исчисленный при неполном страховом стаже, ниже размера минимальной пенсии, назначается пенсия в исчисленном размере, но он не должен быть ниже размера минимальной пенсии, исчисленного пропорционально имеющемуся страховому стажу.

[Ст.16 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 17. Выплата пенсии по возрасту

(1) Пенсия по возрасту выплачивается в полном размере, в том числе пенсионерам, имеющим доходы, подлежащие государственному социальному страхованию.

(2) Выплата пенсии по возрасту лицам, находящимся на полном государственном обеспечении, производится в размере 25 процентов установленной пенсии.

(3) Выплата пенсии по возрасту приостанавливается для лиц, лишенных свободы, и возобновляется в ретроактивном порядке в случае прекращения этого основания, но не более чем за три года с месяца подачи соответствующего заявления.

[Ст.17 в редакции Закона N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]
[Ст.17 в редакции Закона N 552-XIV от 28.07.99]
[Признать неконституционным положение ст.17 в соответс.
с Пост. Конституционного Суда N 27 от 18.05.99]

Часть 3. ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Статья 18. Установление инвалидности

Инвалидность, причины, группы инвалидности и время ее наступления устанавливаются консилиумами врачебной экспертизы жизнеспособности (КВЭЖ) на основании положений, утвержденных Правительством.

Статья 19. Условия назначения пенсии по инвалидности

(1) Пенсии по инвалидности назначаются застрахованным лицам при полной или частичной утрате трудоспособности вследствие:
а) общего заболевания;
b) трудового увечья;
с) профессионального заболевания.

(2) В зависимости от степени утраты трудоспособности устанавливается одна из трех групп инвалидности.

[Ст.19 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 20. Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности

(1) Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначаются застрахованным лицам при наличии следующего страхового стажа ко времени установления инвалидности:

Таблица 1

Возраст на дату установленияСтраховой стаж группы инвалидности
До 23 лет1 год
23 – 26 лет2 года
26 – 31 год3 года
Старше 31 года5 лет

(2) Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначаются независимо от наличия страхового стажа.

(3) При переводе с пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания необходимый страховой стаж определяется в зависимости от возраста ко времени первоначального установления инвалидности.

[Ст.20 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 21. Исчисление размера пенсии по инвалидности

(1) Размеры пенсий по инвалидности зависят от группы инвалидности и определяются при помощи формул, приведенных в приложении 3, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона.

(2) Если размер пенсии по инвалидности, исчисленный в соответствии с частью (1), ниже размера минимальной пенсии, назначается минимальная пенсия.

(3) При изменении группы инвалидности новый размер пенсии устанавливается в соответствии с решением КВЭЖ.

[Ст.21 изменена Законом N 146-XV от 27.03.03, в силу 01.01.03]

Статья 22. Возобновление права на пенсию по инвалидности

(1) Лица, получающие пенсии по инвалидности, подлежат медицинскому переосвидетельствованию в сроки, установленные КВЭЖ.

(2) После каждого освидетельствования право на пенсию по инвалидности сохраняется, изменяется или прекращается в зависимости от решения КВЭЖ. Изменение или прекращение такого права устанавливается начиная с месяца, следующего за тем, в котором было принято соответствующее решение КВЭЖ.

(3) Если инвалид не явился на медицинское переосвидетельствование, то выплата ему пенсии прекращается со следующего месяца. Возобновление выплаты пенсии по инвалидности производится со дня установления инвалидности, если переосвидетельствование имело место в течение трех лет со дня прекращения выплаты пенсии.

(4) Если медицинское переосвидетельствование имело место по истечении трех лет со дня прекращения выплаты пенсии, пенсия назначается на условиях, предусмотренных статьями 20 и 21.

Статья 23. Выплата пенсии по инвалидности

(1) Пенсия по инвалидности выплачивается в полном размере, в том числе пенсионерам, имеющим доходы, подлежащие государственному социальному страхованию.

(2) Выплата пенсии по инвалидности лицам, находящимся на полном государственном обеспечении, производится в размере 25 процентов установленной пенсии.

