Регистрация судов и прав на них

Регистрация судов и прав на них

Автор: Сергей Зобин

При регистрации судна и прав на него в реестре строящихся судов заявителю выдается Свидетельство о праве собственности на судно.

Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов

СТ 16 КВВТ РФ

1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также – реестры судов):

Государственном судовом реестре;

реестре маломерных судов;

реестре арендованных иностранных судов;

Российском международном реестре судов;

реестре строящихся судов.

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

2.1. Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.

3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

6. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в реестры судов, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:

правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;

налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;

государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;

органов государственной статистики;

иных определенных федеральными законами органов.

налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;

Государственная регистрация судов, прав на них и сделок с ними

Государственная регистрация судов, прав на них и сделок с ними

Капитан морского порта Новороссийск осуществляет государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними в следующих реестрах судов Российской Федерации:

  • Государственном судовом реестре;
  • Бербоут-чартерном реестре;
  • Российском международном реестре судов.

Образцы заявлений и прочих документов:

  • Заявление о первоначальной государственной регистрации судна;
  • Заявление о государственной регистрации судна;
  • Заявление о государственной регистрации приостановления права плавания под Государственным флагом РФ;
  • Заявление о государственной регистрации восстановления права плавания под Государственным флагом РФ;
  • Заявление о государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном;
  • Заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц;
  • Заявление о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц
  • Заявление о государственной регистрации ипотеки;
  • Заявление о государственной регистрации договора доверительного управления;
  • Заявление о государственной регистрации изменений сведений, вносимых в соответствующий реестр;
  • Заявление о государственной регистрации изменения порта судна при переходе в морской порт Новороссийск;
  • Заявление о государственной регистрации изменения порта судна при переходе из морского порта Новороссийск;
  • Заявление о государственной регистрации исключения судна из реестра судов;
  • Заявление о ежегодном подтверждении государственной регистрации судна в Российском международном реестре судов;
  • Доверенность на представление интересов по регистрации судов, прав на них и сделок с ними;
  • Запрос на получение выписки из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, бербоут-чартерного реестра;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Извещение о присвоении (изменении) названия судну, зарегистрированному или подлежащему государственной регистрации.
  • Расписка на подачу документов

Прием заявлений с приложением документов необходимых для проведения регистрационных действий осуществляется работниками отдела государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск в соответствии с Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденных приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191.

Подача заявлений, запросов и других документов, получение расписок о получении документов, свидетельств, выписок, могут осуществляться заявителем самостоятельно или по его поручению доверенным лицом, при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

Примерный перечень документов необходимых для государственной регистрации крупнотоннажных судов, прав на них и сделок с ними.
Примерный перечень документов необходимых для государственной регистрации маломерных судов, прав на них и сделок с ними.

Отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск осуществляет оформление и выдачу следующих документов:

  • Временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов;
  • Свидетельство о праве собственности на судно;
  • Свидетельство о государственной регистрации ипотеки судна;
  • Свидетельство о приостановлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на судно;
  • Свидетельство об исключении судна из реестра судов Российской Федерации;
  • Судовой билет;
  • Выписки из реестров судов.

Оформление и выдача иных документов:

– Свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасную эксплуатацию судна.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

  • Заявление судовладельца;
  • Штатное расписание (копия);
  • Приказ об утверждении штатного расписания (копия);
  • График несения вахтенной службы (режим работы и отдыха на судне);
  • Классификационное свидетельство (копия);
  • Копия Документа о соответствии (название компании, как она определена в МКУБ);
  • Доверенность (подлинник и копия)
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

– Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

  • Заявление собственника;
  • Документ, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (гарантия банка или иной кредитной организации), содержащий указание о том, что ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью обеспечена в пределах, предусмотренных статьей 320 КТМ, либо его копия, заверенная в установленном порядке;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

– Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

  • Заявление собственника;
  • Документ либо его копия, заверенная надлежащим образом, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения, содержащий указание о том, что ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения бункерным топливом обеспечена в пределах, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Конвенции 2001 года;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

– Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб причиненный опасными и вредными веществами.

Для получения указанного свидетельства заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

  • Заявление собственника;
  • Документ, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (гарантия банка или иной кредитной организации), содержащий указание о том, что ответственность собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью обеспечена в пределах, предусмотренных статьей 331 КТМ, либо его копия, заверенная в установленном порядке;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу свидетельства.

– Журнал непрерывной истории регистрации судна

Для получения указанного журнала заявителю необходимо предоставить в отдел государственной регистрации судов службы капитана морского порта Новороссийск следующие документы:

  • Заявление судовладельца;
  • Лист поправок (Форма 2);
  • Указатель поправок (Форма 3);
  • Международное свидетельство об охране судна (Временное международное свидетельство), копия;
  • Свидетельство об управлении безопасностью (Временное свидетельство об управлении безопасностью), копия;
  • Документ о соответствии (Временный документ о соответствии), копия;
  • Копия последнего номера ЖНРИС;
  • Доверенность;
  • Письмо – сообщение о предполагаемом порте регистрации судна. В случае продажи судна за границу;
  • Квитанция об оплате услуг за выдачу журнала.

– Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Регистрация в Реестре судов РФ

Наша компания осуществляет юридическую помощь по государственной регистрации судов и прав на них в одном из реестров судов Российской Федерации:

  • В Государственном судовом реестре;
  • В Бербоут – чартерном реестре (включая Временный перевод судна под флаг РФ);
  • В Российском международном реестре судов.

Государственная регистрация судов осуществляется в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 191 от 19 мая 2017 г. “Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов”.

К заявлению о первоначальной государственной регистрации, которое подается в орган государственной регистрации, прилагаются следующие документы:

а) учредительные документы (для юридического лица) или копия паспорта гражданина Российской Федерации (для физического лица) – судовладельца;

б) временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выданное консульским учреждением Российской Федерации за рубежом (для судна, приобретенного за пределами Российской Федерации) (при наличии);

в) заключение о результатах идентификации и осмотра судна;

г) извещение о предложенном для присвоения (изменения) названии судну;

д) документ об уплате государственной пошлины;

е) для судна, приобретенного на праве собственности:

  • правоустанавливающий документ (правоустанавливающие документы);
  • свидетельство, выданное уполномоченными органами государства предыдущей регистрации судна (если таковая имела место до даты подачи заявления), удостоверяющее, что судно исключено из реестра судов этого государства, или документ, выданный властями государства предыдущей регистрации судна, удостоверяющий, что судно будет исключено из реестра судов этого государства в тот момент, когда будет произведена государственная регистрация в одном из реестров судов;

ж) для судна, арендованного по бербоут-чартеру:

  • договор аренды судна без экипажа (бербоут-чартер);
  • выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного ограничения (обременения) прав на судно того же характера, если ипотека или ограничение (обременение) прав на судно установлены;
  • согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или правообладателя зарегистрированного ограничения (обременения) прав на судно того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
  • документ, выданный уполномоченными органами иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

з) для судна, вновь построенного судостроительной организацией:

  • договор, результатом исполнения обязательств по которому является передача вновь построенного судна;
  • документ, подтверждающий переход права собственности от судостроительной организации к судовладельцу, или документ, подтверждающий передачу судна от судостроительной организации судовладельцу, если при строительстве судна право собственности на строящееся судно принадлежало судовладельцу;

и) для вновь построенного судна индивидуальной постройки:

  • декларация о постройке судна.

Одновременно с заявлением о первоначальной государственной регистрации судовладелец может обратиться в орган государственной регистрации с заявлением об оформлении свидетельства о минимальном составе экипажа и свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и от загрязнения нефтью, которые выдаются судовладельцу после проведения процедуры государственной регистрации вместе с другими документами на судно.

Документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (заверенной в установленном законодательством Российской Федерации копией) (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации (отказа в государственной регистрации) должны быть возвращены заявителю.

Компания ИБИКОН осуществляет юридическую помощь в получении следующих документов:

  • Временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о приостановлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • Свидетельство о регистрации (подтверждении регистрации) судна в Российском международном реестре судов;
  • Свидетельство о праве собственности на судно;
  • Свидетельство о государственной регистрации ипотеки судна;
  • Судовой билет;
  • Свидетельство об исключении судна;
  • Выписки из реестров судов;

а также иных документов:

  • Свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа судна;
  • Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;
  • Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом;
  • Журнал непрерывной регистрации истории судна.

Документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (заверенной в установленном законодательством Российской Федерации копией) (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации (отказа в государственной регистрации) должны быть возвращены заявителю.

Правила государственной регистрации судов

Чтобы зарегистрировать свое судно, в обязательном порядке необходимо пройти процедуру в соответствующей инстанции, собрать документы и т. д. Именно об этом и остальных нюансах процедуры мы и поговорим сейчас. Начнем с оснований для регистрации, поскольку не все граждане знают эти правила.

  • подача документов, которые являются обязательными и содержатся в соответствующем реестре, установленном органами РФ;
  • экспертиза на подлинность и достоверность документов;
  • установление, что отсутствуют противоречия между регистрируемыми и уже зарегистрированными правами на данное судно;
  • подача заявления, где отсутствуют пункты с указанием отказа для оформления или приостановления действия регистрации;
  • внесение записей о судне, в которых будут отсутствовать противоречия для отказа или приостановления государственной регистрации;
  • роспись на соответствующих документах, которые подтверждают право владения судом.

