Система социального страхования в США

Система социального страхования в США

Соединённые Штаты Америки имеют развитую систему страхования, которая признаётся одной из лучших в мире. На долю США приходится около четверти мирового страхового рынка. Рассмотрим виды и особенности американской страховой системы.

История американской системы страхования начинается с 1830 года

Страховая система США: составные части

Объясним простыми словами, что такое страхование. В жизни возможны различные неблагоприятные ситуации, когда вам могут потребоваться большие расходы. Однако они могут как наступить, так и не наступить.

Для того чтобы защититься от них, и придуман договор страхования: вы уплачиваете определённые взносы, и потом при наступлении страхового случая (болезни, порчи автомобиля, нетрудоспособности) компания выплачивает вам страховую сумму на покрытие расходов. В России эта система ещё в стадии становления, в Америка она уже давно сложилась.

Часть зарплаты американца уходит на страхование — это обязательный пункт бюджета.

Итак, в США можно выделить следующие виды страхования:

  • медицинское;
  • социальное;
  • пенсионное;
  • недвижимости;
  • жизни;
  • вкладов;
  • автострахование.

Теперь о каждом виде подробнее.

Модель социального страхования в США в сравнении в другими странами

Медицинское

В отличие от России, в Соединённых Штатах отсутствует бесплатная медицина, её полностью заменила система платного медицинского страхования. Постараемся раскрыть все основные нюансы.

Итак, основным документом является медицинская страховка.

В соответствии с Affordable Care Act (или Obamacare) — главным законом Соединённых Штатов в сфере медицинского страхования — приобретение страховки — это обязанность каждого гражданина США.

В случае если он по каким-то причинам не имеет страховки, на него даже может быть наложен штраф.

Как устроена медицина в США, читайте здесь.

Кто оплачивает страховку

Важное значение имеет ваш имущественный и социальный статус — именно от него будет зависеть, кто обязан оплатить сумму страховки. Возможны следующие варианты:

  1. В случае если вы малоимущий, инвалид или признаны безработным, за страховку платит само государство (программа Mediacaid);
  2. Когда ваши доходы в сумме небольшие, и при этом работодатель не оплачивает страховку, эта обязанность возлагается на вас, однако часть расходов покрывает государство;

Не все граждане США могут позволить себе приобрести медицинскую страховку

Где и когда оформляется полис

Купить страховку можно на специальных интернет-ресурсах: ряд штатов использует федеральный сайт, у некоторых штатов — свои. Именно там можно подробно ознакомиться с основными условиями страховых планов, предложенными различными организациями, и выбрать для себя подходящий.

В соответствии с Obamacare купить страховку можно c 15 ноября по 15 февраля ежегодно. Раньше, кстати, таких временных рамок не было.

Легко ли приобрести страховку иммигрантам. Полезное видео.

Виды медстраховок

Теперь разберём основные типы медицинских страховок. Все их можно разделить на следующие разновидности:

  1. Health Maintenance Organization (HMO). Как правило, наиболее недорогие страховки. Вы выбираете врача-терапевта, который в дальнейшем будет вас курировать (что-то вроде участковых докторов в России). Именно этот врач имеет право направлять вас к более узким специалистам. При этом медицинское обслуживание вы сможете получить не везде, только в определённых организациях. Кстати, интересно узнать, сколько зарабатывает врач при такой системе работы. Информация здесь. Сравните с текущим положением дел у врачей в России.
  2. Exclusive Provider Organization (EPO). В целом, похоже на предыдущий тип, но в данном случае нет привязки к терапевту: врачей вы посещаете самостоятельно. Пределы оказания помощи сходны с теми, что были в HMO.
  3. Preferred Provider Organization (PPO). Это более дорогой тип страховки, и если он у вас на руках, вы получаете наиболее выгодные условия медицинского страхования. Так, вы можете обслуживаться не только в «базовых организациях», но практически в любых медицинских организациях (правда, обычно это происходит с доплатой). Не требуется взаимодействовать с терапевтом: вы обращаетесь к нужному вам специалисту в выбранном вами медицинском учреждении самостоятельно.

Различия страховок HMO и PPO

Приобретая один из этих видов страховок, вы обязуетесь ежемесячно перечислять страховые взносы, предусмотренные договором. В США такой взнос именуется premium. Его размер обычно 200-500 долларов на человека.

С одной стороны может показаться, что это довольно дорого, однако иногда стоимость операций доходит до 20-30 тысяч долларов, поэтому целесообразнее все-таки уплачивать эти взносы.

Страховое покрытие

Ещё один важный момент касательно страховок: иногда они не покрывают всю стоимость лечения. В связи с этим надо различать ряд терминов, на них мы остановимся подробнее.

Co-pay — это доплата за медицинские услуги. К примеру, вы посетили врача, заплатили Co-pay в размере 30 долларов, а остальное покрыла страховая фирма.

Deductible – предельная величина суммы, уплаченной вами за медицинские услуги. Суть в следующем: когда ваши медицинские траты достигают определённой величины, страховая компания будет покрывать расходы в дальнейшем в более весомом количестве уже в рамках Co-insurance (об этом ниже).

Так работает система медицинского страхования в США

Co-insurance – это оплата медицинского обслуживания вами и страховой фирмой в процентах, предусмотренная страховкой. Например, может быть следующее соотношение: 15 процентов ложится на вас, а 85 — на страховую компанию. Напомним, что возникает эта система после того, как ваши расходы превысили deductible.

При этом есть ещё один важный термин в рамках ОМС США — Out-of-pocket maximum. Это тоже предельная сумма, как и Deductible, однако после того, как ваши медицинские расходы достигли этой величины, страховая фирма оплачивает за вас полную стоимость всех последующих услуг в сфере медицины.

Как только проходит страховой год, все обнуляется, и вы действуете опять по той же схеме с самого начала.

