Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Ответственность за отдельные виды преступлений против порядка управления

Угроза убийством сотруднику правоохранительного органа, военнослужащего или их близким не подпадает под признаки ст. 317 УК РФ. Такая угроза в зависимости от обстоятельств дела должна квалифицироваться как применение насилия в отношении представителя власти по ст. 318 УК РФ либо как преступление против личности по ст. 119 УК РФ.

Статья 317. Уголовного кодекса РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность:

  • наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Это преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, так как его обязательным признаком являются цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мотив мести за такую деятельность.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. (ст.317 УК РФ)

Видовым объектомпреступления являются общественные отношения по обеспечению управленческой деятельности государственных органов – порядок управления.

В качестве группового объекта выступает нормальная управленческая деятельность правоохранительных органов. Основной непосредственный объектданного преступления – нормальная деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Анализируемое преступление является многообъектным и при его совершении наряду с основным объектом ставится под угрозу жизнь сотрудников правоохранительных органов и их близких. Поскольку посягательство на указанные блага является лишь способом посягательства на основной объект, жизнь потерпевшего выступает в качестве дополнительного объекта данного преступления.

Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, а также их близкие.

Под правоохранительными органами понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Традиционно к их числу относили суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности. Категории должностных лиц правоохранительных органов перечислены Федеральным законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов контрразведки; сотрудники федеральных органов налоговой полиции; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента России, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных актов, выявление и пресечение преступлений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, работники органов государственной налоговой службы, работники органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, работники органов санитарно-эпидемиологического надзора, работники контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов России, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых обязанностей. Статья 317 УК ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все лица, указанные в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Понятие деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности закреплено в п.5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. «О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».

Согласно указанному постановлению под укреплением общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать: несение постовой и патрульной службы на улицах и общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; поддерживание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

Работники прокуратуры не могут быть потерпевшими по анализируемой нами статье, а посягательство на них образует состав ст. 295 УК.

Следователи и лица, производящие дознание, исключены из числа потерпевших по ст. 317 УК.

Согласно Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности ее задачи в числе других – выявлять, пресекать, раскрывать преступления, а также устанавливать виновных. Потому оперативно-розыскная деятельность в этой части служит охране общественного порядка, а лица, ее осуществляющие, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

К числу потерпевших по ст. 317 УК относятся также сотрудники органов внутренних дел, охраняющих общественный порядок и обеспечивающих общественную безопасность.

Работники криминальной милиции и милиции общественной безопасности могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Работники других (не милицейских) служб МВД могут быть потерпевшими по ст. 317 УК лишь в том случае, если они привлечены к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (например, следователи, дознаватели, работники паспортных столов, государственного пожарного надзора, других служб МВД привлекаются к охране порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий и т. п.).

Сотрудники ФСБ, деятельность которых связана с пресечением преступности, также охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность и могут быть признаны потерпевшими при совершении данного преступления.

Посягательство на работников федеральных органов налоговой службы будет квалифицироваться по п. «б» ч.2 ст.105 УК, т.к. их деятельность является контролирующей, они не осуществляют деятельность по охране общественного порядка или поддержанию общественной безопасности.

Работники таможенных органов могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ, если их деятельность связана с пресечением правонарушений и проведением ОРД.

Таким образом, работниками правоохранительных органов следует считать лиц, служащих в правоохранительных и контролирующих органах, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Деятельность по охране общественного порядка осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД.

Согласно ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» они входят в систему МВД и призваны защищать интересы личности, общества, государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных посягательств. При осуществлении указанных в законе задач они могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Военнослужащие других войск не могут, согласно закону, привлекаться к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Практика, однако, свидетельствует об обратном. В подобных случаях они также могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Близкими признаются две категории лиц:

а) близкие родственники сотрудника правоохранительного органа по прямой нисходящей или по прямой восходящей линии, супруги и другие лица, признаваемые близкими родственниками в соответствии в семейным законодательством;

б) лица, состоящие в иных близких отношениях, в чьей судьбе они заинтересованы.

Объективная сторона данного преступления определяется в законе как посягательство на жизнь. Посягательство на жизнь включает в себя убийство или покушение на убийство лиц, указанных в диспозиции ст. 317 УК.

Под убийством понимается умышленное противоправное лишение жизни другого лица. Покушение на убийство работников правоохранительных органов следует отграничивать от причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения. Согласно судебной практике по делам об убийствах при этом необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного посягательства и учитывать, в частности, способ и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранение жизненно важных органов), причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее преступлению, и последующее поведение виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений.

