Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается: Конституцией РФ; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[88]; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[89], некоторыми другими актами.

Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде: 1) постановлений, 2) приказов, 3) распоряжений, 4) правил, 5) инструкций и 6) положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

1.Постановление ‑ документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции.

2.Приказ ‑ распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

3. Распоряжение ‑ распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

4. Правила ‑ документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.

5. Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, актов Президента РФ и Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

6. Положение — документ, в котором устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления позитивной управленческой деятельности юрисдикционного принуждения.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости ‑ организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

В подписанном (утвержденном) нормативном правовом акте должны быть указаны: 1) наименование органа (органов), издавшего акт; 2) наименование вида акта и его название; 3) дата подписания акта и его номер; 4) наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов играет важную роль в обеспечении как законности административных актов, так и единства правового пространства России. Тем самым ограничивается ведомственный произвол, пресекается бесконтрольность в осуществлении органами исполнительной власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, федеральные агентства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (например, Центральный Банк РФ).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) устанавливающие правовой статус организаций;

3) имеющие межведомственный характер, т.е. утвержденный двумя или более федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт, содержащий правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций;

4) независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные, т.е. принятые на определенный срок);

5) в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

1) индивидуальные правовые акты: акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении); акты, действие которых исчерпывается однократным применением; акты, срок действия которых истек;

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

4) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

5) акты рекомендательного характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает: а) юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ; б) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; в) присвоение регистрационного номера; г) занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10дней, а в исключительных случаях ‑ до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт, в определенном соответствующими органами исполнительной власти источнике. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который издается не реже двух раз в месяц. Официальным также считается указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Порядок подготовки, издания, государственной регистрации, вступления в юридическую силу и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти устанавливается: Конституцией РФ; Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[88]; Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[89], некоторыми другими актами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нормативные правовые акты органов исполнительной власти 490 руб.
  • Реферат Нормативные правовые акты органов исполнительной власти 280 руб.
  • Контрольная работа Нормативные правовые акты органов исполнительной власти 250 руб.

Нормативные акты издаются во исполнение и на основе федеральных законов, распоряжений и указов Президента, распоряжений и постановлений Правительства РФ, по инициативе самих исполнительных органов в пределах их компетенции.

Структура исполнительных органов власти не является постоянной и характеризуется относительной нестабильностью. Комитеты, министерства, агентства, надзоры, службы, которые отличаются сферой регулирования, функциональными обязанностями, относятся к одному уровню органов. Каждый из этих органов в обеспечении исполнения задач правомочен в пределах предписанной сферы деятельности на создание нормативных правовых актов, которые обязательны для применения в конкретной сфере, отрасли, категории субъектов, сфере отношений.

Нормативно-правовые акты могут издаваться одним, несколькими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными организациями.

Издание нормативно-правовых актов несколькими органами обусловлено стремлением обеспечить государственные интересы при расширении специализации отраслей, усилением межотраслевых связей. Совместные действия органов исполнительной власти развертываются чаще всего в межотраслевой сфере, что предполагает действие равных по положению субъектов управленческих отношений, к компетенции которых относятся принятие правового акта или решение определенного вопроса; использование специфических методов регулирования появляющихся отношений, исключающих формы односторонних предписаний.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • внутриведомственные акты – распространяют действие на регулирование отношений исключительно в пределах соответствующего органа исполнительной власти;
  • межведомственные акты – распространяют действие на органы и лиц, находящихся вне подчинения по отношению к издавшему данный акт субъекту.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти

На протяжении всей истории человечество пыталось найти идеальный способ саморегулирования. Эти поиски очень часто заканчивались достаточно парадоксально, а иногда крайне опасно. Тем не менее люди всё-таки сумели разработать поистине идеальную систему саморегулирования – право. Однако не стоит забегать вперёд.