Социальное страхование

Помимо медицинского, в Соединённых Штатах довольно развита система социального страхования. Здесь страховые случаи следующие: безработица, утрата трудоспособности, потеря кормильца, старость (вопрос о пенсиях рассмотрим отдельно). Если медицинское страхование негосударственное, то здесь взносы уплачиваются в бюджеты (в федеральный и в бюджет соответствующего штата, где вы проживаете).

Так выглядит карта социального страхования в США

Как организована система

Сначала рассмотрим, как в целом организована американская социально-страховая система. Каждый работающий гражданин имеет важный документ — Social security number (SSN), который удостоверяет, что вы подлежите социальному страхованию. Он же служит вашей карточкой учета.

Размеры пособий при наступлении страховых случаев будут рассчитываться в зависимости от того, сколько вы проработали, каков был ваш доход и т. д. При этом следует отграничивать отсюда социальное обеспечение, которое к страхованию не привязано, его выплачивает государство малоимущим, сиротам и иным нуждающимся (например, отдельным категориям предоставляются бесплатные школьные обеды, жильё и т. д.).

В чём особенность получения одного из главных документов США? На что можно рассчитывать, имея номер социального страхования? Ответы на эти в другие вопросы — в следующем видеоматериале.

Виды социального страхования

По потере кормильца

Оно платится в том случае, если умерший человек подлежал страхованию, работал, и с его кончиной семья лишилась основного источника заработка, тем самым нуждается в дополнительном финансовом обеспечении. Выплачивается это пособие членам семьи умершего (обычно супругу). Если у умершего остались иждивенцы, сумма социальной выплаты возрастает.

По временной нетрудоспособности

На его получение могут претендовать лица, которые работали и стали нетрудоспособными (инвалидами) из-за заболевания, которое не связано с работой. Общие условия: необходимо пять лет работы и фиксированное количество уплаченных страховых взносов (как правило, их платит за работника работодатель).

От безработицы

Размер взноса — 6,2 процента от годового дохода, но есть многочисленные нюансы, связанные с участием штата в корректировке этого числа. По общему правилу уплачиваются работодателями. Уплата данных взносов позволяет гарантировать застрахованным лицам в случае наступления безработицы выплаты соответствующих пособий. Последние составляют в среднем 250-300 долларов.

Виды социальной помощи в Америке

От производственного травматизма (профессиональных заболеваний). Если пособие по временной нетрудоспособности выплачивается тогда, когда болезнь не связана с работой, то здесь ситуация совершенно противоположная (выплаты в этом случае также будут на порядок выше). Взносы уплачивает работодатель.

Пенсионная система

Каждый гражданин США страхуется от старости, и при наступлении страхового случая (по общему правилу, это достижение 65-летнего возраста) может претендовать на пенсию. Разберём основные моменты, касающиеся государственной пенсионной программы США, а также коснёмся нюансов частного пенсионного страхования.

Начисление пенсий

Исчислением пенсий занимается Управление социального обеспечения США, именно этот орган присваивает гражданам уже упоминаемый Social security number.

Работающие граждане уплачивают так называемый пенсионный налог, который составляет 7,65% от дохода, если общий годовой доход не превышает 65 000 долларов. 6,2% идёт непосредственно на формирование будущей пенсии, а 1,45% уходит в медицинское обеспечение. Интересно, что, если доходы выше 65 000 долларов, взимается только 1,45%.

Средний размер пенсии в США и других странах

Обратим внимание: эту сумму платит сам работник. Вместе с тем и работодатель обязан уплатить точно такой же взнос, и таким образом, в пенсионные накопления попадают фактически 15% дохода.

Как правило, возраст выхода на пенсию — 65 лет, однако для инвалидов он может быть меньше — 62 года. Правда, в последнем случае три не отработанных года скажутся на размере пенсии, которая будет немного ниже. Если же страховой стаж (то есть период, когда уплачивались пенсионные взносы) меньше 10 лет, то пенсия вообще не выплачивается, и у гражданина остаётся единственный выход — обратиться за получением пособия по бедности.

Накопительная пенсия

Кроме того, гражданин США может перечислять часть страхового пенсионного взноса в накопительный фонд, чтобы в будущем сформировалась накопительная пенсия. Спустя 5-7 лет человек, перечисляющий взносы в накопительный фонд, сможет получить доступ к этим средствам. Довольно большое количество американцев получают накопительную пенсию как дополнительную к основной. При этом накопительные фонды бывают как государственными, так и частными.

Пенсионная система США в сравнении с другими странами

Личный пенсионный счёт

Помимо основной государственной и накопительной пенсии, у гражданина есть возможность открыть individual retirement account (личный пенсионный счёт). Сюда он вправе перечислять денежные суммы, которые не привязаны к налогам или страховым взносам. Ежегодный порог денежных средств, которые можно внести, — 2000 долларов.

С 60 лет можно снять эти деньги, однако уже по достижении пенсионером возраста 80 лет данный счёт будет закрыт.

Наверняка многих интересует не столько пенсионная система, сколько реальные пенсионные выплаты американским гражданам. Средний размер пенсии в США — 1300-1400 долларов, что является одним из самых высоких показателей во всем мире. И это при том, что в данном случае не учитываются сбережения людей, сформированные в накопительном фонде.

Рекомендуем посмотреть. В Америке принято задумываться о своей пенсии задолго до выхода на неё. Нередко, чтобы рассчитать накопления, обращаются к финансовым консультантам.

Страхование жизни (Life insurance)

Большинство американцев не только участвуют в социальном и медицинском страховании, но также страхуют свою жизнь. В отличие от предыдущих видов, в этом случае страхование производится в индивидуальном порядке, то есть единая система отсутствует. Если у человека есть желание застраховать свою жизнь, чтобы в случае смерти члены его семьи получили солидные страховые выплаты, он самостоятельно выбирает подходящую компанию на рынке и заключает с ней договор.

