Социальная работа в Германии

Социальная работа в Германии

XΙX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны. Последствия индустриализации обусловили резкое обнищание семей рабочих, как следствие – большое число людей стало пользоваться социальным обеспечением.

В 1800 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован. Сначала он находился в Берлине, затем во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся социальной работой в ФРГ.

По уставу от 2 октября 1991г. в Хейлброне, главная его цель – воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идёт о государственно, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодёжи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах и т. д.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырёх заместителей. Специальные экспертные комиссии образуют 20 рабочих групп для обсуждения отдельных вопросов. Союз и сегодня играет существенную роль в качестве центра социальной работы Германии и имеет значительное влияние не только в юридических кругах государства.

В 1898 г. в Берлине был основан «Союз для защиты детей от жёсткого обращения и эксплуатации». Этот орган выступал в то время против непосильного детского труда, за надёжный уход за детьми, настаивал на продолжительном времени учёбы в школе и был тесно связан с образованием и государственной благотворительностью.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь здесь идёт о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения.

В 1926 г. А. Саломон опубликовал в Германии труд по социальной работе «Социальный диагноз». С приходом гитлеровского фашизма к власти было приостановлено демократическое развитие страны. Человеконенавистничество пришло в социальную сферу. Социальная работа была сведена к жестокому контролю над населением и стала одним из политических инструментов нацистов.

После освобождения народа Германии от гитлеровского фашизма началось возрождение демократических основ жизни в стране и вместе с этим демократических норм социальной жизни. С середины 1960-х гг.в социальной работе был выработан единый подход к группам клиентов в зависимости от вида и степени поражения. Годами переосмысления социальной работы в ФРГ стали 1970-е гг. Учёные пришли к выводу о недостаточном использовании классических методов социальной работы.

В германии проведена грань между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с поддержкой, уходом и заботой относительно нуждающихся в ней людей. Социальная педагогика направлена на проблемы воспитания и образования своих клиентов. Например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты – дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, клиенты юношеского возраста смогли получить европейское образование и т. д.

Задача социального работника как профессионала состоит в оказании эффективной поддержки лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Финансовая сторона в деятельности социального работника играет существенную роль. Деньги на социальные нужды в Германии можно получить главным образом в учреждениях, финансирующих социальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от предприятий и профсоюзных касс взаимопомощи служащих социальным целям.

На начало 1900-х гг. социальной работой в Германии занималось более 6000 служб и организаций. Также в Германии около 8,5 млрд евро идёт на погашение расходов на услуги по уходу за нуждающимися в социальной поддержке.

В зависимости от степени заболевания и потребностей клиенты германских социальных служб могут обратиться за помощью в следующие учреждения, а также к специалистам:

1. В социально-педагогические учреждения, консультации по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т. д.;

2. В группы самопомощи;

3. В государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения с целью получения ночлега;

4. В медицинские учреждения;

5. В психиатрические, диагностические психологические и психотерапевтические учреждения;

6. К психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным вопросам, психиатрам, врачам;

7. В службы по уходу за людьми в тяжёлой жизненной ситуации;

8. В социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому);

9. В церкви и религиозные общины, к пастырям, к церковным помощникам в общинах;

10. В школы, интернаты, учреждения помощи учащимся, в профессионально-технические училища;

11. В социальные образовательные учреждения для взрослых;

12. В детские ясли, группы продлённого дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы надзора за детьми;

13. В посреднические службы;

14. В юридические консультации;

17. К управленцам социальной сферы.

Типологию социальных услуг в Германии можно представить как: 1) консультационные; 2) врачебные; 3) информационные; 4) правовые; 5) по общему уходу; 6) организационные.

Стоит обратить внимание на социальные профессии в Германии:

– помощник социального работника по уходу за пожилыми;

– социальный работник по уходу за престарелыми людьми;

– психотерапевт по вопросам детства и юношества;

– помощница по ведению домашнего хозяйства на селе;

– консультант по семейным вопросам;

– помощник по организации быта семьи;

– помощница в воспитании детей и т. д.

Что мешает полноценному развитию Германии как социального государства:

· вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

· трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

· ухудшение социального положения граждан Германии усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жильё в Германии, как и во многих других странах мира, социальные профессии недостаточно престижны, мало оплачиваемы. Германия – страна, в которой большое внимание уделяется заботе о пенсионерах.

Социальная работа в Норвегии.

