Учеба в школе и дошкольное образование во Франции

Обучение в школе во Франции

Школьное образование во Франции считается одним из лучших в Европейском Союзе. Если раньше россиян редко интересовал вопрос получения среднего французского образования, то сейчас для многих он приобрёл актуальность. В благополучную европейскую страну ежегодно переезжают сотни российских семей. Чтобы не прервать образование детей, их отдают во французские учебные заведения.

Взрослым, если они не позаботились об изучении языка на родине, приходится поступать в языковые школы во Франции. Если судить по отзывам соотечественников, получать образование в Париже и других городах государства перспективно.

О французской системе образования

Французская система школьного обучения, за прошедшие 30 лет не раз подвергалась реформам. Этот процесс продолжается и сегодня. После вступления страны в Евросоюз, её образование было подогнано под общеевропейские нормы. Базой для них служит сильная французская школа, формировавшаяся столетиями и сохранившая свои традиции.

Если вашим детям предстоит обучаться во Франции – это повод для радости, так как у них есть шанс – вырасти образованными перспективными людьми, что даёт возможность освоить любую профессию.

Французская образовательная система состоит из нескольких этапов:

Ступени обученияНаименование программы (фр.)Возраст обучающихся (лет)
Дошкольный уровеньécole maternelle (детсад)2,5–6
Уровень начальной школыécole élémentaire (начальная школа)6–11
Средняя школаcollège11–15
Старшие классыlycée15–18
Высшее образование18 и старше

Чтобы достичь высшего уровня обучения, нужно пройти все перечисленные ступени.

Из них только детсадовский уровень не является обязательным. До 6 лет ребёнок может находиться дома.

Обязательно детям приходится учиться от 6 до 16 лет. Школа во Франции является смешанной, то есть, мальчики и девочки занимаются в одних и тех же классах. Государственное образование предоставляется бесплатно. У каждого родителя есть возможность отдать ребёнка в негосударственную платную школу. Что касается государственного образования, оно относится к светскому (не церковному) типу.

Смотрите в видео: как устроена французская школьная система.

Поначалу гражданам России во Франции отсчёт классов будет казаться странным, так как малыши начинают учиться сразу в 11 классе. С каждым годом отсчёт идёт на убыль. Самым последним будет выпускной класс. Ему предшествует первый, а до него идёт второй. В результате на обучение уходит 12 полных лет.

В частных школах могут придерживаться собственной системы. В стране функционируют частные образовательные учреждения, подписавшие контракт с государством, в которых проводят обучение в соответствии с программами Минобразования, и не подписавшие договор, занимающиеся с детьми по собственным программам.

Ecole maternelle или материнская школа

Французский детсад посещает большинство малышей. Задача, которую ставит государство перед этими заведениями – подготовка детей к школе. В течение 3–4 лет с ними работают не только педагоги, обучающие азам знаний, но и психологи. Цель последних состоит в оказании помощи малышам адаптироваться в среде сверстников, научиться усидчивости и ответственности.

Получив детсадовскую базу, дети в дальнейшем легко привыкают к школе. Тем более что на базе «материнской школы» они получают основу подготовки к письму и азы обучения языку.

В детских садах малышей разделяют на 3–4 группы образовательных циклов. Уровень GS – это два начальных класса общеобразовательной школы.

Ecole élémentaire – начало образовательного процесса

Первые шаги в начальной школе также начинаются с подготовки детей. Шестилетки попадают в СР – подготовительный курс. До 11 лет образование идёт по 7 направлениям:

  1. Художественное.
  2. Математическое.
  3. Родной язык.
  4. Родная речь.
  5. Познание мира.
  6. Жизнь вместе.

Помимо как такового образования, детям прививается социальная грамотность, позволяющая в дальнейшем адаптироваться в многонациональном обществе и создать семью.

После первого подготовительного года обучения дети проходят несколько этапов: от Cours élémentaire до Cours moyen 2, каждый последующий этап сложнее предыдущего.

В результате в возрасте 11 лет они готовы переходить на следующий уровень с более усложнённой программой – колледж. После 5 классов начальной школы дети переходят на уровень среднего образования.

Французский collège

Этот этап протекает 4 года. В результате ученики получают brevet – аттестат о том, что они получили неполное среднее образование.

Так выглядит аттестат-brevet об окончании французского колледжа

Четырёхлетнее обучение разделяется на 3 этапа:

  1. Адаптационный. В 6 классе 11-летние французы сводят воедино всё знания, которые были получены до колледжа. На этом этапе школьники учатся заниматься самостоятельно, выбирают свой первый иностранный язык.
  2. Центральный этап включает 2 года обучения в 5–4 классах. На 5-м году обучения добавляются новые предметы. Детям предлагается изучение физики и химии. В зависимости от своих способностей, ученикам предлагается выбор дополнительных предметов, к примеру, факультативного латинского языка. На 4 году обучения ребёнок может выбрать ещё один иностранный язык. Цель данного этапа состоит в подготовке к выбору профессии. От результатов этого уровня зависит дальнейшее обучение детей.
  3. Профориентация. Последний 3-й класс можно условно считать первой ступенью взрослого обучения. Ученик получает возможность выбора между тремя направлениями:
  • профобразование;
  • техническое;
  • общее.