Условия страхования жизни определяются соглашением между компанией и гражданином. При этом взносы могут вноситься как в течение определённого периода, так и единовременно.

Во сколько может обойтись страхование жизни людей разных возрастов

Автострахование

Здесь применяется уже знакомая российским водителям система: страхование ответственности (ОСАГО) и страхование автомобиля от повреждений (КАСКО). Рассмотрим, какие условия необходимы для получения страхового полиса на автомобиль, и какие являются существенными:

  1. Для людей старше 25 лет страховка обойдётся значительно дешевле. Это связано с тем, что в Америке большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются молодёжью (18-25 лет).
  2. В том случае если водительские права вы получили в том же штате, где намереваетесь получить полис, вас ждёт небольшая скидка.
  3. Имеет значение ваш водительский стаж. Если вы приехали из другого государства, можно направить в ведомство копию прав, выданных в вашей стране.
  4. Для тех, у кого есть высшее образование, также предусмотрены скидки (5-10%).
  5. Если автомобиль в кредите или лизинге, стоимость полиса возрастает на 15-30%.
  6. Учитывается ваша история вождения: организация наводит справки относительно того, были ли у вас какие-либо штрафы, попадали ли вы в ДТП и т. д.
  7. Стоимость зависит от штата, в данном случае будет применяться дополнительный коэффициент.
  8. Если у вас есть гараж, то страховка обойдётся дешевле.
  9. Иные условия, определяемые в каждом конкретном случае и оговариваемые в договоре.

Особенности страхового рынка в США

Страхование вкладов

Вклады в американских банках также страхуются. На сегодняшний день сумма возмещения в случае наступления страхового случая (например, финансового краха банка) составляет 250 000 долларов на один депозит. Этими вопросами занимается Федеральное агентство по страхованию вкладов (FDIC).

Страхование жилья

При желании владелец жилья (квартиры или дома) может застраховать его. Обычно это вызвано необходимостью: например, в штате Флорида широкое распространение получило страхование в связи с постоянными ураганами.

Что же касается размера взносов, то они могут высчитываться в процентном соотношении от стоимости объекта недвижимости (например, 2-4% от рыночной цены дома).

Правда, все опять-таки оговаривается индивидуально. В среднем страховка от пожара обойдётся в 360 долларов, страховка сантехники и электрики — около 340 долларов.

Интересное видео. Американская система страхования. Взгляд изнутри.

Итоги

Как видно, Соединённые Штаты Америки имеют развитый страховой рынок, пронизывающий по сути все сферы: от недвижимости и до жизни. По многочисленным рейтингам США занимают лидирующие позиции в социальном, пенсионном, медицинском обеспечении, во многом благодаря страховой системе, которая является фундаментальной основой всей Америки.

АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В США

Система социальной защиты населения Соединенных Штатов Америки

Система социального обеспечения в США сложна и многообразна. Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.

Государственная система социального обеспечения в США четко подразделяется на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся. Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Первым законом о социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа 1935 года. С течением времени этот закон обрастал многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования, дополнялся новыми положениями. Законом 1935 года было установлено два вида социального страхования: по старости (пенсии) и безработице (пособие). Закон предусматривал также ограниченные меры помощи некоторым категориям бедняков, таким как инвалиды и сироты. Пенсии были впервые выплачены в 1937 году. В 1939 году была внесена поправка к закону о выплате пособий в связи с потерей кормильца семьи. Крупным шагом по расширению государственной системы социального страхования была также поправка 1956 года, предусматривающая выплату пособий по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой. Страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни, вызванной условиями труда, было вверено компетенции штатов. Значительным событием стала также поправка 1965 года, предоставившая право на медицинское страхование лицам в возрасте 65 лет и старше. Закон 1935 года и поправки к нему распространяется на рабочих и служащих частного сектора, за исключением железнодорожников, для которых была установлена своя система социального страхования. Существуют также программы социального страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих.

Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 года и поправками к нему, принято объединять под названием «Общая федеральная программа» (ОФП).

Программы социального страхования – это программы, в фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специального налога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе. Эти пособия рассматриваются скорее как право, нежели как привилегия [1] .

К программам социального страхования относятся: страхование по старости (пенсии), страхование по потере кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование.

Государственную пенсию по старости в полном объеме могут получать люди, достигшие 65-летнего возраста (мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии,- 35 лет, если стаж меньше, то уменьшается и пенсия. Предусмотрена выплата пенсий в 62 года, но в этом случае пенсионное пособие уменьшается на 20%. Если у мужчины пенсионера на иждивении жена в возрасте 65 лет и старше, он имеет право на 50% надбавку к пенсии. Женщина, имеющая на иждивении мужа, такой надбавки не получает. Если оба супруга имеют право на пенсию, то женщина должна выбирать между собственной пенсией и 50% надбавкой мужа.

Средний размер пенсии даже с надбавками обеспечивает лишь доход примерно на уровне «черты бедности» или немногим выше, поэтому престарелые, не имеющие дополнительных средств, вынуждены вести предельно скромное существование. Пособие по потере кормильца устанавливается членам семьи умершего в том случае, если умерший имел право на пенсию по старости, а члены семьи находились на его иждивении. Право на пенсию по утрате кормильца и ее объем определяются в зависимости от возраста иждивенцев и их трудоспособности. Исходной суммой для начисления пенсии является размер пенсии по старости умершего, которую он мог бы получать по достижению пенсионного возраста. Пособие по нетрудоспособности устанавливается лицам, ставшим инвалидами в результате заболеваний или несчастных случаев, не связанных с производством. Право на получение пособия имеют трудящиеся, уплатившие определенный объем взносов и проработавшие не менее пяти лет на предприятиях, охваченных страхованием по Общей федеральной программе (ОФП). Условия начисления и размер пособия по нетрудоспособности приблизительно соответствуют условиям начисления пенсий по старости. При наступлении пенсионного возраста пенсия по инвалидности заменяется пенсией по старости.