Первоначально основным способом убеждения или же влияния было насилие. Позднее этот незаменимый атрибут любой древней власти был вытеснен моральными нормами, которые потихоньку начали санкционироваться той или иной властью. Таким образом, на сегодняшний день право является наиболее сформированным и цивилизованным способом самоорганизации и самоуправления людей. Он активно используется властью любого государства для непосредственного влияния на граждан. Однако достаточно часто возникает вопрос, как право фактически реализуется или же доносится до сознания обыкновенных граждан отдельно взятого государства. Сегодня по данному вопросу в теории государства и права сформирована целая научная отрасль, которая изучает нормативные акты органов власти. Именно благодаря подобным документам право реализуется в жизни граждан.

Ранее мы уже указали, что нормативно-правовые акты – это, прежде всего, одна из форм непосредственной реализации права в реальной жизни. Их используют в разных сферах деятельности для регулирования тех или иных отношений. Система субъектов использования нормативных актов достаточно обширна, о ней пойдёт речь далее в статье. А сам институт государственных актов имеет иное предназначение, о котором по большей части известно исключительно юристам-теоретикам.

Дело в том, что НПА характеризуют правовую систему того или иного государства в полной мере. Наиболее ярко данная особенность проявляется в РФ, потому что тут нормативные акты являются ключевым правовым источником. По сути, юридическая система государства состоит из НПА, потому что именно в них проявляется ее трехэлементная структура, состоящая из отраслей, институтов и отдельных правовых норм. Понятия и виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации позволяют увидеть реальное действие этой структуры в сфере регулирования отношений общественного характера.

Прежде чем рассмотреть непосредственно понятие и виды нормативно-правовых актов в России, нужно разобраться в системе субъектов, которые их непосредственно используют. Если рассматривать этот вопрос глобально, то всех без исключения субъектов возможно поделить на две большие группы: общие и специальные.

  • 1. Общие субъекты использования НПА – это все население РФ, вне зависимости от пола, социального статуса, положения в обществе, занимаемых должностей и т. п. Каждый без исключения житель РФ обязан придерживаться законов и не нарушать предписанные ими нормы. Именно такими правомерными действиями граждане, а также иные лица, пребывающие на территории России, обеспечивают реальное действие НПА.
  • 2. Второй вид субъектов – специальный. К нему можно причислить органы всех ветвей власти (исполнительной, судебной и законодательной). Таким образом, основная особенность, характеризующая специальный субъект, – это непосредственная принадлежность к органам госвласти России. Как правило, представители этого вида наделены большим количеством правомочий, нежели общие субъекты использования и реализации норм НПА.

Понятие и виды нормативно-правовых актов – это термины, которые неразрывно связаны между собой. Однако чтобы выделить их особенности в отдельности, нужно разобраться в самой сути НПА. Согласно выработанной доктрине, в науке государства и права нормативно-правовой акт – это документ официального характера, который принимается в порядке и пределах компетенции отдельного органа власти, имеющий установленную форму и закрепляющий санкционированные государством правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное количество лиц. Представленное понятие является общепринятым, то есть «стандартом» юриспруденции, если можно так выразиться. Однако в мире научных дискуссий принято понимать НПА и как документ, и как акт правотворчества. Суть терминов принципиально разная. В первом случае говорится о формализованном государственными правилами материальном носителе правовых норм, который имеет юридическую силу. Что касается второго случая, то тут нормативный акт рассматривается как «продукт» процесса нормотворчества, то есть непосредственного регулирования отношений общественного характера. При этом НПА, понятие, виды которых представлены в данной статье, играют значительную роль в правовой системе России.

Исторически так сложилось, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской семьи права. Общая особенность подобных государств в том, что в них ключевым источником права является НПА. Именно на его основе производится разработка всех иных источников. Что касается совокупности правовых актов, то они входят в единую систему, которая не только упорядочена, но также является иерархичной. Помимо этого, нормативные акты «рождаются» вследствие специфической процедуры правотворчества, производить которую могут специально уполномоченные органы. Кроме этого, практически любой существующий акт отвечает правилам юридической техники, а также принципу законности и гуманизма. Следует отметить, что понятие и виды нормативно-правовых актов в РФ можно выделить именно при помощи существующей иерархии, так как эта особенность является ключевой характеристикой правовой системы России.