ГЛАВА III. Регистрация судов и прав на них

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

  1. Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее — реестры судов):
  • Государственном судовом реестре;
  • судовой книге;
  • бербоут-чартерном реестре.
  1. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
  2. Регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременении) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
  3. Реестры судов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, ведутся в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

  1. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.

  1. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Статья 34. Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы

  1. Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
  2. Суда, регистрация которых осуществляется в ином порядке, чем в том, который предусмотрен пунктом 1 настоящей статьи, могут быть перерегистрированы в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, в случае использования таких судов в коммерческих целях.

Статья 35. Органы, осуществляющие регистрацию судов

  1. Регистрация судов, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта.
  2. Регистрация судов, указанных в пункте 3 статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляется органами технического надзора за такими судами.

Статья 36. Сборы за регистрацию судов

За регистрацию судов в Государственном судовом реестре, судовой книге и бербоут-чартерном реестре и за любые вносимые в них изменения взимаются сборы, определяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Условия регистрации судов

  1. Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.
  2. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.

Регистрация судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге, в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.

Статья 38. Регистрация судна в бербоут-чартерном реестре

  1. В бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предостав­лении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса.

Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов:

  • выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;
  • согласия в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
  • документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • оригинала и копии бербоут-чартера;
  • свидетельства о годности к плаванию;
  • мерительного свидетельства;
  • пассажирского свидетельства (для пассажирского судна);
  • сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;
  • документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;
  • решения соответствующего федерального органа исполнительной власти, указанного в пункте 3 статьи 15 настоящего Кодекса, о названии судна.
  1. При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу

  1. Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника (собственников).
  2. В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся следующие основные сведения:
  • порядковый регистрационный номер судна и дата его регистрации;
  • название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации судна и дата аннулирования ее (если таковые имеются);
  • наименование порта (места) регистрации судна и присвоенный Международной морской организацией идентификационный номер судна;
  • позывной сигнал судна;
  • наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;
  • тип и назначение судна, район его плавания;
  • основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна;
  • имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
  • доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
  • основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
  • имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
  • имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
  • данные о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена в соответствии со статьями 376 и 377 настоящего Кодекса;
  • основание и дата исключения судна из Государственного реестра судов или судовой книги.
  1. При временном переводе судна под флаг иностранного государства в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся также следующие основные сведения:
  • указание о федеральном органе исполнительной власти, принявшем решение о переводе судна под флаг иностранного государства, и дата принятия такого решения;
  • срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства;
  • название государства, под флагом которого судну разрешено плавать;
  • имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
  • дата приостановления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Статья 40. Сведения, подлежащие внесению в бербоут-чартерный реестр

  1. Регистрация судов осуществляется в бербоут-чартерном реестре на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
  2. В бербоут-чартерный реестр вносятся следующие основные сведения:
  • название судна;
  • имя и адрес собственника судна;
  • имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
  • дата заключения бербоут-чартера и срок его действия;
  • дата окончания срока, на который судну предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
  • сведения о реестре судов иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием на то, что законодательство государства, в котором ведется такой реестр, применяется в отношении права собственности на судно, а также ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированных в таком реестре.

По просьбе залогодержателя ипотеки судна или обременения судна того же характера в бербоут-чартерный реестр могут быть внесены имя залогодержателя и другие данные, касающиеся ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства до смены флага судна.

Статья 41. Обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов

О любом изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр, судовую книгу или бербоут-чартерный реестр, собственник судна или фрахтователь судна по бербоут-чартеру обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда им стало известно о таком изменении.

Статья 42. Первоначальная регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге

Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в Государственном судовом реестре или судовой книге в течение одного месяца со дня спуска его на воду, приобретенного за пределами Российской Федерации судна — в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт Российской Федерации.

Статья 43. Изменение порта (места) регистрации судна

  1. Порт (место) регистрации судна может быть изменен по просьбе собственника судна. При изменении порта (места) регистрации судна все сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре или судовой книге, ведущихся в прежнем порту (месте) регистрации судна, вносятся в Государственный судовой реестр или судовую книгу, ведущиеся в новом порту (месте) регистрации судна, на основании документов, переданных капитаном прежнего порта (места) регистрации судна.
  2. Регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, ведущихся в новом порту (месте) регистрации судна, удостоверяется вновь выданным свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовым билетом.

Статья 44. Повторная регистрация судна

В случае, если в результате происшествия или любой другой причины судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в Государственный судовой реестр или судовую книгу, может быть осуществлена повторная регистрация судна после освидетельствования и получения свидетельства о годности к плаванию.

Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих регистрацию судна

  1. В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета дубликаты таких судовых документов выдаются органом, в котором зарегистрировано судно.
  2. В случае, если судовые документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утрачены во время нахождения судна за пределами Российской Федерации, консульским учреждением Российской Федерации на основании заявления капитана судна выдаются временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временный судовой билет, которые по прибытии судна в порт Российской Федерации подлежат передаче в течение десяти дней в орган, в котором зарегистрировано судно, для получения дубликатов таких судовых документов.

Статья 46. Отказ в регистрации судна и прав на него

В регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:

  • с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
  • не соблюдены требования, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 37 настоящего Кодекса, об исключении судна из прежнего реестра судов;
  • документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
  • правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
  • права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 47. Исключение судна из Государственного судового реестра или судовой книги

Из Государственного судового реестра или судовой книги подлежит обязательному исключению судно:

  • погибшее или пропавшее без вести;
  • конструктивно погибшее;
  • утратившее качества судна в результате перестройки или любых других изменений;
  • переставшее соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса.

Статья 48. Судно, пропавшее без вести

Судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.

Статья 49. Судно, конструктивно погибшее

Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если:

  • судно не может быть восстановлено ни в том месте, в котором судно находится, ни в любом другом месте, в которое судно может быть доставлено;
  • ремонт судна экономически нецелесообразен.

Статья 50. Открытый характер реестров судов

Реестры судов являются открытыми для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованные лица имеют право на получение надлежаще оформленной выписки из реестров судов за плату по тарифу, определяемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 51. Ответственность за нарушение правил регистрации судов

Лицо, уклоняющееся от обязательной регистрации судна, зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в реестры судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника (собственников).
  2. В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся следующие основные сведения:
  • порядковый регистрационный номер судна и дата его регистрации;
  • название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации судна и дата аннулирования ее (если таковые имеются);
  • наименование порта (места) регистрации судна и присвоенный Международной морской организацией идентификационный номер судна;
  • позывной сигнал судна;
  • наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;
  • тип и назначение судна, район его плавания;
  • основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна;
  • имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
  • доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
  • основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
  • имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
  • имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
  • данные о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена в соответствии со статьями 376 и 377 настоящего Кодекса;
  • основание и дата исключения судна из Государственного реестра судов или судовой книги.
  1. При временном переводе судна под флаг иностранного государства в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся также следующие основные сведения:
  • указание о федеральном органе исполнительной власти, принявшем решение о переводе судна под флаг иностранного государства, и дата принятия такого решения;
  • срок, на который допускается перевод судна под флаг иностранного государства;
  • название государства, под флагом которого судну разрешено плавать;
  • имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;
  • дата приостановления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

О появлении нового судового реестра в системе государственной регистрации судов и прав на них

В настоящее время, иностранные собственники не имеют возможности зарегистрировать принадлежащее им на праве собственности судно ни в одном из российских судовых реестров. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется российским физическим и юридическим лицам, которым судно принадлежит на праве собственности или зафрахтовано последними, по договору бербоут – чартера.

В связи с подписанием Президентом Российской Федерации 3 августа 2018 года Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее по тексту – КТМ РФ) в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона “О международных компаниях” и Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”” (далее по тексту – Закон), с 31 января 2019 года у иностранных собственников появится право регистрации судна под Государственным флагом Российской Федерации в Российском открытом реестре судов (далее по тексту – РОРС).

Важно подчеркнуть, что вводимый Законом судовой реестр будет вестись капитаном морского порта Калининград и капитаном морского порта Владивосток. Соответственно, регистрация судов в РОРС будет возможна исключительно в вышеназванных портах.

Реализация права на регистрацию судна, принадлежащего на праве собственности иностранному физическому или юридическому лицу в РОРС, будет возможна при условии, что судно зафрахтовано по договору бербоут – чартера юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом “О международных компаниях”.
(Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона “О международных компаниях”, международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке.)

В соответствии с Законом, судовладельцы получат право зарегистрировать в РОРС суда, в том числе маломерные суда, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 КТМ (каботаж, ледокольная проводка, морские ресурсные исследования, etc., лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”.

Если судно, зарегистрированное в РОРС, будет эксплуатировать в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных ст. 4 КТМ РФ, то это неизбежно будет влечь исключение судна из реестра капитаном морского порта ex – officio. Кроме того, государственной регистрации в РОРС будут подлежать маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.

Как и государственную регистрацию в Российском международном реестре судов (далее – РМРС), регистрацию в РОРС необходимо будет ежегодно подтверждать. Однако размер государственной пошлины за государственную регистрацию и ежегодное подтверждение Налоговым кодексом Российской Федерации, в настоящее время, не установлен. Вероятно, размер государственной пошлины будет рассчитываться по аналогии с РМРС.

