Если начальная максимальная цена контракта снижена более чем на 25

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков

Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?

Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.

Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.

Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.

Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.

Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).

Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?

Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:

  • Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
  • Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
  • Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства. ​
  • Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.

Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?

Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.

Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах

Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:

«Бумажные» закупки

Электронные закупки

Сведение о добросовестности участник подает в составе заявки.

Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется.Сведения о добросовестности участник подает при заключении контракта.

Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Дополнительные антидемпинговые меры

По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.

Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:

  • гарантийное письмо от производителя товара;
  • документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
  • иные документы, подтверждающие осуществление поставки.

Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника. Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму. А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.

Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.

При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения. Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО

Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.

Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.

Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств

К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.

Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.

Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.

Когда антидемпинговые меры не применяются?

АДМ не применяются:

  • в случае электронного аукциона, который проводится по стоимости единицы товара, работы или услуги (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 г. № 24-02-08/67122);
  • если не предусмотрено ОИК согласно ч.8 ст.96 44-ФЗ (см. Письмо МЭР от 13.01.2017 г. № Д28и-289);
  • при заключении энергосервисного контракта (см. Письмо МЭР от 17.08.2016 г. № Д28и-2871);
  • при закупке лекарственных средств из списка ЖНВЛП, когда стоимость всех препаратов снижена на 25% и менее относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч.12 ст.37 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Организации, которые работают с закупками по 223-ФЗ руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, иными законами федерального значения и НПА РФ, а также Положением о закупке, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС).

Положение о закупке является руководством по работе для заказчика. Оно включает в себя требования к закупке, подготовке и проведению торгов (в том числе и способы закупки), условия их применения, порядок заключения и выполнения обязательств по контрактам, а также иные положения, связанные с проведением закупки (ч.2 ст.2 223-ФЗ).

Отсюда следует, что каждый заказчик сам разрабатывает Положение о закупке, указывая способы закупки, порядок их подготовки и проведения, а также антидемпинговые меры, применяемые к участникам. Эти меры могут разнится с мерами по ст.37 44-ФЗ.

Выводы и рекомендации

  1. Антидемпинговые меры применяются только к конкурсам и аукционам и не применяются к запросам котировок и запросам предложений.
  2. В закупках по 44-ФЗ АДМ регламентируются ст. 37 44-ФЗ, а в закупках по 223-ФЗ заказчик разрабатывает собственное положение о закупке, в котором прописывает антидемпинговые меры.
  3. Если НМЦК выше 15 млн. руб., то поставщик предоставляет ОИК в полуторакратном размере.
  4. Если НМЦК меньше 15 млн. руб., то поставщик имеет право выбора:

— внести ОИК в полуторакратном размере;

— предоставить документы о добросовестности и ОИК, указанное в закупочной документации.

  1. Добросовестность участника подтверждается исполненными контрактами из реестра. Если информация в реестре отсутствует, необходимо обратиться к заказчику. За невнесение данных об исполненных контрактах ему грозит административная ответственность.
  2. Если у вас еще нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, отнеситесь внимательно к своему расчету рентабельности и ценовому предложению, иначе есть риск попасть в РНП.

Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках

Что такое антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25% и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками и риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.

Бывают случаи, когда сбивают цену даже ниже себестоимости и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. О ни рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены на устранение конкурентов.

В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта, либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него потребуют обосновать итоговую стоимость.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры требует применять для конкурсов и аукционов, если в результате их проведения НМЦК уменьшается на 25% и более.

При проведении конкурса документы, подтверждающие добросовестность, прикладываются к заявке. Комиссия заказчика проверяет их и в случае обнаружения недостоверной информации отклоняет участника.

Если демпинг проявился во время аукциона, победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ применяются несколько иначе. В тексте закона про них не говорится. Но ч. 2 ст. 2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы. Заказчик вправе внести собственные правила в борьбу с демпингом. Они либо такие же, как в законе о контрактной системе, либо отличаются.

Как применяются

Когда применяются антидемпинговые меры 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн руб.

С 01.01.2019 уточнили правила применения антидемпинговых мер при начальной максимальной цене контракта до 15 млн руб. Толкование ст. 37 44-ФЗ перестало быть двояким. С этого года антидемпинговые меры применяются таким образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик вправе оценивать заявки с нормальным снижением (до 25%) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст. 37).

