Наказуемо ли общение с 13-летней девочкой?

«У сына-подростка большая любовь с 13-летней девочкой. Как вести себя маме?». Психолог советует

«Моему сыну 15 лет. Почти год он встречается с девочкой, которой 13 лет, – написала нам Марина. – Они друг без друга жить не могут: ежедневно гуляют на улице или сидят дома, часто наедине. Сын говорит, что они после армии поженятся, и якобы уже сделал своей девочке предложение. С одной стороны, радуюсь, что он не слоняется с мальчишками непонятно где. Да и девочка, с которой он встречается, серьезная, учится хорошо. Но меня смущает, что ей всего 13 лет, это же еще ребенок! Переживаю, чтобы их отношения не зашли слишком далеко. Подростки нынче рано созревают во всех смыслах, а они просто неразлучны. Не знаю, как мне с ним поговорить, что сказать, чтоб до «греха» дело не дошло».

– Если родители хотят, чтобы отношения с подростком остались доверительными и дружескими, нужно воспринимать все происходящее очень серьезно, – советует педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска Наталья Егорова. – Не нужно ни игнорировать, ни подшучивать. Подросток – это личность, он по-своему чувствует, понимает, разочаровывается и радуется. Только он знает, что для него означает «быть счастливым» или «несчастным».

Наталья Егорова, педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска (слева). Фото из архива «ВБ».

То, что у него появилась пара – это естественно и хорошо. В паре он, во-первых, учится таким качествам, как умение слушать и слышать, чувствовать ответственность за другого человека, подстраивать свои интересы и желания под интересы и желания партнера, находить компромиссы. Во-вторых, что немаловажно, переходить от разговоров к поцелуям и объятьям, распознавать, когда это уместно, расставлять внутренние границы допустимого.

Тревога родителей в данной ситуации тоже абсолютно нормальна, как нормальны все эмоции, которые мы испытываем.

Если ребенок сам доверил тайну, стоит выразить ему благодарность. Опять же: не переусердствуйте, но приятные чувства выразить стоит.

Поделитесь собственным опытом и романтическими историями, счастливыми и несчастными. Но только если вы к этому готовы. Не стоит делиться чем-то слишком личным или неприятным для вас. Расскажите историю из того же периода жизни – это сблизит вас и даст ребенку представление о чужом опыте в аналогичной ситуации. Помните, что не в вашей компетенции выбор возлюбленного для своего ребенка. Вы своего партнера уже выбрали, так дайте сделать этот выбор ребенку. Скорее всего, первая любовь не будет любовью на всю жизнь, она может закончиться через определенное время, но подростку необходимо пройти этот этап выбора самостоятельно.

Ребенок рассказал и привел объект влюбленности домой – порадуйтесь: он не прячет от вас дорогого для себя человека, не сидит с ним в подъезде. Эти тоже признак доверия. Теперь вы должны оправдать его доверие: не подслушивать и не подглядывать. Если для вас неприемлема закрытая дверь в комнату ребенка, когда он не один, то это нужно обсудить тет-а-тет с сыном до назначенного визита или после, если тот произошел внезапно. Точно не стоит говорить об этом при второй половинке. Если ребенку станет стыдно в присутствии значимого человека, в следующий раз они переместятся в тот самый подъезд.

Поделитесь собственным опытом и романтическими историями, счастливыми и несчастными. Но только если вы к этому готовы. Не стоит делиться чем-то слишком личным или неприятным для вас. Расскажите историю из того же периода жизни – это сблизит вас и даст ребенку представление о чужом опыте в аналогичной ситуации. Помните, что не в вашей компетенции выбор возлюбленного для своего ребенка. Вы своего партнера уже выбрали, так дайте сделать этот выбор ребенку. Скорее всего, первая любовь не будет любовью на всю жизнь, она может закончиться через определенное время, но подростку необходимо пройти этот этап выбора самостоятельно.

Красота по-американски и по-латвийски

Мы поинтересовались у Евгении Карлин, почему современные девочки в нежном возрасте (11–13 лет) так сильно хотят выглядеть сексуально. Что это – распущенность поколения или уже норма нашего времени?

– Я не вижу ничего страшного или ненормального в том, что девочки-подростки хотят выглядеть сексуально. Да, их мамы могут переживать: они сами в 12 лет так себя не вели. Но их дочки живут в другом обществе, в другое время и с другими ценностями и героями. Сейчас дети видят, чьи фотографии наиболее часто обсуждает общество, кому достается наибольшее количество «лайков». Как правило, это звезды шоу-бизнеса, которые выглядят весьма сексуально и на фото принимают сексуальные позы. Девочкам, особенно в подростковом возрасте, крайне необходимо одобрение сверстников, их принятие, их восхищение. Поэтому они подражают тем звездам, чьи фото чаще всего комментируют. Если бы они видели, что общество восхищается людьми, скажем, в скафандрах, то они бы фотографировались в скафандрах, а не в трусиках. Этим я хочу сказать, что зачастую за сексуальными фотографиями юных девочек секса-то и нет, а есть лишь желание нравиться и быть принятой. Помните, фильм «Красота по-американски»? Там школьница, о которой грезил главный герой, постоянно вела разговоры о сексе, выглядела нарочито сексуальной, но на самом деле она нуждалась в одобрении взрослого мужчины (фактически отца), а не в сексе. Есть и еще одна причина, почему девочки-подростки выставляют свои провокационные фотографии и ведут «грязные» разговоры. Им очень хочется поскорее повзрослеть, а фото ню и разговоры о сексе – прерогатива взрослых.