(3) Выплата пенсии по инвалидности приостанавливается для лиц, лишенных свободы, и возобновляется в ретроактивном порядке в случае прекращения этого основания, но не более чем за три года с месяца подачи соответствующего заявления.

[Ст.23 в редакции Закона N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]
[Ст.23 в редакции Закона N 552-XIV от 28.07.99]
[Признать неконституционным положение ст.23 в соответс.
с Пост. Конституционного Суда N 27 от 18.05.99]

Часть 4. ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Статья 24. Право на пенсию по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца назначается, если умерший был пенсионером или имел право на пенсию в соответствии с настоящим законом.

[Ст.24 дополнена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 25. Лица, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца

(1) Пенсии по случаю потери кормильца назначаются:
а) детям, не достигшим 18 лет или старше этого возраста, обучающимся на дневных отделениях средних, средних специальных и высших учебных заведений, до окончания учебы, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет;
b) состоявшему в браке с умершим не менее 15 лет и не вступившему в повторный брак супругу, если он на день смерти кормильца или не позднее пяти лет после его смерти достиг пенсионного возраста, указанного в статье 41, либо стал инвалидом I или II группы;
с) супругу или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, неработающему или находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

(2) Пенсия по случаю потери кормильца, назначенная детям, сохраняется и при их усыновлении. В случае смерти усыновителя усыновленные дети имеют право выбора одной пенсии: или за умершего родителя, или за умершего усыновителя.

[Ст.25 изменена Законом N 358-XV от 31.07.03, в силу 12.08.03]

Статья 26. Исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца

(1) Размер пенсии по случаю потери кормильца, если кормилец был получателем пенсии по возрасту или по инвалидности I группы, исчисляется в процентах к выплачивавшейся пенсии, если же кормилец не получал пенсии или был получателем пенсии по инвалидности II либо III группы, – в процентах к потенциальной пенсии по инвалидности I группы и зависит от числа получателей следующим образом:
a) на одного – 50 процентов;
b) на двух – 75 процентов;
c) на трех и более – 100 процентов.

(2) Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца исчисляется в процентах к минимальному размеру пенсии по возрасту для соответствующей категории пенсионеров (работников сельского хозяйства или других получателей) и зависит от числа получателей пенсии следующим образом:
а) на одного – 50 процентов;
b) на двух – 75 процентов;
с) на трех и более – 100 процентов.

(3) Детям, потерявшим обоих родителей, назначается пенсия, представляющая собой сумму пенсий, исчисленных за каждого из родителей.

(4) Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильцев – обоих родителей – на каждого из детей не может быть менее 50 процентов минимальной пенсии по возрасту для соответствующей категории пенсионеров. Если один из родителей был работником сельского хозяйства, минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца на каждого ребенка не может быть менее 50 процентов минимальной пенсии по возрасту, предусмотренной для других получателей.

[Ст.26 изменена Законом N 146-XV от 27.03.03, в силу 01.01.03]

Статья 27. Выплата пенсии по случаю потери кормильца

(1) Получателям пенсии по случаю потери кормильца, указанным в пункте а) статьи 25, пенсия выплачивается полностью.

(2) Получателям пенсии по случаю потери кормильца, указанным в пунктах b) и с) статьи 25, пенсия выплачивается в случае, если они не имеют дохода, подлежащего государственному социальному страхованию.

Статья 28. Перерасчет пенсии по случаю потери кормильца

При изменении числа получателей пенсии по случаю потери кормильца перерасчет пенсии производится с месяца, следующего за тем месяцем, в котором изменились обстоятельства или поступило обращение за перерасчетом.

Статья 29. Выделение доли пенсии по случаю потери кормильца

(1) Каждый из получателей пенсии по случаю потери кормильца имеет право потребовать выделения своей доли пенсии.

(2) Выделение доли пенсии производится начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором поступило обращение.

(3) Доля пенсии по случаю потери кормильца определяется путем деления установленного размера пенсии на число ее получателей.