Большинство социальных служб в Норвегии образованны в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия и молодёжных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодёжных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются насилию, и т.д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства. Социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие, – объединена в бюджетную систему.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода. Организация общественного управления основана на трёх уровнях: государственном, региональном и муниципальном. На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.)

Система медицинского страхования финансируется за счёт налогов с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов – это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психических больниц.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться.

В муниципалитетах ведётся контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков.

Основная задача социальной защиты детей – «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Работа ведётся на трёх уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер – улучшать жизненные условия детей (открытие детских площадок, детских садов, молодёжных клубов, восстановление домов).

В семьях, где дети живут « в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких – либо школьных проблем.

Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребёнка, детские дома, молодёжные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т. д. Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит своё выражение в организации медицинских центров, центров здоровья, общественного питания в школах.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще не закреплены специальным законодательством:

· Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми;

· Службы, работающие с конфликтующими сторонами, это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим;

· Молодёжные клубы организуют деятельность молодёжи (от 10-16 лет);

· Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях;

· Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи;

· Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня:

1) социальный работник – работа в городских социальных офисах;

2) социальный педагог – профессионально работает с детьми в детских учреждениях;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных учреждений.

Европейская модель соц. обеспечения – европейский традиционализм.

Германия, Франция, Бельгия и Люксембург – страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами.

Великобритания, Дания, Ирландия – страны, где страховые принципы менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов.

Нидерланды и Италия – занимают промежуточную позицию между первыми двумя.

Испания, Португалия, Греция – страны, где системы соц. защиты населения, как таковой, пока нет; она только формируется.

Соц.защита во всех европейских странах выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни.

В течение последних 5 лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании и Франции.

Социальная работа в Исландии.

Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальную защиту, обеспечение жильём и здравоохранение. Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что важно, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги:

2) финансовую поддержку;

3) социальную поддержку на дому;

4) благосостояние детей и подростков;

5) услуги подросткам;

6) услуги престарелым;

7) услуги инвалидам;

8) обеспечение жильём;

9) помощь алкоголикам и наркоманам;

10) решение проблем занятости населения.

В соответствии с законом право на социальное обеспечение имеют все лица, легально находящиеся в этом районе, подчиняющемся местной администрации.

«Акт о социальных службах при местных администрациях» – на его основании любая помощь и услуги оказываются как с целью решения различных проблем, так и с целью предотвращения попадания отдельных лиц и семей в положение, в котором они не в состоянии влиять на ситуацию

Охарактеризуем подробно содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению.

Консультации по социальным вопросам. Местные органы управления должны консультировать по социальным вопросам. Цель консультаций – предоставление информации и рекомендации, с другой стороны – обеспечение поддержки в случаях общественных и личных потрясений. Это включает консультации по таким проблемам, как управление финансами, жилищные вопросы, воспитание детей, расторжение брака …

Финансовая поддержка. Основная обязанность каждого гражданина – оказание помощи своему (своей) супругу (супруге) и детям до 18 лет. Правила по оказанию финансовой поддержки разработаны местными органами власти.

Финансовая поддержка может быть оказана как в виде займа, также в виде субсидии. Заём предоставляется по просьбе просителя. Финансовая помощь оказывается безвозмездно в виде субсидии.

Социальная поддержка на дому. Местные органы власти ответственны за социальную поддержку тех, кто живёт в собственном доме и не способен заботиться о его состоянии и личной гигиене без посторонней помощи вследствие семейных обстоятельств, увечья, болезни, рождения ребёнка или умственной отсталости.

Социальная помощь на дому должна быть направлена на изыскание возможностей, позволяющих человеку восстанавливать свои силы и жить в собственном доме при условиях, максимально приближённых к нормальным, так долго, как это только возможно.

Благосостояние детей и подростков. Комитет социальных услуг при сотрудничестве с родителями, правоохранительными и другими органами, ответственными за воспитание, образование и здравоохранение детей и подростков, обязан обеспечить их безопасность и защищать их интересы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9028 – | 7293 – или читать все.

Что нужно знать о социальной работе в Германии в 2020 году

В странах СНГ социальный работник не самая престижная профессия. А вот в Европе этой сфере уделяют существенное внимание и активно привлекают к этому виду деятельности иностранных граждан. Социальная работа в Германии в 2020 году – это разветвленная система услуг, которая включает уход за пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями, детьми и другими социально незащищенными слоями населения.

Какое значение имеет социальная работа

Институт социальной работы развивался параллельно с историей общества. По мнению исследователей, первые примеры того, что мы сейчас называем социальной работой, появились еще во времена общинно-родового строя. Безусловно, процедуры со временем изменились, но сегодня ни одно государство не обходится без специалистов этого профиля.