Все пособия в рамках ОФП финансируются за счет налога на социальное страхование, который в равных долях взимается с наемных рабочих и с предпринимателей. Однако фактически основная часть налога выплачивается трудящимися, поскольку предприниматели находят способы перекладывания своей доли на их плечи, в частности, путем уменьшения на соответствующую сумму заработной платы. Налоговая ставка, по которой взимается взнос на социальное страхование, устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, для предпринимателей – в процентном отношении к фонду выплаченной зарплаты. Налоговая ставка постоянно растет.

В отличие от подоходного налога, который носит прогрессивный характер (растет по мере роста доходов), налог на социальное страхование является регрессивным. Он взимается по единой налоговой ставке, начиная с первого заработанного доллара и далее в пределах налоговой базы. Потолок этой базы установлен в такой сумме, которая превышает заработки рядовых рабочих и служащих. В результате они платят налог со всей суммы своих заработков, а наиболее состоятельные американцы оказываются в привилегированном положении, платя налог только с части своих доходов. Таким образом, налог на социальное страхование наибольшей тяжестью ложится на малообеспеченных: для 25% самых низкооплачиваемых американцев он превратился с самый тяжелый налог.

В ОФП включены также лица, работающие не по найму (врачи, лица свободных профессий, священники и пр.). Они платят налог на социальное страхование по установленной совокупной налоговой ставке, то есть по ставке, по которой взимается налог с трудящихся и предпринимателей совместно.

Характерной чертой государственной системы социального страхования является постоянная тенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинами. Экономические кризисы системы социального страхования вынуждают серьезно повышать налог на социальное страхование. Дальнейшие перспективы роста этого налога выглядят еще более угрожающими, в частности, в связи с демографическими сдвигами в сторону «постарения населения».

Страхование по безработице осуществляется на федеральноштатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные затем законодательством каждого из штатов. Штаты определяют категорию лиц, подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты. Фонды страхования по безработице образуются в основном за счет налогов с предпринимателей, размеры которых устанавливаются в процентном отношении от выплаченной заработной платы. Органы власти штатов могут лишать безработных пособий или снижать их уровень в случае «добровольной» безработицы или отказа от предлагаемой работы. В каждом штате устанавливается минимальный и максимальный размер пособия. В среднем он составляет 25 – 30% месячной зарплаты.

В связи с высоким уровнем производственного травматизма и распространением профессиональных заболеваний в США существуют, в основном на уровне штатов, соответствующие программы страхования. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет не более двух третей зарплаты, в большинстве случаев и ниже. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, в некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку ввиду травмы на производстве.

Медикэр – программа медицинского обслуживания пенсионеров. По ее условиям страхование делится на основную и дополнительную части. Основная страховка финансируется за счет налога на социальное страхование. Эти деньги идут на оплату лечения в стационаре. Дополнительное страхование считается добровольным и финансируется за счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторное лечение и консультативные услуги врачей.

Другой частью американской государственной системы социального обеспечения является вспомоществование, или помощь бедным. Эта система получила относительно широкое развитие лишь, начиная с 60-х годов под влиянием развернувшихся в то время движений массового социального протеста, и в первую очередь движения черных американцев.

В отличие от социального страхования для получения помощи в системе вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерием для предоставления помощи служит именно нуждаемость. Для определения степени нуждаемости в 1964 году введено понятие «черта бедности». Авторы, разрабатывавшие это официальное мерило бедности в стране в своих расчетах опирались на стоимость минимальной диеты для семьи из четырех человек. Они пришли к выводу, что бедная семья тратит на питание одну треть своих доходов и предложили определять сумму минимального необходимого дохода для семьи путем утроения стоимости минимального достаточного питания для нее. Эта сумма и получила название «черта бедности».

Вследствие инфляции, связанной с ростом цен, уровень бедности ежегодно подвергается корректировке. Уровень бедности не одинаков в разных районах США. По расчетам экономистов в крупных городах «стандартной» семье требуется для обеспечения минимального уровня жизни примерно 18-20 тыс. долл. Поэтому во многих штатах пособия соотносятся не с уровнем бедности, а, например, со средним доходом семьи.

Существует много программ вспомоществования, в литературе называют около 70 мелких программ и несколько крупных. Главными считаются следующие: программа обеспечения гарантированного дохода, программа помощи нуждающимся семьям с детьми, продовольственная программа, программа жилищных субсидий и программа медицинской помощи (Медикейд).

Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых, полных и постоянных инвалидов и слепых, действует с 1974 года. По этой программе указанным категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия, с тем, чтобы обеспечить им минимум средств существования (так называемый гарантированный доход). Этот минимум установлен на весьма низком уровне – примерно 60% уровня дохода на «черте бедности».

Штаты имеют право повышать размер пособий по этой программе за счет средств из своего бюджета. Размер пособий зависит от остальных доходов получателей, дополняя их до гарантированного минимума. Уровень гарантированного минимума корректируется уровнем инфляции, то есть повышается по мере роста индекса потребительских цен. Около половины получателей по этой программе, прежде всего престарелые. Многие имеют пенсии и по системе страхования, однако, последние настолько мизерны, что им приходится обращаться и за пособием по бедности.

Другая программа вспомоществования, по которой предоставляется денежная помощь – это программа помощи нуждающимся семьям с детьми (ПФДС). Как правило, помощь по этой программе получают многодетные семьи с низким доходом, где глава семьи вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов право на пособия по этой программе предоставлено бедным семьям, в которых глава семьи – безработный, но таких мало.

Программа помощи семьям с детьми – федерально-штатная, но главную роль в ее осуществлении играют власти штатов. Они устанавливают критерии нуждаемости, отбора клиентов, размер пособия. В большинстве штатов пособие не позволяет дотянуться до уровня бедности, оно покрывает лишь 50-70% минимально-необходимых расходов. К тому же, в отличие от других программ ПФДС не индексирована от инфляции и поэтому пособие обесценивается с ростом цен.