И последнее. Если родители хотят снизить «накал страстей», то им стоит отдать ребенка в спорт. Тогда сексуальная энергия будет сублимироваться и с ребенком будет легче договориться о каких-то вещах.

В Криминальном законе сказано, что к криминальной ответственности призывается персона, которой на момент совершения преступления исполнилось 14 лет. Дети до 14 лет к уголовной ответственности не призываются. В ситуации, когда 13-летняя девочка и 16-летний мальчик обменивались порнографическими фотографиями и вели беседу на тему секса, девочку нельзя привлечь к ответственности, а 16-летнего мальчика можно: за совращение и оборот детской порнографии. Если человек старше 18 лет призывает 13-летнюю девочку вступить с ним в сексуальные отношения, то он будет призван к ответственности в соответствии с Криминальным законом (штраф, принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет).

Дочь общается с 25 летним

Здравствуйте. Моей дочери 13 лет, недавно я случайно услышала в ее с подругой разговоре о том, что моя дочка общается с каким-то 25 летним парнем. Позже, дома, я начала дочу распрашивать с каким парнем она общается и все по этой теме. Без ругани и криков, она мне объяснила, что она создала фейк какой-то 20 летней девушки и нашла этого самого 25 летнего парня. Позже я с ее спросу взяла телефон, дабы почитать их переписку. Они общаются как друзья, но иногда промелькивают пошлые шутки, как от нее, так и от него. Парень из сети каждый день ей желал спокойной ночи с припиской о том, что он ее любит. Я говорила дочери прекратить, она не может, говорит любит его сильно. Огранила доступ к интернету, уже месяц дочь каждый день плачет в подушку, хочет пообщаться с ним, якобы ей скучно. Они общаются уже полтора года. Учится дочь на отлично, поведение всегда хорошее, никогда не разочаровывала. Что делать? Она продолжает со мной поддерживать очень хорошие отношения, но периодически просит меня отдать ей телефон.

Пока они просто общаются ничего не произойдет. Вы объясните дочке, что то, что она лжет парню, обернется для нее в будущем болью от его разочарования. Он уже по его словам влюблен в нее. Представьте что он будет делать когда узнает что ей 13? Посоветуйте дочери рассказать правду ему. И если он действительно любит ее, то подождет еще пять лет. А если это все развод, то ей легче будет.

Надо удалить этот фейк аккаунт
забудет она об этом современен

Вот бы этой мамаше ограничить доступ к интернету и телефону на месяц. И указывать ей с кем общаться, а с кем нет, читать ее переписки.
Эта мать настоящий ублюдок. Дочь блин плачет в подушку уже месяц, а ей ***.

Ответ на вопрос “что делать” очевиден. Отдай дочери телефон и отъ*бись от нее со своими запретами и указаниями.
Девочку очень жалко.

Авторы постов 3, 4 и 5 – остается вам пожелать чтобы ваших малолетних дочерей поимел взрослый дядька.
Автор, постарайтесь объяснить ребенку, что ее действия могут привести к реальным плохим последствиям для ее “парня”, поскольку могут посадить в случае этого самого – это первое. И второе, что когда он узнает ее реальный возраст, то, с высокой долей вероятности, очень жестко будет, как бы это сказать культурно, ее унижать.

Со многим согласна, что тут писали.
Во-первых, да, вы мать, но вы не можете запрещать дочери сидеть в интернете и общаться с кем она хочет. Сейчас поколение такое. Они живут интернетом. Она у вас плачет, а вам плевать.
Во-вторых, пусть скажет ему правду. Да, он разочаруется и бросит ее (вероятность огромная), но лучше уж пусть скажет сама, чем он позже от кого-то узнает. Ведь он поймет, что девушка, которую он любит, просто врала ему.
В-третьих, если его не смутит ее возраст, то пусть общаются на здоровье в интернете. Вам то что? Они же не спят вместе. Да и если он не глупый, то не захочет сесть в тюрьму.

я так понимаю 3 4 5 еще сами дети))

Ого скороспелки какие 13-летние пошли.

Со многим согласна, что тут писали.
Во-первых, да, вы мать, но вы не можете запрещать дочери сидеть в интернете и общаться с кем она хочет. Сейчас поколение такое. Они живут интернетом. Она у вас плачет, а вам плевать.
Во-вторых, пусть скажет ему правду. Да, он разочаруется и бросит ее (вероятность огромная), но лучше уж пусть скажет сама, чем он позже от кого-то узнает. Ведь он поймет, что девушка, которую он любит, просто врала ему.
В-третьих, если его не смутит ее возраст, то пусть общаются на здоровье в интернете. Вам то что? Они же не спят вместе. Да и если он не глупый, то не захочет сесть в тюрьму.

а если он глупый? где гарантии? он че не может распознать лепет 13тилетнего ребенка?

[quote=”Гость”]Авторы постов 3, 4 и 5 – остается вам пожелать чтобы ваших малолетних дочерей поимел взрослый дядька.
Автор, постарайтесь объяснить ребенку, что ее действия могут привести к реальным плохим последствиям для ее “парня”, поскольку могут посадить в случае этого самого – это первое. И второе, что когда он узнает ее реальный возраст, то, с высокой долей вероятности, очень жестко будет, как бы это сказать культурно, ее унижать. [/quot

Согласна. Что значит не имеет права мать запрещать?)) Автор, вы все правильно делаете, все корректно и такчично. Мои б родители мне ввалили по самое не хочу за такие шутки, забыла бы сразу своего поклонника. А вы молодец. Просто скажите ей, что не стоит так обманывать человека, у него могут быть серьезные проблемы от общения с ней. вероятность того, что она действительно его заинтересовала как 20-ти летняя даже очень мала, ну не верю я что девочка(ребенок) своим мышлением способна заинтересовать нормального мужчину. А в случае, если он не нормальный, то проблемы могут быть и у вашей дочери, они уже на лицо , девочка плачет . Продолжайте сводить их общение на нет. Пока она не соображает, вы за нее а ответе.

