Безработица во Франции

Работа и безработица во Франции

64% населения Франции в возрасте от 15 до 64 лет имеет оплачиваемую работу, другими словами уровень безработицы в 2014 году 10,4%, более трех миллионов безработных, особенно это проблема коснулась молодёжи, сейчас каждый четвёртый молодой человек хотел бы найти работу, но не может этого сделать. Уровень безработицы во Франции сравним с неблагополучной Португалией, в США уровень занятости 67%, в России 68%, в Японии 70%, в Швейцарии 79%.

Большое значение на безработицу имеет уровень образования граждан, так 80% французов с высшим образованием имеют оплачиваемую работу, тогда как 45% с начальным уровнем не могут найти любое рабочее место.

Во Франции также высочайший уровень долгосрочной безработицы 3,84%. Это лишь ненамного лучший показатель чем в Испании, Греции и Португалии.

Среднегодовой заработок француза около 37550 долларов за последний отчетный год, это немного ниже чем в Германии 39700 долларов, сравните с Великобританией 44800 долларов и Люксембургом 53000 долларов.

Во Франции большое количество трудовых иммигрантов, это арабы, азиаты и выходцы из Африки, конечно много из восточной Европы, некоторые конечно пытаются сидеть на социальном пособии, правда это скорее вынужденная мера, так как безработица во Франции сравнима с Испанией, Италией и Португалией. Безработица среди коренных французов не так актуальна, здесь скорее желание или нежелание работать, лучше работают конечно же приезжие, тоже касается и образования, французы учиться не хотят, отсюда и угрожающая молодёжная безработица.

Во Франции, как и в Греции, Италии или Испании процветает кумовство, без связей Вы не сможете наладить свой бизнес, даже не смотря на законодательство, которое максимально помогает и не ставит палки в колеса на каждом шагу как у нас.

Уволить французского работника с работы очень сложно, с одной стороны это хорошо, но с другой это сильно сдерживает экономику в целом так и развитие бизнеса в каждом частном случае. Также французы часто работают по часам, а не на результат, например, если к Вам придет сантехник, то возьмет деньги за время, а не за точку.

На протяжении последних лет безработица во Франции бьет новые рекорды, вот уже сейчас количество безработных превысило 3 миллиона 300 тысяч человек, если сюда прибавить людей с неполной занятостью или в поисках новой работы, то цифра будет около 5 миллионов. При этом работодатели жалуются, что не могут найти нужных работников на вакантные должности, так во Франции из года в год остаются не занятыми 40% вакансий от общего числа. Во Франции высок дисбаланс спроса и предложения, большинство безработных заявляют, что предложенная работа не для них. Здесь вскрывается недостаток системы образования, когда студенты получают знания далекие от реальности или не проходят должной практики на реальных предприятиях. Большой недостаток сотрудников в сфере бытовых услуг, здравоохранении, промышленности, ищут и не могут найти сотрудников с высшим образованием, а также людей без квалификации. Большую неразбериху вносят трудовые мигранты, которые не могут устроиться во Франции на любую работу, так как прежде всего необходимо устроить конкурс для граждан Евросоюза, если желающих не найдётся, то вакансия может попасть в руки гражданам из третьих стран.

Пособие по безработице во Франции

Во Франции иностранцы с видом на жительство имеют право на пособие по безработице на равных условиях с гражданами. Пособие по безработице положено тем работникам, которые работали и выплачивали взносы в течение 4 месяцев до момента увольнения в течение последних 28 месяцев. Если сравнивать с Россией, Украиной и некоторыми другими странами Евросоюза это кажется просто раем. Работник получает возможность на компенсации от государства в случае, если расторжение контракта было по инициативе работодателя или у контракта кончился предусмотренный срок действия, исключением является случай, когда работник увольняется сам по причине переезда вместе с семьей в другой город.

Отчисления в фонд безработицы во Франции 6,4%, при этом 2,4% уплачивается с зарплаты сотрудник и 4% с фонда зарплаты. Средний уровень выплат 57,4% от зарплаты, которая предшествовала увольнению. Максимальная сумма выплат до 6 161 евро в месяц, пособие можно получать от 4 месяцев до 2 лет, для граждан в возрасте от 50 лет пособие может растянуться на 3 года. Также сейчас во Франции безработным разрешено подрабатывать на временных работах без потери права на получение пособия по безработице.

Так среднестатистический безработный может получать каждый месяц пособие в сумме около 1000 евро, обязательные платежи могут составить на одного человека от 500 до 800 евро в месяц, таким образом на питание и одежду останется от 500 до 200 евро в месяц, при желании на эти деньги можно существовать в поиске новой работы.

Безработица во Франции

Сегодня поколение молодых людей, которые не учатся и не работают, не проходят стажировок и переквалификаций, называют поколением NEET. По статистике, страны еврозоны в 2020 году потратят суммы в размере 1,5% от своего ВВП на выплаты таким гражданам пособий по безработице.

При этом названные цифры имеют тенденцию к росту, что отрицательно сказывается на состоянии экономики в целом.

Причины безработицы во Франции

Что касается Франции, количество безработных в настоящее время составляет, по официальным данным, около 3,6 млн. Однако эксперты называют цифры, которые на самом деле почти вдвое больше. Множество людей, у которых прошёл срок получения пособия по безработице, не приходят отмечаться на биржи труда, и, следовательно, выбывают из официальных статистических данных.

Кроме того, работники, занятые на временных, сезонных работах, или работающие нелегально и не имеющие прав на получение пособий, вообще не регистрируются. Хотя оформить рабочую визу во Францию и устроиться там легально вполне возможно.