На этом этапе можно начать изучение древнегреческого языка. Ребёнок по окончании перечисленных этапов сдаёт экзамен. И, вне зависимости от его результатов, переходит в лицей, где углубляет навыки и знания, которые даёт средняя школа во Франции.

Обратите внимание на видео: учеба в колледже Франции.

Окончив 3-й класс, ученик выбирает тип лицея, в зависимости от ранее определённого направления. Для русских будет понятнее назначение французских колледжей, если провести аналогию с отечественным образованием, они представляют собой аналог наших ПТУ, где человек получает профессию.

Лицейское образование во Франции

Образовательная система страны предусматривает 3 типа лицейского образования в 2020 году:

Первый тип требует от ученика ещё двух лет обучения какой-то определённой специальности. Пройдя 2 курса, подросток получает два документа: сертификат о профпригодности и свидетельство о полученном профобразовании.

Ни один из документов не даёт права продолжить обучение в вузе в 2020 году. Чтобы стать студентом, следует продолжать лицейское образование и уже после третьего года учёбы получить профессиональный бакалавриат. Такое стало возможным после 2005 года.

Два других типа: технологический и общий, рассчитаны на трёхлетнее обучение. В течение этого периода французская молодёжь получает образование в определённом направлении. У тех, кто выбрал общий тип – это общее образование.

Диплом бакалавра, который они получают после сдачи экзаменов, будет общего типа и позволит поступить в вуз. В результате обучения в технологических лицеях, ученики получают технологический бакалавриат. Он также даёт право поступить в высшее учебное заведение, но только в рамках выбранной специализации.

Несколько слов о высшей школе Франции

Высшее образование в стране предоставляется на бесплатной основе. Фундаментом для его получения служит лицейский аттестат (степень бакалавра) или иностранный диплом с правом получения университетского образования.

Высшее образование во Франции разнообразно. Можно учиться от 2 до 8 лет. На последнем этапе присваивается звание доктора. Самыми престижными являются Grandes Écoles – Высшие Школы. Для того чтобы в них поступить, нужно сначала пройти двухлетнее обучение на специальных курсах, уделяя каждому предмету, из необходимых для дальнейшего обучения, много времени.

Особенности французского обучения

В среднем учебный год во Франции начинается в начале сентября. Некоторые школы, особенно частные, могут перенести 1 сентября на другие дни. Обучение длится до июля.

Многие учреждения среднего образования (начального) не работают в среду, субботу и воскресенье. Некоторые проводят уроки по пятидневке или шестидневке. Чаще всего на распорядок влияет регион, в котором функционирует учебное заведение.

Школьная неделя в среднем длится 24 часа. Как правило, уроки начинаются в 8.30. Заканчиваться они могут в различное время, в зависимости от количества дней обучения, но не позднее 16.30. В этом случае предусмотрены две крупные перемены, чтобы школьники могли отдохнуть и принять пищу.

Обеденный перерыв может длиться полтора или два часа. Таким образом, у детей есть возможность выбора: обедать в школьной столовой или отправиться домой.

Смотрите в видео: меню в школах Франции.

В некоторых регионах, если родители не работают, их детям запрещается питаться в детсадовских столовых. Чтобы получить разрешение, нужно обращаться в муниципалитет.

Хотя государственное образование в стране и бесплатное, родители обязаны брать на себя затраты на обеспечение своих отпрысков канцелярскими товарами, а также оплачивать экскурсии, организуемые школой. Большинство учебных заведений обязуют родителей страховать здоровье и жизнь детей.

Как отдыхают дети во Франции

Французские школы не работают в выходные и праздничные дни. Каникулы для студентов и школьников зависят от региона. В этом плане страна разделена на зоны A, B и C. Это сделано правительством, чтобы избежать пробок и заторов, возникавших ранее на дорогах из-за передвижения больших масс людей, как правило, случавшихся в конце и начале каникул.

В общем, французские студенты и школьники имеют 5 каникул, распределённых по всему году. Самые крупные – летние. Родители должны принять во внимание, что если ребёнок идёт в частную школу Франции, график предоставления каникул в конкретном учебном заведении может отличаться и от регионального графика и от общенационального.

Где обучаться иностранным детям

Для россиян, временно или постоянно проживающих во Франции, важно отправить своих детей в лучшие школы страны.

Следует иметь в виду, что иностранцы могут поступить не в любое учебное заведение. Иноземные дети допускаются к обучению только в старших классах государственных учебных заведений. Младшее и среднее государственное образование для них закрыто. Ребёнка придётся отдать в частную школу. Практически все пансионы во Франции принимают иностранных школьников.

Подобная практика применяется во многих европейских странах. Надо сказать, что французский вариант считается одним из лучших. Школы-пансионы Франции дают детям очень приличное образование. Престижные международные школы располагаются в следующих городах:

  • Страсбурге;
  • Лионе;
  • Ницце;
  • Ферней-Вольтере;
  • Сен-Жермен-ан-Ле и др.

Как видим, классическая начальная школа во Франции имеет отличную альтернативу.

С чего начать обучение иностранцу

Первое, что нужно сделать родителям, переехавшим семьёй во Францию, это устроить детей в школу. Выбор зависит от того, знают ли школьники французский язык.

