Закон о первом высшем образовании

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр” – бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “специалист” или квалификации (степени) “магистр” – подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) “бакалавр” – четыре года;

для получения квалификации (степени) “специалист” – не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) “магистр” – два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) “бакалавр”, имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования – программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) “бакалавр”, квалификация (степень) “специалист”, квалификация (степень) “магистр” при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании»

В теме раскрыты такие вопросы:

  • Как был принят закон «Об образовании» в РФ.
  • Нормативные последствия принятия закона.
  • Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации.

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» № 273 -ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране. Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Нормативные последствия принятия закона

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» № 273 , который регламентировал правовую сторону системы образования. Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон № 185 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения. Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.

Замечание 2

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2 , статья 3 ) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95 .

90 -е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания. На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся. Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44 . Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе № 273 -ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48 .

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Право на бесплатное высшее образование

Добрый день! Будучи отчисленным с бюджета 5 курса по программе специалитет поступил в другой вуз на бесплатное бюджетное образование. В этот же год восстановился на платный специалитет и закончил его. Сейчас вуз, где я обучаюсь бесплатно требует перевестись на платное отделение, или отчислиться в связи с незаконностью обучения на бюджете. Правы ли они? Заранее спасибо!

Ответы юристов ( 7 )

Возможность получения бесплатного высшего государственного образования гарантирована Конституцией РФ (ст. 43, п. III).

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, лица, получившие высшее образование любого уровня, имеют право обучаться по программам бакалавриата и специалитета только на договорной (платной) основе, т.е. Вы имеете право получить второе высшее образование в только на платной основе., к сожалению.

Добрый день! Будучи отчисленным с бюджета 5 курса по программе специалитет поступил в другой вуз на бесплатное бюджетное образование. В этот же год восстановился на платный специалитет и закончил его. Сейчас вуз, где я обучаюсь бесплатно требует перевестись на платное отделение, или отчислиться в связи с незаконностью обучения на бюджете. Правы ли они? Заранее спасибо!
Артем

Если вы сейчас пойдёте на магистратуру, то там Вы будете иметь право на обучение на бюджетной основе, но т.к. Вы сейчас получаете степень бакалавра(специалиста), уже получив образование данного уровня, то у Вас такой возможности повторно обучаться в бакалавриате на бюджете нет.

Но вот в магистратуре будет такая возможность.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Дополню коллегу: Так как вы были отчислены из университета, с бюджетной основы обучения то претендовать на обучение бесплатно второй раз вы не вправе. Вы должны были восстанавливаться там на коммерческой основе, проучиться некоторое время а затем если б у вас были хорошие показатели вас д снова перевели на бюджет

Ответ на практически аналогичный вопрос от студента:

Вопрос: Закончил школу в 2002 году. ЕГЭ не сдавал. В 2011 году закончил СПБГУСЭ. Учился платно на заочном. Могу ли я поступить на 2-е высшее, заочное или вечернее, ускоренное, бесплатно? Слышал, что гражданин РФ имеет право на одно высшее бесплатно. Что для этого нужно предоставить и нужно ли сдавать ЕГЭ?
Ответ: Поскольку вы не указали интересующий вас вуз, то при ответе на вопрос мы будем исходить из того, что вы планируете поступать в СПбГУ.
Факт получения вами образования в СПбГУСЭ делает невозможным получение второго высшего образования бесплатно. Указанный вывод основан на следующем:
Статья 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет право граждан РФ на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе высшее образование предоставляется гражданам только на платной основе, так как освоение программ второго высшего образования не является получением образования впервые.
В соответствии с п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона получением второго высшего образованием признается:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.
Таким образом, если по результатам обучения в СПбГУСЭ Вам была присвоена квалификация «дипломированный специалист», вы можете претендовать на конкурсной основе на обучение по программе магистратуры за счет средств бюджета.

  • 9,9 рейтинг
  • 5610 отзывов эксперт

К указанному коллегой выше можно добавить

С 1 сентября 2013 г. утратил силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», согласно которому лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.
По сути, это означало, что с 1 сентября 2013 г. обучение дипломированных специалистов в магистратуре должно было рассматриваться как получение ими второго или последующего высшего образования (п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ). Соответственно, здесь возник вопрос о платности такого образования, так как в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, но только если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ), а уровнем профессионального образования в нашем случае является высшее образование — специалитет, магистратура (п. 3 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Законодатель признал значимость данной проблемы и Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ дополнил указанную норму ч. 15, согласно которой лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации „дипломированный специалист“, имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. Соответственно, дипломированные специалисты на конкурсной основе могут обучаться бесплатно.
Заметим, что указанная норма Закона об образовании вступила в силу с 15 февраля 2014 г. Однако до сих пор не ясна ситуация в отношении тех дипломированных специалистов, которые были приняты в магистратуру в период с 1 сентября 2013 г. по 14 февраля 2014 г. Очевидно, что Федеральный закон от 03.02.2014 N 11-ФЗ должен включать норму о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