Ого скороспелки какие 13-летние пошли.

Правило №3. Принять подростка таким «какой он есть»

Или она. Это неважно.

Советы, как общаться с девушкой подростком и с юношей не сильно разнятся.

Но принять выросшее чудо – прямая обязанность любого родителя. Любым.

Да, колючий. Да, резкий. Да, хочет дреды и татуировку. Но это его становление и развитие. И яркость жизни сейчас ощущается особенно сильно – даже без всяких сфер жизненного баланса.

Поэтому просто принимайте и поддерживайте – «и в горе, и в веселье».

Поэтому просто принимайте и поддерживайте – «и в горе, и в веселье».

Общие советы

Знаете, к кому прислушиваются подростки и чье мнение для них действительно важно? Мнение друзей. Так воспользуйтесь тем, что ваш мир давно выстроен, а мир вашего ребенка только в процессе становления. Дайте вашей дочери опору, станьте ей другом. Интересуйтесь ее музыкой, увлечениями, пристрастиями, только без фанатизма. Не осуждайте за тот или иной выбор, наверняка вы по себе знаете, что осуждение отталкивает. Продолжайте советовать, указывать на ошибки – только используя юмор, легкость, демонстрируя любовь.

Не расстраивайтесь каждый раз, когда дочка отказывается общаться. И не демонстрируйте ей масштабы вашего горя. Стараясь сыграть на чувстве вины, мы чаще всего проигрываем.

Почитайте психологическую литературу об особенностях подросткового периода – чем больше мы понимаем, тем меньше опасаемся.

И не отчаивайтесь, бурный этап взросления закончится, и ваши отношения обязательно наладятся. Наберитесь терпения.

Юрий Куклачев:

Наказуемо ли общение с 13-летней девочкой?

Родителем не следует паниковать и драматизировать.

Ранние половые отношения – это всегда признак потребности ребенка в эмоциональном удовлетворении

Минздрав констатирует: молодые люди в Прикамье стали позже начинать половую жизнь. Однако в целом количество подростковых беременностей растет, равно как и детей, пострадавших от сексуального насилия. В связи с этим и законы у нас довольно жесткие – за секс со школьником отправляют в колонию, если только за судом не наступает свадьба. О том, что делать родителям, если они узнают о запретной любви ребенка, и как в Прикамье наказывают за эти преступления – читайте в материале 59.ru.

В июне этого года жителя Краснокамска осудили по статье «Половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста». Его подруга была младше на шесть лет, и парень об этом знал. Второй случай произошел в марте этого года: там 23-летнего юношу приговорили к году и шести месяцам лишения свободы условно. Обстоятельство: молодые решили создать семью, поэтому и наказание не самое тяжелое.

Ответственность за половые отношения в современном обществе несет мужчина, уверены собеседники 59.ru

– Ранние половые отношения, безусловно, способны нанести вред психологическому здоровью ребенка, – комментирует психолог Мария Наймушина. – Особенно в том случае, если юный взрослеющий человек не был к ним готов, то есть не понимал в полной мере смысла происходящего, пытался восполнить таким образом нехватку близости, любви и тепла, которые не дали важные близкие люди, прежде всего, родители. В случае, если вступление в сексуальную жизнь ребенка обусловлено тем, что не ему хватало поддержки, одобрения, любви со стороны взрослых, в последующей взрослой жизни это может обернуться убеждениями: «меня можно любить только через секс», «настоящей любви не бывает», «я не достоин/достойна просто хорошего к себе отношения», «за все нужно платить сексом» и прочее.

Разумеется, психологи не исключат такого фактора, как любовь – правда, если доходит до суда, то там это доказать непросто, отмечает пермский адвокат, пожелавший остаться неизвестным.

– Бывает, что удается доказать, что между людьми есть чувства. Но всегда есть главное мнение – мнение родителей, а для них ребенок всегда потерпевший, – рассказывает адвокат. – Родители считают, что для них взрослый человек – всегда обидчик, поэтому просят наказать его построже – но иногда бывает, что страдают обычные парни. Порой просто зря.

Отсутствие эмоциональной связи с родителями и душевное одиночество может стать причиной ранней потребности подростка в сексе

Наш второй собеседник – юрист Вадим Шпак – несколько месяцев назад защищал 18-летнюю пермячку, которая вступила в отношения с несовершеннолетним юношей. В пермских СМИ их называли Ромео и Джульеттой. Случай в юридической практике практически беспрецедентный. У молодых людей «случилась любовь», причем инициатором, как потом выяснилось на психологической экспертизе, выступил сам юноша. В России всегда мужчину наказывают строже, чем женщину, окажись она в аналогичной ситуации – у нас принято считать, что всегда ответственность лежит на представителях сильного пола. В данном случае этот факт повлиял на смягчение наказание (изначально девушке дали три года колонии, а после общественного резонанса – 1,5 лет ограничения свободы).