Подготовка социальных работников в Германии длится 3 года. Цель социальной работы состоит в том, чтобы оказывать помощь людям, у которых сложилась непростая жизненная ситуация.

Кроме того, социальная работа обеспечивает поддержание связей и отношений между различными социальными слоями населения. С тех пор как функцию организации социальной работы взяло на себя государство, она стала систематизированной, были выработаны определенные принципы и методологии, которые позволяют осуществлять эту деятельность максимально эффективно.

Виды социальных профессий в Германии

В Германии существует огромное количество социальных профессий, и каждый человек, желающий попробовать себя в качестве социального работника, может выбрать для себя наиболее подходящую. К социальным следует отнести следующие профессии:

  • помощник социального работника по работе с пожилыми людьми;
  • социальный работник, занимающийся уходом за пожилыми людьми;
  • психотерапевт, работающий с детьми и подростками;
  • педагог (обязательно со специальным образованием);
  • помощник по ведению хозяйства в селе;
  • семейный консультант;
  • воспитатель;
  • помощник по бытовым вопросам в семье (работа домработницей);
  • помощник в воспитании детей.

Какие социальные программы существуют в Германии

В Германии существует ряд социальных программ, позволяющих получить работу иностранцам как со знанием языка, так и без него.

Программа FSJ

Freiwilliges Soziales Jahr (FSJ) – государственная программа, предоставляющая возможность молодым людям на практике применить навыки социальной работы. Это прекрасная возможность выучить язык, путешествовать по стране и получить профессиональный опыт. К тому же данная программа является прекрасным подспорьем для поступления в университет.

FSJ рассчитана на молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет включительно.

Продолжительность программы составляет 1 год, но при желании ее можно продлить до 18 месяцев. Во время практики участникам выплачивают денежное вознаграждение, которое, безусловно, меньше минимальной зарплаты, но дающее возможность окупить пребывание на территории Германии.

Особенности данной программы:

  1. Это программа с проживанием – ее участникам предоставляют меблированную комнату. Если вы отказываетесь от жилья, можете получить деньги, на которые будете сами обеспечивать себя всем необходимым.
  2. Участники программы получают питание на том предприятии, где они работают. Можно готовить пищу и самостоятельно – в этом случае волонтеру выдается 150-200 евро в месяц на продукты.
  3. Участники программы имеют медицинскую и пенсионную страховку, а также страховку по безработице и от несчастных случаев.
  4. Волонтеру предоставляется 26 рабочих дней оплачиваемого отпуска, чтобы увидеться с родными.
  5. Каждый месяц волонтеру выплачивается от 200 до 300 евро на карманные расходы.
  6. В течение года участники программы посещают пять семинаров по истории Германии, ее культуре и немецкому языку. Их общая продолжительность составляет примерно 25 дней. Участие в семинарах является обязательным и засчитывается в рабочее время. Они совершенно бесплатные и проводятся в течение пяти дней каждый. Проезд к месту проведения семинара тоже бесплатный.

Для того чтобы принять участие в программе, необходимо:

  1. Знать немецкий язык на базовом уровне А2 (уметь строить простые предложения, иметь навыки бытового общения). Чем лучше ваше знание немецкого, тем проще будет адаптироваться, общаться с работодателем и новыми людьми.
  2. Иметь навыки работы в социальной сфере.
  3. Возраст участника должен быть от 18 до 26 лет. Участвовать могут не только студенты.

Участники программы могут работать в:

  • амбулаториях;
  • домах ребенка;
  • клиниках;
  • домах для пожилых людей;
  • других социальных заведениях.

Программа FOJ

FOJ является немецкой государственной волонтерской программой, по которой молодежь может принять участие в различных экологических проектах. В программе участвуют люди со всего мира с целью внесения вклада в охрану окружающей среды и совершенствования знаний немецкого языка.

В рамках этой программы волонтеры могут работать от 38 до 40 часов в неделю. Кроме обычной волонтерской деятельности, есть также обязательные семинары, которые засчитываются как рабочее время. Участникам оплачивают проезд до места проведения семинара, проживание и культурную программу.

Волонтеры могут:

  1. Заниматься экологическим воспитанием несовершеннолетних.
  2. Ухаживать за экосистемами, работать со специальным оборудованием или географическими картами.
  3. Ухаживать за животными и растениями в заповедниках.
  4. Заниматься сельским хозяйством.
  5. Работать в лесных хозяйствах.
  6. Заниматься проектами по защите атмосферы.
  7. Работать в лаборатории.