В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получила программа продовольственных талонов. Согласно законодательству 1981 г. правом на получение талонов обладают лица или семьи, чей доход не превышает 125% на «черте бедности». На самом деле талонами пользуются менее половины американцев, живущих на этом уровне дохода. Чаще всего талоны автоматически начисляются семьям, уже получающим пособия по программе гарантированного дохода и помощи семье с детьми. Талоны предоставляются бесплатно (самым бедным) или за сниженную цену. Лишь 40% бедных пользуются продовольственными талонами.

Жилищные субсидии предоставляются семьям с низкими доходами и достигают в среднем 2000 долл, в год. Это немного, так как стоимость жилья в Америке очень высока. В отличие от пенсий, пособий по безработице, по бедности, которые государственные органы социального обеспечения обязаны предоставлять лицам, охваченным той или иной программой, жилищные субсидии нуждающимся семьям предоставляются по усмотрению этих органов в каждом конкретном случае.

Медикейд – это программа медицинских услуг лицам, живущим ниже «черты бедности». Ее отличие от программы Медикэр заключается в том, что получатель Медикейд не платит налог, услуги, предоставляемые ему, целиком оплачиваются из бюджета. Власти каждого штата устанавливают свой порядок, в результате в каждом штате свой размер и условия оплаты медицинских услуг для бедных. Единое в том, что программа во всех штатах охватывает тех, кто получает пособия по программам помощи семье с детьми на иждивении или по программе гарантированного дохода.

Программы социального обеспечения находятся в ведении различных государственных органов. Все федерально-штатные программы в административном отношении подчинены властям штатов и осуществляются их соответствующими органами. Выплаты по ОФП социального страхования и программе гарантированного дохода производятся Министерством здравоохранения и социальных служб США. Министерство труда курирует программы страхования по безработице и производственному травматизму. Жилищные субсидии и займы предоставляет Министерство жилищного строительства и городского развития. Продовольственные программы сосредоточены в Министерстве сельского хозяйства. Все программы помощи ветеранам находятся в руках Управления по делам ветеранов.

Социальные программы США пользуются поддержкой населения. Программы социального страхования обладают высоким статусом социальной респектабельности, поскольку все живущие на заработную плату регулярно вносят налоги в соответствующие фонды. Пособия по безработице тоже считаются «заработанными». В отличие от них программы неимущим таким статусом не обладают, ибо бедняки не платят специальных налогов для получения помощи и представляют меньшую часть населения. Кроме того, главные программы унифицированы в общенациональном масштабе: они финансируются и управляются федеральным правительством на основе единых, установленных конгрессом норм и критериев.

Имеет значение и возраст получателей пособий. Получатели пособий по вспомоществованию в большинстве моложе, чем получатели по системе страхования. Имидж получателей пособий по бедности значительно подпорчен в общественном сознании тем фактом, что многие из них вовсе не работали, либо давно отошли от труда. Все это способствует тому, что программы социальной помощи весьма уязвимы для критики их противников и в первую очередь подвергаются сокращению в периоды экономических спадов.

Государственная система социального обеспечения в целом, при всем ее несовершенстве, безусловно, является завоеванием, достигнутым путем многих усилий. Однако основные программы вступили в фазу ограничительного развития, относительного и абсолютного уменьшения масштабов государственной помощи, что вынуждает американских трудящихся прибегать к услугам частной системы страхования.

В США существует две формы частного страхования – коллективная по месту работы и индивидуальная.

Ведущей формой является коллективное страхование. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых «планах» как средство закрепления на своих предприятиях, прежде всего, наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.

Наиболее широко распространено медицинское страхование по месту работы. Большое значение для многих работающих имеют частные пенсии. Несмотря на рост числа получателей частных пенсий, все же частная пенсионная система охватывает втрое меньшее число трудящихся, чем государственная. Кроме того, при начислении государственной пенсии учитывается общий стаж, независимо от того менял человек работу или нет, а для получения минимальной частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме.

Частная пенсионная система в определенной степени контролируется государством прежде всего на основе двух законов – налогового кодекса США 1954 года (с поправками 1986 г.) и закона о частном пенсионном обеспечении 1974 г. Специальное федеральное агентство Корпорация следит за платежеспособностью действующих пенсионных фондов, определяет порядок и сумму компенсации участникам пенсионных планов в случае банкротства компаний.

После войны в США в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Эти выплаты включают оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидии на продолжение образования, юридические услуги. Они сильно варьируются и, как правило, предоставляются высокооплачиваемым категориям работников.

Индивидуальное частное социальное страхование получило значительное развитие лишь в области медицинского страхования. За последние годы отмечен также серьезный рост числа так называемых индивидуальных пенсионных счетов. Право открывать личные пенсионные счета получили и участники коллективных пенсионных фондов.

Частное индивидуальное социальное страхование еще более, по мнению отечественных авторов, дискриминационно по отношению к непривилегированным и малообеспеченным слоям населения, чем коллективное, поскольку лучшую страховку могут приобрести только богатые люди с доходом, как минимум, выше среднего. К тому же планы широкого распространения частных индивидуальных пенсий открыто рассматриваются консервативными кругами США в качестве альтернативы государственной пенсионной системе, которую предлагается постепенно демонтировать, передав практически все социальное страхование в руки частного страхового бизнеса.

Система социального обслуживания в США на рубеже XX–XXI веков

Дата публикации: 01.07.2015 2015-07-01

Статья просмотрена: 2809 раз

Библиографическое описание:

Крупчина Е. В. Система социального обслуживания в США на рубеже XX–XXI веков // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 732-734. — URL https://moluch.ru/archive/93/20230/ (дата обращения: 20.02.2020).

