Непризнанные страны

▼ Все непризнанные государства

Непризнанные государства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН.

Частично признанные государства

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

  1. Турецкая Республика Северного Кипра, провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией. Все остальные государства — члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр.
  2. Абхазия — согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года — фактически самостоятельна, 26 ноября 1994 года принята конституция Абхазии, согласно которой республика объявляется суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами — членами ООН — Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу. Все остальные государства — члены ООН признают территорию Абхазии как часть Грузии.
  3. Южная Осетия — согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами — членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу. Все остальные государства — члены ООН признают территорию Южной Осетии как часть Грузии.
  4. Халистан – в 1987 было объявлено о создании «независимого» государства Халистан. Президентом «нового государства» стал Гурмит Сингх Аулах (весьма уважаемый эмигрант, возглавлявший в США сикхскую диаспору). Независимость была провозглашена в столице США.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 23 государствами. Китайская Республика осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства.
  2. Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 48 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

Непризнанные государства

  1. Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
  2. Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
  3. Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.
  4. Пунтленд (с 1998). Планировал войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.
  5. Джубаленд (1998—1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.
  6. Галмудуг (с 2006). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.
  7. Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  8. Авдаленд (с 2010). Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономным государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  9. Азания (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным — уже признана Кенией.
  10. Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991)
  11. Джамаат Аш-Шабааб (с 2004)
  12. ГосударствоВа (с 1989).
  13. Государство Шан (с 1996).
  14. Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011).
  15. Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012).
  16. Вазиристан в Пакистане (с 2006).
  17. Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)
  18. Исламское государство Азавад в Мали (с 6 апреля 2012).
  19. Султанат Сулу в Малайзии (c 17 ноября 2010).
  20. Народная республика Нагалим в Индии.
  21. Силенд
  22. Республика Хау Пакумото (с 19 января 2010) на острове Муреа, Французская Полинезия.
  23. Республика Мурраварри в Австралии (c 30 марта 2013).
  24. Народная Республика Эуахлаи – Квинсленд, Австралия с 3 августа 2013 года.
  25. Республика Банксаморо в Филипинах. Фронт национального освобождения Моро провозгласил независимость Бангсаморо 12 августа 2013 года в Талипао, Сулу и объявил столицей Бангсаморо город Давао.
  26. Сирийский Курдистан или Западный Курдистан. 12 ноября 2013 года, «Демократический союз» – крупнейшая курдская партия Сирии – объявила о планах по созданию переходного правительства в курдских районах на северо-востоке страны. Иракский Курдистан не признаёт автономию сирийских курдов.
  27. Исламское государство Фалуджа в Ираке. Военная групировка Исламское государство Ирака захватила город Фалуджа и 3 января 2014 года провозгласила независимость.

Частично непризнанные государства

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. Республика Косово — согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть, населённую сербами.
  2. Государство Палестина в настоящее время признаётся 134 государствами-членами ООН и САДР. Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА). Согласно Соглашениям в Осло (1993), между Израилем и ООП, была создана ПНА, которой был передан административный контроль над Сектором Газа и частью Западного берега реки Иордан, а вопросы обеспечения безопасности остались за Израилем. После ухода Израиля из Сектора Газа в 2006 году руководство ПНА утратило власть в секторе, который был захвачен организацией ХАМАС (победившей в том же году на парламентских выборах в автономии), признанной в ряде стран террористической.

Государства — члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами

  1. Армения не признаётся Пакистаном. Высокопоставленные пакистанские чиновники объясняют это поддержкой Азербайджана в Нагорно-Карабахском вопросе.
  2. Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств (сейчас 21, отношения с 8 государствами приостановлены), а также КНДР.
  3. Кипр не признаётся Турцией.
  4. Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику.
  5. КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, Францией и Эстонией.
  6. Республика Корея не признаётся КНДР.
  7. Сирия не признаётся 20 государствами и Лигой арабских государств.

Непризнанные страны

Непризнанные государства появляются из-за отсутствием правовой преемственности с предшествующими государственными образованием.

Условно по способу возникновения их можно разделить на:

  1. Государства, образовавшиеся в результате революций. Например: государства, возникшие после Октябрьской революции1917 года в России; Франция после Великой Французской революции1789 года.
  2. Государства, образовавшиеся в результате сепаратизма. Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, то есть те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: США после провозглашения независимости в 1776 году; государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распада СССР и Югославии и т. д. Как правило, они не сразу получают международно-правовое признание.
  3. Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: ГДР и ФРГ; Северная Корея и Южная Корея; Северный Вьетнам и Южный Вьетнам, КНР и Тайвань. Такие государства первоначально не признают друг друга.
  4. Государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.

Современные непризнанные государства

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х гг. в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, фактически провозгласив приоритет принципа «нерушимости границ» над принципом «права на самоопределение» и категорически отказавшись признавать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не слишком мешает их правильному функционированию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия; в 1999 Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия, в 2009 Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2) [1] .

Список непризнанных государств

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

  • Абхазия расположена между Кавказскими горами и Чёрным морем. Согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе Грузии. С 1992 года — фактически самостоятельное государство. Государственная самостоятельность Абхазии признана 2 государствами-членамиООН — Россией[2] и Никарагуа[3][4][5] .
  • Китайская Республика (Тайвань), контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание и место в ООН в пользу Китайской Народной Республики25 октября1971 годаРезолюцией 2758Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 23 государствами[6] . Тайвань осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства).
  • Косово находится на Балканском полуострове. Согласно Конституции Сербии входит в состав Сербии как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244Совета Безопасности ООН) находится под международным управлением. В 2008 году была провозглашена независимость, которая в настоящее время признана 60 странами.
  • ТРСК находится в северной части Кипра и сформирована после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году. Она объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году её территория была фактически включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признается Турцией и АР Нахичевань[7] (в составе Азербайджана).
  • Южная Осетия расположена на южных склонах Кавказских гор. Согласно конституции Грузии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая признается 2 государствами-членамиООН — Россией[2] и Никарагуа.

Непризнанные государства, фактически контролирующие большую часть своей территории

Территория бывшего СССР

  • Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. На востоке граничит с Украиной, на западе — с Молдавией.
  • Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского районаАзербайджана. Мардакертский, Мартунинский и Шаумяновскийрайоны, на которые претендует НКР, частично или полностью контролируются Азербайджаном. На западе граничит с Арменией, на севере и востоке — с Азербайджаном, на юге — с Ираном.