Для того чтобы принять участие в программе, необходимо:

  1. Иметь базовые знания немецкого языка (перед получением рабочего места соискатель проходит собеседование).
  2. Иметь полное высшее образование.
  3. Быть в возрасте от 16 до 27 лет
  4. Интересоваться природой и охраной окружающей среды.
  5. Быть готовым реализовывать новые идеи.
  6. Быть общительным и исполнительным.

Участники программы могут получить:

  • от 180 до 300 евро в месяц на карманные расходы;
  • бесплатное проживание или компенсацию стоимости жилья, если принимающая организация его не предоставляет;
  • бесплатное питание;
  • полное страхование (медицинское, пенсионное, от несчастных случаев и по безработице);
  • 26 рабочих дней отпуска;
  • униформу, все необходимое оборудование, материалы и инструменты.

Если вы считаете, что ваш уровень владения немецким является недостаточным, не стоит отказываться от участия в программе – есть такие виды деятельности, где вполне достаточно базовых знаний языка.

Программа Au Pair

Au Pair в Германии – это культурная и образовательная программа обмена, благодаря которой можно год проживать в семье, учить язык и выполнять определенные обязанности.

По сути, данная программа – это работа в Германии для русских няней. В обязанности волонтера входит:

  • одевание и умывание детей, кормление и игры с ними;
  • придумывание развлекательных программ;
  • сопровождение детей в школу, в детский сад и на кружки;
  • помощь детям при выполнении домашних заданий;
  • поддержание порядка в детской;
  • придумывание развлечений для детей на каникулах;
  • уход за малышами, если они болеют;
  • выполнение несложной работы по дому.

Как принять участие в социальной программе

Для участия практически в любой социальной программе в Германии существует определенный возрастной ценз. Как правило, для участия отбирают молодых людей в возрасте до 30 лет. Если же вы едете, например, на работу сиделкой без посредников, то есть договариваетесь напрямую с работодателем, то возраст не имеет значения.

Что касается образования, то оно не обязательно должно быть высшим – достаточно полного среднего. Однако наличие профильных навыков приветствуется.

Важным также является и знание языка. Если вы едете не в русскую семью, то ваше знание языка будут проверять во время собеседования. Причем вовсе не обязательно владеть языком на высоком уровне – большинство программ предполагает изучение немецкого языка. Хорошим бонусом будет знание английского.

У кандидата также не должно быть серьезных проблем со здоровьем. Социальная работа предполагает серьезные нагрузки, и это может стать причиной обострения хронических заболеваний.

Какие документы необходимы для участия в социальных программах

В зависимости от программы, в которой вы планируете принять участие, перечень требуемых документов может меняться. Однако базовый пакет практически всегда остается неизменным. В него входят:

  1. Автобиография соискателя на немецком языке.
  2. Заполненная анкета (анкету высылает координатор программы).
  3. Свидетельство об окончании школы или справка из деканата вуза, переведенные на немецкий язык и нотариально заверенные.
  4. Мотивационное письмо, в котором необходимо указать, что нового вы можете привнести в проект, почему хотите принять в нем участие и что умеете делать в указанной сфере.
  5. Фото как на паспорт.
  6. Виза.

Если вы устраиваетесь на работу от прямых работодателей, то, скорее всего, от вас потребуют резюме. Также могут потребовать медицинскую справку.

Виза в Германию для социальных работников может оформляться по-разному: если вы едете по программе, то с оформлением может помочь ваш координатор; если же речь идет о самостоятельном трудоустройстве, то понадобится рабочая виза.

Сколько можно заработать на социальной работе в Германии

Если вы едете в Германию по программе, то понятия «зарплата» в привычном для нас смысле там не существует. Как правило, волонтерам оплачивают жилье и проезд в транспорте, компенсируют расходы на питание и выдают до 300 евро на карманные расходы.

Если вы едете работать, договариваясь напрямую с работодателем, оплата труда может существенно отличаться в зависимости от региона, круга обязанностей. Как правило, зарплата социального работника колеблется от 2,5 тысяч до 3,5 тысяч евро в месяц.

В заключение

Социальная работа в Германии – интересная и достаточно хорошо оплачиваемая сфера деятельности. Если вы хотите поработать в Германии социальным работником и вам еще не исполнилось 30 лет, можно принять участие в одной из специальных социальных программ. Также можно устроиться на работу, связавшись с потенциальными работодателями напрямую или через посредников.

