Отношения Турции и ЕС

Турция и ЕС: «Мы странно встретились и странно разойдемся»

В последних числах мая Еврокомиссия опубликовала доклад о состоянии выполнения Турцией условий вступления в Европейский союз, на основании которого можно быть уверенным, что процесс подготовки обеими сторонами имеет шанс стать бесконечным. За три десятилетия, минувших с момента подачи заявки на членство в ЕС, и по прошествии почти 15 лет с момента начала переговоров Турция никогда не была так далека от Брюсселя, как сегодня. Если процесс присоединения османского государства к Европейскому Сообществу в первые годы попыток сближения казался сложным, то теперь он большинством экспертов считается просто мертвым.

«Турция не может стать членом ЕС», — заявил в марте нынешнего года руководитель Европейской народной партии и претендент на пост председателя Европейской комиссии немец Манфред Вебер.

Европарламент предложил в этом же году приостановить переговоры с Анкарой. В Евросоюзе заявили, что «Анкара не выполняет условия соглашения на этот счет». Канцлер Германии Ангела Меркель в 2017 году, а также французский президент Эмманюэль Макрон и австрийский лидер Себастьян Курц в 2018-м призвали к прекращению процесса, который долгое время находился в «режиме зомби».

Авторитарный дрейф президента Реджепа Тайипа Эрдогана практически закрыл активно шедшие в начале века дебаты между теми, кто рассматривал принятие Турции как стратегически важное объединение для блока, и теми, кто боялся, что членство в ЕС многонаселенной мусульманской страны, расположенной на границах с самым горячим регионом планеты, нарушит сложившийся в Евросоюзе баланс.

Фальшивый заяц для Турции-гончей

Турция впервые объявила о желании присоединиться к европейскому клубу еще в 1963 году, когда она стала государством, ассоциированным с тогдашним Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). В 1987 году, через год после вступления Испании в ЕЭС, Анкара решила, что ей тоже пора, и официально потребовала для себя полного членства, а в 2005 году Брюссель выразил согласие сеть за стол переговоров с Турцией. Предложив последней «Копенгагенский пакет» — стандартный набор из 35 условий, которым должно соответствовать каждое государство, вступающее в Евросоюз. Анкара согласилась.

«Турки идут», — под таким заголовком тогда журнал The Economist опубликовал статью, в которой проанализировал плюсы и минусы возможного вступления Турции в Евросоюз. Казалось, что ситуация развивается в позитивном направлении и слияние скоро состоится.

«Мы не знали, будет ли достигнуто членство, но считали, что скорее да, чем нет. И потому процесс работал лучше, чем сейчас. Сейчас ничего не работает. Тогда обе стороны проявляли стремление к объединению. Сейчас такой воли нет ни у одной из них», — считает эксперт из Королевского института Elcano Илке Тойгур.

Но вскоре начались проблемы, а в 2009 году Республика Кипр заблокировала обсуждение 6 Копенгагенских критериев (среди них — вопросы энергетики, образования, культуры, судебной системы и основных прав человека). Кипр, к тому времени уже являясь полноправным членом, утверждал, что Турция должна сначала нормализовать отношения с этим островным государством, а потому уже говорить о членстве в Евросоюзе. С того момента процесс реформирования начал замедляться, а в Брюсселе стали менять некоторые ключевые требования, которые Турция должна была выполнить для того, чтобы быть принятой в Евросоюз.

«Вступление — это как фальшивый заяц в качестве приманки на собачьих бегах. Гончие несутся за ним, а те, кто устраивает забеги, всегда начеку: если собака нагонит зайца, то стимула бежать дальше у нее уже не будет…», — сказал Тойгур в интервью изданию El Confidencial.

«Мы разошлись, как в море корабли»

В 2013 году наиболее авторитарный аспект Эрдогана начал проявляться в таких кризисах, как правительственные репрессии против экологических протестов. Летом 2016 года была предпринята неоднозначная попытка государственного переворота против президента, после чего последовало введение чрезвычайного положения, которое, как отмечает европейская пресса, «позволило провести чистку как в среде госчиновников, так и среди военных, судей и журналистов».

В 2017 году Эрдоган подтвердил свое окончательное отклонение от европейских стандартов, проведя конституционную реформу для получения президентом страны более широких исполнительных и законодательных полномочий. Заявку на превращение Турции из фактически парламентской в президентскую республику страна утвердила на референдуме. В ЕС отметили событие язвительным комментарием «с минимальным превосходством», но это уже картины не меняло. Ни для Турции, где рука президента стала жестче, ни для Евросоюза, где комитет по иностранным делам Европарламента выразил свое неудовольствие произошедшими изменениями.

В последние недели Анкара пошла еще дальше, не признав результаты муниципальных выборов в Стамбуле, где победила оппозиция. Растущая близость Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным все больше и больше настораживает НАТО (возможная сделка по С400 — в особенности), и Анкара в это же самое время не перестает выражать растущее неудовольствие позицией и действиями ЕС в отношении Турции. Естественно, в Брюсселе такая позиция кандидата на вступление в Европейское сообщество позитивных эмоций не вызывает.

«Эрдоган уже докатился до непризнания победы оппозиции на выборах. Демократия в Турции кончилась, у власти альтернативы не будет», — считает профессор кафедры арабского мира Автономного университета Мадрида Кармен Родригес, комментируя предстоящую «переигровку» муниципальных выборов в Стамбуле, где победила не пропрезидентская партия.

«Турция постепенно отдаляется от Запада все больше и больше, — полагает Барчин Инанч, глава отдела „Мнения“ одной из ведущих турецких газет Hurriyet. — Но ЕС при этом лишь констатирует факт, не предпринимая попыток как-то сократить дистанцию».

«Европейское сообщество не настроено помочь Турции ограничить авторитаризм Эрдогана. Максимум того, что делают в Брюсселе, — повторяют обещания Анкаре, что она будет принята в Евросоюз», — говорит упоминавшийся выше Тойгур, подчеркивающий, что в нынешней ситуации для ЕС оптимально не разрывать отношения, но и не сближаться.

