Выплаты и пособия при потере работы
К сожалению, потеря работы не является редким явлением. Какие выплаты предусмотрены законодательством в случае потери работы? Кто осуществляет такие выплаты? Осуществляет ли государство выплату на случай потери работы?
Выплаты при потере работы со стороны работодателя
Виды и размер выплат
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель производит компенсационные выплаты в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц в следующих случаях:
- при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращения деятельности работодателя – физического лица;
- при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников;
- при расторжении трудового договора по инициативе работника в случае неисполнения работодателем условий трудового договора.
Пунктом 2 статьи 131 Трудового кодекса Республики Казахстан работодатель производит компенсационные выплаты в связи с потерей работы при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, в размере средней заработной платы за 2 месяца.
Следует учитывать, что для предъявления обоснованных претензий к работодателю по взысканию компенсационной выплаты в указанном размере работнику необходимо иметь в наличии документы, подтверждающие сообщение работодателем недостоверной информации об условиях труда, невыполнение условий трудового договора или нарушение трудового законодательства, а также свидетельские показания по данным фактам. В противном случае ему будет трудно доказать правоту своих претензий к работодателю.
Пунктом 3 статьи 131 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что в трудовом, коллективном договорах может предусматриваться более высокий размер компенсационной выплаты в связи с потерей работы.
Обычно работодатели пользуются данным правом при заключении трудовых договоров с более ценными для них работниками либо с работниками, приглашенными из других организаций. Данное обстоятельство служит своеобразной гарантией длительности трудовых отношений.
Сроки выплаты
Пунктом 4 статьи 113 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится не позднее 3 рабочих дней после его прекращения.
Выплатами, причитающимися работнику, являются выплата заработной платы, компенсационные и другие выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом, трудовым, коллективными договорами, актами работодателя.
Социальная выплата на случай потери работы
Кто имеет право на получение социальной выплаты?
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании” участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, социальные выплаты на случай потери работы назначаются:
- на 1 месяц – в случае, когда за него производились социальные отчисления от 6 до 12 месяцев;
- на 2 месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от 12 до 24 месяцев;
- на 3 месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от 24 до 36 месяцев;
- на 4 месяца – в случае, когда за него производились социальные отчисления от 36 и более месяцев;
- на 6 месяцев – в случае, когда за лицо, потерявшее работу по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан, производились социальные отчисления от 36 и более месяцев.
Таким образом, уволенный работник, за которого работодатель уплачивал социальные отчисления, вправе получать социальную выплату. При этом срок получения таких выплат зависит от того срока, в течение которого работодатель производил уплату социальных отчислений.
В какой орган необходимо обратиться?
Прежде всего, уволенному работнику необходимо зарегистрироваться в качестве безработного в Центре занятости населения (пункт 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании”). После чего уволенному работнику при наступлении социального риска надлежит обратиться за назначением социальной выплаты с необходимыми документами в некоммерческое акционерное общество “Государственная корпорация”Правительство для граждан” (ЦОН) по месту регистрации (прописки) либо акимат городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения.
Какие документы необходимо предоставить?
Пунктом 9 Стандарта государственной услуги “Назначение социальной выплаты на случаи социальных рисков: утраты трудоспособности; потери кормильца; потери работы; потери дохода в связи с беременностью и родами; потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года” установлен перечень документов, необходимых для назначения социальной выплаты на случай потери работы. К заявлению необходимо приложить:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства;
- справка уполномоченного органа по вопросам занятости;
- выписка из акта работодателя, подтверждающая расторжение трудовых отношений по основаниям, предусмотренными подпунктами 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 52 ТК РК;
- документ о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольном счете наличности исправительного учреждения.
С какого периода назначаются компенсационные выплаты?
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании”социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в центр занятости населения.
Каким образом рассчитывается размер социальной выплаты?
Согласно пункту 3 статьи 23 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании” размер социальной выплаты на случай потери работы определяется путем умножения среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и коэффициент стажа участия.
Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние 24 календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату по потере работы, на 24.
При этом коэффициент замещения дохода составляет 0,3, а коэффициент стажа участия рассчитывается в соответствии со статьей 21 указанного Закона.