Система социального обеспечения в США сложна и многообразна.

Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она базируется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.

Прежде чем приобрести современный вид, социальная работа и система профессионального образования в США проделали сложный путь развития. Хотя США были не первой страной, в которой сложились предпосылки формирования новой профессии, однако именно здесь социальная работа и профессиональное образование специалистов данной квалификации были впервые поставлены на научную основу, а их содержание, методы и технологии получили всестороннее теоретическое обоснование. Социальная работа как профессия начала складываться в США в конце XIX в. Её становление в основном завершилось в первой трети XX в., когда сформировались основные концептуальные, идеологические, ценностные, научно-методические ориентиры, определившие направление развития профессии и профессионального образования в последующие периоды, вплоть до настоящего времени.

В конце XIX в. в США возникло «Общество организованной благотворительности», которое пыталось отдельные проявления благотворительности и организации объединить в стройную систему, в которой осуществлялся бы учёт бедняков, данного района, исследование жизненной ситуации каждого нуждающегося в помощи и оказание конкретной помощи, включая помощь в получении образования, места работы, чтобы нуждающийся человек стал способным к самообеспечению [2 с. 16].

Большое распространение получило движение Сеттльмент. К 1910 г. насчитывалось около 400 подобных поселений. Большой вклад в это движение внесли Д. Адамс, Э. Стар. Хотя Сеттльменты пользовались финансовой помощью частных фондов, они стремились получить государственную поддержку на местном и национальном уровнях [3].

В настоящее время государственная система социального обеспечения в США чётко подразделяется на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счёт налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Первым законом о социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа 1935 г. С течением времени этот закон обрастал многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования, дополнялся новыми положениями. Законом 1935 г., было установлено два вида социального страхования: по старости (пенсии) и безработице (пособие). Закон предусматривал также ограниченные меры помощи некоторым категориям бедняков, таким как инвалиды и сироты. Пенсии были впервые выплачены в 1937 г. В 1939 г. была внесена поправка к закону о выплате пособий, в связи с потерей кормильца семьи. Крупным шагом по расширению государственной системы социального страхования, была также поправка 1956 г., предусматривающая выплату пособий по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой. Закон 1935 г. и поправки к нему распространяются на рабочих и служащих частного сектора. Существуют также программы социального страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих. Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. и поправки к нему, принято объединять под названием «Общая федеральная программа» (ОФП).

К программам социального страхования относятся: страхования по старости (пенсии), страхование по потере кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование. Государственную пенсию по старости в полном объёме могут получать люди, достигшие 65-летнего возраста (мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии, — 35 лет. Если стаж меньше, то уменьшается и пенсия. Если у мужчины — пенсионера на иждивении жена в возрасте 65 лет и старше, он имеет право на 50 % надбавку к пенсии. Женщина, имеющая на иждивении мужа, такой надбавки не получает [1 с. 210]. Характерной чертой государственной системы социального страхования является постоянная тенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинами и в частности постарением населения.

Другой частью американской государственной системы социального обеспечения является вспомоществование, или помощь бедным. Эта система получила относительно широкое развитие, лишь начиная с 60-х гг. XX в. под влиянием развернувшихся в то время движений массового социального протеста. В отличие от социального страхования, для получения помощи в системе вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерием для предоставления помощи служит именно нуждаемость. Для определения степени нуждаемости в 1964 г. введено понятие «черта бедности». Авторы, разрабатывавшие это официальное мерило бедности в стране, в своих расчётах опирались на стоимость минимальной диеты для семьи из четырёх человек. Они пришли к выводу, что бедная семья тратит на питание одну треть своих доходов, и предложили определять сумму минимального необходимого дохода для семьи путём утроения стоимости минимального достаточного питания для неё. Эта сумма и получила название «черта бедности». С 1969 г. бедными считаются семьи, денежный доход которых не достигает черты бедности. В 1989 г. чертой бедности считался доход 14 тыс. долл. в год. Между тем среднегодовой доход для американской семьи в это время составлял примерно 29 тыс. долл. в год. Вследствие инфляции, связанной с ростом цен, уровень бедности ежегодно подвергается корректировке. Уровень бедности не одинаков в разных районах США. В сельской местности он ниже. Очевидно, что официальный уровень бедности не обеспечивает минимальных потребностей семьи. По расчётам экономистов, в крупных городах «стандартной» семье требуется для обеспечения минимального уровня жизни примерно 18–20 тыс. долл. Поэтому во многих штатах пособия соотносятся не с уровнем бедности, а например, со средним доходом семьи.

Существует много программ вспомоществования. В литературе называют около 70 мелких программ и несколько крупных. Главными считаются следующие: программа обеспечения гарантированного дохода, программа помощи нуждающимся семьям с детьми, продовольственная программа, программа жилищных субсидий и программа медицинской помощи («Медикейд»).

Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых, полных и постоянных инвалидов и слепых. Она действует с 1974 г. По этой программе указанным категориям населения, федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем, чтобы обеспечить им минимум средств существования (так называемый гарантированный доход). Этот минимум установлен на весьма низком уровне — примерно 60 % уровня дохода на черте бедности. Штаты имеют право повышать размер пособий по этой программе за счёт средств из своего бюджета. В середине 80-х гг. XX в. этим правом пользовались лишь 26 штатов и федеральный округ Колумбия. Уровень гарантированного минимума корректируется уровнем инфляции, т. е. повышается по мере роста индекса потребительских цен. Около половины получателей по этой программе, прежде всего престарелые. Многие имеют пенсии по системе страхования, однако последние настолько мизерны, что им приходится обращаться и за пособием по бедности.

Другая программа вспомоществования, по которой предоставляется денежная помощь, — это программа помощи нуждающимся семьям с детьми (ПФДС). Как правило, помощь по этой программе получают многодетные семьи с низким доходом, где глава семьи вдова, разведённая или мать-одиночка. В ряде штатов право на пособия по этой программе предоставлено бедным семьям, в которых глава семьи — безработный, но таких мало [1 с. 214].