– Я не сказал бы, что наше законодательство слишком жестко относится к людям, совершившим такое правонарушение, – говорит Вадим Шпак. – Я считаю, что если все было по обоюдному согласию, и юноша искренне раскаивается, то зачем тогда отправлять его в колонию? Тем более, если потерпевшая говорит о том, что они состоят в отношениях, у них любовь – тут уже поделать нечего. Но дело даже не в любви, а в том, что человек – чаще всего это мужчина – нарушил закон. Правда, если он не знал, что его нарушает, то тут порой и до суда не доходит. Особенно, если девушка это также подтверждает.

За вступление в сексуальные отношения с ребенком ответственность всегда и при любых обстоятельствах несет взрослый, говорит психолог Мария Наймушина.

При этом, половые отношения «молодеют», сообщили 59.ru в аппарате уполномоченного по правам человека со ссылкой на Минздрав. По словам начальника отдела по организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава Прикамья Елены Черкасовой, по статистике современные дети начинают заниматься сексом рано – до наступления совершеннолетия.

– Согласно имеющимся статистическим данным, в Пермском крае в последние три года отмечена тенденция снижения количества беременных несовершеннолетних (2014 год – 361; 2015 год – 286; 2016 год – 203), – сообщил 59.ru омбудсмен Павел Миков. – Однако стабильное снижение беременностей наблюдается только у несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет. При этом статистика беременностей у несовершеннолетних в возрасте до 14 лет следующая: 2014 – 19; 2015 – 13; 2016 – 17.

В 2016 году возросло количество беременностей среди подростков Прикамья

– У нас есть директива о соблюдении врачебной тайны, и дети в эту категорию включены, но если девушка забеременела в период, когда была несовершеннолетней, мы обязаны сообщать в правоохранительные органы и комиссию по делам несовершеннолетних, – прокомментировала Елена Черкасова – Затем анализируется состав семьи, мы узнаем, была ли связь насильственной. Это делается в целях борьбы с преступлениями насильственного характера в отношении несовершеннолетних. Правда, все равно сейчас в целом по статистике лет на 10 повысился возраст, в котором рожают девушки, в отличие от 80-90-х годов: тогда девушка, рожавшая в 24 года, уже считалась почти старородящей. А сейчас средний возраст, когда девушки начинают рожать – 25-27 лет.

Если ребенку нет 16 лет, то сексуальные отношения с ним взрослого – это уголовно наказуемое деяние. В том случае, если родитель знал о происходящем и не принимал никаких действий, он понесет ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Согласно российскому законодательству, четыре года колонии грозит за добровольную связь с несовершеннолетним противоположного пола, шесть лет – за однополую связь. Если ребенку меньше 14 лет – тогда могут дать все 15 лет. Аналогичное наказание дается за изнасилование.

За секс со школьником отправляют в колонию, если только за судом не наступает свадьба.

Детский омбудсмен Павел Миков сообщил журналисту портала 59.ru со ссылкой на краевой СУ СКР, что в 2016 году в результате сексуального насилия пострадало 113 несовершеннолетних (2015 – 83, 2014 – 65). В 21 случае (18,5 %) дети пострадали от преступных посягательств со стороны близких, членов семьи.

– Психологи, работающие с пережившими сексуальное насилие детьми, или ставшие свидетелями таких действий в отношении других, говорят о том, что эти дети впоследствии могут совершить подобные действия в отношении других несовершеннолетних, – говорит уполномоченный по правам детей Павел Миков.

Любовь-любовью, но и уголовный кодекс соблюдать тоже нужно

Советы психолога: как реагировать если вы заметили, что ребенок рано начал половую жизнь

Ни в коем случае не бросаться на ребенка с вопросами и обвинениями. До того, как получится привести себя в равновесие и относительную устойчивость, лучше вообще к нему не подходить. Самое важное, что стоит держать в своей голове: «Я – взрослый человек. Мой ребенок, возможно, попал в беду. Ему нужна моя поддержка, и я буду ему помогать всем, чем смогу. Потому что кроме меня (нас, родителей) этого сделать некому».

Необходимо выяснить, что эти отношения собой представляют. Что привлекает ребенка в этом общении, что он получает в результате. Это весьма нелегкий разговор, правда. И, если родитель не чувствует себя готовым говорить об этом, в первую очередь я бы порекомендовала ему обратиться в бесплатную анонимную службу психологической помощи

От родителей требуется максимальная ясность сознания и непоколебимая вера в то, что ваш ребенок невиновен. Желание найти виноватого – естественное стремление нашей психики защититься от ужаса происходящего, как бы «объяснив его для себя». Например, ситуация, в которой мужчина по непонятным причинам вступил в сексуальные отношения с 15-летней девочкой, часто воспринимается гораздо более понятной и безопасной, если просто обвинить девочку в том, что она «сама виновата» или «сама его соблазняла» и прочее. Но это категорически не так! Да, это дает нам иллюзию: «если моя дочь ведет себя прилично, то с ней этого не случится», но это, к моему огромному сожалению, далеко не всегда так.

Если подросток решил вступить в эти отношения, значит, он получает от них что-то важное. Что именно – задача разобраться взрослому и специалистам-психологам. Сам ребенок далеко не всегда осознает побуждающие его причины и может сказать примерно следующее: «Просто нам вместе хорошо», «мне нравится, что ко мне относятся по-взрослому», «я бы всю жизнь просто так лежал/лежала в обнимку», «я хочу семью с этим человеком» и прочее.

Если ребенку просто повторять «это плохо», «ты поступаешь неправильно», «ты ничего в этом не соображаешь», «ты слишком мал/мала для этого», родитель практически гарантированно утратит контакт, возможность диалога с ребенком.