Территория Сомали

  • Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включающую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали [8] .
  • Пунтленд (с 1998) в Сомали[9] .
  • Галмудуг (с 2006) в Сомали[10] .
  • Маахир (с 2007) в Сомали[11] .
  • Нортленд (Сомали) (с 2008) в Сомали[12] .

Прочие

  • Вазиристан в Пакистане[13] .
  • Государство Шан в Мьянме[14] .
  • Государство Ва в Мьянме[15] (см. народность ва)

Частично признанные государства, находящиеся под военной оккупацией

  • Западная Сахара, большей частью которой управляет фактически Марокко. Сахарская Арабская демократическая республика, управляющая остальной частью, признаётся 49 государствами, является членом Африканского союза.
  • Палестина признаётся 97 странами [16] . 18 ноября 1988 года, через три дня после провозглашения [17] , независимость Палестинского государства признал СССР[18] (до этого им признавалось Арабское государство в границах 1947 года (кроме Западного берега р.Иордан, считавшегося Советским Союзом частью Иордании)), после распада которого эту же позицию разделила и Россия, где в настоящее время функционирует официальное дипломатическое представительство Государства Палестина[19] .

Частично непризнаваемые государства

  • Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств [20] (сейчас 24, отношения с 4 государствами приостановлены), но признаётся Египтом, Иорданией и Турцией.
  • КНР не признаётся государствами, признающими Тайвань [21]
  • Кипр не признаётся Турцией[22][23] .
  • КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией[24] , Францией.
  • Республика Корея не признаётся КНДР.
  • Чехия не признаётся Лихтенштейном из-за имущественных споров. [25][26]
  • Словакия не признаётся Лихтенштейном из-за имущественных споров. [25][26]
  • Лихтенштейн не признаётся Чехией и Словакией из-за имущественных споров. [25][26] .

Виртуальные государства, претендующие на статус непризнанных

Так называемые виртуальные государства (англ. «micronation») – объединения, созданные частными лицами, заявляющими о своей суверенности, претендуют на то, чтобы считаться «непризнанными». Однако они не имеют необходимых признаков государственности и не конфликтуют с правительствами «своих» стран. В качестве пограничного случая иногда к непризнанным государствам относят:

  • Силенд, который имеет физическую территорию и возник благодаря юридическим коллизиям.

Примечания

  1. «Болевые точки» постсоветского пространства.
  2. 12Заявление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева
  3. Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной ОсетииНикарагуа официально признала Южную Осетию и АбхазиюКоммерсантъ
  4. Никарагуа официально признала независимость Южной Осетии и АбхазииРИА «Новости»
  5. Малави перестала признавать суверенитет Тайваня
  6. http://www.lenta.ru/news/2008/01/10/cyprus/
  7. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/so.html
  8. http://www.puntlandgovt.com/profile.php
  9. http://www.somalinet.com/news/world/Somalia/4121
  10. http://www.wardheernews.com/articles_07/august/11_Formation_of_Maakhir_State_Hirad.html
  11. http://www.rg.ru/2008/11/24/piraty.html
  12. http://www.expressindia.com/news/fullstory.php?newsid=62744
  13. http://www.voanews.com/english/archive/2005-04/2005-04-18-voa15.cfm
  14. Официальный сайт государства Ва
  15. http://filebox.vt.edu/users/tampsa/pdf.files/Recognize%20Palestine%20now.pdf
  16. http://www.worcount.com/2/bligniyvostok.files/historpalestina.htm
  17. http://www.36on.ru/travel/country/index/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0?about=history
  18. Письмо из Посольства Палестины в Москве Марату Гельману
  19. 02.11.2008 — Иерархия государств как источник нестабильности в мире
  20. Неполноценные члены сообщества
  21. ЕС: Турцию не примут в Евросоюз, пока она не признает Кипр
  22. Меркель на турецком берегу
  23. Treaty on Basic Relations between Japan and the Republic of Korea (англ.) . Проверено 27 октября 2008.
  24. 123Новый виток старого спора. Чехия и Лихтенштейн не могут поделить огромную собственность
  25. 123Несколько любопытных фактов о чешской внешней политике

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Непризнанные государства” в других словарях:

Непризнанные государства и государства — Непризнанные государства и государства, не признаваемые рядом членов ООН Эта страница была удалена. Для справки ниже показаны соответствующие записи из журналов удалений и переименований. 17:17, 7 мая 2010 Alex Smotrov (обсуждение | вклад) удалил … Википедия

Непризнанные государства в мире — На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, возникших на территориях почти 60 стран. Непризнанным может быть названо геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Непризнанные и частично признанные государства — Непризнанные государства … Википедия

Непризнанные страны — Нет признания странами членами ООН Признание одной или несколькими странами членами ООН Признание большинством стран членов ООН … Википедия

Непризнанные автономии — Непризнанная автономия[источник не указан 381 день] общее название регионов, в одностороннем порядке провозгласивших автономный статус в составе государства, но не получивших признания центральных властей в качестве… … Википедия

Самопровозглавшенные государства — Нет признания странами членами ООН Признание одной или несколькими странами членами ООН Признание большинством стран членов ООН … Википедия

Самопровозглашенные государства — Нет признания странами членами ООН Признание одной или несколькими странами членами ООН Признание большинством стран членов ООН … Википедия

Самопровозглашённые государства — Нет признания странами членами ООН Признание одной или несколькими странами членами ООН Признание большинством стран членов ООН … Википедия

Частично признанные государства — Нет признания странами членами ООН Признание одной или несколькими странами членами ООН Признание большинством стран членов ООН … Википедия

Правители Российского государства — Правители Руси, России, Российской империи, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации (862 2012) … Википедия

Серые зоны на глобусе. Пять непризнанных стран, куда тебе можно поехать

Почему некоторые государства называют непризнанными? Как вышло, что их названия нам знакомы больше по военным сводкам чем по публикациям в тревел-медиа? Как на планете появляются новые государства? Безопасно ли туда ехать и стоит ли это делать вообще? Разбираемся и составляем подробный мануал по визиту в Приднестровье, Северный Кипр, Косово, Нагорный Карабах и Палестину.

Политгеография для начинающих

Сколько государств существует в мире? Сейчас в Организацию Объединенных Наций входят 193 страны плюс еще два государства-наблюдателя. Это число постоянно меняется: восемь лет назад на карте появился Южный Судан, а в 2006-м году – Черногория. Кроме членов ООН есть еще около шести десятков зависимых территорий, самопровозглашенных государств и прочих образований с непростым статусом. И среди всего этого многообразия есть такие страны, которые имеют свой, флаг, герб, гимн, подконтрольную территорию, полицию, армию, и иногда даже денежную единицу, но соседи по глобусу их не признают и поддерживать отношения не хотят, по крайней мере официально.