Если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены. Для этих целей используйте:

  • гарантийное письмо от производителя продукции;
  • документальное подтверждение наличия товара;
  • другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку.

С 01.07.2019 вступила в силу ч. 13 ст. 37 44-ФЗ. Она обязывает заказчика прописать в госконтракте условие о запрете перечислять аванс, если такой контракт подписывается с участником закупки, который предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК. Так сокращают случаи искусственного и необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, которые не планируют выполнять обязательства, чтобы исключить получение аванса такими участниками.

Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО

Если закупка проводится с ограничениями для СМП и СОНКО, участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения из реестра контрактов об исполнении как минимум 3 контрактов (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки. Эти контракты должны исполняться без применения к нему неустоек, а сумма их цен составляет не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Если этих сведений нет, то участник предоставит обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер в обычном порядке. Но обеспечение рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса. Это указано в ч. 6, 8.1 ст. 96 44-ФЗ.

Ответственность

За отсутствие информации об антидемпинговых мерах оштрафуют, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, на 3000 рублей. Должностное лицо накажут за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, за определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Когда антидемпинговые меры не применяются

К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер относят несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в следующих случаях:

  • при электронном аукционе, который проводится по цене единицы товара, работы или услуги;
  • если не предусмотрели обеспечение исполнения контракта по ч. 8 ст. 96 44-ФЗ;
  • если заключаете энергосервисный контракт;
  • если закупаете лекарства из перечня ЖНВЛП и цена всех препаратов снижена не более чем на 25 процентов относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 44-ФЗ).

Скачать письмо Минфина от 13.10.2017 № 24-02-08/67122

Скачать письмо Минэкономразвития от 13.01.2017 № Д28и-289

Скачать письмо Минэкономразвития от 17.08.2016 № Д28и-287

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

  • до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
  • на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, предоставляется:

  • участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
  • участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной, в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, предельной отпускной цены.

13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

Обеспечение при снижении цены контракта более 25% 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта – это денежные обязательства, которые берет на себя поставщик/подрядчик/исполнитель для того, чтобы подтвердить добросовестность своих намерений. В случае, если контракт будет исполнен ненадлежащим образом или не исполнен вовсе, перечисленная заказчику сумма поставщику/подрядчику/исполнителю не вернется. Размер обеспечения исполнения контракта определяется заказчиком в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 96 Федерального закона № 44.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

Особое внимание уделяется аукционам и конкурсам, во время которых цена снижается более, чем на 25%. В этом случае к победителю применяются дополнительные антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Федерального закона №44.

В случае, если начальная цена контракта больше 15 миллионов рублей, победителю придется предоставить заказчику обеспечение, увеличенное в полтора раза по сравнению с запрошенным в документации. Других вариантов для “крупных” сделок нет.

Если начальная цена контракта меньше 15 миллионов рублей , у подрядчика/поставщика/исполнителя есть выбор: можно предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение, а можно просто документально подтвердить свою добросовестность, собрав сведения об уже исполненных государственных контрактах. В этом случае вся информация, направляемая в адрес заказчика, должна содержаться в реестре контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru. Варианты подтверждения добросовестности перечислены в пункте 3 статьи 37. Образец предоставления вы можете загрузить с нашего сайта.

Ни по одному контракту к участнику не должно быть применены неустойки

Не менее 75% контрактов должны быть исполнены без неустоек к участнику

ПериодКоличество контрактов
1 год до подачи заявки
2 года до подачи заявки
3 года до подачи заявки3 и более

Ни по одному контракту к участнику не должно быть применены неустойки

Цена хотя бы одного из исполненных контрактов должна составлять 20 или более процентов от цены заключаемого контракта.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 37, если поставляется товар, необходимый для нормального жизнеобеспечения (например продукты питания, лекарство, ГСМ) – потребуется предоставить документы, подтверждающие возможность поставить товар по указанной в контракте цене.

Когда необходимо предоставить информацию о добросовестности

В случае, если речь идет о конкурсе, вся информация, касающаяся добросовестности или увеличенного обеспечения, предоставляется одновременно с заявкой. При проведении аукциона – в момент подписания контракта отсканированная копия загружается в соответствующее поле на электронной торговой площадке.