Также к тем, кто не подпадает под статус безработного, относятся люди, которые работают неполный рабочий день.

Таким образом, реальный уровень безработицы во Франции 2019 года бьёт рекорды предыдущих лет.

Если говорить о распределении такого явления, как безработица по отраслям, ситуация будет выглядеть следующим образом. Наиболее защищённым являются отрасли промышленного производства. Самые распространённые сферы труда, где наблюдается увеличение числа безработных – это сфера услуг, социальная отрасль и здравоохранение.

Отдельным пунктом среди причин увеличения безработицы стоит вопрос о том, что большинство безработных, имеющих право на получение пособия по безработице, предпочитают жить на него. Его размер первый год составляет до 70% от заработка, поэтому с поисками нового места можно подождать.

Еще в начале 2019 года французский президент заявил о начале программы по борьбе с безработицей. Он назвал её второй проблемой после угрозы терроризма и объявил чрезвычайное экономическое положение во Франции.

Напомним, что Франсуа Олланд в начале своей президентской карьеры в 2012 году провозгласил, что безработица во Франции будет поэтапно сокращаться, а размер пособия – увеличиваться.

В случае если она останется на прежнем уровне, он обещал избирателям, что не будет выдвигать свою кандидатуру на новый срок. Между тем в течение его правления количество безработных в стране увеличилось более чем на 700 тысяч человек.

Пути борьбы с безработицей

Господин Олланд огласил государственную программу, принятую французским правительством и направленную на ликвидацию кризисных процессов в сфере занятости населения. Она состоит в том, что правительство выделяет сумму в размере 2 млрд евро на решение стоящей проблемы.

При этом ровно половина средств будет потрачена для того, чтобы провести переподготовку полумиллиона французских безработных и их переквалификацию. Вторая половина сыграет роль инвестиций, призванных стимулировать создание новых рабочих мест.

Президент Франции Франсуа Олланд

Механизм действия такого государственного пособия для предпринимателей следующий:

  • частные фирмы с числом работников меньше 250 человек возьмут на работу молодых работников на срок не менее чем 6 месяцев;
  • размер оплаты должен быть ниже официальной минимальной заработной платы Франции;
  • такие фирмы получат государственную субсидию в размере 2 тыс. евро.

Правительство планирует оставить такую государственную помощь и в дальнейшем. Она будет представлена в виде снижения расходов на социальное обеспечение, которые носят обязательный характер для работодателей.

Среди тех программ по борьбе с безработицей, которые работают в настоящий момент, выделяют несколько наиболее действенных.

  1. Ранее осуществлялось предоставление налоговых льгот французским предпринимателям с целью того, чтобы снизить давление налогового бремени и не сокращать количество рабочих мест. В 2019 году это обошлось французскому бюджету в сумму более 40 млрд евро. Программа рассчитана на 3 года, и правительство считает, что её результаты начали проявляться в том, что французская экономика в 2019 году показала экономический прирост в 1%.
  2. Работодатели, которые берут на работу молодых людей, получают разумные налоговые льготы. Условия должны быть следующие: молодой работник должен работать в паре со старшим напарником. При этом молодёжь получает необходимый для дальнейшего трудоустройства опыт работы, а старшему поколению предоставляется возможность доработать до пенсионного возраста. В итоге правительство экономит на пособиях обеим категориям.

Французские работодатели сегодня требуют от законодателей изменений, касающихся социальных гарантий. Например, они предлагают поправки, которые облегчат им увольнение работников. Среди прочих звучат предложения отменить выходное пособие при увольнении или значительно уменьшить его размер.

Следующий блок предложений касается правил сохранения 35-часовой рабочей недели. Президент в своём обращении в январе 2019 года подчеркнул, что этот пункт трудового законодательства останется неизменным. Однако камень преткновения состоит в поправке правительства, принятой при социалистах.

Согласно ей, работодатели, привлекающие наёмных работников к сверхурочной работе, обязаны оплачивать её по более высокому тарифу. Предприниматели требуют предоставления возможности привлекать рабочих к выполняемой работе, исходя из потребностей бизнеса. В то же время платить они предлагают по обычной стоимости, предусмотренной контрактом.

Эксперты в области экономического развития критикуют французских социалистов, в том числе и президента страны, за социалистический путь решения проблемы безработицы – предоставление государственных дотаций. По сути, правительственный проект предусматривает раздачу денег предпринимателям.

Объективно это приводит к снижению конкуренции и уничтожению стимулов предпринимательской деятельности.

Франция считается второй по эффективности экономикой после Германии, её восстановление идёт очень медленными темпами. И если в Италии или Испании значительный рост числа безработных связан с проблемами выплат государственного долга, то французская безработица зависит от темпов восстановления экономического потенциала страны.

Экономические законы предусматривают один эффективный способ снижения уровня безработицы. Это экономический рост. И в 2020 году во Франции его цифры могут достигнуть уровня 1,4%. По идее, это должно снизить имеющийся уровень. Однако в сегодняшних условиях ситуация представляется с иной точки зрения. Это связано с увеличением количества мигрантов из Сирии, хлынувших в Европу.

Они составляют конкуренцию французам, и те вынуждены уезжать в другие страны, чтобы получить там достойную работу и соответствующую зарплату.

По данным Евростата, наибольшее количество французов (около 250 тыс. человек) работают и получают хорошую зарплату в Англии. Популярными странами являются те, в которых уровень безработицы значительно ниже. К ним относятся страны северной Европы, такие как Швеция, Дания.