От чего зависит размер пенсии в Молдове

Как продвигается реформа пенсионной системы в Молдове , ждать ли нам увеличения пенсионного возраста в ближайшем будущем, почему в стране так и не заработали частные пенсионные фонды и когда молдавские пенсионеры будут довольны своей пенсией, – об этом в интервью рассказала руководитель Национальной кассы социального страхования Мария Борта.

– Госпожа Борта, в середине апреля в Кишиневе состоялась международная конференция «Пенсионная реформа: международный опыт», на которой выступили представители 16 стран. Какие проблемы пенсионного обеспечения являются общими для этих государств?

– Действительно, несмотря на различия в экономическом развитии разных стран, у нас есть общие проблемы. Мир меняется, меняется демографическая ситуация, и это отражается на возможностях государства. Практически все страны мира сегодня вынуждены проводить реформы своих систем пенсионного обеспечения, даже такие развитые, как Швеция , Германия и др .

Конечно, это сложные преобразования, порой достаточно болезненные, потому что они касаются практически всего населения и затрагивают интересы всех граждан. Поэтому многие выступавшие на конференции говорили о том, что с проведением реформ следует «спешить медленно», их надо тщательно продумывать. Общие проблемы известны – это миграция, вызванная глобализацией мировой экономики, и старение населения. Эти проблемы касаются Молдовы и других европейских стран.

– Еще недавно некоторые эксперты говорили о том, что к 2050 году население Молдовы сократится на треть, в стране останутся одни старики. Какое у нас сегодня соотношение пенсионеров и работающих, и что Вы можете сказать о прогнозе на ближайшее будущее?

– Я не стала бы утверждать, что население будет уезжать из страны такими стремительными темпами. Человеческий фактор иногда непредсказуем. В первые годы независимости Молдовы люди массово уезжали, потом перестали, сейчас уезжают, но и возвращаются тоже!

Сегодня в Молдове 659 тысяч пенсионеров и около 800 тысяч работающих, то есть на одного пенсионера приходится примерно 1,2 работающих. Однако следует учесть, что не все работающие добросовестно перечисляют взносы в бюджет государственного социального страхования (бывший соцфонд). Поэтому можно сказать, что в этом смысле ситуация уже критическая.

В законах большинства стран есть положение, согласно которому, на помощь бюджету госсоцстраха может прийти госбюджет, если денег на выплату пенсий недостаточно. И в тех странах, где собираемость налогов высокая, дефицит социальных сборов не так сильно отражается на пенсионерах.

В частности, Россия сейчас готовит уже шестую пенсионную реформу. Там экспериментировали, но у них для этого были средства. Мы до сих пор наблюдаем за реформами, которые происходят в российской пенсионной системе, потому что опыт каждой страны, особенно тех стран, с которыми мы проходим схожие периоды развития, интересен.

Но на конференции специалисты России неожиданно заявили: надо брать пример с Молдовы, где проводят реформы медленно и обдуманно. И действительно, даже если пенсия в нашей стране невысокая, – она выдается стабильно, каждый год индексируется, даже в кризисные годы. В то же время в некоторых странах приостановили индексацию в связи с кризисом ( Болгария , Латвия , Литва ). В Литве даже сократили пенсию, и в этом году, через пять лет, начали понемногу ее восстанавливать.

– Но одно дело – сократить высокие пенсии на время и потом восстанавливать их, другое дело – стабильно выплачивать пенсии, которые намного ниже прожиточного уровня. Думаю, люди согласились бы с первым вариантом.

– Люди правы, когда говорят, что у многих из них пенсия низкая и им трудно жить на нее . Сегодня минимальная пенсия составляет в Молдове 79 процентов от прожиточного уровня. Когда начали реформу в 1998 году, она составляла всего 23 процента от прожиточного уровня.

Но в любой стране, в которой применяется классический вариант расчета пенсии, а сейчас он используется в большинстве государств мира, – размер пенсии зависит от страхового стажа пенсионера и его взносов на протяжении всей жизни. К сожалению, в нашей стране есть очень большая часть теневой экономики, когда зарплаты выдаются в конвертах.