Если этого не сделано, победитель будет признан уклонившимся от заключения контракта и данные о нем попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответы на часто задаваемые вопросы

В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда начальная цена снижена более, чем на 25 процентов, но требования к обеспечению исполнения контракта заказчиком установлено не было. Что делать в этом случае поставщику/подрядчику/исполнителю, нужно ли подтверждать свою добросовестность и как быть, если государственных контрактов ранее исполнено не было?

На самом деле, ничего предпринимать не нужно. Обеспечение, увеличенное в полтора раза, по-прежнему будет равным нулю (нетрудно посчитать, что 0*1,5=0). И доказывать свою добросовестность нет необходимости.

Еще один часто возникающий вопрос – что делать, если контракт был исполнен, но сведений о нем нет в реестре. В этом случае нужно обратиться к заказчику, так как вносить данные в определенные сроки – его обязанность. Если он отказывается исправить свою оплошность, следует подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Прошел электронный аукцион по 44-ФЗ, победитель снизил цену более чем на 25%. Кроме того, это – СМП! Как мы применять обеспечение контракта?

Участник закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, а в случае если закупка была объявлена для СМП и СОНО, то победитель вправе предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

Обоснование:

Добрый день, Юлия Фаритовна! По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в том числе в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения. При закупке у СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта может быть представлена информация из реестра контрактов. Она должна подтверждать, что лицо, с которым заключается контракт, в течение трех лет до даты подачи заявки исполнило три контракта без неустоек (ч. 4, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Из Закона N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта указывается в извещении и в документации о закупке (при наличии). В свою очередь, обязанность указывать размер такого обеспечения в проекте контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 04.12.2017 N 24-03-07/80465).

Участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для этого участнику закупки необходимо:

1) выбрать способ обеспечения исполнения контракта;

2) оформить платежное поручение на перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта либо банковскую гарантию.

Обеспечение исполнения контракта может не предоставляться, если закупка проводилась только среди СМП и СОНКО. В этом случае участник закупки, с которым заключается контракт, вместо обеспечения предоставляет информацию из реестра контрактов о том, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК (максимального значения цены) закупки, по итогам которой заключается контракт (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения рассчитывается в процентах от НМЦК. Если по закупке установлено максимальное значение цены контракта, то оно применяется для расчета размера обеспечения исполнения контракта вместо НМЦК (ч. 24 ст. 22, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Если контракт заключается по итогам закупки у СМП и СОНО, размер обеспечения (в том числе предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывается исходя из цены, по которой заключается контракт. При этом обеспечение должно быть не меньше аванса (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона 44-ФЗ Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона , в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, победитель закупки предоставляет обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза или же информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

Если начальная максимальная цена контракта снижена более чем на 25

Теперь, если цена предложения на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, участнику закупки особенно важно понимать последствия такого значительного снижения, так как оно влечет за собой применение антидемпинговых мер.

В общих случаях законом предусмотрено:

  • увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта относительно размера, указанного в документации о закупке;
  • предоставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность.

В отдельных случаях устанавливаются специальные антидемпинговые меры:

  • обоснование предлагаемой цены контракта;
  • ограничение величины значимости оценки ценового предложения для ряда сфер.

Ниже мы подробнее поговорим об условиях, определяющих применение различных антидемпинговых мер по 44-ФЗ, а также о порядке предоставления соответствующей документации при подписании контрактов.

Расчет стоимости гарантии при снижении цены на торгах

Цена имеет значение

Способы реализации антидемпингового механизма зависят от начальной (максимальной) цены контракта. Снижение более чем на 25% обязывает победителя торгов предоставить:

  • обеспечение, в 1,5 раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о закупке, если начальная (максимальная) цена контракта более 15 млн. рублей;
  • обеспечение, в 1,5 раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о закупке, или информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, если цена контракта 15 млн. рублей и менее.