Значительный отток рабочей силы сегодня наблюдается в стремительно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и страны с высоким уровнем жизни.

Пособие по безработице

Во Франции на пособие по безработице имеют право претендовать не только граждане данной страны, но иммигранты, имеющие вид на жительство.

Получить пособие можно только в том случае, если безработный на протяжении последних 4 месяцев во время трудоустройства выплачивал социальные взносы. Напомним, взнос в социальный фонд по безработице во Франции равен 6.4%, 4 % из которых обязан уплачивать сам работник, а остальная часть налога вносится непосредственно самими работодателем.

Выплата полагается только тем лицам, которые лишились работы по инициативе работодателя или истечения срока действия трудового договора.

Те, кто самостоятельно уволился, не могут получать пособие. Исключение касается только тех людей, которые уволились по причине переезда в связи со сменой места жительства. Но в таком случае безработному придется предоставлять справки, подтверждающие смену регистрации для подтверждения переезда.

Для получения пособия необходимо зарегистрироваться на бирже труда «Pole Emploi». Минимальный период получения выплат составляет 4 месяца, а максимальный – 2 года. Но люди, возраст которых свыше 50 лет согласно законодательству могут получать пособие сроком до 3 лет.

Максимальный размер пособия по безработице во Франции равен 6 161 евро в месяц. Но такие суммы получает очень маленькое количество людей. Зачастую безработным выплачивается пособие в пределах от 1 000 до 1 500 евро в месяц. Во Франции безработным разрешено трудоустраиваться на временную работу на неполный рабочий день без права потери получения пособия.

Социальное пособие имеют право получать семьи, ежемесячный доход которых ниже установленного минимума. Стоит также отметить, что в разных провинциях Франции данный показатель отличается.

Если семья зарабатывает меньше минимума, то ей полагается пособие в размере от 513 до 1079 евро в месяц.

Претендовать на такое пособие могут только семьи с детьми, где родители старше 25 лет или родители – одиночки в возрасте от 18 до 24 лет.

Как же найти работу во Франции в такой ситуации, смотрите на видео

Пособие по безработице во Франции в 2019 году

Количество безработных во Франции в настоящее время составляет, по официальным данным, около 3,6 млн. Однако эксперты называют цифры, которые на самом деле почти вдвое больше. Множество людей, у которых прошёл срок получения пособия по безработице, не приходят отмечаться на биржи труда, и, следовательно, выбывают из официальных статистических данных.

Безработица во Франции в 2019 году

Власти Франции рассчитывают удержать дефицит госбюджета на уровне 3,2% в 2019 году, несмотря на убытки из-за действий “желтых жилетов” и ряд уступок им.

Уровень безработицы от Международной организации труда для столичной Франции составил 8,8 процента, оставшись без изменений относительно второго квартала, но оказавшись на 0,5 пункта ниже относительно предыдущего года. Число безработных лиц увеличилось на 22 000 до 2,6 миллиона человек.

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет также вырос до 20,6 процента с 20,2 процента в предыдущем квартале. Уровень безработицы для всей Франции остался неизменным на уровне 9,1 процента в третьем квартале.

Система страхования по безработице

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. Во Франции существуют два крупных фонда страхования по безработице, управляемые на паритетных началах представителями трудящихся и предпринимателей: Национальный союз содействия занятости в промышленности и торговле (Union national pour l`employ dans l`industrie et le commerce – UNEDIC) и Союз содействия занятости в промышленности и торговле (Association pour l`employ dans l`industrie et le commerce – ASSEDIC).

Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация.

Вторая организация управляет страховыми счетами, отвечает за поступление взносов, а также за выплату пособий по безработице. Наряду с этими двумя учреждениями во французской системе страхования по безработице действует также ещё одна организация – Национальное агентство занятости (Agence Nationale pour l`Emploi – ANPE), в круг задач которого входит оказание содействия в поиске работы, информирование о состоянии ситуации на рынке труда и оказание услуг по профессиональной ориентации. С 1 января 2009 года ANPE и ASSEDIC реорганизовались в одну единую структуру – POLE-EMPLOI.

Кто имеет право

Условия для получения пособий в зависимости от обстоятельств человека. Есть несколько стандартных требований:

  • Сотрудник должен иметь стаж работы не менее четырех месяцев (28 или 36 месяцев для лиц в возрасте 50 лет и более).
  • Сотрудник не должен увольняться с работы по собственному желанию (исключением является переезд супруг(а) в другую страну по работе).
  • Последнее место работы должно включать в себя использование французского языка.
  • Возраст не должен быть менее 60 лет.
  • Не получать пенсию от государства.

Виды пособий

В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок.

Первый вид – это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах.

Второй вид так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.

Как получить пособие по безработице

Иностранец, у которого есть документы о легальном пребывании во Франции и разрешение на работу, получает помощь по безработице наравне с французами. Чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, ищущего работу (demandeur d’emploi), нужно явиться лично в отдел социальной помощи безработным (ASSEDIC) по месту жительства, а затем заполнить, подписать и сдать бланк ходатайства о регистрации и выдаче пособия по безработице.