Профессия социальный педагог в Германии: Видео


Профессия социального работника в Германии

Система социальной защиты в Германии считается одной из лучших в мире. Большинство работников социальной сферы составляют женщины. Необходимость развития социальной сферы остро проявилась в XIX веке. Массовая индустриализация страны, появление новых профессий и забвение старых привело к переосмыслению трудовых ценностей, одновременно увеличилось число безработных и бедных. Церковь и благотворительные организации больше не справлялись со своей задачей. С тех пор государство начинает разрабатывать социальные проекты и расширять базу социальной помощи нуждающимся людям

Значение социальной работы

Целью социальной работы является оказание помощи лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Социальные службы в Германии включают в себя социальные добровольные организации, медицинские учреждения, школы интернаты для помощи учащимся, социальные дома для матерей и т.д.

Как сообщяет газета Русская Германия, в стране наблюдается нехватка социальных работников, специализирующихся на помощи людям, страдающих от безработицы. По данным немецкого института экономических исследований DIW в Берлине увеличилось число выпускников технических и естественных вузов, которые не могут найти работу. Несмотря на то, что безработных в стране относительно немного, темпы роста остаются высокими.

Социальный работник оказывает помощь семье

К социальным профессиям Германии относятся:

  • Специалисты, обслуживающие пожилых людей, осуществляющие уход за ними. Например, работа сиделкой в Германии;
  • Врачи-психотерапевты, оказывающие помощь в решении вопросов семьи и детства;
  • Педагоги и воспитатели, имеющие оконченное образование по специальности;
  • Помощники по хозяйству, особенно в сельской местности;
  • Консультант по решению семейных вопросов;
  • Специалисты по лечебному питанию;
  • Помощники в воспитании детей и т.д.

Что нужно для трудоустройства социальным работником в Германию

В первую очередь, необходимо полученить сертификат по социальной профессии. Например, наличие сертификата по специальности ассистента по повседневной опеке и заботе Betreuungsassistent облегчает возможности для получения рабочей визы и оформления вида на жительство. По истечении 8 лет можно получить гражданство Германии. Работа может подразумевать отсутствие высоких требований к уровню владения немецким языком, так как существуют вакансии по уходу за русскоговорящими мигрантами. По данным на 2016 год в Германии более 2,5 миллиона взрослых людей, предпочитающих в домашних условиях говорить на русском языке.

В соответствии с независимыми социальными подсчетами и анализом демографической ситуации, к 2050 году доля пожилых граждан в стране достигнет 40%. Количество увеличивающихся старческих заболеваний обуславливает острую необходимость в новых специалистах по уходу.

Дипломированные социальные работники очень востребованы в Германии

Перспективы социальной работы

С развитием медицинских технологий, увеличением количества людей престарелого возраста, появляются всё новые возможности для трудоустройства. Открывающиеся частные службы и развитая система социальных услуг испытывают нехватку квалифицированного персонала. Профессия не исключает приема на работу мигрантов, при наличии рабочей визы и вида на жительство. Наиболее востребованной для иностранцев остается должность ассистента по повседневной опеке и заботе – Betreuungsassistent. Это сотрудники, которые осуществляют уход за престарелыми людьми в медицинских учреждениях и на дому.

Профессия социального работника в Германии открывает для мигрантов возможности улучшить свои языковые навыки, подтвердить свой диплом в Германии для будущей смены профессии, пройти несколько курсов повышения квалификации и адаптироваться к условиям жизни в Германии.

При желании связать свою дальнейшую жизнь с социальной сферой существуют дополнительные курсы, открывающие доступ к разнообразным должностям социальной работы. Карьерный рост достигается при окончании следующих курсов:

  • Altenpflegehelfer – работник, специализирующийся на помощи престарелым. Срок обучения составляет 1 год.
  • Altenpfleger – может ухаживать за пожилыми людьми, одновременно оказывая медицинскую помощь. Срок обучения 3 года. Сертификат даёт расширенные возможности для трудоустройства в качестве самостоятельного работника или индивидуального предпринимателя. При наличии медицинского образования, полученного в родной стране, общий срок обучения длится полтора года. При отсутствии медицинских знаний для получения сертификата Altenpfleger потребуется 3,5 года.

Тесно связано с социальной работой временная занятость по обмену студентами в соответствии с международной программой Au- Pair в Германии.