Угрозы убийством или неосторожное лишение жизни не могут квалифицироваться по ст. 317 УК.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Умысел при убийстве может быть как заранее обдуманным, так и внезапно возникшим, как конкретизированным, так и неконкретизированным. Покушение на убийство возможно только с простым конкретизированным умыслом, при котором лицо осознает опасность своих действий для жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления их смерти и желает наступления именно смерти потерпевшего.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является специальная цель: воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; отомстить за такую деятельность.

Воспрепятствование означает попытки предотвратить, прекратить, видоизменить ее в настоящем или предотвратить, не допустить выполнения этой деятельности в будущем.

Деятельность указанных лиц должна носить законный характер; в противном случае посягательство на жизнь не может быть квалифицировано по ст. 317 УК. Уголовно-правовая оценка такого рода посягательств может быть различной.

Посягательство из мести может быть совершено как при исполнении указанными лицами своих обязанностей, так и за уже выполненные действия (например, лицо находится в отпуске, на отдыхе, на пенсии). Потерпевшими в данном случае могут быть лица, уже не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов. Главное при этом установить, что посягательство на жизнь субъективно было связано с прошлой деятельностью потерпевшего и осуществляется в целях мести за эту деятельность.

Посягательство на указанных лиц, совершенное хотя и в момент исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но не в целях воспрепятствования указанной деятельности или мести за нее, а по другим мотивам (ревность, месть на бытовой почве, личные неприязненные отношения), не может быть квалифицировано по ст. 317 УК.

При определении субъективной стороны состава очень важно установить: осознание виновным того обстоятельства, что потерпевший является именно работником правоохранительных органов, военнослужащим (или их близким) и что он (виновный) посягает на них именно в связи с их законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Доказательством этого могут служить форма, удостоверение личности, предшествующее знакомство и т. п.

Изменение формулировки ст. 317 УК, по сравнению с редакцией аналогичной нормы УК РСФСР 1960 г., позволяет сделать вывод, что по этой статье не могут быть квалифицированы посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, совершенные не в связи с конкретной деятельностью этих лиц, а по злобе вообще, только в связи с фактом принадлежности данного человека к тем или иным правоохранительным органам (например, убийство первого попавшегося работника милиции только потому, что он в форме). Такого рода преступные посягательства надлежит квалифицировать по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Виновный в возрасте от 14 до 16 лет несет ответственность по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

С объективной стороны состав является усеченным; законодатель искусственно переносит момент окончания данного преступления на более раннюю стадию – покушение; оно полностью охватывается ст. 317 УК и дополнительной ссылки на ст. 30 не требует.

Работники других (не милицейских) служб МВД могут быть потерпевшими по ст. 317 УК лишь в том случае, если они привлечены к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (например, следователи, дознаватели, работники паспортных столов, государственного пожарного надзора, других служб МВД привлекаются к охране порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий и т. п.).

Комментарий к Ст. 317 Уголовного кодекса

1. Деяние – покушение на убийство или убийство – должно быть совершено в отношении штатных сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, близких указанных лиц (п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК РФ). Категории военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые могут быть потерпевшими от посягательства на их жизнь, определяются исполнением ими функций по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В судебной практике под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается несение постовой и патрульной службы в общественных местах, поддержание порядка во время массовых мероприятий, ликвидация последствий общественных и стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Деятельность потерпевшего должна носить законный характер.

2. Преступление окончено с момента осуществления действий, образующих покушение любым способом на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и (альтернативно) целями воспрепятствовать законной деятельности потерпевшего (ее предотвратить, прекратить, изменить) или мотивом мести (отплатить) за его прошлую деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

4. Комментируемый запрет следует отграничивать от имеющего с ним сходство по объективным и субъективным признакам убийства (ст. 105), террористического акта (п. “б” ч. 3 ст. 205), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295).

Действия лица от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, должны квалифицироваться по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

4. Субъект этого преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья 317 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Ст 317 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

5. Деятельность потерпевшего должна иметь законный характер, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов.