Чтобы понять, почему так происходит, разберемся, как на планете появляются новые государства. Чаще всего это происходит, когда от существующей страны отделяются один или несколько регионов. Например, в условном Средиземье есть условное Королевство Гондора, которым управляет король Арагорн. В Королевстве есть местность под названием Шир, населенная исключительно хоббитами. Хоббиты занимаются в основном сельским хозяйством и производят вино и табак, которые популярны не только в Шире, но и за его пределами. Постепенно хоббиты приходят к мысли, что они настолько сильно отличаются от остального населения Гондора в культурном и расовом плане, что им неплохо бы отделиться и самостоятельно устраивать свой быт. К тому же, имея свое государство, хоббиты могли бы сохранять всю прибыль от экспорта вина и табака, а не делиться ею с центральной властью. О своем желании они сообщают королю Арагорну. И дальше возможны самые разные варианты.

В самом беспроблемном случае Арагорн дает добро на отделение, и Шир объявляет о своей независимости. После этого все остальные государства Средиземья признают новенького, и ведут дипломатические отношения как с новосозданным Широм, так и с похудевшим Королевством. Примерно так получили независимость колонии в Африке и республики СССР.

Но иногда разойтись полюбовно не получается. Правитель Гондора не хочет терять территории и налоги и запускает среди жителей Шира информационную кампанию, которая должна объясняет хоббитам, почему не стоит отделяться. В этой пропаганде говорится, что хоббиты, эльфы и люди Королевства – это один народ с общей историей, ведь их деды вместе одолели злого Саурона. Одновременно Арагорн пытается найти компромисс с сепаратистами (так называют сторонников отделения, как мирных, так и вооруженных) и предлагает дополнительные права для региона: собственные национальные праздники и большую часть прибыли от экспорта табака и вина. Подобное самоуправление сейчас в Молдове имеет Гагаузия, а в Испании – Каталония, Страна Басков и еще больше десяти других регионов.

Если компромисса достичь не удается, то хоббиты-сепаратисты все равно провозглашают независимость и формируют собственные вооруженные отряды для защиты своих земель. А Арагорн вводит в Шир правительственные войска, чтобы подавить восстание. После этого две стороны начинают убивать друг друга и оказавшихся неподалеку гражданских лиц. Если побеждает королевская армия, то Шир вместо независимости или самоуправления получает усиленный военный контроль. А уцелевшие сепаратисты, прячутся и копят силы для следующей попытки. Так случилось в китайском Тибете и турецком Курдистане.

Если же хоббитам удается взять Шир под свой контроль, то тут опять возможны два варианта. В первом Арагорн признает независимость Шира, а потом так же поступают все остальные государства. По такой схеме распалась Югославия. Во втором варианте Арагорн заявляет, что Шир – исконная территория неделимого Королевства Гондора, которую временно оккупировали террористы. Притом что хоббиты полностью контролируют Шир, и войска Королевства не имеют там никакой власти. И тогда окружающие государства Средиземья реагируют по-разному. Те, кто поддерживают борьбу хоббитов за свободу, признают независимость Шира. А те, кому ближе политика Арагорна, или у кого дома тоже есть проблемы с сепаратистами, не признают Шир и продолжают считать его частью Королевства. При этом новопровозглашенное государство называют непризнанным или частично признанным – все зависит от того, сколько у него наберется сторонников. Характерный пример такого случая – Косово.

Почти все непризнанные государства существуют за счет какого-то признанного. Приднестровье поддерживается Россией, Северный Кипр – Турцией, Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) – Арменией. И внутри непризнанной страны государственные флаги часто висят вместе с флагами «старшего брата». Более того – часто война за независимость региона провоцируется или поддерживается третьим государством. Это как если бы эльфы из Лориэна решили оказать военную и экономическую помощь хоббитам из Шира. Но на все обвинения заявляли бы, что война в Шире – это внутренний конфликт Арагорна с хоббитами, и лориэнских эльфов там нет. И в случае победы сепаратисты де-факто становятся провинцией страны-покровителя, а де-юре – могут даже не получить признания. Например, Армения не признает независимость Арцаха, а Россия не признает Приднестровье.

Кстати, признание чужой независимости – это не навсегда, и его в случае чего можно забрать обратно. В 2008 году Абхазия и Южная Осетия провозгласили независимость от Грузии против воли последней. А спустя три года эти две кавказские республики получили признание со стороны Тувалу – это такие острова в Тихом океане общей площадью как полторы Жмеринки. Но пройдет еще три года, Тувалу решит установить отношения с Грузией, и, чтобы не расстраивать своих новых партнеров, отзовет признание назад. И это не единичный случай: у Косово таких ветреных признавателей – около десятка.

Непризнанные государства любят всячески поддерживать и даже признавать друг друга. Не столько по идейным соображениям, сколько из солидарности. Например, Приднестровье, Арцах , Абхазия и Южная Осетия признали независимость друг друга и даже обменялись посольствами. В приднестровской столице Тирасполе представительства Абхазии и Южной Осетии скромно разместились на главной улице между магазином женского белья и пунктом обмена валют. Эти четыре страны создали собственную организацию – Содружество непризнанных государств. Сокращенно – СНГ-2, потому что первое СНГ – Содружество независимых государств – образовалось после распада Союза бывшими республиками.

В масштабах планеты геополитические лузеры объединились в организацию UNPO (Организация наций и народов, не имеющих представительства). Туда входят представители не только спорных территорий, но и коренных народов, которые не имеют своих государств: тибетцев, каталонцев, талышей и других.

По этому же принципу была создана футбольная организация ConIFA (Конфедерация независимых футбольных ассоциаций) – такая замена для сборных, которые не могут стать членами FIFA. Раз в два года ConIFA проводит собственный чемпионат мира. В 2016 году турнир прошел в Абхазии, и в нем среди прочих участвовали Иракский Курдистан, Сомалиленд, цыганская сборная, корейцы из Японии и армяне из Турции, выступавшие под названием «Западная Армения». В 2018 году первенство принимала команда сомалийской диаспоры в Англии. И в этот раз чемпионами стали закарпатские венгры, обыгравшие в финале Северный Кипр.

И раз с геополитикой мы немного разобрались, то теперь стоит узнать про собственно непризнанные государства, которые можно посетить.

Почему непризнанные государства такие устойчивые?