К началу XXI в. в США сложилась развитая инфраструктура социального обеспечения и образования социальных работников. Социальная работа приняла на себя функцию посредника между индивидом и государством, призванного защищать право каждого гражданина на социальную справедливость, равные возможности и удовлетворение насущных жизненных потребностей. По данным Совета образования социальных работников (Council on Social Work Education), в 2002 г. в стране насчитывалось 436 аккредитованных программ подготовки бакалавров, 149 программ подготовки магистров и 78 программ подготовки докторов социальной работы. Согласно статистике бюро труда США, в 2002 г. в должности социальных работников было зарегистрировано 477 тыс. специалистов. Из них, по данным исследователей, примерно 250–300 тыс. получили профессиональную подготовку в университетах и колледжах. Ежегодно ряды социальных работников пополняются примерно 10 тыс. новых специалистов. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейший рост числа образовательных программ, общая численность которых может достичь 625–650 в течение первого десятилетия XXI в. [4].

Основные черты современной социальной работы в США соответствуют главным ценностям американской культуры, отражают тенденции широкого культурно-исторического контекста. На фоне общего осуждения бедности как результата недостатков отдельных людей, ещё бытующего в американском общественном сознании, современные социальные работники предстают как носители стройной системы профессиональных ценностей, в рамках которой не допускается осуждение человека по расовым, этническим, материальным и другим показателям. Хотя на практике принципы провозглашенные в Конституции и системе законов, часто не соответствуют действительности, что проявляется в наличии расизма, в проявлении превосходства одних социальных групп над другими, с осуждением «неудачников» и бедняков. Эти противоречия не всегда положительно влияют на процесс оказания помощи нуждающимся. Однако идеи, провозглашенные Конституцией, сформировали систему социального обеспечения США и профессию «социальная работа». Важнейшими чертами системы социального обеспечения на протяжении длительного времени является отсутствие замкнутости и статичности (постоянства), и постоянное стремление к освоению новых знаний в этой области и интеграции их в практику социальной работы. Важнейшими ценностями, признаваемыми в настоящее время, являются свобода, неприкосновенность человеческой жизни, признание достоинства, уважение каждой личности. Эти ценности определяют основную цель социальной работы в США — повышение благосостояния людей, помощь в удовлетворении основных жизненных потребностей всех людей, и особенно тех, кто менее защищён [5]. Оформление профессиональных ценностей социальных работников в Этический кодекс произошло в середине XX в., когда был накоплен значительный практический и теоретический опыт. Этический кодекс провозгласил: главным кредо социальной работы является вера в человека, в его способность добиваться успеха.

Изучение опыта социальной системы, сложившейся в США будет способствовать осмыслению перспектив развития отечественной системы социальной работы и образования социальных работников и социальных педагогов в широком культурно-историческом контексте.

1. Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 368 с.

2. Целых М. П. Социальная работа за рубежом: Соединённые Штаты Америки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.

3. Addams J. Twenty Years at Hull-House with autobiographical notes. — Urbana; Chicago, 1990.

4. Social work: seeking relevancy in the twenty-first century // R. Meinert, J. Pardeck, L. Kreuger. — New York, 2000.

5. Code of Ethics of the National Association of Social Workers // Zastrov Charles. The practice of social work. — Boston, 1998.

54. Социальное страхование в сша

В США существуют многие программы госпомощи нуждающимся. Самой обширной остается программа соцобеспечения Сошиал секьюрити. Финансируется она за счет налогообложения всех работающих американцев. Практически у каждого трудящегося американца вычитается 7% заработка на обеспечение программы социального страхования. Расходуются эти средства различными путями:

По достижении пенсионного возраста — не ранее 62 лет — человек может оставить работу и получить ежемесячную пенсию по соцстрахованию.

Если рабочий или работница теряют трудоспособность в результате увечья, они обычно получают право на пособие по соц. страх. Также выплачиваются пособия по соц. страх. вдовам и детям рабочих, скончавшихся до достижения пенсионного возраста.

Пожилым американцам (старше 65 лет) предоставляется содействие в медобслуживании и госпитализации в рамках федеральной программы Медикэр. Хотя полностью расходы на лечение эта программа не покрывает, помощь она, тем не менее, оказывает значительную. В среднем она оплачивает около 74% расходов на госпитализацию и около 55% врачебных гонораров.

Сущ-ют и иные способы оказания людям помощи со стороны федерального правительства и правительств штатов:

Страхование по безработице: правительство каждого штата выделяет деньги для выплат трудящимся, потерявшим работу не по своей вине. Безработные получают еженедельные выплаты в течение шести месяцев, пока не найдут новое место.

Льготы ветеранам: бывшим военнослужащим предоставляется дешевое или полностью оплаченное обслуживание в специальных госпиталях для ветеранов.

Образование: Во всех штатах существует сеть государственных школ. Все дети — даже из семей, не имеющих американского гражданства — пользуются правом на получение в этих школах полностью бесплатного образования.

Молодые люди из семей с низким уровнем дохода могут получить субсидии в рамках государственных программ. Полученные субсидии должны быть возвращены, когда студент завершает обучение и начинает работать.

Специальные государственные ведомства оказывают содействие предпринимателям.

Профобучение: Правительственные программы рассчитаны на оказание помощи молодежи, проявляющей способности к технике, искусству и др., дополняют систему бесплатного среднего образования.

55. Социальное страхование в Казахстане.

С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям.

Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты.

Первый уровень – гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

Второй уровень – пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

Третий уровень – социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

3) обязательность участия в системе социального страхования;

4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее – Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования.

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты трудоспособности;

2) на случай потери кормильца;

3) на случай потери работы;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

6) на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года.