Русскоязычные дети могут поступать в русские гимназии, которые расположены во многих городах страны. Хорошим вариантом является школа при Посольстве РФ.

Здание посольства РФ во Франции

Если ребёнок поступает во франкоговорящую школу, то платные пансионы предусматривают специальные программы для иностранцев. На базе учебных заведений иностранные дети могут пройти курсы интерактивного обучения местному языку. Кроме того, в стране функционируют школы французского языка.

Что касается языковых курсов, открытых непосредственно на базе школы, то их должны пройти даже те ребятишки, которые владеют французским на хорошем уровне. Дело в том, что цель курсов не только в преподавании языка, но и в передаче основных терминов необходимых для обучения.

Детям даётся специальная лексика и ввод в курс предметов, которые предстоит изучать. На курсах составляют специальные программы обучения для каждого ребёнка. Класс подбирается в соответствии с выясненным уровнем знаний.

Советуем посмотреть видео: процесс обучения в школе с ранним погружением во французский язык.

Важным моментом является школьный дресс-код. Прежде чем отдать ребёнка в учебное заведение, выясните, что нельзя носить в школах. В частных заведениях может быть предусмотрена определённая форма. Что касается государственных школ, в них давно ведётся борьба с мини-юбками и пляжными шортами. Надо сказать, пока безуспешная.

К сведению россиян, которые пока что не планируют жить за рубежом, но хотят выучить французский язык, на настоящий момент успешно функционируют летние школы во Франции, открываемые для туристов из других стран.

Дошкольное воспитание во Франции

Детские сады принимают детей с 2 лет до 6 лет. Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования.

Дошкольное образование во Франции является добровольным и бесплатным. Вместе с тем, большинство детей Франции посещают дошкольные учреждения.

Первое дошкольное учреждение появилось во Франции в 1770 г. Достаточно активно система образования начала развиваться с 1826 г. Открывались ДС для детей бедняков, сначала в Париже, затем и в других промышленных городах. В 1830 г. государство стало принимать дошкольные учреждения под свою опеку. В дошкольной педагогике очень видное место занимают работы Полины Кергомар (1838—1925). Она разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений “Материнская школа”. Она предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.

На сегодня дошкольное образование во Франции состоит из “материнских школ”, соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти учебные заведения с 2 – 3 летнего возраста.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во франции часто критикуют за излишний академизм и жесткую дисциплину, за то, что детям в малой степени предоставлена свобода выбора. Однако несмотря на это, французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Следует заметить, что во Франции традиционно среда – день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. И поэтому большинство детских садиков не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.

В детский сад принимают детей в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на две группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Следует заметить, что на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов» Френе С. Антология гуманной педагогики. М.,1996. С.29.. И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания» Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М.,1970. С.78.. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.

Дошкольное образование во Франции

Из опыта дошкольного образования за рубежом

Продолжаем путешествие по миру с доктором педагогических наук Ларисой ПАРАМОНОВОЙ и доктором педагогических наук Екатериной ПРОТАСОВОЙ.

Мы познакомились с системой дошкольного образования США, Великобритании, Германии и Финляндии. Узнали об экологическом образовании в разных странах и о программах воспитания в духе мира.

Сегодня мы побываем во Франции. Если Германия — страна-прародительница идеи детского сада, то Франция благодаря своей истории стала проводником практических решений по созданию системы детских учреждений для детей. В частности, Франция — первая страна, в которой были созданы ясли и в которой идеи коллективного воспитания получили подробное идеологическое основание (в эпоху Парижской коммуны). Сегодняшняя Франция — поликультурная страна, пережившая волну миграций из бывших французских колоний, столкнувшаяся с новыми, ранее не свойственными проблемами. Например, с проблемой адаптации детей недавних репатриантов, родители которых плохо говорят (или вообще не говорят) по-французски и придерживаются строгих религиозных правил жизни. Детскому саду в решении этих проблем отводится не последнее место.

Французские малыши дошкольного возраста посещают так называемые «материнские школы». Эти школы появились в конце XIX века и отличались от других подобных заведений требованиями к педагогам. Последние должны были иметь специальное образование. Уровень требований к профессиональной подготовке педагогов постоянно повышался, и в 1940 г. сотрудники материнских школ должны были иметь степень не ниже бакалавра.

С 1972 г. материнские школы входят в состав начальных школ, где образование определяется общегосударственными целями и программами. Внутри начальной школы материнская школа объединяет детей 2–5 лет (они разделены на младшую, среднюю и старшую группы); дети 5–7 лет посещают сначала подготовительный курс, а затем элементарный курс основ наук. В начале 1997 г. система образования реформируется, становится в целом более современной. В частности, иностранным языкам начинают учить уже в дошкольном учреждении; кроме того, большое внимание уделяется использованию компьютеров в обучении. В то же время французы не намерены отказываться от старых ценностей образования, в частности, от поощрения энциклопедических знаний.

Задачи дошкольного образования

На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями сложной повседневной жизни. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права.

Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать в ребенке эти качества и умения, поэтому предпочтение отдается детской инициативе, а не обучению.

Мультикультурное происхождение современных французов часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жизни в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми понятиями.

Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способности к суждению, восприятию, логическому мышлению. Все эти качества приобретаются благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.

В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.