Подтверждение добросовестности

Предоставление участником торгов информации о его добросовестности – это одно из нововведений закона (ч. 3 ст. 37). Что это такое? Это сведения, которые должны содержаться в реестре контрактов и подтверждать исполнение участником:

  • в течение 1 года до даты подачи заявки 3 и более контрактов, при этом все контракты должны быть исполнены без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • либо в течение 2 лет до даты подачи заявки 4 и более контрактов, при этом не менее чем 75 процентов контрактов должны быть исполнены без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • либо в течение 3 лет до даты подачи заявки 3 и более контрактов, при этом все контракты должны быть исполнены без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней).

При этом цена одного из исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, предложенной участником для заключения контракта.

Порядок предоставления обеспечения и информации, подтверждающей добросовестность участника закупки

Обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику в виде банковской гарантии или денежных средств, внесенных на счет заказчика, одновременно с контрактом, подписанным с вашей стороны. Участник закупки, не выполнивший данные требования, признается уклонившимся от заключения контракта.

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, при проведении конкурса должна быть включена в состав заявки (п.4 ст.37), при проведении аукциона – направлена заказчику при подписании контракта (п.5 ст.37). Если комиссия признает эту информацию недостоверной, конкурсная заявка будет отклонена, а при проведении аукциона – участник будет признан уклонившимся от заключения контракта.

Сведения об участнике, уклонившемся от заключения контракта, направляются в реестр недобросовестных поставщиков.

Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре

Если контракт с заказчиком заключен, но сведений о контракте в реестре нет, в первую очередь необходимо обратиться к заказчику для выяснения причины. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о заключении контракта и его исполнении предусмотрена административная ответственность заказчика.

Когда необходимо предоставить обоснование предлагаемой цены

Отдельно законом рассматриваются контракты на поставку товара, необходимого для жизнеобеспечения: продовольствие, средства для оказания обычной и специализированной скорой, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо (п. 9 ст. 37).

Если цена, предложенная участником закупки, на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то он обязан предоставить обоснование предлагаемой цены контракта. Такими документами могут быть: гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара; документы, подтверждающие наличие товара у участника; иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку по предлагаемой цене.

Указанные документы предоставляются в том же порядке, что и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки.

Ограничение значимости ценового критерия

Не оставил закон без внимания и конкурсы, предметом которых является выполнение НИОКР, технологических работ и оказание консультационных услуг (п. 7 ст. 37). Если вы планируете участие в подобных конкурсах, будьте готовы к тому, что снижение цены более чем на 25 процентов при подаче заявки может повлиять на значимость ценового критерия.

Внимательно ознакомьтесь с разделом «Порядок рассмотрения и оценки заявок» в конкурсной документации, так как если вы решили подать предложение о цене контракта:

  • до 25 процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то заказчик вправе установить различные величины оценки значимости ценового предложения по отношению к сумме величин значимости остальных критериев оценки заявки;
  • на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то величина значимости ценового предложения составит всего 10 процентов от суммы величин значимости остальных критериев оценки заявки.

Таким образом, не всегда снижение цены выгодно участнику конкурса с точки зрения общей оценки предложения, так как «удельный вес» ценового критерия может быть небольшим.

Подводя итог

Хотим еще раз отметить, что участникам закупок необходимо предусмотреть последствия снижения цены контракта на 25 и более процентов.

Если исключить такую вероятность нельзя, то следует заранее оценить возможность предоставления увеличенного размера обеспечения или информации, подтверждающей добросовестность (о чем подробно говорилось выше).

Кроме того, нужно принимать во внимание ограничение значимости ценового критерия, если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, или выполнение НИОКР, технологических работ и оказание консультационных услуг при проведении конкурсов.

Победитель торгов, не учитывающий возможность применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ, многократно увеличивает риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков!

Если начальная максимальная цена контракта снижена более чем на 25

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Изменения в 44-ФЗ. Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры в госзакупках – что это такое рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства. Начнем с определения демпинга.

Под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта (или суммы цен единиц товара при проведении закупок с неопределенным объемом – с 1 июля 2019г.) на 25 и более процентов. Почему государство считает необходимым бороться с демпингом в госзакупках, так ли это плохо на самом деле?

Действительно, всегда могут найтись участники, готовые работать без прибыли или даже в убыток для себя для того, чтобы выйти на новый рынок, громко заявить о себе, установить партнерские отношения с «нужными» заказчиками. Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неблагоприятным для заказчика последствиям.