Европа — основной торговый партнер Турции. Кроме того, через Анатолийский полуостров пролегает один из наиболее популярных маршрутов «из арабов в европейцы». То есть экономические и политические интересы сторон сплетены в тугой узел, который хоть развяжи, хоть разруби — последствия будут одинаково негативными и для тех, и для других.

Совершенно понятно, что Реджеп Тайип Эрдоган смирять свою гордыню ради того, чтобы войти в ЕС, то есть фактически согласиться на подчинение Анкары Брюсселю, не согласится. Как ни парадоксально, а именно такая его позиция — ни союза с Евросоюзом, ни противостояния с ним — Турции наиболее выгодна.

Турции — члену ЕС пришлось бы поступиться экономическими интересами «Турецкого потока». Турция — не член ЕС может диктовать блоку свои условия, на которых она будет поставлять голубое топливо. Да и в других аспектах — как политической, так и экономической жизни — Анкара сильно бы проиграла: интернациональные интересы в ЕС превыше национальных, а это османскому государству очень не нравится. К тому же турки — не сторонники некоторых так называемых евроценностей вроде однополых браков и гей-парадов. А уж возвращение смертной казни в число уголовных наказаний, случившееся сразу после неудавшегося госпереворота 2016 года и вовсе служит надежной гарантией непринятия Турции в Евросоюз.

Вхождение Турции в ЕС сильно облегчит армии ближневосточных беженцев попадание в Европу. После миграционного кризиса 2015 года в Брюсселе хоть и не отказались официально от политики открытых дверей для «свежей крови с Востока, которая поспособствует преодолению демографической проблемы», все же не горят желанием позволить новому нашествию захлестнуть Европу и утопить ее окончательно. Сохранение Турции дружественным Евросоюзу государством, но не входящим в ЕС, — оптимальное решение задачи сдерживания мигрантского потока, оставляющее при этом возможность черпать в нужном (и регулируемом) количестве с Анатолийского полуострова дешевые рабочие руки.

Предполагаемая сделка по приобретению Турцией у России комплексов ПВО С400 явится фактором, стабилизирующим положение «дружба на расстоянии», сложившееся между Брюсселем и Анкарой. Большинство евросоюзных стран являются, как известно, и членами НАТО. Выбирать для своей защиты оружие вероятного противника — неприкрытый вызов и дурной пример для остальных членов европейского альянса. Лучше уж пусть Турция ссорится с могущественными Соединенными Штатами в статусе «свободного агента», чем в качестве члена ЕС, что повлечет ухудшение и без того напряженных в последнее время отношений ЕС — США.

«Мы делаем вид, что друг другу нужны»

Экономика подсказывает Эрдогану, что между ЕС и РФ выбирать лучше последнюю. Политика убеждает его в том же: однажды он уже попробовал совершить недружественный акт в отношении России. Искать примирения с Москвой после сбитого турками Су-24 пришлось долго и унизительно. Вряд ли Анкаре интересно попытаться прокрутить что-то подобное еще раз. Но имитация кипучей деятельности в отношениях Брюссель — Анкара не прекратится. Евросоюз продолжит делать вид, что очень хотел бы принять Турцию, но «надо бы еще выполнить несколько условий», Турция будет обещать, что «конечно-конечно, как только, так сразу». И все останутся при своих.

29 мая 2019 года Еврокомиссия выпустила очередной ежегодный доклад-оценку состояния выполнения Турцией условий вступления в ЕС. В докладе по традиции отмечается много несоответствий Анкары требованиям Брюсселя и в первую очередь то, что «57 тысяч человек, задержанных без предъявления обвинения, находится в пенитенциарных учреждениях в ожидании судебного процесса, это 20% всех заключенных в стране». Одного этого пункта достаточно, чтобы отказать туркам во вступлении в ЕС. Ответа с Анатолийского полуострова на доклад пока не последовало. Но за турками точно не заржавеет.

Отношения между Турцией и Европейским союзом

Начало отношений между Турцией и Европейским союзом относятся ко времени подписания Соглашения в Анкаре. Главной целью Турецкой Республики в этих отношениях всегда было членство Турции в Европейском союзе. Одним из самых важных поворотных моментов в этих отношениях считается заключение Таможенного Союза.

Турки понимают, что условия вступления в ЕС будут жесткие, но не смотря на это принимают соответствующие нормы и стандарты во всех областях для того, чтобы стать членом Европейского союза.

Турция обращает предельное внимание на выполнение политических реформ, занимается усовершенствованием экономики, конструирует эффективную административную структуру. Принимаются все меры для установления полного понимания между членами Европейского союза и Турцией. турецкий европейский ассоциация беженец

Ключевые моменты в отношениях между Турцией и Европейским союзом

  • 14 апреля 1987 года — Турция подала заявку на вступление в Европейский союз.
  • 1993 год — Начало переговоров по Таможенному объединения Турции и ЕС.
  • 1 января 1996 года — Вступает в силу Таможенный Союз между Турцией и ЕС.

Декабрь 1999 года — После рекомендации Комиссии, в ее втором Регулярном Сообщении относительно Турции, на Хельсинской Встрече, на высшем уровне, европейский Совет дает Турции статус страны кандидата в члены ЕС.

  • 2001год 8 марта — Европейский Совет принимает Товарищество Вступления Турции в ЕС, обеспечивая дорожную карту для процесса вступления в ЕС.
  • 19 марта — Турецкое Правительство принимает NPAA (Национальная Программа для Принятия Acquis (acquis означает закон ЕС), отраженных в Товариществе Вступления.

Сентябрь 2001 года — На Копенгагенской Встрече, на высшем уровне, европейский Совет решает значительно увеличить финансовую поддержку. Как теперь называется «инструментом предвступления» (IPA).

  • 17 декабря 2004 года — Европейский Совет решает начать переговоры о членстве Турции.
  • 3 октября 2005 года — Начинаются переговоры о присоединении.

