Аэропорт Ашхабада

Международный аэропорт Ашхабад (Туркменистан)

Как бы это парадоксально ни звучало, но Туркменистан может показаться экзотической страной для российских туристов. Здесь заблокированы социальные сети, власти часто отказывают местному населению в выезде за границу, в некоторых промышленных сферах существует рабство, а средняя зарплата составляет около 70 долларов в месяц.

Тем не менее, в качестве туриста здесь побывать интересно. Несмотря на описанные выше диковинки страна активно развивается. Например, местный аэропорт Ашхабад – это современный авиационный центр, ничем не уступающий своим зарубежным коллегам. О его особенностях, истории, наземной инфраструктуре и многом другом – далее в статье.

Международный аэропорт Ашхабад (Aşgabat aeroporty), ASB

Это основной авиационный центр страны. Он обслуживает преимущественно столицу Туркменистана – город Ашхабад.

Аэропорт ориентирован на гражданскую авиацию, в частности на выполнение пассажирских международных и внутренних перелетов, рейсов бизнес-авиации и грузовых перевозок.

Аэродром располагает тремя взлетно-посадочными полосами с искусственным покрытием (бетоном и армобетоном).

На территории аэропорта находится база национальной авиакомпании «Туркменховаеллары» («Туркменские авиалинии»).

Ежегодно Ашхабад обслуживает более 1,5 млн пассажиров.

История

Современный аэропорт Ашхабада начал свою деятельность в 1994 году. Однако его предшественник функционировал еще во времена СССР. Начиная с 1927 года, когда здесь было впервые установлено авиационное сообщение, основным авиаузлом Туркменистана был аэропорт Чарджоу. В советское время аэропорт обслуживал только внутренние воздушные линии.

В 1994 году национальная авиация вышла на новый уровень. Этому во многом способствовал новый аэропорт, располагающий двумя искусственными взлетно-посадочными полосами, оборудованными по второй категории ИКАО, и перроном, позволяющим принимать воздушные суда всех типов.

Это интересно! Аэропорт им. Сапармурата Туркменбаши (Ниязова) – так назывался авиационный центр с момента основания и до 2016 года. Имя ему досталось от первого президента Туркменистана.

Здание аэровокзала было демонтировано в 2013 году, за этим последовала масштабная реконструкция авиационного центра. Новый этап в развитии аэропорта начался 17 сентября 2016 года с открытия нового аэровокзального комплекса.

Терминалы

Деятельность аэропорта помогает обеспечивать один пассажирский терминал, построенный в 2016 году. Его пропускная способность составляет 1600 пассажиров в час.

На территории аэровокзала к услугам пассажиров доступны просторные залы ожидания, службы паспортного, таможенного и пограничного контроля, службы справочной информации, бизнес-клуб, кассы по продаже и бронированию билетов, магазины, бары, пункты быстрого питания, пункт обмена валюты, новые конвейерные системы транспортировки багажа, международная телефонная связь, комната матери и ребенка, офисы представительств иностранных авиакомпаний и др.

Обратите внимание! Специфика трансконтинентальных авиарейсов, которые обслуживает Ашхабад, обусловливает наличие прекрасно оборудованной транзитной зоны на территории аэропорта. Здесь также функционирует транзитный отель под названием «Лачин».

Авиакомпании-партнеры

По данным на 2019 год, ашхабадское авиапредприятие сотрудничает как с национальными, так и международными авиакомпаниями, причем вторые преобладают.

Основной национальный партнер – «Туркменские авиалинии».

Основные международные партнеры: S7 Airlines (Российская Федерация), «Белавиа» (Республика Беларусь), FlyDubai (ОАЭ), Lufthansa, Lufthansa Cargo (Германия), Cargolux (Люксембург), «Турецкие авиалинии» (Турция), «Китайские южные авиалинии» (Китай) и др.

Основные направления

Маршрутная сеть аэропорта Ашхабад включает как направления внутри страны, так и за ее пределами.

Основные направления внутренних воздушных линий: Туркменбаши, Туркменабад и др.

Основные направления международных воздушных линий: Москва, Санкт-Петербург (Российская Федерация), Минск (Республика Беларусь), Дубай (ОАЭ), Баку (Азербайджан), Франкфурт-на-Майне (Германия), Анкара, Стамбул (Турция), Пекин, Урумчи (Китай), Алматы (Казахстан), Бангкок (Таиланд), Киев (Украина), Лондон (Великобритания), Париж (Франция) и др.

Обратите внимание! Онлайн-табло с актуальным расписанием прилетов и вылетов размещено на официальном сайте авиапредприятия.

Услуги

Для комфорта пассажиров на территории авиационного центра доступны следующие услуги:

  • музей авиации;
  • упаковка багажа;
  • камера хранения багажа;
  • стойки информации;
  • комната матери и ребенка (бесплатно);
  • игровая зона для детей;
  • возможность забронировать номер в гостинице;
  • кратко- и долгосрочная стоянка для автомобилей;
  • медицинский пункт;
  • пункт зарядки электронных устройств;
  • магазины;
  • кафе и др.

Как добраться

Аэропорт находится на расстоянии 12 км от центра города. Добраться сюда можно как общественным транспортом, так и на такси.

Между авиационным центром и Ашхабадом курсируют городские автобусы №1 и №18. Интервал движения – 20 минут. Цена билета в пересчете на рубли – от 30 руб.

Такси в город обойдется в сумму от 150 руб. Время в пути – от 20 минут в зависимости от точки назначения.

Обратите внимание! Если вы решитесь воспользоваться услугами частных водителей, ожидающих пассажиров у входов и выходов из терминала, смело торгуйтесь с ними – это поможет вам сэкономить до 25% стоимости.