Такими последствиями, например, могут стать:

1. Отказ победителя заключать контракт на невыгодных для себя условиях. Ну, погорячились в ходе торгов. Потом просчитали все и, как водится, прослезились.

2. Поставка некачественных товаров, применение дешевых некачественных материалов или неквалифицированной рабочей силы при выполнении работ или оказании услуг.

В таких случаях заказчику придется заключать контракт с другим участником закупки или проводить торги повторно, расторгать контракт с недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в одностороннем порядке или через суд. Слабым утешением для заказчика будет внесение уклонившегося победителя закупки или недобросовестного исполнителя в РНП. В таких случаях самое неприятное для заказчика – это упущенное время, наверстать которое во многих случаях невозможно.

Для защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков статьей 37 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) предусмотрен комплекс антидемпинговых мер. Антидемпинговые меры применяются при проведении только конкурсов и аукционов. В случае проведения закупок в форме запроса котировок или запроса предложений участник закупки может снижать цену по своему усмотрению баз негативных последствий для себя.

С 1 июля 2019 года вступил в законную силу большой пакет поправок к закону «О контрактной системе», затронувший и антидемпинговые меры. Расскажем, как антидемпинговые меры выглядят в действующей редакции закона

КОГДА НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА ПРЕВЫШАЕТ 15 МЛН. РУБЛЕЙ

В случае, когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 млн. рублей все предельно просто. Часть 1 ст. 37 устанавливает, что контракт с участником, снизившим цену на 25 и более процентов от НМЦК, заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, увеличенном в 1,5 раза от размера, установленного в документации о закупке. При этом размер обеспечения, установленный в документации о закупке, не может быть ниже размера аванса, если такой предусмотрен.

С 1 июля 2019 года вступила в силу часть 13 ст. 37, запрещающая выплату аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, допустившим снижение цены на 25 и более процентов. Несмотря на это, размер обеспечения все равно рассчитывается с учетом аванса, предусмотренного документацией о закупке.

Условие о выплате аванса из контракта при этом исключить невозможно, т.к. недопустимо менять условия контракта при его заключении. Однако в связи с тем, что исполнить его также невозможно, заказчикам рекомендуется включать в проект контракта оговорку о том, что условие об авансе не исполняется заказчиком при применении антидемпинговых мер. Такая вот правовая коллизия.

КОГДА НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА НЕ ПРЕВЫШАЕТ 15 МЛН. РУБЛЕЙ

В тех случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет не более 15 млн. рублей, победитель закупки, допустивший превышение НМЦК на 25 и более процентов, может выбрать один из двух возможных вариантов:

1. Предоставить обеспечение, увеличенное в 1,5 раза от размера, установленного документацией о закупке.

2. Предоставить заказчику информацию о своей добросовестности. В этом случае увеличивать размер обеспечения не требуется.

С 1 июля 2019 года к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относятся сведения об исполнении им контрактов по закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). Такая информация должна содержаться в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждать исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Обязательно, чтобы цена одного из таких контрактов составляла не менее чем 20 процентов от НМЦК, указанной в документации о закупке (часть 3 ст. 37). Ранее пороговое значение составляло 20 % от цены контракта, предложенной победителем закупки.

При этом предмет таких контрактов не имеет значения и может не совпадать с предметом закупки, в рамках которой к участнику применяются антидемпинговые меры.

Еще одна важная особенность. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, предоставляется в составе заявки на участие.

При проведении «электронных» процедур – открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, подтверждающая добросовестность участника, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Банковские гарантии, займы и кредиты, страхование и факторинг

для поставщиков госзаказа по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ

Статья 37 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) также предусматривает дополнительные антидемпинговые меры при закупке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения – продовольствия, средств оказания скорой и специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива. Участник, допустивший снижение НМЦК на 25 и более процентов в таких закупках, обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта (суммы цен единиц товара).
Обоснование может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Предоставление заказчику обоснования предлагаемой цены контракта не освобождает поставщика от необходимости предоставления обеспечения в повышенном размере или предоставления информации о добросовестности.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – все виды услуг для поставщиков госзаказа !

Ссылка на основную публикацию