При этом предъявляется один из следующих документов:

  • вид на жительство (ВНЖ) под названием «карта резидента»;
  • временный ВНЖ с пометкой «наемный работник» или «член семьи»;
  • расписка («ресеписсе») о подаче документов на продление срока действия одного из названных ВНЖ;
  • «ресеписсе» о подаче документов на временный ВНЖ сроком на 6 месяцев с пометкой «иностранец, получивший убежище» или «признан беженцем», а в случае заявки на пособие по безработице – «ресеписсе» о подаче документов для получения статуса беженца, выданное OFPRA;
  • «ресеписсе» о первой подаче документов на ВНЖ, разрешающее иностранцу заниматься профессиональной деятельностью в качестве наемного служащего.

Для получения пособия необходимо зарегистрироваться на бирже труда «Pole Emploi». Минимальный период получения выплат составляет 4 месяца, а максимальный – 2 года. Но люди, возраст которых свыше 50 лет согласно законодательству могут получать пособие сроком до 3 лет.

Максимальный размер пособия по безработице во Франции равен 6 161 евро в месяц. Но такие суммы получает очень маленькое количество людей. Зачастую безработным выплачивается пособие в пределах от 1 000 до 1 500 евро в месяц.

Во Франции безработным разрешено трудоустраиваться на временную работу на неполный рабочий день без права потери получения пособия. Социальное пособие имеют право получать семьи, ежемесячный доход которых ниже установленного минимума. Стоит также отметить, что в разных провинциях Франции данный показатель отличается.

Если семья зарабатывает меньше минимума, то ей полагается пособие в размере от 513 до 1079 евро в месяц. Претендовать на такое пособие могут только семьи с детьми, где родители старше 25 лет или родители – одиночки в возрасте от 18 до 24 лет.

Размер выплат

Уровень пособий по безработице представляет собой процент от ведения ежедневной ставки и рассчитывается исходя из вашей предыдущей зарплаты. Например, если вы заработали € 20,000 в течении предыдущих 12 месяцев, то SJR будет € 20000/365 дней = 55 € в день. Вы имеете право на 40,4% SJR + € 11,34 в день или 57,4% SJR.

Причины безработицы во Франции

Что касается Франции, количество безработных в настоящее время составляет, по официальным данным, около 3,6 млн. Однако эксперты называют цифры, которые на самом деле почти вдвое больше. Множество людей, у которых прошёл срок получения пособия по безработице, не приходят отмечаться на биржи труда, и, следовательно, выбывают из официальных статистических данных.

Кроме того, работники, занятые на временных, сезонных работах, или работающие нелегально и не имеющие прав на получение пособий, вообще не регистрируются. Хотя оформить рабочую визу во Францию и устроиться там легально вполне возможно.

Также к тем, кто не подпадает под статус безработного, относятся люди, которые работают неполный рабочий день.

Таким образом, реальный уровень безработицы во Франции 2019 года бьёт рекорды предыдущих лет.

Пути борьбы с безработицей

Господин Олланд огласил государственную программу, принятую французским правительством и направленную на ликвидацию кризисных процессов в сфере занятости населения. Она состоит в том, что правительство выделяет сумму в размере 2 млрд евро на решение стоящей проблемы.

При этом ровно половина средств будет потрачена для того, чтобы провести переподготовку полумиллиона французских безработных и их переквалификацию. Вторая половина сыграет роль инвестиций, призванных стимулировать создание новых.

Механизм действия такого государственного пособия для предпринимателей следующий:

  • частные фирмы с числом работников меньше 250 человек возьмут на работу молодых работников на срок не менее чем 6 месяцев;
  • размер оплаты должен быть ниже официальной минимальной заработной платы Франции;
  • такие фирмы получат государственную субсидию в размере 2 тыс. евро.

Правительство планирует оставить такую государственную помощь и в дальнейшем. Она будет представлена в виде снижения расходов на социальное обеспечение, которые носят обязательный характер для работодателей.

Заключение

Пособие по безработице оказывает поддержку работников, которые в настоящее время безработные. Но главными условиями регистрации в качестве безработных и получающих пособие являются способность работать и активный поиск рабочего места.

Mir Creditov .info

Руслан Батищев

Куда вложить деньги физическому лицу

Сложные проценты.

Как 1% в день становится равен 3678.3% годовых?

Главная страница » Новости » Франция и ее безработица – кто кого?

Франция и ее безработица – кто кого?

Не секрет, что, в условиях нынешнего кризиса (а его наличие сможет отрицать только слепой, глухой и… кхм) сильно растет один фактор, только усугубляющий положение. И это – безработица. С ней, в той или иной мере, сталкиваются все страны. Сегодня одной из наиболее страдающих от этой напасти государств является Франция. Недавно она побила рекорд в этой сфере. Рекорд, который держался вот уже 20 лет. На этот раз первенство получила цифра в 10,8%. То есть, каждый десятый во Франции – безработный. Картинка-то мрачная выходит, как ни крути.

Причем рост безработицы продолжается, невзирая на то, что после завершения рецессии в регионе два года назад, в евро зоне ситуация начала понемногу выправляться. Но не во Франции. Проблема в том, что ей удалось завоевать сомнительное первенство в еще одной категории. Она стала чемпионом еврозоны по социальным отчислениям работодателей: 33,1% против 26,1% в среднем по региону. Разумеется, это не пошло на пользу ситуации с безработицей.

Разумеется, в подобной ситуации возникает два классических вопроса: кто виноват и что делать?

Кто повинен в выросшей безработице?

Как же так случилось, что Франция, страна с далеко не самой худшей экономикой в Европе (скорее даже наоборот) стала обладателем одного из самых высоких показателей по числу безработных? Пока правящая партия и оппозиция усердно кивают друг на друга, попробуем разобраться в истинных причинах. Точнее – причине.