В ноябре 2007 года Европейская Комиссия представила европейскому Совету Регулярное Сообщение, касающееся переговоров о присоединении Турции.

Отношения Турции и Европейского Союза, Европейского сообщества, сегодня строятся на основе Соглашения, учреждающего ассоциацию между Европейским экономическим сообществом и Турецкой Республикой, заключённого 12 сентября 1963 года в Анкаре. Соглашение вступило в силу в 1964 году после прохождения им ратификации в Турецком Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и Сообществ.

Данное соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключённых совместно Сообществами и государствами-членами. Соглашение содержит преамбулу, 33 статьи.

Соглашения об ассоциации были заключены Европейским Союзом с некоторыми странами Средиземноморья в 1960-е г.г. (Кипр, Мальта) и определили условия взаимоотношения этих стран и Союза на т.н. подготовительном этапе к вступлению их в Европейский Союз. Содержание и сам текст таких соглашений был чрезвычайно схож, поэтому Cоглашения об ассоциации можно назвать своего рода типовым соглашением. Тем не менее, каждое соглашение уникально и закрепляет конкретные вопросы ассоциации с учетом специфики двусторонних отношений конкретной страны с Европейским Союзом, приоритетов и сфер взаимных интересов.

Соглашение об ассоциации с Турцией последние из таких соглашений, находящееся в силе. Оно предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, центральным компонентом ассоциации является достижение свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Турцией и Европейским Союзом на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть до вступления Турции в ЕС, о чем прямо говорится в самом соглашении об ассоциации.

Кроме экономических положений, Соглашение об ассоциации с Турцией предусматривает политический диалог сторон, определяет организационную структуру ассоциации.

Турция имеет официальный статус государства-кандидата на вступление в Европейский Союз.

Сторонники вступления страны в ЕС утверждают, что являясь ключевой силой в регионе и имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической сфере влияния Евросоюза: Восточное Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и Центральная Азия.

По словам Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря, что несомненно в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время».

Помимо этого сторонники вступления утверждают, что Турция выполнила большинство условий: по состоянию на начало 2015 года, взятые ей на себя перед ЕС по вступлению обязательства выполнены на 65%[2]. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она находится в статусе кандидата уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления.

Тем не менее в Евросоюзе также существует оппозиция вступлению Турции, в частности поддерживаемая бывшим президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Противники вступления утверждают, что с законодательством, подобным потенциально репрессивной 301-й статье Уголовного кодекса Турции (статья, запрещающая «оскорбление турецкой идентичности», реформированная 30 апреля 2008 года), и значительной ролью армии в политике Турции, осуществляемой через Совет национальной безопасности Турции (эта структура была также реформирована 23 июля 2003 года в соответствии с требованиями ЕС), Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова.

Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединении к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию.

Валери Жискар д’Эстен выступил против вступления, опасаясь, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить стран. По его мнению, вслед за Турцией в Союз могут попроситься страны Ближнего Востока и Северной Африки, и, в первую очередь, Марокко

Марокко уже было отказано в членстве на основании географического положения, и Турция, в отличие от Марокко, располагает территорией в Европе. В январе 2007-го Николя Саркози, будучи кандидатом в президенты, сообщил, что «у Европы есть определенные границы, и далеко не все страны могут стать её полноправными членами, это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза».

Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004-м году будущий Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй заявил: «Турция — не часть Европы и никогда не станет её частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства — такого, как Турция»

В январе 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган констатировал, что его страну больше не интересует вопрос вступления в ЕС. Ранее об этом же говорил и вице-премьер Бюлент Арындж, а министр по делам ЕС Волкан Бозкыр отметил, что переговоры о вступлении «не могут продолжаться в том формате, которого требует ЕС», и подчеркнул, что демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы. Эрдоган заявил, буквально, следующее:

Если в ЕС думают, что Турция будет умолять о своём вступлении в эту структуру, то они ошибаются.

Высшие должностные лица Турции указывают, что Анкара пытается определить, на самом ли деле ЕС демократичен, как официально считается, или же это «христианский клуб», де-факто закрытый для иных стран

Что нам известно о соглашении между Турцией и Евросоюзом по вопросу беженцев?

Соглашение между ЕС и Турцией по вопросу размещения беженцев вступило в силу в прошлое воскресенье, 20 марта, несмотря на сомнения в его юридической правомерности, высказанные неправительственными организациями и ООН.

В документе отмечены пути закрытия морского маршрута через Эгейское море – между Турцией и Грецией – для мигрантов и организаторов нелегальной переправы.

Основные опасения со стороны критиков этих договоренностей касаются того, что к мигрантам, у которых есть все основания для подачи прошения на получение статуса беженца, будут относиться как к нелегалам и вернут назад в Турцию. Одной из причин этого является то, что Греция не располагает ни ресурсами, ни инфраструктурой для размещения у себя такого числа беженцев с предоставлением им соответствующих гарантий.

В соответствии с договоренностями, мигранты будут направляться обратно в Турцию, начиная с 4 апреля. Впрочем, эту дату многие эксперты называют нереальной.

В соглашении, подписанном странами-членами Евросоюза и Турцией в Брюсселе 18 марта, ставится цель разрушить “модель контрабандного бизнеса” по переправе мигрантов, предлагая последним “альтернативный путь с наименьшим риском”.

* Начиная с 20 марта, все нелегальные мигранты, прибывающие морем из Турции на греческие острова, будут возвращены в Турцию*

Все затраты будут покрываться Евросоюзом. Остальные пункты соглашения должны быть приведены в соответствие с международным законодательством по вопросу беженцев, чтобы избежать возврата всех без исключений. Такие “экстраординарные меры призваны положить конец человеческим страданиям и восстановить порядок”.