– Однако даже люди, которые сейчас работают и платят все взносы, могут оказаться на грани выживания, так как работающих потом, когда они выйдут на пенсию, будет гораздо меньше, они будут платить меньше взносов, и выплачивать пенсию будет не из чего. Солидарный принцип формирования пенсионного фонда – когда пенсионеры получают пенсии за счет взносов работающих – не дает гарантии сегодняшним налогоплательщикам, что они будут получать адекватную пенсию. Когда-то очень много говорили о переходе от солидарной системы к накопительной. В начале этого года снова заговорили о реформе пенсионной системы. Это новая реформа или продолжение начатой в 1998 году? Предполагаются ли радикальные изменения?

– Радикальных изменений не будет и не может быть, так как у нас не завершена реформа, начатая в 1998 году. Реформа предусматривала, в том числе, повышение возраста выхода на пенсию, увеличение страхового стажа. В 2002 году было приостановлено повышение пенсионного возраста: в Молдове на пенсию сегодня выходят женщины в 57 лет, мужчины – в 62 года. На постсоветском пространстве есть страны, в которых на пенсию выходят в 55 и 60 лет, но есть и выше.

Однако, если бы удалось завершить реформу вовремя – возможно, сегодня у нас не было бы таких проблем. Потому что в последующие годы отмечен значительный рост количества пенсионеров, бюджет стал дефицитным, и были исчерпаны средства резервного фонда.

С теми же проблемами столкнулись и другие страны, однако во многих из них действуют более жесткие требования к работодателям. И даже участники конференции высказывались: о необходимости введения более жестких санкций, включая уголовную ответственность за неуплату взносов.

Но сказать это – мало, надо изменить законодательство и четко исполнять его. Например, есть страны, где органы социального страхования могут арестовать имущество, взять его в залог, передать документы в прокуратуру, а руководитель и бухгалтер предприятия могут даже быть привлечены к уголовной ответственности. И у них 100 процентов уплаты взносов. Лидеры в этом смысле Польша , Литва, Азербайджан .

Если говорить о Молдове, то собираемость взносов составляет 98 процентов от плана, но еще примерно 900 миллионов леев остаются в долгах. Следует напомнить, что в 2007 году была проведена налоговая амнистия, аннулировавшая без возмещения около миллиарда леев задолженностей в бюджете государственного социального страхования. Всего бюджет госсоцстраха составляет 12 миллиардов леев, в том числе пенсионный – примерно 8 миллиардов.

Сегодня мы продолжаем те реформы, которые были начаты в 1998 году. Постепенно увеличивается страховой стаж для мужчин, проводится унификация всех норм условий назначения пенсий, постепенно отказываемся от льгот. Передали на финансирование государственного бюджета единовременное пособие при рождении ребенка, путевок для ветеранов, отказались от финансирования детских лагерей (которыми занимаются другие структуры). Ни в одной из постсоветских стран этих льгот уже нет.

У нас пока сохранились лишь некоторые льготы по возрасту для госслужащих. В случае с пенсиями для депутатов парламента и членов правительства сделали первый шаг – теперь им пенсия начисляется в размере не 75 процентов от зарплаты, а 42 процента, как у всех остальных граждан. Для госслужащих также начали увеличивать возраст выхода на пенсию например, госслужащий мужчина 1956 года рождения теперь выйдет на пенсию не в 57 лет, а в 59 лет.

Часть реформы – создание государственного регистра индивидуального учета в Национальной кассе социального страхования. Теперь в базе НКСС есть данные обо всех перечислениях застрахованных лиц, начиная с 1999 года. Теоретически мы должны были уже в этом году – через 15 лет после запуска реформы – начать начисление всех пенсий только на основании данных регистра. Но пока этого не делаем, так как много наших крупных предприятий не передали нам информацию о перечислениях взносов для работников.

– Когда же это произойдет?