Пункт 5 статьи 21 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании” устанавливает коэффициент стажа участия для участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, составляет:
- менее 6 месяцев – 0,1;
- от 6 до 12 месяцев – 0,7;
- от 12 до 24 месяцев – 0,75;
- от 24 до 36 месяцев – 0,85;
- от 36 до 48 месяцев – 0,9;
- от 48 до 60 месяцев – 0,95;
- от 60 и более месяцев – 1,0.
Пример расчета суммы страховой выплаты:
Ставка социальных отчислений (СтСО) = 5%.
Стаж участия в системе обязательного социального страхования – 17 месяцев.
Сумма дохода (СД) = 904 000 тенге.
Сумма взносов за последние 24 месяцев (СВ24) = 45 200 тенге.
Количество учтенных месяцев (за последние 24 месяца) (КУМ24) = 24 месяца.
Среднемесячный размер дохода (СРД24) = (СД/КУМ 24) = 904 000/24 = 37 667 тенге.
Коэффициент замещения дохода (КЗД) = 0,3.
Коэффициент стажа участия (КСУ) = 0,75.
Расчетная сумма выплаты (СРД24*КЗД*КСУ) = 37 667 тенге * 0,3 * 0,75 = 8475 тенге ежемесячно в течение 2 месяцев.
Социальные выплаты в случае дальнейшего трудоустройства
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона Республики Казахстан “Об обязательном социальном страховании” социальная выплата на случай потери работы при последующем обращении назначается исходя из того, что за каждый месяц ранее полученной социальной выплаты на случай потери работы из общего стажа участия в системе обязательного социального страхования вычитается 12 месяцев.
Пособие по безработице в Казахстане
Экономика Казахстана очень медленно поднимается после проблем конца XX века. Любые экономические потрясения относят на несколько шагов назад. Но уже достигнуты некоторые успехи, и уровень безработицы постепенно сокращается.
Официальные данные
По официальном данным, на январь 2022 года безработица в Казахстане показывает уровень 5.1%. В цифрах это 457 600 безработных граждан. Всего за месяц их число увеличилось на 2 тысячи. Тенденции на текущий год неутешительны.
В настоящее время в связи с экономическими проблемами на предприятиях часто происходят массовые увольнения сотрудников. Это ещё больше усиливает кризисные явления. Глава независимых профсоюзов заявила, что в сложившейся ситуации не стоит и думать об открытии новых рабочих мест.
На данный момент главная задача – достичь договоренности между предпринимателями и работниками о сохранении вакансий и любым путём избежать новых сокращений.
Многие казахстанцы теперь боятся даже думать о смене рабочего места. Страх оказаться не у дел оказывается сильнее любых проблем на текущем положении.
Усилия правительства сейчас направлены на создание внутренней трудовой эмиграции. На юге страны очень большая плотность населения, но мало свободных вакансий. В то же время на севере страны большой дефицит рабочей силы. Работа вахтовым методом в Казахстане — хороший выход из проблемной ситуации.
Проблема нехватки людей с простыми рабочими профессиями возникла не сразу. Причиной этому стало, с одной стороны, закрытие большого количества ПТУ, которые готовили необходимые кадры. С другой, нежелание молодёжи учиться на простых рабочих — все хотят быть менеджерами и юристами.
Сейчас активно готовится программа переселения на север страны. В рамках проекта планируется материальная поддержка и обучение всех желающих получить рабочее место, что поможет снизить уровень безработицы в стране.
Программа переселения на север Казахстана
Женская безработица
Как и в любой другой стране, безработица в Казахстане неравномерно распределена среди разных слоёв и групп населения. Практически во всех возрастных группах безработных женщин 65%. Высокий уровень безработицы среди женщин обусловлен следующими причинами.
- В стране большой спрос на работников технических специальностей или тяжёлый физический труд. Женщины, как правило, не имеют нужного образования или физической выносливости. Трудно представить себе женщину-шахтёра.
- Нежелание работодателей брать на вакантное место женщину с маленькими детьми. Считается, что они часто уходят на больничный по уходу за ребёнком и постоянно отпрашиваются.
- Ещё одна причина тесно связана с предыдущей. Женщине с ребёнком трудно найти работу с подходящим графиком, чтобы успеть забрать малыша из детского сада.