Контактные данные

В случае возникновения вопросов о деятельности авиационного центра свяжитесь с его представителями любым удобным способом.

На официальном сайте размещена информация об авиарейсах, партнерах, правилах провоза багажа и регистрации, а также фото аэропорта, карта проезда и даже местный прогноз погоды.

Телефоны справочной службы: +993 (12) 23-49-23, +993 (12) 23-58-49, +993 (12) 39-17-17, +993 (12) 51-00-56.

Почтовый адрес: 744008, Туркменистан, г. Ашхабад, аэропорт.

Электронные адреса: ashgabat.airport@online.tm, aviahead@online.tm, aviawing@online.tm.

Время работы: круглосуточно.

Отзывы пассажиров

Мнения пассажиров, которые уже успели воспользоваться услугами ашхабадского аэропорта, часто противоречивы.

Как правило, иностранцы остаются приятно удивлены уровнем оснащения и обслуживания, а вот местные жители отмечают ряд проблем, которые не так очевидны для гостей страны.

Ниже представлен ряд комментариев, которые помогут составить свое собственное мнение о деятельности и состоянии авиационного центра.

Атаджан, г. Ашхабад: «Местный аэровокзал – лишнее доказательство того, как в стране воруют деньги. Для строительства использовались дешевые материалы, все уже на ладан дышит, смотреть страшно. Служебный персонал одет в военную форму, обращается с пассажирами как с заключенными. Процветает коррупция. Мне стыдно перед своими гостями из других стран!».

Ольга, г. Санкт-Петербург: «Признаться, даже не ожидала, что в столице Туркмении такой современный аэропорт. Видно, что реконструкция была совсем недавно – все очень опрятно и чисто. Для удобства пассажиров есть все условия и услуги. Даже игровая зона для детей! Очень хорошо».

Павел, г. Минск: «Не все в аэровокзале хорошо продумано. Например, кондиционеры работают нестабильно (зимой, как правило, очень холодно), сидения металлические, камера хранения на втором этаже и т. д. Вип-зал совсем не вип. На троечку».

Заключение

Аэропорт в Ашхабаде имеет очень контрастное и противоречивое описание. Здесь современные технологии сочетаются с человеческими оплошностями в планировке, а величие архитектуры затмевается грубостью персонала.

Однако уже само появления в столице Туркменистана авиационного центра такого уровня – большое достижение. Будем надеяться, что не последнее!

Аэропорт Ашхабада

Недавно прошло открытие одного из самых впечатляющих международных аэропортов мира. Аэропорт Ашхабада является основными воротами Туркменистана в воздухе, и его торжественная презентация проходила под патронатом главы государства Гурбангулы Бердымухамедова. Новый комплекс неспроста считают достопримечательностью страны, ведь за масштаб, с которым на него был нанесен ковровый гель, он даже стал рекордсменом книги рекордов Гиннеса.

Международный аэропорт Ашхабада

На данный момент аэровокзал может пропускать около 1600 пассажиров за час, а на его возведение страна потратила более двух миллиардов долларов. Но и это не единственные особенности новоявленного аэровокзального комплекса.

Немного истории

Бывший аэропорт Туркменистана был открыт в 1994 году и носил имя предыдущего президента — Сапармурата Ниязова. На тот момент его выполнили в уникальном архитектурном стиле и оснастили самым новейшим и революционным техническим оборудованием. В наличии имелись две полосы для взлета и посадки воздушного транспорта, которые оборудовались по стандартам ИКАО, а перрон мог принимать любые виды воздушного транспорта.

Годичная проходимость составляла около полутора миллионов человек на все рейсовые линии. Пассажиры могли воспользоваться просторными комнатами ожидания разного уровня комфортабельности и услугами круглосуточных контролирующих служб. Также можно было воспользоваться справочной информацией и услугами бизнес-клуба. Работали:

  • кассы для продажи или оформления брони проездных документов;
  • магазины;
  • заведения общепита;
  • обмен валютных средств;
  • конвейеры для багажа;
  • телеграфы, работающие на иностранные направления;
  • комната для матерей с детьми;
  • филиалы международных авиакомпаний.


В 2013 году было принято решение о демонтаже старого здания аэропорта для постройки другого, чтобы у Туркменистана появилась возможность увеличить трафик на все направления. Решено было, что аэропорты будут кардинально отличаться и по визуальным характеристикам и по уровню своей оснащенности.

Современный воздушный вокзал

Новый международный аэропорт Ашхабада был презентован в начале осени 2016 года. Основной терминал воплощён в виде сокола с расправленными крыльями. Площадь орнамента-рекордсмена на крыше — 705 м.

Строительство самого аэровокзального комплекса было поручено турецкой компании «Полимекс» с наступлением 2013 года. Проект был рассчитан на возведения трёх терминалов:

  1. Пассажирский. Терминал имеет 5 этажей, рассчитан как на внутренние, так и на зарубежные рейсы. Прилетают воздушные суда в зону, которая располагается на этаже 3, под вылет отведен 2-й этаж. Номера гостиницы оборудованы на 4-ом этаже. Предусмотрены:

Залы для ожидания, в которых пассажиры могут наблюдать за вылетом и посадкой воздушного транспорта.