История взаимоотношений Турции с Европейским Союзом (стр. 1 из 3)

Реферат: История взаимоотношений Турции с Европейским Союзом

Проблема отношений Турции с Европейским Союзом (ЕС) является одной из наиболее актуальных и острых для современного турецкого общества. Вот уже на протяжении более пятидесяти лет Турция пытается добиться статуса полноправного члена ЕС, демонстрируя при этом свой стратегический выбор в пользу европеизации как основного пути развития страны. Что же касается самого Евросоюза, то, как может показаться на первый взгляд, в какой-то степени он, несомненно, заинтересован в сотрудничестве с Турцией, прежде всего с точки зрения ее географического и геополитического положения. Как известно, начиная с 1945 года, Турция является стратегическим партнером Запада, играет роль сдерживающего фактора в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Турция противостоит фундаменталистскому Ирану и диктаторскому Ираку. Также у Европы есть масса аргументов, которые вынуждают идти на дальнейшую интеграцию с Турцией. В первую очередь это возможность расширения через Турцию своего влияния в странах Среднеазиатского региона, выход на новые источники энергоресурсов. Привязка Турции к процессам евроинтеграции приведет к постепенному ее переходу в расчетах от традиционного для нее доллара на евро, что, учитывая положение Турции и ее давние связи в азиатских регионах, а также с другими странами СНГ, – к дальнейшему усилению новой европейской валюты по отношению к доллару.

Несмотря на это, ЕС все же не спешит принимать Турцию в полноправные члены этой организации, ограничиваясь только рядом соглашений и обещаний о ее возможном вступлении. Что же касается непосредственно сроков принятия, то для Анкары они остаются нерешенными, так как множество проблем в политической и экономической сферах отодвигают этот процесс на длительную перспективу.

В настоящее время заметно оживились споры в самом ЕС на эту тему; еще большее внимание Анкара приковала к себе в связи с тем, что победу на недавно прошедших выборах одержала Партия справедливости и развития (ПСР), которая известна своими исламистскими корнями. Однако, оказавшись у власти, ПСР, контролирующая две трети турецкого парламента, начала активно демонстрировать свою проевропейскую ориентацию, а лидер ПСР Реджеп Таип Эрдоган заявил, что его партия придерживается демократических свобод и прав человека и не будет никому навязывать исламские нормы жизни. Он также пообещал оказывать содействие более эффективной работе властных институтов и ускорению вхождения Турции в Европейский Союз. То есть пришедшие к власти в Анкаре умеренные исламисты пытаются сохранить преемственность внешнеполитического курса. Более того, новый премьер-министр Турции Абдулла Гюль обещает, что его страна “быстро станет правовым государством”, будут внедряться меры “по расширению базовых прав и свобод до международного уровня”, а “новый мир сблизит Запад и Восток именно в Турции”. Как мы видим, создаются благоприятные предпосылки дальнейшего развития сотрудничества. Однако все это в основном политические аспекты проблемы взаимоотношений Турции с ЕС, выдвигаемые обычно на первый план, которые, несмотря на свою серьезность, носят все-таки вторичный характер. Главный же вопрос заключается в следующем: а готова ли Турция к полноправному членству в Евросоюзе, и если нет, то какие факторы препятствуют этому. Возможно, в основе нынешнего тупика на пути интеграции Турции в “Общий рынок” лежат именно экономические и социальные факторы, и неготовность Турции к вступлению в ЕС определяется именно этими факторами, причем речь в данном случае идет не только о достигнутом уровне развития (хотя здесь разрыв особенно заметен), но и о недостаточности экономического потенциала страны, прежде всего с точки зрения научно-технической и технологической базы производства. Поэтому мне представляется важным уделить особое внимание рассмотрению экономических аспектов взаимоотношений Турции с ЕС.

Сближение Турции и Европы началось еще в период Османской империи. После образования Турецкой Республики линия на европеизацию страны была продолжена и усилена.

Продвижение Турции в ЕС прошло несколько разных стадий. Первую заявку на ассоциированное членство в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) ранее многих других европейских стран Турция подала еще 31 июля 1959 г. правительством Мендереса, буквально через год после основания данной организации. Однако же она была “забыта” Комитетом национального единства, возглавившим страну после переворота 27 мая 1960 г., но подана вновь при правительстве Иненю в 1961 и 1962 гг. Последовавшие переговоры привели к подписанию в Анкаре 12 сентября 1963 г. Договора об ассоциации, вступившего в силу с 1 декабря 1964 года. Это событие положило начало структурированному процессу движения Турции к интеграции в ведущую европейскую экономическую группировку, а сам Анкарский договор стал основополагающим, базовым документом турецко-европейского сотрудничества.

Экономическая цель ассоциации Турции с ЕЭС состояла, как декларировалось, в “создании постоянно укрепляющихся отношений между народом Турции и народами, объединенными в ЕЭС”, и “ликвидации разрыва, существующего между турецкой экономикой и экономикой стран – членов Сообщества”. Важной особенностью данного договора, на которую часто обращают внимание в Турции, является то, что в его статье 28 было предусмотрено получение Турцией статуса полноправного члена Сообщества в течение срока осуществления договора.

Можно с уверенностью сказать, что данное соглашение явилось отражением долгосрочных, стратегических установок обеих сторон на взаимное сближение.

Следующие мотивы стремления Турции к интеграции в ЕЭС называет и О. Сезер – автор брошюры “Европейское Сообщество и его отношения с Турцией”, изданной Стамбульской торговой палатой – одной из старейших и крупнейших в Турции:

Турция приняла “вестернизацию” в качестве государственной политики, вступив во многие организации, такие как НАТО или ОЭСР. Естественным результатом этой политики стало решение о членстве в этом Сообществе, преследовавшем цель экономического и политического союза в Европе;

Турция планировала воспользоваться применяемыми Сообществом различными таможенными льготами;

принималось во внимание воздействие, которое должна была оказать на экономику Турции финансовая помощь, полученная в рамках создаваемой с ЕЭС ассоциации.

Вероятно, именно из таких общих соображений и исходили в Анкаре при принятии решения о подаче заявки на вступление в ЕЭС.

Что касается ЕЭС, то можно выделить следующие моменты его заинтересованности в сотрудничестве с Турцией: обеспечение стабильности в Восточном Средиземноморье путем интеграции основных государств региона – Греции и Турции – в систему обороны Запада, роль Турции в качестве “заслона” от СССР, заинтересованность в Турции как в “мосте” к Ближнему и Среднему Востоку.