Порядок регистрации судна в РОРС не будет существенно отличаться от регистрации в РМРС или бербоут – чартерном реестре. Также будет необходимо предоставить свидетельство, подтверждающее исключение судна из иностранного судового реестра, правоустанавливающие документы на судно, корпоративные документы сторон сделки, доказательства уплаты государственной пошлины. Кроме того, поскольку суда, вероятно, будут регистрироваться в РОРС впервые, судовладельцам необходимо будет проходить процедуру идентификации, проводимую Российским морским регистром судоходства.

Судовладельцы смогу зарегистрировать судно в РОРС на определенный срок с правом последующего продления или без установления срока регистрации судна. Если судно будет предоставлено по договору бербоут – чартера, то срок регистрации судна в РОРС не может превышать срок действия такого договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При возникновении коллизии вышеуказанных сроков, будет учитываться наименее продолжительный их них.

Закон вводит новеллу, согласно которой, с 1 января 2019 года на судах, зарегистрированных в РОРС, иностранные граждане и лица без гражданства смогут занимать должности командного состава, за исключением должности капитана судна и старшего механика. Напомним, что, в настоящее время, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать исключительно граждане Российской Федерации.

Судовладельцы смогу зарегистрировать судно в РОРС на определенный срок с правом последующего продления или без установления срока регистрации судна. Если судно будет предоставлено по договору бербоут – чартера, то срок регистрации судна в РОРС не может превышать срок действия такого договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При возникновении коллизии вышеуказанных сроков, будет учитываться наименее продолжительный их них.

Нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации”;
– приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 № 144 “Об утверждении Правил государственной регистрации судов”;
– приказ Министерства транспорта России от 15.02.2017 № 52 “Об утверждении Порядка присвоения названий судам внутреннего водного транспорта”
– приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2009 № 183 “Об утверждении Порядка государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них”
– приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 № 278 “Об утверждении Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в Правила государственной регистрации судов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144”;
– приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2017 № 470 “Об утверждении Правил учета плавучих объектов”;

Регистрация судов и учет плавучих объектов

Бесхозяйные суда

110 1 08 07071 01 0300 110 – Государственная пошлина за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре в отношении судов внутреннего плавания – 3500 рублей, спортивных парусных, прогулочных, маломерных коммерческих судов – 1600 рублей.

Принят Государственной Думой 31 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Статья 46. Отказ в регистрации судна и прав на него
В регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:
с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
не соблюдены требования, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 37 настоящего Кодекса, об исключении судна из прежнего реестра судов;
документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации в соответствии с настоящим Кодексом.

Регистрация судов и прав на них

В Гос-ном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов в соответствии с п. 2 ст. 23 КТМ РФ. В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется др. органами в соответствии с п. 3 ст. 23 КТМ РФ (в Гос-ном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна). В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 15 КТМ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.

Регистрация судов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы (кроме военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей), осуществляется в Гос-ном судовом реестре или судовой книге в установленном порядке.

Органы, осуществляющие регистрацию судов, определены в ст. 35 КТМ РФ.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Гос-ном судовом реестре или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра. Регистрация судна, зарегистрированного в Гос-ном судовом реестре или судовой книге, в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Гос-ного судового реестра или судовой книги.

Согласно ст. 38 КТМ РФ в бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Гос-ным флагом РФ в соответствии с п. 3 ст. 15 КТМ РФ. Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов: выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены; согласия в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Гос-ный флаг РФ; документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Гос-ным флагом РФ; оригинала и копии бербоут-чартера; свидетельства о годности к плаванию; мерительного свидетельства; пассажирского свидетельства (для пассажирского судна); сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией; документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п. 1 ст. 15 КТМ РФ; решения соответствующего федерального органа исполнительной власти о названии судна. При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Гос-ным флагом РФ на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Гос-ным флагом РФ.

КТМ РФ подробно определяет сведения, подлежащие внесению в Гос-ный судовой реестр или судовую книгу (ст. 39) и в бербоут-чартерный реестр (ст. 40).

Энциклопедия права . 2015 .

  • Регистрация сделок
  • Регистрация товарного знака

Регистрация судов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы (кроме военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей), осуществляется в Гос-ном судовом реестре или судовой книге в установленном порядке.

Маломерные суда

При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:

  • некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ
  • коммерческое использование – РС или РРР

В соответствии со статьей 7 КТМ маломерное судно – это судно:

  • длина которого не превышает двадцать (20) метров
  • общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12)

В соответствии с письмом № ЮЦ-Д5-25/10714 от 10.06.2020 г. распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РРР определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:

  • суда, эксплуатируемые в морских районах (за исключением судов, зарегистрированных в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь) с удаленностью от мест убежищ или берега более 12 миль – РС;
  • суда, эксплуатируемые в морских районах и зарегистрированные в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль и более 12 миль – РРР;
  • суда, эксплуатируемые в морских районах (за исключением судов, зарегистрированных в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь) с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль – РС или РРР;
  • внутренние водные пути – РРР.