Нужно признать, что в семье, детско-родительских отношениях что-то пошло не так и взять ответственность за произошедшее на себя. Заметьте – ответственность, а не вину. Из чувства вины сложно действовать и она отбирает много сил и энергии. Ответственность – это признание того, что вам не все равно и вы хотите повлиять на ситуацию, исправить то, что было упущено, не впадая в самобичевание и угрызения совести.

– Психологи, работающие с пережившими сексуальное насилие детьми, или ставшие свидетелями таких действий в отношении других, говорят о том, что эти дети впоследствии могут совершить подобные действия в отношении других несовершеннолетних, – говорит уполномоченный по правам детей Павел Миков.

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Как себя вести

Возрастной кризис 13 лет не требует лечения. Необходимость в психотерапевтической помощи или консультации у психолога возникает лишь в крайних ситуациях, когда поведение подростка выходит из-под контроля и чревато серьёзными последствиями для личностного развития. В таких случаях проводятся групповые и аутогенные тренинги, направленные на формирование саморефлексии и адекватное принятие себя.

В первую очередь специалисты дают советы родителям, как вести себя с подростками 13 лет, чтобы кризис протекал без осложнений:

  1. Находить компромиссы в общении.
  2. Искать «точки соприкосновения» интересов.
  3. Установить единые правила поведения дома, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (ужинать за одним столом, быть дома в 9 вечера).
  4. Вовлекать подростка в семейные дела. Спрашивать и учитывать его мнение. Делегировать часть обязанностей по дому.
  5. Набраться терпения и сохранять спокойствие. Разговаривать уверенно и сдержанно.
  6. Интересоваться увлечениями подростка.
  7. Хвалить, поощрять за достижения.
  8. Проводить с ним больше времени.
  9. Оставаться авторитетом, но при этом установить доверительные отношения.
  10. Постоянно быть на связи с учителями, классным руководителем, школьным психологом.

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь — тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Пережить кризис 13 лет будет гораздо проще, если родители до его наступления придерживались грамотной системы воспитания. К этому возрасту ребёнок уже должен чётко усвоить определённые правила поведения в семье и обществе, приобрести коммуникативные навыки. Да, импульсивные подростковые вспышки неизбежны, но в норме они быстро утихают без последствий.

Поэтому психологи настоятельно советуют родителям в 8-11 лет постоянно работать над воспитанием детей, помогать в формировании системы ценностей, следить за уровнем их самооценки. А самое главное — уделять им достаточное внимание, строить доверительные отношения. При такой профилактике никакой подростковый кризис не будет страшен ни одной стороне.

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь — тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Общаться с подростком: как?

Наши дети растут – растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Еще совсем недавно основной проблемой было то, как и чем накормить этого вечного “нехочуху”. Еще вчера главным было понятно объяснить, почему нельзя брать чужие игрушки. А сегодня ребенок уже сам учит нас жить и частенько своим поведением ставит родителей в тупик. Как найти взаимопонимание (и можно ли его найти), когда по-детски уже не разберешься, а по-взрослому – еще не успел научиться? Поговорим о наиболее распространенных проблемах, связанных с воспитанием подростков. Но прежде отвечу на наиболее часто задаваемый родителями вопрос: “Какой период подросткового возраста самый трудный во взаимодействии с ребенком и почему?”. Ответ следующий: самое трудное для родителей время (да и для самого ребенка тоже) – это промежуток между 13 и 14 годами. Именно в это время сомнения в возможностях собственной личности и ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ достигают наибольшей силы. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников. Все, что происходит в это время, накапливается в его психологическом багаже и имеет огромное значение для того, какой станет его взрослая жизнь. Именно в этот период времени человек имеет максимальную психологическую неустойчивость к различным влияниям извне, он полон сомнений в себе, часто подвергается психологическому давлению со стороны взрослых, и его личность может быть разрушена настолько, что в будущем ее будет сложно (а иногда просто невозможно) восстановить. Это необходимо помнить всем родителям, воспитывающим ребенка-подростка. Итак, основные проблемы этого возраста.

ПРОБЛЕМА 1. “Мой ребенок меня не СЛЫШИТ”

Пример “Моя 14-летняя дочь совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда я прошу ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто меня и нет вовсе рядом. А мне уже надоело повторять: “Сколько раз тебе говорить. ” – все равно нет никакого ответа. “Отстань!” – и то не всегда соизволит сказать. “ Знакомая история? Что же делать в таких случаях, как “достучаться” до своего ребенка? Вам помогут следующие правила:

Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд – ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: “Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять”, “Сейчас тебе надо выучить физику” и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: “Уборка!”, “Литература!”.

Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо – как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, – и. ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас – этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза – ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения – установите временное ограничение: “Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись” или “Мне понадобится твоя помощь через две минуты”. При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.

ПРОБЛЕМА 2. “Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время РАЗДРАЖЕН”

Пример “Сыну 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты – он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Я только и слышу: “Ага, сейчас!”, “Ты мне не указывай!”, “Что ты вообще понимаешь?””.

Психологическая причина подобного поведения: появление необходимости почувствовать себя взрослыми. Желание чувствовать себя взрослым есть, а истинной взрослости еще нет. Ребенок-подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потерял те преимущества, которые у него были в детстве. Вот подросток и не знает, как ему проявить свою “взрослость”, и находит самый простой путь – грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. И здесь родителям очень важно правильно повести себя, чтобы не просто наорать и “задавить” авторитетом, а исправить ситуацию.