  • регистрационные стойки;
  • табло с информацией о рейсах;
  • справка;
  • новейшая автоматизированная справочная система в электронном варианте;
  • кассы для приобретения и брони билетов;
  • кафе с услугой пользования интернетом;
  • отделения почты;
  • телефонные автоматы;
  • аренда транспорта и бронирование гостиниц;
  • пункты по осуществлению валютных обменных операций;
  • банкоматы;
  • камеры хранения;
  • заведения общепита разных категорий;
  • сектор duty-free;
  • места размещения экипажа и пассажиров, следующих через территорию Туркмении транзитом;
  • помещения с детскими площадками и оборудованные комнаты для матерей с маленькими детьми;
  • пункт первичного медобслуживания;
  • сувенирные киоски и места продажи печатных изданий;
  • пространство для деловых встреч.
  1. Грузовой. Рассчитан на размещение 200 тыс. тонн перевозимых материалов в складских помещениях. Есть центральная станция для заправки воздушных судов топливом и ангары где проводится техобслуживания летательных аппаратов.
  2. VIP — вылет и посадка чартерных и правительственных самолетов.

Общая площадь комплекса составляет 1,2 га. Была оборудована и дополнительная трасса взлета и посадки аэротранспортных средств, её длина составляет 3,8 тыс. метров. Также:

  • рулежные полосы;
  • парковка;
  • перроны;
  • строения для подразделений регулировки движения в воздухе;
  • высотное здание для диспетчеров.


На территории аэровокзального пространства размещены здания административного назначения:

  • госслужбы «Туркменховаеллары»;
  • предприятия летного транспорта «Туркменистан» и отряда внутренней авиации;
  • школа для подготовки авиационных экипажей и, рассчитанная на обучение 600 слушателей единовременно и тренажерный комплекс;
  • центры по медобслуживанию со спортивно-оздоровительным комплексом;
  • автостоянки — пассажирские и служебные. Расположены в подземной и надземной части комплекса.

Планируется также организация музейного центра, посвященного развитию туркменской авиации. Также в комплексе присутствует более 50 лифтов и 40 эскалаторов, достигающих четырех сотен метров. Людям предоставлены около 30 точек общепита, среди них заведения бизнес-формата и столовая на сотню человек. Автоматизированные стойки паспортно-визового контроля, проверка проездных документов осуществляется устройствами для считывания данных. Стойки расположены перед регистрационной зоной.

Прибывающие и осуществляющие вылет пассажиры разделены, а их организация пассажиров производится за счет 28 телескопических трапов.

Малый терминал

Общей площадью 14 тыс. м² был построен на месте старого аэропорта и функционировал с 26 марта 2014 года, в качестве временно-обслуживавшего вылетавших и прибывающих пассажиров, пока строился главный пассажирский терминал. Допустимая проходимость – 1200 человек в час внутренних и международных рейсов. Терминал 2 вмещает в себя несколько зон:

На данный момент, после того как главный аэропорт в Ашхабаде начал функционировать, терминал обслуживает только внутренние и чартерные перелеты.

Карта расположения терминалов в аэропорте Ашхабада

Как добраться до аэропорта из города

Аэровокзал находится в 3 километрах к северу от центра города Ашхабада. Автомобилем к аэропорту можно подъехать двумя путями: по проспекту Битарап Туркменистан или Атамурата Ниязова. Также на привокзальной площади можно найти остановки городского транспорта, в том числе такси. Вокруг аэропорта оборудована круглосуточная парковка.

Можно заказать трансфер до аэропорта в режиме онлайн в интернете. Это будет очень удобно, если вы едете большой компанией или с маленькими детьми.

Также заказ трансфера заранее из дома очень удобен, если вы прилетаете или улетаете ночью. Так вы сэкономите хорошую сумму денег, так как цены на такси в самом аэропорту значительно выше.

Авиакомпании и регулярные рейсы

Ранее в Туркменистане перелёты из Ашхабада осуществлялись только внутри Советского Союза. На сегодняшний день обслуживается туркменскими и несколькими зарубежными авиакомпаниями по разным типам авиаперевозок.

Новый аэропорт в городе Ашхабад открылся ровно за год до начала V Азиатских игр. И учитывая, что раньше попасть в Туркменистан было довольно сложной задачей, ведь получить визу было практически нереально, страна долгое время оставалась закрытой для туристов. А с открытием нового огромного и впечатляющего аэропорта появилась надежда на то, что граница Туркменистана, наконец, приоткроется для всех желающих.

Предлагаем для сравнения посмотреть на главные российские аэропорты — Домодедово, Шереметьево, Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Стригино (Нижний Новгород).

Международный аэропорт Ашхабада

Ашхабад: полезная информация

Автобус№ 1, 18, 40.

Международный аэропорт Ашхабада является главным воздушным портом Туркмении. Новый аэропорт в столице был построен в 2016 году. После его открытия старый аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, служивший с 1994 года, снесли.

Новый аэропорт Ашхабада стал визитной карточкой страны. Построенный по проекту турецкой фирмы «Полимекс», воздушный порт представляет собой современное здание с самыми инновационными системами безопасности и комфорта. Если смотреть на аэропорт сверху, то его очертания напоминают птицу с расправленными крыльями. Площадь нового комплекса составляет 166 тысяч кв. метров, а пассажиропоток достигает 1600 человек в час.

Привокзальная площадь:

Табло аэропорта Ашхабада

Чтобы узнать график полетов на сегодня и завтра можно посмотреть онлайн-табло прилетов и вылетов. На официальном сайте аэропорта Ашхабада пока нет собственного табло — администрация предлагает воспользоваться сервисом Яндекс.Расписания. Ниже представлена кликабельная форма, где указана вся необходимая информация о прибывающих и вылетающих рейсах.

Расписание рейсов из аэропорта Ашхабада в 2022 году

Воздушный порт обслуживает внутренние и международные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний. Актуальное расписание рейсов доступно на официальном сайте аэропорта Ашхабада.