Регистрация маломерных судов
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда, использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре; не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна Правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.

Нормативные документы РС по классификации и освидетельствованию маломерных судов
С 01.09.2019 года вступили в силу Правила классификации и освидетельствований маломерных судов. Положения Правил базируются на Постановлении Правительства РФ от 18.09.2013 №820, Правительственной телеграмме от 09.07.2013 № МС-32/79, нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов) и Руководстве по классификации и освидетельствованию маломерных судов №340-48-910 от 27.06.2016 года.

Классификация маломерного судна
Под классификацией МС понимается установление конструктивной категории плавания, учитывающей вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища или берега, на основе фактического технического состояния МС и технической документации.

Освидетельствование маломерных судов
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Правил классификации и освидетельствований маломерных судов.

Порядок и места освидетельствования
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определенных местах.

Стоимость
Процесс освидетельствования, связанного с перерегистрацией судна, рассчитывается по фактически затраченному времени и включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:

  • Рассмотрение и анализ заявки
  • Рассмотрение представленной документации.
  • Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
  • Проведение необходимых испытаний и проверок.
  • Оформление акта освидетельствования.
  • Заполнение Первичных информационных документов.
  • Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.

Стоимость услуги определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами о правилах ценообразования на услуги РС.

На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) часов.

Регистрация маломерных судов
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда, использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре; не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна Правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.

Регистрация судна в российском международном реестре судов

Российский международный реестр судов (РМРС) учрежден на основании Федерального закона № 168-ФЗ от 20 декабря 2005 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов», путем дополнения отдельных положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также Таможенного кодекса Таможенного союза. Целью образования РМРС является создание экономических и организационных условий, обеспечивающих благоприятную эксплуатацию зарегистрированных в нем российских судов, имеющих все преимущества «удобного» флага. Традиционно регистрация судов в юрисдикциях «удобного» флага носит упрощенный характер – заявитель оплачивает взнос за совершение регистрационных действий с судном и далее вносит ежегодную оплату за подтверждение регистрации, безотносительно финансовых показателей деятельности судна и судовладельца, что существенно упрощает ведение отчетности.

В Российском международном реестре судов возможна регистрация судов, находящихся в собственности, как российских лиц, так и иностранных, арендованных российскими фрахтователями по договору бербоут-чартера. Регистрация судна в реестре предусматривает предоставление судну права плавания под флагом РФ.

Регистрация в РМРС в целом доступна для следующих типов судов, принадлежащих Российским судовладельцам (собственникам / фрахтователям):

  • Суда для международных перевозок и буксировки (не старше 15 лет);
  • Суда для перевозок и буксировки на территории РФ (не старше 15 лет);
  • Cуда для производства специальных работ (разведка морских ресурсов и т.п.);
  • Cуда, построенные на Российских судоверфях после 01.01.2010;
  • Суда, регистрируемые в портах Крыма;
  • Суда морской линии, выполняющей заходы в морские порты России с периодичностью не более 24 часов;
  • Cуда для хранения и перевалки нефти.

Подробно типы судов, подлежащих регистрации в РМРС описаны в части 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Исходя из буквального содержания указанной нормы, регистрации в РМРС подлежат любые суда, используемые для целей торгового мореплавания, как они определены в статье 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, за исключением судов рыбопромыслового флота. Одновременно с изложенным отсутствуют препятствия для регистрации в РМРС судов, используемых в море для учебных, спортивных и культурных целей, включая вспомогательные и обслуживающие суда.

Зарегистрироваться в Российском международном реестре судов, в отличие от иных реестров судов Российской Федерации, возможно в одном из следующих морских портов Российской Федерации, определенных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 583-р:

  • Архангельск
  • Астрахань
  • Владивосток
  • Калининград Корсаков
  • Мурманск
  • Находка
  • Новороссийск
  • Санкт-Петербург
  • Таганрог
  • Туапсе
  • Холмск

Регистрация в Российском международном реестре судов предоставляет судовладельцу существенные преимущества, в отличие от иных реестров судов Российской Федерации, в отношении выбора классификационного общества, уплаты налогов и сборов, а также возможностей эксплуатации судна. Регистрация судна в РМРС влечёт предоставление льготного налогового режима, предусматривающего уплату лишь государственной пошлины за первоначальную регистрацию судна в реестре и за ежегодное подтверждение такой регистрации. Суда, зарегистрированные в РМРС – транспортные средства международной перевозки и перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования. Более подробная информация о преимуществах регистрации судна в РМРС содержится в презентации «Российский международный реестр судов».