Правило 1. Если ваш ребенок грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка. Например: “Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать”, “Говорить мне “отстань”, когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла”.

Правило 2. Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте – дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных семейных вопросах – не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

Правило 3. Разъясняйте ребенку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше – на примере собственного опыта.

Правило 4. Старайтесь не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться – такая тактика только усугубляет подобное поведение. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Например, смотрите отстраненно на что-нибудь, а если не помогает, закройтесь в другой комнате. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так ВСЕГДА.

Правило 5. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Подростки ОЧЕНЬ болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, а это может привести к ярко выраженному оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

ПРОБЛЕМА 3. “Мой ребенок все время врет”

Пример “Мой сын все время мне врет – по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?”

Причина: К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более если оно имело место и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин обмануть. В общении со сверстниками – чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение “Само пройдет” здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего ребенка врать.

Правило 1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: “Все в нашей семье должны быть честными друг с другом”. Но перед этим проанализируйте, какой пример честности подаете вы сами. Используете ли вы сами “невинную” ложь? Просили ли вы, чтобы ваш ребенок ответил по телефону, что вас нет дома, когда вы есть, и пр.

Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Как правило, подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость. А на третьем – страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: он, как правило, сам точно не знает настоящих причин. Проанализируйте сами: когда началось вранье, кому он врет – всем или только некоторым?

Правило 3. Несмотря на то, что ваш ребенок уже не малыш, продолжайте объяснять ему, почему обманывать плохо. Приводите веские аргументы, сопровождая их наглядными примерами, близкими возрасту ребенка: вранье может привести к неприятностям, часто к очень большим; репутация тоже страдает, группа сверстников перестает тебе доверять (в подростковом возрасте это имеет очень большое влияние); обман обижает, особенно самых близких людей и т. д. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Например: “Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?” и т. д.

Правило 4. Помните, что подростки чаще всего обманывают, чтобы привлечь внимание. Исходя из этого, старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Если ваш ребенок поступил именно так, постарайтесь сохранить спокойствие – от вашего крика и причитаний ему захочется только сбежать куда подальше, но никак не стать честным.

Правило 5. Введите “штраф” за ложь. Причем выберите такой метод, чтобы ваш ребенок в результате его использования расхотел обманывать. Например, пусть каждый раз, обманув, пишет извинения “пострадавшему” – матери, отцу и пр. (вам полезно будет почитать написанное, чтобы понять своего ребенка).

Проблема 4. “Постоянное стремление к власти”

Пример “Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все “за”; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, – потому что ЕЙ не нравится. Сначала я успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей”.

Психологическая причина: стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой (очень частый спутник пубертатного периода) и просто – отсутствием коммуникативных навыков. “Раз у меня получается добиться своего, значит это хорошо, значит друзья меня уважают”, – рассуждает подросток.

Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но вы можете научить его считаться с мнением других.

Правило 1. Тщательно разберитесь в поведении подростка. В чем бы ни была причина его властного поведения, главное – чтобы он отдавал себе в этом отчет.

Правило 2. Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его (не удивляйтесь, этот метод одинаково действенный и для младших школьников, и для подростков) – поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще так себя вести.

Правило 3. Командирам надо дать понять, что их поведение – неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Поэтому предложите ребенку “сменить роль”: “Представь, что ты – это. которой подруга постоянно диктует, что делать, что не делать, что можно, а что нельзя. О чем, по-твоему, она сейчас думает? что чувствует?”

Правило 4. Объясните, что нужно соблюдать очередность. Это хорошо – всегда быть первым, но не надо при этом жестко подавлять и ущемлять окружающих. Ведь хотя в своем маленьком кругу он – командир, не исключено, что в новом будет считаться выскочкой. Объясните ему, что во многих случаях, чтобы тебя признавали первым, надо сначала уметь “стать в очередь”, намного важнее уметь контролировать перепады настроения, уметь ждать и соблюдать очередность.

Правило 5. Объясняйте своему ребенку, что “командовать” также означает брать на себя ответственность за свои команды. “Вожак” должен понимать и даже чувствовать, какие действия группы наилучшим образом подходят для ее членов. Он должен заботиться о группе в целом и о каждом человеке в частности. Даже если это иногда в каком-то конкретном случае идет вразрез с личными желаниями лидера. Только тогда “командир” может стать настоящим Лидером, Лидером успешной группы, которая уважает своего предводителя.

Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают родители при общении с подростками. К обсуждению этой темы мы еще обязательно вернемся на страницах нашего сайта. А пока нам бы хотелось, чтобы родитель, воспитывающий ребенка-подростка, понял, что быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в мощнейших физиологических сдвигах, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий от будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжелейшие испытания в поисках собственных путей в новом для него мире. Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке жизненного пути, станьте его “проводником”. Тяжелый жизненный период пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет. Успехов вам и вашим детям, которые уже и не дети вовсе, но еще и не взрослые.

Правило 2. Попробуйте выявить возможные причины обмана. Как правило, подросток начинает врать в первую очередь для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость. А на третьем – страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: он, как правило, сам точно не знает настоящих причин. Проанализируйте сами: когда началось вранье, кому он врет – всем или только некоторым?

Если просрочен договор аренды участка под ИЖС, ЛПХ или садоводство

Проще обстоят дела у физических лиц, потому что договоры аренды участков для строительства частных домов заключаются на срок до 20 лет. К тому же получить разрешение на строительство такого дома можно намного быстрее. Однако расслабляться тоже не следует, некоторые семьи и за это время не успевают достроить дома. Недострои могут изымать и у физических лиц, поэтому вышеперечисленные случаи относятся и к участкам под ИЖС или ЛПХ. А вот садоводам и огородникам нечего бояться, если они члены некоммерческого товарищества, то им участок предоставят без торгов и с просроченным договором. В любом случае при непонятной ситуации обращайтесь к опытным юристам, которые подскажут, как выйти из неё с минимальными потерями или вовсе без них.