Состав и особенности

Итак, сразу же следует обратиться к положениям главы 32 Уголовного Кодекса Российской Федерации под названием «Преступления против порядка управления». В данной главе непосредственное отношение к рассматриваемой теме имеет статья под номером 317, содержание которой выглядит следующим образом:

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Стоит отметить, что даже несмотря на то, что в качестве наказания предусмотрена максимальная мера в виде смертной казни, в связи с действующим мораторием данная мера применяться не может. Соответственно, максимальное наказание – это пожизненное лишение свободы. Как видно из вышеприведённых положений статьи 317 УК РФ, в качестве объекта посягательств может быть жизнь не только сотрудника названных категорий, имеющих непосредственное отношение к охране правопорядка, но и их близких.В дан ную категорию близких лиц могут входить:

  • родители;
  • супруг;
  • дети;
  • родные братья и сёстры;
  • дедушки и бабушки;
  • усыновители и усыновлённые.

Следует понимать, что законодатель использует термин – «а равно их близких», а не «а равно их близких родственников», что существенно расширяет круг возможных потерпевших.

Следовательно, кроме названных выше категорий, к ним могут быть причислены и другие лица, жизнь и здоровье которых является важным фактором для сотрудника правоохранительных органов или военнослужащего. Исходя из этих особенностей, в качестве рассматриваемых потерпевших не могут быть признаны судьи, прокуроры, дознаватели и следователи, а ответственность за покушение на их жизнь квалифицируется по статье 295 Уголовного Кодекса РФ.


Стоит отметить, что даже несмотря на то, что в качестве наказания предусмотрена максимальная мера в виде смертной казни, в связи с действующим мораторием данная мера применяться не может. Соответственно, максимальное наказание – это пожизненное лишение свободы. Как видно из вышеприведённых положений статьи 317 УК РФ, в качестве объекта посягательств может быть жизнь не только сотрудника названных категорий, имеющих непосредственное отношение к охране правопорядка, но и их близких.В дан ную категорию близких лиц могут входить:

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 № 73-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-ФЗ)

Законодательство и судебная практика

  • 1. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» //СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
  • 2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
  • 3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» //СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  • 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений».
  • 1. Данное преступление нарушает два объекта: во-первых, общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; во-вторых, жизнь указанных лиц либо их близких.

Потерпевшими могут быть:

  • 1) сотрудники правоохранительных органов — штатные сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, федеральной таможенной службы, органов контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ и др. (ст. 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»). Ошибочным является отнесение к их числу судей, т.к. суды не входят в систему правоохранительных органов 1 . Предложение признавать потерпевшим прокурора, следователя, лицо, производящее дознание, лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, основано на указанном выше Федеральном законе; между тем он в целом определяет круг лиц, подлежащих государственной охране, без учета характера выполняемых функций, тогда как комментируемая статья говорит о деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности 2 . Следовательно, данные лица могут выступать в качестве потерпевших лишь в том случае, если они осуществляли названную деятельность;
  • 2) военнослужащие — лица, проходящие службу по контракту или призыву в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожностроительных воинских формированиях, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием службы.

См., например: Уголовное право. Особенная часть / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 1998.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 9 указанный статус сохраняется за военнослужащими, прикомандированными в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами РФ, государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам, иным предприятиям, учреждениям и организациям (п. I). Военнослужащие — иностранные граждане обладают статусом военнослужащего с некоторыми установленными законом правоограничениями;

3) близкие указанных лиц — а) близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки); б) лица, состоящие в ином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры) или свойстве (родственники супруга — его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (жених, невеста, сожитель) (п. 3,4 и 37 ст. 5 УПК РФ).

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 277 и 295 УК. В первом случае потерпевшим выступает государственный или общественный деятель, посягательство на жизнь которого осуществляется в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность; во втором случае — лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование либо исполнение приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования их законной деятельности или из мести за нее.

2. Объективная сторона характеризуется посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких.

О характеристике посягательства см. коммент. к ст. 277 и 295.

Б. в целях противодействия задержанию произвел в потерпевшего — сотрудника милиции — выстрел из обреза с близкого расстояния, но произошла осечка (определение Верховного Суда РФ от 21.12.2005, дело № 39-о05-31). X. во время его задержания сотрудниками милиции бросил в них гранату, причинив потерпевшему М. вред здоровью (определение Верховного Суда РФ от 13.03.2006, дело № 29-о05-36). У. из-за задержания его братьев за кражу убил работника милиции Т. (определение Верховного Суда РФ от 02.12.2005, дело № 82-о05-29). Во всех указанных случаях действия виновных обоснованно квалифицированы по ст. 317. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала приговоры законными.