Договор предусматривал 3 основных этапа интеграции Турции в ЕС. На первом, подготовительном этапе намечалось предоставление преференций для ряда важных сельскохозяйственных товаров турецкого экспорта (таких, как необработанный табак, изюм, инжир, фундук). Преференции были предоставлены в виде тарифных контингентов, т.е. льготный размер пошлин распространялся только на определенное количество товара; при превышении данного количества применялась обычная пошлина. Кроме того, в соответствии с первым финансовым протоколом, подписанным вместе с Договором, Турции выделялись кредиты для строительства инфраструктурных объектов на общую сумму 175 млн. Европейских Расчетных Единиц.

Этот этап должен был продлиться 5 лет. Предусматривалось и возможное его продление до 9 лет, однако такового не потребовалось. По условиям Договора, в течение этого периода Турция не предоставляла ЕЭС встречных преференций.

Второй этап (собственно переходный) начал осуществляться в соответствии с Дополнительным Протоколом, подписанным 23 ноября 1970 года и предусматривал поэтапное снижение Турцией пошлин и равнозначных налогов и сборов, поэтапную отмену количественных и равнозначных ограничений и поэтапное принятие Единого Внешнего Тарифа Сообщества. При этом либерализационные меры в пользу ЕЭС должны были носить необратимый характер.

Снижение и отмену пошлин и ограничений при импорте из ЕЭС промышленных товаров планировалось произвести в рамках двух различных режимов: “для товаров, которые Турция не производила, импортные пошлины должны были быть полностью ликвидированы в течение 12 лет. Для товаров, производимых турецкой промышленностью, переходный период составлял 22 года”. Кроме того, в течение 22 лет предусматривалось принятие Единого Внешнего Тарифа. В свою очередь, ЕЭС должно было снять тарифы и ограничения на импорт турецких промышленных товаров, кроме некоторых категорий (ковров машинной выработки, хлопковой пряжи и хлопкового текстиля), где снятие ограничений должно было стать поэтапным в течение 12 лет. В области сельскохозяйственного импорта из Турции ЕЭС должно было в течение 22 лет установить преференции примерно на 90% турецкого экспорта.

На третьем, заключительном этапе предусматривалось завершить создание таможенного союза (Турция должна была полностью либерализовать импорт промышленных товаров ЕЭС к концу 1995 г.), выработать и принять регламент миграции турецкой рабочей силы и капитала. Предполагалось, что с 1995 г. Турция станет полноправным членом Европейского Сообщества.

За годы, прошедшие с подписания Анкарского договора, отношения Турции и ЕС переживали взлеты и падения, периоды успешной реализации намеченных программ интеграции и практически прекращения диалога. В 1987 году Турция официально подала заявку о полном членстве в ЕС, однако она не была удовлетворена, но и не была отвергнута руководящими органами ЕС. Тем не менее к середине 90-х годов Турции удалось добиться некоторых успехов на пути реформирования своей экономики, которые позволили руководству страны реализовать программу, предусмотренную еще Дополнительным протоколом 1970 г., и добиться установления между Турцией и Евросоюзом режима таможенного союза по торговле промышленными товарами. Соответствующее соглашение было подписано 6 марта 1995 г. и вступило в силу с 1 января 1996 г.

Отношения Турции и ЕС

Взаимоотношения Турции и ЕС имеют долгую и сложную историю, поэтому вопрос, входит ли Турция в Евросоюз, требует расширенного ответа. Тесные связи Турции с ЕС обусловлены тем, что страна частично расположена в Европе, имеет весьма развитую экономику и неоднократно высказывала свое желание быть полноправным членом ЕС.

Политический статус Турецкой Республики

Всего 3 % территории страны географически относится к Европе. При этом расположение на перекрестке транспортных путей, издавна соединяющих Европу и Азию, делает ее статус особо значимым. В 1952 году Турция вошла в состав НАТО. В 1963 году страна подписала Договор с Европейским экономическим сообществом (предшественником ЕС), в котором декларируется ее право вхождения в Евросоюз.

В конце 70-х годов Турцию даже прямо пригласили вступить в ЕЭС, но она ответила отказом, поскольку туда вместе с ней была приглашена Греция, отношения с которой в тот период переживали острую фазу. В 1980 году в Турции произошел военный переворот, который послужил причиной резкого охлаждения отношений с Европой. Спустя 3 года переговорный процесс возобновился, и весной 1987 года страна подала заявку на вступление.

Последующие 12 лет стороны проводили согласование своих позиций, и в 1999 году Турции был присвоен официальный статус кандидата. В 2004 году была назначена дата начала переговоров по вступлению: 3 октября 2005. В процессе анализа законодательной базы страны на предмет соответствия европейским ценностям было зафиксировано множество проблем, требующих дополнительной работы. Статус Турции с тех пор практически не изменился, она является ассоциированным членом и входит в Таможенный союз с ЕС.

Позиция европейских сторонников принятия Турции

В Европе немало чиновников, которые выступают за полноценное вхождение Турции в ЕС. Они объясняют свою позицию тем, что страна с крупной экономикой, имеющая мощнейшую армию и являющаяся ключевой силой в регионе, способна существенно усилить ЕС в глобальном балансе сил. Зона геополитического влияния ЕС при вступлении в него Турции будет существенно расширена за счет географического положения страны, ее разносторонних связей на Ближнем Востоке, богатства ресурсами и огромного исторического наследия.

Также вступление Турции в ЕС рассматривается как важный фактор стабилизации региона, где непрекращающиеся военные конфликты постоянно подпитывают поток беженцев в Европу. Сторонники вступления при этом утверждают, что Турция выполнила большую часть условий, поставленных ЕС. Некоторые чиновники заявляют, что ЕС не стоит и далее отказывать стране, пребывающей в статусе кандидата уже много десятков лет и добившейся в области уважения прав человека за эти годы значительного прогресса.