Для регистрации в РМРС в отдел регистрации судов службы капитана морского порта предоставляется заявление установленной формы, анкета судового реестра, правоустанавливающие документы на судно, классификационные документы, корпоративные документы судовладельца, судоверфи (в случае регистрации вновь построенного судна), доказательства уплаты государственной пошлины. Все документы на иностранном языке должны иметь нотариальный перевод.

В отличие от иных государственных реестров судов Российской Федерации, регистрация судна в российском международном реестре судов требует ежегодной уплаты государственной пошлины путем направления судовладельцем заявления с приложением доказательств уплаты государственной пошлины в установленном размере и выдачей капитаном морского порта свидетельства о подтверждении регистрации до следующего года. Указанная процедура производится до пятнадцатого марта года, следующего за годом внесения судна в российский международный реестр или последующего года, в котором производилось подтверждение регистрации.

В результате регистрации судна в РМРС судовладельцу выдается свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о (подтверждении) регистрации в российском международном реестре судов.

Российский международный реестр является выгодным инструментом ведения бизнеса для Российского судовладельца, при условии соблюдения судовладельцем заявленных целей эксплуатации судна и предоставления документов, необходимых для подтверждения прав на получение преимуществ, возникающих при регистрации в российском международном реестре.

Успешность заведения судна под Российский флаг в РМРС полностью предопределяется предшествующей регистрации правовой работе по экспертизе и формированию документов, представляемых для государственной регистрации, а также составлению и согласованию правоустанавливающих и регистрационных документов.

Другие статьи по теме:

Регистрация в РМРС открыта для всех российских собственников флота

Таможенное оформление ремонта судов, зарегистрированных в РМРС

Уплата ввозной таможенной пошлины при исключении судна из РМРС

В результате регистрации судна в РМРС судовладельцу выдается свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о (подтверждении) регистрации в российском международном реестре судов.

Регистрация судов и прав на них

Государственная регистрация судов, прав на них и сделок с ними

Приняв решение приобрести Судно, необходимо понимать, что Вы столкнётесь с его последующей государственной регистрацией и с рядом других немало важныхвопросов, первым из которых будет цель приобретения данного Судна, а именно: будете ли Вы использовать свою покупку в личных целях или же планируете заняться коммерческой деятельностью? От Вашего решения будет завесить последующая регистрация Судна.

Единственным подтверждением сделки (доказательством существования зарегистрированных прав и сделок) является государственная регистрация таких прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

Суда могут находиться в собственности:

– граждан и юридических лиц Российской Федерации;

– РФ, субъектов Российской Федерации;

Государственная регистрация является обязательной. Нарушение правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними, либо невыполнение Судовладельцем своих обязанностей, влечет административную ответственность установленную законодательством РФ.

Под судовладельцем в ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Итак, в случае если, Ваше судно не попадает под параметры указанные в ст. 33 п. 1.1.Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров», Судно необходимо будет зарегистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов РФ.

При государственной регистрации судна учитывается (проверяется) его техническое состояние и делается заключение о его годности к плаванию.

Приняв решение эксплуатировать Судно в личных, некоммерческих целях – такое судно подлежит государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС России), на основании правил ПриказаМЧС России от 24 июня 2016 г. № 340 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий».

Эксплуатация судна в коммерческих целях подразумевает под собой соответствующую государственную регистрацию судна, установленную Приказом Министерства транспорта РФ от 19.05.2017 № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов». Данным приказом утвержден порядок государственной регистрации в одном из реестров судов РФ:

– в Государственном судовом реестре,

– в бербоут-чартерном реестре,

– в Российском международном реестре,

в одном из морских портов РФ по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна,зарегистрированного по бербоут-чартеру.

Мы поможем Вам определиться с правильностью выбора судового реестра, в котором оптимально удобно будет зарегистрировать и эксплуатировать судно (преимущества / недостатки), а также в выборе одного из Классификационных обществ, которым делегированы права на классификацию и освидетельствования судов Министерством транспорта РФ.

Вам будет предоставленаквалифицированная консультацияпо всем интересующим Вас вопросам, в том числе наличию / отсутствию оснований для регистрации судна и прав на него в интересующем Вас судовом реестре РФ.

Предоставим свою помощь в сопровождении сделок связанных с покупкой / продажей судов; передачей / приемом судов в аренду (во фрахт, бербоут-чартер и т.д.), временный перевод судна под флаг Российской Федерации.

Ознакомим с правилами и нормами действующего законодательства Российской Федерации, с особенностями которого Вы можете столкнуться в процессе эксплуатации судна.

Качественная подготовка и правовая экспертиза документов для дальнейшего предоставления их в орган государственной регистрации и получения соответствующего документа.

Приняв решение приобрести Судно, необходимо понимать, что Вы столкнётесь с его последующей государственной регистрацией и с рядом других немало важныхвопросов, первым из которых будет цель приобретения данного Судна, а именно: будете ли Вы использовать свою покупку в личных целях или же планируете заняться коммерческой деятельностью? От Вашего решения будет завесить последующая регистрация Судна.