Сегодня де-факто государства на постсоветском пространстве продолжают базироваться на идеях, рожденных в ходе конфликта.

Они по-прежнему отвечают на травматический разрыв в прошлом почтовыми марками и военными мемориалами. Чтобы эта ситуация изменилась, им нужна новая, более сильная идея

У каждого из нас есть почтовый адрес, куда можно отправить письмо или открытку. Номер дома, улица, город и страна – это личная география каждого человека, позволяющая кому угодно в мире с нами связаться.

Но нет, не у каждого она есть. У некоторых нет международного почтового адреса, потому что страны, где они живут, не входят в мировую почтовую систему – и в общее международное пространство. Эти территории не вписываются в традиционные международные правила, а их жители во многих отношениях оказываются гражданами второго сорта. Как нам быть со статусом этих де-факто государств и, что еще важнее, со статусом людей, которые там живут?

Жизнь в непризнанных государствах (их еще называют квазигосударствами или самопровозглашенными государствами – эти и другие определения обсудим далее) требует изобретательности и разного рода ухищрений. Если вернуться к первому примеру с письмами, нужно исхитриться, чтобы встроиться в мировую почтовую систему. Много лет у жителей Северного Кипра был загадочный почтовый адрес: Мерсин, 10. Мерсин – это город в Турции, через который почта шла в непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра. Аналогичным образом письма в Абхазию проходят через дружественный российский город Сочи.

Жизнь в забвении

Жители сепаратистских территорий на Украине теперь практически полностью отрезаны от мира. Доставка международной почты в Крым, Донецк и Луганск приостановлена. В Приднестровье стороны нашли промежуточное решение, доказав, что сотрудничество приносит результаты – и письма. В марте я отправил своей дочери открытку из почтового отделения в Тирасполе. На открытке изображены церковь и приднестровский мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на фоне Днестра. Я заплатил за марку 9,8 приднестровского рубля, но открытка шла в Англию, поэтому женщина на почте приклеила к ней молдавскую марку стоимостью 9,5 лея. Открытка дошла до Лондона за пять дней, на ней стоял почтовый штемпель «Тирасполь, Молдова».

В эпоху имейлов обычные письма не такая уж проблема. Но жители де-факто государств сталкиваются и с гораздо более серьезными трудностями. Многим из них трудно выехать за границу, продолжить обучение после диплома или даже провести простую финансовую операцию. Один приднестровский бизнесмен рассказывал мне, что платежи клиентам приходится проводить через цепочку из трех банков.

Все это проблемы чисто политические. Большинство таких территорий возникли в результате конфликтов. Когда конфликты, породившие спорную ситуацию, разрешаются, территории снова становятся обычными. Если повезет – путем переговоров (как в Колумбии, на Филиппинах, в Индонезии), если нет, то силой (Чечня, Шри-Ланка), что может привести к новым конфликтам в будущем. Но бывают и особые случаи, когда насилие прекращается, а конфликт так и не разрешен. Тогда неурегулированный статус сохраняется надолго, и временное становится постоянным. Турки-киприоты живут в этой неопределенности почти полвека, абхазы и приднестровцы – 25 лет.

Такое затянувшееся состояние неопределенности, в котором уже выросло целое поколение, а то и два, ставит почти метафизические вопросы. Проблема отправки писем из Абхазии и в Абхазию вдохновила французского режиссера Эрика Бодлера на документальный фильм «Письма к Максу». В нем Бодлер отправляет письма из Парижа министру иностранных дел непризнанной Абхазии Максиму Гвинджии и изучает, доходят ли эти письма (в большинстве случаев да) и как сотрудники почты их маркируют (чаще всего на конверте ставят пометку «через Грузию»).

Первое письмо Бодлера начинается со слов: «Дорогой Макс, ты там?» Гвинджия со смехом отвечает: «Да, я здесь». Смысл этих слов, «там» и «здесь», одновременно банальный и глубокий. Они смещают акцент с политических споров на более философский вопрос: как конкретные люди решают, что они живут во вполне определенном «здесь» и как их представления вписываются в утверждение остального мира о том, что должно находиться «там».

В каких терминах следует описывать эту действительность? Или, говоря иначе, в какой юрисдикции проживает Макс Гвинджия? Если назвать Абхазию государством, то сразу пойдут возражения. Но политологи уверяют, что государственность – политическое определение и она может существовать без формального признания. Термин «квазигосударство» и уничижительный, и недостаточный для описания структуры, которая самостоятельно существует уже четверть века. А термин «самопровозглашенное государство» мало что значит, потому что большинство государств провозглашали себя сами до того, как их существование признавали другие; вспомнить хотя бы Соединенные Штаты 4 июля 1776 года.

Суверенитет под вопросом

Тут мы подходим к больному вопросу о международном признании. «Непризнанное государство» – полезный термин, но он не точен применительно, скажем, к Абхазии (ее признали Россия и еще несколько стран), Северному Кипру (его признала Турция), не говоря уже о Косове, которое не является членом ООН, но к началу 2018 года было признано уже 116 странами, перечисленными на специальном сайте «Косово благодарит вас». Кроме того, как подчеркивал Джеймс Кер-Линдси в своей статье 2015 года, признание – это прежде всего политический жест, который отражает скорее ситуацию в международных отношениях, а не международное право. Обычно членство в ООН воспринимается как достаточный признак государственности, но это определение не универсальное (спросите жителей Косова или Тайваня, что они об этом думают).

В конечном счете статус непризнанной территории приходится описывать главным образом через отрицание. Это пространство, которое относится к странной категории, – оно не входит в большинство общепризнанных международных структур и организаций. Его не найдешь в выпадающем меню, когда заполняешь какую-нибудь международную форму в интернете. (В большинстве стран мира этот список начинается с Афганистана, а в России – с Абхазии.)

Поэтому, возможно, самый оптимальный и нейтральный термин – это «государства де-факто». «Де-факто» – состояние, при котором существует внутреннее самоуправление и элементы государственности, но при этом претензии на формальную легитимность отвергаются международным сообществом.

Международный порядок всегда остается неполным, в нем всегда есть место территориям со спорным суверенитетом. Чаще всего новые претенденты на государственный статус возникают после распада империй, как цветы из трещин в брусчатке. На постсоветском пространстве таких территорий особенно много. Помимо четырех давно существующих де-факто государств – Абхазии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Приднестровья, недавно появились еще два образования в Восточной Украине. Лишь одно сепаратистское образование, претендовавшее на государственность – Чечня 1990-х – не достигло своей цели.