Если договор аренды участка заключён на неопределённый срок, то он не бессрочный, как многие считают. Срок его действия ограничен и зависит от цели, для которой предоставлен участок. Например, для участка под строительство индивидуального дома — это 20 лет, для застройки коммерческими объектами — от 3 до 10 лет. Поэтому проверяйте документы и следите за сроками, чтобы не лишиться преимущественного права на аренду и не попасть на торги.

Основания для отказа в продлении

Отрицательное решение по пролонгации аренды может быть принято в следующих случаях:

  1. Отсутствуют законные основания для продления.
  2. Имело место недобросовестное использование земельной недвижимости.
  3. То, что на участке делал арендатор, не соответствует категории и целевому назначению земли.
  4. Имели место нарушения законодательства.

Причины отказа должны быть указаны в ответе арендатору на поданное ходатайство.

Что делать, если администрация отказывает?

Встреча с главой администрации для подтверждения добросовестного использования земли

В ответ на ходатайство местная администрация принимает соответствующее решение. Оно может быть отрицательным. В таком случае у арендатора есть возможность обратиться в судебные органы для защиты своих прав.

Это можно сделать в десятидневный срок. Обращение нужно сделать по месту нахождения участка земли.

В полученном отказе должно быть приведено обоснование, которое будет оспариваться иском в суд.

При этом будет необходимо доказать, что в течение предыдущего срока земля использовалась добросовестно и в соответствии с нормами законодательства.

Если суд примет решение в пользу арендатора, то оно будет юридическим основанием для продления договора.

При возникновении такой ситуации наилучшие шансы на успех будут при условии обращения к профессиональному юристу.

При возникновении такой ситуации наилучшие шансы на успех будут при условии обращения к профессиональному юристу.

С каким собственником могут заключить новый договор аренды?

Законодательство (подпункт 10 пункта 2 и пункт 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ) говорит о том, что новый договор аренды заключается без торгов с:

собственником, который купил «незавершенку» на публичных торгах.

Власть, по новым правилам, после прекращения договора аренды изымает участок, а объект незавершенного строительства выставляет на публичные торги (по решению суда, разумеется).

Новый собственник, купивший «незавершенку» имеет право заключить договор аренды без торгов для завершения строительства.

собственником, который строил объект незавершенного строительства.

Такой собственник может продлить аренду только, если власть не обратилась в суд с иском об изъятии объекта и продажи его с публичных торгов.

Если власть так «лопухнулась», то собственник такого объекта через 6 месяцев после истечения срока действия предыдущего договора аренды получает право на возобновление договора.

Собственник, который построил «незавершенку» также получает право на возобновление аренды, если власть обратилась в суд, но суд отказал в иске.

Либо когда изъятый объект незавершенного строительства не был продан на публичных торгах, по причине отсутствия желающих его купить.

Таким образом, если вы не успеваете закончить строительство до истечения срока аренды, то для сохранения участка в аренде вам нужно как минимум оформить право собственности на объект незавершенного строительства.

Оформлением прав собственности занимается Росреестр.

Вам нужно подать заявление о регистрации права собственности на «незавершенку», к которому приложить:

действующий договор аренды,

разрешение на строительство,

Про получение разрешения на строительство см. статью по ссылке.

техническую документацию на объект незавершенного строительства,

документ, удостоверяющий личность,

квитанцию об оплате госпошлины.

В некоторых отделах Росреестра могут запросить дополнительные документы.

Получив право собственности на «незавершенку» вы получаете возможность, при наличии выше описанных условий, сохранить аренду для завершения строительства.

То есть, если аукцион объявлялся при первоначальном получении участка, то это исключает возможность продления аренды по данному основанию.

Что делать если просрочен договор аренды на участок, а там недостроенный дом,

администрация отказалась продлять аренду, а чтобы оформить недостойным нужен договор аренды.

Попробуйте сослаться на статью 621 Гражданского кодекса РФ:

1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

2. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Если администрация будет обращаться в суд с иском об освобождении участка, придется подавать встречный иск.

Если у вас нет задолженности по арендной плате то согласно ст 621 ГК РФ у вас есть преимущественное право на продление договора аренды В этом случае на основании ст 39.6 ЗК РФ вы можете продлить договор аренды без проведения процедуры торгов Составьте разговор о преимущественном праве на заключении нового договора с администрацией Если будет отказ то сами участок не освобождайте добровольно Администрация тогда будет вынуждена подать в суд А вы в суде предъявляйте встречный иск ст 137 ГПК РФ О понуждении заключить новый договор аренды.

Он оспорит отказ собственника земли (администрации) в продлении договора аренды.

У Вас есть согласно ст. 219 КАСС РФ три месяца на оспаривание.

Потом будет поздно – недострой снесут и придёт новый арендатор.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

У Вас договора нет – закончился.

Т. е. нарушены права собственника земли.

Который вправе обратиться в суд об освобождении участка с возмещением ущерба (неосновательное обогащение, расходы на снос и проценты).

В соответствии со ст.39.6 Земельного Кодекса РФ

3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 — 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Данная статья и пункты указанные Законом для администрации не являются основанием отказа в продлении договора аренды. Рекомендую обратиться в суд с иском об отмене отказа и понуждении администрации заключения договора аренды на новый срок. Рекомендую нанять юриста или адвоката. Желаю удачи. В.