Уровень заработной платы социальных работников в Германии

Специалист на должности ассистента по повседневной опеке и заботе в Германии получает в среднем 1 500 евро в месяц. Однако, это специалист без высшего образования. Дипломированные социальные специалисты работают в домах престарелых, учреждениях для детей с отклонениями в развитии, медицинских учреждениях, при государственных социальных организациях. Их труд всегда уважаем и хорошо оплачивается.

В среднем уровень заработной платы различных социальных специалистов достигает 2600-3700 евро в месяц. Начинающий опекун, санитар или помощник по уходу за больными может вполне претендовать на 2500 евро в месяц.

Важными качествами для социальных работников выступают любовь к людям, терпеливость, и стрессоустойчивость. Развитие социального сектора в Германии предусматривает возможности для хорошей оплаты труда за реализованное вами добро

Социальная работа в Германии

XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных, в дальнейшем переименованный в Германский союз государственного и частного попечительства и объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы. Эта организация служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы. Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: социальная помощь и социальная политика; помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; помощь людям преклонного возраста; помощь инвалидам с детства; помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; социальные профессии; организация социальных служб; планирование в области социальной работы.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США – речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения.

Необходимо отметить, что в Германии проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

Так, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включится в естественную жизнь общества.

Социальный работник концентрируется на социальных проблемах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента. Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения. Мы видим, что в работе социального педагога и социального работника есть немало общего. Однако специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.

70-е годы прошлого века стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ происходили дискуссии о пользе системных подходов в социальной работе. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на национальном уровне в ФРГ. Развитие социальной работы дало толчок для образования крупных организаций по оказанию социальных услуг населению. В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала.

Финансовая сторона в деятельности социального работника играет существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ можно получить главным образом в учреждениях, финансирующих социальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от предприятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих социальным целям. Кроме того, есть и другие источники финансирования: больничные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие так называемые социальные кредиты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования.

Однако в настоящее время в ФРГ социальная помощь больше не ограничивается финансовыми услугами нуждающимся. Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: консультационные; врачебные; информационные; правовые (с контрольной функцией); по общему уходу (исключая врачебные); организационные.

В зависимости от степени заболевания и потребностей, клиенты социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные или специализированные учреждения, а также к специалистам:

1) в социально-педагогические учреждения (интернаты, жилищные сообщества под контролем социальных работников, консультации по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т.д.), к социальным педагогам, специализирующимся по вопросам семьи;

2) в группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов);

3) в государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения с целью получения ночлега (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные пункты для наркоманов и т.д.);

4) в медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, другие лечебные учреждения, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования семьи и др.);

5) в психиатрические, диагностико-психологические и психотерапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, психиатрические пункты для социальных целей, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т.д.);

6) к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным вопросам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сестрам по вопросам материнства;

7) в службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);

8) в социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы помощи на дому, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т.д.);

9) в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным помощникам в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);

10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училища, в центры по профессиональной ориентации;

11) в социальные образовательные учреждения для взрослых (родительские университеты, в центры общения, в центры по подготовке вспомогательного персонала и т.д.);

12) в детские ясли, группы продленного дня, объединения для матерей, работающих в дневное время, в службы по заботе о детях;

13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);

14) в юридические консультации (по общим и специальным вопросам);

17) к управленцам и администраторам в социальной сфере, в области здравоохранения и образования.

Таким образом, даже из этого перечня можно сделать вывод, что Германия является одним из мощных европейских социальных государств.

Где действует гарантированная система социальных услуг, которая защищаетсвоих граждан с рождения. Иностранцы, проживающие в Германии, также пользуются социальными услугами.

Решение социальных проблем опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Социальная работа в Германии

1.5.2. Социальная работа в Германии

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.
Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят Объединение благотворительности для рабочих, католический “Каритас”, Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.
По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главной его целью является воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Основными задачами Союза являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере; поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социльной работы в других странах; развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.
Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: а) социальная помощь и социальная политика; б) помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; в) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; г) помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; д) помощь людям преклонного возраста; е) помощь инвалидам с детства; ж) помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; з) социальные профессии; и) организация социальных служб; к) планирование в области социальной работы.
Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.
В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала.
Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.
Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию: а) консультационные; б) врачебные; в) информационные; г) правовые (с контрольной функцией); д) по общему уходу (исключая врачебные); е) организационные.
Таким образом, можно сделать некоторые предварительные обобщения:
1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабозащищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.
2. Типологию социальных услуг можно определить в зависимости от их целей и задач, по правовому базису (т. е. что за организация или учреждение их оказывает), по виду и форме их оказания.
3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения. Иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.
4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.
5. Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т. д.
6. Социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, объединена в бюджетную систему.