1. Приобрести функционально значимые моторные навыки, позволяющие реализовать свои способности и преодолевать слабости или недостатки развития.

2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Когда ребенок достигает возраста двух лет, воспитатель учит его обращать внимание на картинки, показывает ему истории в картинках, привлекает к участию в играх, стимулирующих дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. Дети знакомятся с формами письма и буквами.

3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается, что искусство способствует обучению. Воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля в области как замысла, так и моторных навыков, координации, равновесия.

4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует. При этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы и играть в игры с использованием чисел.

Франция благодаря своей истории стала проводником практических решений по созданию системы детских учреждений для детей. В частности, Франция — первая страна, в которой были созданы ясли и в которой идеи коллективного воспитания получили подробное идеологическое основание (в эпоху Парижской коммуны). Сегодняшняя Франция — поликультурная страна, пережившая волну миграций из бывших французских колоний, столкнувшаяся с новыми, ранее не свойственными проблемами. Например, с проблемой адаптации детей недавних репатриантов, родители которых плохо говорят (или вообще не говорят) по-французски и придерживаются строгих религиозных правил жизни. Детскому саду в решении этих проблем отводится не последнее место.

Окончание. Начало см. в № 21/2009

День во французском детском саду

Как проводят день малыши

День у малышей начинается со свободных игр в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушечный транспорт). Потом детей собирают для речевых занятий (используются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории, картинки и диапозитивы).

В десять часов — завтрак (стакан молока, бутерброд, кусок сыра); после этого прогулка, а затем мастерские для малых групп по 15–30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, аппликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на ковриках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет).

Воспитатели используют марионеток, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2–4 лет. В ручном труде применяются разнообразные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инструменты (перья, губки, скалки) для получения изображения; возникают формы: круглые, заостренные, антропоморфные. Традиционно играют в мяч и серсо.

Пространственные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием («Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознавание звуков и осознание вкусовых впечатлений.

Четырехлетки в детском саду

Для 4–5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. При случае стараются обсуждать спонтанно возникающие темы: рождение сестры, посещение рынка, а также специально подготовленные: плакат, серию диапозитивов. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в письменном виде.

На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, пролезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, координировать движения, часто под музыку.

На музыкальных занятиях используется много песен, различных ритмов, ударных инструментов.

Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количествами.

Жизнь ребенка 5–6 лет в детском саду

Детям 5–6 лет предоставляется больше свободы в выборе занятий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специальном табло отмечают, какими видами деятельности — письмом, чтением, графикой, математикой — занимались в этот день. В классе на всех предметах — этикетки, все происходящее фиксируется в письменном виде. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сходства, различия относятся к развитию математических способностей. Настольно-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок в временно’й последовательности. На занятиях физкультурой появляются коллективные игры с правилами.

Расписание в старшей группе такое: утром детей принимают в течение 15 минут (им читают, они играют в Лего, рисуют). На 15 минут все собираются вместе, и каждому напоминают о его обязанностях (полить растения, покормить кроликов, написать сегодняшнее число и т.д.). Далее детям рассказывают о занятиях на сегодня, и они распределяются по группам, отправляясь в уголки-мастерские. В течение часа дети занимаются, а потом воспитатель подводит итог сделанному. Затем дети завтракают, в течение получаса занимаются физкультурой, а после нее отдыхают. Тридцатиминутное занятие музыкой посвящено хоровому пению, иногда вместе с другими группами, изучению ритмов, слушанию музыкальных произведений. После прогулки дети обедают (в столовой), затем следуют занятие по развитию речи (30 минут), работа в мастерских малыми группами (рисование, ручной труд, в том числе работа по дереву, лепка и т.д.) — каждый ребенок должен поучаствовать по крайней мере в двух видах работы. Затем следуют прогулка, полдник, час сказки и свободных игр. Во многих учреждениях дети сами выбирают, какими видами деятельности и в какой день они будут заниматься, и отмечают это в специально приготовленной таблице. Но при этом им известно, что в течение недели они обязательно должны позаниматься всеми видами работ, т.е. осуществляется, с одной стороны, право выбора, а с другой — обязательность.

Организация образовательного процесса и контроль за ним

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.

Дошкольное образование во Франции

Дошкольное образования во Франции — сфера, которой а стране уделяют не меньше внимания, чем, например, университетам. Развитие и социализация юных французов — приоритетная задача каждого из муниципалитетов, а традиция отдавать малыша в детский сад сложилась не одно десятилетие назад.

Французские детские сады — характеристики и особенности

Начальное образование во Франции включает не только школы, куда дети поступают в возрасте 6 лет, но и детские сады. С 2019 года дошкольное образование с трех лет будет для французов обязательным. Впрочем, это мало что изменит — по статистике в центральной Франции в детские сады ходят 98% маленьких французов. На юге страны цифра ниже, но всё равно не менее 70% малышей посещают дошкольные учреждения.

Большая часть детских садов в стране государственные. Наравне с местными детьми их могут посещать и иностранцы — в этом случае ребенку полагаются не только общеразвивающие занятия вместе со всеми, но и уроки французского языка.

