Кто оплачивает дополнительный отпуск гражданам подвергшимся воздействию радиации

Правила и порядок оформления дополнительного отпуска ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС

30 лет назад произошла чудовищная катастрофа, которая повергла весь мир в шок. В результате аварии на Чернобыльской АЭС произошел большой выброс радиационных материалов, которые причинили значительный вред, как окружающей среде, так и здоровью тысяч людей.

Многие из жителей прилегающих районов и ликвидаторов последствий аварии умерли от лучевой болезни, а те, кто остался в живых страдают от большого перечня заболеваний, к числу которых можно отнести онкологию и хронические болезни нервной и эндокринной систем.

Заботясь о людях, которые стали жертвами этой страшной трагедии, правительством было разработано ряд мер, направленных на поддержание этой категории граждан. В частности, ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС законодательством предусмотрено ряд льгот, к числу которых можно отнести и дополнительный оплачиваемый отпуск.

Чтобы обыватели понимали суть данного вопроса, в этой статье мы максимально подробно расскажем о том, как правильно оформить льготный дополнительный отпуск для чернобыльцев, а также дадим множество рекомендаций, касающихся этой темы.

Правовая основа

Что же касается такой льготы, как дополнительный оплачиваемый отпуск, то согласно статье 14 пункт 5 вышеуказанного закона, чернобыльцам гарантируется помимо ежегодного оплачиваемого отпуска предоставление дополнительного отпуска продолжительностью от 7 до 14 дней в удобное для них время.

Однако продолжительность этого льготного отпуска, в первую очередь, зависит от категории, которая присвоена человеку, подвергшемуся воздействию радиации при катастрофе на Чернобыльской АЭС.

Поэтому дальше поговорим о том, кто имеет право на получение льгот согласно вышеуказанному законодательству.

Кто имеет право на получение льгот

Правом воспользоваться льготами согласно чернобыльскому законодательству имеют следующие категории граждан:

  1. К числу людей, получивших лучевую болезнь в результате аварии на ЧАЭС, относятся:
    • ликвидаторы, которые устраняли последствия взрыва на станции;
    • обычные люди.
  2. Люди, ставшие инвалидами в результате облучения при ликвидации аварии:
    • военнообязанные;
    • военнослужащие;
    • сотрудники ОВД;
    • пожарники;
    • гражданские лица;
    • доноры костного мозга для облучившихся больных.
  3. Добровольно выехавшие граждане из зоны отселения;
  4. Лица, занимавшиеся вывозом людей и материальных ценностей из зоны аварии:
    • военнослужащие;
    • медики.
  5. Люди, проживавшие в зоне отселения;
  6. Дети эвакуированных граждан, которые на момент аварии были еще эмбрионами.

Согласно законодательству, все указанные граждане подразделяются на категории, о которых речь пойдет дальше.

Категории

Принято различать следующие категории людей, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:

1 категория. В нее входят:

  • больные лучевой болезнью;
  • инвалиды из числа ликвидаторов аварии;
  • пострадавшие от взрыва, которым зафиксировано причинную связь увечий от аварии на ЧАЭС.

2 категория включает в себя ликвидаторов, работавших в зоне отчуждение в следующие периоды:

  • с 26 апреля по 1 июля 1986 года независимо от срока работы;
  • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом стаж работы должен составлять не менее 5 календарных дней;
  • работавшие в зоне отчуждения на протяжении 1987 года, при этом стаж работы в этих условиях должен составлять не менее 14 календарных дней;
  • лица, проживавшие на территории заражения с момента аварии.

3 категория состоит из работавших в зоне отчуждения в следующие периоды:

  • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом период должен составлять 1–5 календарные дни;
  • на протяжении 1987 года стаж должен составлять от 1 до 14 дней;
  • в период с 1988 по 1990 год стаж работы в зоне отчуждения должен составлять не менее 30 календарных дней;
  • люди, проработавшие не менее 14 календарных дней в 1986 году на пунктах дезактивации и санитарной обработки.