Социальная работа в Германии

Примером для подражания, образцом проявления и воспитания в людях лучших качеств является социальная работа в Германии. Вряд ли в мире найдется другая страна, в которой этому аспекту уделяется столько внимания. Участниками немецких социальных программ могут стать не только граждане ФРГ, но и представители других государств.

Если вы хотите обрести бесценный опыт милосердия и помощи нуждающимся, готовы работать с молодежью, бездомными, инвалидами, заключенными и т. д., есть смысл избрать полем деятельности Германию. Россиянам есть чему поучиться у немцев, которые разработали множество социальных программ.

Каждая программа характерна своими условиями, однако, если рассматривать их в общем контексте, то все они одинаковы, ибо направлены на достижение единых целей. Главное, что вам может дать участие в одной из программ, — это профессиональный опыт, который не только позволит проявить лучшие качества вашей личности, но и поможет в будущем.

Истоки развития социального движения в ФРГ

Еще в XIX веке в Германии остро стояли вопросы социальной помощи населению. Повсеместная индустриализация привела к тому, что многие профессии оказались невостребованными. Начались массовые сокращения, из-за чего многие семьи были отброшены за черту бедности.

Именно с той поры начинается становление социальной направленности немецкого общества. Изначальной целью было оказание помощи всем нуждающимся. Ни благотворительные организации, ни церковь больше не могли справиться с задачей. Возникла необходимость участия в социальных проектах государства.

Первым государственным органом страны, направленным на развитие социальной сферы, стал Германский благотворительный союз заботы о бедных, созданный в 1880 году. Организация функционирует и по сей день, ее называют Германским Союзом. На настоящий момент в него входит 3000 участников. Союз объединяет все организации, работающие в стране в рамках создания, развития и реализации социальных программ. У Германского Союза есть единый для всех Устав, возглавляет его председатель.

Согласно Уставу, организация разворачивает деятельность в следующих направлениях:

  • Оказание помощи семьям в формировании здоровых семейных отношений.
  • Работа с молодежью, воспитание, развитие, продвижение.
  • Оказание помощи системе здравоохранения.
  • Помощь пенсионерам, инвалидам с детства, инвалидам, ставшим таковыми в силу различных причин.
  • Социальное развитие и т. д.

Ежегодно проделывается огромная работа в различных направлениях социальной сферы. Если вы решите присоединиться к реализации программ, сможете получить не только бесценный опыт, но и заработать, по нашим меркам, вполне приличные деньги.

Что представляет собой участие в социальных программах ФРГ

Если вы чувствуете в себе силы для оказания помощи, то следует определиться, в каком направлении вы готовы работать, какой вид деятельности наиболее соответствует вашему опыту и навыкам. Участие в немецких программах наиболее подходит представителям следующих специальностей:

  • Врачам.
  • Представителям других медицинских специальностей.
  • Социальным работникам.
  • Учителям.
  • Воспитателям.
  • Представителям религиозных организаций и т. д.

Когда речь идет о милосердии, любой человек может откликнуться и проявить себя в этом направлении. К соискателям не предъявляется особых профессиональных требований. Конечно, если вы врач, ваша помощь будет очень кстати. Но для того чтобы работать в социальной сфере и нести людям добро, нужно быть, первым делом, не врачом или другим специалистом, а добрым человеком.

Главные требования к соискателям

Так как вы будете работать в Германии, помогая гражданам страны, первое, что от вас требуется, так это хорошее владение немецким языком. Многие наши соотечественники ради того, чтобы стать участниками социальных программ, специально учат немецкий язык.

Вторым качеством, которым вы должны обладать, является любовь к людям. Вместе с тем вы должны быть еще и стрессоустойчивым, терпеливым. Полем вашей деятельности станут клиники, дома престарелых, организации, занимающиеся детьми с особыми потребностями и т. д. Вас ждет работа в структурах специфической направленности. Далеко не каждому по плечу работа в таких организациях.

Что вы получаете в итоге

Развитие социальной работы в Германии на сегодняшний день находится на таком уровне, что вы можете творить добро и при этом зарабатывать деньги.

К тому же не менее важное, что вы получите, будет опыт. Он, несомненно, повлияет на всю вашу будущую жизнь. Возможно, именно с него начнется ваша дальнейшая профессиональная деятельность.