В образовательном сообществе существует миф, базирующийся на ч. 3 ст. 5 Закона об образовании, а именно — бесплатное высшее образование в рамках одного уровня возможно только один раз в жизни. Так, если бакалавр обучался бесплатно (равно как и платно), то он впоследствии вправе на конкурсной основе бесплатно обучаться в магистратуре (здесь разные уровни высшего образования). Но, если бакалавр обучался бесплатно, а по окончании бакалавриата опять поступил в бакалавриат, но по другому направлению, то в этом случае бесплатность для него исключается (здесь один уровень высшего образования). Аналогичная ситуация для специалистов и магистров с последующими специалитетом и магистратурой соответственно.
Однако это всего лишь миф.
Во-первых, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ). Конституция РФ в отличие от ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ не ограничивает бесплатность высшего образования условием о том, что образование данного уровня гражданин должен получать впервые.
Во-вторых, из ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ следует, что бесплатность высшего образования, получаемого впервые, гарантируется государством, однако это не означает, что бесплатность высшего образования, получаемого гражданином в рамках одного уровня повторно, исключается. Она просто не гарантируется.
В-третьих, содержание ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ дает основание полагать, что даже второе или последующее высшее образование может быть бесплатным. Здесь единственное условие — должны быть бюджетные ассигнования федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов. В этом случае обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста (не путать с лицами, имеющими высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации „дипломированный специалист“!) или диплом магистра, будет являться получением ими второго или последующего высшего образования, но за счет соответствующих бюджетных ассигнований, то есть не за свой счет.

Статья: Правовые вопросы магистратуры и новеллы законодательства об образовании
(Гаврилов Е.В.)
(»Советник в сфере образования”, 2014, N 4)

Курсивом выделил то с чем я на самом деле не очень согласен — но такая позиция существует.(для сведения поэтому прилагаю). Полагаю что все таки только 1 раз можно получить бесплатное образование- но по уровню — специалист, магистр.

бакалавр — для вас это по сути снова специалист идет ( по нынешнему законодательству) — поэтому вас и просят перейти на платное

Законы о втором высшем образовании в России

Отдельным законом вторичное обучение в высшем учебном заведении не регламентируется. Ему посвящена ст. 69 основного закона об образовании (ФЗ-273). Она составляет правовой фундамент второго высшего в России и определяет ключевые правила его получения.

Кроме ФЗ-273 отдельные моменты второго высшего оговариваются стандартами ФГОС, законом о статусе военнослужащих (ФЗ-76), внутренними уставами конкретных вузов.

Может ли быть второе высшее образование бесплатным?

Момент платности второй профессии оговорен в базовом документе – ФЗ-273, согласно статьям которого: бесплатное образование на любом из уровней доступно только на условии его первого получения. Условие платности определяется для каждой ступени подготовки: платить нужно за второй бакалавриат, магистратуру, аспирантуру.

  • Магистратура. Закон не запрещает абитуриенту перейти на смежную/принципиально новую профессию при переходе на последующую ступень. Бакалавр экономики может бесплатно поступить (если внутренние правила вуза это разрешают) на магистрат по направлениям смежных профессий – финансовое дело, банковские операции.
  • Аспирантура. По аналогии с магистратом, только здесь, учитывая преимущественно самостоятельный формат обучения, осваивать новую спецификацию на порядок сложнее.
  • Делегирование обязательства ее оплаты другому участнику правовых отношений.

В последнем случае обучение может покрываться государственным грантом, выданным за особые заслуги. Или же оплату производит работодатель студента, финансово заинтересованный в переподготовке ценного кадра.

Дипломированные выпускники военных вузов имеют законное право получить гражданскую профессию (де-факто вторую, де-юре первую) бесплатно.

Нужна ли сдача ЕГЭ для второго высшего образования

Экзаменация для успешного зачисления на первый курс бакалавриата, магистрата, аспирантуры (повторно) требуется не всегда. Для отдельных профессий вузы устанавливают жесткие нормы – сдача профильного предмета, экзамен по русскому и математике.

Но подавляющее большинство популярных профилей во второй раз доступны без строгой экзаменовки. Зачисление производится по итогам:

  • собеседования;
  • тестирования;
  • письменной проверки упрощенного формата.

Для кого доступно повторное высшее образование

Согласно букве закона, второе образование доступно каждому гражданину России. Возрастные ограничения отсутствуют. Его можно получить параллельно с первым или последовательно, закончив бакалавриат/специалитет/магистратуру впервые.

От абитуриента достаточно документов, подтверждающих имеющийся уровень подготовки: среднее, среднее профессиональное, высшее. Вторичным обучением будет считаться случай, при котором студент поступает, будучи в статусе специалиста (дипломированного специалиста), магистра, бакалавра.

Какие возможны изменения в законе?

Перспективы введения права на бесплатную переподготовку обсуждаются законотворцами более 10 лет. Впервые полноценный проработанный проект об изменениях ФЗ-125 (регулировал 2-е высшее до 2013) подавался еще в 2008-м, но был отклонен.

Попытки перевести второе высшее в статус элемента цепочки непрерывного образования (что сформировало бы его бюджетную основу) проводились в 2010, 2012, 2014, 2016 гг. Авторы проектов предлагали реализацию права бесплатного переобучения для всех, внедрение программ бюджетной подготовки для отдельных профессий (режиссура, дирижерство). Результатов пока нет.