Сравним эту ситуацию с положением дел столетней давности. На недавно опубликованной карте изображены как минимум 27 эфемерных государств, расплодившихся на обломках Российской империи во время Гражданской войны 1917–1921 годов. Сегодня эти образования помнят лишь охотники за сувенирами и крошечная группа ностальгирующих по былым временам националистов. Названия этих государств звучат как чья-то фантазия: Республика Ухта (созданная карельскими финнами), Вольная Территория (анархистское государство в Восточной Украине), Кубанская народная республика, учрежденная казаками, Гилянская Советская Социалистическая Республика на иранской части побережья Каспийского моря. За каждым из этих проектов стояла какая-нибудь этническая или политическая группа, решившая воспользоваться своим положением на границе охваченных кризисом государств. Все эти эфемерные государства, разумеется, обзаводились положенными государственными атрибутами – имели свои флаги, почтовые марки, гербы и банкноты. До тех пор, пока их не смели большевики.

У четырех сепаратистских республик постсоветской эпохи есть кое-что общее с их предшественниками столетней давности. И те и другие пытаются компенсировать недостаток реальной государственной власти избытком государственной символики. Все эти де-факто государства учредили собственные флаги, гербы и гимны. В Абхазии введены довольно экзотические почтовые марки. У Приднестровья есть своя валюта, приднестровский рубль, и собственная денежная политика. Там пустили в обращение даже специальные пластиковые монеты разной формы, предназначенные для слепых; их можно купить на eBay, причем довольно дорого. Это мягкое проявление жесткой идеологии: все эти территории находятся в плену больших национальных идей, их политика строится на дискурсе борьбы, военной победы и жертв, принесенных в ходе конфликтов 1990-х, увековеченных в виде скульптур, парадов и героических праздников.

Государства-покровители

Тут важно понимать, что эти территории не какие-то жуткие бандитские земли (какой во многом была Чечня в 1990-х да и сегодняшний Донбасс). То, что больше всего поражает, когда попадаешь в Абхазию, Нагорный Карабах или Приднестровье, – это ощущение их нормальности. Степанакерт, Сухум(и) и Тирасполь – нормальные города со всеми признаками обычной европейской жизни: дорожная полиция в униформе, школы и больницы, магазины и кафе, телевизионные станции. Бытовая преступность здесь даже ниже, чем во многих признанных государствах.

Чтобы понять, что жизнь здесь немного другая, нужно очень внимательно присмотреться к окружающей действительности. Для меня главное, что выделяется, – низкий уровень коммерциализации этих территорий, рекламируют там только местные товары. Здесь можно купить продукцию глобальных брендов, но в индивидуальном порядке. Здесь нет международных сетей вроде McDonald’s или Starbucks. Порой, правда, можно и обмануться: например, в Северном Кипре есть сеть Burger City, своего рода имитация Burger King.

Как эти де-факто государства смогли выжить? Отчасти дело в том, что после 1945 года в Европе сложился консенсус: насильственный захват и повторное завоевание территорий неприемлемы. Но более важный фактор – поддержка со стороны государств-покровителей: России, Армении, Турции. Все эти маленькие государства во многом удерживаются на плаву с помощью экономической и военной помощи их стран-покровителей. Впрочем, по уровню зависимости они заметно отличаются друг от друга. Лоренс Броэрс подробно сравнил три очень разных типа экономических связей, позволяющих Абхазии, Нагорному Карабаху и Южной Осетии извлекать выгоду из отношений с покровителями.

Но и здесь есть немало нюансов. Отношения с государством-покровителем – вещь более сложная, чем кажется большинству внешних наблюдателей, и пренебрежительная характеристика этих территорий как «марионеточных режимов» далека от реальности. Абхазия и Южная Осетия пережили девяностые, несмотря на минимальную помощь Москвы, а против Абхазии Россия в свое время даже вводила санкции. Во всех этих образованиях, от Сухуми до Тирасполя, государство-покровитель выступает как источник финансирования и гарантий безопасности. Но при этом де-факто государства регулярно выбирают своими лидерами политиков, готовых возражать Москве по отдельным вопросам. В 2004 году абхазы проголосовали на президентских выборах за Сергея Багапша, а жители Приднестровья в 2011 году – за Евгения Шевчука. В обоих случаях Москва ставила на других кандидатов – Рауля Хаджимбу и Анатолия Каминского. В 2011 году даже крохотная Южная Осетия неприятно удивила Москву: там президентом чуть не стала Алла Джиоева, кандидат от оппозиции. Точно так же турки-киприоты регулярно избирают политиков, готовых спорить с Анкарой.

Интересно здесь то, что постсоветские де-факто государства не превратились в угрожающие международной безопасности государства-изгои, хотя вполне могли. Наоборот, и это заслуживает более пристального изучения, они, судя по всему, решили строить институты государственности и выработать общественный договор со своими гражданами. Причем делали это не в расчете на международное признание, а просто для того, чтобы выжить.

И отчасти успехи есть. Хотя бедность и эмиграция остается огромной проблемой, все четыре де-факто государства заметно продвинулись по сравнению с их печальным состоянием 1990-х. Да, там хватает и преступности, и проблем с контрабандой. Например, Приднестровье – это настоящий рай для контрабандистов. Но это во многом результат действий стран-соседей, Молдавии и Украины. До определенной степени там соблюдаются и демократические нормы. Как отмечает профессор школы права и государственного управления Городского университета Дублина Доннаха О’Бехуэйн, на выборах в непризнанных государствах действуют определенные условия (некоторые группы не могут участвовать в большой политике, есть четкий консенсус по вопросам, касающимся конфликта), но эти выборы весьма конкурентны. Особенно в Абхазии, где есть независимые СМИ и развитое гражданское общество.

В целом трудно установить твердую причинно-следственную связь между всеми этими характеристиками де-факто государств и тем, что у них нет международного признания. Джорджо Комаи в своей нетривиальной диссертации доказывает, что четыре постсоветских де-факто государства, экономически слабые и зависимые от покровителей, вполне сопоставимы с маленькими признанными государствами, такими как Палау и Маршалловы Острова. «Непризнание – это лишь симптом, а не причина» их проблем, считает Комаи. И вероятно, другие маленькие государства в Африке и Азии или даже европейские микрогосударства (Андорра и Лихтенштейн) во многом обладают теми же свойствами, что Абхазия или Приднестровье.

В ожидании идеи

Недавно я спросил у выходца из Приднестровья, что самое трудное в жизни в непризнанном государстве. Он ответил: «Нестабильность и неопределенность. Что случится завтра? Что сделает Молдавия или Украина? Не закроется ли школа, куда ходят мои дети, не закроется ли граница? Все слишком непредсказуемо. Я не могу ничего планировать на три или пять лет вперед».