- Другая сторона медали – нежелание брать бездетную женщину, потому что она может уйти в декретный отпуск.
Женщинам без детей устроиться на работу немного проще, но появление ребёнка часто вызывает негативизм от начальства. Построить успешную карьеру удаётся только малому числу представительниц прекрасного пола.
Безработица среди молодёжи
Ещё одна большая группа безработных – молодёжь в возрасте до 25 лет, такая картина объясняется не только спросом на рабочую силу, но и индивидуальными спросами соискателей. Среди молодёжи многие остаются без работы по многим причинам:
- Массовое стремление получить высшее образование приводит к длительному обучению. Минимум до 21 года молодые люди ещё учатся.
- Многие родители, переживая за будущее своих детей, не позволяют им работать одновременно с учёбой. Это вызвано стремлением сконцентрировать их внимание на обучении, чтобы добиться в дальнейшем того, что не удалось сделать родителям.
- Появилось много компаний, которым нужен однообразный неквалифицированный труд. Здесь важен быстрый темп и высокая производительность. Молодёжь здесь принимают охотно, но многие не выдерживают нагрузку и снова возвращаются в статус безработного.
- Компании, где напротив, необходим высококвалифицированный труд, берут работников со стажем и необходимыми навыками. Молодым людям просто негде получить первоначальный стаж, необходимый для получения должности.
- Среди молодёжи популярно желание найти работу по душе, которое затягивает поиски и нахождение в статусе безработного.
- Современные молодые люди стремятся получить престижную профессию с перспективой высоких зарплат. Это создало огромное количество финансистов, экономистов, менеджеров, юристов. Вместе с тем, никто не желает получать простые рабочие специальности, где создан огромный дефицит кадров.
Вернуться к оглавлению
Проблемы занятости в стране
Безработица в Казахстане вызвана многими проблемами, и это не только наличие свободных вакансий. Остро стоит проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. Многие промышленные предприятия не могут найти людей с должным уровнем подготовки. В это же время слишком много людей с невостребованными профессиями, где конкуренция на рабочее место очень велика. Молодые люди выпускаются из учебных заведений с недостаточными практическими навыками, и предприятие не готовы платить им приличную зарплату.
Готовые к работе россияне едут в Казахстан, получают вид жительство, а затем и гражданство Казахстана, но трудоустройство даётся им очень тяжело.
Теперь, когда старое поколение работников уходит на пенсию, это ощущается особенно остро. Среди молодёжи немодно работать на заводе, они считают это непрестижным. Все мечтают о работе в офисе, творческой самореализации, а ещё лучше — ничего не делать и получать за это деньги.
Молодое поколение, выросшее в суровые 90-е годы, казалось бы, должно уметь справляться с трудностями. Но на деле связанная с этим гиперопека родителей вырастила людей, не способных брать ответственность в свои руки. Устоялось мнение, что на заводах люди работают сутками, ничего при этом не получая. Это уже давно не так, но полученные в детском возрасте установки разрушить очень сложно.
Ещё одна проблема – неэффективная занятость. Даже нетрудоустроенные не готовы переехать туда, где они смогут получить достойную работу. Это обусловлено и страхом и недостаточной социальной поддержкой.
Выплаты при увольнении
В Казахстане каждый работодатель несёт ответственность за увольнение без видимых причин и при нарушении им пунктов трудового договора. Наниматель должен дополнительно выплатить месячную зарплату, если:
- он увольняет работника без нарушений с его стороны в случае ликвидации предприятия или временного прекращения работы;
- при увольнении по сокращению числа занятых из-за экономических сложностей.
Уволиться по собственному желанию и получить компенсацию в размере трёх окладов можно в случае недобросовестности работодателя. Если он сообщил ложные данные о должностных обязанностях и условиях работы или нарушил трудовой или коллективный договор. Но работнику придётся подтвердить факт нарушений работодателя документально и заручиться поддержкой свидетелей. Иначе будет сложно доказать свою правоту.
Иногда в трудовом договоре прописывается размер выплат, в несколько раз больший. Работодатели часто увеличивают сумму в договоре со специально приглашенными сотрудниками, или привлекая работников с других предприятий. Это помогает убедить в честных намерениях и дать надежду на длительное плодотворное сотрудничество.