3. К деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности следует относить несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств и др.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное в связи с выполнением указанными лицами служебной деятельности, не связанной с охранной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Деятельность потерпевшего должна иметь законный характер, т.е. соответствовать требованиям нормативных правовых актов.

Кировским областным судом В. осужден по ст. 317. Не соглашаясь с квалификацией содеянного, в кассационной жалобе он просил отменить приговор, т.к. действия в отношении потерпевшего были совершены не как против сотрудника милиции, а как против гражданина. Все произошло в нерабочее время.

В соответствии с законом сотрудник милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения. Действия потерпевшего являлись законными и были направлены на пресечение правонарушения. При таких обстоятельствах посягательство на жизнь сотрудника милиции правильно квалифицировано по ст. 317 (определение Верховного Суда РФ от 23.08.2004, дело № 10-о04-21).

Посягательство на сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего в связи с их незаконной деятельностью может свидетельствовать о состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК), убийстве (ст. 108 УК) или причинении тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны (ст. 114 УК). Кроме того, не исключается аффект лица и на этом основании квалификация его действий по ст. 107 УК.

  • 4. Преступление считается оконченным с момента посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.
  • 5. Т. обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой признать ст. 317 УК не соответствующей ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, т.к. она предусматривает в качестве наказания пожизненное лишение свободы независимо оттого, наступила ли смерть потерпевшего. Между тем ч. 4 ст. 66 УК исключает возможность его назначения за приготовление к преступлению и покушение на преступление. Создается неопределенность в правовом регулировании, позволяя судам по-разному решать вопрос о наказании за совершение данного преступления.

Конституционный Суд РФ в своем определении указал, что состав преступления, предусмотренного ст. 317, сформулирован таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц. «В связи с этим установление в санкции наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы уже за саму попытку лишения жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких не порождает неопределенности с точки зрения согласованности этой санкции с положением ч. 4 ст. 66 УК РФ, поскольку установленный ею запрет назначения в качестве наказания пожизненного лишения свободы относится лишь к приготовлению и покушению на особо тяжкие преступления против жизни и не касается оконченных преступлений. Следовательно, исключается возможность не только произвольной квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или членов их семей по различным статьям Уголовного кодекса РФ, но и разного подхода к решению вопроса о применении к этим действиям положений ч. 4 ст. 66 УК РФ». Кроме того, уголовный закон позволяет суду дифференцированно решать вопрос о наказании лица, совершившего рассматриваемое преступление, в зависимости и от того, наступила ли смерть потерпевшего в результате посягательства (определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2003 № 72-0).

  • 6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательного признака в законе указаны мотив преступления — месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и цель преступления — воспрепятствование законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.
  • 7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица от 14 до I6 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, квалифицируются по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

2. Объективная сторона характеризуется посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Деятельность представителей власти является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Любое общество не может существовать без специального аппарата управления, характеризующегося выполнением особых функций. В целях обеспечения правопорядка государство наделяет своих представителей определенными полномочиями, основанными на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям. Четкая и слаженная деятельность аппарата государственного управления во многом зависит от уровня правового обеспечения.

Общественная опасность преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что любое из них не только подрывает авторитет государственной власти, но и, самое главное, нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье близких. В контексте этого следует сказать, что одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК РФ. Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность – представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления – нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.

Сотрудник правоохранительного органа – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны, а также лицо, исполняющее иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач. Деятельность по охране общественного порядка – законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и т. п.). Деятельность по обеспечению общественной безопасности – законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за соблюдением стандартов безопасного дорожного движения, контроль за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми материалами и т. п.). Посягательство на жизнь указанных потерпевших – это убийство или покушение на убийство этих лиц. Состав преступления усеченный. Покушение на убийство – оконченное преступление (ст. 317 УК РФ).