Основные направления

Список направлений, которые обслуживает аэропорт Ашхабада, достаточно обширен. Из столицы Туркмении можно улететь в следующие страны: Германию, Францию, Великобританию, Россию, Турцию, Белоруссию, ОАЭ, Индию, Китай, Азербайджан, Казахстан, Армению, Таиланд.

Среди внутренних направлений популярны: Мары, Балканабат, Дашогуз, Туркменбаши и Туркменабат. Подробный список городов указан на карте полетов.

Поиск авиабилетов из Ашхабада

В здании аэропорта располагаются кассы авиакомпаний «Turkmenistan Airlines» и «Lufthansa». Адреса и контакты офисов других компаний, сотрудничающих с международный аэропортом Ашхабада, можно посмотреть здесь.

Чтобы приобрести авиабилеты не нужно ехать в аэропорт или в офис туристического оператора, достаточно иметь выход в интернет со смартфона или компьютера. Купить билеты можно как на сайте авиакомпании, так и через сайт посредника. Последний вариант удобен для тех кто не знает английского языка (большинство сайтов международных авиакомпаний не русифицированы).

Форма поиска авиабилетов:

Регистрация на рейс

Регистрация пассажиров на рейс в аэропорту Ашхабада производится стандартным способом — на стойке регистрации, так же для пассажиров некоторых авиакомпаний доступна онлайн-регистрация.

Пассажирам, которые планируют регистрироваться в аэропорту, рекомендуется приезжать в аэропорт заранее, так как на стойке может образоваться очередь. По прибытии в аэропорт прочитайте информацию на электронном табло в зале вылета, где указаны номер рейса, стойки и время начала регистрации.

Пассажиры, прошедшие онлайн-регистрацию и имеющие распечатанный посадочный талон, могут пройти сразу к пункту контроля (при отсутствии багажа), либо к стойкам «Drop off». Обратите внимание, что уточнять доступна ли вам услуга онлайн-регистрации, нужно у авиакомпании, которая совершает ваш перелет.

Терминалы аэропорта Ашхабада

Новый аэропорт состоит из 2 пассажирских и 1 грузового терминалов. Также на территории комплекса располагаются различные административные и служебные помещения. Один из пассажирских терминалов обслуживает международные и внутренние рейсы, второй предназначен для VIP-клиентов.

Территория главного пассажирского терминала на панораме Google:

В терминалах есть все необходимое для комфорта пассажиров: залы ожидания с местами для зарядки гаджетов, общественные туалеты, комнаты матери и ребенка, кафе и рестораны, магазины, медицинский пункт, игровая зона для детей и пр. Кроме того, в ашхабадском аэропорту работает музей авиации, где можно ознакомиться с документами и экспонатами, демонстрирующими историю и достижения туркменской авиации. Отзывы пассажиров о новом терминале ашхабадского аэропорта по большей части положительные, многие восхищаются красивым, современным зданием и удобной инфраструктурой.

Для пассажиров, которые делают пересадку в Ашхабаде и не планируют выход в город, предусмотрена транзитная зона, где есть самые необходимые удобства. VIP-терминал предлагает пассажирам зал ожидания бизнес-класса, услугу ускоренной регистрации «Fast Track», комнаты для молитв, конференц-залы, душевые, бильярдную, а также сопровождение на всех этапах проверки и посадки в самолет.

Гостиница

Ближайшая к аэропорту гостиница находится всего в 5 минутах езды. Отель «Лачин» рассчитан на 200 человек. Это трехзвездочная гостиница с бизнес-центром, где останавливаются транзитные пассажиры, работники аэропорта и авиакомпаний.

Аэропорт Ашхабад (Ashgabat Airport).

Аэропорт Ашхабад – международный аэропорт столицы Туркмении, г. Ашхабада. В 1994 году он был переименован и с того времени носит имя президента республики Сапармурата Ниязова. Пропускная способность нового аэропорта в 2016 году должна составить от 1600 пассажиров в час. Здесь базируется авиаперевозчик «Туркменховаёллары».

1994 год ознаменовался открытием нового здания в аэровокзале Ашхабада, которое получило новую уникальную архитектуру и продвинутое техническое оснащение. На аэродроме имеются 2 ВПП с искусственным покрытием, которые оборудованы под вторую категорию ИКАО, и перрон, способный принимать все типы воздушных суден.

Пассажиропоток за год составляет около 1,5 млн пассажиров, которые летают по международным и местным направлениям. Службы аэропорта функционируют круглые сутки. Территорию аэровокзала занимают большие по площадям залы ожидания, службы справочной информации, службы пограничного, таможенного и паспортного контроля, CIP- и VIP-залы, бары, магазины, бизнес-клуб, авиакассы, выполняющие продажу и бронирование билетов, пункты обмена валют, точки быстрого питания. Здесь есть также помещения для матери и ребенка, конвейеры для транспортировки багажа, работает международная телефонная связь и расположены офисы представительств крупных авиакомпаний Turkish Airlines и Star Alliance.

К аэропорту можно подъехать автомобилем через проспект Атамурата Ниязова либо через проспект Битарап Туркменистан.

Сесть на городской транспорт или такси можно на остановках, расположенных на привокзальной площади. Оттуда пассажиры могут легко добраться в любую точку г. Ашхабад.

В Ашхабаде планируется постройка нового аэропорта, обслуживающего международные рейсы. Как говорит президент страны Гурбангул Бердымухамедов, «необходимость в постройке других воздушных ворот продиктована приоритетами и планами дальнейшего экономического развития республики Туркмении и целями наращивания сотрудничества с зарубежными странами в системе мирохозяйственных связей».