Все выплаты должны быть перечислены на счёт уволенного сотрудника в течение трёх суток с момента расторжения договора. Расчёт и компенсационные средства должны быть выплачены одновременно.
Социальное страхование
Каждый работник Казахстана входит в систему обязательного социального страхования.
Как только человек устроился на работу, работодатель должен ежемесячно отчислять средства в страховой фонд. В зависимости от срока выплат в случае увольнения начисляется пособие:
- при стаже 6-12 месяцев выплаты начисляются 1 месяц;
- за 1-2 года отчислений – 2 месяца;
- за 2-3 года – 3 месяца;
- более 3 лет – 4 месяца.
Получается, что сроки страховых выплат зависят от трудового стажа. Если работодатель вовремя проводил отчисления, проблем с получением данного пособия не будет.
Как получить пособие
В первую очередь, уволенному сотруднику нужно зарегистрировать свой статус лица без работы. Сделать это можно в управлении занятости и социальных программ.
Если сразу не найдётся подходящей вакансии, по месту прописки обратиться в государственный центр по выплате пенсий. Для оформления социального пособия нужно подготовить документы:
- заявление о назначении социальной поддержки по случаю потери работы;
- любое удостоверение личности;
- сведение о прописке или регистрации;
- справка из органов занятости населения;
- сведения о банковском счёте, на который будут переводиться отчисления.
Выплаты социального страхования начинаются со дня обращения в службу занятости и постановки на учёт в качестве безработного.
Уже с первого июня 2018 года введён новый порядок оформления пособия. Теперь можно обратиться только в центр занятости, и его сотрудники сами направят информацию в центр выплат пенсий. Все документы можно будет отправить по интернету через информационные системы государственных органов.
Сумма выплат
Размер пособия вычисляется с помощью формулы. Среднемесячный доход, с которого проводились отчисления, умножается на коэффициент замещения дохода и коэффициент стажа участия в социальной программе страхования.
Среднемесячный доход рассчитывается путём деления суммы ежемесячных доходов, с которых проводились отчисления за последние 2 года, на 24. При этом не важно, были перерывы в отчислениях или нет. Коэффициент замещения дохода всегда равен 0,3. Коэффициент стажа зависит от срока участия в социальном страховании. Он будет следующим:
- менее полу года – 0,1;
- полгода-год – 0,7;
- от года до 2лет – 0,75;
- от 2 до 3лет – 0,85;
- от 3 до 4 лет – 0,9;
- от 4 до 5 лет – 0,95;
- более 5 лет – 1.
При повторном обращении за пособием из расчётов убирается 12 месяцев из общего стажа страховых выплат. При небольшом стаже работы это может значительно повлиять на размер пособия.
Для тех, кто ещё никогда не работал, пособие по безработице не предусмотрено. Выплаты за счёт страхового фонда, а не государственного бюджета, значительно экономят последний. Это позволяет эффективнее управлять потоками средств.
Проекты развития
В настоящее время усиливающаяся безработица и вынужденная эмиграция из Казахстана в другие страны беспокоит правительство. Уже разрабатываются государственные и региональные программы для глобально решения этой проблемы. В ближайшее время планируется внести некоторые изменения в социальную программу занятости:
- стимулировать роста занятости трудоспособного населения;
- сбалансировать рынок труда по спросу и предложению;
- организовать занятость населению, особенно нуждающемуся в поддержке;
- стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно создающего новые рабочие места;
- на базе службы занятости населения организовать курсы переподготовки и обучения кадров на востребованные профессии;
- создать систему оплачиваемых общественных работ;
- повысить активность региональной власти в решении вопросов занятости;
- создать общую систему связи службы занятости с прямыми работодателями и частными агентствами по подбору персонала;
- разработать инвестиционные программы с созданием новых рабочих мест.
Все эти меры помогут эффективнее регулировать занятость населения. Создание новых вакансий снизит социальную напряжённость. А возможность получить в центре новую профессии поможет решить проблему дефицита рабочих кадров на предприятиях. Перспективы развития в социальной сфере дают надежду на изменения к лучшему.
Лайфхак: как, будучи безработным, в Казахстане получать деньги от государства
![]() |