Потом будет поздно – недострой снесут и придёт новый арендатор.

Можно ли продлить аренду участка с недостроем?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как продлить договор аренды земельного участка для завершения строительства

ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ), действующий с 1 марта 2015 года привнес изменения в российское законодательство. В частности в сферу управления и распоряжения земельными участками и их вовлечения в хозяйственный оборот.

Закон вводит также новую статью 239.1 ГК РФ, в которой обозначено, что в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Это распространяется на объекты, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельный участок для которых предоставленного путем аукциона.

Краткий анализ законодательной номы:

  • прекращение действия договора аренды земельного участка, находящегося в собственности публично-правового образования, может послужить основанием изъятия такого объекта у собственника. Отметим, что срок обращения уполномоченного органа в суд с требованием о принудительном изъятии объекта незавершенного строительства ограничен 6-ю месяцами с момента истечения срока договора аренды земельного участка.
  • принудительное изъятие может быть осуществлено только на основании вступившего в законную силу решения суда.
  • изымаемый земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, должен быть первоначально предоставлен на аукционе.
  • правила применяются к объектам незавершенного строительства, расположенным на земельных участках, предоставленных после вступления в силу Закона № 171-ФЗ.

Правила этой статьи также применяются в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Указанная норма устанавливает правило, согласно которому юридическая возможность изъятия объекта незавершенного строительства привязана к прекращению действия договора аренды земельного участка, находящегося в собственности публично-правовых образований вне зависимости от того, является ли договор аренды земельного участка первичным либо заключенным для завершения строительства.

Эта норма, также устанавливает однократную возможность заключения договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, после прекращения первоначального договора аренды.

Обращаем ваше внимание, что в силу пункта 21 статьи 3 Вводного закона реализация положений ГК РФ в части продажи объекта незавершенного строительства по решению суда возможна не ранее 1 марта 2018 года, если собственник объекта незавершенного строительства воспользовался правом на заключение договора аренды земельного участка для завершения его строительства, предусмотренным указанной нормой.

В целом Верховный Суд РФ сподвигает арендаторов публичных земель к тому, чтобы после истечения срока аренды они для продолжения строительства использовали процедуры получения прав на землю, предусмотренные Законом №171-ФЗ. В частности, получали от государства землю в аренду без торгов для завершения строительства. Если арендатор не успеет завершить строительство в течение срока аренды после получения им земли по указанным процедурам, то последующее предоставление земли осуществляется только на торгах.

Учитывая действия закона во времени особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под объектами незавершенного строительства, можно условно разделить:

  1. если право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано до 1 марта 2015 года или земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, предоставлен для целей строительства до 1 марта 2015 года (ранее возникшие правоотношения);
  2. если земельный участок предоставлен для целей строительства после 1 марта 2015 года (правоотношения, возникшие после вступления в силу Закона N 171-ФЗ), при этом правовой механизм регулирования таких правоотношений аналогичен;

Договоры аренды публичных земель для строительства, заключенные до 1 марта 2015 года, по истечении их срока автоматически без проведения торгов продлеваются на неопределенный срок, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора. Арендатор земель может по истечении срока аренды и после 1 марта 2015 года продолжать/начинать строительство на соответствующем участке, не продлевая срок аренды на торгах, но при условии, что арендодатель не прекратит такой договор аренды в одностороннем порядке. Это означает, что арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

2 точки зрения Верховного суда РФ:

  • 1. В Определении Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 года по делу № А46-6835/2015 указано, что арендатор, получивший в аренду, принадлежащий администрации города, земельный участок для целей строительства без проведения торгов в соответствии с положениями ст. 39.6 ЗК РФ, не успевший построить здание до окончания срока договора аренды, но принявший в этот срок меры к началу строительства вправе претендовать на продление с ним договора аренды на новый срок без проведения торгов. Отказ администрации города, выдавшей арендатору разрешение на строительство незадолго до окончания срока аренды, от продления с таким арендатором договора может рассматриваться как злоупотребление администрацией правом в связи с нарушением разумных ожиданий арендатора.
  • 2. В Определении Верховного суда РФ от 27 июня 2017 года по делу № А41-13398/2016 указано было обратное, а именно, что реализация предоставленного законом арендодателю права на отказ от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, не ставится в зависимость от каких-либо специальных ограничений, а также наличия, либо отсутствия на земельном участке, объекта недвижимого имущества; арендодателя нельзя ограничить в реализации им права на отказ от договора и установить бессрочный режим аренды. Такое право подлежит реализации как в отношении незастроенного земельного участка, так и участка, на котором находятся объекты недвижимости или объекты, строительство которых не завершено.

Итоги: в случае, когда государство предоставило в аренду участок для строительства до 1 марта 2015 года, по истечении срока аренды арендатор может получить тот же самый участок в аренду на три года без торгов, при условии что на участке в период действия аренды на основании разрешительной документации создан объект незавершенного строительства. Это не зависит от регистрации собственности на такой объект и момента регистрации.

Вместе с тем, если государство предоставило в аренду участок после 1 марта 2015 года и строительство не завершено в течение срока аренды, то орган власти может продать объект незавершенного строительства на торгах в судебном порядке в течение шести месяцев с момента истечения срока аренды. При этом арендатор может однократно потребовать предоставления ему в аренду участка для завершения строительства.

Краткий анализ законодательной номы:

Ссылка на основную публикацию