Январь 2013 года ознаменовался подписанием президентом постановления, которое разрешало заключение контракта между «Туркменскими авиалиниями» и строительной корпорацией Polimeks, которая начала проектные работы по строительству в Ашхабаде нового комплекса, способного пропустить 1600 пассажиров в час. Он будет размещаться на базе нынешнего аэропорта Ашхабад. Его постройкой начали заниматься в январе 2013 года, а к августу 2016 года планируется завершение строительных работ.

Согласно проектным данным, планируют построить три терминала – пассажирский, грузовой и VIP. Также будет оборудована новая ВПП, длина которой – 3,8 км. Также в планах строителей возведение новых парковочных мест для воздушных судов, диспетчерской вышки высотой 72 метра и новых башен для служб управления.

Пассажирский терминал планируется соорудить пятиэтажным. Он будет иметь все необходимые удобства для пассажиров международных и местных авиарейсов. На его территории будут располагаться залы регистрации и ожидания, билетные кассы, справочные системы, информационные табло, телефоны-автоматы, интернет-кафе, банкоматы, пункты обмена валют, магазины «Дьюти-фри», рестораны, кафетерии и прочие заведения. Также предусмотрено сооружение гостиничных номеров для отдыха транзитных пассажиров и пилотов, специальных детских площадок, кабинетов предоставления первой медицинской помощи, киосков розничной торговли и прессы.

Грузовой терминал вместе со складами будет рассчитан на ежегодную обработку 200 тыс. тонн грузов. Здесь же будет находиться станция техобслуживания воздушных судов, заправочная станция, а также ангары для авиатехники.

На территории аэропорта будут размещаться административные здания «Туркменских авиалиний». Планируется постройка авиашколы по подготовке персонала. Учебный центр рассчитан на ежегодное обучение 600 человек. Планируется открытие тренажерного комплекса для подготовки пилотов, медицинского и спортивно-оздоровительного центров, открытых и подземных автостоянок для персонала и пассажиров. Также в планах остается открытие музея развития туркменской авиации.

На время постройки Главного терминала аэропорта с 2014 года главным по обслуживанию пассажиров считается Малый Терминал 2. Пропускная способность данного терминала составляет 1200 пассажиров в час, площадь – 14 тыс. кв.м. Он разделен на три части: зона местных рейсов, зоны международных рейсов и VIP-зоны. С 2016 года, после открытия Главного терминала, Малый Терминал 2 станет обслуживать только пассажиров чартерных рейсов.

Основные данные аэропорта Ашхабад:

  • Страна аэропорта: Туркменистан.
  • GMT часовой пояс (лето/зима):+5/+5.
  • Координаты аэропорта: долгота 58.36, широта 37.99.
  • ИАТА код аэропорта: ASB.

Аэропорт Ашхабад (Ashgabat Airport). Официальный сайт: нет.

Основные коды аэропорта:

  • ИКАО код аэропорта: UTAA.
  • Внутрен. код аэропорта: АШХ.

Контактные данные:

Аэропорт Ашхабада

Войти

АШХАБАД – новый международный аэропорт имени Огузхана

В середине сентября в СМИ прошла новость о торжественном открытии нового международного аэропорта Ашхабада, который был построен в предверии Азиадских игр 2017 года. На протяжении нескольких лет, будучи проездом в беломраморном, я наблюдал как постепенно вырастал и расправлял крылья огромный сокол (по-туркменски “Лачин”), ставший ещё одним новым символом города и, естественно, туркменской Эпохи Великого Могущества и Счастья.
Строительством сооружения традиционно занималась турецкая компания “Полимекс”, освоив на проекте ни много ни мало, а 2,3 миллиарда долларов (для сравнения, белорусы уже который год пытаются построить в Туркменской пустыне целый калийный комбинат за 1,0000000 миллиард). Согласитесь, аэропорт был бы довольно бесполезным, ежели бы его, по старой доброй туркменской традиции не занесли в книгу Рекордов Гиннесса, поэтому к открытию комплекса уже был подготовлен соответствующий рекорд и сертификат, о чём я уже писал в записи “О туркменских рекордах Гиннесса”.

Торжественная церемония открытия состоялась 17 сентября 2016 года и главным ведущим на ней был, конечно же, Уважаемый президент Гурбангулы Бердымухамедов. Видео с его речью можно засмотреть в инторнетах, там же есть много роликов и про сам аэропорт, но меня в первую очередь интересовал факт личного посещения данного архитектурного чуда. Такая возможность представилась уже 27 сентября, ровно через 10 дней после открытия и я ей, конечно же, воспользовался. О том, как выглядит новый международный аэропорт Ашхабада “Огузхан”, смотрим и читаем под катом.

Для начала, традиционно обратимся к спутникам. Международный аэропорт Ашхабада расположен в северо-западной части города относительно недалеко от центра города. Добираться можно как на такси, которые стоят в Туркмении смешных денег, так и на общественном транспорте (автобусы №1, 18, 58). Комплекс аэропорта площадью в 1200 гектаров вмещает две взлетно-посадочные полосы по 3800 метров каждая, новый терминал, диспетчерскую вышку, грузовой склад, ангары, учебный и медицинские центры. Цифра 1 на снимке – новый аэропорт, который мы сегодня будем изучать, цифра 2 – старый международный терминал (до 2016 года носил имя Сапармурата Туркменбаши), обслуживающий нынче внутренние авиарейсы.

На картах Викимапии ситуация уже оперативно обновлена, так что можем посмотреть на новый аэропорт Ашхабада детальнее. Номер 1 на снимке – фонтанный комплекс “Огузхан и сыновья”, являющийся, кстати, рекордсменом Гиннесса; номер 2собственно здание аэровокзала; номер 3 – ВИП-терминал, представляющий из себя маленькую но очень гордую птичку. Кстати, в ряде статьей эту птичку путают с основным зданием аэропорта.