Дошкольное образование во Франции включает три ступени. В 3-4 года, то есть первое время в детском саду малыши просто играют и адаптируются к новым условиям — никаких развивающих занятий с ними не проводится. В 4-5 лет они начинают осваивать лепку и рисование на регулярных занятиях с воспитателями. А старшая группа 5-6 лет готовится к школе — дети учат буквы и готовят руку к письму.

Французская система дошкольного образования включает не только сады, но и ясли. Многие родители отдают детей в такие группы в возрасте 4-6 месяцев. На одного воспитателя в них приходится по 4-5 малышей.

Как работают детские сады во Франции

Рабочий день во французских детских сада недолгий. Есть обязательный обеденный перерыв, когда родители или няни уводят детей по домам, а затем приводят еще на пару часов. Садов, где в это время предусмотрен тихий час, немного. В небольших городах сады обычно работают до 16 часов, а в столице могут быть открыты до 19, так как большинство родителей работают и им необходимо успеть добраться до сада после работы.

Профессия воспитателя во Франции престижна и почетна. Во многие детские сады ведется отбор из множества кандидатов, поэтому работают там не только люди с педагогическим образованием, но специалисты, которые действительно любят детей и умеют найти к ним подход.

Отношение к воспитанникам в детских садах максимально внимательное и трепетное. Ругать детей нельзя — их необходимо отвлекать от опасных занятий, заставлять заниматься тоже — нужно заинтересовать ребенка. Игре, как основной форме развития, уделяется особое внимание даже в старшей группе, когда дети интенсивно готовятся к школе.

Пребывание и обучение в детских садах бесплатное. Оплачивать необходимо только питание, однако еду можно приносить с собой из дома. Текущие расходы детского сада полностью в ведении муниципалитетов.

Около десятой части садов во Франции — католические. Наравне с занятиями, которые есть во всех детских садах, дети также изучают основы христианства, участвуют в религиозных праздниках и т. п. Однако даже в католическом детском саду специальным занятиям, как правило, уделяется не более часа в неделю.

Во Франции также есть уникальное явление — родительские детские сады. Это частные сады, создаваемые группой родителей. В них есть воспитатели и нянечки, но родители каждого ребенка проводят в саду полдня в неделю, присматривая за детьми или помогают саду выполнением каких-либо необходимых работ. Эти садики платные, но стоимость пребывания ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от доходов семьи.

Негосударственные детские сады и частные школы во Франции — есть ли они?

Частных средних школ во Франции немного — их посещают примерно 10% от общего числа учеников. В основном это различные международные школы, где обучение ведется только на английском или на двух языках.

При некоторых из них есть детские сады, куда также принимают детей с трехлетнего возраста. В них малыши постепенно изучают английский язык и готовятся к билингвальному обучению, а также могут заниматься по программе английского или американского дошкольного образования, в зависимости от школы.

К примеру, в International School of Paris принимают детей с яслей. Обучение ведется по программе Международного бакалавриата. Ребенок может продолжить по ней обучение в средней и старшей школе, подготовившись таким образом к поступлению в вуз любой европейской страны. В детском саду для детей проводятся занятия по английскому и французскому языкам, основам арифметики и знакомству с окружающим миром, а также творчеству и спорту.

Дошкольное и школьное образование во Франции с Allterra Education

Если вы планируете переезд во Францию, о месте в частном детском саду для своего ребенка лучше позаботиться заранее, так как они быстро заканчиваются. Специалисты Allterra Education помогут подобрать подходящее образовательное учреждение во Франции, как в начальном, так и в среднем и старшем звене.

Для записи на бесплатную консультацию звоните:

в Москве: +7 (495) 510-6445

в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445

бесплатная линия по России: +7 (800) 700-6435

Французская система образования

Франция – страна вин, духов, моды и уникальной системы образования, построенной на многовековом опыте, традициях и нестандартном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Дошкольное

Семейное воспитание детей с рождения и до садика практически не отличается от российского. По правилам системы дошкольного образования во Франции малышей принимают в детсадовские учреждения с двухлетнего возраста и до шести лет. В экстренных случаях французы могут «начать вливаться в коллектив» с младенчества, едва достигнув 3 месяцев.

Воспитанников делят на две возрастные группы:

  • самые юные – до 4 лет, они заняты разнообразными играми;
  • дети с 5 лет – вдобавок к играм дети рисуют, лепят, осваивают счет, чтение и письмо, готовясь к поступлению в первый класс.

Во французских детсадах маленьких учеников категорически возбраняется ругать, педагогам запрещено даже повышать на них голос. Воспитатели прилагают массу усилий, чтобы их подопечные не ревели. Если малыш расстроился, его обязательно возьмут на руки, чтоб утешить и развлечь каким-нибудь веселым занятием.

Среды во Франции принято посвящать домашнему привитию юным гражданам Республики семейных и религиозных ценностей, поэтому в эти дни практически все садики в стране не функционируют, а работающие родители вынуждены прибегать к родственной опеке или помощи нянь. Каждую среду бывают переполнены специальные учреждения для занятий творчеством: музыкой, рисованием, спортом – где малыши ждут возвращения пап и мам с работы.

Французская педагогическая система опирается на отлично отработанные методики и практикует нетривиальные способы социализации. Дети с раннего возраста посещают:

  • заводы;
  • хозяйства фермеров;
  • парламент и Кабинет министров;
  • концерты;
  • научные лаборатории;
  • мэрии;
  • мастерские художников.