И эта неопределенность, похоже, надолго. Приднестровье и другие подобные образования – государства слабые, опирающиеся на сильных покровителей, но их положение в мире совсем не уникально. На мой взгляд, главная причина этой устойчивой неопределенности – особые, неадекватные отношения между де-факто государством и третьим углом треугольника: метрополией, или базовым государством, предъявляющим формальные претензии на соответствующую территорию, власти в Баку, Кишиневе, Никосии или Тбилиси. Хотя им и крайне неприятно это признавать, облик и политика Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Северного Кипра во многом определяются действиями Грузии, Азербайджана, Молдавии и Республики Кипр. Их существование тесно завязано на отношения с этим отсутствующим партнером, тенью, двойником. Они разделены, но связаны; каждая сторона обладает правом вето на развитие другой стороны и использует его в основном во вред партнеру.

Международное сообщество ведет себя с де-факто государствами очень непоследовательно. Одна крайность – это Северный Кипр, где развивается международный туризм, в университетах учатся студенты со всего мира, налажены торговые и транспортные потоки с Южным Кипром. Другая крайность – жестко изолированный от мира Нагорный Карабах, где почти не бывают иностранцы, а единственная международная организация, которая там работает, – это Красный Крест. Приднестровье ближе к кипрскому сценарию: у него даже еще более продвинутые торговые отношения с Евросоюзом, чем у Северного Кипра. Южная Осетия ближе к карабахскому, а Абхазия где-то посередине.

Эти отличия не имеют практически никакого отношения к международной стратегии в отношении де-факто государств (которую было бы неплохо сформулировать) и почти всегда объясняются политикой метрополий (Тбилиси тут частичное исключение), которую остальной мир воспринимает как главный критерий для взаимодействия. Карабах изолирован, потому что так хочет Баку, потому что Азербайджан готов наказывать иностранцев, которые осмеливаются туда ездить или работать там. А Северный Кипр более открыт, потому что Никосия спокойнее относится к тому, что там происходит.

Тут получается двойная неопределенность. Жители Приднестровья, Абхазии и Северного Кипра чувствуют свою уязвимость в мире, где их государство не признано; они переживают, что полностью зависят от воли масштабных глобальных сил. Одновременно молдаване, грузины и греки-киприоты тоже чувствуют себя уязвимыми, потому что часть территории их государств оказалась под контролем враждебных сил. В Азербайджане, Кипре и Грузии беженцы и переселенцы, родившиеся в де-факто государствах, не могут вернуться домой и вынуждены наблюдать за тем, как их родина теперь позиционируется как чье-то еще национальное государство.

Как и в случае с другими конфликтами, все эти трудности, стремление наказать друг друга и неопределенность, вероятно, будут сохраняться до тех пор, пока стороны не смогут найти общий стратегический интерес, чтобы ради него разрешить свои противоречия. Когда такого прогресса получится добиться, на поверхность выйдут многие неявные желания и скрытая идентичность де-факто государств, они отбросят некоторые свои радикальные требования, и их траектории начнут расходиться. Некоторые наверняка исчезнут. Это может произойти в форме проекта интеграции – наиболее вероятный исход для Кипра и Молдавии. Но это может быть и цивилизованный развод, который закончится созданием конфедерации или даже управляемым отделением, как в Косове. Главное, чтобы были соблюдены права беженцев, потерявших свои дома.

Сегодня де-факто государства продолжают базироваться на идеях, рожденных в ходе конфликта. Они по-прежнему отвечают на травматический разрыв в прошлом почтовыми марками и военными мемориалами. Чтобы эта ситуация изменилась, им нужна новая, более сильная идея.

Топ 10 Непризнанных государств

Вы когда-нибудь задумывались, как начинается история государства? Достаточно ли просто собраться горожанам (а в мире и сейчас существуют очень маленькие страны, состоящие из одного города) и решить, что все, теперь мы граждане новой страны? Так, например, поступили граждане города Фиуме во главе со своим правителем – поэтом Гиабриэле Д’Аннунцио. Но, то ли правитель был слишком непрактичным, то ли звезды не сошлись, но после двух лет существования Республика Фиуме капитулировала. И за два года «жизни» она был признана только одной страной в мире – СССР.
И кстати, в этом и есть смысл нашего рассказа – государство существует, когда его признают. Поэтому будущее всяческих самопровозглашенных государств – спорно. Десять непризнанных и частично признанных государств современности, и их нелегкая судьба – в нашем ТОПе.

1 Китайская республика (год возникновения 1911)


Китайская республика или Тайвань – пример того, как можно потерять все. Ранее она контролировала всю территорию современного КНР, но после революции в 1947 страна не только потеряла всю материковую часть, но и место в ООН, а также признание большинства членов организации. Сейчас Китайскую республику признают только 22 государства из списка ООН.

2 Свободный Кашмир (год возникновения 1947)


Свободный Кашмир (Азад Кашмир) стал «Свободным» после того, как изгнал правителя магараджу Хари Сингха и отделился от Индии. Ироничность ситуации придали воззрения самого правителя, он-то как раз и хотел отделить штат от Индии, и не допустить захвата провинции Пакистаном. В итоге, Пакистан единственный признает Свободный Кашмир. В общем, все как вы хотели, но только без вас.

3 Сахарская арабская демократическая республика (год возникновения 1976)


Сахарская арабская демократическая республика или САДР – одна из наиболее «признанных» (59 государств-членов ООН) непризнанных государств в мире. Проблема государства в другом: ее ближайший сосед, Марокко, категорически с этим не согласен. Большая часть территории САДР де-факто контролируется Марокко, а меньшая представляет собой смесь из буферных зон, зон ограниченного доступа и районов с ограниченным доступом.

4 Турецкая республика Северного Кипра (год возникновения 1983)


1983 знаменит не только тем, что это год рождения Алины Кабаевой. В этом году родилась также и Турецкая республика Северного Кипра – в результате вооруженного нападения Турции. В итоге, новорожденную страну признала только Турция, и такой ситуация остается до сих пор.


Ну, про Палестину знают все. Это государство сумело о себе заявить. Во-первых, оно крепко держит Израиль в напряжении, во-вторых, ее признали 137 государств-членов ООН. Правда, это не лишило Палестину внутренних проблем. Сейчас ее территория разделена на две части, управляемые разными формированиями и внутренних проблем здесь полно.