Понятия и виды нормативно-правовых актов в России во многом помогают исследовать, а также выделить ключевые моменты правовой системы этого государства. Таким образом, на основе данного подхода можно сказать, что правовая система РФ – это совокупность национальных и международных юридических актов, которые являются основой правовой культуры государства и главными регуляторами общественных отношений. Такое понятие является существенно размытым, однако оно наиболее классическое. Проблема в том, что правовую систему невозможно рассматривать исключительно с позиции нормативных актов. Это, безусловно, выгодно в контексте данной статьи, однако уж очень заострять внимание на подобной характеристике не стоит.

Как уже говорилось ранее в статье, иерархичность НПА позволяет классифицировать их. Основным критерием дифференциации всех без исключения НПА является юридическая сила. Выделяют два основных направления классификации, а именно:

  • 1. Вертикальная классификация – это расположение всех нормативных актов согласно их месту в общей иерархии от Конституции РФ до актов конкретных ведомств. При такой дифференциации можно также сказать, что все без исключения нормативно-правовые акты – система “закон и подзаконные акты”.
  • 2. Горизонтальная классификация делит все НПА не только на основе юридической силы, но и сферы применения. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют абсолютно равную юридическую силу. Однако их использование ограничено территориально. Поэтому понятие и виды нормативно-правовых актов РК (Республики Казахстан или других субъектов РФ) не рассматриваются в отдельности, а исключительно в совокупности с иными государственными документами равной юридической силы. Ведь для теории государства и права большое значение имеет общий механизм регулирования общественных отношений, а не территориальные особенности этого процесса.

Таким образом, нормативно-правовые акты, классификация которых представлена выше, имеют между собой существенные различия. Их более детально можно увидеть только при рассмотрении всех видов в отдельности. Помимо законодательных и правовых актов, важнейшее значение для работников служб ДОУ имеют нормативно – методические документы.

В “Правилах подготовки нормативно – правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных постановлением Правительства РФ, к ним относятся постановления, приказы, распоряжения.

Правила, инструкции и положения.

Правила, инструкции и положения, как организационно – методические документы, содержат не только указания что делать, но и как выполнить ту или иную работу, что делает их особенно ценными.

Нормативные и методические документы вводятся в действие постановлениями или приказами, и тем самым становятся обязательными к исполнению.

Нормативно – правовые акты издаются на основе и во исполнение “федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах из компетенции”.

Многие из них имеют не ведомственный, а общегосударственный характер, распространяясь на все направление деятельности, возглавляемое соответствующим министерством, комитетом агентством.

В “Правилах подготовки нормативно – правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных постановлением Правительства РФ, к ним относятся постановления, приказы, распоряжения.

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 01.04.2022 N 102-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. Правительство Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно):

1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление установленных настоящим Кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

6) дополнительные основания предоставления в 2022 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

(п. 3 введен Федеральным законом от 01.04.2022 N 102-ФЗ)

4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1 – 3 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

В случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2022 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме.

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.04.2022 N 102-ФЗ)

5. Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

(п. 5 введен Федеральным законом от 01.04.2022 N 102-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.04.2022 N 102-ФЗ)

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Энциклопедия права . 2015 .

  • Правовой стимул
  • Правомерное поведение

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти — см. Ведомственный нормативный правовой акт … Большой юридический словарь

Министерство экономического развития
Российской Федерации

— Государственной регистрации подлежат:

§ 6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права

Общая характеристика. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.)* предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ (ст. 23).

* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

Порядок издания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 11 февраля 1999 г.)*.

* СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 1999. № 8. Ст. 1026.