Теперь спускаемся на землю и смотрим на сооружения внатуре. Парящий беломраморный “Лачин”.

На первом уровне находится зона получения багажа и выход в город, на втором – зона вылета, на третьем – зона прилёта. На остальных (4-й и 5-й) расположены гостиница (пока не работает) и административные помещения. Что находится в клюве огромного птаха и находится ли хоть что-то, я пока не знаю.

Площадь перед аэровокзалом. Мрамор, фонтаны, скамейки и мусорки по индивидуальному проекту.

Естественно, и без оригинальных фонарей здесь не обошлось. В данном исполнении – логотип туркменских авиалиний.

Теперь пройдём внутрь птаха и заценим масштаб роскоши

Внутри здания растут пальмы, даже колонны стилизованы под их стволы

Кафе у клюва птички

Киоски с сувенирной продукцией и канцелярией

Земляки регистрируются на рейс Белавии в Минск

Выход в зону досмотра перед вылетом

А это уже сама зона вылета. По информационным знакам видим, что в наличии имеется 15 гейтов, интернет-кафе, гостиница (помним, что ещё не работает), детская игровая зона, даже комната для молитвы предусмотрена (обычная в принципе опция для мусульманских стран)

В старом терминале был один маленький магазинчик Дьюти-Фри, в новом их стало штуки 4-5, но многообразия в ассортименте так и не появилось: процентов 90 на прилавках – туркменское. Единственный плюс, из-за существующего ныне чёрного курса доллара (7,5 рыночный, против 3,5 официального), можно довольно выгодно затариваться.

В зоне вылета тоже без пальм не обошлось

Магический шар предсказывает нам, что в 2017-м году в Ашхабаде таки состоится Азиада

Дальше уже до конца пошли гейты. Удобно перемещаться на траволаторах, длина которых здесь составила 400 метров.

Намёки на каспийскую Авазу

В ожидании рейса на Минск

В старом терминале была одна неплохая кафешка с весёлыми ребятами-официантами, вот только посадочных мест всегда не хватало. Сейчас же в наличии аж 27 точек питания, еды правда больше не стало: сложилось чувство, что сосики в тесте и смаженки из старой кафешки аккуратно разделили поровну между 27 новыми.

Выход на посадку. У каждого выхода праздно шатаются солдатики – дежурят. На меня смотрят подозрительно, но никто ничего не предъявляет.

Сидушки удобные, посадочных мест хватает с лихвой. Из ништяков стоит отметить наличие столиков и розеток для девайсов.

Ещё ништячнее выглядят зелёные вип-лежаки, на которых уже можно развалиться по-царски, ну или по-хански, как здесь принято говорить

Чуть было про ковры не забыл сказать! Конечно же, без них здесь никуда

Детская игровая зона в одном из гейтов

Интернет-кафе. Кстати, вайфай в новом аэропорту есть, но он, как и у нас в Минске, платный. Печаль

Ещё одна пустующая кафешка

Ещё один магический шар правды

Я уже прошёл доступную для глаз пассажира часть аэропорта, всё поснимал, засмотрел, как ко мне наконец обратился солдатик, охраняющий один из гейтов:
– Это нельзя, брат. Фатаграфировать нельзя.
– Ну как так нельзя, брат? – удивлённо воскликнул я. – Там же разрешили! – и показал рукой в противоположную часть аэропорта (благо огромный он).
– Иии, кто разрешил? – удивился в свою очередь служивый.
На придумывание ответа у меня ушла секунда, а может и меньше:
– Офицер! – выпалил я.
– Сонармальна, брат. Ладна давай да, – только что и мог мне ответить солдатик.

Фонари в зоне получения багажа

Вот такой он, новый международный аэропорт туркменской столицы

Международный аэропорт Ашхабад

Столица Туркменистана – Ашхабад представляет собой наиболее интересный город страны. В нем же находится и ее крупнейший аэропорт. Для желающих посетить Туркменистан – в самый раз, воздушный хаб вполне современный и цивилизованный. Один из трех международных в стране. О том, как добраться в Международный аэропорт Ашхабад и как провести время во время стыковки, расскажем в материале.

Вид построек аэропорта

Описание

  • Официальное название на туркменском языке — «Aşgabat aeroporty». В 1994-2016 годах он назывался в честь первого президента страны — Сапармурата Ниязова («Saparmyrat Türkmenbaşy halkara aeroporty»).
  • Тип — гражданский;
  • Эксплуатант — Туркменские авиалинии и Türkmenhowaýollary;
  • Коды транспортного узла — IATA — ASB, ICAO — UTAA;
  • Терминалы аэропорта — международный и внутренний;
  • Географические координаты — 37°59′13″N 58°21′39″E;
  • График работы транспортного узла — круглосуточно;
  • Расположен на высоте 211 метров над уровнем моря;
  • Дата открытия — 1994 год (старое здание) и 17 сентября 2016 года (новое здание).

Аэропорт Ашхабад на карте:

Контакты

Аэропорт расположен по следующему адресу: 744008, Туркменистан, г. Ашхабад, аэропорт. Сайт аэропорта, где можно увидеть актуальную информацию на английском, русском и туркменском: http://www.ashgabatairport.gov.tm/
Телефон: (99312) 23-49-23
Fax: (99312) 23-48-17
Email: ashgabat.airport@online.tm
Он-лайн табло прибытия и отправления рейсов можно увидеть на выделенных страницах сайта.

Как добраться?

Пешком и рейсовым транспортом

При взгляде на карту Ашхабада заметно, что аэропорт расположен в северной части города. До него реально дойти пешком. Например, если идти 6 километров от дворцового комплекса “Огузхан” до фонтана перед аэропортом.