Позиция противников

Против принятия Турции в ЕС выступает ряд ключевых европейских политиков, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель, бывший президент Франции Николя Саркози и другие. Против также руководство Республики Кипр, которая видит основанием для отказа оккупацию северной части острова. Большой проблемой являются и некоторые репрессивные аспекты турецкого законодательства. Неприемлема для ЕС и весомая роль турецкой армии в политике страны. Многие в Европе считают, что несоблюдение Турцией свободы слова несовместимо с членством в ЕС. Не находит понимания и турецкая позиция по курдскому вопросу.

Немаловажным для Европы является и следующее соображение: вступление в ЕС многонаселенной Турции (75 млн человек) может изменить расстановку в европейских руководящих органах, ведь при таком населении страна должна иметь второе по величине представительство в Европейском Парламенте.

Демографические прогнозы предрекают Турции статус самой большой по населению страны Европы уже к 2020 году.

Важное значение имеет и религиозный фактор. Знаковую точку зрения выразил Председатель Евросовета Ван Ромпей, заявивший, что фундаментальные европейские ценности во многом являются ценностями христианства, и они потеряют силу с присоединением большого исламского государства.

Настоящее время и прогноз на ближайшее будущее

Вопрос о вступлении в ЕС несколько последних десятилетий является важной составляющей политической жизни Турции. Здесь, как и в Европе, есть множество сторонников и противников членства в ЕС. После прихода к власти Реджепа Эрдогана (с 2003 г. по 2014 г. был премьер-министром, а с 2014 г. — президент) переговорный процесс поначалу активизировался. Газета «European Voice» в 2004 даже назвала Эрдогана «европейцем года» за реформы, проводимые им в стране. Но в 2009 году произошло локальное обострение конфликта с Кипром, Турция закрыла свои порты для кипрских судов. Это послужило причиной заморозки переговоров с ЕС о вступлении.

Президент Турции Реджеп Эрдоган

В начале 2015 года президент Эрдоган заявил, что в Европе не дождутся того, чтобы Турция умоляла о принятии ее в этот союз. Затем ряд подобных высказываний сделали и другие официальные лица страны. А министр по делам ЕС констатировал, что формат переговоров, требуемый со стороны ЕС, больше не устраивает Турцию. При этом он добавил, что уровень демократии в Турецкой Республике выше, чем в странах Европы.в настоящее время

Северная часть острова Кипр фактически оккупирована Турцией с 1974 года, там содержится многотысячный воинский контингент (примерно 40 000 военнослужащих). Турецкая Республика Северного Кипра не признается большинством стран мира. Осуществлять возврат территории Турция не намерена. На сегодняшний день только 60 % территории острова (Республика Кипр) входит в ЕС, Разногласия по Кипру имеют принципиальный характер.

В Турции проживает 18 миллионов этнических курдов, но при этом использование курдского языка находится под запретом. ЕС неоднократно настаивал на снятии ограничений и предоставлении курдам более широких прав, но требование не выполнено, и пока нет положительных прогнозов по этому вопросу. В некоторых регионах, где преимущественно проживают курды, действует режим чрезвычайного положения.

После попытки военного переворота в Турции в 2016 было арестовано более 150 журналистов, задержано 10 парламентариев из оппозиции, более 2000 работников правосудия содержатся в камерах предварительного заключения, в совокупности примерно 40000 человек обвиняются в причастности к перевороту.

Европа выступает категорически против таких мер. Европарламент на последнем заседании обозначил свою позицию в соответствующей резолюции, содержащей призыв к Турции остановить репрессии. Подобные действия названы основанием к запрету включения страны в состав ЕС. В ответ турецкий президент заявил о готовности снять препятствия проникновению беженцев в Европу со стороны Турции. Процесс ухудшения отношений подогревается участившимися политическими скандалами (обвинения Турцией европейских журналистов, отказ некоторых ключевых членов ЕС допустить агитацию турецких политиков в своих городах и т. п.).

Острота заявлений с обеих сторон и отсутствие готовности к смягчению позиций позволяют констатировать, что в ближайшем будущем Турция точно не станет членом ЕС.

Входит ли Турция в список стран Европейского союза

Отношения между странами нередко влияют на возможность путешественников свободно перемещаться через границы. Идея включения Турции в Евросоюз рассматривается довольно давно, так как это государство развито и имеет соответствующее территориальное расположение. Однако вопрос не решен окончательно. «Турция в Евросоюзе или нет?». Именно это определяет прядок оформления визы и других документов.

Список стран-участниц Евросоюза в 2019 году

Круг государств, которые попали в ЕС, постоянно расширяется, несмотря на нереализованный пока выход Великобритании из союза. Нередко появляется информация о том, что те или иные члены Евросоюза не верят в его работу и рассматривают возможности отсоединения. Однако на 2019 год список стран-участниц составляют:

  1. Греция
  2. Италия
  3. Австрия
  4. Бельгия
  5. Болгария
  6. Венгрия
  7. Великобритания
  8. Германия
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Люксембург
  12. Португалия
  13. Кипр
  14. Латвия
  15. Испания
  16. Польша
  17. Румыния
  18. Словакия
  19. Франция
  20. Финляндия
  21. Швеция
  22. Словения
  23. Эстония
  24. Чехия
  25. Хорватия
  26. Нидерланды
  27. Литва
  28. Мальта

Однако есть государства, которые подали заявки на вхождение в ЕС, но не получили согласия. Их статус после принятия обращения рассматривается как позиция претендента на вступление в скором будущем.

Входит ли Турция в ЕС

Сегодня нередко возникает вопрос о том, является ли Турция страной Евросоюза. Она не включена в число членов ЕС, но подала заявку на это. Однако рассмотрение таких ходатайств обычно растягивается на неопределенный временной промежуток с возможностью выдвижения требований к стране-заявителю. Именно поэтому на вопрос: «Входит ли Турция в Евросоюз?» дают отрицательный ответ, но шанс на изменение ситуации у государства есть.