Постановления Правительства РФ. В числе подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления Правительства РФ. Они издаются Правительством РФ в пределах его компетенции и направлены на регулирование отдельных вопросов. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ — конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы ЗК РСФСР, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего.

Например, ст. 101 ЗК допускает возможность консервации земель в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Во исполнение данного предписания Закона Правительство РФ приняло постановление от 5 августа 1992 г. № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» (в ред. от 27 декабря 1994 г.)*.

* САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 505.

Обычна практика принятия постановлений Правительства РФ в целях развития и конкретизации соответствующих законодательных актов. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»* Президенту РФ было предложено поручить Правительству РФ разработать порядок купли-продажи гражданами РФ земельных участков. На основании этого Советом Министров — Правительством РФ было приняло постановление от 30 мая 1993 г. № 503 «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков»**.

* ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 27.

** САПП РФ. 1993. № 23. Ст. 2114.

Другой пример. Указом Президента РФ от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» Правительству РФ было поручено разработать и утвердить порядок организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды. Во исполнение Указа было принято постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 2 «Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды» (в ред.

* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 263; № 33. Ст. 4041.

Кроме этого, в пределах своих полномочий Правительство РФ принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах. Так, учитывая важность проблемы охраны почв, Правительством РФ было принято постановление от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»*.

* САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Государственным комитетом РФ по земельной политике (Госкомзем России)*.

* Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет РФ по земельной политике упразднен. Часть функций этого комитета была передана вновь образованной Федеральной службе земельного кадастра России и Министерству имущественных отношений РФ. (СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168)

К его компетенции относится, в частности, подготовка нормативных правовых актов, направленных на комплексное правовое обеспечение земельных отношений, и издание в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений. Например, Роскомземом 2 июня 1993 г. № 1-16/770 был утвержден Типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка. 20 декабря 1993 г. было издано Указание Роскомзема № 32 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» и иные нормативные правовые акты. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Госкомземом России, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений.

Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ и др.

По некоторым вопросам принимаются совместные нормативные правовые акты: указание Минприроды РФ и Роскомзема от 12 апреля 1994 г. № 1/11 «О порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель»; Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.) и др.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.)* предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ (ст. 23).

Статья 4 НК РФ. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления

Новая редакция Ст. 4 НК РФ

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.

3. Правительство Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно):

1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление установленных настоящим Кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

6) дополнительные основания предоставления в 2022 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1 – 3 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

В случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2022 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме.

5. Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (правительства, мэрии и т.п.);

Статья 4 НК РФ. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.

3. Правительство Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно):

1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление установленных настоящим Кодексом сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

6) дополнительные основания предоставления в 2022 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1 – 3 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

В случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2022 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме.

5. Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2022 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1 – 3 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

Официальное опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Страницы в журнале: 11-16

А.В. Червяковский,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Россия, Омск chervaleksandr@yandex.ru

Анализируется порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с учетом изменений, внесенных в законодательство в 2014 году. Действующий порядок официального опубликования актов федеральных органов исполнительной власти в настоящее время во многом зависит от того, подлежит ли принятый нормативный правовой акт государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, не нуждающихся в государственной регистрации, определяется самими органами власти и отличается значительным варьированием. Автор считает необходимым упорядочить практику официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Ключевые слова: официальное опубликование, нормативные правовые акты, федеральные органы исполнительной власти, официальные сайты, официальный портал правовой информации, электронное опубликование (размещение).

В части 3 ст. 15 Конституции РФ указывается, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Большой объем нормативных правовых актов принимается федеральными органами исполнительной власти. Порядок их официального опубликования регламентируется рядом нормативных правовых актов различной юридической силы: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти. Среди наиболее значимых актов следует отметить Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ № 763) и постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (далее — Постановление № 1009). Данные Правила конкретизируются в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 № 88.