4 категория. В нее входят лица, которые на 1 января 1993 года прожили или проработали в зоне усиленного радиологического контроля не менее четырех лет. Также к этой категории относятся лица, которые работали за пределами зоны отчуждения в следующие периоды:

  • в 1986 году не менее 14 дней;
  • в 1987 не менее 3-х месяцев.

Длительность дополнительного отпуска

Особенности предоставления льготного отпуска для чернобыльцев 1 и 2 категорий заключаются в следующих важных моментах:

  • во время отдыха сохраняется заработная плата;
  • продолжительность может составлять от 7 до 14 дней;
  • льготой можно воспользоваться в удобное время.

Дополнительный отдых для ликвидаторов ЧАЭС 3 и 4 категорий имеет следующие особенности:

  • длительность может составить до 14 календарных дней;
  • заработная плата не сохраняется, иначе говоря, это положенный отпуск за свой счет.

Однако работник, которому положен данный вид отпуска, должен знать следующие особенности его предоставления:

  • неиспользованный отпуск не переносится на следующий год;
  • не разрешается разделять отдых в период временной нетрудоспособности;
  • в случае работы по совместительству существует возможность получить положенный отпуск;
  • если сотрудник сменил в календарном году место работы, то будет невозможно оформить суммарное количество дней отдыха;
  • отпуск не продлевается на количество припавших праздничных дней;
  • получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск можно только в случае увольнения.

При всем сказанном стоит понимать, что инициатива получения дополнительного льготного отдыха должна исключительно исходить от самого работника.

Порядок оформления

Чтобы правильно оформить дополнительный отдых для лиц, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Оформление заявления на отпуск имеет следующие особенности:
    • составляется в письменной форме;
    • оформляется на имя руководителя организации;
    • указывается основание получения данного вида отдыха.
  2. Предоставление подтверждающих документов.
    К поданному заявлению на отдых в обязательном порядке должны быть приложены заверенные копии следующих документов:
  • паспорт, в котором имеется официальная запись, подтверждающая регистрацию в зоне отчуждения на момент аварии на ЧАЭС;
  • удостоверение, которое подтверждает, что человек действительно является пострадавшим или ликвидатором аварии, и имеет право на получение социальной помощи;
  • медицинские справки, подтверждающие наличие инвалидности или заболевания, причиненного радиационным облучением.
  • Оформление приказа.
    На основании поданного работником заявления, руководителем организации создается приказ по установленной форме Т-6.
  • Правила оплаты

    При этом важно понимать следующие аспекты:

    • первоначально отпуск оплачивается исключительно из средств работодателя;
    • затем руководство предприятия подает в социальный фонд следующий пакет документов:
      • заявление сотрудника;
      • подтверждающие документы;
      • приказ по предприятию;
      • справка о доходах.
    • на основании вышеуказанных документов социальный фонд перечисляет средства на счет работодателя.

    Расчет размера выплат производится согласно следующей формуле:

    Во = (Ор * Км / Км * 29,4) * По,

    • Во – сумма выплаты за дополнительный отпуск;
    • Ор – установленный оклад работника;
    • Км – количество месяцев, отработанных сотрудником в текущем году;
    • 29,4 – среднестатистическое количество дней в месяце;
    • По – продолжительность дополнительного отдыха в днях.

    Именно таким образом и происходит оплата льготного отпуска для работников, имеющих статус чернобыльца.

    Некоторые аспекты оформления

    Многие люди, имеющие статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, оформляя дополнительный отпуск, могут столкнуться с некоторыми трудностями. Например, многих чернобыльцев волнует тот вопрос, будет ли оплачен больничный во время предоставленного дополнительного отпуска.

    Ответ на этот вопрос заключается в следующем: согласно законодательству, если человек заболел в период дополнительного или ежегодного отдыха, то в этом случае период временной нетрудоспособности продлевается либо переноситься на другой срок.

    При этом важно понимать, что заболевание в обязательном порядке должно быть подтверждено больничным листом.

    Также некоторые работодатели иногда отказываются оплачивать дополнительный отпуск сотрудникам, имеющим статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС. Однако им стоит напомнить норму закона, выраженную в статье 120 Трудового кодекса РФ.