Можно сколько угодно обвинять мировой кризис в росте безработицы, но, в данном конкретном случае основная причина весьма тривиальна. Быть безработным во Франции – выгодно. Да-да, именно так. Пособия по безработице, которые выплачиваются французским правительством, слишком уж щедры. Они составляют 57,4 процента от средней зарплаты и, очевидно, этого более чем хватает на жизнь многочисленным бездельникам.

Как бороться с французской безработицей?

За время своего правления Франсуа Олланд, нынешний президент Франции, вместе со своей партией неоднократно предпринимал самые разные меры против растущей безработицы. Однако все усилия социалистов ни к чему не привели. Но они не сдаются, и на подходе новый шаг. На этот раз, по плану Олланда, на борьбу с безработицей будет выделено около 2 миллиардов евро. Меры, которые предложены французским лидером, не так радикальны и, по его словам, не затронут 35-часовую рабочую неделю. Но что же входит в эти «не-радикальные» меры?

Итак, согласно плану, французские власти предусматривают выплату премий компаниям, в которых работает менее 250 человек, в размере 2000 евро в год за каждого нового нанятого сотрудника. Срок рабочего контракта при этом должен превышать 6 месяцев. На премирование, а также на дополнительную стажировку новых сотрудников на предприятиях, правительство выделит 2 млрд евро. При этом фонд премий будет создан за счет экономии в других областях, а не за счет каких бы то ни было дополнительных отчислений или налогов.

«Я хочу как можно скорее пересмотреть и снизить социальные выплаты компаний. С сегодняшнего дня все предприятия со штатом до 250 человек, которые примут на работу молодого специалиста или человека, состоящего на учете в бирже труда, то есть наймут сотрудника на должность с заработной платой от 1 до 1,3 минимального размера оплаты труда на срок от шести месяцев или с бессрочным трудовым контрактом, будут получать премию в размере 2000 евро в год. Почему именно 2000 евро? Потому что это соответствует той сумме, которую компании должны отчислять при приеме на работу нового сотрудника, несмотря на льготы, предусмотренные в рамках „Пакта ответственности“. Это постановление вступает в силу сегодня».

Франсуа Олланд, президент Франции

Также президент Франции предложил снизить социальные отчисления, которые обязаны делать французские компании за каждого нанятого сотрудника. Кроме того, в новом плане предусмотрены меры для модификации рабочего времени сотрудников компаний, при этом Олланд отметил, что «речь не идет о том, чтобы ставить под вопрос рабочие часы, предусмотренные подписанным соглашением». Речь идет не о том, чтобы сократить 35-часовую рабочую французскую неделю, а о том, чтобы еще больше либерализовать правила, связанные со сверхурочной работой. Более того, будут введены реформы облегчающие и улучшающие условия для удаленной работы. Это должно значительно повысить занятость молодого населения, с учетом роста развития IT-технологий.

План кажется разумным, и это в интересах самого Олланда, чтобы он сработал. В противном случае он рискует не быть переизбранным на еще один президентский срок. План рассчитан на два года, но уже через полгода обещаны первые результаты. Что же, посмотрим.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье свои друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели справа. Спасибо!

98. 02. 057-060. Проблема безработицы во Франции. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова С. Н.

Текст научной работы на тему «98. 02. 057-060. Проблема безработицы во Франции. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс серии 2.2

рефераты 98.02.001 -98.02.093

секторов деятельности, даже если этот рост медленнее, чем в более благоприятные периоды развития экономики Франции. По данным Национального института экономики и статистики за 1970-1994 гг. потребление культурно-просветительских услуг возросло в стоимостном выражении с 2620 фр. до 5690 фр., а медицинских услуг – с 2470 до 7830 фр. на одного человек. Занятость в сфере предоставления медицинских услуг и помощи отдельным индивидам возросла с 590 тыс. до 738 тыс. человек за период с 1982 по 1990 гг.(3, с.37). Морен считает, что развитие “третьего сектора” имеет большие перспективы в будущем.

98.02.057-060. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ ВО ФРАНЦИИ. (Сводный реферат).

1. FREMEAUX Ph. Contre le chômage: croissance et reduction du travail// Alternatives econ. – P., 1997. – № 146. – P. 28 -29.

2. SHOLBERG P. Le triangle des politiqes de l’emploi// Alternatives econ. – P., 1997. – № 146. – P. 30-32.

3. SHOLBERG P. Vingt ans d’echec.// Alternatives econ. – P., 1997. – № 146-P. 33 – 34.

4. MAURIN L. Pendant la crise, le partage du travail continu.// Alternatives econ. – P., 1997. – N 146. – P. 36 – 39.

Французские экономисты рассматривают проблему безработицы в современной Франции. Ф.Фремо указывает, что безработица развивается во Франции уже в течение двадцати лет. В 70-х годах число безработных составляло около 1 млн. человек, в 80-х этот показатель достиг 2 млн., а в 90-х годах — 3 млн. человек (с. 28). Сменяющие друг друга правительства год за годом вырабатывали планы в области занятости, целью которых было скорее смягчение отрицательных последствий, чем борьба с причинами безработицы. Такое развитие массовой безработицы постепенно подрывало социальное и политическое равновесие в стране. В современных условиях, считают французские экономисты, необходимо принимать срочные меры. Существуют три группы решений. Первая предполагает развитие занятости путем оживления экономической активности; вторая — уменьшение стоимости рабочей силы или придание ей большей гибкости для того, чтобы стимулировать

расширение найма работников. Третий путь состоит в создании дополнительного количества рабочих мест при существующем объеме деловой активности, за счет сокращения рабочего времени.