Преступное посягательство направлено одновременно на два важных объекта: жизнь сотрудника правоохранительного органа и нормальную деятельность правоохранительных органов. Непосредственный объект – нормальная деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности как составляющая порядка управления в целом (дополнительный объект – жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Объективная сторона преступления характеризуется действием – посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а равно их близких. При этом судебная практика под посягательством на их жизнь понимает убийство или покушение на убийство указанных лиц в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В связи с этим такие действия, независимо от наступления преступного результата, квалифицируются как оконченное преступление. Ответственность по ст. 317 наступает независимо от того, находился сотрудник правоохранительных органов на дежурстве или патрулировании или же по своей инициативе либо по просьбе граждан во внеслужебное время принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Посягательство на жизнь может быть совершено как до выполнения потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и во время либо после их выполнения. правоохранительный преступный посягательство уголовный

Судебная практика также исходит из того, что ответственность по ст. 317 наступает лишь тогда, когда посягательство на сотрудников правоохранительных органов представляет собой противодействие законной деятельности названных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому необходимо устанавливать, действовали ли сотрудники правоохранительных органов в соответствии со своими полномочиями и с соблюдением установленного законом порядка. Если поведение привлеченного к ответственности было реакцией на явно незаконные действия лиц, охранявших общественных порядок и обеспечивающих общественную безопасность, содеянное, при наличии к тому оснований (в случае отсутствия в их действиях признаков необходимой обороны), может быть квалифицировано как преступление против личности. Действия могут выражаться не только при непосредственном нападении на потерпевшего и применении к нему физического насилия с целью лишения жизни, но и в таких действиях, как выталкивание на ходу из поезда, автомашины, сбрасывание с высокого моста, оставление связанным на сильном морозе с кляпом во рту, или в иных действиях, реально способных привести к смерти потерпевшего. В случае убийства должна наступить смерть потерпевшего, в случае покушения этого не требуется, однако в обоих случаях имеется оконченное преступление. Оба варианта квалифицируются только по комментируемой статье. Угроза убийством или неосторожное лишение жизни названных в комментируемой статье лиц квалифицируются не по данной норме, а по ст. 109 либо 318 УК.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной виной на лишение жизни потерпевшего. Покушение на жизнь работника правоохранительного органа совершается только с прямым умыслом. Необходимым элементом субъективной стороны данного преступления являются мотив и цель. Цель преступления – воспрепятствование посягателем законной деятельности указанных в статье лиц. Мотивом посягательства на жизнь является месть за добросовестно выполненную потерпевшим возложенную на него нормативными актами деятельность.

Преступление, совершенное в отношении указанных лиц на почве личных взаимоотношений или конфликтов, следует квалифицировать как преступление против личности (убийство или покушение на убийство).

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста (лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат ответственности за содеянное по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Комментируемая статья является специальной по отношению к п. “б” ч. 2 ст. 105. При конкуренции указанных норм содеянное должно квалифицироваться по ст. 317.

Преступление относится к категории особо тяжких.

Сотрудник правоохранительного органа – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны, а также лицо, исполняющее иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач. Деятельность по охране общественного порядка – законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и т. п.). Деятельность по обеспечению общественной безопасности – законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за соблюдением стандартов безопасного дорожного движения, контроль за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми материалами и т. п.). Посягательство на жизнь указанных потерпевших – это убийство или покушение на убийство этих лиц. Состав преступления усеченный. Покушение на убийство – оконченное преступление (ст. 317 УК РФ).

Ст. 317 УК РФ с комментариями

Статья 317 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа – размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцать второй Главы Уголовного Кодекса РФ. Очень суровая статья включающая в себя одну небольшую по объёму часть текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 317 УК РФ с нашими комментариями к ней.

  • сотрудник правоохранительного органа;
  • военнослужащий;
  • близкие этих лиц.

Определение сотрудника правоохранительных органов, его права и обязанности. Характеристика преступного посягательства, его объективная сторона и субъекты. Выписка статей из уголовного кодекса РФ. Судебная практика и пример решения задач уголовного права.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.06.2014
Размер файла17,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Преступление, совершенное в отношении указанных лиц на почве личных взаимоотношений или конфликтов, следует квалифицировать как преступление против личности (убийство или покушение на убийство).

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Отграничение от убийства. Применение насилия в отношении представителя власти.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. (ст.317 УК РФ)

Видовым объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению управленческой деятельности государственных органов – порядок управления.

В качестве группового объекта выступает нормальная управленческая деятельность правоохранительных органов. Основной непосредственный объект данного преступления – нормальная деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Анализируемое преступление является многообъектным и при его совершении наряду с основным объектом ставится под угрозу жизнь сотрудников правоохранительных органов и их близких. Поскольку посягательство на указанные блага является лишь способом посягательства на основной объект, жизнь потерпевшего выступает в качестве дополнительного объекта данного преступления.

Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, а также их близкие.