Как правило, давшие согласие на участие в социальных программах, обеспечиваются жильем на территории организаций, в которых будут работать, а также бесплатным полноценным питанием. Помимо всего прочего, сотрудникам социальных служб платят примерно 1000 евро в месяц.

Нельзя забывать и о том, что, работая в Германии, вы быстро и без усилий обогатите свой словарный запас немецкого языка.

Как стать участником одной из социальных программ

Социальных программ в Германии много. Некоторые из них предусматривают параллельное изучение немецкого языка. Это значит, что есть шанс попасть на социальную работу в ФРГ и у тех, кто не владеет языком страны. Однако в данном случае нужно знать хотя бы базовый английский, чтобы общаться с коллегами и клиентами на первых порах.

Как правило, иностранцы работают в социальном направлении год. Помимо соцработника, можно стать волонтером. Есть два направления волонтерской службы:

  1. Федеральная, где нет никаких возрастных ограничений для участников.
  2. Молодежная, рассматривающая кандидатуры возрастом до 27 лет.

Наиболее популярными в нашей стране являются программы:

  • FSJ — для молодых, как правило, предлагается работа в течение года в одном из домов престарелых.
  • FÖJ — годовое участие для молодых в экологической программе.
  • Au Pair — оказание помощи семье в воспитании детей и по дому.

Для того чтобы стать участником одной из программ, нужно обратиться непосредственно в организацию, которая отвечает за ее реализацию в интересующем вас регионе. Найти ее адрес можно в интернете. Подавляющее большинство программ начинает работать с сентября. Узнать точно можно на сайте организации. Задавая на ее ресурсе вопросы, вы узнаете, какие документы, в какой срок и куда требуется предоставить.

Что представляет собой FSJ

Freiwilliges Soziales Jahr — это возможность получить большой социальный опыт, программа предусмотрена для совершеннолетних молодых людей возрастом до 27 лет.

Советуем посмотреть: все о программе FSJ

Есть еще подобная программа Bundes Freiwillige Dienst, участвовать в которой можно до 45 лет. Помимо домов престарелых, вы можете работать в клинике, детском доме, на экологическом предприятии и т. д.

За ваш общественный труд вам не будут платить зарплату. Однако вы получите хорошо обустроенную комнату и питание на территории организации. Если сами хотите организовать свое проживание, этот вопрос можно оговорить с администрацией, возможно, вам материально помогут снять жилье. А также у вас есть право готовить себе отдельно. В этом случае вам дополнительно будут выплачивать 170 евро в месяц. Зарплата не предусмотрена, но предусмотрены средства на карманные расходы. В разных организациях выплачивают от 300 до 400 евро в месяц.


Вы должны будете посетить как минимум четыре семинара, которые организуют бесплатно, дорогу до места проведения вам оплатят.

Работая в течение года, вы получите право на 26 дней оплачиваемого отпуска. Предусмотрена оплата больничного и лечения в случае болезни.

Примерно на таких же условиях работают волонтеры в программе FÖJ.

Самая популярная программа Au Pair

Как говорилось выше, в Германии большое внимание отводится семьям. Это одно из важнейших социальных направлений. Au Pair — программа обмена для молодых людей. Вы приезжаете в Германию, чтобы в течение года проживать в одной из немецких семей. Вам предоставят отдельную комнату, питание и деньги на карманные расходы. Вы взамен за доброту и гостеприимство будете совсем чуть-чуть обременены работой по дому и присмотром за детьми.

Смотрите в видео: подробный рассказ о программе Au-pair

Главное преимущество программы в том, что вы не являетесь прислугой. Принцип программы — равенство всех участников семей, в которых живут помощники.

Какие документы необходимо предоставить

Вне зависимости от того, интересует вас работа с осужденными или инвалидами, пенсионерами или детьми, для участия в социальной сфере Германии вам нужно будет подготовить пакет документов. В большинстве случаев требуемые перечни схожи. Необходимо предоставить:

  • Заполненную анкету с максимумом информации о себе.

  • Рекомендательные письма с мест, где вы учились, работали, занимались какой-либо другой деятельностью.
  • Справку о владении немецким языком.
  • Автобиографию.
  • Электронную фотографию 4 х 6.
  • Ксерокопию загранпаспорта.
  • Ксерокопию водительского удостоверения, если таковое имеется.

Как правило, анкета и другие бланки для заполнения предоставляются организацией, в которую обращаются соискатели.

Безработица, бедность, бездомность и другие антисоциальные явления множатся. Задача тех, кого не задели несчастья этого мира, протянуть руку помощи нуждающимся людям.

Ссылка на основную публикацию