Следует отметить, что основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

по дисциплине: Социальное страхование на тему: Социальное страхование в США (стр. 1 из 2)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине: Социальное страхование

на тему: Социальное страхование в США

Выполнил: Студент группы № 3-11371 Голдова Ольга Владимировна Проверил:

§ 1. Социальное страхование в наши дни:

1.1. Роль социального страхования для людей. ………. 2

1.2. Социальное страхование и его основные функции……………….. 3

§ 2. Социальное страхование в США:

2.1. Индивидуальная особенность………………………………………. 7

2.2. Два основных вида социального страхования……………………. 8

Социальное страхование в наши дни

В нашем современном мире, полном различных критических ситуаций и стрессов, то и дело возникающих в жизни абсолютно каждого человека, социальное обеспечение, а в частности социальное страхование, занимает значительное место в экономической структуре и очень значимое для самих людей, особенно для того слоя населения, чей материальный достаток настолько низок, что волей-неволей начинаешь понимать, что социальное страхование – это их единственный «спасательный круг в море житейских проблем». Ведь что нужно большинству населения, чтобы хоть чуть-чуть быть уверенным в своем завтрашнем дне? Конечно, это защита. В частности, социальная защита; такая система, которая способна помочь людям разобраться в своих возникающих жизненных проблемах и ситуациях. Например, человек, вследствие несчастного случая или какой-либо болезни, просто-напросто не может работать и зарабатывать себе на жизнь. Что тогда ему в таком случае остается делать, если только у него нет богатых родственников или билета в беспроигрышной лотерее? Конечно, положиться на родное государство, которое не должно оставить в беде.

Вот и существует такая система, система социальной защиты, составной частью которой является такой элемент, как социальное страхование – один из способов обеспечения экономической безопасности и устойчивого материального благополучия, одним словом, разумная предусмотрительность. Благодаря такой системе люди чувствуют хоть какую-то поддержку со стороны государства в трудные моменты своей жизни.

Что же представляет из себя этот самый элемент – социальное страхование – в наши дни, в нашей стране?

Объектом социального страхования являются случаи социальных рисков (рисковых ситуаций), таких как, угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезнь и другие.

Несмотря на самую различную природу их первопричин, все они имеют социальный характер, определяются общественным устройством, состоянием экономики, условиями жизни населения и отражают основные этапы воспроизводства трудового потенциала каждого человека и населения в целом.

Как особый инструмент защиты трудящихся от социальных рисков, социальное страхование отличает ряд особенностей: распространение его,

прежде всего, на работников общественно организованного производства, основным и зачастую единственным источником средств к существованию которых является заработная плата; понимание социального риска как закономерного и объективного массового социального явления, затрагивающего определенные, весьма значительные социально-демографические и профессиональные группы, слои населения; признание соответствующих затрат по страхованию работников общественно необходимыми и перенесение их в экономику, общество в целом (путем включения в себестоимость продукции); финансирование программ социального страхования (в той или иной мере) всеми основными субъектами трудовых отношений – работниками, предпринимателями и государством.

Главными функциями социального страхования при организации социальной защиты населения можно выделить:

– защитную, которая характеризуется поддержанием материального уровня застрахованного, если его обычный источник дохода для него недоступен или ему предстоят непредвиденные расходы;

– компенсирующую, которая характеризуется возмещением ущерба

оплаты трудоспособности и здоровья, а также оплата услуг в связи с лечением и реабилитацией;

– воспроизводственную, которая характеризуется покрытием всех расходов застрахованным лицам и членам их семей, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла, в случае болезни, старости, безработицы, беременности;

– перераспределительную, которая характеризуется в распределении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и застрахованными, работодателями и государством.

– стабилизирующую, которая характеризуется в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов, уровню социальной защиты, кругу лиц, подлежащих социальному страхованию, распределению страховой нагрузки между социальными субъектами, участию в управлении социальным страхованием.

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты, а значит, и организация социального страхования различаются по видам, которые имеют свои особенности. Таким образом, можно четко

рассчитать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так не будет допускаться скрытое перераспределение средств при страховании различных рисков.

Анализ состояния системы социального страхования показывает, что высокий и надежный уровень социальной защиты, достигаемый в системе социального страхования, связан с гарантиями финансовых страховых ресурсов. Арсенал финансовых механизмов включает в себя, прежде всего, задействование интересов и прямое участие субъектов социального страхования. Систему социальных гарантий необходимо построить на строго страховых принципах, восстановить дифференциацию страховых тарифов, соотнести ее с наступлением страховых случаев.

Социальное страхование в США

В каждой стране мира социальное страхование существует в обязательном порядке, и в каждой из этих стран оно имеет практически одинаковую структуру. Но, конечно, как и во всех остальных областях, и в

этой области тоже есть свои особенности, тонкости, отличия. США – очень огромная и сильная держава, в этой стране социальное страхование имеет свой индивидуальный характер.

Действующая система социальной защищенности населения в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. Ее характерная особенность и основное отличие от большинства европейских моделей – децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативностью учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона.

Государственная система социального обеспечения базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном

вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налогов на социальное страхование, которое взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. А вот государственное вспомоществование же осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Законом о социальном страховании, который был принят в 1935 году, установлено два вида социального страхования – пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими все новые и новые формы социального страхования: выплату пенсий при утрате кормильца; выплату пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше. Такая программа носит название «Медикэр».

Закон 1935 года и поправки к нему распространяются также на рабочих и служащих частного сектора (страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни входит в компетенцию

штатов), за исключением железнодорожников, для которых установлена своя система социального страхования федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих. Такие категории населения, как сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и другие, остались неохваченными государственными программами социального страхования.

Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 года с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равных долях как с наемных рабочих и служащих, так и с предпринимателей. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей – в процентах к фонду выплаченной заработной платы.

Ссылка на основную публикацию