Под правоохранительными органами понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Традиционно к их числу относили суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности. Категории должностных лиц правоохранительных органов перечислены Федеральным законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов контрразведки; сотрудники федеральных органов налоговой полиции; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента России, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных актов, выявление и пресечение преступлений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, работники органов государственной налоговой службы, работники органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, работники органов санитарно-эпидемиологического надзора, работники контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов России, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых обязанностей. Статья 317 УК ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все лица, указанные в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Понятие деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности закреплено в п.5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. «О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».

Согласно указанному постановлению под укреплением общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать: несение постовой и патрульной службы на улицах и общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; поддерживание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

Работники прокуратуры не могут быть потерпевшими по анализируемой нами статье, а посягательство на них образует состав ст. 295 УК.

Следователи и лица, производящие дознание, исключены из числа потерпевших по ст. 317 УК.

Согласно Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности ее задачи в числе других – выявлять, пресекать, раскрывать преступления, а также устанавливать виновных. Потому оперативно-розыскная деятельность в этой части служит охране общественного порядка, а лица, ее осуществляющие, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

К числу потерпевших по ст. 317 УК относятся также сотрудники органов внутренних дел, охраняющих общественный порядок и обеспечивающих общественную безопасность.

Работники криминальной милиции и милиции общественной безопасности могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Работники других (не милицейских) служб МВД могут быть потерпевшими по ст. 317 УК лишь в том случае, если они привлечены к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (например, следователи, дознаватели, работники паспортных столов, государственного пожарного надзора, других служб МВД привлекаются к охране порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий и т. п.).

Сотрудники ФСБ, деятельность которых связана с пресечением преступности, также охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность и могут быть признаны потерпевшими при совершении данного преступления.

Посягательство на работников федеральных органов налоговой службы будет квалифицироваться по п. «б» ч.2 ст.105 УК, т.к. их деятельность является контролирующей, они не осуществляют деятельность по охране общественного порядка или поддержанию общественной безопасности.

Работники таможенных органов могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ, если их деятельность связана с пресечением правонарушений и проведением ОРД.

Таким образом, работниками правоохранительных органов следует считать лиц, служащих в правоохранительных и контролирующих органах, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Деятельность по охране общественного порядка осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД.

Согласно ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» они входят в систему МВД и призваны защищать интересы личности, общества, государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных посягательств. При осуществлении указанных в законе задач они могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Военнослужащие других войск не могут, согласно закону, привлекаться к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Практика, однако, свидетельствует об обратном. В подобных случаях они также могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Близкими признаются две категории лиц:

а) близкие родственники сотрудника правоохранительного органа по прямой нисходящей или по прямой восходящей линии, супруги и другие лица, признаваемые близкими родственниками в соответствии в семейным законодательством;

б) лица, состоящие в иных близких отношениях, в чьей судьбе они заинтересованы.

Объективная сторона данного преступления определяется в законе как посягательство на жизнь. Посягательство на жизнь включает в себя убийство или покушение на убийство лиц, указанных в диспозиции ст. 317 УК.

Под убийством понимается умышленное противоправное лишение жизни другого лица. Покушение на убийство работников правоохранительных органов следует отграничивать от причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения. Согласно судебной практике по делам об убийствах при этом необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного посягательства и учитывать, в частности, способ и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранение жизненно важных органов), причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее преступлению, и последующее поведение виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений.

Угрозы убийством или неосторожное лишение жизни не могут квалифицироваться по ст. 317 УК.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Умысел при убийстве может быть как заранее обдуманным, так и внезапно возникшим, как конкретизированным, так и неконкретизированным. Покушение на убийство возможно только с простым конкретизированным умыслом, при котором лицо осознает опасность своих действий для жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления их смерти и желает наступления именно смерти потерпевшего.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является специальная цель: воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; отомстить за такую деятельность.

Воспрепятствование означает попытки предотвратить, прекратить, видоизменить ее в настоящем или предотвратить, не допустить выполнения этой деятельности в будущем.

Деятельность указанных лиц должна носить законный характер; в противном случае посягательство на жизнь не может быть квалифицировано по ст. 317 УК. Уголовно-правовая оценка такого рода посягательств может быть различной.

Посягательство из мести может быть совершено как при исполнении указанными лицами своих обязанностей, так и за уже выполненные действия (например, лицо находится в отпуске, на отдыхе, на пенсии). Потерпевшими в данном случае могут быть лица, уже не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов. Главное при этом установить, что посягательство на жизнь субъективно было связано с прошлой деятельностью потерпевшего и осуществляется в целях мести за эту деятельность.