6 Приднестровская Молдавская Республика (год возникновения 1990)


Приднестровье – это тот случай, когда кто-то вовремя подсуетился. Одна из первых «бывших» территорий, которая поняла, что необязательно идти вместе со всеми. Но на самом деле здесь все не так уж «сахарно». Государственный статус ПМР признают Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах – сами по себе страны с очень спорным статусом. И хотя ПМР давно хочет присоединиться к России, последняя на этот шаг не идет.

7 Сомалилэнд (год возникновения 1991)


Сомалилэнд – это 5 из 18 штатов Сомали, где проживает около трети населения страны. История новоиспеченного государства печальна. Несмотря на то, что в 2003 году 99% населения проголосовало за отделение о Сомали, до сих пор ни одно государство Сомалиленд самостоятельным не признало.

8 Южная Осетия и Республика Абхазия (год возникновения 1992 и 1994)


Почему мы объединили два этих субъекта в один номер? Да потому, что оба они – кусочки Грузии (ну, по крайней мере, Грузия так считает). Тем не менее, ряд государств, вроде республики Вануату и Никарагуа, во главе с Российской Федерацией, их признают. И конечно, они обе признают друг друга.

9 Нагорная Карабахская Республика (год возникновения 1991)


Нагорный Карабах – такое смешение границ, контролируемых территорий и интересов других стран, что разобраться во всем этом очень сложно. Однако это не помешало трем странам: ПМР, Республике Южная Осетия и Республике Абхазия признать страну. Правда, они сами непризнанные, так что статусу Нагорного Карабаха это никак не помогло.

10 Республика Косово (год возникновения 2008)


Республика Косово после провозглашения независимости в 2008 году признана 110 странами-членами ООН, а также многими непризнанными государствами. Но этот «кусок» оказался чересчур большим, и северная часть Косово с ее сербским населением не признает Республику. Кроме того, категорически против Сербия, на чью территорию, собственно, и покусилась Республика Косово.

Непризнанные страны

Непризнанные государства появляются, как правило, в районах действия сепаратистских движений в многонациональных странах или как результат изменения государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов. Об этих государствах редко пишут в учебниках, большинства — нет на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене*. Некоторые из них существовали в течение длительного времени, как, например, Тайвань, Палестина, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет.

В Азии насчитывается более 40 непризнанных государств на территории 20 стран. Самыми известными являются Турецкая Республика Северного Кипра (в северной части Кипра), Тайвань, Тибет (на территории Китая), Азад Кашмир, Манипур, Халистан (в Индии), Тамил Илам (в Шри-Ланке), Белуджистан (в Пакистане), Ириан Джайя (в Индонезии), Курдистан (на территории Сирии, Ирака, Ирана, Турции).

Курдистан. Курды — самый большой по численности народ (около 40 млн чел.), не имеющий своего государства. Они проживают в Турции (около 20 млн), Иране (около 8—9 млн), Ираке (свыше 5 млн), Сирии (около 2 млн). Остальные разбросаны по миру, в том числе около 1 млн человек проживает в государствах Западной Европы и примерно 1 млн человек — на территории СНГ. После окончания Первой мировой войны и распада Османской империи в 1921 г. был подписан Севрский договор, предусматривавший возможность создания на части ее территории Курдского государства. Договор не был выполнен, а территория компактного проживания курдов оказалась разделенной между Турцией (около половины предполагаемой территории Курдистана), Ираном, Ираком и Сирией. В течение всего XX в. курды стремились к национальному суверенитету и созданию собственного государства.

Она занимает около 36% его территории, здесь проживает около 200 тыс. человек (23% населения острова), в том числе 80 тыс. переселенцев из Турции и 35 тыс. турецких военнослужащих. Столица — Лефкоса (северная часть Никосии). Кипр — бывшая колония Великобритании — получил независимость в 1960 г. Гарантами его территориальной целостности были признаны Турция, Греция и Великобритания, которые разместили на острове военные силы. Великобритания имеет здесь две военные базы — Декелия и Акротири. После государственного переворота и попытки присоединения острова к Греции в 1974 г. Турция ввела на Кипр свои войска, оккупировав более ⅓ его территории. Фактически Кипр раскололся на две части: турецкую, где была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, не признанная мировым сообществом, и греческую — собственно Республику Кипр. Турки-киприоты (около 18% населения) переселились на север острова, этническое меньшинство было усилено переселенцами из Турции; греки-киприоты сконцентрировались на юге острова. Совет Безопасности ООН осудил оккупацию и раздел Кипра, потребовав вывести с острова турецкие вооруженные формирования, на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира. Переговоры между двумя частями страны проходят при посредничестве ООН, которая выступает за сохранение единого государства и политическое равенство общин. В 2004 г. перед вступлением Кипра в Европейский союз был проведен референдум об объединении, в ходе которого население высказалось против единого государства.

Тамилы проживают в Индии (штат Тамилнад) и в Шри-Ланке, исповедуют индуизм. Соседи тамилов по Шри-Ланке — сингалы — буддисты. Различие в религиозной принадлежности, а также преобладание в структурах власти Шри-Ланки сингалов являются основными причинами конфликта. Военные действия против регулярных частей армии Шри-Ланки ведут боевики из организации «Тигры Освобождения Тамил Илама», захватывающие с переменным успехом с середины 1970-х гг. районы на востоке острова. В 1980-е гг. по просьбе правительства Шри-Ланки на острове были размещены миротворческие силы Индии, однако это не привело к установлению мира. «Тигры Освобождения Тамил Илама» имеют свои представительства в нескольких государствах, к их числу относятся Великобритания, Франция, Норвегия.

Пакистану достались лишь труднодоступные горные районы на севере и небольшая территория на юго-западе княжества — Азад Кашмир. В июле 1949 г. Индия и Пакистан подписали соглашение об установлении линии огня, контролируемой наблюдателями. В 1965 г. пакистанцы повторили попытку взять Кашмир под свой контроль, однако потерпели неудачу. В конце 1971 г. военные действия между Индией и Пакистаном вновь возобновились. В июле 1972 г. Индия и Пакистан подписали соглашение, определяющее контрольную линию в Кашмире, которая с небольшими отклонениями соответствовала линии прекращения огня, установленной в 1949 г. Военные действия в Кашмире велись в 2001—2002 гг., что вынудило Пакистан заявить о готовности использовать ядерные силы для защиты территориальной целостности страны.