Школьное

Французская система образования:

  • отвергает религиозность обучения, хотя поощряет теологию в домашних условиях;
  • обязывает всех детей от 6 до 16 лет получать школьное образование;
  • предоставляет возможность учиться бесплатно.

Обучение во французских школах проходит по трем ступеням:

  • начальной – от 6 до 11 лет;
  • средней – 11-14 лет;
  • старшей – 15-16 лет.

В начальной школе учатся 5 лет. Все это время дети постигают основы классических школьных предметов и привыкают к пунктуальному планированию своей ежедневной занятости.

Средняя школа называется коллежем. В нее выпускники начального уровня переходят без экзаменов. На четыре года ученик ограничен в своих передвижениях, поскольку коллеж выбирается строго по территориальному принципу. Отсчет классов осуществляется в обратном порядке: поступают дети в шестой класс, а завершают учебу в третьем.

Согласно школьной схеме французской системы образования преподавание в коллеже ведется по трем циклам:

  1. Адаптационный. Длится год, на протяжении которого дети вникают в новые стандарты обучения и приспосабливаются к методике изложения математики, правописания, истории, родного языка.
  2. Центральный. К изучаемым предметам постепенно добавляются химия с опытами, физика с практикумами, латынь и иностранный язык.
  3. Ориентационный. Ученики определяются с выбором специализации, по которой предстоит обучение в лицее, а затем в университете или высшей школе.

В 15 лет после коллежа ученики переходят в старшую школу – лицей с трехлетним курсом обучения. В них классы тоже отсчитываются в обратном порядке: второй – первый – выпускной.

  • профессиональные и центры обучения подмастерьев – здесь дети получают среднее специальное образование, не предполагающее дальнейшей учебы в высших учебных заведениях;
  • общеобразовательные и технологические – своего рода подготовительные курсы для поступления в университеты.

Общеобразовательные лицеи подразделяются:

  • на филологические;
  • социологические;
  • экономические;
  • естественно-научные.

Технологические лицеи бывают:

  • сервисными;
  • научно-промышленными;
  • медико-социальными;
  • лабораторно-исследовательскими.

Школьная система оценок во Франции 20-балльная, но чаще используется рейтинговая шкала: ученик может сообщить родителям, что по физике он второй, по математике – седьмой, зато по рисованию – первый.

Система школьного образования во Франции максимально поощряет трудяг, сводя к минимуму влияние на обучение детской одаренности: заучивание материала считается наилучшим способом обретения знаний. Многие справедливо говорят об этом как о значительном недостатке – зубрежкой без понимания невозможно добиться интеллектуального прогресса.

Высшее

Система высшего образования во Франции предусматривает два варианта получения знаний – в высших школах и университетах. Большинство вузов имеет государственный статус и находится под контролем Минобразования.

Особой разницы между двумя образовательными учреждениями нет, но только университеты в основном выпускают юристов, врачей, преподавателей и работников науки, а высшие школы заняты подготовкой профессиональных кадров для экономики, культуры, военных и управленческих учреждений. Специализированные высшие школы во Франции считаются более престижными, чем государственные университеты.

Во Франции существует два вида высшего образования:

  1. Короткое – готовятся специалисты преимущественно для промышленных предприятий и сферы услуг. Через 2–3 года выпускники могут получить дипломы двух типов – технологического института (DUT) и о присвоении высшей квалификации техника (BTS). Оба дают право продолжать учебу в университете или высшей школе.
  2. Длительное – основной вид, который реализуется в университетах и высших школах.

Проходит в три цикла:

  • Студенты два года заняты изучением фундаментальных дисциплин и некоторых специализированных предметов. В конце выдается диплом DEUG.
  • Вторая стадия также длится 24 месяца. Первый год преподаются только специальные программы, уровень образованности отражается в степени лиценциата. По окончании второго года пишется дипломная работа, дающая право на степень Maitrise и диплом Master-1.
  • Третий цикл продолжается год. По его завершении выпускники удостаиваются диплома о высшем образовании DESS, который подтверждает готовность к работе по специальности.

При желании студент может продлить процесс обучения и получить один из двух дипломов – Master-2 или DEA, свидетельствующих об углубленных знаниях и дающих право на поступление в аспирантуру.

Для зачисления во французские университеты не надо сдавать вступительные экзамены – достаточно иметь диплом старшей школы, иногда пройти тестирование. Для зарубежных абитуриентов Франция устанавливает единственное ограничение: для поступления в вузы нужны успешные результаты экзамена по французскому языку ESABAC.

Как работает дошкольное образование во Франции

Система дошкольного образования во Франции устроена так, что каждый ребенок рассматривается как личность. Детские сады там не зря называют материнской школой, отношение воспитателя к детям сходно с отношением матери. Не при каких обстоятельствах воспитатель не будет разговаривать с ребенком грубо, резко, повышая голос. Малыш не будет безутешно плакать в уголке, его обязательно успокоят: отвлекут красивой игрушкой, возьмут на ручки, ласково поговорят, рассмешат, утешат.