Посягательство на указанных лиц, совершенное хотя и в момент исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но не в целях воспрепятствования указанной деятельности или мести за нее, а по другим мотивам (ревность, месть на бытовой почве, личные неприязненные отношения), не может быть квалифицировано по ст. 317 УК.

При определении субъективной стороны состава очень важно установить: осознание виновным того обстоятельства, что потерпевший является именно работником правоохранительных органов, военнослужащим (или их близким) и что он (виновный) посягает на них именно в связи с их законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Доказательством этого могут служить форма, удостоверение личности, предшествующее знакомство и т. п.

Изменение формулировки ст. 317 УК, по сравнению с редакцией аналогичной нормы УК РСФСР 1960 г., позволяет сделать вывод, что по этой статье не могут быть квалифицированы посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, совершенные не в связи с конкретной деятельностью этих лиц, а по злобе вообще, только в связи с фактом принадлежности данного человека к тем или иным правоохранительным органам (например, убийство первого попавшегося работника милиции только потому, что он в форме). Такого рода преступные посягательства надлежит квалифицировать по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Виновный в возрасте от 14 до 16 лет несет ответственность по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

С объективной стороны состав является усеченным; законодатель искусственно переносит момент окончания данного преступления на более раннюю стадию – покушение; оно полностью охватывается ст. 317 УК и дополнительной ссылки на ст. 30 не требует.

Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых обязанностей. Статья 317 УК ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все лица, указанные в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 317 УК РФ, не связанное с указанной деятельностью, следует квалифицировать как преступление против личности.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительно­го органа (ст. 317 УК)

Основным непосредственным объектом преступления является законная деятельность сотрудников пра­воохранительных органов и военнослужащих по охране общест­венного порядка и обеспечению общественной безопасности. В качестве дополнительного непосредственного объекта высту­пает жизнь указанных лиц, а также их близких.

Потерпевшими могут быть: а) сотрудник правоохранительно­го органа; б) военнослужащий; в) близкие этих лиц. Под сотруд­никами правоохранительного органа следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов внут­ренних дел, органов федеральной службы безопасности, феде­ральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охра­не общественного порядка или обеспечению общественной безо­пасности. Следует иметь в виду, что посягательство на жизнь прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебно­го пристава, судебного исполнителя квалифицируется по ст. 295 УК. Военнослужащие — это лица, проходящие службу в Воору­женных Силах РФ или иных войсках, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Обязанность по охране общественного порядка осуществляют, как правило, во­еннослужащие внутренних войск МВД России. Военнослужащие других войск временно могут быть привлечены к охране общест­венного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Под выполнением обязанностей по охране общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности следует пони­мать несение постовой и патрульной службы на улицах и в обще­ственных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных спортивных и других мас­совых мероприятий; поддержание порядка при ликвидации по­следствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предот­вращение или пресечение противоправных посягательств (п. 5′ постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22.09.89 № 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка»1). Эта деятельность должна носить законный характер, т.е. осуществляться с соблюдением установленного законом по­рядка. Если действия виновного были реакцией на явно незакон­ные действия лиц, охраняющих общественный порядок или обес­печивающих общественную безопасность, то содеянное при на­личии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности.

Близкими лицами признаются: а) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4 ст. 5 УПК РФ); б) лица, состоящие в ином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры) или свойстве (родственники супру­га или супруги – его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для ви­новного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных от­ношений (друг, невеста, учитель).

Объективная сторона характеризуется действием в виде по­сягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких, под которым надлежит понимать убийство или покушение на убийство указанных лиц. По сути, в рассматриваемой норме законодатель объединил два состава преступления, один из которых является формальным, а другой — материальным. Преступление в части покушения на убийство имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения самого действия, направленного на лише­ние жизни потерпевшего, вне зависимости от наступления по­следствия в виде его смерти. Преступление в части убийства со­трудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких имеет материальный состав и считается окон­ченным с момента наступления последствия в виде смерти.