Порядок опубликования и вступления в силу ведомственных правовых актов варьируется в зависимости от того, подлежат ли данные акты государственной регистрации. К нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России, относятся акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, после их государственной регистрации в течение дня направляются Минюстом России в «Российскую газету», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», научно-технический центр правовой информации «Система» и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

В соответствии с Указом № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте России, подлежат опубликованию в «Российской газете», Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и размещению на официальном интернет-портале правовой информации. Размещение на указанном интернет-портале нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти вводится с 01.01.2015 г. и предусматривается изменениями в Указе № 763, внесенными Указом Президента РФ от 14.10.2014 № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ № 668).

Таким образом, Указ № 763 в действующей редакции устанавливает три источника официального опубликования нормативных правовых актов, при этом не указывает, в каком из изданий акты должны быть опубликованы в первую очередь. В итоге у правоприменителей, граждан и организаций могут возникнуть проблемы при определении даты вступления в силу нормативного правового акта, ведь нормативный правовой акт может быть опубликован первоначально в одном из источников официального опубликования, а пользователю будет доступен другой источник, в котором этот же правовой акт будет опубликован на один, два и больше дней позже.

Указ № 763 предусматривает, что Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издается еженедельно. В настоящее время тираж бюллетеня составляет 3365 экз. Электронная версия бюллетеня размещается на сайте «Собрание законодательства Российской Федерации» (http://www.szrf.ru) и имеет подзаглавие «Официальные электронные версии бюллетеней». В соответствии с Указом № 763 официальными признаются тексты нормативных правовых актов, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации “Система”. В данном случае речь идет не о новом источнике официального опубликования нормативных правовых актов в электронном виде, а о распространении электронной версии текстов правовых актов и печатного издания, каким и является Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Изменения, внесенные в Указ № 763 Указом № 668, устанавливают, что также признаются в качестве официальных тексты нормативных правовых актов, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция “Российской газеты”».

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, при опубликовании и рассылке нормативного правового акта является обязательным указание на номер и дату государственной регистрации. В исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы, по согласованию федерального органа исполнительной власти с Минюстом России могут не публиковаться, но в печати должно быть обязательно указано, какое приложение не приводится. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые нуждаются в государственной регистрации, но не прошли ее, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к информации о деятельности государственных органов, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа относит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» утвержден перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет. В соответствии с данным перечнем акты, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, размещаются на его официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня государственной регистрации.

Президент РФ 10.08.2011 г. подписал ряд указов, утвердивших перечни информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет глава государства. В частности, в тот день Президентом РФ был подписан Указ № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет». В перечнях, прилагаемых к указам, подписанным Президентом РФ, установлено, что акты, изданные государственными органами, размещаются на официальном сайте данных органов власти в течение пяти рабочих дней со дня их государственной регистрации. На сайтах федеральных органов исполнительной власти размещаются тексты принимаемых ими нормативных правовых актов, однако необходимо отметить, что ни в федеральных законах, ни в указах Президента РФ, ни в постановлениях Правительства РФ не говорится о том, что размещение текстов нормативных правовых актов на сайтах федеральных органов государственной власти признается в качестве официального опубликования таких актов.

В соответствии с Постановлением № 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данных актов в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт, самостоятельно.

Порядок официального опубликования таких актов отличается разнообразием. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок официального опубликования правовых актов, не нуждающихся в государственной регистрации, издаются в форме приказов. Однако достаточно часто можно встретить приказы государственных органов, утвердившие прилагаемые к ним порядки опубликования и вступления в силу актов. В Министерстве образования и науки РФ, Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ (Минсвязи России) порядок опубликования нормативных правовых актов определен регламентами этих министерств.

Нормативные правовые акты, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, публикуются в специальных ведомственных издания (журналах и газетах) и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти. Акты, регламентирующие порядок официального опубликования правовых актов, не нуждающихся в государственной регистрации, закрепляют от одного до двух печатных изданий, которые являются источниками официального опубликования актов органа государственной власти. Так, официальными источниками опубликования нормативных правовых актов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, являются журналы «Гражданская защита» и «Пожарное дело». Официальным источником опубликования актов Министерства внутренних дел РФ является газета «Щит и меч».