    Таким образом, мы постарались максимально подробно раскрыть тему дополнительного отпуска для людей, имеющих статус пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС.

    О порядке оформления данных видов отпусков рассказано в следующем видеосюжете:

    Дополнительные отпуска работникам, пострадавшим от радиоактивного излучения

    Последние изменения: Январь 2022

    В ст.116 Трудового кодекса РФ дан исчерпывающий перечень дополнительных отпусков, с сохранением зарплаты, предоставляемых сотрудникам по основному месту работы. Практически все перечисленные в этом нормативном акте периоды отдыха подлежат возмещению из средств работодателя. В то же время в РФ есть граждане, подвергшиеся воздействию радиации, которым законодательно определено право на дополнительные отпуска, предоставляемые по месту трудоустройства, но средства для их оплаты выделяются из федерального бюджета.

    Кому положен дополнительный отпуск, компенсируемый государством

    Нормативно-правовой базой для предоставления права на отдых, оплачиваемый из федерального бюджета стали: Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 (ред. от 12.11.2018) и Постановление Правительства РФ № 136 от 03.03.2007 (ред. от 06.09.2016).

    Согласно этим документам возможностью оформить отпуск по месту работы, который будет оплачен через соцзащиту, могут воспользоваться:

      граждане, получившие лучевое заболевание в результате чернобыльской катастрофы, ликвидаторы последствий и инвалиды, потерявшие степень трудоспособности по тем же причинам — на 14 суток; лица, в 1986 году и позднее добровольно покинувшие либо эвакуированные из зон отчуждения и отселения – на две недели; сотрудники, проживающие либо работающие, на постоянной основе, в зоне с правом отселения: ранее 02.12.1995 – на 14 дней; позже – на 7 дней; граждане, трудившиеся (проживавшие) в местностях с льготным социально-экономическим статусом до 02.12.1995, и продолжающие работать в той же обстановке – на 7 суток; лица, трудящиеся в зоне отселения в зависимости от времени начала работы: до 2 декабря 1995 года – на 21 день, позже – на 7 дней; сотрудники, получившие дозу облучения в 25 бэр при проведении ядерных испытаний на полигоне Семипалатинска — на две недели.

    Порядок оформления дополнительного отпуска и выплат за него

    Любое право на получение льготы необходимо подтверждать документально. Поэтому чтобы воспользоваться возможностью дополнительного отдыха, сотрудник должен составить письменное заявление о предоставлении дополнительного отпуска и приложить к нему справку, подтверждающую право на льготу или копию удостоверения.

    В организации издается приказ установленной формы, с которым работника знакомят под подпись.

    Для получения выплат за использованный отпуск гражданину необходимо явиться в соцзащиту, по месту жительства, и предоставить следующий перечень документов:

    1. Паспорт лица, претендующего на льготу.
    2. Заявление установленной формы, в котором указываются реквизиты получателя денежных средств.
    3. Оригинал или заверенная установленным порядком копия удостоверения, подтверждающие право на получение льготы.
    4. Подписанная работодателем и главным бухгалтером, заверенная печатью, справка о среднемесячной заработной плате.
    5. Копия приказа о предоставлении дополнительного отпуска.

    В РФ законодательно определен порядок оплаты всех видов отпусков. Заработная плата за период отсутствия на рабочем месте по указанным основаниям должна поступить на лицевой счет работника или выдаться на руки за 3 дня до начала отдыха. За нарушения сроков выплаты отпускных работодателей привлекают к административной ответственности. Но в связи с тем, что компенсации за чернобыльский отпуск вносятся из федерального бюджета и, как правило, после фактического отдыха, поэтому такие выходные можно оформить, с согласия работодателя, даже накануне.

    Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

    Льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы

    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

    Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот – компенсации – это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

    Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

    Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

    «1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

    3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

    возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

    Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

    В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

    «1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

    2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

    возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

    Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

    Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

    Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

    Эта льгота предоставляется:

    ¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

    ¨ инвалидам вследствие катастрофы;

    ¨ участникам ликвидации последствий катастрофы.

    Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

    Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

    Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

    Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

    Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

    Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

    ¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы – с 26 апреля 1986 года;

    ¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение – с 26 апреля 1986 года;

    ¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

    ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, – со 2 декабря 1995 года;

    ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, – со 2 декабря 1995 года;

    ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), – до 2 декабря 1995 года;

    ¨ 14 календарных дней:

    ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

    ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

    ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

    Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

    Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

    В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

    Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

    Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

    Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

    Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

    Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

    Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

    Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей:

    Дополнительный отпуск ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС

    Дополнительный оплачиваемый отпуск ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС предоставляется в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона РФ N1244-I от 15.05.1991 “О социальной защите граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС”, в дальнейшем по тексту – Закон N 1244-I.

    Большинство людей, пострадавших от катастрофы в Чернобыле, имеют право на ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого составляет 14 дней.

    Однако количество дней дополнительного отпуска варьируется от 7 до 21 дня в зависимости от категории граждан, претендующих на компенсацию ущерба.

    В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14 право на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней имеют:

    • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
      • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
      • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
      • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
      • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

    В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 18 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью в зависимости от времени проживания (работы):

    • с 26 апреля 1986 года – 14 календарных дней;
    • со 2 декабря 1995 года – 7 календарных дней

    с выплатой единовременной компенсации на оздоровление имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

    В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 19 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью семь календарных дней имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

    В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью в зависимости от времени проживания (работы):

    • с 26 апреля 1986 года – 21 календарный день;
    • со 2 декабря 1995 года – 7 календарных дней

    с выплатой единовременной компенсации на оздоровление имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

    Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в дальнейшем по тексту – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136.

    Чернобыльский отпуск относится к особому виду дополнительного отпуска и для его оформления необходимо не только написать заявление своему работодателю, но и обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

    В соответствии с пунктом 2 Правил Получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставлении единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском, с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации. К заявлению прилагаются следующие документы:

    • копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
    • справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

    Таким образом, особенностью дополнительного отпуска чернобыльцам является то, что его оплачивает не работодатель, а местный орган социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета.

    Новости по теме

    Виды и продолжительность отпусков, предоставляемых инвалидам (в том числе “чернобыльцам”). По общему правилу продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для большинства работников составляет 28 календарных дней (ст. 114 ТК РФ).

    Кто оплачивает дополнительный отпуск гражданам подвергшимся воздействию радиации

    Оплата дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации

    Условия получения услуги в ОИВ

    Кто может обратиться за услугой:

    Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Перечень необходимых сведений:

    Заявление на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и место жительства в городе Москве (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    Доверенность (оригинал, 1 шт.)

    • Необязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    В случае обращения законного представителя заявителя

    Удостоверение о праве на меры социальной поддержки (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

    Справка с места работы о размере средней заработной платы и итоговой сумме, причитающейся к выплате за дополнительный оплачиваемый отпуск (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Результат оказания услуги

    • Получение оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)

    Формы получения

    Через законного представителя

    Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) УСЗН города Москвы и его должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ ” Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утверждённом постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП “О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве”

    Для получения услуги необходимо авторизоваться как юридическое лицо

    Не установлен плагин КриптоПро. Перейти к установке?

    Для получения услуги необходимо авторизоваться как физическое лицо

    Основания для отказа в приёме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

    1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации.

    2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

    3. Представление неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

    4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.

    5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги.

    6. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

    Основания для отказа в предоставлении услуги

    1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации.

    2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документов указан в самих документах либо определен законодательством), если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

    3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

    4. Услуга уже предоставляется заявителю.

    5. Отсутствие у заявителя права на предоставление государственной услуги.

    6. Представление неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

    Кому положен чернобыльский отпуск? Разберемся в вопросе подробней

    В результате происшествия на атомной станции в Чернобыле пострадало огромное количество граждан не только Украины, но и соседних государств. Среди них и жители РФ, получившие ущерб здоровью и, в связи с этим, имеющие некоторые государственные льготы и привилегии, включая дополнительный отпуск по месту работы.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-59-47 . Это быстро и бесплатно !