Фремо считает, что в современных условиях правительство не предпринимает никаких активных мер, так как надеется на возобновление экономического роста.

Основная проблема заключается в том, что увеличение безработицы способствует возвращению к либеральному регулированию и гибкости рынка труда, которые приветствуют ортодоксальные экономисты. Речь идет не только о гибкости и приспособляемости, но об отмене СМИК (минимальной гарантированной заработной платы), бессрочного контракта на работу и постепенной ликвидации некоторых мер социальной защиты. Однако пример Великобритании показывает, что гибкость не решает всех проблем занятости. Более того, в условиях современной политической и социальной обстановки во Франции дерегламентация рынка рабочей силы и ее гибкое использование могут способствовать ухудшению положения.

Экономический рост, гибкое использование рабочей силы и сокращение рабочего времени являются основными составляющими в борьбе против массовой безработицы – считает П.Солберг(2). Необходимо сочетание экономического роста и сокращения рабочего времени.

Дерегламентация рынка рабочей силы, уничтожение СМИК, рост неравенств, гибкость использования рабочей силы приведут, по мнению Солберга, как свидетельствует шестнадцатилетний опыт правления консерваторов в Великобритании, только к перераспределению доходов в пользу наиболее обеспеченных, а не к экономическому росту. Гибкое использование рабочей силы в США дало те же результаты. Действительно, дерегламентация позволила значительно расширить мелкий бизнес, но работающие на мелких предприятиях имеют невысокую заработную плату и заняты частично, что не позволяет им избежать бедности. Что же касается реального улучшения положения с занятостью в США в последние годы, то оно связано с проведением определенной экономической политики.

Солберг замечает, что остается метод сокращения рабочего времени для создания большего количества рабочих мест при

неизменном объеме экономической активности. Этот метод не означает, что работа делится как пирог или деньги. Предполагается сохранение уровня занятости путем комбинирования различных решений на микроуровне – по увольнению и найму рабочей силы, замене трудящихся, выходящих на пенсию, меняющих место жительства или предприятие.

Уровнь занятости зависит в первую очередь от динамики экономической активности, а также от долгосрочных структурных изменений, связанных либо с изменением технологий, либо с появлением новых товаров и услуг. Когда экономическая активность сокращается, как это было в 1992-1993 гг., занятость также сокращается; когда в конце 80-х годов происходил рост экономической конъюнктуры, занятость возросла до такой степени, что полноценные рабочие места вытеснили частичную занятость и мелкую подработку. Для того, чтобы сокращение рабочего времени было эффективным, оно должно учитывать эту реальность. Цель состоит в том, чтобы занятые работали меньше, но в целом производили больше, и в этом нет противоречия, считает Солберг.

В течение последних 20 лет, указывает Солберг, рост экономики Франции был недостаточен для того, чтобы обеспечить действительный рост занятости, за исключением 80-х годов. Нельзя сказать, что власти ничего не предпринимали в этой области. Но все действия властей были направлены на смягчение отрицательных последствий безработицы: безработным предлагались рабочие места, связанные с обеспечением общественных потребностей; предпринимались попытки облегчить возвращение к работе длительно безработных, пожилых и низкоквалифицированных работников путем увеличения количества курсов по переподготовке и предоставления пособий, стимулирующих занятость.

Для разделения общего объема работы в 1981-1982 гг. были введены пятая неделя оплачиваемого отпуска, пенсии по достижении 60-летнего возраста и сокращена продолжительность рабочей недели до 39 часов. С тех пор разделение рабочего времени осуществлялось только путем введения частичной занятости, слишком часто навязываемой трудящимся.

Власти пошли по пути использования либеральных методов регулирования, считая, что одной из причин безработицы является слишком высокая стоимость рабочей силы и гарантии,

предоставляемые трудящимся в соответствии с трудовым законодательством. В связи с этим были приняты меры по увеличению гибкого использования рабочей силы, что отражает изменение соотношения сил на рынке труда в пользу предпринимателей. Гибкое использование рабочей силы нарушило основы европейской социальной модели, так как поставило под удар статус трудящихся, достигнутый ранее, и ознаменовало возвращение к модели, характеризующейся нестабильностью занятости.

Солберг считает, что в то время, как слабый экономический рост действительно сокращает общий объем работы, разделение общего объема занятости осуществляется наиболее бездарным способом, так как оставляет без работы молодежь, пожилых, длительно безработных, в целом около 6 млн. человек(З). И это обстоятельство вынуждает остальных работать как сумасшедших из страха потерять работу.

Л.Морен отмечает, что во время кризиса продолжается разделение общего объема работы(4). Этот процесс принимает различные формы, причем не самые справедливые ни для экономики, ни для общества: 3,5 млн. безработных – вот к какому результату пришла Франция за последние двадцать лет в результате политики, направленной на приведение числа желающих иметь работу в соответствие с наличием рабочих мест. Однако процесс сокращения рабочего времени не был прекращен в середине 80-х годов с переходом от 40-часовой к 39-часовой рабочей неделе. При этом, хотя годовая продолжительность рабочего времени полностью занятых трудящихся не изменилась, в целом объем рабочего времени (от недели до трудовой жизни). Сокращение приняло формы: увеличения частичной занятости, срока обучения в школе, а также досрочного выхода на пенсию, что способствовало перераспределению работы в соответствии с потребностями предприятий.