Большинство федеральных органов исполнительной власти не признают размещение текстов правовых актов на официальных сайтах данных органов в качестве официального опубликования этих актов. Однако существуют и исключения из общего правила. Официальными источниками опубликования актов Минюста России являются Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации и официальный сайт Минюста России в сети Интернет (www.minjust.ru). Министерством культуры РФ, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта признается в качестве официального опубликования принимаемых правовых актов их размещение на официальных сайтах данных органов. Минсвязи России установило только один источник официального опубликования — свой официальный интернет-сайт.

Акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные Минюстом России и подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты же, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Имеются отличия в регламентации федеральными органами исполнительной власти вступления в силу принимаемых ими нормативных правовых актов, не подлежащих государственной регистрации в Минюсте России. Так, акты Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу. Акты МЧС России вступают в силу по истечении десяти дней со дня их первого официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу. Приказы Федеральной службы безопасности, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня признания их Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, если самими приказами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Акты Минприроды России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

С 01.01.2016 г. вносятся изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, признанных Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации. Указом № 668 определено, что такие нормативные правовые акты подлежат размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации». В Указе № 668 также отмечается, что федеральные органы исполнительной власти в течение 10 дней со дня издания данных актов направляют их электронные копии для размещения на «Официальном интернет-портале правовой информации» в порядке, определяемом Федеральной службой охраны (ФСО) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, издавшим соответствующий акт.

На наш взгляд, изменения, внесенные Указом № 668, являются целесообразными: они приводят к упорядочению порядка официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами Российской Федерации. Создание единого интернет-портала правовой информации предусматривает Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”». Согласно данному закону, на «Официальном интернет-портале правовой информации» помимо федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ могут быть размещены акты других органов государственной власти Российской Федерации. С 01.01.2016 г. в соответствии с законодательством на «Официальном интернет-портале правовой информации» будут размещаться федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, законы субъектов Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти.

Не менее важным представляется создание единого источника официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти вне зависимости от того, зарегистрированы эти акты в Минюсте России или признаны этим министерством не нуждающимися в государственной регистрации. Любой нормативный правовой акт федеральных органов исполнительной власти, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, должен быть доступен пользователю «Официального интернет-портала правовой информации».

Наличие единого источника официального опубликования нормативных правовых актов, как нам представляется, должно помочь пользователю познакомиться с опубликованными текстами нормативных правовых актов не только существующих министерств, служб и агентств, но тех федеральных органов государственной власти, которые были реорганизованы или ликвидированы.

Указ № 763 возлагает контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти на Минюст России. Организация размещения текстов нормативных правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» возложена на ФСО, в ведении которой находится данный портал.

К сожалению, Указ № 668 не определил общий порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Полагаем, что вступать в силу нормативные акты должны по истечении 7—10 дней после дня их первого официального размещения на интернет-портале. В акте государственного органа может быть установлен другой срок вступления в силу, превышающий общий срок вступления в силу правовых актов. Требования общего порядка вступления в силу должны выполняться для всех нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти за исключением тех случаев, когда вступление в силу нормативного правового акта обусловлено сложившейся критической ситуацией, требующей немедленного вступления акта в силу после его подписания руководителем государственного органа.

В свете сказанного представляется своевременным предложение ряда ученых о принятии Федерального закона «О нормативных правовых актах», а также Федерального закона «О нормотворческой деятельности и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти» [1, с. 34], регламентирующих порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

1. Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество: современное состояние, проблемы модернизации // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 28—36.