Ответственность по ст. 317 УК наступает только в случае, ко­гда посягательство на жизнь совершается в связи с деятельно­стью сотрудника правоохранительного органа или военнослу­жащего по охране общественного порядка и обеспечению обще­ственной безопасности, т.е. по поводу осуществления этими лицами указанных обязанностей. При этом разрыв во времени между действиями виновного и деятельностью по .охране обще­ственного порядка и обеспечением общественной безопасности для квалификации значения не имеет. Таким образом, посяга­тельство на жизнь потерпевшего может быть как во время испол­нения сотрудником правоохранительного органа или военнослу­жащим обязанностей по охране общественного порядка и обеспе­чению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют данных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает тот факт, что посяга­ет на жизнь именно сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких в связи с осуществлением за­конной деятельности по охране общественного порядка и обеспе­чением общественной безопасности, и желает совершить это.

Альтернативными обязательными признаками субъективной сто­роны являются: а) цель воспрепятствования законной деятельно­сти сотрудника правоохранительного органа или военнослужа­щего по охране общественного порядка или обеспечения общест­венной безопасности; б) мотив мести за указанную деятельность. Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечения общественной безопас­ности означает стремление виновного предотвратить (не допус­тить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуще­ствление этими липами указанной деятельности. Мотив мести за указанную деятельность означает желание лица отплатить потер­певшему за осуществленную деятельность по охране обществен­ного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК. –

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК). Основным непосредственным объектом является нормальная деятельность представителей власти, а дополнитель­ным — личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их близких.

Потерпевшим выступает представитель власти, под кото­рым согласно примечанию к ст. 318 УК признается: а) должност­ное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо кон­тролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномо­чиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшим от рассматриваемого преступления могут быть близкие указанных лиц. Понятие должностного лица дается в примечание к ст. 285 УК. Правоох­ранительные органы — органы внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности, пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенные. Контролирующие органы – органы налоговой службы, иммиграционного, сани­тарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществ­ляющих законодательную или исполнительную власть, наделен­ных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомст­венной подчиненности. Содержание понятия близких аналогично данному понятия применительно к ст. 317 УК.

Следует отметить, что в ч. 1 и 2 ст. 318 УК предусмотрены два самостоятельных состава преступления. Объективная сторо­на преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 318 УК, характеризуется двумя альтернативными действиями:

а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья;

б) угроза применения насилия. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»). Под угрозой применения насилия следует понимать действия (например, демонстрация оружия) или выска­зывания виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя власти или его близких. По содержанию она может быть различной и выражаться в угрозе нанесения побоев, причинения вред здоровью различной степени тяжести, убийством. При этом не имеет значения, собирался ли виновный реализовать угрозу, главное, чтобы потерпевший воспринимал ее как реальную.

Насилие, как физическое, так и психическое, применяется к представителю власти или его близким в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья, под которым понимается такое насилие, кото­рое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоро­вью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначи­тельную стойкую утрату общей трудоспособности (п. 21 постанов­ления Пленума Верховного Суда-РФ от 27.12.2002 № 29).

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений ха­рактеризуется прямым умыслом. Кроме того, по смыслу закона виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руково­дствуется мотивом места за исполнение таких обязанностей.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

|следующая лекция ==>
Вопрос 2. Виды преступлений против порядка управления|Разглашение сведений о мерах безопасности, применяе­мых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК)

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 300 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществ­ляющих законодательную или исполнительную власть, наделен­ных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомст­венной подчиненности. Содержание понятия близких аналогично данному понятия применительно к ст. 317 УК.

Кто может стать посредником

Посредническая деятельность подходит не для всех желающих заняться бизнесом. Чтобы она стала источником прибыли, необходимо владеть определенными навыками и качествами. Человек должен видеть возможность заработка во всем. Для него должны быть наглядны данные, интерпретирующиеся как уникальные, которые недоступны для понимания прямым участникам сделки. Посредник представляет их с выгодной позиции обеим сторонам, при этом каждой из них делает упор на те позиции, которые могут быть интересны или придадут сделке выгодности. В этом и заключается умение вести переговоры, что лежит в основе функционирования подобного бизнеса.

Преимущества посреднической деятельности заключаются в отсутствии необходимости инвестирования средств в бизнес.

Пример преимуществ и недостатков посредничества

Любое посредничество – это положительные и отрицательные моменты. Плюсы:

  • Хороший заработок.
  • Обычное посредничество является сравнительно простым видом заработка.
  • Подобный бизнес требует небольших вложений.
  • Срывы сделок и договоренностей по разнообразным причинам.
  • Вероятность обмана.

  • Срывы сделок и договоренностей по разнообразным причинам.
  • Вероятность обмана.
Ссылка на основную публикацию