– В ближайшее время мы рассчитываем полностью перейти на расчет пенсий на основе регистра. Это удобно для пенсионеров. Даже сейчас на период с 1999 года мы не требуем никаких справок. Все есть в базе данных НКСС. И только если человеку существующая у нас информация не выгодна, он сам ее ищет. Потому что нередко получается так, что с 1999 года пенсия начисляется меньше, чем должна была бы быть, если судить по фактической зарплате, которую получал человек.

Однако в этих случаях чаще всего выясняется, что официальная зарплата на самом деле у человека гораздо меньше, чем фактическая. Многие люди получали ее по двум ведомостям: в одной только расписывались, а по данным другой начислялись взносы. И в итоге люди возмущаются: как же так, я же получал 7 тысяч леев, а у вас написано 3 тысячи?

У нас бытует мнение, что надо менять формулу расчета пенсии. Но формулу поменять нетрудно – только один коэффициент изменить – и пенсии станут больше. Но нам сразу эту прибавку нужно будет умножить на 650 тысяч пенсионеров, и иметь деньги в бюджете, чтобы их выдать.

– Но может быть полностью перейти на накопительную систему, а не солидарную? Чтобы человек платил взносы в пенсионные фонды на свой личный счет – и в итоге, выйдя на пенсию, получал то, что он заработал за свою жизнь, а не то, что ему собирают общими усилиями сегодняшние налогоплательщики?

– Я огорчу своим ответом. На конференции мы выслушали мнения представителей разных стран по этому поводу, в том числе тех, которые пытались создать накопительные пенсионные фонды. К примеру, в Казахстане было создано 16 пенсионных фондов, – в прошлом году все 16 перешли в государственный фонд.

Польша – передовик в этом вопросе – здесь первыми заработали накопительные пенсионные фонды параллельно с государственным. И человек выбирал, куда ему платить взносы. В дальнейшем в Польше уменьшились перечисления в эти фонды.

В России было много экспериментов, Румыния развивала пенсионные фонды почти одновременно с Польшей, однако в прошлом году вкладчики получили право вернуться в государственный фонд.

Государственная солидарная пенсионная система была основана Бисмарком – и до сих пор никто ничего лучше не придумал. Это, по сути, велосипед пенсионной системы. Проблема в том, что когда создается частный пенсионный фонд, у него появляются расходы на административный аппарат, логистику, другие расходы.

Сначала – после создания таких фондов, к примеру в Польше, – наблюдался бум, люди активно стали переводить свои взносы в частные фонды. А потом, в связи с экономическим кризисом, возникли проблемы исполнения обязательств перед вкладчиками негосударственных фондов. И люди страдают от этого. Потому что здесь, в пенсионной системе, вся жизнь человека.

Человек сегодня молод и богат, а потом не дай бог что-то случилось – и приходят к нам бывшие послы, творческие работники и другие известные люди, и пытаются получить пенсию побольше. Но в свое время они мало взносов перечисляли в пенсионный фонд, хотя и получали достаточно.

Или вот говорят, что известные артисты получают маленькую пенсию. Конечно маленькую, потому что официально они получали минимальную зарплату, а основные доходы – неофициально. И сегодня никто не хочет застраховать себя на большую сумму, а завтра эти люди придут к нам с просьбами и претензиями. Но не следует путать пенсию с социальной помощью. Потому что пенсия , заработанная за трудовую деятельность, напрямую зависит от стажа и размера перечисленных взносов.

– Будет ли в Молдове увеличен возраст выхода на пенсию в ближайшем будущем?

– Социально-экономическая и демографическая ситуация в стране приведет нас к необходимости продолжения реформ. Необходимо будет актуализировать некоторые параметры системы социального страхования в целом, и не исключено, что будет увеличиваться и пенсионный возраст.

– Как работающему человеку определить, какая у него будет пенсия? Есть ли единая формула расчета?