Действие шенгенской визы

При переезде в Турцию или при ее посещении на определенный срок приходится оформлять соответствующее разрешение. Однако такая необходимость продиктована особенностями отношений между странами.

Если между Россией и Турцией есть договоренности о режиме посещения, то для пребывания в государстве до 90 суток никаких дополнительных документов получать не надо.

Нужна ли виза в Турцию на поездку свыше этого срока? Однозначно, да. Однако это не шенгенская виза, а совершенно другой вид разрешения. Наличие шенгена не повлияет на возможность нахождения в государстве.

Соблюдение визового режима между странами Европейского союза и Турцией

Статус кандидата в ЕС предполагает тесное сотрудничество и некоторую помощь со стороны принимающих в осуществлении всех доработок и реформ. Однако с Турцией на практике ситуация многозначна, так как вряд ли заметным для нее стало попадание в список претендентов на членство. Еврозона кажется очень близкой, но пока недосягаемой.

На сегодняшний день между государствами ЕС и Турциеей дйствует визовый режим. Многие члены Евросоюза опасаются большого наплыва мигрантов, что пока препятствует установлению свободного пересечения границ.

Отношение европейской стороны к принятию Турции в ЕС

Процесс вхождения в Евросоюз обычно длительный и многоэтапный. Кроме того, к кандидату на членство выдвигаются различного рода требования, которые не всегда выполнимы сразу же. В рамках реализации процедуры существует специальная Еврокомиссия, которая следит за их исполнением.

Турция в ЕС не попадает до сих пор по разным причинам. Кроме того, отношение внутри союза к ее включению в состав членов неоднозначное. Основными мнениями, препятствующими окончательному вливанию, являются:

  • отдаленность турецкой культуры, уклада жизни, традиций от европейских;
  • отсутствие исполнения всех требований по соблюдению правовых норм, провозглашенных в странах ЕС;
  • территориальная проблема с Кипром;
  • озабоченность возникновением огромного потока мигрантов из Турции в страны ЕС с более высоким уровнем жизни;
  • приверженность большинства жителей исламу;
  • замедление процессов экономической модернизации, роста в государстве;
  • не до конца усовершенствованная политическая система.

Со стороны стран ЕС есть много противоречивых мнений о необходимости принятия в состав союза Турции (как отрицательных, так и положительных). Однако процесс присоединения нельзя назвать стандартным. Существует множество исторических моментов, которые создают негативный образ страны и заставляют сомневаться в необходимости ее принятия в союз.

Заключение

Турция все же в Евросоюзе или нет? Этот вопрос часто возникает у людей, далеких от ситуации на мировой политической арене. Итак, почему Турцию не принимают в Евросоюз? По ряду причин, среди которых некоторое несоответствие требованиям к странам-участницам, а также неоднозначное отношение к этому государству ряда западноевропейских держав. Кроме того, процедура входа достаточно сложна и многоэтапна. У Турции есть шансы на попадание в ЕС, но необходимо устранить различные внутренние проблемы в стране.

Является ли Турция членом Европейского союза?

Многих людей, особенно путешественников, интересует вопрос о том, входит ли Турция в ЕС. Ведь долгие 20-ть лет турецкое государство не однократно предпринимало попытки вступить в Европейский Союз.

Как обстоят дела на сегодняшний день, и какие прогнозы у Турции на ближайшее будущее, расскажем вам в этой статье.

Вступление Турции в Евросоюз. Немного истории

Соглашение об ассоциации Турецкой Республики и Евросоюза было подписано еще в 1963 году. С этого времени Турция стоит у дверей европейского дома.

В 1987 году Турция подала заявку на вступление в ЕС, но формальный статус кандидата на членство получила только в 1999 году.

В 2005 году начались переговоры о вступлении Турции в Европейский союз.

Для вступления, Турецкое государство, в соответствии с европейскими требованиями, предприняло реформы национального законодательства для сближения норм ЕС с базовыми параметрами законов европейских стран. То есть, чтобы соответствовать всем европейским стандартам, нужно принять законы и правила Европы, а так же сделать свой вклад в будущее европейского государства.

Стоит отметить, что Турция является ассоциированным членом и входит в Таможенный союз с Европейским Союзом.

Но с 2005 года, когда были назначены переговоры о вступлении Турции в ЕС, европейцами было зафиксировано большое количество проблем, которые требуют дополнительной работы. И путь вступления опять затормозился.

Многие европейские чиновники, выступают за вступление Турции в ЕС. Объясняя это тем, что у этой страны крупная экономика и мощнейшая армия, которая сможет существенно усилить Европу.

За счет географического положения Турции, и ее разносторонних связей на Ближнем Востоке, существенно расширится геополитическое влияние ЕС.

Богатство ресурсов и огромные исторические наследия восточных стран стали бы европейским достоянием.

Также вступление Турецкого государства в Евросоюз рассматривается как важный фактор стабилизации региона, где непрекращающиеся военные конфликты постоянно подпитывают поток беженцев в Европу. Сторонники вступления при этом утверждают, что Турция выполнила большую часть условий, поставленных ЕС.

Некоторые чиновники заявляют, что ЕС не стоит и далее отказывать стране, пребывающей в статусе кандидата уже много десятков лет и добившейся в области уважения прав человека за эти годы значительного прогресса.

Напомним, что Турецкая республика подписала Конвенцию о статусе беженцев, которая была принята в Женеве в 1951 году. Поэтому государство не может отказать в приёме вынужденных переселенцев.

Почему Турцию не впускают в ЕС?

Вместе с теми, кто хочет видеть Турцию в ЕС, есть и противники. И против выступают ключевые европейские чиновники, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель и бывший президент Франции Николя Саркази. Правительство Республики Кипр, также высказывает противоречие, так как не хочет оккупировать северную часть острова.

Итак, рассмотрим все по порядку, почему Турцию не принимают в ЕС.

В результате военного конфликта (в 1974 г.) произошла оккупация северной части острова Кипр Турции. В результате было образовано государство — Турецкая Республика Кипр.