    Кому положен?

    Согласно статье 13 ФЗ №1244-1 от 15.05.1991г. (ред. от 30.10.2017г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к льготным категориям граждан относятся:

    1. Перенесшие лучевую болезнь и прочие недуги, возникшие из-за аварии на атомной электростанции в Чернобыле или вследствие работ по ликвидации ее последствий.
    2. Ставшие инвалидами из-за данной катастрофы:

    • лица, направленные в зону отчуждения для ликвидации последствий трагедии или работающие на атомной станции;
    • военнообязанные и военнослужащие, которых обязали выполнять различные работы в районе Чернобыльской аварии, в том числе и по устранению ее исхода;
    • сотрудники органов внутренних дел и противопожарной службы, проходящие службу в зоне повышенного загрязнения;
    • лица, эвакуированные и добровольно выехавшие с зоны, признанной непригодной для проживания;
    • граждане, пожертвовавшие свой костный мозг для спасения людей, заболевших из-за высоких доз радиации от аварии на ЧАЭС.
  • Принимавшие участие в ликвидации последствии аварии на ЧАЭС, а также эвакуации населения и их материальных ценностей:

    • сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в 1986-1987 годах в границах зоны повышенного облучения;
    • военнослужащие, а также обычные граждане, работающие в 1988-1990 годах на объекте «Укрытие»;
    • медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения в процессе оказании помощи людям, пострадавшим от высоких доз радиации, с 26.04 по 30.06 1986г.
  • Люди, эвакуированные или добровольно выехавшие из зоны отселения в 1986 и последующие годы, включая детей в утробе матери.
  • Граждане, по сей день живущие в зоне с правом на отселение, а также имеющие льготный социально-экономический статус.
  • Лица, работающие в загрязненной зоне, но не проживающие там на постоянной основе.
  • Также размер выплат значительно уменьшится.

    Длительность

    Гражданам, постоянно подвергающимся повышенному радиоактивному излучению либо получившим сверхвысокую дозу непосредственно во время аварии на ЧАЭС, законодательство предоставляет возможность получения дополнительного отдыха, в добавок к обычному ежегодному.

    ФЗ №1244-1 определяются четыре основные категории чернобыльцев, которые различаются между собой по количеству добавленных дней отпуска.

    На оплачиваемые семь дней отпуска могут рассчитывать граждане из 1 и 2 категории:

    • лица, постоянно работающие и проживающие до 05.12.1995 года в местности, имеющей льготный социальный статус;
    • люди, работающие на территории с повышенным загрязнением, но живущие в других районах;
    • временно отправленные на работу в зону отселения военнослужащие, сотрудники противопожарной службы, имеющие социальные льготы;
    • граждане, проработавшие определенное время в районе Чернобыльской АЭС, а после переехавшие оттуда в более благополучные районы.

    На оплачиваемые четырнадцать дней дополнительного отдыха могут рассчитывать чернобыльцы 3 и 4 категорий:

    1. лица, получившие лучевую болезнь во время аварии на ЧАЭС либо при ликвидации ее последствий;
    2. люди, ставшие инвалидами от высоких доз радиации;
    3. граждане-ликвидаторы, трудившиеся с 1986 по 1987 год;
    4. медицинские работники, военные, пожарные, которые вынуждены были помогать людям в пострадавших районах;
    5. лица, имеющие право на отселение из зараженной зоны, но продолжающие работать и жить на опасной территории.

    На дополнительный 21 день отпуска могут рассчитывать люди, трудившиеся в зоне отчуждения с 26.04.1986 года, а впоследствии переехавшие в другие районы. Военные, проходящие службу на территориях с повышенным радиоактивным излучением, имеют право на дополнительные 30 дней к основному отпуску.

    Особенности

    Дополнительные оплачиваемые дни отдыха чернобылец может запросить в добавок к основному ежегодному оплачиваемому отпуску либо в любое другое удобное для него время, а также отгулять его согласно заранее составленному графику предприятия.