Из рейсового транспорта дешевле всего автобусный. Из центра до аэропорта ходят рейсы №1, 18 и 58. Интервал следования составляет 20 минут. Цена поездки – 2-3 маната или 35-70 рублей.

Частный микроавтобус немного комфортней и быстрее обычных рейсов автобусов, но поездка в нем будет стоить подороже.

Такси из аэропорта

Поездка в аэропорт на такси будет стоить около 400 рублей. Стоянка такси работает круглосуточно и расположена на выходе из зоны прилета.

Доехать на машине тоже несложно. Нужно двигаться согласно указателю “Аэропорт”. Из центра Ашхабада поездка займет около 20 минут, зависит от времени суток и потока автомобилей в городе.

Парковки

Парковочный комплекс действует круглосуточно. Он частично крытый, а частично и под открытым небом.

Посадка на самолет

Услуги

Новое здание аэропорта оборудовано креслами для подзарядки мобильных устройств. Они находятся в зонах ожидания. И еще имеются розетки во всех ресторанах и кафе. Следует помнить, что в эти розетки запрещено подключать различные приборы, например, кипятильники, фены и бритвы.

Багаж можно обернуть полимерной пленкой в зоне регистрации.

В общественной зоне аэропорта находится медицинский пункт. В нем есть все необходимое для оказания медпомощи, как в случае недомогания, так и при более серьезных обострениях.

Для детей в возрасте до 12 лет в аэропорту создана игровая зона. Ребенка в ней лучше всего оставлять под присмотром родителя.

Wifi на территории аэропорта платный. Цена пароля составляет 5$. Пользоваться можно около часа. Скорость составляет 2М бит/с, трафик неограниченный.

Шопинг

В аэропорту имеются различные магазины, где можно купить знаменитые туркменские ковры и изделия местной текстильной промышленности, а также алкоголь и туркменские сладости.

Питание

Перекусить можно не только в ресторане при отеле “Лачин”и в одном из кафе на первом или втором этажах терминала или в зонах вылета международных и внутренних линий. В меню этих кафе есть легкие закуски, чай и кофе, прохладительные напитки и десерты.

История

История аэропорта началась еще в годы СССР. В 1932 был построен первый аэропорт в Туркменской ССР. Из него летали самолеты в пустыню к серным рудникам. С 1956 он стал принимать реактивные самолеты Ту-104, а также вертолеты для нужно сельского хозяйства. Объем воздушных перевозок быстро рос, на линиях были задействованы такие самолеты: Ту-154, Як-40, Як-42, Ан-24. Они летали в Дашогуз, Небит-Даг и Чарджоу.

После обретения независимости в 1991 году в Туркменистане начали создавать новые воздушные ворота страны. В 1994 было открыто новое здание ашхабадского аэровокзала. Оно имело уникальную архитектуру и более современное техническое оснащение. В аэропорту тогда было две взлетно-посадочные полосы и перрон. Они были оборудованы по второй категории ИКАО и могли принимать самолеты всех видов. Ежегодное количество пассажиров достигало 1,5 миллионов человек. В нем были созданы просторные залы ожидания, службы по паспортному и таможенному контролю, которые действовали в круглосуточном режиме. Помимо этого, имелись залы ожидания класса VIP и CIP и различные сервисы:

  • Пункты обмена валют;
  • Комната матери и ребенка;
  • Офисы иностранных авиакомпаний;
  • Международная телефонная связь;
  • Заведения общепита;
  • Кассы по продаже билетов;
  • Новые конвейеры по транспортировке багажа.

В таком виде аэропорт действовал около 20 лет и был закрыт в 2013 году. Однако, после этого он еще три года носил имя первого президента страны.

В 2013-2016 аэропорт пережил глубокую модернизацию. Его выполнила турецкая компания “Полимекс”. По ее проекту не только отреставрировали действующую ВПП, но и на участке площадью 1200 гектаров были построены:

  • Три терминала: пассажирский, VIP и грузовой;
  • Взлетно-посадочная полоса в 3800 метров длиной;
  • Вышка для диспетчера высотой в 72 метра и башни контроля за воздушным движением;
  • Новый перрон для самолетов.

Интерьеры аэропорта

Особенности нового терминала

Новый терминал аэропорта по форме напоминает сокола-лачила с расправленными крыльями. Слева и справа с ним соседствуют полукруги деревьев и перед ним расположен транспортный круг с площадкой, которая окружена фонтанами “Огузхан и его сыновья”. Все это смотрится красиво и гармонично в духе страны и ее традиций. Отдельной “изюминкой” аэропорта является орнамент на крыше, его площадь – 705 кв.м.

Здание нового терминала было возведено из стальных конструкций и стекла, а для облицовки был использован белый камень. Пассажиры попадают в самолеты или, наоборот, из них в зал через 30 телескопических гейтов. Площадь терминала составляет 166 тыс. кв. м. Его высота – 45 метров, а длина – 68 метров.

Как и многие другие объекты в Ашхабаде, он является “визитной карточкой” страны. В год он может обслужить 14 миллионов пассажиров. Персонал аэропорта насчитывает 1800 различных специалистов. Безопасность пассажиров обеспечивают инновационные технологии:

  • Телескопические мосты;
  • Стойки электронной регистрации;
  • Лифты;
  • Системы охлаждения и отопления;
  • Системы оповещения (FIDS) – они дают информацию обо всех вылетах на разных языках;
  • Камеры X-RAY, которые выявляют запрещенные предметы;

  • Системы видеоконтроля CCTV, она выявляет разнообразные нарушения;
  • Противопожарные системы и сигнализации.