Но надежду студентам терять рано. Высока вероятность, что скоро будет рассмотрен очередной проект образовательной реформы. Правда, предлагать он будет не только бесплатную учебу, но и санкции за попытки неправомерного бесплатного повторного обучения, предпринимаемые сегодняшними студентами (с сокрытием первого диплома).

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:
Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Закон о первом высшем образовании

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступил в действие 1 сентября 2013 года и заменил два действовавших на тот момент федеральных закона:

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) “Об образовании” и

Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Данный закон разрабатывался с 2009 года — в этот период проводился комплексный мониторинг деятельности образовательных учреждений для выявления проблем в действовавшем на тот момент законодательстве. Большинство из этих проблем было учтено в новом законе об образовании в РФ.

С момента принятия (2013 год) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» постоянно дорабатывается, в него внесено уже около 50 поправок, ежегодно предлагаются и появляются новые поправки.

Главная причина корректировок Закона об образовании:

несоответствие многих его положений реальным процессам в российском образовании;

закон не успевает перестраиваться под фактическое положение дел в образовании и решать возникающие проблемы.

Краткое содержание Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ

Базой для Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ (с учетом изменений 2017 – 2018 годов) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.08.2018)

Бесплатно в соответствии с этим законом и высшее образование:

  • но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов РФ обладают полномочиями обеспечивать соблюдение установленных законом об образовании норм через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня:

  • так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

п. 3 ч. 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”

При этом законом установлено, что платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано бюджетными средствами. В противном случае образовательная организация должна будет вернуть все потраченные средства.

Закон «Об образовании в РФ» закрепил законодательно такие новые явления, как:

  • дистанционное,
  • электронное,
  • сетевое и
  • семейное обучение.

Дошкольное образование стало первым уровнем в общей системе образования:

по закону об образовании оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах:

  • в детском саду,
  • группах при школах и

обязано обеспечивать подготовку детей к школе;

отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

Новшеством данного закона об образовании стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности обучения в отношении отдельных категорий лиц:

  • с выдающимися способностями;
  • с ограниченными возможностями;
  • иностранцев и апатридов;
  • осужденных.

Многие положения Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” посвящены педагогическим работникам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу.

Педагогическим работникам Законом об образовании гарантируется право:

на повышение квалификации,

на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),

на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,

на определенные меры социальной поддержки;

на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет

непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

Статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” устанавливает следующие уровни:

общего образования (Глава 7 «Общее образование»):

и профессионального (Глава 8 «Профессиональное образование»):

  • среднее;
  • высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  • подготовка кадров высшей квалификации (это новый уровень высшего образования для научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры).

При этом подготовка научных кадров (докторантура) исключена из программ образования и переведена в научную деятельность.

Новацией данного закона об образовании явилось содействие интеграции отечественного и европейского образования. С этой целью была введена глава 14 «Международное сотрудничество в сфере образования».

Эта глава закона образовании направлена на:

создание благоприятных условий для мобильности учащихся и педагогических работников;

разработку и реализацию образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

упрощение признания документов об иностранном образовании.

Статья 105 «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”

Законом об образовании было установлено, что:

стала обязательной Государственная итоговая аттестация (ГИА) для окончивших 9 классов.

Критики этого закона об образовании часто обращали внимание на то, что для льготных категорий граждан сократились возможности для поступления в ВУЗы:

так, законом установлена 10% квота для инвалидов,

а прочие льготные группы (сироты, из неполных семей, с родителем-инвалидом I группы и пр.) получают только право бесплатно обучаться в подготовительных группах ВУЗов.

Учитываются в законе об образовании индивидуальные потребности учащихся:

есть право на индивидуальный график и выбор предметов;

предусмотрено инклюзивное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то есть они учатся в обычном образовательном учреждении, а не в специализированном.

В числе достоинств закона об образовании отмечаются:

создание электронных школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;

упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;

снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив.

Корректировки Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” 2018 года

Масштабные корректировки Закона об образовании прошли в феврале 2018 года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

В марте 2018 года Закон об образовании снова претерпел изменения:

  • Глава 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности» была дополнена статьей 98.1 «Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций».

Данная норма касается обеспечения размещения данных о мерах социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (ред. от 07.03.2018).

Прогнозы корректировки положений Закона об образовании на текущий год:

в колледжах и техникумах вводится «демонстрационный» экзамен, где выпускники будут показывать навыки, полученные в ходе обучения;

в регионах появятся «опорные» ВУЗы, цель которых – способствовать социально-экономическому развитию областей и удерживать талантливых специалистов на местах;

будет повышена стипендия, а также продолжится льготная программа кредитов на учебу;

процедуру по лицензированию и аккредитации ВУЗов планируется полностью перевести в электронный вид.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” как метод регулирования одной из важнейших социальных сфер уже обладает достаточно мощным функционалом. Его дальнейшее развитие видится взаимосвязанным с инновационными технологиями и их использованием в учебных процессах различного уровня образования.

Об уровнях образования в современной образовательной системе РФ поговорим в следующем материале.

Ссылка на основную публикацию