Среди методов разделения общего объема работы Морен выделяет частичную занятость, предполагающую сокращение рабочего времени без выплаты компенсации. Начиная с середины 70-х годов число частично-занятых начало расти: в 90-х годах оно ускорилось, достигнув 3,5 млн. человек, или 16% экономически активного населения Франции (4, с.36). 80% частично-занятых -женщины.

Другой метод разделения общего объема рабочего времени -это сокращение экономически активной жизни путем вытеснения молодежи и пожилых трудящихся, что не сокращает продолжительность рабочего времени за год, но сокращает число занятых. В течение 80-90-х годов постоянно увеличивалась продолжительность школьного обучения, что отодвинуло возраст вступления в экономически активную жизнь: с 18,3 лет в среднем в 1969 г. до 21,6 года в 1996 г. В то же время в соответствии с соглашением между предприятиями, государством и пожилыми трудящимися постоянно уменьшался возраст выхода на пенсию — в среднем с 62,4 до 59 лет.

Дискуссия о предоставлении пенсии в 55 лет, проходящая в настоящее время во Франции, приняла форму дебатов о сокращении рабочего времени, оплачиваемом в этом случае за счет всего общества. Однако, задается вопросом Морен, учитывая увеличение средней продолжительности жизни, не лучше ли повысить возраст выхода на пенсию и сократить рабочее время в течение всей жизни?

Что касается увеличения сроков обучения, то это значительный как социальный, так и экономический прогресс, считает Морен, так как предприятиям требуется все более квалифицированная рабочая сила. Но этот прогресс имеет определенные границы. Часто он носит искусственный характер. Для части учащихся увеличение сроков обучения является лишь следствием безработицы. Их обучение носит вынужденнный характер и дорого обходится обществу, которое выделяет средства на систему образования и пособия семьям, и молодежи.

Одновременно, отмечает Морен, существуют факторы, действующие в сторону увеличения продолжительности рабочего времени и численности экономически активного населения, в частности дробление рабочего времени и увеличение занятости женщин. Первое способствует легальному увеличению срока работы. Второе является прогрессивным достижением. Занятость женщин постепенно росла с начала 60-х годов, что отчасти компенсировало досрочный выход на пенсию и задержку выхода на рынок труда молодежи. Как считает Морен, нельзя утверждать, что занятость женщин способствовала росту безработицы, так как разделение занятости между полами остается очень значительным. Женщины, как правило, работают в “третичном секторе”, а предприятия

получили возможность гибко использовать рабочую силу. Но главное заключается в том, что занятость женщин отвечает социальным потребностям и экономика должна приспособиться к использованию женской рабочей силы, а не наоборот.

В результате, отмечает Морен, рост безработицы и потеря влияния профсоюзов способствовали изменению соотношения сил в пользу предпринимателей. Они осуществляют управление рабочим временем, используя неоплаченные сверхурочные часы, гибкий график рабочего времени, частичную занятость т.д. В то же время общество и семьи оплачивают обучение молодежи и досрочное предоставление пенсии. Предприниматели, таким образом, освобождаются от наименее производительной части рабочей силы, оставляя в своем распоряжении ее наиболее квалифицированную часть. В целом это приводит к сокращению общего объема рабочего времени и росту числа безработных.

Морен считает, что обществу требуется другая форма снижения общего объема рабочего времени, которая помогла бы снизить безработицу, нарушающую социальное согласие, но способствовала бы улучшению условий жизни большинства населения. Снижение общего объема рабочего времени вписывается в логику развития капиталистической системы производства в долгосрочной перспективе. Выгоды, получаемые от достижений НТП и роста производительности, в действительности распределяются между повышением доходов и сокращением рабочего времени. Являющегося основной переменной, регулирующей отношения между экономикой и рынком рабочей силы. Но, подчеркивает Морен, необходимо воздерживаться от механического разделения рабочего времени. Надо учитывать общую продолжительность рабочего времени в течение экономически активной жизни и избегать принудительных форм сокращения рабочего времени. Надо идти по пути снижения недельной продолжительности рабочего времени, предоставления дополнительных недель оплачиваемого отпуска и введения предпенсионного режима работы.

План Франсуа Олланда по борьбе с безработицей ценой в 2 млрд евро обречен на провал

Президент Франции Франсуа Олланд объявил на этой неделе чрезвычайное экономическое положение и пообещал выделить 2 млрд евро на борьбу с безработицей. Однако этих денег на выполнение давних обещаний президента искоренить безработицу явно не хватит. Самой острой остается проблема трудоустройства мигрантов, что чревато рисками социальных протестов и терроризма. Число безработных во Франции может достигать более 6 млн человек.

Президент Франции Франсуа Олланд на этой неделе заявил, что в стране возникло чрезвычайное положение в экономике и социальной сфере из-за высокого уровня безработицы и террористической угрозы. По его словам, правительству необходимо в ближайшее время изыскать около 2 млрд евро для нормализации ситуации в стране.«Трудоустройство для граждан Франции — наиболее острый вопрос после безопасности», — заявил президент на встрече с представителями бизнеса.

На данный момент уровень безработицы во Франции составляет около 10%, 3,6 млн человек остаются безработными. В среднем в странах ЕС безработица наблюдается на уровне 9,8%, в Германии — ее уровень 6,4%. В России в этом году уровень безработицы, по оценкам чиновников, в этом году будет колебаться в районе 6%.