Пальмы в одном из залов аэропорта

Пассажирский терминал занимает пять этажей. Он обслуживает местные и международные авиарейсы. Он оборудован следующими сервисами:

  • Залы ожидания и регистрации;
  • Табло информации;
  • Справочное бюро;
  • Сенсорная электронная система;
  • Кассы;
  • Интернет-кафе;
  • Почтовое отделение;
  • Телефоны-автоматы;
  • Пункты, где можно арендовать автомобиль;
  • Пункты обмена валюты;
  • Банкоматы;
  • Камеры хранения;
  • Кафетерий;
  • Магазины “дьюти-фри”;
  • Гостиницы для пилотов и транзитных пассажиров;
  • Комнаты для матерей и детей;
  • Детские игровые площадки;
  • Кабинеты первой медицинской помощи;
  • Ларьки с прессой;
  • Киоски розничной торговли;
  • Конференц-зал.

Также в аэропорт имеется грузовой терминал, который может обработать 200 тыс. тонн грузов за год.

Территория аэропорта также служит местом размещения важных объектов воздушной инфраструктуры страны:

  • Здание администрации Государственной национальной службы “Туркменховаеллары”;
  • Предприятие авиатранспорта “Туркменистан”;
  • Летный отряд авиалиний Туркмении;
  • Школа по подготовке авиаперсонала, она рассчитана на 600 человек;
  • Тренажерный комплекс для обучения экипажей;
  • Медицинский и спортивный центры;
  • Автостоянки – подземные и открытые;
  • Музей авиации Туркменистана. В нем можно увидеть различные архивные материалы, фотографии, альбомы, модели воздушных судов.

Видео-демонстрация Международного аэропорта Ашхабад:

Внутренние рейсы с сентября 2016 года обслуживает малый терминал №2. Он был возведен в 2014 году на месте здания аэропорта советского периода и действовал в период строительства нового международного терминала.

Самолет авиалиний Туркменистана

Отели в транзитной зоне

В пяти минутах от аэропорта удачно расположен отель “Лачин”. Он действует с 2009 года и внешне напоминает крылья сокола, то есть образ этой птицы воплощен и в здании аэропорта и в постройке отеля. В нем может разместиться до 200 гостей. Время въезда и выезда – 12:00.

Внутри здания отеля находится и ресторан, где посетителям могут организовать “шведский стол” или накрыть завтрак, ужин и обед. Меню по системе “A la Сarte” включает в себя широкий набор блюд местной кухни и популярные блюда иностранных кухонь.

Для лиц, которые остановились в отеле на 10 дней, предусмотрен подарок от шеф-повара.

Отель оснащен также и физкультурно-оздоровительным центром и бизнес-центром, где имеются принтеры, сканеры, компьютеры и оргтехника. В нем есть конференц-зал на 40 мест, который оснащен проектором, доской и флагштоком. В бизнес-центре круглые сутки действует беспроводной интернет.

Помимо него, в пределах 3-5 километров от аэропорта расположены отели:

  • “Ак Алтын”;
  • “Гранд Туркмен”;
  • “Софитель Ашхабад Огузкент”;

Монумент Независимости

Чем заняться при длительной пересадке?

Ашхабад представляет собой одну из самых интересных столиц бывшего СССР. После 1991 года город пережил масштабную реконструкцию, в нем было построено множество необычных новостроек. Во время пересадки стоит посетить такие объекты:

  • Ботанический сад;
  • Парк Победы;
  • Музей туркменского ковра;
  • Музеи современного искусства и изобразительных искусств;
  • Ипподром;
  • Монументы постсоветского периода – нейтралитета, независимости, книге Рухнама, конституции, ахалтекинским скакунам.

Авиакомпании и основные направления

В годы СССР аэропорт обслуживал только внутригосударственные рейсы. В настоящее время, из него летают самолеты в некоторые республики бывшего СССР и в ряд стран Европы и Азии, но в целом аэропорт по разнообразию рейсов и пассажиропотоку уступает аэровокзалам Турции, России и Казахстана.

Так выглядит расклад по авиакомпаниям и пунктам назначения:

  • Белавиа – рейсы в Минск;
  • S7 – рейсы в московский аэропорт Домодедово;
  • Flydubai – в аэропорт Дубая (ОАЭ);
  • Lufthansa – Баку и Франкфурт-на-Майне;
  • Lufthansa Cargo выполняет грузовые рейсы в Франкфурт-на Майне и в Москву;
  • Cargolux также совершает грузовые рейсы в Сингапур и Люксембург;
  • AeroLogic – грузовые рейсы во Франкфурт и Гонконг;
  • Coyne Airways – грузовые рейсы в Тбилиси;
  • Turkish Airlines – рейсы в Стамбул и Дакку, а также в Абу-Даби, Марсель и Брно. Последние четыре – грузовые;
  • Volga-Dnepr AirLines – грузовые рейсы в Ставангер;
  • Китайские южные авиалинии – рейсы на Урумчи;
  • Туркменские авиалинии. Эта местная авиакомпания выполняет наибольшее количество рейсов. Грузовые в Абу-Даби и Урумчи, а пассажирские в Алма-Аты, Анкару, Амритсар (Индия), Бангкок, Пекин, Бирмингем, Киев, Лондон, Минск, Санкт-Петербург, Москву, Казань, Дели, Дубай, Франкфурт-на-Майне, Париж. И еще местные авиарейсы в Дашогуз, Балканабад, Туркменбаши, Мары.

Аэропорт Ашхабад — транспортный узел, который может обеспечить транзитным и не только пассажирам достойный уровень сервиса.

Ссылка на основную публикацию