Таким образом, Указ № 763 в действующей редакции устанавливает три источника официального опубликования нормативных правовых актов, при этом не указывает, в каком из изданий акты должны быть опубликованы в первую очередь. В итоге у правоприменителей, граждан и организаций могут возникнуть проблемы при определении даты вступления в силу нормативного правового акта, ведь нормативный правовой акт может быть опубликован первоначально в одном из источников официального опубликования, а пользователю будет доступен другой источник, в котором этот же правовой акт будет опубликован на один, два и больше дней позже.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

от 13 августа 1997 г . № 1009

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

I Подготовка нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти

1 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной

власти (далее именуются – нормативные правовые акты) издаются на основе

и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента

Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Рос-

сийской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполни-

тельной власти в пределах их компетенции.

2 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами ис-

полнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, пра-

вил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не до-

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных

органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые

3 Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими

федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтере-

сованными министерствами и ведомствами, если такое согласование явля-

ется обязательным в соответствии с законодательством Российской Федера-

ции, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения,

нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласова-

ние нормативного правового акта оформляется визами.

Виза включает в себя наименование должности руководителя министер-

ства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, рас-

шифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего лис-

та подлинника нормативного правового акта.

4 Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно

или несколько структурных подразделений федерального органа исполни-

тельной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются

круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок

его подготовки, а при необходимости – организации, привлекаемые к этой

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридичес-

кая служба федерального органа исполнительной власти.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во ис-

полнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Рос-

сийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Россий-

ской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не

установлен другой срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных пра-

вовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федераль-

ными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

5 В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны

быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской

Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий

между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, практика приме-

нения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и

материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также

данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

6 Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логичес-

кое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного

правового акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Поло-

жения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нуме-

руются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут

подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на

главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных пра-

вовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодатель-

ных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты

и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты,

схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а со-

ответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

7 Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта

должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или

признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию

с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются,

дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими

федеральными органами исполнительной власти.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу

ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного право-

8 Если при подготовке нормативного правового акта выявились необхо-

димость внесения существенных изменений и дополнений в ранее издан-

ные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу

нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый но-

вый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в

ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою

9 Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписа-

ния (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству

Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован ру-

ководителем юридической службы федерального органа исполнительной

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководи-

телем федерального органа исполнительной власти или его заместителем.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

II Государственная регистрация нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти

10 Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты,

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, уста-

навливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный

характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие

сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденци-

11 Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществ-

ляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Госу-

дарственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в

юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Рос-

принятие решения о необходимости государственной регистрации дан-

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов фе-

деральных органов исполнительной власти.

12 Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые

акты не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения) представляются

в 4 экземплярах (подлинник и 3 копии) в Министерство юстиции Российской

Представление на государственную регистрацию нормативного правово-

го акта, изданного совместно несколькими федеральными органами испол-

нительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе под-

писавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

основания издания нормативного правового акта;

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному воп-

росу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными орга-

нами исполнительной власти и другими государственными органами, если

такое согласование является обязательным.

Представленный на государственную регистрацию нормативный право-

вой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руково-

дителем юридической службы федерального органа исполнительной влас-

ти, представляющего акт на регистрацию.

13 Государственная регистрация нормативных правовых актов произво-

дится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с

даты получения акта.

В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Мини-

стерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней.

14 В регистрации нормативного правового акта может быть отказано,

если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответ-

ствие этого акта законодательству Российской Федерации.

15 Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых

отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации

издавшему их органу с указанием причин отказа.

16 Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством

юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной вла-

сти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной вла-

сти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если

нарушены установленный порядок представления акта на государственную

регистрацию или настоящие Правила.

17 В течение суток после государственной регистрации подлинник нор-

мативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером

направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федераль-

ный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан-

ности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организа-

ций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному

опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их по-

ложений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или

сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются

Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты “Россий-

ские вести”, а также в издательство “Юридическая литература” в течение су-

ток после государственной регистрации.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на

номер и дату государственной регистрации является обязательным.