Кусочек сыра для месье Олланда

Из выделенных средств бюджета около 1 млрд евро будут потрачены на профессиональную переподготовку 500 тысяч французских граждан. Второй миллиард пойдет на субсидии малым предприятиям для создания новых рабочих мест — компании менее чем с 250 работниками получат по 2 тыс. евро за прием на работу молодежи и безработных по контракту на шесть месяцев. Через два года – после 2017 года – такая субсидия станет постоянной. При этом введенная ранее 35-часовая рабочая неделя не будет пересмотрена. Напомним, ранее в рамках экономической поддержки правительство предоставило работодателям налоговые льготы, которые стоили бюджету Франции 40 млрд евро.

Между тем, в ходе предвыборной кампании Олланд обещал бороться с ростом безработицы в стране, 2016 год — последний год его пятилетнего президентского срока. Однако с момента избрания его главой государства численность безработных в стране не только не снизилась, а напротив выросла приблизительно на 670 тысяч человек, пишет Le Figaro. «В особенности долгосрочной безработицы, так как количество безработных, записанных на биржу труда в течение более, чем года, увеличилось на 45% в промежуток между серединой 2012 года и концом 2015-го. И это только официальная статистика. Ведь количество безработных, которые больше не приходят отмечаться на биржу, потому что им больше не положено пособий, гораздо больше», — пишет издание. Следующие выборы президента состоятся весной 2017 года, Олланд обещал не выдвигать свою кандидатуру на пост президента, если уровень безработицы во Франции с 2012 по 2017 гг. не снизится.

Ситуация еще хуже официальных оценок, уровень безработицы на самом деле вдвое выше заявленного, отмечают эксперты. «Не 10%, а почти 20%, поскольку в официальной статистике фиксируются те безработные, которые имели постоянное место работы, а занятые не постоянно, занятые на сезонных работах или неполный рабочий день безработными не считаются», — рассказывает «Газете.Ru» глава Центра французских исследований РАН Юрий Рубинский.

Если же их учесть, то фактически во Франции безработных 6,7 млн чел, отмечает Рубинский.

По его оценке, самый высокий уровень безработицы в сфере услуг, в соцсфере, в здравоохранении, в охранной сфере. На эту сферу направлены в основном усилия Оланда по поддержке уровня занятости. Наиболее стабильная сфера – промпроизводство.

Германия расплачивается за мигрантов

Самый высокий уровень безработицы – среди мигрантов. «Хотя многие из них не имеют языковой проблемы, поскольку приезжают в основном из франкоязычных французских колоний. Им легче, чем в других странах вписаться в рынок труда, они активнее, чем коренные жители. Француз в 7 вечера закроет свою булочную, а выходец из Алжира будет держать свой магазинчик открытым круглосуточно», — приводит пример Рубинский.

Другое дело, что среди мигрантов есть и социально опасные элементы, что тем более актуально для Франции после серии последних терактов. Многие из нетрудоустроенных вполне довольны собственной участью.

Пособие по безработице – в среднем 900 евро, на это можно неплохо жить. Уволенный в первый год получает до 60-70% от размера последнего заработка. В последующие годы размер пособия снижается.

В то же время французы, родившиеся во Франции, вынуждены искать счастья в других странах. В поисках работы они разъезжают по всему миру, значительный отток идет в Великобританию, в страны Северной Европы, а также в страны Азии, в Сингапур. В оттоке трудовых ресурсов значительна доля молодых высококвалифицированных кадров. В лондонском Сити, например, работают 250 тысяч французов.

Рубинский считает, что Олланд не сможет решить проблему безработицы. «Слишком мало времени до президентских выборов, слишком скромные суммы выделены на ее решение.

То есть 2 млрд евро – это слезы», — говорит эксперт. Миссия Олланда невыполнима, пишут и французские СМИ.

Для того, чтобы хотя бы вернуться к уровню безработицы июня 2012 года, нужно создать миллион новых рабочих мест за оставшиеся (до выборов) 15 месяцев. «Чуть больше, чем за год до президентских выборов, чрезвычайное положение в экономике — каким бы оно ни было масштабным — имеет мало шансов для того, чтобы позволить президенту Франсуа Олланду выполнить данные им обещания о создании новых рабочих мест. Слишком поздно оно было введено», — констатирует портал Slate.fr.

Европа в ловушке

Сейчас во Франции действует еще несколько точечных программ по решению проблемы безработицы. Например, если работодатель согласен взять на работу молодого специалиста, который будет работать в паре с пожилым наставником, то компании полагаются налоговые льготы. Но сами работодатели ставят вопрос шире: они требуют отмены правила, которое узаконило правительство социалистов. Если работодатель заставляет работника трудится сверх 35 часов в неделю, то он должен оплачивать его труд по повышенной ставке. Работодатели считают, что имеют право загружать работника, исходя из потребностей бизнеса, оплачивая при этом его труд по стандартным расценкам. Кроме того, работодатели добиваются права увольнять работников без отступных.

Социалист Олланд не может этого допустить, проблема не решаема.

«И в принципе проблему безработицы невозможно решить с помощью каких бы то ни было госпрограмм. Сколько бы денег на них не было выделено. Единственное эффективное решение – это экономический рост. А с этим во Франции пока проблемы.

Согласно прогнозу Еврокомиссии, ВВП Франции в 2015 году увеличится на 1,1%. Поэтому большинство французов не хотят ни переизбрания Оланда, ни возвращения Саркози», — резюмирует Рубинский. Правда, в 2016 году, по расчетам европейских чиновников есть надежда на экономический подъем уже в 1,4%.

Ссылка на основную публикацию