    Работодатель обязан предоставить подчиненному-чернобыльцу такой отдых в то время, когда он желает, если:

    • у работника была лучевая болезнь (ч.1 п.5 статьи 14 ФЗ 1244-1);
    • сотрудником получена инвалидность из-за аварии на ЧАЭС (ч.1 п.5 статьи 14 ФЗ 1244-1);
    • гражданин являлся ликвидатором катастрофы в Чернобыле с 1986 по 1987гг. (статья 15 ФЗ 1244-1);
    • работник является эвакуированным с зоны отчуждения (статья 17 ФЗ 1244-1).

    При наличии права на дополнительный отпуск работник-чернобылец должен знать его особенности:

    1. при смене места работы в конкретном календарном году, просуммировать дни отпуска не получится;
    2. неиспользованный отпуск переносить на следующий год не допустимо;
    3. забрать материальную компенсацию вместо отпуска возможно только при увольнении;
    4. дни отпуска не переносятся, если на его период выпали праздники или выходные;
    5. дополнительный отдых можно также получить при работе по совместительству;
    6. разделить дни отпуска в случае временной нетрудоспособности не удастся.

    Как гражданам, пострадавшим в результате аварии на чернобыльской АЭС, правильно оформить заявление?

    Заявление пишется на имя руководителя, указывая в теле документа статью и закон, позволяющие уходить в такой отпуск.

    Пример заявления:

    Директору ООО «Мечта»

    от экономиста Ромашкиной И.Д.

    В соответствии с Федеральным законом №1244-1 от 15.05.91г. ст. 14 п.5 и статьей 123 ТК РФ, прошу предоставить мне дополнительный оплачиваемый отпуск с 11.11.2017г. на 14 календарных дней.

    02.11.2017г. И.Д. Ромашкина.

    Приказ на предоставление

    Составляется отделом кадров по форме Т-6 либо шаблону, утвержденному на конкретном предприятии. В нем обязательно указывается:

    • порядковый номер приказа и дата его составления;
    • вид отпуска, называемый дополнительным отпуском с оплатой из средств федерального бюджета;
    • период предоставляемого отдыха;
    • подписи руководителя и сотрудника;
    • печать.

    Перед тем как писать заявление на дополнительные дни, желательно работнику обговорить это с руководством и согласовать период их предоставления, чтобы это не повлияло на работу компании.

    Кто оплачивает?

    Согласно статье 5 ФЗ 1244-1, денежную выплату чернобыльцу обязаны выдать из государственного бюджета. Для получения оплаты следует в УСЗН подать следующие бумаги:

    1. заявление на предоставление, с указанием своих реквизитов;
    2. ксерокопию паспорта и бумаги, удостоверяющей статус чернобыльца;
    3. копию приказа руководителя;
    4. справку о заработной плате.

    Справка составляется в произвольной форме, обычно используемой на конкретном предприятии. В ней должна быть расписана заработная плата работника по месяцам без вычета подоходного налога и с вычетом.

    Выписывается на имя чернобыльца, с пометкой «справка выдана для предоставления в органы социальной защиты». Ниже проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера, а в завершении справка заверяется печатью.

    (ОТ×ОМ/ОМ×29,4)×КО=отпускные, где:

    • ОТ – оплата труда работника.
    • ОМ – отработанные месяцы в текущем календарном году, 29,4 – среднее число дней в году.
    • КО – количество дней отпуска.

    На основании этой формулы, работниками УСЗН рассчитывается и выплачивается положенное чернобыльцу пособие.

    Начисленные денежные средства переводятся на счет работодателя, а тот, в свою очередь, выдает их сотруднику.

    Граждане, подвергшиеся воздействию высоких доз радиации из-за выбросов во время аварии на ЧАЭС, должны отдыхать от работы дольше остальных. Наниматели не имеют права отказывать чернобыльцам в положенном дополнительном отпуске, так как это установлено на законодательном уровне.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-59-47 (Москва)
    +7 (812) 467-40-53 (Санкт-Петербург)

    Ссылка на основную публикацию