Регистрация судов и прав на них

Информация о порядке возврата госпошлины и изменении КБК расположена на официальном сайте ФКУ “Речводпуть”, в разделе “Деятельность”, подраздел “Администратор доходов” www.rechvodput.ru

Коды бюджетной классификации (КБК) – разделяются по видам юридически значимых действий:

Наименование услуги по регистрационным данным

Размер гос. пошлины (руб.)

КБК 110 1 08 07071 01 0300 110

За государственную регистрацию в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре

Судов внутреннего плавания

Судов смешанного (река-море) плавания

Спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных коммерческих судов

КБК 110 1 08 07071 01 0400 110

За государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, бербоут-чартерный реестр в отношении:

Судов внутреннего плавания

Судов смешанного (река-море) плавания

Спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных коммерческих судов

КБК 110 1 08 07071 01 0500 110

За государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на судно Российской Федерации в отношении:

Судов внутреннего плавания

Судов смешанного (река-море) плавания

Спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных коммерческих судов

КБК 110 1 08 07071 01 0600 110

За выдачу судовых документов:

Свидетельства о праве собственности, свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, за выдачу судового билета в отношении:

Судов внутреннего плавания

Судов смешанного (река-море) плавания

КБК 110 1 08 07071 01 0700 110

За выдачу дубликата судового документа взамен утраченного или пришедшего в негодность в отношении:

Судов внутреннего плавания

Судов смешанного (река-море) плавания

КБК 110 1 08 07071 01 0300 110

За регистрацию судов в Российском международном реестре судов:

85000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости

При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3000 единиц валовой вместимости включительно

При валовой вместимости судна свыше 3000 единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно

87000 рублей плюс 8,8 рубля за каждую единицу валовой вместимости

При валовой вместимости судна свыше 8000 единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно

155000 рублей плюс 5,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости

При валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости

215000 рублей плюс 3,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

КБК 110 1 08 07071 01 0300 110

За ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов:

25000 рублей плюс 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости

При валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8000 единиц валовой вместимости включительно

При валовой вместимости судна свыше 8000 единиц валовой вместимости до 20000 единиц валовой вместимости включительно

170 000 рублей плюс 14,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

При валовой вместимости судна свыше 20000 единиц валовой вместимости до 45000 единиц валовой вместимости включительно

330 000 рублей плюс 9,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

При валовой вместимости судна свыше 45000 единиц валовой вместимости

420 000 рублей плюс 8 рублей за каждую единицу валовой вместимости

Судов смешанного (река-море) плавания

Энциклопедия права
РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ

РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ

РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ И ПРАВ НА НИХ (англ registration of vessels and rights of vessels) – в торговом мореплавании гос-ное удостоверение существования зарегистрированного права. В соответствии со ст. 33 КТМ РФ* судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ: Гос-ном судовом реестре; судовой книге; бербоут-чартерном реестре. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Гос-ном судовом реестре или судовой книге. Регистрация судна в Гос-ном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременении) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В Гос-ном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов в соответствии с п. 2 ст. 23 КТМ РФ. В судовых книгах регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется др. органами в соответствии с п. 3 ст. 23 КТМ РФ (в Гос-ном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна). В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 15 КТМ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.

Регистрация судов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы (кроме военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей), осуществляется в Гос-ном судовом реестре или судовой книге в установленном порядке.

Органы, осуществляющие регистрацию судов, определены в ст. 35 КТМ РФ.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Гос-ном судовом реестре или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра. Регистрация судна, зарегистрированного в Гос-ном судовом реестре или судовой книге, в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Гос-ного судового реестра или судовой книги.

Согласно ст. 38 КТМ РФ в бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Гос-ным флагом РФ в соответствии с п. 3 ст. 15 КТМ РФ. Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов: выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены; согласия в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Гос-ный флаг РФ; документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Гос-ным флагом РФ; оригинала и копии бербоут-чартера; свидетельства о годности к плаванию; мерительного свидетельства; пассажирского свидетельства (для пассажирского судна); сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией; документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п. 1 ст. 15 КТМ РФ; решения соответствующего федерального органа исполнительной власти о названии судна. При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Гос-ным флагом РФ на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Гос-ным флагом РФ.

КТМ РФ подробно определяет сведения, подлежащие внесению в Гос-ный судовой реестр или судовую книгу (ст. 39) и в бербоут-чартерный реестр (ст. 40).

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Гос-ном судовом реестре или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра. Регистрация судна, зарегистрированного в Гос-ном судовом реестре или судовой книге, в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Гос-ного судового реестра или судовой книги.

Ссылка на основную публикацию