18 Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты,

прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке,

установленном настоящими Правилами.

19 Федеральные органы исполнительной власти направляют для испол-

нения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистра-

ции, только после их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как

не вступившие в силу, применяться не могут.

20 В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного

правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам,

указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановле-

ниям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Министер-

ство юстиции Российской Федерации в течение 3 дней представляет в Прави-

тельство Российской Федерации предложение об отмене такого акта с

обоснованием и проектом соответствующего постановления.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан-

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

  1. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
  2. Функции правового акта управления
  3. Действие правовых актов управления
  4. Виды правовых актов управления
  5. Правовые акты Президента Российской Федерации
  6. Правовые акты Правительства Российской Федерации
  7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  8. Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
  9. Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с приϲʙᴏением ему регистрационного номера.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: КТО ЕСТЬ КТО

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: КТО ЕСТЬ КТО Должность, подчиненностьФИОВозможный преемник МИНИСТЕРСТВАЗаместитель председателя правительства РоссииАлександр Жуков, личный друг М.Фрадкова, по слухам, поддержан «Альфа-группой»Нет

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: КТО ЕСТЬ КТО Должность, подчиненностьФИОВозможный преемник МИНИСТЕРСТВАЗаместитель председателя правительства РоссииАлександр Жуков, личный друг М.Фрадкова, по слухам, поддержан «Альфа-группой»Нет

Статья 288 ГК РФ. Собственность на жилое помещение

1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

2. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

3. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Принципиальные требования к содержанию квартиры

Вторая особенность жизни в многоквартирном доме — гораздо большее внимание уделяется обязанностям собственника поддерживать свою квартиру в должном состоянии и соблюдать права других жильцов.

Под «должным состоянием» квартиры в данном случае подразумевается ее техническое и санитарное состояние. Границы допустимого определяются в первую очередь влиянием образа жизни собственника на соседей. Разумеется, никто не вправе обязать владельца квартиры еженедельно делать влажную уборку, чинить подтекающий бачок или брать у соседей разрешение на то, чтобы завести кошку или собаку. Однако собственник может быть привлечен к ответственности в некоторых случаях, например:

  • квартира находится в антисанитарном состоянии и стала рассадником мышей или тараканов;
  • повреждения электропроводки или газового оборудования создают угрозу пожара;
  • протекающие трубы стали причиной затопления соседей снизу и ухудшают состояние как собственной, так и чужой квартиры;
  • неаккуратное содержание домашних животных привело к появлению на лестничной клетке стойкого неприятного запаха;
  • непродуманные или несогласованные ремонтные работы привели к ухудшению состояния соседних квартир или повреждению несущих конструкций дома;
  • в квартире хранятся пожароопасные или взрывчатые вещества;
  • нарушается законодательство о тишине.

Игнорирование обязанностей по содержанию квартиры, захламление мест общего пользование или варварское использование домового имущества считается бесхозяйственным обращением с жилым фондом. Поэтому владельцам квартир, создающим проблемы соседям, может быть вынесено предупреждение и предписание об устранении нарушений.

Если владелец квадратных метров не предпринимает никаких шагов по исправлению ситуации, в соответствии со ст. 293 ГК РФ он может лишиться квартиры или комнаты. Решение об этом принимает суд. Недвижимость в таком случае выставляется на торги. Бывший собственник получает вырученные от ее продажи деньги за вычетом всех расходов на исполнение судебного решения.

Подводя итоги, можно сказать, что право собственности на недвижимость в многоквартирном доме влечет за собой право пользования общим имуществом и обязанности по его содержанию.

Поведение и образ жизни владельцев недвижимости не должны противоречить санитарным нормам, нарушать интересы соседей и создавать угрозу для их имущества

Вторая особенность жизни в многоквартирном доме — гораздо большее внимание уделяется обязанностям собственника поддерживать свою квартиру в должном состоянии и соблюдать права других жильцов.

Ссылка на основную публикацию