В больших городах дети в детском саду могут находиться весь день, с самого раннего утра и часов до шести-семи вечера. Зачастую детей выводят на мини-пикники, в походы в парки или на спортивные площадки. Таким образом, организация дошкольного образования выполняет функцию, для которой изначально создавались детские сады – присмотр за детьми, пока родители заняты на работе. Но в маленьких населенных пунктах функция садов – только дошкольное образование. Детей такие сады принимают только шесть часов в день – по три часа утром и после обеда. Все государственное дошкольное образование во Франции работает в режиме понедельник-пятница, суббота и воскресенье выходные. Детские сады дому или частная школа дошкольного образования могут иметь свой, отличный от государственных, график работы.

Дошкольное образование Франции и церковь

По традиции, среда во Франции считается днем, который родители посвящают религиозному воспитанию детей. Поэтому в большинстве своем социальное дошкольное образование по средам не работает. Родители, чей рабочий график данную французскую особенность не учитывает, вынуждены прибегать к услугам няни или оставлять ребенка на попечение родственников.

К слову сказать, образование детей дошкольного возраста – одно из направлений, в котором довольно активно принимает участие французская католическая церковь. Примерно каждый десятый ребенок получает дошкольное воспитание в учреждениях, которые принадлежат католической церкви Франции, причем, все затраты церковь тоже берет на себя.

Инклюзивное дошкольное образование во Франции

Что касается детей, которые имеют те или иные проблемы с развитием, то программы дошкольного образования Франции построены так, что уже на этапе детского сада уделено много внимания интегрированию таких деток в круг сверстников. Общие группы для малышей, испытывающих трудности с физическим или интеллектуальным развитием, и их ровесников, которые развиваются согласно возрасту, помогают первым в социализации, а вторых с раннего детства приучают к толерантности, вырабатывают терпимость к людям с различными особенностями. Инклюзивное дошкольное образование во Франции поставлено так, что большая часть детей с особыми потребностями, посещают именно такие детские сады и материнские школы. Специализированные медучреждения выбирают лишь в особо тяжелых случаях.

Оставить комментарий

Смотрите также:

Если вы планируете поездку во Францию или только недавно сюда приехали и еще не совсем ориентируетесь в новой стране, вам будет небезынтересно почитать статьи о Франции на русском портале RUSS en FRANСE.

Полезные статьи о Франции

Отправляясь во Францию на автомобиле, следует изучить не только сайты с ценами на бензин и атлас автомобильных дорог. Весьма полезной окажется информация о платных автодорогах. В чем преимущество платных автобанов, их классификация, а так же, как правильно рассчитать стоимость проезда в пункт назначения по платным трассам, вы узнаете на сайте для русских во Франции RUSS en FRANСE.

Собирающимся вступать в брак во Франции, прежде, чем бежать под венец, предстоит череда разнообразных хлопот: как приятных, так и довольно скучных. Об особенностях французского брачного законодательства, о том, какие нужно подготовить документы для похода в мэрию, особенно если это касается иностранных граждан, расскажут на RUSS en FRANСE статьи о Франции «Брак во Франции» и «Замуж за француза».

Свадьба состоялась, брак заключен, семья живет, как и положено жить традиционной семье. Появляются дети. Разобраться во французском законодательстве по уходу за ребенком поможет статья «Родительский отпуск». Обращаем ваше внимание, что статья на RUSS en FRANСE – адаптированный перевод с официального источника Caf дипломированным переводчиком Светланой Саби, и являет собой достоверную информацию.

Обучать или нет русскому языку ребенка билингва, особенности французского школьного образования, 10 причин для изучения французского иностранцами – еще много полезной информации содержат в себе статьи о Франции на сайте RUSS en FRANСE.

Интересные и познавательные статьи о Франции

Если же вы только присматриваетесь к этой чудесной стране, то рекомендуем вам интересные статьи о Франции на русском портале RUSS en FRANСE. Множество занятных и любопытных фактов о стране и ее гражданах, о том, как ее видят со стороны, и как она выглядит изнутри, о том, что действительно ценно ее жителям, и как без труда отличить их от жителей соседних стран.

Целая подборка оригинальных текстов о французах: мифы и стереотипы, которые утвердились в сознании иностранцев, смешные или обидные, выдуманные или справедливые клише, по которым воспринимают жителей Франции жители других стран – к вниманию посетителей RUSS en FRANСE в разделе « статьи о Франции ».

Кроме того вы найдете интересную статью о французских винах, про принципы, по которым производится классификация этого напитка, от чего зависит его вкус и цена, почему так важен год урожая и чем может навредить вину неправильная транспортировка.

О стилях и направлениях, а так же о произведениях зодческого искусства в очерке «Уникальная архитектура Франции» на сайте для русских во Франции RUSS en FRANСE.

Статьи о Франции разнообразной тематики на RUSS en FRANСE!

3 вида образования во Франции

Отличительная черта национального французского характера – это любовь к всякого рода нововведениям и экспериментам.

Современное образование во Франции работает с самыми новаторскими и передовыми технологиями в педагогике и психологии: для французов главное – это быть впереди всех, следуя в русле самых модных тенденций.

Вместе с тем, жители этой страны всегда следуют принятым в обществе правилам и нормам. Они уважают законы своей страны, свято чтят конституцию и права человека.

Во французском обществе очень ценится хорошее образование и умение человека красноречиво и доходчиво излагать свои мысли. Финансирование образования во Франции на начальном и среднем этапах ведётся государством.