– У каждого человека своя трудовая биография. Сегодня она рассчитывается по формуле, в которой две части. Период с 1984 года по 1999 год – человек приносит справки с предыдущих работ, и компьютерная программа выбирает лучшие по зарплате 5 лет (60 месяцев) работы, по которым начисляется пенсия за весь этот период.

Вторая часть – период с 1999 года по настоящее время. В базе данных НКСС есть вся история этого человека, и справки ему уже не надо приносить. Но если с 2015 года нам удастся полностью перейти на расчет пенсий на основе регистра, то людям уже не нужно будет искать справки, пропавшие архивы. Это очень упростит оформление пенсии.

Сегодня средства для выплаты пенсий и других платежей социального страхования формируются из двух источников: взносов работодателей, которые начисляют 23% на фонд оплаты труда, – и взносов работников, из зарплаты которых удерживаются 6%.

Согласно Закону о государственной системе социального страхования, доля взносов, уплачиваемых работниками, должна вырасти и составить две трети от общего тарифа (от 29%). Однако в 2009 году процесс перераспределения доли взносов приостановился, так как партнеры социального диалога не достигли компромисса в вопросе дальнейшего перераспределения общего социального тарифа.

– Можно сказать, что за основу с 1999 года берется среднее арифметическое от зарплаты, которую получал человек за период до сегодняшнего дня, и от этого числа выделяется 42 пенсионных процента?

– Нет, так нельзя сказать, есть формула, которая учитывает инфляцию, стаж человека и другие коэффициенты. Также надо учесть, что процент индивидуального взноса вырос от одного до шести на протяжении этих лет.

– То есть, пенсионеры реально получают не 42 процента, а меньше?

– Да, в среднем получается примерно 38 процентов. Еще есть больничные, пособия для детей, санаторные путевки, декретные, сумма которых вычитается из расчетов.

– Как будет начисляться пенсия легальным и нелегальным гастарбайтерам?

– У любого гражданина есть возможность заключить индивидуальный контракт с Национальной кассой социального страхования. Согласно этому контракту он должен выплачивать определенный годовой тариф – раз в квартал – или единой годовой суммой. Даже есть возможность, если человеку не хватает 5-10 лет стажа, начиная с 1999 года застраховать себя на это срок. 5748 леев в год нужно заплатить для включения в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту. У каждого есть свои вопросы, которые можно задать нашим специалистам на сайте НКСС (www.cnas.md).

Республика Молдова подписала двухсторонние соглашения в области социального страхования на основании принципа пропорциональности с 10 странами – такими, как: Болгария, Португалия , Румыния, Люксембург , Эстония , Чехия , Австрия , Бельгия , Польша, Венгрия . Находясь в этих странах, наши граждане могут на месте уплатить взносы государственного социального страхования в социальный бюджет принимающей страны.

И в этом случае, при достижении пенсионного возраста, молдавские граждане получают право на пенсию за отработанный стаж на территории обоих государств. Пенсия назначается и выплачивается пропорционально годам, отработанным в этих странах. Пенсия будет ежемесячно (или ежеквартально в случае Болгарии и Эстонии) перечисляться на личный счет, открытый в одном из банковских учреждений по месту жительства заявителя.

Одновременно действуют соглашения, разработанные по принципу территориальности с Россией, Украиной , Белоруссией , Азербайджаном и Узбекистаном . В случае, если гражданин Молдовы уезжает на постоянное место жительства в одно из этих государств, мы подтверждаем страховой стаж (период уплаты взносов государственного социального страхования) реализованный на территории Молдовы, прекращаем выплату пенсии и высылаем пенсионное дело в адрес пенсионного фонда другого государства. Размер пенсии в данном случае исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого он переселился.

В заключение я хотела бы еще раз повторить, что пенсия каждого из нас зависит стажа и перечислений за всю трудовую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы наши экономические агенты лучше понимали свою важную роль в дальнейшей жизни их работников и их самих. И если они будут перечислять вовремя все взносы и не таить зарплату по «черным» конвертам, тогда и экономика будет расти, и пенсии будут больше, и жизнь наладится к лучшему.

Ссылка на основную публикацию