Этот акт был осужден Совбезом ООН. Между территориями установлена зеленая линия. Самопровозглашенное государство признала только Турция. Проблема до сих пор не решена. Осуществлять возврат территории Турция не собирается. На сегодняшний день фактически только южная часть острова входит в зону ЕС.

  • В Турции запрещено использовать курдский язык, на котором говорит национальное меньшинство. Евросоюз неоднократно давал рекомендации по снятию ограничений, но требование страной-заявителем так и не выполнено. В стране действует чрезвычайное положение в ряде регионов, где проживают курды
  • Есть мнение, что Турцию не впускают в состав ЕС, из-за близости с Российской Федерацией. Тесные отношения между двумя государствами не одобряются странами Европы
  • Турецкие власти раздумывают над введением смертной казни, в качестве ответа на попытку государственного переворота в стране. В 2016 году произошел внутренний конфликт, из-за чего были арестованы более 150 журналистов, задержано 10 оппозиционеров из парламента, попали под следствие более 2000 судей и прокуроров. ЕС смотрит на это отрицательно, и просит не вводить решение о смертной казни. Со стороны же Турции, этот вопрос не приемлемый и подрывает безопасность страны
  • Турция – многонаселенная страна (78 млн. человек). Вступление ее в ЕС может изменить расстановку в европейских руководящих органах
  • Огромную роль играет религиозный фактор. Европейцы относятся к христианской церкви, а с присоединением большого исламского государства, есть риск потери фундаментальных европейских ценностей

За долгие годы попытки Турции стать членом ЕС не обвенчались успехом. И стало понятно, что все действия зашли в тупик. Еврокомиссар по вопросам европейской политики Йоханнес Хан, заявил: «ЕС и Турция должны прекратить процесс вступления в союз».

«Было бы более честным для Турции и ЕС пойти новым путем и прекратить переговоры о присоединении», — сообщил Хан в интервью информационной немецкой газеты Die Welt.

По словам Хана, Турция и ЕС должны быть, наконец, честны друг с другом и если вступление невозможно, то следует сосредоточиться на вещах, которые осуществимы и реалистичны. Например, на сотрудничестве в области энергетики, борьбы с международным терроризмом, миграцией, решении проблемы разделенного Кипра.

Аналогичное мнение высказывал и канцлер Австрии Себастьян Курц: «Турция не может стать членом Евросоюза в связи с политическим курсом нынешних властей».

Если мнением отдельных лидеров, пусть даже и влиятельных, можно было бы пренебречь, то заявление профильного европейского чиновника звучит как окончательный вердикт.

Со стороны турецких властей энтузиазма по поводу членства в ЕС теперь тоже не наблюдается. Эрдоган не раз заявлял, что ожидание в очереди на вступление в Евросоюз «утомило» Анкару.

Турция, конечно, стремилась в Европу, но за прошедшее время она научилась жить без неё. Эрдоган опирается во многом в своей риторике, в адрес Евросоюза, на относительные успехи в диалоге с Россией. И европейцев может шантажировать своим сотрудничеством с Россией.

Близость Турции к России

По мнению экспертов, холодные отношения с Европой – это автоматическое сближение с Россией. Для России такая близость приемлема, но ситуация будет выигрышной лишь в том случае, если РФ не будет идеологизировать двусторонние отношения.

Если вспомнить ноябрь 2015 года, когда российский истребитель Су-24 был сбит над сирийской территорией турецким F-16, отношения между двумя странами были испорчены. Владимир Путин назвал этот инцидент – ударом в спину. А Эрдоган долго не признавал вину Анкары в крушении Су-24. Лишь спустя год, отношения начали налаживаться, когда Эрдоган направил письмо с извинениями российскому президенту.

На сегодняшний день отношения между Турцией и Россией складываются как нельзя лучше. О чем говорит благоприятное развитие экономического сотрудничества по линии обороны и энергетики.

Газопровод из России «Турецкий поток» планируется ввести в эксплуатацию до конца 2019 года.

Эксперты убеждены, что решение по «Турецкому потоку» — знаковое для двух стран, свидетельствующее о восстановлении тесных экономических связей.

Но здесь, не все так гладко. Дело в том, что одна нитка ТП предназначена для снабжения турецкого рынка, а вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы (Греции, Болгарии, Венгрии, Сербии…). «Турецкий поток» — это фактически вариант запрещенного Европой «Южного потока» (по дну того же Черного моря с выходом в Болгарию и далее в страны Южной Европы).

А вот отгружаемые объемы зерна из Кубани в турецкие порты уже бьют все рекорды. Также вырос товарооборот по продуктам растительного происхождения, черным металлам и алюминию.

Эрдоган продолжит шантажировать брюссельских бюрократов своим сотрудничеством с Россией, например, вступлением в ШОС.

ШОС – это Шанхайская Организация Сотрудничества.

Основана Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном в 1996 году. Позднее к ШОС присоединились Индия и Пакистан, и сейчас ШОС — это гигантский рынок и примерно половина населения планеты. И присоединения к ней Турции, на сегодняшний день, может стать вполне реальностью.

Следует также понимать, что Турция не откажется полностью от отношений с Европейским Союзом. Но уже не будет это рассматривать, как принципиально важное вступление.

Население Турции почти равно Германии, размер ВВП близок к пятерке ведущих европейских стран. Так же турецкое государство входит в таможенный союз с Европой, и в нем, конечно же, останется. Все это законы рынка, без них никак.

Список стран, входящих в Евросоюз

Многие государства Европы экономически и политически объединены в Европейский союз, в котором действует безвизовое пространство, единый рынок и используется общая валюта.

В 2020 году этот союз состоит из 28 европейских стран.

На данный момент Великобритания планирует выход из ЕС. Еще в 2015 начались первые предпосылки выхода. В 2016 году прошел референдум, результатом которого за выход из Евросоюза проголосовало чуть больше половины населения — 51,9%.

Выход Британии из ЕС планируется до октября 2019 года. Туристам, которые планируют отправиться в Англию, лучше следить за этой информацией.

Ссылка на основную публикацию