Структура образования во Франции

Классическое образование в этой стране включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование – до 6 лет;
  • школьное – с 6 до 11;
  • среднее – с 11 до 18
  • высшее – с 18 лет

Дошкольное образование во Франции

Во Франции существует традиция отдавать ребёнка в детские учреждения чуть ли не самого появления на свет.

Родителей, посвящающих всё своё время воспитанию ребёнка, здесь встретишь нечасто.

Французские ясли могут принимать детей с возраста 3-х месяцев.

В детские сады, которые здесь называют “материнские школы”, дети начинают ходить с 2 лет.

Посещение этих учреждений во Франции является обязательным.

В первой группе занимаются в основном играми, во второй – помимо игр вводят творческие занятия, такие как лепка, рисование.

Старшую группу учат читать и писать, готовя детей к школе. Много времени начальное образование во Франции – как в детских садах, так и в школах – уделяет обучению детей общению и социальным навыкам.

Если вы в дальнейшем видите себя успешным юристом, экономистом или финансистом, тогда колледж бизнеса и права именно для вас.

Про “золотые правила” Гарварда можно узнать здесь. Это правила представляют собой основные характеристики, которым должен соответствовать студент, который хочет поступить и обучаться в этом вузе.

Школьное образование во Франции

Бесплатное образование во Франции можно получать до 16-17 лет.

Школьное образование обязательно для всех граждан этой страны.

Школа во Франции начинается с 6 лет. Учёба в начальной школе длится 5 лет.

Далее (с 11 лет) начинается учёба в средней школе – так называемых колледжах.

Те, кто выбирает обучение рабочим специальностям, поступают в профессиональные училища, которые здесь тоже называются лицеями, только техническими или специальными.

Окончив их, выпускники получают диплом о средне-специальном образовании, которое ценится во Франции так же, как высшее.

Обучение в общеобразовательном лицее выбирают те ученики, которые собираются поступать в вузы.

Окончив лицей любого типа, выпускник получает аттестат о получении среднего образования (выдают его, однако, не всем учащимся, а примерно 80% процентам выпускников).

Высшее образование во Франции

Система высшего образования во Франции предусматривает обучение в двух типах вузов.

Это университеты и высшие школы.

В настоящее время высшее образование в этой стране находится на подъёме – число студентов, а также число специальностей, которым можно обучиться, неуклонно растёт.

Высшее образование во Франции для русских – это прекрасный шанс получить диплом, имеющий престиж во всём мире.

Учитывая особенности образования во Франции, о которых речь пойдёт ниже, можно хорошо сэкономить на стоимости обучения.

Обучение в вузах Франции очень гибкое и мобильное и состоит из 3-х циклов, по окончании каждого из которых студент получает отдельный диплом.

Первый цикл длится 2 года и завершается экзаменом, успешная сдача которого свидетельствует о получении высшего образования либо общего типа, либо научно-технического.

Второй цикл длится тоже 2-3 года и оканчивается выдачей диплома магистра.

Государственные университеты Польши – это возможность получить качественное образование европейского уровня по доступной цене, и даже бесплатно.

Читайте тут, про главный технический вуз Австрии – Венский технический университет.

Третий цикл связан с глубоким изучением специальности с самостоятельными научными исследованиями.

Сегодня во Франции около 80 действующих университетов и примерно 3000 высших школ. Уровень образования во всех этих учебных заведения достаточно высок независимо от их месторасположения.

Официальных рейтингов вузов во Франции составлять не принято, но традиционно популярными – во многом, благодаря исторической ценности – считаются Страсбургский университет и Парижский университет Сорбонна, который состоит из 4-х самостоятельных высших учебных заведений.

Главной особенностью обучения во всех учреждениях Сорбонны является максимальная приближенность методик обучения к средневековым образцам.

Изрядную часть времени студенты проводят в работе с первоисточниками или в лабораториях.

Образование в Сорбонне предоставляется студентам за очень низкую и почти символическую плату – 250-1000 евро.

А иностранные студенты, получающие высокие учебные балы, могут даже рассчитывать на получение стипендий.

Для того, чтобы поступить во французские вузы, иностранцам необходимо отправить в администрацию выбранного учебного заведения мотивационное письмо. Хорошие шансы даёт посещение курсов при университетах для иностранцев.

Выпускники российской школы вполне имеют право окончить эти курсы и, сдав выпускные экзамены, стать студентами выбранных вузов.

Проблемы образования во Франции

Проблемы этой страны в образовательной сфере вытекают из общенациональных французских проблем.

Жизнь во Франции довольно дорога, что делает нерентабельным получение углубленного высшего образования.

Во всей стране существует нехватка аспирантов и научных работников: студенты предпочитают заканчивать обучение в вузах на первых этапах и поскорее искать прибыльную работу.

А среди тех, кто всё-таки идёт в аспирантуру, немногие желают получить степень доктора.

Министр образования Франции и министерство в целом заинтересованы в рассмотрении новых направлений в реформах высшего образования в стране.

Предполагается создавать новые институты для кооперации между университетами и центрами научных исследований.

Образование во Франции является в целом одним из самых качественных в Европе наряду с английским и немецким.

Ссылка на основную публикацию