Тайвань — одна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. В 1949 г. после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН. КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство — два строя». Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда — в число экономически развитых стран

Тибетское государство возникло еще в VII в. В XVII в. глава буддистской секты гэлугба далай-лама стал духовным и светским главой страны. Китай установил свой суверенитет над Тибетом в 1720 г., однако формально государством продолжал управлять религиозный лидер далай-лама. В 1903—1904 гг. британские войска оккупировали Тибет (из-за выступлений тибетцев в приграничных с Сиккимом районах) и в 1906 г. по англо-китайской конвенции Великобритания признала Тибет сферой влияния Китая. В 1910 г. китайские войска заняли Тибет, и он был объявлен частью Китая, далай-лама эмигрировал в Индию. В 1911 г. после революции в Китае далай-лама возвратился и провозгласил независимость Тибета. После образования Китайской Народной Республики в Тибет вошли китайские войска. В 1951 г. между правительством КНР и тибетскими властями было заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. В 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию, поддерживая оттуда движение за отделение Тибета от Китая. С 1965 г. Тибетский автономный район находится в составе КНР (1200 тыс. км², свыше 2 млн чел.), в 2006 г. завершено сооружение высокогорной железной дороги, которая связывает Тибет с центральными районами Китая.

В Европе очаги сепаратизма и территории самопровозглашенных государств привязаны к районам проживания национальных меньшинств. Потенциально подобных очагов достаточно много, однако лишь в некоторых стремление к национальному самоопределению выражено достаточно сильно. Самопровозглашенные государства (их в Европе около 30) находятся на территории 16 стран. Самыми известными являются Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании, Страна Басков (на границе Испании и Франции), Государство саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии и самопровозглашенные государства на Балканском полуострове.

Страна Басков. Баски компактно проживают на северо-востоке Испании и на юго-западе Франции, их язык (эускара) является языком-изолятом и не относится ни к одной языковой семье. Баски и организация ЭТА (ЕТА — Euskadi Ta Askatasuna) борются за создание независимого Баскского государства, устраивая теракты, уличные погромы.

Северная Ирландия (Ольстер) — административная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В течение почти 700 лет Ирландия была колонией Великобритании. В 1921 г. после трех столетий борьбы за независимость южная часть Ирландии получила статус доминиона (в 1949 г. — провозглашена республика), северная часть (шесть графств) осталась в составе Великобритании. Большинство населения в Ольстере — протестанты, потомки англичан и шотландцев, колонизировавших территорию после подавления ирландского восстания 1641—1652 гг. Коренные ирландские католики составляют здесь треть населения, веками на их долю традиционно доставалась самая неквалифицированная работа. За воссоединение с Ирландией выступает партия Шинфейн и ее военизированное крыло — Ирландская республиканская армия (ИРА). Им противостоит протестантский орден «оранжистов»*. В 1969 г. между протестантами и католиками началась настоящая война. Британские войска пытались ликвидировать конфликт, в Северной Ирландии было введено прямое правление — руководство стал осуществлять британский министр по делам Северной Ирландии.

В 1973 г. в Ольстере состоялся референдум о статусе провинции. Так как большинство населения составляли протестанты, исход референдума был предопределен — большинство проголосовало против отделения от Великобритании. ИРА начала террор на территории Великобритании — были организованы взрывы в Лондоне, обстрелы аэропорта Хитроу, попытка взорвать Букингемский дворец. Затем ИРА заявила о прекращении террора, и британский премьер обязался вернуть провинции самоуправление при условии соблюдения прав всех жителей. В декабре 1999 г. прямое правление Лондона было отменено. В 2000 г. в ответ на нарушение договоренностей (отказ ИРА разоружиться) королева Великобритании одобрила закон о восстановлении прямого правления, таким образом, самоуправление Северной Ирландии продолжалось всего два месяца. Африка

В Африке насчитывается около 15 самопровозглашенных государств. Как правило, они возникают в компактных этнических ареалах, на территориях, богатых природными ресурсами. Расцвету сепаратистских движений во многом способствовали колониальные государственные границы, разделившие естественные ареалы проживания племен.

Сахарская Арабская Демократическая Республика провозглашена в 1976 г. Фронтом освобождения Западной Сахары — ПОЛИСАРИО — на землях, оккупированных войсками Марокко. Является членом Африканского Союза с 1984 г., признана почти 70 государствами, не имеет ни столицы, ни действующего правительства.

Западная Сахара и Марокко — территории на северо-западе Африки, ранее принадлежали соответственно Испании и Франции.

В 80-е гг. XX в. марокканцы построили оборонительный вал длиной около 2,5 тыс. км для защиты от действий фронта ПОЛИСАРИО, добивающегося независимости Западной Сахары. С 1983 г. ООН призывает Марокко создать условия для самоопределения Западной Сахары, которая включена в так называемый колониальный список ООН (на нее распространяется требование о предоставлении независимости).

Шаба (Катанга) — богатая минеральными ресурсами, в первую очередь медью, провинция в Демократической Республике Конго (бывшее название — Заир), где в Средние века располагалось огромное царство Луба-Лунда. Самопровозглашенное государство просуществовало с 1960 по 1963 г., его президентом был Моис Чомбе — зять Мвато-Ямбо XIV (верховного вождя народности луба). После смерти тестя он пытался унаследовать престол и провозгласить себя императором Лунда, чему воспрепятствовали старейшины и избрали на трон местного царька Мушиди. В 1963 г. провинция была присоединена к Заиру с обещанием предоставления частичной автономии, что не было выполнено. В 1968 г. клан Чомбе взял реванш, императором Лунда был провозглашен Давид Чомбе, получивший из рук старейшин символ власти — медный браслет. Автономия провинции была самопровозглашена в 1993 г., однако не признается правительством страны.

Горнорудное государство Южное Касаи существовало в 1960—1962 гг. в районе алмазных месторождений Калонжи в южной части провинции Касаи (Демократическая Республика Конго).

Сомали. В 1991 г. в Сомали был свергнут диктатор Сиад Баре и началась гражданская война. Борьбу за власть ведут более 20 военно-политических группировок, сформированных на этнической основе и имеющих свои вооруженные отряды.

• ФРОНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ РАХАНЙЕН, действует в юго-западных районах, претендует на самостоятельную политическую роль, поддерживается Эфиопией, чьи войска находятся на контролируемой Фронтом территории. Над страной постоянна угроза голода, так как в связи с интенсивными внутренними боями постоянно собирается низкий урожай. Хаос и безвластие делают невозможным оказание гуманитарной помощи. Центральное правительство в Могадишо при помощи президента Джибути пытается примирить стороны.

Ссылка на основную публикацию